Проблемы правового регулирования отношений между Российской Федерацией и Японией в области использования ресурсов Мирового океана
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МИРОВОГО ОКЕАНА ........................ 10
1.1. Понятие международно-правовых принципов использования ресурсов
Мирового океана
1.2. Правовое регулирование использования и сохранения морских природных
ресурсов прибрежными государствами в пределах действия национальной юрисдикции
1.2.1. Правовые основы делимитации морских пространств......................... 19
1.2.2. Правовое регулирование доступа к природным ресурсам на морском дне
1.3. Международно-правовой режим морских природных возобновляемых
ресурсов в районах за пределами действия национальной юрисдикции........ 25
1.3.1. Правовое регулирование использования морских природных
возобновляемых ресурсов в районах за пределами действия национальной юрисдикции
1.3.2. Правовые проблемы использования генетических ресурсов............... 28
1.4. Актуальные проблемы обеспечения международного правопорядка по
сохранению ресурсов Мирового океана
1.4.1. Правовые основы системы противодействия незаконному промыслу
морских биоресурсов
1.4.2. Проблемы ответственности при превышении объема добычи
биоресурсов Мирового океана
1.4.3. Правовые аспекты влияния морского судоходства на проблему
сохранения природных ресурсов Мирового океана
1.4.4. Правовая основа развития и применения новых технологий .............. 383
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ В ТИХОМ ОКЕАНЕ 3
2.1. Общее понятие принципов правового регулирования управления ресурсами
в Тихом океане
2.2. Правовое регулирование рыболовства в Тихом океане............................. 47
2.3. Правовое регулирование сотрудничества в освоении ресурсов спорной
территории Тихого океана
ГЛАВА 3. СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
И ЯПОНИЕЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МИРОВОГО ОКЕАНА
3.1. Правовой анализ законодательства Японии по регулированию
использования и сохранения ресурсов Мирового океана.
3.2. Правовые основы совместных отношений России и Японии в области
регулирования использования и сохранения природных ресурсов Мирового океана
3.3. Международно-правовая ответственность незаконной добычи (вылова)
ресурсов по двусторонним договорам России и Японии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Список нормативных актов
II. Список специальной литературы
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МИРОВОГО ОКЕАНА ........................ 10
1.1. Понятие международно-правовых принципов использования ресурсов
Мирового океана
1.2. Правовое регулирование использования и сохранения морских природных
ресурсов прибрежными государствами в пределах действия национальной юрисдикции
1.2.1. Правовые основы делимитации морских пространств......................... 19
1.2.2. Правовое регулирование доступа к природным ресурсам на морском дне
1.3. Международно-правовой режим морских природных возобновляемых
ресурсов в районах за пределами действия национальной юрисдикции........ 25
1.3.1. Правовое регулирование использования морских природных
возобновляемых ресурсов в районах за пределами действия национальной юрисдикции
1.3.2. Правовые проблемы использования генетических ресурсов............... 28
1.4. Актуальные проблемы обеспечения международного правопорядка по
сохранению ресурсов Мирового океана
1.4.1. Правовые основы системы противодействия незаконному промыслу
морских биоресурсов
1.4.2. Проблемы ответственности при превышении объема добычи
биоресурсов Мирового океана
1.4.3. Правовые аспекты влияния морского судоходства на проблему
сохранения природных ресурсов Мирового океана
1.4.4. Правовая основа развития и применения новых технологий .............. 383
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ В ТИХОМ ОКЕАНЕ 3
2.1. Общее понятие принципов правового регулирования управления ресурсами
в Тихом океане
2.2. Правовое регулирование рыболовства в Тихом океане............................. 47
2.3. Правовое регулирование сотрудничества в освоении ресурсов спорной
территории Тихого океана
ГЛАВА 3. СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ
И ЯПОНИЕЙ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МИРОВОГО ОКЕАНА
3.1. Правовой анализ законодательства Японии по регулированию
использования и сохранения ресурсов Мирового океана.
