Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ РОССИИ В ПОЛИТИКЕ ПАМЯТИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН БАЛТИИ

Работа №134773

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ «ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ» И «ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»
В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ 6
1.1. Теоретические подходы к концепциям «политики памяти» и «исторической
политики». 6
1.2 Реализация «политики памяти» в общественном дискурсе.
1.3 «Политика памяти» стран Восточной Европы в постсоветский период. 21 .....
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ИСТОРИИ СТРАН БАЛТИИ 26 .
2.1 Школьное образование как основа формирования личности. 26
2.2 Контент-анализ учебников стран Балтии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Актуальность исследования заключается в том, что новые вызовы
современности и активизация России в международных отношениях привели к
тому, что в последнее время все больше внимания уделяется ее образу на
международной арене. В нынешней геополитической ситуации военных
столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряженности и т.д.
возрастает проблема формирования положительного образа страны, который
оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой
системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов.
На наш взгляд один из наиболее негативных образов России содержится в
дискурсе стран Балтии. Изучение «политики памяти», механизмов
формирования образа государства и его отражения в общественном сознании
занимает значимое место в современной науке и имеет важное практическое и
научно-теоретическое значение. Проблема взаимного восприятия уже долгое
время является важным аспектом сосуществования государств и народов. В
силу различных особенностей исторического и культурного развития у разных
народов складываются уникальные картины мира, частью которых являются и
представления о других культурах и этносах. Они оказывают важное влияние,
как на межэтнические отношения, так и на внешнюю политику государств, а
также на всю систему межнациональных отношений. Образ государства
складывается из неких устойчивых компонентов, характерных для него на
протяжении столетий, и из новых компонентов, проявляющихся на фоне
происходящих в стране изменений. Мы, однако, предполагаем, что эти новые
компоненты, зачастую представляют собой видоизмененные варианты давно
сложившихся стереотипов. Чаще всего, в таких случаях прибегают к
использованию «политики памяти».
Одним из главных факторов, который формирует негативные отношения
между Россией и странами Балтии, являются нерешённые конфликты и
противоположные оценки исторического периода существования в поле единого государства.
Цель исследования - выявить специфику механизмов формирования образа России в странах Балтии на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Определить роль, значение и механизмы «политики памяти»
2. Выявить причины, определившие направление исследований «политики
памяти»
3. Выявить значимость использования «политики памяти» в странах
Восточной Европы в постсоветский период
4. Выявить значимость школьного образования
5. Выявить механизмы формирования образа России в учебниках по истории
стран Балтии (Литва, Латвия и Эстония)
Объект исследования - «политика памяти».
Предмет исследования - образ России в «политике памяти» стран Балтии.
Степень научной разработанности темы:
Исследования интерпретации исторических событий и использование их
в общественно-политических целях проводились ранее. Начальным этапом в
разработке этой проблематики стали концепции «преодоления прошлого»
Теодора Адорно и «политики прошлого» Нортропа Фрая.
В рамках данных исследований довольно широкое распространение
получили работы посвященные изучению «политики памяти». Особым
значением обладают научные труды таких авторов как Ачкасов В. А., Аникин
Д. А., Васильев А. Г., Миллер А. И., Линчинко А. А., Сыров В. Н., Титов В. В.,
Завершинский К. Ф., Майер Э., Нор П.
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем:
В процессе исследования были впервые исследованы особенности
формирования образа России в школьной программе по истории стран Балтии
(Литва, Латвия и Эстония).
Гипотеза исследования:
Наибольшим влиянием на формирование образа России в общественном
сознании стран Балтии обладает школьное образование.
В качестве методологии исследования выступают исторический и
сравнительный подход. Для выполнения эмпирической части исследования
применяется метод анализа текста (контент-анализ).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенной исследовательской работы можно сделать
следующие выводы: во-первых, в результате сравнительного анализа категорий
«политика памяти» и «историческая политика» были выявлены концептуальные
различия между данными понятиями. Под «исторической политикой»
понимается поиск исторических оснований для предъявления
политических или экономических претензий, причем инструментами этой
политики могут стать вымышленные факты, замалчивание тех моментов,
которые противоречат проводимой политике, сознательная подтасовка
интерпретации исторических событий. «Историческая политика» выступает
элементом политической борьбы и может рассматриваться как элемент
внешнеполитической идеологии. «Политика памяти» выступает как
совокупность способов использования всех форм понимания прошлого. То есть,
«историческая политика» используется в первую очередь для легитимации
действий существующей власти, а «политика памяти» - для формирования
коллективной идентичности, которая призвана эту деятельность поддерживать.
