Введение
Глава 1. Явление диалогичности в медиатексте
1.1 Теория изучения диалога
1.2 Средства создания диалогичности в медиатексте
Глава 2. Средства создания диалогичности в газете «Аргументы и факты»
2.1 Общая характеристика газеты «Аргументы и факты» с точки зрения
диалогичности
2.2 Композиционные средства создания диалогичности
2.3 Языковые средства создания диалогичности
Заключение
Список литературы
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования выражения диалогичности в газетных
текстах обусловлена необходимостью выявления наиболее эффективных
средств привлечения внимания читателя в условиях снижения популярности
печатной прессы, что связано с неограниченным доступом аудитории к
множеству иных источников информации. Средством привлечения и
удержания внимания адресата является повышение уровня диалогичности
современных медиатекстов, ориентация изданий на «свой» круг читателей.
Новизна данной работы заключается в рассмотрении целого издания
(газеты «Аргументы и факты») в аспекте диалогичности. Кроме того, в
аспекте диалогичности рассматриваются такие композиционно важные
элементы публикации, как заголовок и концовка.
Степень разработанности темы. Роль адресата в диалогической речи
начали изучать в ХХ веке такие отечественные исследователи, как
Л. П. Якубинский и М. М. Бахтин. Теоретическую основу данной работы по
теории изучения диалога составили исследования Н. Д. Арутюновой,
Т. Г. Винокур, Ю. В. Рождественского и др. Изучение диалога дало толчок к
рассмотрению письменной речи с точки зрения диалогичности, в частности к
исследованию этого явления в текстах средств массовой информации, чему
посвящены работы Л. Р. Дускаевой, В. И. Конькова, Н. С. Болотновой и
проч. Наконец, рассматривая средства создания диалогичности на газетной
полосе и их связь с понятием «фатическая коммуникация», мы опирались на
работы Т. В. Матвеевой, Н. С. Валгиной, А. М. Ломова, Ю. Н. Караулова,
Е. В. Харитоновой, Т. В. Чернышовой и др.
Цель исследования выявление средств создания диалогичности (как
речевых, так и композиционных) на страницах газеты «Аргументы и факты»
и выделение среди них наиболее эффективных с точки зрения привлечения и
удержания внимания аудитории.
Гипотеза исследования. При создании медиатекстов журналист в
первую очередь учитывает «фактор адресата», так как одна из основных
задач говорящего − наладить диалог с читателем, что обеспечит
существование издания. Анализируемое издание строго придерживается
одного из конструктивных принципов публицистического стиля принципа
диалогичности, что позволяет журналистам привлекать внимание читателя и
оправдывать ожидания аудитории.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1) изучить методологические подходы к определению понятий
«диалог» и «диалогичность»;
2) рассмотреть основные способы создания диалогичности в медиатексте;
3) проанализировать газету «Аргументы и факты» в аспекте
диалогичности ее публикаций.
Методы исследования, используемые в данной работе:
лингвостилистический анализ, контент-анализ, теоретический анализ
(выделение и рассмотрение отдельных сторон явления), обобщение, при
анализе эмпирического материала применялся как метод случайной выборки,
так и метод сплошной вычитки.
Объект исследования – выражение диалогичности в публикациях
журналистов еженедельного общественно-политического издания
«Аргументы и факты», тираж которого составляет 2,2 миллиона экземпляров.
К целевой аудитории газеты можно отнести средневозрастной контингент
(мужчины и женщины в возрасте до 60 лет), принадлежащий к среднему
социальному классу. Интересы читательской аудитории издания «Аргументы
и факты» разнообразны, она включает в себя рабочих, интеллигенцию,
политиков и представителей сферы управления.
Газета «Аргументы и факты» представляет собой информационно-аналитическое издание, так как для нее характерно преобладание
аналитических жанров (статьи, обзоры, комментарии, интервью),5
достоверность информации, взвешенность оценок. Значительная часть
издания содержит не столько публицистические рассуждения журналистов,
сколько мнения и комментарии компетентных экспертов по затронутому вопросу.
Круг тем в газете «Аргументы и факты» охватывает разные сферы
жизни общества. Газета предлагает не только общественно-политическую и
экономическую информацию, в освещении которых преобладает
аналитическое начало, но и новости с комментариями специалистов,
материалы, относящиеся к сфере культуры и спорта. Героями журналистских
материалов становятся как известные личности (политики, актеры,
режиссеры, спортсмены), так и рядовые граждане.