3.2. Правовые основы совместных отношений России и Японии в области
регулирования использования и сохранения природных ресурсов Мирового океана
3.3. Международно-правовая ответственность незаконной добычи (вылова)
ресурсов по двусторонним договорам России и Японии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Список нормативных актов
II. Список специальной литературы
С момента принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. до
настоящего времени исследования по управлению ресурсами Мирового океана
стали одной из важнейших задач в рамках международного морского права. В
частности, большой интерес к морским ресурсам проявляют прибрежные
государства, в том числе Российская Федерация и Япония. Одним из условий
развития экономики как России и Японии является активно использование
живых и неживых ресурсов Мирового океана. При этом необходимо учитывать
и обязанность государств по сохранению этих ресурсов.
Актуальность темы исследования. В настоящее время региональное
направление развития правовых отношений между Российской Федерацией и
Японией в области рыболовства характеризуется в большей степени
переговорами и диалогами как средством решения международных споров.
Государства могут устанавливать общий объем допустимых уловов в
отношении запасов анадромных видов при ежегодных консультациях о
рыболовстве с правительствами России и Японии. Эти консультации
проводятся японскими рыболовными компаниями, ведущими промысел
запасов анадромных видов, образующихся в реках Российской Федерации во
всех водах к берегу от внешних границ в пределах 200-мильных зон в
северо-западной части Тихого океана, на основе Соглашения между
Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области
рыбного хозяйства от 12 мая 1985 г. и Соглашения между Правительством
СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области
рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 г.
Однако данные двусторонние договоры между Российской Федерацией и
Японией в области использования ресурсов в прибрежных водах у двух
государств затрудняют реализацию правовой ответственности за нарушения
положений двусторонних договоров. Например, в соответствии со ст. 7
Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о5
взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран от 7
декабря 1984 г. «ничто в этих соглашениях не должно рассматриваться как
наносящее ущерб позициям или точкам зрения обеих сторон как по вопросам
морского права, так и по вопросам взаимных отношений». Таким образом,
исследование содержания двусторонних договоров между Россией и Японией
имеет большое значение для правильного понимания особенностей
российско-японских отношений в области использования ресурсов Мирового океана.
Кроме того, в этом контексте актуальным представляется исследование
современного международно-правового режима использования ресурсов
Мирового океана, которое обусловлено следующими проблемами: во-первых,
проблемой регулирования за пределами действия национальной юрисдикции
прибрежных государств; во-вторых, проблемой, связанной с управлением,
использованием и сохранением биоресурсов на морском дне, так как
положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. по-прежнему
предусматривают регулирование только вопросов, касающихся неживых ресурсов.
Необходимость исследования не только применимых норм
международного права, но и законодательства Российской Федерации и
Японии об использовании ресурсов Мирового океана обусловлена тем, что
национальные правовые системы и развивающееся международное право
находятся во взаимодействии. Например, содержание двусторонних договоров
о взаимных отношениях в области рыболовства у обеих стран отражается в национальных законах.
Степень разработанности темы. Проблемы многосторонних и
двусторонних правовых отношений, складывающихся между государствами в
процессе использования ресурсов Мирового океана, ввиду комплексного
характера их правового регулирования стали объектом исследования в рамках
различных научных дисциплин. Международное право как наука начало6
проявлять интерес к этой области экономического и экологического мирового
сообщества по использованию ресурсов Мирового океана, а также по защите
морской среды в основном после окончания Второй мировой войны. На конец
1960-х – начало 1980-х гг. приходится период набольшей интенсивности в
создании новых и пересмотре действующих норм международного права в
рассматриваемой сфере1.
В связи с этим автором были проанализированы российско-японские
правовые отношения, регулирующие использование и сохранение ресурсов
Мирового океана. К сожалению, по-прежнему не проводилось комплексного
монографического исследования, раскрывающего правовые основы
использования ресурсов Мирового океана в рамках взаимодействия между
Российской Федерацией и Японией. Поскольку интенсивно обсуждался
территориальный спор между Японией и Россией (проблема принадлежности
южных Курильских островов), проблемы использования ресурсов Мирового
океана и делимитации морских пространств не являлись первостепенным
предметом обсуждения 2. Таким образом, в исследовании автором особое
внимание уделялось трудам российских и иных зарубежных специалистов в
области использования ресурсов Мирового океана в рамках международного публичного морского права.
