Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структурация сообщества исполнителей русского народного танца в условиях глобализации

Работа №134767

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы структурации сообщества
исполнителей русского народного танца в условиях глобализации …………… 8
1.1. Теория структурации Э. Гидденса …………………………………………… 9
1.2. Структуралистский конструктивизм П. Бурдье …………………………… 13
1.3. Концепция глокализации Р. Робертсона …………………………………… 16
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………… 19
Глава 2. Структурация сообщества исполнителей русского народного танца . 21
2.1. История формирования структурации сообщества исполнителей русского
народного танца ………………………………………………………………… 22
2.2. Проникновение новых технологий в русский народный танец ………… 28
Выводы по главе 2 ……………………………………………………………… 32
Глава 3. Трансформация структурации сообщества исполнителей русского
народного танца в условиях глобализации …………………………………… 34
3.1. Анализ интервью с художественными руководителями сообществ
исполнителей русского народного танца ……………………………………… 35
3.2. Включенное структурированное наблюдение
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Среди многочисленных танцевальных направлений, развивающихся в
современной России, важнейшее место занимает русский народный танец как
неотъемлемый элемент национальной культуры. Несмотря на исторически
обусловленные изменения, он продолжает выполнять такие важнейшие для
любой социальной группы функции, как коммуникативная, социализирующая,
идентификационная, эмоциональная и другие. По всей стране представители
различных страт, этнических групп и конфессий с ранних лет ведут своих детей
в сообщества исполнителей русского народного танца. Что ценного они видят в
этом дополнительном образовании? Почему современная молодежь обращается
к русскому народному танцу? Эти и многие другие вопросы являются
актуальными и требуют ответа. Проблема заключается в отсутствии
информации о сообществах исполнителей русского народного танца, незнании
их свойств и того, как они функционируют в условиях глобализации.
Генеральной целью данного исследования является выявление новых
структуральных характеристик сообщества исполнителей русского народного
танца, которые появились в результате процесса глобализации. Для достижения
этой цели были поставлены и осуществлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные компоненты базовых социологических
теорий Э. Гидденса, П. Бурдье и Р. Робертсона;
2. Разработать теоретическую модель для исследования структурации
сообщества исполнителей русского народного танца в условиях глобализации;
3. Изучить историю русского народного танца и процесс проникновения
в него современных технологий;
4. Определить период формирования структуральных характеристик
сообщества исполнителей русского народного танца;
5. Охарактеризовать источники структурации сообщества исполнителей
русского народного танца;4
6. Провести апробацию выявленных в ходе теоретического анализа
структуральных характеристик;
7. Выявить неизменные и трансформирующиеся в условиях глобализации
структуральные характеристики сообщества исполнителей русского народного танца.
Объектом исследования являются сообщества исполнителей русского
народного танца, предметом – структуральные характеристики подобных
сообществ. Для введения читателя в сущность работы ответим на сразу же
возникающие вопросы: что такое сообщество исполнителей, что представляет
собой структурация и что следует понимать под глобализацией.
Социологическое определение сообщества было дано Т. Парсонсом,
который использовал понятие «социетальное сообщество» для обозначения
интегративной подсистемы общества, определяющей обязательства «как для
его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных
статусов и ролей внутри общества»1. В этом определении подчеркивается не
только существование определенных обязательств, но и их варьирование в
зависимости от статуса и роли индивида в сообществе. Таким образом,
сообщество исполнителей русского народного танца можно определить как
нормативно регулируемый стратифицированный коллектив, обеспечивающий
готовность всех составляющих его групп исполнителей действовать от лица
сообщества для удовлетворения потребностей или интересов этого сообщества.
Понятие структурации в данной работе используется в том же смысле,
который вложил в него создатель теории структурации Э. Гидденс,
определивший ее как «условия, контролирующие целостность или изменение
структур, а, следовательно, управляющие воспроизводством социальных
систем»2. В понимании автора структурация есть взаимозависимость структуры
и системы, структуры и деятельности иными словами. Получается, что
сообщества исполнителей русского народного танца по определению сочетают в себе структуру (так как они стратифицированы) и действие (поскольку
обеспечивают готовность исполнителей действовать от лица сообщества), а
значит, будут обладать структуральными характеристиками.
Что касается глобализации, обычно данный термин обозначает идею о
том, что мир становится все более унифицированным и стандартизированным
через «технологическую, коммерческую и культурную синхронизацию,
исходящую с запада»3. Это определение принадлежит Р. Робертсону, который
предлагает заменить концепцию глобализации собственной концепцией
глокализации, утверждая, что бессмысленно определять глобальное так, будто
оно исключает локальное4. Доказательство того, что понимание глобализации
как компонента глокализации уместно при исследовании сообщества
исполнителей русского народного танца, будет приведено в первой главе.
