Введение
Глава 1. Теоретико-методические подходы к изучению социологии питания.8
1.1 Функционализм.
1.2 Структурализм
1.3 Материализм
Глава 2. Исследования потребления алкоголя в экономической социологии.24
2.1. Социологический взгляд на потребление алкоголя.
2.2. Социально-экономические факторы потребления алкоголя. .................... 31
2.3 Модели потребления алкоголя и межкультурные сравнения. ................... 37
Глава 3. Эмпирический анализ структуры потребления вина в России. ........ 39
3.1 Динамика потребления вина на российском рынке.
3.1 Анкетный опрос: структура и практики потребления вина. ...................... 43
3.3 Экспертное интервью: структура и культура потребления вина в России.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1. Программа исследования
Приложение 2. Анкета
Приложение 3. Гайд экспертного интервью
Потребление алкоголя – неотъемлемый элемент образа жизни,
культуры и быта большей части населения многих стран мира. В массовом
сознании алкоголь воспринимается как социально приемлемое явление,
которое в свою очередь доставляет удовольствие, поднимает настроение,
расслабляет, в некоторой степени снимает напряжение. К тому же,
умеренный прием алкоголя способствует выполнению функции
социализации (общение, проявление гостеприимства, доверия).
Общеизвестно, что с течением времени в разных странах под влиянием
экономических, культурно-исторически условий постепенно сформировались
своеобразные питейные обычаи, значительно отличающиеся количеством,
частотой и условиями приема тех или иных алкогольных напитков.
Следовательно, сформировалась определенная культура потребления
алкоголя. Известно, что существует множество вариаций культур
потребления спиртных напитков. Принято выделять две контрастные
питейные культуры: южную (предпочтения отдаются вину и фруктовым
бренди) и северную (ассоциируется с крепкими напитками). Между этими
двумя контрастными культурами существуют промежуточные варианты, а
именно центрально – европейская культура, где наибольшим спросом
пользуется пиво. С 1950-х гг. в мире наблюдается гомогенизация моделей
потребления алкоголя. Практически во всех культурах алкогольный напиток,
который традиционно выступает конституирующим элементом, постепенно
теряет свою популярность. В странах с северным типом культуры отмечается
переход к центрально-европейской и южным моделям 1 , а в странах, где
предпочтение традиционно отдавалось пиву, с одной стороны, признание
набирает вино, а с другой – усиливаются элементы модели северной
культуры.2 Россию принято причислять к группе стран с северной культурой
пития спиртных напитков3, которая сформировалась в послевоенное время XX в.
Особого интереса заслуживает структура потребления алкоголя. С
начала 1990-х годов в России она претерпевает существенные изменения:
уменьшается потребление водки и самогона, а также возрастает доля
потребления пива, сухих и шампанских вин. 4 Однако, изменение доли
потребления различных напитков- не единственные изменения в структуре
потребления алкоголя. Очевидно, изменилась частота и объемы потребления
различные алкогольных напитков. Работы, посвященные факторам
потребления алкоголя, позволяют нам предположить, что различия в
структуре потребления связаны с социально-экономическими
характеристиками индивидов. 5 Таким образом, представляется важным
исследование новой структуры потребления алкоголя, а также факторов, которые лежат в ее основании.
Существуют разнообразные подходы к изучению алкоголя в
социологической и экономической науках. Традиционно вопросы его
потребления рассматриваются в терминах аномии и девиантного поведения.
В других исследованиях, подчеркивается социализирующая роль алкоголя и
его употребление рассматривается с позиции социально-ориентированного
действия, где алкоголь ассоциируется с практиками общения. 6
Подчеркивается, что алкоголь служит маркером конструирования
идентичности, формирования репутации и границ социального включения.
Существует немало литературы, в которой потребление алкоголя
рассматривается сквозь призму ритуалов, в том числе означающих переход
из одного состояния в другое.7 Примером может служить отмечание как
важных событий в жизни человека, так и смену состояний в ходе рутинного распорядка.