Формированию практических и теоретических аспектов правового
регулирования деятельности использования ресурсов Мирового океана в
международной экономической и экологической сфере, ее совершенствованию
и развитию способствовали научные труды таких российских ученых, как: И.И.
Лукашук, Д.С. Боклан, А. Солнцев, Г. Мжаванадзе, С.А. Гуреев, И.В. Зенкин,
Г.Г. Иванов, А.С. Скаридов, Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков, Я.В. Сурвилло, К.А.
Бекяшев, Т.В. Редникова, С.М. Пунжин и др.
1 Гуреев С.А. Международное морское право: учеб. пособие / С.А. Гуреев, И.В. Зенкин, Г.Г. Иванов; Отв. ред.
С.А. Гуреев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 325.
2 Sakamoto Shigeki. Ocean Boundary Delimitation and Territorial Disputes: The Shadow on the Senkaku and
Takeshima Islands [海洋環境画定と領土紛争 - 竹島と尖閣諸島の影]: The International Issues [国際問題]
[Electronic resource]. - No. 565. - Oct. 2007. P.15. URL:
http://www2.jiia.or.jp/kokusaimondai_archive/2000/2007-10_003.pdf?noprint (accessed on 12.05.2016).7
Из зарубежных ученых к тем или иным вопросам темы диссертационного
исследования обращались следующие исследователи: Анна-Мария Хьюберт,
Бенджамин Хальперн С., Бобби Мэджилл, Даниэль Полли, Джон Г. Полевой,
Джордж Клинг, Сюзанна Мач, Томми Т.Б. Ко, Туллио Тревес, Фукусима,
Томохико, Хаяси, Моритака и др.
Цели и задачи. Основной целью исследования является теоретическое и
практическое осмысление содержания и роли многосторонних и двусторонних
правовых отношений, складывающихся между государствами в процессе
использования ресурсов Мирового океана с позиций современной юридической
доктрины и нормативного правового регулирования как
внутригосударственного, так и международного характера. Целями настоящего
исследования являются также выявление основных тенденций в этой сфере в
законодательствах Российской Федерации и Японии и разработка возможных
предложений по совершенствованию правовых аспектов данного сотрудничества.
В рамках исследования предполагается решить следующие задачи:
1) раскрыть роль правовых отношений между Российской Федерацией и
Японией в области регулирования рыбного хозяйства и борьбы с незаконным рыболовством;
2) рассмотреть способы соблюдения и выполнения международных
обязательств по регулированию использования ресурсов Мирового океана;
3) проанализировать современные правовые подходы к соблюдению норм
международного морского права, в том числе Конвенции Организации
Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.;
4) исследовать правовые пути решения вопросов об использовании и
сохранении водных биоресурсов моря в Тихоокеанском регионе на современном этапе.
Объект и предмет предпринятого автором исследования. Объектом
исследования являются многосторонние и двусторонние правовые отношения,8
складывающиеся между государствами в процессе использования ресурсов
Мирового океана. Предметом исследования являются универсальные
международные многосторонние правовые акты, а также двусторонние
соглашения между Российской Федерацией и Японией, регулирующие
использование и сохранение ресурсов Мирового океана.
Методология и методы исследования. Методологической основой
исследования послужили широко применяемые методы юридической науки, в
том числе логический, исторический, системно-структурный,
сравнительно-правовой. Для наиболее полного раскрытия положений работы
применялись юридические приемы толкования соответствующих
международно-правовых актов, а также национального законодательства.