Газета «Аргументы и факты» включает четыре раздела: «Основные
события недели» (условное обозначение раздела, так как в начале издания
обычно помещены материалы, информационным поводом которых стали
актуальные события федерального или мирового значения), «Деловая среда»,
«Ваше здоровье» и «Свободное время». Издание также имеет региональные
приложения, в которых публикуются материалы местного значения.
В газете «Аргументы и факты» представлено все разнообразие
композиционно-речевых форм: сообщение, рассуждение, повествование и
описание. Представляется, что преобладающими речевыми формами
являются рассуждение и повествование.
К особенностям издания можно отнести частое включение
журналистами в текст чужой речи (прямая, косвенная и несобственно-прямая
речь, а также цитата), что является демонстрацией внешней формы
диалогичности. В текстах газеты также широко представлена внутренняя
диалогичность.
Диалогичность издания подчеркивается также наличием речевых
жанров, которые характерны для бытового речевого общения, например
анекдота и совета. В этих речевых жанрах реализуется фатическая функция6
речи, что нацелено на установление и поддержание контакта с читательской аудиторией.
К контактоустанавливающим средствам в газете «Аргументы и факты»
можно отнести ссылки на авторитеты, использование цитат, нарушение
ожиданий аудитории (эффекты обманутого и усиленного ожидания),
применение риторических восклицаний и вопросов, вводные слова и
вставные конструкции, обращения к читателям. Фатическая функция языка
реализуется в издании также при помощи такого комического средства, как ирония.
Можно предположить, что неисчерпаемое разнообразие средств
выражения категории диалогичности в газете объясняется историей издания.
Газета «Аргументы и факты» издается с 1978 года, изначально она выходила
ежемесячно, являясь бюллетенем в помощь лекторам и пропагандистам, в
котором публиковались статистика, информация из зарубежной прессы,
интересные факты, не освещаемые официальной печатью. Редакция газеты
входила в издательство Всесоюзного общества «Знание».
Еженедельно издание стало выходить с 1982 года, внешний вид и
формат, близкий к современному, оно приобрело в 1983 году. С приходом к
власти М. С. Горбачева и началом перестройки (ослабление цензуры, снятие
информационных барьеров и провозглашение свободы информации) газета
начала работать в соответствии с принципами гласности. Новая политическая
обстановка обусловила начало очередного этапа в развитии речевой
практики в средствах массовой информации. Диалогичность становится
отражением идеологии издания: в 1990-е годы журналисты начинают прямо
отождествлять себя с читательской аудиторией, что предопределяет
обращение к особенностям речи, характерным для бытового общения, на
страницах газет. В последующие годы и до настоящего времени газета
«Аргументы и факты» следует своему принципу диалога с читателем.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что издание «Аргументы и
факты» является информационно-аналитическим. В то же время7
значительное место на страницах газеты уделено фатической речи
(вторичная интенция в издании), чем объясняется диалогичность
публикаций. В газете «Аргументы и факты» реализуется коммуникативная
установка на эмоциональную близость с читателем, на диалог с ним.
Предмет исследования средства создания диалогичности и
выполняемые ими функции в публикациях газеты «Аргументы и факты».
В данной работе проанализированы номера газеты «Аргументы и
факты», которые выходили в период с апреля 2015 года по март 2016 года.
Практическая значимость. Рассмотренные в результате нашего
исследования средства создания диалогичности в текстах газет прежде всего
полезны в профессиональной деятельности автору исследования, кроме того
они могут быть использованы журналистами различных изданий для
привлечения внимания аудитории, оказания речевого воздействия на
читателя, а также для формирования «своего» круга, то есть «идеальной» аудитории.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две
главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе
представлены теоретические подходы к изучению диалога, его видов и
диалогичности в текстах СМИ, а также дана характеристика основных
средств создания диалогичности в текстах массмедиа. Во второй главе
осуществляется анализ целого номера газеты «Аргументы и факты» в аспекте
диалогичности, по итогам которого рассматриваются наиболее
востребованные средства создания диалогичности в анализируемом издании
и определяются выполняемые ими функции в тексте. В заключении
подводятся итоги исследования и формулируются выводы. В приложениях
представлены номера газеты «Аргументы и факты», на материале которых
проводилось исследование.
Основные результаты исследования были апробированы в рамках 15-й
международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи».
На основании проведенного исследования в соответствии с нашей
целью выявить средства создания диалогичности на страницах газеты
«Аргументы и факты», можно сделать следующий вывод: журналисты
анализируемого издания активно используют языковые средства создания
диалогичности в тексте, к наиболее эффективным из которых с точки зрения
контактоустановления можно отнести прецедентные феномены, «мы»-
формы, разговорную лексику, вопросительные и восклицательные
предложения. Введение в текст чужой речи (внешняя форма диалогичности),
которое способно повысить уровень доверия аудитории к сообщаемой
информации, является наиболее распространенным языковым средством в
газете «Аргументы и факты», что объясняется информационноаналитическим форматом издания.