Во-вторых, тема «политики памяти» актуализируется в контексте
становления новых независимых государств. Данная тема особенно актуальна
на постсоветском пространстве и является мощным инструментом
строительства постсоциалистических наций в странах Восточной Европы. В
качестве объекта анализа были выбраны страны Балтии, которые наиболее
негативно используют «политику памяти» конструируя свою национальную
идентичность на контрасте с советским прошлым. В таких странах как Латвия,
Литва и Эстония по-прежнему довольно сильны мифы об освобождении и
национальном угнетении со стороны империи, то есть бывшего СССР.
Подчеркивается беспрецедентность и уникальность страданий народа,
особенно страданий, испытанных народами новых государств в тоталитарном
коммунистическом прошлом. На основе этого, страны Балтии формируют образ
России исходя из отрицания советского прошлого. Именно по этому, перед
!43странами Балтии сегодня стоит задача заново определить свою историческую позицию.
В-третьих, путем проведения контент-анализа исторического материала о
событиях Второй мировой войны, отраженного в школьных программах стран
Балтии, было выявлено, что образ России в лице СССР представляется
школьникам отрицательным. Трактовка истории Второй мировой войны в
учебниках стран Балтии имеет свою специфику, которая состоит: в выборочном
принципе подбора исторического материала; исторический материал
посвященный военным действиям на Восточном фронте, преподносится
коротко, беспристрастно, не обладая сколь-нибудь выраженной эмоциональной
окраской; также наблюдается замалчивание неугодных и омрачающих фактов
истории. Это, в свою очередь, позволяет авторам данных учебников приравнять
сталинский период правления к гитлеровскому и демонизировать все советское
прошлое. Стремление к отождествлению СССР и Германии не соответствует
действительности, так как в мировом научном и политическом сообществах
сложился консенсус о роли Германии, как агрессора, и СССР, как страны,
сделавшая значительный вклад в победу. Это показывает, что трактовка сюжета
Второй мировой войны в странах Балтии остается по-прежнему крайне проблематичной.
В-четвертых, можно констатировать, что демонизация советского
прошлого, внедряемая благодаря, в том числе школьной программой, оказывает
непосредственное влияние на современный имидж России. Это, в свою очередь,
является основным механизмом формирования образа России в странах Балтии.
Именно реминисценция «советской оккупации» обуславливает восприятие
мнимой агрессии со стороны России. В частности, проблема «советской
оккупации» продолжает оставаться главным источником напряженности в
отношениях между Россией и странами Балтии. Отсутствие многостороннего
обсуждения ключевых для балтийских стран исторических вопросов усиливает
идеологическую конфронтацию и препятствует конструктивному диалогу


1. Аникин Д.А. Стратегии политики памяти на постимперском пространстве //
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия.
Психология. Педагогика. Вып.2. 7 с.
2. Аникин Д.А. Стратегии трансформации политики памяти в современной
России: региональный аспект // Вестник Волгоградского государственного
университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии.
2012. № 3. 131 с.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли/Общ, ред. и предисл. П.С.
Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика». — 608 с.
1992.
4. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая
идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской
культуры. 2004.
5. Ачкасов В. А. Роль политических и интеллектуальных элит
посткоммунистических государств в производстве "политики памяти" //
Символическая политика: сб. науч. тр. М.: ИНИОН РАН, 2012. Вып. 1.
Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс / отв. ред.
О. Ю. Малинова. 22 с.
6. Ачкасов В.А. Роль "исторической политики" в формировании российской
идентичности. Журнал социологии социальной антропологии, XVIII (2(79)),
11 с. 2015.
7. Ачкасов В.А. «Политика памяти» как инструмент строительства
постсоциалистических наций // Журнал социологии и социальной
антропологии. 2013. Т. XVI. №4.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по
социологии знания. М., 1995. 323 с.
!459. Брук Е.О. Экономические преобразования в странах Балтии периода
независимости. Автореф. канд.дисс. М., 2008.
10. Васильев А.Г Политика памяти: Российский опыт в свете теоретикометодолгической рефлексии. Вестник РГГУ. Серия: Философия,
Социология, Искусствоведение - М., 2014.
11. Глебова И.И. Образы прошлого в структуре политической культуры
России / Автореф. дисс.доктора политических наук. М., 2007.
12. Завершинский К.Ф. Символические структуры политической памяти.
Символическая политика: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН - М., 2012. - 148 с.
13. Зайдель С.М. Прибалтика в советское время и после развала СССР// Новая
Россия. № 3. 2000.