Научная новизна исследования. Научную новизну исследования
отражают следующие конкретные достигнутые научные результаты, выносимые на защиту:
– дан научный анализ возникновения, становления и развития
международно-правовых вопросов, связанных с правовым регулированием
использования ресурсов Мирового океана;
– поставлена и рассмотрена в аналитическом плане новая проблема –
проблема регулирования использования, управления и сохранения биоресурсов
на морском дне за пределами действия национальной юрисдикции прибрежных
государств, и, следовательно, защиты морской среды от негативного влияния
научно-технического прогресса;
– обоснована необходимость и целесообразность разработки на основе и с
учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. или
международных правовых актов, касающихся использования ресурсов
Мирового океана. Предложены связанные с этим формулировки основных
положений этой Конвенции и проекты текстов ряда статей;
– проведено комплексное исследование проблем
международно-правового регулирования морских научных исследований,9
касающихся многосторонних и двусторонних правовых отношений,
складывающихся между государствами в процессе использования ресурсов Мирового океана;
– предлагаются разработанные автором определения и толкования ряда
ключевых понятий и категорий, относящихся к правовому режиму
использования и сохранения ресурсов Мирового океана.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в том, что сформулированные в нем выводы и результаты могут помочь в
дальнейшем научном обосновании новой методики сближения
законодательства в области использования ресурсов Мирового океана, в том
числе сотрудничества на региональном уровне и двустороннего сотрудничества
между Российской Федерацией и Японией. В конечном счете, эти исследования
могут стать отправной точкой для дальнейших изысканий по данной теме.
Структура исследования состоит из введения, трех глав и заключения.
В введении рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности избранной
темы выпускной квалификационной работы, обоснованности структуры
работы, проблемы научной исследованности данной темы, а также
раскрываются цели и задачи настоящего исследования: первая глава –
«Международно-правовые принципы использования ресурсов Мирового
океана»; вторая глава – «Международно-правовое регулирование
регионального управления ресурсами в Тихом океане» и; третья глава –
«Сотрудничество между Российской Федерацией и Японией в области
использования ресурсов Мирового океана».
В заключении делаются выводы и даются обобщения по итогам проведенного исследования.
настоящего времени исследования по управлению ресурсами Мирового океана
стали одной из важнейших задач в рамках международного морского права. В
частности, большой интерес к морским ресурсам проявляют прибрежные
государства, в том числе Российская Федерация и Япония. Одним из условий
развития экономики как России и Японии является активно использование
живых и неживых ресурсов Мирового океана. При этом необходимо учитывать
и обязанность государств по сохранению этих ресурсов.
Актуальность темы исследования. В настоящее время региональное
направление развития правовых отношений между Российской Федерацией и
Японией в области рыболовства характеризуется в большей степени
переговорами и диалогами как средством решения международных споров.
Государства могут устанавливать общий объем допустимых уловов в
отношении запасов анадромных видов при ежегодных консультациях о
рыболовстве с правительствами России и Японии. Эти консультации
проводятся японскими рыболовными компаниями, ведущими промысел
запасов анадромных видов, образующихся в реках Российской Федерации во
всех водах к берегу от внешних границ в пределах 200-мильных зон в
северо-западной части Тихого океана, на основе Соглашения между
Правительством СССР и Правительством Японии о сотрудничестве в области
рыбного хозяйства от 12 мая 1985 г. и Соглашения между Правительством
СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области
рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 г.
Однако данные двусторонние договоры между Российской Федерацией и
Японией в области использования ресурсов в прибрежных водах у двух
государств затрудняют реализацию правовой ответственности за нарушения
положений двусторонних договоров. Например, в соответствии со ст. 7
Соглашения между Правительством СССР и Правительством Японии о5
взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран от 7
декабря 1984 г. «ничто в этих соглашениях не должно рассматриваться как
наносящее ущерб позициям или точкам зрения обеих сторон как по вопросам
морского права, так и по вопросам взаимных отношений». Таким образом,
исследование содержания двусторонних договоров между Россией и Японией
имеет большое значение для правильного понимания особенностей
российско-японских отношений в области использования ресурсов Мирового океана.
Кроме того, в этом контексте актуальным представляется исследование
современного международно-правового режима использования ресурсов
Мирового океана, которое обусловлено следующими проблемами: во-первых,
проблемой регулирования за пределами действия национальной юрисдикции
прибрежных государств; во-вторых, проблемой, связанной с управлением,
использованием и сохранением биоресурсов на морском дне, так как
положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. по-прежнему
предусматривают регулирование только вопросов, касающихся неживых ресурсов.
