ОБРАЗ РОССИИ В ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН БАЛТИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ «ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ» И «ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»
В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 6
1.1. Теоретические подходы к концепциям «политики памяти» и «исторической
политики». 6
1.2 Реализация «политики памяти» в общественном дискурсе.
1.3 «Политика памяти» стран Восточной Европы в постсоветский период. 21 .....
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СТРАН БАЛТИИ 26 .
2.1 Школьное образование как основа формирования личности. 26
2.2 Контент-анализ учебников стран Балтии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ГЛАВА 1. РОЛЬ «ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ» И «ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»
В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 6
1.1. Теоретические подходы к концепциям «политики памяти» и «исторической
политики». 6
1.2 Реализация «политики памяти» в общественном дискурсе.
1.3 «Политика памяти» стран Восточной Европы в постсоветский период. 21 .....
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СТРАН БАЛТИИ 26 .
2.1 Школьное образование как основа формирования личности. 26
2.2 Контент-анализ учебников стран Балтии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность исследования заключается в том, что новые вызовы
современности и активизация России в международных отношениях привели к
тому, что в последнее время все больше внимания уделяется ее образу на
международной арене. В нынешней геополитической ситуации военных
столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряженности и т.д.
возрастает проблема формирования положительного образа страны, который
оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой
системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов.
На наш взгляд один из наиболее негативных образов России содержится в
дискурсе стран Балтии. Изучение «политики памяти», механизмов
формирования образа государства и его отражения в общественном сознании
занимает значимое место в современной науке и имеет важное практическое и
научно-теоретическое значение. Проблема взаимного восприятия уже долгое
время является важным аспектом сосуществования государств и народов. В
силу различных особенностей исторического и культурного развития у разных
народов складываются уникальные картины мира, частью которых являются и
представления о других культурах и этносах. Они оказывают важное влияние,
как на межэтнические отношения, так и на внешнюю политику государств, а
также на всю систему межнациональных отношений. Образ государства
складывается из неких устойчивых компонентов, характерных для него на
протяжении столетий, и из новых компонентов, проявляющихся на фоне
происходящих в стране изменений. Мы, однако, предполагаем, что эти новые
компоненты, зачастую представляют собой видоизмененные варианты давно
сложившихся стереотипов. Чаще всего, в таких случаях прибегают к
использованию «политики памяти».
Одним из главных факторов, который формирует негативные отношения
между Россией и странами Балтии, являются нерешённые конфликты и
противоположные оценки исторического периода существования в поле единого государства.
Цель исследования - выявить специфику механизмов формирования образа России в странах Балтии на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Определить роль, значение и механизмы «политики памяти»
2. Выявить причины, определившие направление исследований «политики
памяти»
3. Выявить значимость использования «политики памяти» в странах
Восточной Европы в постсоветский период
4. Выявить значимость школьного образования
5. Выявить механизмы формирования образа России в учебниках по истории
стран Балтии (Литва, Латвия и Эстония)
Объект исследования - «политика памяти».
Предмет исследования - образ России в «политике памяти» стран Балтии.
Степень научной разработанности темы:
Исследования интерпретации исторических событий и использование их
в общественно-политических целях проводились ранее. Начальным этапом в
разработке этой проблематики стали концепции «преодоления прошлого»
Теодора Адорно и «политики прошлого» Нортропа Фрая.
В рамках данных исследований довольно широкое распространение
получили работы посвященные изучению «политики памяти». Особым
значением обладают научные труды таких авторов как Ачкасов В. А., Аникин
Д. А., Васильев А. Г., Миллер А. И., Линчинко А. А., Сыров В. Н., Титов В. В.,
Завершинский К. Ф., Майер Э., Нор П.
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем:
В процессе исследования были впервые исследованы особенности
формирования образа России в школьной программе по истории стран Балтии
(Литва, Латвия и Эстония).
Гипотеза исследования:
Наибольшим влиянием на формирование образа России в общественном
сознании стран Балтии обладает школьное образование.
В качестве методологии исследования выступают исторический и
сравнительный подход. Для выполнения эмпирической части исследования
применяется метод анализа текста (контент-анализ).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
современности и активизация России в международных отношениях привели к
тому, что в последнее время все больше внимания уделяется ее образу на
международной арене. В нынешней геополитической ситуации военных
столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряженности и т.д.
возрастает проблема формирования положительного образа страны, который
оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой
системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов.