14. Калинин И. Прошлое как ограниченный ресурс: историческая политика и
экономика ренты // Неприкосновенный запас: Дебаты о политике и
культуре. 2013. № 2 (88). 14 с.
15. Касьянов Г. «Национализация» истории в Украине // Национальные истории
на постсоветском пространстве-II. Десять лет спустя / Под ред. Ф.
Бомсдорфа, Г. Бордюгова. М.: Фонд Фридриха Науманна, АИРО-ХХI, 2010.
16. Кирчанов М.В. Историческая политика в транзитных обществах (проблемы
и противоречия) // Общество: философия, история, культура. 2014. №3.
17. Килеметов А. Геополитика и русская диаспора в Балтийском регионе. Сб.
Научных трудов «Российская Балтика»; Калининград, 2008.
18. Кирчанов. М.В. Латвия- и страны Балтии: проблемы дипломатической и
политической истории. Воронеж, 2007. 165 с.
19. Копосов Н. Память строгого режима: История и политика в России. М.:
Новое литературное обозрение, 2011.
20. Лихачев, Д.С. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский
информационный центр БЛИЦ», 1999.
21. Линчинко, А.А. Политика памяти как фактор регионального развития.
Издательство Ритм - В., 2017. - 184 с.
22. Ле Гофф Ж. История и память. М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 2013.- 303 с.
!4623. Макаров В. «Бои за историю» в Латвии // Национальные истории на
постсоветском пространстве - II / Под ред. Бомсдорфа Ф., Бордюгова Г. - М.:
Фонд Фридриха Науманна, АИРХО-XXI, 2009.
24. Макаров А. И. Политика памяти как элемент региональной культурной
жизни // Власть. 2008. №12.
25. Милославская И.Ю: Социально-психологические основы динамики
этнической идентичности населения в странах Балтии. М., МГЭУ, 2006. 138
с.
26. Миллер А.И. Историческая политика и ее особенности в Польше, Украине и
России // Отечественные записки. 2008.
27. Островский A.B. Межэтническая интеграция в Эстонии: взгляд
парламентария. М., 2009.
28. Полещук В. Неграждане Эстонии. М.,Европа, 2005.
29. Роберова Е. Проблемы прав национальных меньшинств в Латвии и
Эстонии. М.: Русская панорама, 2009.
30. Сыров В.Н. Политика памяти в свете теоретко-методологической
рефлексии: опыт зарубежных исследований. Вестник Томского
государственного университета. 2016. № 407.
31. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции – М.: Типография
«Ваш формат», 2017. – 184 с.
32. Тишков В.А. Про разные истории (размышления по поводу статьи Сергея
Нарышкина) // Тишков В.А. Единство в многообразии: публикации из
журнала «Этнопанорама» 1999–2011. 2-е изд., перераб. и доп. Оренбург:
Издательский центр ОГАУ, 2011.
33. Регион сотрудничества (Сб.статей). Балтийский межрегиональный институт
общественных наук. Калининград, РГУ им.И.Канта, 2009.
34. Ренан, Э. Что такое нация? // Э. Ренан. Собрание сочинений в 12-ти томах.
Т. 6. - Киев, 1902.
35. Ризванова Л.З. Государственная политика в отношении русскоязычного
населения в Латвии, Литве и Эстонии. Казань, 2009.
!4736. Симиндей В. Современная европейская этнократия: нарушение прав
национальных меньшинств в Эстонии и Латвии. М., 2009.
37. Странга А. Латвия в XX веке в контексте европейской истории// «Вестник
Европы» № 2. 2001.
38. Симонян Р.Х. Россия и страны Балтии. Две модели социального развития.
М., 2009. 416 с.
39. Ферро М.Как рассказывают историю детям в разных странах мира: Пер. с
фр. - М.: Высшая школа, 1992. - 351 с.
40. Фурман Д.Е. Русские партии« в: странах Балтии: настоящее и будущее//
Между сепаратизмом и , автономией:. Региональные и этнические партии
в . Европейской политике. Институт Европы РАН, 2006. 10 с.
41. Хьюз Дж.Исход из глубоко расколотых обществ. Режим дискриминации в
Эстонии и Латвии и потенциал русскоязычной миграции.// «Прогнозис» №
I. 2007.
42. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.,2007;Бродель Ф. Пространство
и история. М.,1994, 406 С.; Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де
Пюимеж и др., СПб.,1999; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
М., 1992. 376 с.
43. Шкапарс Я. «Балтийский путь к свободе: Опыт ненасильственной борьбы
стран Балтии в мировом контексте». Рига, 2006.
