ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Региональные торговые соглашения в рамках ГАТТ 6
1.1. Таможенный союз и зона свободной торговли: определение, требования к внутренней и внешней торговле 8
1.1.1. Пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли 10
1.1.2. Критерий «практически вся торговля» 14
1.1.3. Торговля с третьими странами, не входящими в региональное объединение 17
1.2. Временные соглашения об образовании таможенного союза и зоны свободной торговли 19
1.3. Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран 20
Глава 2. Региональные торговые соглашения в рамках ГАТС 24
2.1. Соглашение об экономической интеграции 24
2.2. Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран 32
2.3. Соглашение об интеграции рынков рабочей силы 33
Глава 3. Конкуренция юрисдикций ВТО и региональных торговых соглашений 36
3.1. Практика ОРС ВТО по разрешению конфликта юрисдикций 36
3.2. Предложения по решению конфликта юрисдикций ОРС ВТО и регионального механизма разрешения споров 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
В настоящее время практически все государства вовлечены в интеграционные процессы. Региональные торговые соглашения являются характерной чертой современной многосторонней системы. Вступая в региональное торговое соглашение, государства-участники преследуют различные цели: либерализация торговли (отмена таможенных пошлин, снятие нетарифных ограничений), увеличение размеров рынка, улучшение макроэкономической ситуации, а также неэкономические цели.
Представляется, что анализ правового регулирования региональной экономической интеграции в ВТО актуален и представляет научный и практический интерес. Актуальность изучения парового регулирования региональной экономической интеграции в ВТО обусловлена наличием неурегулированных вопросов в праве ВТО, отсутствием решения этих вопросов в практике ОРС ВТО, а также недостаточной исследованностью вопроса в научной литературе. Более того, на данный момент 164 государства являются членами ВТО, а после подписания в 2015 г. соглашения о создании зоны свободной торговли и соглашения об экономической интеграции между Монголией и Японией все члены ВТО участвуют в преференциальных торговых соглашениях.
Все источники можно разделить на три блока.
Первый блок – это охваченные соглашения ВТО, такие как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ); Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение о применении ст. VI ГАТТ; Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (ДРС) и другие акты данной международной организации.
Второй блок включает решения третейской группы и Апелляционного органа ВТО по следующим делам: Argentina – Footwear (1999), Brazil – Tyres (2008), Canada – Autos (2000), Mexico – Soft Drinks (2006), Peru – Agricultural Products (2014), Turkey – Textiles (1999), US- Wheat Gluten (2000).
Третий блок составляют научные труды ученых-юристов: А.С. Смбатян, М.П. Трунк-Федорова, Д.С. Боклан, В.М. Шумилов, А.Н. Ружин, А.Р. Хузиханова, P. Van den Bossche, G. Marceau, Petros C. Mavroidis, James H. Mathis, J. Hillman.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики правового регулирования региональной экономической интеграции в ВТО, следует учесть, что данная тема уже анализировалась В.В. Мельниковым. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных исследований тематики.
Целью исследования является всестороннее изучение правового регулирования региональной экономической интеграции в рамках ВТО, а также выявление проблемных вопросов. Цель обусловила постановку ряда задач:
1) изучить региональные торговые соглашения в рамках ГАТТ; выявить требования, предъявляемые к таможенному союзу, зоне свободной торговли и специальному и дифференцированному режиму для развивающихся стран;
2) охарактеризовать региональные соглашения в рамках ГАТС; выявить требования, предъявляемые к соглашению об экономической интеграции, соглашению об интеграции рынков рабочей силы и специальному и дифференцированному режиму для развивающихся стран;
3) выявить конфликт юрисдикций ОРС ВТО и регионального механизма разрешения споров; изучить практику ОРС ВТО в области конфликта юрисдикций; предложить решения конфликта юрисдикций.
Методологическую основу исследования составляет система различных научных методик (общих, частных и специальных), логических приемов и средств, способствующих познанию рассматриваемой проблемы. Исследование выполнено с использованием исторического, сравнительно-правового, системно-структурного и формально-логического методов.
Предметом данной исследовательской работы являются международно-правовые нормы ГАТТ, устанавливающие условия функционирования региональных торговых соглашений. Объект – общественные отношения в сфере правового регулирования региональной экономической интеграции в ВТО.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и условных обозначений и списка использованной литературы. В первой главе подробно рассматривается региональные торговые соглашения в рамках ГАТТ. Во второй главе всесторонне изучаются региональные соглашения в рамках ГАТС. Третья глава направлена на изучение конкуренции юрисдикции ОРС ВТО и региональных механизмов разрешения споров. Список использованных источников включает 68 наименований.
1. Перечень статей, приведенный после слов «другие ограничительные меры регулирования торговли» в ст. XXIV:8(a) и (b), является открытым. Практика ОРС ВТО (дела Argentina – Footwear, US – Wheat Gluten и Turkey – Textiles) подтверждает данную позицию, равно как и не включение ст. XXI ГАТТ (исключения по соображениям безопасности) в указанный перечень (поскольку, учреждая зону свободной торговли, участники не могут быть уверены, что действия партнеров по региональному объединению никогда больше не будут угрожать государственной безопасности). На практике почти все региональные торговые соглашения позволяют своим участникам прибегать к мерам защиты внутреннего рынка. Таким образом, участники регионального торгового соглашения вправе применять компенсационные, антидемпинговые и специальные защитные меры в отношении друг друга.