На наш взгляд один из наиболее негативных образов России содержится в
дискурсе стран Балтии. Изучение «политики памяти», механизмов
формирования образа государства и его отражения в общественном сознании
занимает значимое место в современной науке и имеет важное практическое и
научно-теоретическое значение. Проблема взаимного восприятия уже долгое
время является важным аспектом сосуществования государств и народов. В
силу различных особенностей исторического и культурного развития у разных
народов складываются уникальные картины мира, частью которых являются и
представления о других культурах и этносах. Они оказывают важное влияние,
как на межэтнические отношения, так и на внешнюю политику государств, а
также на всю систему межнациональных отношений. Образ государства
складывается из неких устойчивых компонентов, характерных для него на
протяжении столетий, и из новых компонентов, проявляющихся на фоне
происходящих в стране изменений. Мы, однако, предполагаем, что эти новые
компоненты, зачастую представляют собой видоизмененные варианты давно
сложившихся стереотипов. Чаще всего, в таких случаях прибегают к
использованию «политики памяти».
Одним из главных факторов, который формирует негативные отношения
между Россией и странами Балтии, являются нерешённые конфликты и
противоположные оценки исторического периода существования в поле единого государства.
Цель исследования - выявить специфику механизмов формирования образа России в странах Балтии на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Определить роль, значение и механизмы «политики памяти»
2. Выявить причины, определившие направление исследований «политики
памяти»
3. Выявить значимость использования «политики памяти» в странах
Восточной Европы в постсоветский период
4. Выявить значимость школьного образования
5. Выявить механизмы формирования образа России в учебниках по истории
стран Балтии (Литва, Латвия и Эстония)
Объект исследования - «политика памяти».
Предмет исследования - образ России в «политике памяти» стран Балтии.
Степень научной разработанности темы:
Исследования интерпретации исторических событий и использование их
в общественно-политических целях проводились ранее. Начальным этапом в
разработке этой проблематики стали концепции «преодоления прошлого»
Теодора Адорно и «политики прошлого» Нортропа Фрая.
В рамках данных исследований довольно широкое распространение
получили работы посвященные изучению «политики памяти». Особым
значением обладают научные труды таких авторов как Ачкасов В. А., Аникин
Д. А., Васильев А. Г., Миллер А. И., Линчинко А. А., Сыров В. Н., Титов В. В.,
Завершинский К. Ф., Майер Э., Нор П.
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем:
В процессе исследования были впервые исследованы особенности
формирования образа России в школьной программе по истории стран Балтии
(Литва, Латвия и Эстония).
Гипотеза исследования:
Наибольшим влиянием на формирование образа России в общественном
сознании стран Балтии обладает школьное образование.
В качестве методологии исследования выступают исторический и
сравнительный подход. Для выполнения эмпирической части исследования
применяется метод анализа текста (контент-анализ).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
На основе проведенной исследовательской работы можно сделать
следующие выводы: во-первых, в результате сравнительного анализа категорий
«политика памяти» и «историческая политика» были выявлены концептуальные
различия между данными понятиями. Под «исторической политикой»
понимается поиск исторических оснований для предъявления
политических или экономических претензий, причем инструментами этой
политики могут стать вымышленные факты, замалчивание тех моментов,
которые противоречат проводимой политике, сознательная подтасовка
интерпретации исторических событий. «Историческая политика» выступает
элементом политической борьбы и может рассматриваться как элемент
внешнеполитической идеологии. «Политика памяти» выступает как
совокупность способов использования всех форм понимания прошлого. То есть,
«историческая политика» используется в первую очередь для легитимации
действий существующей власти, а «политика памяти» - для формирования
коллективной идентичности, которая призвана эту деятельность поддерживать.
Во-вторых, тема «политики памяти» актуализируется в контексте
становления новых независимых государств. Данная тема особенно актуальна
на постсоветском пространстве и является мощным инструментом
строительства постсоциалистических наций в странах Восточной Европы. В
качестве объекта анализа были выбраны страны Балтии, которые наиболее
негативно используют «политику памяти» конструируя свою национальную
идентичность на контрасте с советским прошлым. В таких странах как Латвия,
Литва и Эстония по-прежнему довольно сильны мифы об освобождении и
национальном угнетении со стороны империи, то есть бывшего СССР.
Подчеркивается беспрецедентность и уникальность страданий народа,
особенно страданий, испытанных народами новых государств в тоталитарном
коммунистическом прошлом. На основе этого, страны Балтии формируют образ
России исходя из отрицания советского прошлого. Именно по этому, перед
!43странами Балтии сегодня стоит задача заново определить свою историческую позицию.