Танцевальные практики изучаются разными науками, в том числе и
социологией. Существует множество толкований русского народного танца,
поскольку даже представители одной дисциплины не всегда единогласны в том,
какие именно виды танца необходимо включать в данное понятие. В контекст
данной работы весьма удачно вписывается формулировка из российского
гуманитарного энциклопедического словаря, согласно которой народный танец
есть одна из древнейших форм народного творчества, неразрывно связанная с
жизнью и деятельностью человека5. В этом понятии подчеркнута ключевая
взаимосвязь, позволяющая делать выводы о жизнедеятельности человека на
основе изучения народного танца соответствующей культурной общности.
Социологических работ о русском народном танце на сегодняшний день
написано катастрофически мало. В отличие от западных социологов, которые
активно исследуют развивающиеся танцевальные направления, российская
социология не уделяет им должного внимания. Только 20 лет назад в России
начали появляться работы, рассматривающие танец с социологической точки
С. И. Богданов. – СПб.: Владос: Изд. филол. фак. СПбГУ, 2002.
зрения, но русский народный танец нечасто становился их объектом. Так или
иначе, танец рассматривается как способ невербальной коммуникации
(М. Н. Жиленко 6 , О. М. Минина 7 , М. С. Молчанова 8 ), как социокультурный
феномен (Е. К. Луговая 9 , Е. Г. Монахова 10 , В. А. Храпова 11 ), как феномен
глобализации (Ж. В. Пименова12, Д. А. Садыкова13, М. А. Ткачук14) и так далее.
Глубинных исследований сообществ исполнителей русского народного танца
социологического характера еще не проводилось, поэтому данная работа
отличается новизной и основывается исключительно на эмпирических данных.
Для выявления структуральных характеристик, появившихся в результате
воздействия глобальных процессов, требуется проведение сравнительного
анализа объекта до и после этого воздействия. В нашем случае из-за
теоретической и эмпирической неосвоенности темы такое сравнение
осуществить невозможно. Чтобы превратить исследование из описательного в
сравнительное, будем учитывать неоднородность темпов глобализации.
В разных сообществах глобальные процессы будут проявляться с разной силой,
и чем больше будет различаться их включенность в данные процессы, тем
больше новых тенденций получится выявить в результате сравнительного
анализа этих сообществ. Подобное сравнение видится единственным на данный
момент способом ответа на вопрос, какие из структуральных характеристик
сообщества исполнителей русского народного танца являются результатом
воздействия процесса глобализации, а какие остаются неизменными.
При изучении структурации необходимо осуществить децентрализацию
субъектов наряду с сохранением субъективности, для чего наиболее подходят
качественные методы. Поэтому в данной работе были использованы такие
методы, как включенное наблюдение и анализ интервью. Чтобы
охарактеризовать структурацию научно-исследовательского объекта с
социологической точки зрения, в двух ансамблях русского народного танца из
городов, вовлеченных в процессы глобализации с разной интенсивностью,
было проведено включенное структурированное наблюдение с длительным
процессом завоевания доверия. Чтобы увеличить выборочную совокупность и
избежать исследовательского субъективизма был осуществлен поиск и анализ
находящихся в открытом доступе интервью с исполнителями-экспертами:
художественными руководителями, педагогами и директорами современных
сообществ исполнителей русского народного танца из разных городов России.
Аналитическими единицами стали структуральные характеристики, сравнение
которых позволило выявить основные тенденции их трансформации под
воздействием глобализации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой
литературы и приложения. Глава 1 представляет теоретико-методологические
основы исследования, в том числе описание теоретической модели для
изучения структуральных характеристик сообщества исполнителей русского
народного танца в условиях глобализации. Глава 2 включает историю
формирования структурации сообщества исполнителей русского народного
танца, а также процесс внедрения в него современных технологий, что является
одной из ключевых предпосылок глобализации. Глава 3 содержит результаты
эмпирического исследования структуральных характеристик сообщества
исполнителей русского народного танца, на основе которого были выявлены
основные тенденции трансформации этих характеристик под воздействием
глобальных процессов. Результаты данной работы носят прикладной характер и
могут стать основой для дальнейшего изучения русского народного танца,
танцев других этнических групп или иных танцевальных направлений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня сообщества исполнителей русского народного танца существуют
по всей России и за рубежом. Они выполняют множество функций, среди
которых воспроизводство русской танцевальной культуры, трансляция смыслов
народного танца в мировое сообщество и межкультурная коммуникация,
социализация исполнителей, развитие их физической формы и системного
мышления, формирование представления о глобальном мире и возможность
приобщения к нему, организация свободного времени человека и
высвобождение его эмоциональной энергии. Все это представляет большое
поле для исследований представителями самых разнообразных наук. В данной
работе была предпринята попытка осветить с точки зрения социологии
основные текущие процессы в современных сообществах исполнителей
русского народного танца в условиях глобализации.
