Введение 2
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты изучения международных связей финно-угорских регионов 12
1.1. Понятие, структура и функции современной парадипломатии в условиях глобального мира 12
1.2 Методологические аспекты исследования международного культурного сотрудничества финно-угорских регионов 20
1.3 Нормативно-правовая и институциональная основа международных связей субъектов РФ и европейских государств 27
1.4 Роль финно-угорского общественного движения в развитии международного сотрудничества 35
Глава II. Международные связи Республикой Марий Эл с Венгрией, Финляндией и Эстонией 45
2.1. Идея финно-угорского мира как фактор культурного взаимодействия стран Венгрии, Финляндии и Республики Марий Эл 45
2.2 Нормативно-правовая основа и акторы международных связей Республики Марий Эл 52
2.3. Вопросы защиты и сохранения культуры, языков и традиций финно-угорских народов в развитии международного сотрудничества 65
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75
Приложения 90
Актуальность. Тема парадипломатии, субъектами которой выступают регионы федеративных государств, в настоящий момент выступает как одна из наиболее актуальных в современной политической науке и международных отношениях. В качестве ключевой цели парадипломатии можно отметить установление прочных связей с другими акторами, продвижение собственных интересов и реализация намеченных планов субъекта парадипломатии в той или иной жизненной сфере. Отметим, что для субъекта также характерно наличие потребности во взаимодействии на глобальном уровне, стремление к участию в глобализации, но при этом он также стремится и сохранить собственную идентичность, национальные, исторические, культурные особенности.
На сегодняшний день одним из ярких примеров парадипломатии является финно-угорское сотрудничество. Финно-угорские народы успешно взаимодействуют друг с другом на мировой арене, развивая общественную дипломатию стран в целом. Сейчас это не только народы, объединенные одной языковой группой, но и большое движение общественного характера, которое достаточно активно проявило себя на общественно-политическом уровне в 1990-е гг. и продемонстрировала наличие мощных инструментов для реализации сотрудничества как на межрегиональном, так и не международном уровне. Финно-угорское движение развивает многостороннее сотрудничество неправительственных организаций (НПО), органов государственной и муниципальной власти дипломатов и парламентариев для того, чтобы обеспечить сохранение и дальнейшее развитие местной культуры, языка, традиций, защитить права народов финно-угорской группы В него также включены регионы не только Российской Федерации, но и стран Венгрии, Финляндии, Эстонии, Норвегии, Швеции, Латвии.
По нашему мнению, финно-угорское функционирует на уровне организаций общественного характера и позволяет выстроить прочные взаимоотношения на различных уровнях, в том числе на межгосударственном, осуществляет важный вклад в развитие международной активности субнациональных регионов. Общественная дипломатия конкретно народов финно-угорской группы способна оказывать влияние на деятельность отдельных организаций международного уровня, а также на политику органов государственной власти регионального и национального масштаба по аспектам, касающимся данных народов. Можно выделить два ее ключевых аспекта – это самоорганизация представителей финно-угорских народов в рамках общественных организаций в тех или иных сферах, а также инструмент для внешнеполитической деятельности, используемый для достижения целей указанной группы.
Республика Марий Эл является одной из финно-угорских регионов Российской Федерации. Титульной национальностью в регионе являются марийцы, говорящие на языках финно-угорской группы уральской семьи. Сотрудничество с Венгрией, Финляндией и Эстонией является важнейшим культурным фактором, который во многом определяет как международную активность региона, так и сознание марийцев в вопросах самоопределения.
3 года назад связи между регионами финно-угорского сообщества Российской Федерации и странами Венгрии, Эстонии и Финляндии начали постепенно терять свою значимость. В 2020 году началась пандемия, и страны закрыли свои границы. За ограничениями пандемии последовали меры антироссийской политики, обрывающие академические и культурные контакты после начала специальной операции на Украине. Эти события послужили резкому спаду международного сотрудничества российских регионов со странами Венгрии, Финляндии и Эстонии, однако финно-угорское направление было и остается одним из ключевых в формировании идентичности марийцев и культурной повестки в регионе.
Степень научной разработанности темы. В современной науке изучению феномена парадипломатии посвящен обширный корпус работ. Она подробно описывается зарубежными исследователями в сфере политической науки. Во многом они имеют североамериканское происхождение, поскольку именно в Канаде и США акторы на субнациональном уровне стали первыми проводить активную деятельность на внешней арене. Уже в 80-е гг. XX в. обозначили себя такие ученые, как И. Духачек, Дж. Кинкайд (США), П. Солдатос, Г. Микельман (Канада). Отметим, что одной из ключевых площадок для проведения исследований стал научный журнал «Publius: the Journal of Federalism», тематикой которого были вопросы федерализма. Следующей по хронологии группой исследователей, внесших значительный вклад в изучение указанного вопроса, стали А. Лекура, С. Пакина (Канада), С. Джоли(США). Каждый из них так или иначе рассматривал в своих трудах термин «парадипломатия», а также размышлял о схожих научных понятиях, характеризующих общественно-политическую деятельность субнациональных акторов на внешнем поле. Специфической чертой этих работ было то, что они описывали парадипломатию в контексте федеральной системы государственного устройства, что было отличительной особенностью Канады и США.
