ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основные характеристики экологической журналистики 6
1.1. Тематические направления, функции, жанры экологической
журналистики 6
1.2. Мультимедийный проект в контексте экологической журналистики 14
ГЛАВА 2. Технология производства мультимедийного проекта. Актуальные
тенденции 23
2.1. Об изданиях 24
2.2. Описание веб-платформ 26
2.2.1. Tilda 28
2.2.2.Readymag 28
2.2.3.Stampsy 29
2.2.4. Shorthand 29
2.3. Концепция мультимедийного лонгрида о проблемах Балтийского моря 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 5
Значение экологической журналистики растет с каждым годом, по мере
того, как состояние окружающей среды ухудшается, и человечество
сталкивается со все более глобальными вызовами, которые влияют на жизнь
большего числа людей.
Можно сказать, что новый этап эволюции экологической журналистики
определила проблема повышения температуры Земли. На сегодня это главная
угроза человечеству. Процесс провоцирует сложные природные, социальные
и политические проблемы по всему миру. К последствиям изменения климата
относят повышение уровня моря, засуху, дефицит воды, увеличение числа
погодных аномалий, природных катастроф и катаклизмов, рост социальной
напряженности и др.
Решить проблему возможно лишь коллективно. От государств
требуется перестроить системы экономики, производства. Переход от
производственной модели к модели устойчивого развития определили ряд
международных документов, в том числе Парижское соглашение,
подписанное в 2015 году.
В то же время усилия необходимо предпринять обычным людям.
Гражданам необходимо изменить привычки, снизить потребление энергии,
воды и других ресурсов и др. Многие специалисты подчеркивают, что от
этого зависит успех «кампании за планету».
На первый план выходит экологическая журналистика, основными
задачами которой становятся: объединить максимальное число людей вокруг
экологических проблем и объяснить им зачем и как менять свои привычки.
При этом теоретики и практики отмечают неэффективность материалов
данного направления. Чтобы выполнить поставленные задачи, журналистам
необходимо искать новые подходы к работе, менять способы подачи контента.
Актуальность исследования связана с кризисом экологической
журналистики. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы
3рассматриваем мультимедийный проект как новый способ представления
экологической информации.
Цель исследования – описать основные преимущества
мультимедийного проекта и предложить список современных визуальных
компонентов формата, которые экологические журналисты могли бы
использовать в своей практике.
Объектом нашего исследования является мультимедийные проекты в
области экологической журналистики. Предметом – тенденции развития и особенности формата.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Определить тематические направления, функции, жанры и проблемы
экологической журналистики;
2. Дать определение мультимедийного проекта, выделить его главные
особенности;
3. Проанализировать современные мультимедийные проекты и выявить
актуальные компоненты;
4. Создать композиционно-графическую модель современного
мультимедийного проекта на экологическую тематику.
Теоретическую базу данной работы составляют исследования и статьи
по экологической журналистике Габи Мокатта, Н.В Калининой, Я. Е.
Вайшля, А.В. Давыдовой, Е.А. Шарковой, исследования в области
мультимедиа The New York Times, А.В. Колесниченко, Д.П. Чигаева, А. Галустяна и других.
Методы, использованные в данной работе качественный и
количественный контент-анализ мультимедийных лонгридов и проектов,
сравнительный анализ результатов контент-анализа, эксперимент,
проектирование и моделирование мультимедийного проекта.
Основу эмпирической базы исследования составляют мультимедийные
проекты и лонгриды, которые вышли The New York Times и «Коммерсантъ» с
2013 по 2016 годы (всего – 61 материал).
4Данная работа состоит из введения, теоретической главы, практической
главы, заключения, списка литературы, эмпирической базы и приложений.
Список литературы включает 36 наименований
В процессе исследования мы отследили развитие экологической
журналистики на Западе и в России. Мы установили, что вопросы
окружающей среды давно привлекают внимание журналистов. Мы также
увидели, что экологическая проблематика выходит за рамки описания
ландшафтов и жизни животных. Журналисты изучают такие темы как:
загрязнение воды, воздуха, защита лесов; пишут о законах, здоровье,
национальных парках, энергетике и др.
Основными жанровыми моделями экологической журналистики
являются «горячая» новость, статья-справка, интервью с экспертом, репортаж, фиче.
Наиболее эффективным способом подачи контента мы называем
мультимедийный проект. Мультимедийный проект – это серия
мультимедийных лонгридов. Мультимедийный лонгрид, в свою очередь, –
это материал в жанре фиче (чаще всего), представленный в новой, привлекательной упаковке.
Ключевая характеристика проекта – многосерийный формат. Он
позволяет привлечь читателей с разными интересами, сформировать сообщество вокруг проблемы.