Из композиционных средств создания диалогичности в газете
«Аргументы и факты» наиболее распространенным является вопросноответный комплекс (на его основе формируется речевой облик издания),
заголовки с эффектом усиленного или обманутого ожидания (действенный
способ создания диалогичности благодаря неожиданности на страницах
газеты) встречаются в издании также достаточно часто, в то время как
открытая концовка, цель использования которой активизировать
собственное мышление читателя, характерна лишь для небольшого
количества анализируемых журналистских текстов.
Некоторые из указанных средств создания диалогичности являются
проявлением фатической коммуникации в СМИ. Таким образом, можно
сделать вывод, что в информационно-аналитическом издании «Аргументы и
факты» фатическая речь является вторичной интенцией. В газете реализуется
коммуникативная установка на эмоциональную близость с читателем, на диалог с ним.
Основываясь на полученных результатах исследования, мы можем
подтвердить нашу гипотезу о том, что газета «Аргументы и факты» строго
придерживается принципа диалогичности, одного из конструктивных
принципов публицистического стиля, что позволяет журналистам привлечь
внимание читателя и соответствовать ожиданиям аудитории. На наш взгляд,
тактика диалогизации и интимизации, реализуемая в анализируемом
издании, является действенной, так как аудитория начинает воспринимать
журналиста как равного себе. Можно предположить, что использование
умеренного количества средств создания диалогичности в иных современных
изданиях, в которых фатическая коммуникация не является ведущей,
привлечет внимание имеющейся аудитории к текстам и будет способствовать
созданию «своего» круга, оправдание ожиданий которого в дальнейшем
станет задачей журналистов.
Ключевые положения данной работы и примеры использования
журналистами средств создания диалогичности на газетной полосе могут
быть рекомендованы для изучения студентам факультетов журналистики и
массовых коммуникаций в рамках таких курсов, как «Теория и практика
современной прессы», «Основы творческой деятельности журналиста» и
«Стилистика журналистского текста».
Результаты осуществленного в исследовании анализа средств создания
диалогичности в газете «Аргументы и факты» также могут быть полезны в
профессиональной практике журналистов печатных СМИ при использовании
ими описанных в работе языковых и композиционных средств создания
диалогичности. Вопрос привлечения и удержания внимания читателей (чему
способствует повышение уровня диалогичности текстов) становится
актуальным для журналистов в связи с тем, что в эпоху информационных
технологий популярность газет минимальна. В условиях доступа читателя к
множеству иных источников информации для журналистов печатной прессы
особенно важно поддержание контакта со своим читателем. Журналистам
необходимо учитывать, что содержание печатного текста будет воспринято90
современной аудиторией лишь в том случае, если он будет иметь
привлекательную форму. В то же время аудитория чутко реагирует на
рассмотренные в исследовании средства создания диалогичности только при
условии, что журналист не злоупотребляет ими в своем тексте.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее
время при создании текстов журналист печатного издания должен в первую
очередь учитывать фактор адресата, опираться на предполагаемые ожидания
аудитории, что обеспечит существование издания. Средством достижения
этой цели является повышение в разумных пределах уровня диалогичности газетных текстов.
1. Арутюнова Н. Д. Диалогическая модальность и явление
цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность,
дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52-79.
2. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук
СССР. Серия литературы и языка. М.: Наука, 1981. Т. 40. №4. С. 356-367.
3. Баженова Е. А., Медведева Е. А. Медиатекст в дискурсивностилистическом аспекте // Филология и культура. Вып. 2 (40), 2015. С. 23-27.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост.
С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
5. Блинова О. А. О стилистическом потенциале несобственнопрямой речи в газетном тексте // Вестник Моск. гос. лингвистич. ун-та. Вып.
596, 2010. С. 136-146.
6. Богин Г. И. Речевой жанр как средство индивидуации текста //
Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. С. 12-22.
7. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовой
коммуникации. М.: Из-во Юрайт, 2014. 512 с.
8. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого
поведения. М.: КомКнига, 2005. 176 с.
9. Винокур Т. Г. К характеристике говорящего. Интенция и
реакция // Язык и личность. М: Наука, 1989. С. 11-23.
10. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического
исследования. М.: КомКнига, 2007. 144 с.
11. Голанова Е. И. О современном публичном диалоге // Поэтика.
Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. М.:
Наука, 1996. С. 142-150.