Затем данный вид исследований получает свое распространение в Европе. Это было связано как с процессом глобализации, так и с более активным транснациональным научным сотрудничеством. Здесь мы можем отметить таких ученых, как Д. Крикеманс, М. Дюран (Фландрия, Бельгия), М. Китинг , Ч. Джеффери. Спецификой европейских исследователей было то, что в их понимании парадипломатия была тесно связана с происходящими в их регионе процессами децентрализации и регионализации. Отметим, что государства стран Европы имеют преимущественно унитарное устройство, что также качественно отличает их от США и Канады. Нельзя не сказать и об имеющихся в европейском регионе сепаратизме, присущем ряду субъектов. В связи с этим одним из основных акторов общественной дипломатии здесь были регионы, которые имеют этническую специфику и стремятся ее обозначить и отстаивать.
Несколько позже началось изучение феномена парадипломатии в России. В основном это было связано с быстроменяющимися реалиями политической жизни в 90-е гг. XX в. К числу российских ученых, изучающих эту сферу, можно отнести: Ю. Акимов, Н. Еремина, А. Сергунин, Н. Маркушина («Санкт-Петербургская школа» политических исследований), В. Шило, И. Бусыгина, Т. Зонова («Московская школа» политологии), И. Насыров, Г. Шарафутдинова , Е. Альбина («Казанская школа» политологии), А. Кузнецов. Можно заметить: российские политические ученые распределены по территориальному признаку, что наглядно отражает имеющиеся в изучении общественной дипломатии особенности. Однако, нельзя не отметить, что представленные специалисты разрабатывали проблематику парадипломатии не только в нашей стране, но и в зарубежных государствах.
Также целесообразно отметить работы, связанные с вопросом сотрудничества финно-угорских неправительственных организаций с различными акторами на международном уровне. Это работы В.Н.Немечкина, А.Б.Мясниковой, Т. В. Юзыкайн и др.
Таким образом несмотря на то, что в современных общественных науках, как в России, так и за рубежом, изучение парадипломатии занимает значимое место и имеет высокую степень актуальности, мы можем говорить о недостаточной разработанности данной проблематики именно в контексте сотрудничества отдельных регионов Российской Федерации с иностранными государствами. Важно понимать, что выбранная автором тема развивается в данный момент времени, и она как никогда актуальна. Одним из неразработанных тем остается вопрос о перспективах взаимодействия финно-угорских народов с изучением направлений и форм культурного сотрудничества.
Помимо этого, несмотря на значительный пласт исследований, посвященных тем или иным аспектам международной активности регионов, отсутствует актуальное исследование международных Республики Марий Эл и роли финно-угорского фактора в их развитии, в том числе со странами Венгрии, Финляндии и Эстонии. Все вышеуказанное говорит о том, что рассматриваемая проблематика нуждается в подробном изучении, на основе чего были определены цели и задачи настоящего диссертационного исследования, его объект и предмет.
Предмет исследования: международная деятельность субнациональных акторов на примере Республики Марий Эл в контексте участия региона в финно-угорском движении.
Объект исследования: комплекс процессов и явлений, которые определяют развитие международных связей Республики Марий Эл со странами финно-угорского мира.
Цель исследования:
Определить направления и формы культурного сотрудничества Республики Марий Эл с финно-угорскими странами и выявить роль финно-угорского фактора в развитии международных связей региона.
Задачи исследования:
во-первых, обосновать выбор теоретического и методологического подхода к изучению внешних культурных связях Республики Марий Эл и финно-угорских стран Европы;
во-вторых, изучить парадипломатию как систему средств, способствующих для достижения задач Республики Марий Эл, Венгрии, Финляндии и Эстонии в культурной сфере;
в-третьих, оценить нормативно-правовые и институциональные основы международных связей субъектов РФ со странами Европы, относящими себя к финно-угорскому сообществу;
в-четвертых, выяснить потенциал финно-угорского движения в развитии общественной дипломатии и международных связей региона в целом;
в-пятых, изучить тенденции и особенности подходов к сохранению культурной самобытности финно-угорских народов, стимулирующие международное взаимодействие;
в-шестых, исследовать содержание сотрудничества в культурной сфере Республики Марий Эл с финно-угорскими странами.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Методы политического анализа – количественный контент-анализ, при работе с докладами Представительства Республики Марий Эл о международном гуманитарном сотрудничестве республики. Цель - выявить тенденцию участия РМЭ в мероприятиях, организованных финно-угорским движением в период с 2014 по 2021 год.