44. Шевцова Л. Путь в Европу. Ред. И.М.Клямкин, М., 2008. 398 с.
45. Эстонская этнополитика: взгляд со стороны. Сб.док. Таллинн, 2007. 80 с.
46. Bell D. S.A. Memory, Trauma and World Politics: Reflections on the
Relationship Between Past and Present. New York: Palgrave. 2006.
47. Burke L., Faulkner S. Introduction: Memory is Ordinary // The Politics of
Cultural Memory / Ed. by L. Burke, S. Faulkner & J. Aulich. Cambridge Scholars
Publishing. 2010. 24 p.
48. Bohannon J. N., Symons, L. V. Flashbulb memories: Confidence, consistency,
and quantity // Affect and accuracy in recall: Studies of “flashbulb” memories / E.
Winograd & U. Neisser (Eds.). Cambridge University Press, 1992. 26 p.
!4849. Dirk Moses A. German Intellectuals and the Nazi Past. Cambridge University
Press, 2007.
50. Gadmane S., Clavina A. Latvijas vēsture pamatskolai. 4. ABC, SIA, K.
Valdemara iela 6, Riga, LV-1010. Red.nr.. 147 p.
51. Libou R., Kansteiner W., Fogu C. The Politics of Memory in Postwar Europe.
2006. 285 p.
52. Meyer E. Memory and Politics // Cultural memory studies: an international and
interdisciplinary handbook / ed. by A. Erll, A. Nunning. Walter de Gruyter GmbH
& Co, 2008. 179 p.
53. Muiznieks N. Latvian-Russian' relations: domestic and international; dimentions.
Riga^ Latvijas Universitate Akademiskais apgads, 2006.- 159 c.
54. Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Memoire // History and
Memory in African — American Culture / Ed. G. Farbe, R. O`Meally. N.Y.,
Oxford, 1994.
55. Nijakowski L.M. Polska polityka pamięci. Esej socjologiczny. Warszawa:
Wydawnictwa Akademickie i Profesjonalne, 2008.
56. Ostrat A., Evdokimova L. Ajaloo õpik 9. klassiса. Tallinn : Innove, 2012. 158
lk. : ill., portr. ; 30 cm. 126 p.
57. Olick J. K., Robbins J. (1998). Social memory studies: from «collective
memory» to the historical sociology of mnemonic practices // Annual Review of
Sociology. Vol. 24. 35 p.
58. Smith A. D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Basil Blackwell. 1986.
59. Tamosaitis M. Istorijos pratybų sąsiuvinis 12 kl. 1 d. Vilnius : 2014; „Baltų
lankų“. 10 p.
60. Tumer J. The Significance of History // The Varieties of History: From Voltaire to
the Present / Ed. F. Stem. 2 ed. N.Y. 1972. 200 p.
61. Winter J. Sites of Memory and the Shadow of War // Cultural memory studies: an
international and interdisciplinary handbook / ed. by A. Erll, A. Nunning. Walter
de Gruyter GmbH & Co, 2008. 13 p.
!49Источники на электронных носителях
62. Адорно Т. Что значит проработка прошлого. // Журнальный зал. 2005. 2-3.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/
ado4.html
63. Боришполец К.П. Методы политических исследований. // «studmed». 2005.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studmed.ru/borishpoleckp-metody-politicheskih-issledovaniy_3a8715ff0cb.html
64. Гребенник Г.П. Политика памяти в Украине: критические заметки // Сайт
Фонда исторической перспективы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.perspektivy.info/print.php?ID=249420
65. Липский А. Европейские войны памяти. Кто взорвал консенсус истории и
чем за это заплатит. Интервью с А.И.Миллером // Сайт «Новая газета».
2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/
articles/2015/06/01/64370-evropeyskie-voynypamyati-kto-vzorval-konsensusistorii-i-chem-za-eto-zaplatit
66. Шеррер Ю. Отношение к истории в Германии и Франции: проработка
прошлого, историческая политика, политика памяти // «Перспективы».
Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической
перспективы. 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
www.perspektivy.info/bookotnoshenije_k_istorii_v_germanii_i_fr
ancii_prorabotka_proshlogo_istoricheskaja_politika_politika_pamati_2010-02-
24.htm
67. Холокост в латвийских учебниках истории. Опыт манипуляции. // «DELFI».
2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.delfi.lv/news/daily/
versions/holokost-v-latvijskih-uchebnikah-istorii-opyt-manipulyacii.d?
id=9754023
68. Политика памяти в постсоветской России. // «Постнаука». 2015.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://postnauka.ru/video/41333

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