Активное изучение потребления алкоголя в рамках экономической
науки началось после публикации серии работ американского экономиста
Гэрри Беккера, который разработал теорию рациональных пристрастий
[theory of rational addiction], где объясняет приверженность экономического
агента тем или иным благам на протяжении длительного периода времени.
Другая линия исследования потребления алкоголя – связь дохода индивида и
уровня потребления алкоголя. Одной из первых работ с такой проблематикой
стала статья Кука (Cook 1982), в которой он указывает на зависимость
потребления алкоголя от налоговых сборов с производителей, которые
выражаются в более высоких ценах на алкогольную продукцию.
Следует также обратить внимание на теоретический аспект подобного
исследования. В работах П. Бурдье и М. Торнтон практики потребления
представлены как индикатор социального класса, которому принадлежит
индивид. Соответственно, структуры потребления алкоголя различных
социальных классов должны различаться. Исходя из этого противоречия,
кажется необходимым проверить, насколько структура потребления алкоголя
(вина) связана с принадлежностью к некоторому социальному классу в
случае России.
Объект исследования – потребители винной продукции.
Предмет исследования – структура и практики потребления винной продукции в РФ.
Цель исследования – выявить связь структуры потребления вина с
социально- демографическими характеристиками индивидов в РФ.
Задачи исследования:
1. Выявить динамику структуры потребления винной продукции в РФ.
2. Проверить связь доли потребителей вина и основных социально-экономических факторов, таких как пол, возраст, образование, доход.
3. Выявить взаимосвязь частоты и количества потребления вина с
основными социально- экономическими характеристиками населения,
такими как пол, возраст, образование, доход, семейное положение (с
учетом пола).
4. Составление социально-демографического портрета потребителей
винной продукции;
5. Типологизация потребительских ситуаций и определение объемов
приобретения вина;
6. Определение ассортимента покупательских предпочтений (вид, сорт,
содержание сахара, крепость и т.п.);
7. Выявление и измерение сезонных изменений потребительских
предпочтений и покупательского спроса на винную продукцию.
8. На основании проведенного исследования подтвердить или
опровергнуть выдвинутые гипотезы.
Гипотеза: в России сложилась особая структура потребления винной
продукции:
1. Структура потребления алкоголя для разных полов может различаться.
Соответственно, мы предполагаем, что доля женщин, которые
потребляют вино, выше, чем доля мужчин. Также мы предполагаем,
что в структуре потребления вина у мужчин чаще преобладают
крепленные вина, а у женщин игристые вина(шампанское).
2. С увеличением дохода структура потребления вина будет смещаться в
сторону вин высокого качества и ценового сегмента.7
3. Потребление вина в случае людей с высшим образованием выше, чем у
людей без высшего образования. Исходя из этого, мы предполагаем,
что доля потребителей вина среди людей с высшим образованием
выше, чем доля потребителей вина среди людей, у которых высшее
образование отсутствует.
4. Различные социальные классы будут иметь существенные различия в
структуре потребления вина.
Методы исследования.
Для анализа структуры и практики потребления винной продукции я
прибегаю к использованию метода анкетного опроса, который поможет
выяснить предпочтения российского потребителя. Данная работа
фокусируется не только на количественном аспекте (сколько пьют), но и на
практиках потребления вина в России (что и как пьют). Та или иная практика
становится стилем потребления лишь тогда, когда выступает отличительной
характеристикой поведения определенной социальной группы и связана с ее
коллективными ценностями.8 Также в качестве метода исследования было
выбрано экспертное интервью. Интервью с экспертами данной отрасли
поможет в оценке культуры потребления вина, динамики падения и роста
потребления вина, а также в прогнозировании развития винной индустрии в России в ближайшем будущем
В настоящей работе было проведено исследование структуры и
практики потребления винной продукции в РФ. Целью исследования было
рассмотреть структуру и практики потребления винной продукции в контексте социологии питания.