2. Метод институционального анализа при изучении роли институтов и неправительственных организаций, участвующих в сфере финно-угорских связей и международном гуманитарном сотрудничестве Республики Марий Эл. В центре этого метода – институты и институциональные изменения. Элементы культурного взаимодействия, чьи отношения упорядочены и организованы по заданным правилам, формируют собой институциональное пространство протекания трансакций. Данное множество элементов, равнозначно определению института, можно определить под термином система, ввиду наличия множества элементов одного рода, образующих между собой единство отношений, объединенных упорядоченными связями.
3. Следующие метод - системный анализ, который используется при изучении взаимодействии НПО и институтов в сфере культуры Республики Марий Эл со странами Венгрии, Финляндии и Эстонии. Важно понимать, что любая система, представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов. Поэтому исследование системы направлено прежде всего на изучение взаимосвязей и взаимодействий ее элементов.
Научная новизна. В работе впервые применена концепция идентификационной парадипломатии для исследования международных связей Республики Марий Эл; разработан подход для изучения международных связей данного региона, определяющий специфику институциональной и нормативно-правовой основы внешних связей региона, связанную с особой ролью финно-угорского фактора; впервые было изучено влияние финно-угорского фактора на развитие национальной культуры Республики Марий Эл.
Апробация работы. Статья на тему «Актуальные проблемы современного международного сотрудничества финно-угорских народов», апробация проходила 15 апреля 2022 года на X конференции с международным участием Санкт-Петербургского государственного университета.
Источниковая база исследования состоит из 2 групп. В первую входят международные законодательные ЮНЕСКО о культурном разнообразии, общепризнанные принципы международного права, как принцип сотрудничества, принцип всеобщего уважения прав человека, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву и др. Данные принципы закреплены и подробно раскрываются в Уставе ООН 1945 г.
Вторая группа источников – это нормативно-правовые документы Российской Федерации, закрепляющие права коренных народов, культурного разнообразия и участия субъектов на международной арене. Это такие Федеральные законы, как «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г., «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г., «Об основах приграничного сотрудничества» от 26 июля 2017 г. и Указ Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» от 12 марта 1996 г. соглашение между Российской Федерацией и Венгрией о содействии межрегиональному сотрудничеству 2015 года. Также ст. 4 Федерального закона от 17 июня 1996 г.№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения,
2-х глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Содержание Главы 1 включает в себя 3 параграфа, где в первом рассматриваются понятия, структура и функции современной парадипломатии, во втором автор указывает на методологические аспекты исследования международного культурного сотрудничества финно-угорских регионов, на основе которых написана эта работа, а в третьем описана нормативно-правовая и институциональная основа международных связей субъектов РФ и европейских государств. Во 2 главе упор сделан на международные связи Республики Марий Эл в контексте финно-угорского мира. Анализируется нормативно-правовая и институциональная база, которая является основой взаимодействия региона и стран финно-угорского мира, а также проводится контент-анализ основных субъектов, участвующих в культурном сотрудничестве. В завершающем пункте прослеживаются этапы международных инициатив в сохранении сохранения культурной самобытности коренных народов, в особенности финно-угорской языковой группы.
Международные отношения в конце ХХ века существенно изменились, начали открываться границы, появились новые государства. Началось активное участие субъектов федерации на международной арене в политической, но, прежде всего, экономической и культурной сферах взаимодействия. Республика Марий Эл после 1990-го года также стала активно заключать соглашения с иностранными государствами, подчеркивая приоритетность культурного и экономического сотрудничества. Она, являясь одним из субъектов Российской Федерации, вошла в группу регионов, выделенных по национально-этническому признаку и обратила внимание на страны финно-угорского мира Венгрию, Финляндию и Эстонию, в частности, благодаря языковому родству. Такой выбор был сделан не случайно – именно эти страны начали продвигать идею родства финно-угорских народов и объединять их в одно движение.
Теоретико-методологической основой исследования международных связей Республики Марий Эл стала концепция «идентификационной дипломатии», предполагающая наличие определенных институциональных акторов и их специфическое видение роли международного сотрудничества. В современном мире парадипломатия играет важную роль, так как в условиях глобализации стремление субъектов во взаимодействии на глобальном уровне является естественным. Однако при этом он также стремится и сохранить собственную идентичность, национальные, исторические, культурные особенности. Исследование парадипломатии можно охарактеризовать как достаточно развитое направление не только зарубежной, но уже и отечественной политологии. Интерес российских исследователей во многом определяется тем, что в Российской Федерации существуют и условия, и сформированные нормативно-правовые документы.