Проекты могут создавать люди без навыков программирования – в
интернете существует множество веб-конструкторов с готовыми шаблонами.
Мы советуем выбирать площадки с самым широким выборов блоков.
Конструкторы должны также предлагать следующие возможности:
– залезать в код, это позволит дополнять шаблоны уникальными деталями;
– скачивать код и переносить на другую платформу;
– адаптировать страницу под экран любого устройства – компьютера, мобильного, планшета.
В 2016 году фотографии оставались наиболее популярными
визуальными элементами, за ними следуют видео, инфографика, диаграммы
и карты. Видео-контент развивается самыми быстрыми темпами. В
мультимедийных лонгридах используются такие новые форматы как видеодроны и видео виртуальной реальности.
На наш взгляд мультимедийные проекты должны, в первую очередь,
создаваться универсальными (не специализирующиеся на экологии) издания.
На это существует ряд причин:
– они охватывают более широкую аудиторию;
– контенту универсальных СМИ доверяют;
– универсальные СМИ обладают ресурсами, которые позволяют
выпускать тематические спецпроекты, экспериментировать с технологиями,
совершенствовать формы подачи экологической информации.
Как мы упоминали в первой главе, помимо мультимедийных проектов,
в частности, мультимедийных лонгридов, существуют другие виды
мультимедийных историй. Развиваются такие форматы как:
– инфографика. Материал строится вокруг схем, графиков и диаграмм.
– карты. В основе публикации лежит карта. Хороший пример –
материал NYT о конфликте вокруг нефтепровода Dakota Access в США The
Conflicts Along 1,172 Miles of the Dakota Access Pipeline.110 Центральное место
в публикации занимает карта, которая показывает, через какие земли тянется
трубопровод Dakota Access. На карту наложены небольшие текстовые блоки
(1-2 предложения), которые передают основные сведения из истории;
– визуальные фиче. В таком материале может быть представлен
крупный текстовый блок. Однако фото- либо видео-ряд здесь играет
основную роль. Материал строится вокруг визуальных элементов,
«прочтения» которых достаточно, чтобы вникнуть в историю. В
мультимедийном лонгриде это невозможно. Мы отнесем к данному формату,
например, материалы «Коммерсантъ» «Расхитители без границ»111 и «Удар ниже поезда»;
– видео-серии;
– проекты виртуальной реальности.
Многим из перечисленных видов мультимедийные проекты/лонгриды
сегодня проигрывают. Материалы, где видео становятся центрообразующим
элементом, привлекают больше читателей. По словам главного редактора
журнала NYTimes Magazine Джейк Зилверштейн (Jake Silverstein), мобильное
приложение виртуальной стало самым успешным продуктом в истории
Times. В NYTimes визуальные истории по количеству уже превосходят мультимедийные лонгриды.
Однако, для редакции, которая только приступает к освещению
экологической тематики, мультимедийный лонгрид будет наилучшем
решением. Как отмечает главный редактор отдела спецпроектов в «Ъ»
Маргарита Федорова, журналист в тексте может объяснить обстоятельства,
раскрыть контекст, отследить причинно-следственные связи, что часто
невозможно сделать с помощью инфографики или даже серии погружающих
видео виртуальной реальности. Эти форматы на начальном этапе могут найти
воплощение в лонгриде как элементы, которые дополнят, обогатят историю,
увеличат ее погружающую способность
2. Вайшля Я. Е. Состояние Экологической журналистики в России //
Материалы сборника статей «Экологическая журналистика». Под ред.
Давыдовой А.В., Смоляровой А.С. СПб.:СПбГУ, 2011. URL:
http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1413361951_3285.pdf
3. Галустян А. О трех главных требованиях к мельтимедийному проект.
URL: http://sila.media/multiconditions/
4. Галустян А., Курчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый формат
онлайн-журналистики // Сборник статей «Как новые медиа изменили
журналистику 2012-2016 годы. Под ред. Балмаевой С. и Лукиной М. . –
Екатеринбург.: Гуманитарный университет, 2016. URL:
http://newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/NewMedia-2016.pdf
5. Калинина Н.В. Развитие экологической журналистики в контексте новых
медиа. // Вестник АмГУ. Выпуск 64., 2014. URL:
http://old.amursu.ru/attachments/article/11560/6.pdf
6. Колисниченко А.В. Длинные тексты (лонгриды) в современной
российской прессе // Медиаскоп. 2015. Вып. 1. URL:
http://www.mediascope.ru/1691
7. Колесниченко А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – М.:
Изд-во Моск. ун-та, 2008. URL:
http://www.evartist.narod.ru/text28/0038.htm.