Социология питания выделает следующие подходы: позитивизм и
функционализм; структурализм и материализм. Материализм связывает
питание и производство в единую социально-экономическую систему,
показывает, как формируется современная индустриальная система питания,
основанная на глобальном разделении труда и мировой̆ торговле.
Функционализм объясняет, что питание не просто обеспечивает
жизнедеятельность людей̆, а является важнейшем социальным институтом,
обеспечивая социализацию индивида в группе; питание социально
нормировано и формирует границы социальных классов. Структурализм
раскрывает, что процесс питания и продукты наполняются смыслами и
значениями; еда представляет собой̆ систему социальной̆ коммуникации;
питание маркирует типические социальные ситуации.
Выбор алкогольных напитков, как и других потребительских благ,
включая продукты питания, является частью стиля жизни и тесно связан с
положением человека в обществе, поэтому в данной работе нас прежде всего
интересовала структура потребления алкоголя как отражение социальных
смыслов, приписываемых разным напиткам, а также их роль как маркеров
социального статуса. Важное место дифференциации продуктов питания и
напитков как индикаторов социального статуса отмечалось многими
исследователями, такими как П. Бурдье, М. Дуглас, А. Торнтон.
Причины, особенности и факторы потребления алкогольных напитков
изучаются в рамках экономических и социологических концепций
достаточно давно. Однако в рамках данной работы нас больше интересовало62
так называемый структурный подход, связанный с изучением не только
объёма, но и состава потребляемых благ. Он был предложен для анализа
взаимосвязи социальной структуры и культуры общества с разнообразием
пищевых предпочтений, включая напитки. При этом потребление разных
видов алкоголя неразрывно связано с кулинарными пристрастиями, которые
различаются в разных регионах, в разные периоды времени и в разных социальных классах.
Существует связь между структурой потребления вина и рядом
признаков. Структура имеет гендерную специфику: женщины в большей
степени склоны к потреблению игристых вин(шампанское), тогда как
мужчины – к потреблению крепленных вин: портвейн, херес, мадера
Также существует ряд различий в частоте и объемах потребления:
женщины пьют вино чаще, чем мужчины, но мужчины в свою очередь
выпивают за один раз в среднем на 2- 3 бокала больше, чем женщины.
Другие социально-демографические характеристики (возраст, уровень
образования, социальное положение) влияют на активность потребления вина незначительно.
Алкоголь представляет собой благо, потребление которого подчинено
экономическим и социальным закономерностям, характерным для других
товаров (например, для продуктов питания): как было обнаружено во многих
исследованиях, потребление алкоголя увеличивается с ростом доходов и
снижается с повышением цен. Количество и структура потребления
существенно зависит от денежных доходов. Рост благосостояния приводит к
изменению стиля жизни, в котором трапеза и отдых, зачастую,
сопровождается умеренным потреблением вина, при этом потребительские
предпочтения смещаются от дешевых марок к качественным винам. Таким
образом, более обеспеченные люди предпочитают увеличивать не столько
количество потребляемого алкоголя, сколько его качество, покупая более
дорогие, хорошие напитки.63
Рассмотрение потребления благ (и алкоголя, в частности) как
механизма воспроизводства социальной структуры является одной из
базовых идей французского социолога П. Бурдье, который обнаружил
зависимость дифференциации стилей жизни (то есть практик и вкусов) от
объёма и соотношения экономического и культурного капиталов разных
социальных групп. П. Бурдье замечает, что неодинаковые условия
существования порождают различные практики. Существует связь между
долей потребления вина и социальным классом. В тоже время объем
потребления не является для винной продукции индикатором роскоши, как
это было в Средние века для потребления мяса. Наоборот, вина
потребляются всеми классами, а существенные классовые различия
обнаруживаются в выборе марок и производителей. Высшие классы
ориентируются на качество и вкус, предпочитая более дорогие зарубежные
бренды, в свою очередь низшие классы ориентируются на доступность цены,
выбирая дешевые отечественные марки.