Отсутствие глубинных социологических исследований по данной теме не
стало помехой для достижения генеральной цели работы. Основная гипотеза о
наличии взаимосвязи между трансформацией структуральных характеристик
современных сообществ исполнителей русского народного танца и
наступлением современного этапа глобализации нашла свое подтверждение, а
все поставленные задачи были осуществлены. На основании теории
структурации Э. Гидденса, структуралистского конструктивизма П. Бурдье и
концепции глокализации Р. Робертсона автором данной работы была создана
оригинальная теоретическая модель, которая легла в основу эмпирического
исследования структурации сообщества исполнителей русского народного
танца в условиях глобализации. Изучение истории развития практики русского
народного танца позволило определить источники формирования присущих
исполняющим его сообществам структуральных характеристик, что дало
возможность составить общее представление о структурации, существовавшей
до наступления современного этапа культурной глобализации в России.
Наконец, на основании результатов эмпирического исследования, в котором51
использовались методы анализа расположенных в открытом доступе интервью
и включенного структурированного наблюдения были описаны неизменные и
трансформирующиеся под воздействием глобальных процессов характеристики
структурации сообщества исполнителей русского народного танца.
Результаты данной работы позволяют сделать следующее заключение.
Структурация сообщества исполнителей русского народного танца находится в
состоянии аномии: функционировавшая много лет организация деятельности
сообществ более не соответствует изменившимся условиям их существования,
однако переход к новым нормам еще не завершен. На данном историческом
этапе исполнители русского народного танца находятся в поиске золотой
середины между материальными и нематериальными ценностями,
индивидуализмом и коллективизмом, локальным и глобальным. Вот почему мы
не можем утверждать, что выявленные в данной работе тенденции
трансформации всегда будут однонаправленными. И все же определившийся
спектр структуральных характеристик делает возможным поиск нового образца
сообщества исполнителей, которое способно наиболее эффективно
осуществлять свою историческую функцию, а именно сохранение и передачу
русского народного танца другим поколениям.
В процессе научно-познавательной деятельности у исследователя
возникли вопросы, для получения ответа на которые необходимо проведение
отдельного исследования. Наиболее актуальными темами для дальнейшего
изучения русского народного танца видятся: определение численности
существующих сообществ исполнителей русского народного танца и их
типологизация; изучение национального состава сообщества исполнителей
русского народного танца; описание спектра национальных танцев,
включенных в репертуар сообщества; изучение маршрутов гастролирования
танцевальных коллективов и восприятия русского народного танца
представителями других культур; поиск причин популярности русского
народного танца среди российской молодежи, а также многие другие
исследовательские вопросы, которые на данный момент остаются без ответа


1. Бахушин, Ю. А. История русского балета: учебное пособие / Ю. А. Бахушин. – М.: Советская Россия,
1965. – 227 с.
2. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971. – 544 с.
3. Боголюбова, Н. М. Культурный обмен в системе международных отношений / Н. М. Боголюбова,
Ю. В, Николаев. – СПб: Изд-во С.-Петерб. госуд. ун-та, 2003. – 192 с.
4. Бурдье, П. Практический смысл / пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин,
Н. А. Шматко; общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 2001. – 562 с.
5. Бурдье, П. Различение: социальная критика суждения / пер. О. И. Кирчик, научное редактирование
Н. А. Шматко, В. В. Радаев. – Экономическая социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – с. 25-48.
6. Вагабов, Р. Ю. Танец во времени и пространстве / Вестник СПбГУКИ. – 2004. – № 1. – с. 60-61.
7. Волков, В. В. Теория практик / В. В. Волков, О. В. Хархордин. – СПб.: Издательство Европейского
университета в Санкт-Петербурге, 2008. – 298 с.
8. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – М.: УРСС, 1999. – 704 с.
9. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. – М.: Издательство
«Весь Мир», 2004. – 120 с.
10. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации / Э. Гидденс. – М.: Академический
Проект, 2003. – 528 с.
11. Главная роль. Мира Кольцова. Эфир от 23.12.2013 [Электронный ресурс] : Общероссийский
государственный телевизионный канал «Культура» [сайт]. – Режим доступа: https://tvkultura.ru/video/show/
brand_id/20902/episode_id/954995.