В-третьих, путем проведения контент-анализа исторического материала о
событиях Второй мировой войны, отраженного в школьных программах стран
Балтии, было выявлено, что образ России в лице СССР представляется
школьникам отрицательным. Трактовка истории Второй мировой войны в
учебниках стран Балтии имеет свою специфику, которая состоит: в выборочном
принципе подбора исторического материала; исторический материал
посвященный военным действиям на Восточном фронте, преподносится
коротко, беспристрастно, не обладая сколь-нибудь выраженной эмоциональной
окраской; также наблюдается замалчивание неугодных и омрачающих фактов
истории. Это, в свою очередь, позволяет авторам данных учебников приравнять
сталинский период правления к гитлеровскому и демонизировать все советское
прошлое. Стремление к отождествлению СССР и Германии не соответствует
действительности, так как в мировом научном и политическом сообществах
сложился консенсус о роли Германии, как агрессора, и СССР, как страны,
сделавшая значительный вклад в победу. Это показывает, что трактовка сюжета
Второй мировой войны в странах Балтии остается по-прежнему крайне проблематичной.
В-четвертых, можно констатировать, что демонизация советского
прошлого, внедряемая благодаря, в том числе школьной программой, оказывает
непосредственное влияние на современный имидж России. Это, в свою очередь,
является основным механизмом формирования образа России в странах Балтии.
Именно реминисценция «советской оккупации» обуславливает восприятие
мнимой агрессии со стороны России. В частности, проблема «советской
оккупации» продолжает оставаться главным источником напряженности в
отношениях между Россией и странами Балтии. Отсутствие многостороннего
обсуждения ключевых для балтийских стран исторических вопросов усиливает
идеологическую конфронтацию и препятствует конструктивному диалогу
следующие выводы: во-первых, в результате сравнительного анализа категорий
«политика памяти» и «историческая политика» были выявлены концептуальные
различия между данными понятиями. Под «исторической политикой»
понимается поиск исторических оснований для предъявления
политических или экономических претензий, причем инструментами этой
политики могут стать вымышленные факты, замалчивание тех моментов,
которые противоречат проводимой политике, сознательная подтасовка
интерпретации исторических событий. «Историческая политика» выступает
элементом политической борьбы и может рассматриваться как элемент
внешнеполитической идеологии. «Политика памяти» выступает как
совокупность способов использования всех форм понимания прошлого. То есть,
«историческая политика» используется в первую очередь для легитимации
действий существующей власти, а «политика памяти» - для формирования
коллективной идентичности, которая призвана эту деятельность поддерживать.
Во-вторых, тема «политики памяти» актуализируется в контексте
становления новых независимых государств. Данная тема особенно актуальна
на постсоветском пространстве и является мощным инструментом
строительства постсоциалистических наций в странах Восточной Европы. В
качестве объекта анализа были выбраны страны Балтии, которые наиболее
негативно используют «политику памяти» конструируя свою национальную
идентичность на контрасте с советским прошлым. В таких странах как Латвия,
Литва и Эстония по-прежнему довольно сильны мифы об освобождении и
национальном угнетении со стороны империи, то есть бывшего СССР.
Подчеркивается беспрецедентность и уникальность страданий народа,
особенно страданий, испытанных народами новых государств в тоталитарном
коммунистическом прошлом. На основе этого, страны Балтии формируют образ
России исходя из отрицания советского прошлого. Именно по этому, перед
!43странами Балтии сегодня стоит задача заново определить свою историческую позицию.
В-третьих, путем проведения контент-анализа исторического материала о
событиях Второй мировой войны, отраженного в школьных программах стран
Балтии, было выявлено, что образ России в лице СССР представляется
школьникам отрицательным. Трактовка истории Второй мировой войны в
учебниках стран Балтии имеет свою специфику, которая состоит: в выборочном
принципе подбора исторического материала; исторический материал
посвященный военным действиям на Восточном фронте, преподносится
коротко, беспристрастно, не обладая сколь-нибудь выраженной эмоциональной
окраской; также наблюдается замалчивание неугодных и омрачающих фактов
истории. Это, в свою очередь, позволяет авторам данных учебников приравнять
сталинский период правления к гитлеровскому и демонизировать все советское
прошлое. Стремление к отождествлению СССР и Германии не соответствует
действительности, так как в мировом научном и политическом сообществах
сложился консенсус о роли Германии, как агрессора, и СССР, как страны,
сделавшая значительный вклад в победу. Это показывает, что трактовка сюжета
Второй мировой войны в странах Балтии остается по-прежнему крайне проблематичной.
В-четвертых, можно констатировать, что демонизация советского
прошлого, внедряемая благодаря, в том числе школьной программой, оказывает
непосредственное влияние на современный имидж России. Это, в свою очередь,
является основным механизмом формирования образа России в странах Балтии.
Именно реминисценция «советской оккупации» обуславливает восприятие
мнимой агрессии со стороны России. В частности, проблема «советской
оккупации» продолжает оставаться главным источником напряженности в
отношениях между Россией и странами Балтии. Отсутствие многостороннего
обсуждения ключевых для балтийских стран исторических вопросов усиливает
идеологическую конфронтацию и препятствует конструктивному диалогу