Практики потребления вина преимущественно связанны с общением и
совместной трапезой. Что касается предпочтений потребителей, то согласно
результат исследований доля потребления красного вина значительно
превышает долю белого и розового. Также до 50 % потребления составляют
полусладкие вина. Безусловно, у каждого потребителя есть свои мотивы для
выбора того или иного товара, однако исследования российского рынка вина
показывают, что в самом общем виде процесс принятия решения состоит в
следующем: подавляющее большинство покупателей принимает решение о
покупке конкретной бутылки вина непосредственно в магазине; покупатель
определяет тип вина (красное/белое, сухое/полусладкое) и страну
производителя. В результате потребитель делает непосредственный выбор в
пользу той или иной бутылки и этикетки, а вовсе не производителя или
качества вина. Кроме этого, потребитель постоянно ищет что-то новое,
пробует продукцию разных производителей. Даже в том случае, если он64
находит устраивающее его соотношение цены, качества, дизайна, в скором
времени поиск возобновляется.
Происхождение вина – один из основных критериев выбора. С одной
стороны, российский потребитель всегда стремился к импортному вину.
Особенно это заметно в премиальном сегменте, но даже в “рамках низкой
цены” этот тренд вполне очевиден – прошлый успех молдавских вин –
лишнее тому подтверждение. Постепенные изменения заметны и в
географических предпочтениях российских потребителей. Если раньше
преимущество имели вина Старого Света, особенно французские, то сегодня
все большую роль начинают играть вина Нового Света, а также Стран СНГ
имеющие определенные ценовые преимущества.
В ходе исследования были выявлены следующие типичные
потребители вин: знатоки – люди, владеющие информацией о критериях
качества вина, почитающие культуру, историю и традиции потребления
вина; мнимые эстеты, любящие играть на публику, а также уверенные в том,
что разбираются в винах; экспериментаторы, предпочитающие
всевозможные новинки с различными ароматами и вкусовыми добавками;
дилетанты, не разбирающиеся в вине.
По мнению экспертов, в России слабо развита культура потребления
вина, но которую необходимо развивать. Особенно это актуально после
присоединения Крыма, где большое количество винодельческих
предприятий, достойные терруары, хорошие почвы, климат. В свою очередь,
развитию культуры вино пития способствуют специализированные бутики,
винные бары и рестораны- винотеки, которые создают в своих ресторанах
клубы любителей вина, проводят дегустации, эногастрономические ужины.
Согласно прогнозам экспертов, в ближайшем будущем потребительский
спрос на вино будет только возрастать. Все больше людей начинают
понимать, что умение разбираться в напитках и знание винного этикета65
сегодня являются обязательными требованиями для успешного делового
человека и отражением общей культуры.
Подводя итог, можно сказать, что в настоящее время вино является
напитком, который доступен каждому. Существует множество марок и
сортов вин, представленных на современном рынке с различными
показателями, такими как страна происхождения, цвет винограда, срок
выдержки, крепость и др
1. Андриенко Ю., Немцов А. (2005) Оценка индивидуального спроса на
алкоголь. Москва: EERC. 49 с.
2. Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1994.
3. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–
XVIII вв. М.: Прогресс,1986. Т. 1. “Структуры повседневности: возможное и
невозможное”.
5. Бурдье, П. (2002). Формы капитала // Экономическая социология, Т. 3,
№ 5, С. 60–74.
6. Бурдье, П. (2005). Различение: социальная критика суждения //
Экономическая социология, Т. 6, №. 3, С. 25-48
7. Веселов Ю.В., Емельянова Т.В. Социология вкуса // Веселов Ю.В.,
Кашин А.Л. (ред.). Экономическая социология: теория и история. СПб.:
Нестор-История, 2012.
8. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.
9. Демьянова А. (2005) Факторы и типы потребления алкоголя и табака в
России // Экономическая социология, Т. 6, № 1. С. 78-94
10. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении
и табу. М.: КАНОН-пресс-Ц,Кучково поле, 2000.
11. Зиммель Г. Социология трапезы // Социология: теория, методы,
маркетинг. 2010. № 4. С. 187–192.