12. Глебов, И. Симфонические этюды / И. Глебов. – СПб.: Гос. филармония, 1922. – 331 с.
13. Голейзовский, К. Я. Образы русской народной хореографии / К. Я. Голейзовский. – М.: Искусство,
1964. – 364 с.
14. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. А. Д. Ковалева. – М.: «Канонпресс-Ц», «Кучково поле», 2000. – 304 с.
15. Гусев, Г. П. Методика преподавания народного танца: учебное пособие / Г. П. Гусев. – М.: Гуманит.
изд. центр «Владос», 2003. – 208 с.
16. Досуг. Сибирский ансамбль народного танца – долгожданный гость Нью-Йорка. Интервью от
09.01.2014 [Электронный ресурс] : Русский Базар [сайт]. – Режим доступа: http://russian-bazaar.com/ru/content/
138903.htm.
17. Единая база фольклорных коллективов и исполнителей народного творчества Российской Федерации
[Электронный ресурс] : Фольклор России [сайт]. – Режим доступа: http://folkrussia.ru.
18. Жиленко, М. Н. Танец как протокоммуникация / Вопросы культурологии. Сборник аспирантских
работ. – М.: ГАСК, 1999. – 84 с.
19. Иванкина, Г. Марш-бросок / Газета «Завтра». – 2015. – № 41 (1142).
20. Иванов, О. И. Культурное пространство как пространство паттернов поведения и мышления /
Социология культуры: опыт и новые парадигмы. Ч. 1. – 2015. – с. 19-26.
21. Иванов, О. И. Методология социологии: учебно-методическое пособие / О. И. Иванов. – СПбГУ,
социологическое общество имени М. М. Ковалевского, 2001. – 68 с.53
22. История балета Игоря Моисеева [Электронный ресурс] : Государственный академический ансамбль
народного танца имени Игоря Моисеева [сайт]. – Режим доступа: http://www.moiseyev.ru/ballet-history.html.
23. Лопухов, А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. – 4-е изд.,
стер. – СПб.: «Издательство Планета музыки»; Издательство «Лань», 2010. – 344 с.
24. Луговая, Е. К. Антропология танца (опыт изучения проблемы) / Материалы международной научной
конференции, посвященной 75-летию художественной гимнастики. – СПб., 2010.
25. Минина, О. М. Народный танец как социальная коммуникация / Таврійські студії. Культурологія. –
2013. – № 3.
26. Молчанова, М. С. Танец как вид социальной коммуникации: язык танца / Социальные коммуникации:
профессиональные и повседневные практики. – 2011. – Выпуск 4. – с. 36-39.
27. Монахова, Е. Г. Социальная функция танца / Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2015. –
с. 186-189.
28. Мурашко, М. П. Кризис ансамблей русского танца / Журнал «Балет». – 2011. – № 2 (167).
29. Мурашко, М. П. Формы русского танца: Книга 1. Пляска: Часть 1 / М. П. Мурашко. – М.: Изд. дом
«Один из лучших», 2006. – 128 с.
30. Настюков, Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. Советы балетмейстера / Г. А. Настюков. –
М.: Профиздат, 1976. – 64 с.
31. О проблемах создания и сохранения хореографических коллективов и ансамблей народного танца в
современных условиях в системе дополнительного образования г. Москвы [Электронный ресурс] : Гражданская
инициатива [сайт]. – Режим доступа: http://netreforme.org/dopobr/o-problemah-sozdaniya-i-sohraneniyahoreograficheskih-kollektivov-i-ansambley-narodnogo-tantsa-v-sovremennyih-usloviyah-v-sisteme-dopolnitelnogoobrazovaniya-g-moskvyi.
32. Парсонс, Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева. Под ред.
М. С. Ковалевой. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с.
33. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.
34. Пименова, Ж. В. Танец в рекламе как способ управления сознанием / Научный вестник МГТУ ГА. –
2012. – № 181. – с. 98-102.
35. Проект «Березка» 2018 [Электронный ресурс] : Телеканал «Россия» [сайт]. – Режим доступа:
https://russia.tv/brand/show/brand_id/62719.
36. Ритцер, Дж. Макдональдизация общества / пер. с англ. А. В. Лазарева. – М.: Издательская и
консалтинговая группа «Праксис», 2011. – 592 с.
37. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
38. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: Т. 2 / гл. ред. П. А. Клубков; рук. проекта
С. И. Богданов. – СПб.: Владос: Изд. филол. фак. СПбГУ, 2002. – 720 с.