2. Предлагаем установить количественные и качественные характеристики требования «практически вся торговля товарами», поскольку отсутствие в данном вопросе ясности приводит к трудностям доказывания соответствия региональных торговых соглашений статье XXIV ГАТТ. На данный момент считается, что исключение одного из секторов нарушает качественную составляющую требования «практически вся торговля», а количественный показатель, по мнению большинства ученых, составляет 80%.
3. Соглашения об экономической интеграции в отношении услуг должны покрывать «существенное число секторов». Под этим требованием понимается как число самих секторов, так и объем торговли, и способы поставки. Члены не пришли к единому мнению по вопросу о том, сколько именно секторов услуг могут быть исключены из соглашения об экономической интеграции. Путем толкования можно сделать вывод, что использование словосочетания «число секторов» в сноске к §1(а) может означать, что не все секторы должны покрываться соглашением об экономической интеграции. Однако, как и в случае с региональными торговыми соглашениями в отношении товаров, отсутствие в данном вопросе ясности приводит к трудностям доказывания соответствия статье V ГАТС.
4. На данный момент ни в одном деле ОРС ВТО не отклонил юрисдикцию. Более того, в деле Peru – Agricultural Products Апелляционный орган уточнил, что положения о механизме разрешения споров между участниками регионального объединения не будут являться «правовым препятствием», в результате чего ОРС ВТО смог бы отклонить свою юрисдикцию. Представляется, что ОРС ВТО не сможет отклонять юрисдикцию в условиях данной правовой действительности, возникнет необходимость в принятии акта международной организации для того, чтобы разрешить конфликт юрисдикций.
5. В научной литературе высказываются различные подходы к решению конфликта юрисдикций ОРС ВТО и регионального механизма разрешения споров: (1) предлагается признавать силу за первым решением по существу в соответствии с принципами res judicata, lis pendens; (2) включить в текст регионального торгового соглашения оговорки об исключении подсудности; (3) сделать обязательными для ОРС ВТО обращение к праву регионального договора и применение соответствующих норм; (4) установить правило исчерпания средств защиты в региональной экономической организации, после чего признать возможным обращение в ОРС ВТО; (5) установить обязательную юрисдикцию регионального механизма соглашения споров и наделить ОРС ВТО правом отклонять юрисдикцию по своему усмотрению.
6. Полагаем, что наиболее обоснованным и практически реализуемым предложением по разрешению конфликта юрисдикций ОРС ВТО и регионального механизма разрешения споров выступает предложение Г. Марсо, а именно: Генеральный совет должен принять решение, согласно которому участники регионального соглашения смогут устанавливать обязательную юрисдикцию регионального механизма разрешения споров, а ОРС ВТО будет наделен правом отклонить юрисдикцию по своему усмотрению. Также необходимо рассмотреть перспективу прямого принудительного наказания в отношении любой стороны регионального соглашения, которая инициирует существенно аналогичный спор в ОРС ВТО.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1.1.1. Международные договоры
1. Agreement concerning a Common Labour Market, concluded 6 March 1982 [Electronic resource] // The official website of the Nordic Co-operation : [www.norden.org]. – Mode of access : https://www.norden.org/en/om-samarbejdet-1/nordic-agreements/treaties-and-agreements/labour-market/agreement-concerning-a-common-nordic-labour-market.
2. Agreement on Implementation of Article VI of the General Agreement on Tariffs and Trade, concluded 15 April 1994 [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/19-adp_01_e.htm.
3. General Agreement on Trade in Services, concluded 15 April 1994 [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm.
4. The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947), concluded 30 October 1947 [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/gatt47_01_e.htm.
5. Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes, concluded 15 April 1994 [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/28-dsu_e.htm.
6. WTO Agreement : Marrakesh Agreement Establishing the World Trade Organization, Apr. 15, 1994, 1867 U.N.T.S. 154, 33 I.L.M. 1144.
1.1.2. Акты международных организаций
7. Decision on Differential and More Favourable Treatment, Reciprocity and Fuller Participation of Developing Countries (Enabling Clause), adopted 28 November 1979 (L/4903) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access : https://www.wto.org/english/does e/legal e/enablinge.pdf.
8. Understanding on the Interpretation of Article XXIV of the General Agreement on Tariffs and Trade, adopted 15 April 1994 [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access : https://www.wto.org/english/docs_e/legal_e/10-24_e.htm.
2. Материалы судебной практики
2.1. Материалы международной судебной практики
2.1.1. Акты третейской группы ВТО
9. Panel Report, Canada – Certain Measures Affecting the Automotive Industry, adopted 11.09.2000 (WT/DS139/R, WT/DS142/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds139_e.htm.
10. Panel Report, Mexico – Tax Measures on Soft Drinks and Other Beverages, adopted 07.10.2005 (WT/DS308/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds308_e.htm.
11. Panel Report, Peru – Additional Duty on Imports of Certain Agricultural Products, adopted 27.11.2014 (WT/DS457/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds457_e.htm.
12. Panel Report, Turkey – Restrictions on Imports of Textile and Clothing Products, adopted 31.05.1999 (WT/DS34/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds34_e.htm.
2.1.2. Акты Апелляционного органа ВТО
13. Appellate Body Report, Argentina – Safeguard Measures on Imports of Footwear, adopted 14.12.1999 (WT/DS121/AB/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds121_e.htm.
14. Appellate Body Report, Brazil – Measures Affecting Imports of Retreaded Tyres, adopted 03.12.2007 (WT/DS332/AB/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds332_e.htm.
15. Appellate Body Report, Mexico – Tax Measures on Soft Drinks and Other Beverages, adopted 06.03.2006 (WT/DS308/AB/R) [Electronic resource] // The official website of the World Trade Organization : [www.wto.org]. – Mode of access: https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds308_e.htm.
...