12. Ионин, Л. Социология культуры. М.: Логос, 1998.67
13. Ким В., Рощин С. (2011) Влияние потребления алкоголя на заработную
плату и занятость в России // Экономический журнал ВШЭ, № 3, С. 333
14. Климова С. (2007). Алкоголизм: обыденные теории // Социальная
реальность, № 2. С. 30-40
15. Козырева П., Дорофеева З. (2008) Общее и особенное в адаптации
горожан и селян к радикальным трансформациям // Модернизация
социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т.
Голенкова. – М.: Институт социологии РАН. С. 69-96.
16. Козырева П., Дорофеева З. (2008). Общее и особенное в адаптации
горожан и селян к радикальным трансформациям / Модернизация
социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. – М.:
Институт социологии РАН. 287 с.
17. Монтанари М. Голод и изобилие. История питания в Европе. СПб.:
Alexandria, 2008.
18. Немцов А. (2003). Алкогольный урон регионов России
19. Радаев, В. (2005). Социология потребления: основные подходы //
Социологические исследования, № 6, С. 8-10.
20. Рощина Я. (2010) Динамика и структура потребления алкоголя в
современной России. Вопросы статистики, № 11, С. 38-46
21. Рощина Я. (2013). Пить или не пить: микроэкономический анализ
потребления алкоголя россиянами в конце ХХ - начале ХХI вв, №20.
22. Рощина Я. (2014). To Drink or Not to Drink: Demand for Alcohol in
Modern Russia . P. 644-651.
23. Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 1999.68
24. Сорокин П. Голод как фактор. Петроград: Колос, 1922.
25. Тапилина В. (2006) Сколько пьет Россия? Объем, динамика и
дифференциация потребления алкоголя. С. 85-94
26. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и
психогенетические исследования. М.,СПб.: Университетская книга, 2001.
Том 1. “Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах
Запада”. Часть 2. Гл. 4. “О поведении за едой”.
27. Abdel-Ghany, M., Silver, J. (1998). Economic and demographic
determinants of Canadian households' use of and spending on alcohol // Family
and Consumer Sciences Research Journal, Vol. 27, N. 1, pp. 62-90.
28. Amonini, C. (2001). The Relative Influence of Morality, Legitimacy, and
Other Determinants on Youth Alcohol, Tobacco and Marijuana Use.
Graduate School of Management. Perth, Australia, The University of Western
Australia.
29. Becker, G., & Murphy, K. (1988). A Theory of Rational Addiction // Journal
of Political Economy, Vol. 96, No. 4, pp. 675-700
30. Cook, Ph., Tauchen G. (1982) The Effect of Liquor Taxes on Heavy
Drinking // The Bell Journal of Economics, Vol. 13, No. 2, pp. 379-390
31. Douglas M. Deciphering a Meal // Daedalus. Vol. 101. № 1. Myth, Symbol,
and Culture (Winter) 1972.P. 454–462.
32. Duncan, T., Duncan, S., Alpert, A., Hops, H., Stoolmiller, M., Muthen, B.
(1997). Latent variable modeling of longitudinal and multilevel substance use data
// Multivariate Behavioral Research, Vol. 32, N. 3, pp. 275-318.
33. Farrell, P., Fuchs, V. (1982). Schooling and health: The cigarette connection
// Journal of Health Economics, Vol. 1, Pp. 217-230.69
34. Forthun, L., Bell, N., Peek, C., Sun, S. (1999). Religiosity, sensation seeking
and alcohol/drug use in denominational and gender contexts // Journal of Drug
Issues, Vol. 29, N. 1, pp. 75-90.
35. Freedman P.H. (ed.) Food: The History of Taste. Berkeley and LA:
University of California Press, 2007.
36. Goody J. Cooking, Cuisine and Class: A Study in Comparative Sociology.
Cambridge: Cambridge University Press, 1982.
37. Grossman, M. (1972). On the Concept of Health Capital and the Demand for
Health // Journal of Political Economy, Vol. 80, pp. 223-255.