Избранный в качестве методологической основы данной работы институциональный метод, на наш взгляд, отражает ту важную роль, которые институты в современном мире играют в развитии парадипломатии и взаимодействии регионов. Республика Марий Эл не стала исключением: здесь функционируют и региональные представительства, и правительственные и неправительственные организации, и органы, координирующие внешнюю деятельность региона. Также республика входит в ассоциации, связанные с финно-угорской тематикой, отправляет делегации на форумы, заседания ООН и т.д.
Анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих взаимодействие с регионов с зарубежными странами, а также изучение основных акторов международного сотрудничества Республики Марий Эл странами должен сопровождаться осмыслением задач, которые во многом определяют формы и направления взаимодействия. В случае Республики Марий Эл, на наш взгляд, важную роль приобретает стремление поддержать идентичность, сохранить язык, культуру, защитить права титульной национальности региона и одновременно участвовать в разработке международных договоров и соглашений, поддерживать и развивать международное сотрудничество в различных сферах, включая экономику, культуру, образование и т. д.
Тем не менее, единственным международным соглашением Республики Марий Эл, затрагивающим сферу культуры, который удалось найти, является соглашение с Венгерским регионом Ваш. Отсутствие в Республике Марий Эл ряда международных соглашений в сфере культуры со странами Венгрии, Финляндии, Эстонии, по крайней мере, позволяет сделать вывод о слабой разработанности нормативно-правовых основ международных связей региона. Среди акторов, которые участвуют в международной деятельности региона, ключевую роль традиционно играют органы исполнительной власти, такие как Представительство Министерства иностранных дел России по Республике Марий Эл, Глава Республики. Также внешнюю культурную политику осуществляет Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В развитии международного культурного сотрудничества на данном этапе играет финно-угорское направление. Контент-анализ на основе отчетов Представительство Министерства иностранных дел России по Республике Марий Эл об участии Марий Эл во внешней культурной политике, позволяет прийти к выводу, что данное направление является приоритетным. Республика часто становится площадкой для форумов, конгрессов, конференций, проявляет инициативу для развития данного направления.
Однако, несмотря на большое участие правительственных организаций, общественные движения также являются сильными игроками в финно-угорском направлении. Это доказывает их участие в Консультативном комитете, МАФУН и других организации Международного финно-угорского движения. Члены общественных движений занимаются подготовкой и реализацией проектов международных организаций, проявляя себя тем самым как институты гражданского общества, как инструменты народной дипломатии. Хочется верить, что вопросы сохранения и продвижения прав и культурных особенностей коренных народов в дальнейшем будут расширяться и не терять свою значимость.
Документы
1. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, 02.11.2001 Электронный ресурс: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml#a1 (Дата обращения: 10.05.2022)
2. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, 13.09.2007 [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml
3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 24.08.1970 [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml
4. Декларация 1992. Декларация об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира URL: https://fennougria.ee/ru/predstavitelstva/vsermirnye-kongressy/pervyj/deklaracziya-1992/ (дата обращения: 11.02.2023).
5. Конституция Республики Марий Эл от 24 июня 1995 года URL: https://docs.cntd.ru/document/304200038?marker (дата обращения: 24.04.2023).
6. Об утверждении Положения о Департаменте международного сотрудничества Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://culture.gov.ru/documents/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-departamente-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-ministerstva-kultury-ross1412201701/ (дата обращения: 03.05.2022)
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) Статья 21. Право на культурно-национальную автономию (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/aa11870b0ba80594f6a5fd02165b7a911886a297/ (Дата обращения: 07.05.2022)
8. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2010) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130289/2040ef0c33ad2db130570c419e790f83c66c8db4/ (Дата обращения: 07.05.2023)
9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 325-10 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/499091756 (Дата обращения: 03.05.2022)
10. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации // ПРИКАЗ от 22 ноября 2011 г. № 21341 г. Москва URL: https://www.mid.ru/tv/?id=1744700&lang=ru (дата обращения: 24.04.2023).
11. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975 [Электронный ресурс] // URL: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505_1.pdf
12. Статья 22. Протекционизм государства в отношении культур малочисленных этнических общностей [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/43494704ab30d14ecb29dd9aa433d21c701d8eb1/ (Дата обращения: 07.05.2022)
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгрии о содействии межрегиональному сотрудничеству URL: https://docs.cntd.ru/document/420263551 (Дата обращения: 19.04.2023)
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности URL:https://docs/document/1900193 (дата обращения: 19.04.2023)
15. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10722/ (дата обращения: 03.05.20220
16. Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/13347 (дата обращения: 02.04.2023).
17. Устав Всемарийского Совета URL: https://kidsher.ru/ru/culture/3498
(дата обращения: 21.05.2023).
18. Указ от 17 января 2018 г. № 12 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2030 года URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=146077596&page=1&rdk=0&fulltext=1&scrolltop=21558#I0 (дата обращения: 24.04.2023).
... Всего источников – 108.