8. Лосева Н. Аудитория новых медиа. // Сборник статей «Как новые медиа
изменили журналистику 2012-2016 годы. Под ред. Балмаевой С. и
Лукиной М. . – Екатеринбург.: Гуманитарный университет, 2016. URL:
http://newmedia2016.digital-books.ru/wp-content/uploads/2016/06/NewMedia-2016.pdf
9. «Мы и Жо. Media and Journalism». «Внутренний эксперимент The
Washington Post привел к созданию новой CMS». URL:
4210. https://themedia.center/2014/10/22/vnutrenniy-eksperiment-the-washingtonpost-privel-k-sozdaniyu-novoy-cms/
11. «Мы и Жо. Media and Journalism». «The New Yorker меняет свою онлайнстратегию». URL: https://themedia.center/2014/07/11/the-new-yorker/
12. «Мы и Жо. Media and Journalism». «The New York Times описывает
интерфейс и возможности своей системы управления контентом Scoop».
URL: https://themedia.center/2014/06/23/the-new-york-times-cms/
13. Общие и специализированные экологические СМИ: особенности подачи
экологической информации. URL:
http://www.seu.ru/cci/lib/books/ecojour/08.htm
14. Проблематика периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. Г.С.
Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. — с.
35-36. URL: http://evartist.narod.ru/text19/063.htm#з_05
15. Степановских А.С. Экология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2001. URL: http://ekolog.org/books/27/3_1.htm
16. Чигаев Д.П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста //
Медиаскоп. 2017. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/2270.
17. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика России: этапы становления. //
ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. Вып. 2. URL:
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2012/02/2012-02-56.pdf
18. Эхо Москвы. «Россия и Китай. Жизнь на границе». URL:
http://echo.msk.ru/programs/svoi-glaza/1738466-echo/
19. New Media Education. Земля отчуждения. URL:
http://newmediaedu.ru/project/54 Report of 2020 group. Journalism that stands
apart. URL: https://www.nytimes.com/projects/2020-report/
20. Slon. «Во что вовлекают человека новые медиа?». URL:
https://republic.ru/calendar/event/1092196/#pager
21. Bernardino Ramazzini. De Morbis Artificum Diatriba [Diseases of Workers].
URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1446785/
4322. Gabi Mocatta. Enviromental journalism. URL:
https://www.openschoolofjournalism.com/documents/13647/106563/JD040_E
nvironmental-Journalism.pdf/18289c19-59d8-4d9e-8505-b507e5f5478c
23. Francis Molena. Remarkable weather of 2011// Poplular Mechanics. March.
1912. URL:https://books.google.ru/books?
id=Tt4DAAAAMBAJ&pg=PA339&lpg=PA339&dq=Francis+Molena&source
=bl&ots=QvfF_XiMJm&sig=ZOVpePjys-
_6jZ_NELmaBSWtAsc&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi6lZijzoDUAhUCCiw
KHaP3ClwQ6AEIXjAL#v=onepage&q=Francis%20Molena&f=false
24. Future of longform. URL:
http://archives.cjr.org/behind_the_news/longform_conference.php
25. MacArthur Foundation. «The Guardian. Digital-First Vanguards in News
Media». URL:
http://opendoclab.mit.edu/interactivejournalism/the_guardian.html
26. Medium. The Best Online Storytelling and Journalism of 2014. URL:
https://medium.com/@jcstearns/the-best-online-storytelling-and-journalism-of-
2014-62a30e20575c
27. Nieman Lab. The leaked New York Times innovation report is one of the key
documents of this media age. URL: http://www.niemanlab.org/2014/05/theleaked-new-york-times-innovation-report-is-one-of-the-key-documents-of-thismedia-age/
28. Report of 2020 group. Journalism that stands apart. URL:
https://www.nytimes.com/projects/2020-report/
29. Sea Change: An Experiment in Multimedia Reporting on a Grand Scale // 2015
KNIGHT-RISSER PRIZE SYMPOSIUM // Stanford University. URL:
http://knightrisser.stanford.edu/symposia2015report.html
30. Seattle Times. How we did the project. URL: http://apps.seattletimes.com/seachange/about-project/
31. Timeline of environmental journalism and literature. URL:
http://www.environmentalhistory.org/revcomm/readings-2/ch-3-modern-
44press/science-and-environmental-journalism/timeline-of-environmentaljournalism-and-literature/
32. The Report of 2020 group. Journalism that stands apart. URL:
https://www.nytimes.com/projects/2020-report/
33. Transmedia Storytelling as Supersystem. URL: http://seriousscience.org/transmedia-storytelling-as-supersystem-7596
34. Troubled waters: marine life and the treat of ocean acidification. URL:
https://player.vimeo.com/video/120758440
35. WordPress. URL: https://ru.wordpress.com
36. WWF. Environmental journalism and its challenges. URL:
http://wwf.panda.org/?158642/Environmental-journalism-and-its-challenges