38. Grossman, M., Sindelar J.L., Mullahy J., Anderson R. (1993).Policy Watch:
Alcohol and Сigarette Taxes // Journal of Economic Perspectives, Vol. 7, N. 4, pp.
211–222.
39. Hajema, K., Knibbe, R. A., & Drop, M. J. (1997). Effects of drinking
patterns and social conditions on incidence and chronicity of alcohol-related
problems // Contemporary Drug Probs., Vol. 24
40. Hirschi, T. (1998). Social bond theory. Criminological theory: Past to
present. Los Angeles: Roxbury.
41. Kenkel, D. (1994). The cost of illness approach. In: G.S. Tolley, D. S.
Kenkel, and R. Fabian (Eds.), Valuing health for policy: An economic approach.
Chicago: University of Chicago Press, 1994, pp. 42-71
42. Latour B. When things strike back: a possible contribution of ‘science
studies’ to the social sciences //British J. of Sociology. 2000. Vol. 51. № 1. P. 107–
123.
43. Leach E. Claude Lévi-Strauss. New York: Viking Press, 1970.70
44. Lévi-Strauss C. The Culinary Triangle // Carole Counihan and Penny Van
Esterik. Food and Culture:A Reader (2nd ed.) New York: Routledge, 2008.
45. Massin S., Kopp P. (2011) Alcohol Consumption and Happiness: an
Empirical Analysis Using Russian Panel Data
46. Parker, D., Brody, J. (1982). Risk factors for alcoholism and alcohol
problems among employed women and men. Occupational alcoholism: A review
of research issues, pp. 99-127.
47. Patock-Peckham, J., Hutchinson, G., Cheong, J., Nagoshi, C. (1998). Effect
of religion and religiosity on alcohol use in a college student sample // Drug and
Alcohol Dependence, Vol. 49, N. 2, pp. 81-88.
48. Peirce R., Frone M., Russell M., Cooper L. (1994). Relationship of Financial
Strain and Psychosocial Resources to Alcohol Use and Abuse: The Mediating Role
of Negative Affect and Drinking Motives // Journal of Health and Social Behavior,
Vol. 35, N. 4, pp. 291-308
49. Pollak R. (1970). Habit formation and dynamic demand functions // The
Journal of Political Economy, N. Vol. 78, N. 4, pp. 745-763.
50. Prescott, C., Kendler, K. (2001). Associations between marital status and
alcohol consumption in a longitudinal study of female twins // Journal of Studies
on Alcohol and Drugs, Vol. 62, N. 5
52. Richards A. Hunger and work in a savage tribe: a functional study of
nutrition among the Southern Bantu.London: Routledge & Kegan Paul, 1932.
53. Richards A. Land, Labour, and Diet in Northern Rhodesia: an economic
study of the Bemba tribe.
54. Thornton, M. (1987). Sekt versus schnapps in an Austrian village.
Constructive drinking: Perspectives on drink from anthropology, pp. 102112.71
Электронные ресурсы
1. Аналитическая статья: Алкогольный рынок России, 2013г.
http://delonovosti.ru/business/1432–alkogolnyy–rynok–rossii.html
2. Аналитическая статья: Анализ и обзор алкогольного рынка России,
2013г. http://spirt–express.ru/analitika/
3. Информационное телеграфное агентство России. ВОЗ: в России пьют в
два с половиной раза больше спиртного, чем в среднем по миру.
http://itar–tass.com/obschestvo/1180303
4. Информационный портал алкогольного рынка России
http://alcoinf.com/analitika/
5. Р.Р. Гайфулина Российский рынок вина: динамика и тенденции
развития. URL: http://fptt-journal.ru/stories/archive/18/24.pdf (дата
обращения: 20.04.2016).
6. Крымские вина станут в перспективе конкурентами краснодарским –
[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:
http://www.gazeta.ru/business/2014/03/31/5970525.shtml (дата обращения
22.04.2016)