39. Руководитель ансамбля «Северные зори» Татьяна Изюмова: «Главное мое требование к
стилизованному танцу – это не показывать русского человека этаким дурачком на сцене». Интервью от
08.11.2015 [Электронный ресурс] : Официальный сайт города Череповца [сайт]. – Режим доступа:
https://cherinfo.ru/news/77295-rukovoditel-ansambla-severnye-zori-tatana-izumova-glavnoe-moe-trebovanie-kstilizovannomu-tancu-eto-ne-pokazyvat-russkogo-celove.
40. Садыкова, Д. А. Танец как феномен медиакультуры / Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология.
Международные отношения. – 2014. – № 4. – с. 70-75.54
41. Садыкова, Д. А. Эволюция танца в современной культуре / Омский научный вестник. – 2014. –
№ 4 (131). – с. 214-217.
42. Сикевич, З. В. Социология и психология национальных отношений / З. В. Сикевич. – СПб.:
Издательство В. А. Михайлова, 1999. – 203 с.
43. Танец передается из рук в руки. Михаил Мурашко. Событие от 04.08.2016 [Электронный ресурс] :
Журнал «БОСС» [сайт]. – Режим доступа: http://www.bossmag.ru/archiv/2016/boss-08-2016-g/mihail-murashkotanets-peredaetsya-iz-ruk-v-ruki.html.
44. Соколов, А. В. Социальные коммуникации: учебно-методическое пособие / А. В. Соколов. – М.: ИПО
Профиздат, 2001. – 224 с.
45. Сохранение культуры должно быть главной задачей государства. Светлана Муранова. Интервью от
21.11.2011 [Электронный ресурс] : Информационное агентство «PenzaNews» [сайт]. – Режим доступа:
https://penzanews.ru/interviews/53174-2011.
46. Тангалычева, Р. К. Теоретико-методологические основы социологического изучения межкультурной
коммуникации / Р. К. Тангалычева. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – 332 с.
47. Теория культуры: Учебное пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер,
2008. – 592 с.
48. Ткачук, М. А. Социальный танец в системе межкультурной коммуникации / Ойкумена.
Регионоведческие исследования. – 2012. – № 2. – с. 29-35.
49. Трудно быть начальником. Светлана Лукина. Интервью от 21.04.2017 [Электронный ресурс] :
Вечерний Челябинск [сайт]. – Режим доступа: https://vecherka.su/articles/culture/127018/.
50. Тугай, А. В. Методологические подходы к изучению танца / Вестник Челябинской государственной
академии культуры и искусств. – 2014. – № 2 (38) – с. 114-118.
51. Форум. Интервью с Софией Иоффе на телеканале ВОТ от 25.04.2012 [Электронный ресурс] : Юный
Ленинградец [сайт]. – Режим доступа: http://junlen.ru/fest/video/id/8.
52. Хелд, Д. Глобальные трансформации: Политика, экономика, культура / пер. с англ. В. В. Сапов,
Б. Л. Рубанов, Л. В. Сапова, М. В. Соколова, Л. В. Ясная. – М.: Праксис, 2004. – 576 с.
53. Храпова, В. А. Танец в современном мире / Известия ВолгГТУ. – 2012. – № 10. – с. 34-36.
54. Худсовет. Елена Щербакова. Эфир от 10.02.2017 [Электронный ресурс] : Общероссийский
государственный телевизионный канал «Культура» [сайт]. – Режим доступа: https://tvkultura.ru/video/show/
brand_id/59489/episode_id/1468340.
55. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 01.01.2017
[Электронный ресурс] : Федеральная служба государственной статистики [сайт]. – Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/bul_dr/mun_obr2017.rar.
56. Шилин, А. И. Неизвестный русский танец / Народное творчество. – 2006. – № 3. – с. 12-16.
57. Штелин, Я. Музыка и балет в России XVIII века / Я. Штелин; под ред. Б. И. Загурского. – Л.: Муз.
издат., 1935. – 175 с.
58. Эванс-Причард, Э. Танец / Антология исследований культуры. Отражения культуры / сост.:
Л. А. Мостова. – Москва; СПб, Центр гуманитарных инициатив, 2011. – 421 с.
59. Robertson, R. Glocalization: time–space and homogeneity–heterogeneity. / Global modernities. – Ed. by
M. Featherstone, S. Lash and R. Robertson. – London: Sage Publications Ltd., 1995. – p. 25-44.
60. Robertson, R. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in World-Systems Theory /
R. Robertson, F. Lechner. – Theory, Culture & Society. – 1985. – Vol. 2, 3. – p. 103-117.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