12. Голанова Е. И. Языковая личность в ситуации беседы
(о некоторых особенностях устного общения М. М. Бахтина) // Жизнь языка:92
Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2001.
С. 219-225.
13. Дускаева Л. Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров /
Под ред. М. Н. Кожиной. Спб.: СПбГУ: Филол. факультет, 2012. 274 с.
14. Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А. Фатика как речевая форма
реализации развлекательной функции в медиатексте // Гуманитарный вектор,
2011. № 4. С. 67-71.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской
речи. М.: Издательство ЛКИ, 2012. 304 с.
16. Иссерс О. С. Речевое воздействие. М.: Флинта: Наука, 2009.
224 с.
17. Кайда Л. Г. Диалог «читатель автор»: стилистическая
концепция // Мысль. Текст. Стиль: сб. статей, посвященный докт. филол.
наук, проф. К. А. Роговой / Под ред. Л. Р. Дускаевой и В. И. Конькова.
СПб.: 2011. 236 с.
18. Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая
концепция // Язык современной публицистики: сб. статей / сост.
Г. Я. Солганик. М.: Флинта: Наука, 2007. 232 с.
19. Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. М.:
Изд-во МГУ, 1989. 184 с.
20. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
262 с.
21. Кильмухаметова Е. Ю. Риторические вопросы как косвенные
речевые акты (на материале французского языка) // Вестник Томского гос.
пед. ун-та. Вып. 4, 2006. С. 77-82.
22. Клушина Н. И. Косвенная коммуникация в СМИ // Мысль. Текст.
Стиль: сб. статей, посвященный докт. филол. наук, проф. К. А. Роговой / Под
ред. Л. Р. Дускаевой и В. И. Конькова. СПб.: 2011. 236 с.93
23. Клюев Е. В. Фатика как предмет дискуссии // Поэтика.
Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. М.:
Наука, 1996. С. 212-220.
24. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 2013. 192 с.
25. Колокольцева Т. Н. Роль диалога и диалогичности в современном
коммуникативном пространстве (на материале средств массовой
информации) // Проблемы речевой коммуникации. Саратов: Изд-во Сарат.
ун-та, 2000. С. 50-57.
26. Комарова Л. И. Общие фоновые знания автора и читателя как
условие понимания текста // Вестник Тамбовского ун-та. Серия:
Гуманитарные науки. Вып. 2(82), 2010. С. 181-186.
27. Коньков В. И. Речевые технологии в массовой коммуникации.
Ч. 1. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс.
коммуникаций», 2015. 130 с.
28. Коньков В. И. Стилистические явления в речевой практике
СМИ // Вестник Пермского гос. ун-та. Русская и зарубежная филология.
2009. Вып. 6. С. 14-18.
29. Корнилова Н. А. Средства выражения фатической речи в
массмедиа // Медиалингвистика. №2 (5). Спб., 2014. С. 58-68.
30. Корнилова Н. А. Фатическая речь в массмедиа: композиционностилистические формы: Автореф. дис. … канд. филолог. наук; рук. работы
доктор филог. наук, доцент Л. Р. Дускаева. СПб., 2013. 28 с.
31. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1971. 268 с.
32. Красильникова Е. В. О соотношении монолога и диалога //
Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны
Винокур. М.: Наука, 1996. С. 136-142.94
33. Красных В. В. Система прецедентных феноменов в контексте
современных исследований // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей /
Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: «Филология», 1997. Вып. 2. С. 5-12.
34. Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск: Из-во Уральск.
ун-та, 1989. 96 с.
35. Ломов А. М. Чужая речь в письменном тексте // Вестник
Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 8. С. 31-36.
36. Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистического
исследования // Журналистский ежегодник. Вып. 1, 2012. С. 27-29.
37. Новикова А. П. Вопросно-ответный комплекс как элемент
категории диалогичности (на примере интернет-текстов суицидальной
тематики) // Знание. Понимание. Умение. Вып. 1, 2008. С. 215-219.
38. Орехова Е. Н. Прецедентные феномены как средство приращения
смысла (стилистический уровень) // Политическая лингвистика. Вып. 3 (41),
2012. С. 157-165.
39. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ:
средства речевой агрессии. М.: Флинта: Наука, 2011. 160 с.
40. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 2003. 320 с.
41. Прохорова К. В. Газетный заголовок: проблемы и
функциональные возможности. СПб.: Лаборатория оперативной печати
ф-та журналистики СПбГУ, 2005. 80 с.
42. Пушкарева И. А. Социальная оценочность в современной
газетной публицистике // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1, 2012.
С. 237-243.
43. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М.: Добросвет, 1999.
482 с.
44. Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение.
Интонация. Словообразование. Морфология / Н. Ю. ведова (гл. ред.). М.:
Наука, 1980. 789 с.95
45. Русская речь в средствах массовой информации. Речевые
системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.,
2011. 399 с.
46. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический
аспект / Под ред. В. И. Конькова. Спб.: Из-во С.- Петерб. ун-та, 2007.
272 с.
47. Сиротинина О. Б. О терминах «разговорная речь»,
«разговорность» и «разговорный тип речевой культуры» // Лики языка. К 45-
летию научной деятельности Е. А. Земской. М.: Наследие, 1998. С. 348-353.
48. Солганик Г. Я. Лексика газеты. М.: Высш. школа, 1981. 112 с.
49. Чернышова Т. В. Фатическое общение как социальный символ
коммуникации (на материале текстов печатных СМИ) // Известия Алтайского
государственного университета. Серия история, филология, философия и
педагогика. Барнаул, 2004. № 4. С. 46-51.
50. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. – М.: Флинта: Наука,
2006. 256 с.
51. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарьсправочник / Под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Изд-во
Сибирского федерального университета, 2012. 882 с.
52. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных,
А.И. Изотов. М.: «Филология», 1997. Вып. 1. 192 с.
53. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П.
Язык и его функционирование. М.: Наука, 1986. С. 17-58.
Словари
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.:
Советская энциклопедия, 1966. 608 с.
2. Балакай А. Г. Словарь русского речевого этикета. М.: АСТПРЕСС, 2001. 672 с.
3. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарьтезаурус. М.: Флинта: Наука, 2009. 384 с.96
4. Большой Энциклопедический Словарь. Электронный ресурс.
URL: http://www.vedu.ru/bigencdic/29444/ (дата обращения: 25.02. 2016).
5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М.: Русский язык, 2001. Т. 1. 1232 с.
6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М.: Русский язык, 2001. Т. 2. 1088 с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская
энциклопедия, 1990. 683 с.
8. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов.
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 562 с.
9. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А. П. Евгеньевой.
М.: Русский язык, 1981-1984.
10. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /
Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.
Электронные ресурсы
1. Богоявленская Ю. В. Парцелляция как средство повышения
привлекательности газетного заголовка // Известия Саратовского
университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. Вып. №3, 2014.
Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/partsellyatsiya-kaksredstvo-povysheniya-privlekatelnosti-gazetnogo-zagolovka (дата обращения:
03.03.2016).
2. Вакулич Л. А. Особенности функционирования диминутивов и
аргументивов в современном русском языке (на материале национального
корпуса русского языка). Электронный ресурс. URL: http://qps.ru/Dqy36 (дата
обращения 06.10.15).
3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке.
М.: Логос, 2003. Электронный ресурс. URL: http://www.hi-edu.ru/ebooks/xbook050/01/ (дата обращения: 08.11.2015).
4. Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А. Речевой эпатаж как форма
контактоустановления в современной медийной речи // Электронный97
научный журнал «Мир лингвистики и коммуникации». Вып. 1 (30), 2013.
URL: http://www.tverlingua.ru/ (дата обращения: 14.11.2015).
5. Миронова Д. А. Трансформация прецедентных высказываний в
переводах заголовков медиатекстов онлайн-формата: Автореф. дисс… канд.
филолог. наук; науч. рук. работы Л. А. Нефёдова. Тюмень, 2013.
Электронный ресурс. URL: http://www.dissercat.com/content/transformatsiyapretsedentnykh-vyskazyvanii-v-perevodakh-zagolovkov-mediatekstov-onlain-form
(дата обращения: 12.11.2015).
6. Редькина Т. Ю. Особенности номинации в публицистическом
тексте: Автореф. дис. … канд. филолог. наук; науч. рук. работы
В. И. Коньков. СПб, 2004. Электронный ресурс. URL:
http://cheloveknauka.com/osobennosti-nominatsii-v-publitsisticheskom-tekste
(дата обращения: 08.10.2015).
7. Смирнова Н. Г. Средства реализации категории диалогичности
текста «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева.
Электронный ресурс. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-realizatsiikategorii-dialogichnosti-teksta-istorii-rossii-s-drevneyshih-vremen-s-m-solovieva
(дата обращения 06.10.2015).
8. Харитонова Е. В. Парцелляция как особенность синтаксиса
современной публицистики // Известия Волгоградского гос. педагогического
университета. Вып. №2 (87), 2014. Электронный ресурс. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/partsellyatsiya-kak-osobennost-sintaksisasovremennoy-publitsistiki (дата обращения: 03.03.2016).