Необходимость исследования не только применимых норм
международного права, но и законодательства Российской Федерации и
Японии об использовании ресурсов Мирового океана обусловлена тем, что
национальные правовые системы и развивающееся международное право
находятся во взаимодействии. Например, содержание двусторонних договоров
о взаимных отношениях в области рыболовства у обеих стран отражается в национальных законах.
Степень разработанности темы. Проблемы многосторонних и
двусторонних правовых отношений, складывающихся между государствами в
процессе использования ресурсов Мирового океана, ввиду комплексного
характера их правового регулирования стали объектом исследования в рамках
различных научных дисциплин. Международное право как наука начало6
проявлять интерес к этой области экономического и экологического мирового
сообщества по использованию ресурсов Мирового океана, а также по защите
морской среды в основном после окончания Второй мировой войны. На конец
1960-х – начало 1980-х гг. приходится период набольшей интенсивности в
создании новых и пересмотре действующих норм международного права в
рассматриваемой сфере1.
В связи с этим автором были проанализированы российско-японские
правовые отношения, регулирующие использование и сохранение ресурсов
Мирового океана. К сожалению, по-прежнему не проводилось комплексного
монографического исследования, раскрывающего правовые основы
использования ресурсов Мирового океана в рамках взаимодействия между
Российской Федерацией и Японией. Поскольку интенсивно обсуждался
территориальный спор между Японией и Россией (проблема принадлежности
южных Курильских островов), проблемы использования ресурсов Мирового
океана и делимитации морских пространств не являлись первостепенным
предметом обсуждения 2. Таким образом, в исследовании автором особое
внимание уделялось трудам российских и иных зарубежных специалистов в
области использования ресурсов Мирового океана в рамках международного публичного морского права.
Формированию практических и теоретических аспектов правового
регулирования деятельности использования ресурсов Мирового океана в
международной экономической и экологической сфере, ее совершенствованию
и развитию способствовали научные труды таких российских ученых, как: И.И.
Лукашук, Д.С. Боклан, А. Солнцев, Г. Мжаванадзе, С.А. Гуреев, И.В. Зенкин,
Г.Г. Иванов, А.С. Скаридов, Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков, Я.В. Сурвилло, К.А.
Бекяшев, Т.В. Редникова, С.М. Пунжин и др.
1 Гуреев С.А. Международное морское право: учеб. пособие / С.А. Гуреев, И.В. Зенкин, Г.Г. Иванов; Отв. ред.
С.А. Гуреев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. С. 325.
2 Sakamoto Shigeki. Ocean Boundary Delimitation and Territorial Disputes: The Shadow on the Senkaku and
Takeshima Islands [海洋環境画定と領土紛争 - 竹島と尖閣諸島の影]: The International Issues [国際問題]
[Electronic resource]. - No. 565. - Oct. 2007. P.15. URL:
http://www2.jiia.or.jp/kokusaimondai_archive/2000/2007-10_003.pdf?noprint (accessed on 12.05.2016).7
Из зарубежных ученых к тем или иным вопросам темы диссертационного
исследования обращались следующие исследователи: Анна-Мария Хьюберт,
Бенджамин Хальперн С., Бобби Мэджилл, Даниэль Полли, Джон Г. Полевой,
Джордж Клинг, Сюзанна Мач, Томми Т.Б. Ко, Туллио Тревес, Фукусима,
Томохико, Хаяси, Моритака и др.
Цели и задачи. Основной целью исследования является теоретическое и
практическое осмысление содержания и роли многосторонних и двусторонних
правовых отношений, складывающихся между государствами в процессе
использования ресурсов Мирового океана с позиций современной юридической
доктрины и нормативного правового регулирования как
внутригосударственного, так и международного характера. Целями настоящего
исследования являются также выявление основных тенденций в этой сфере в
законодательствах Российской Федерации и Японии и разработка возможных
предложений по совершенствованию правовых аспектов данного сотрудничества.
В рамках исследования предполагается решить следующие задачи:
1) раскрыть роль правовых отношений между Российской Федерацией и
Японией в области регулирования рыбного хозяйства и борьбы с незаконным рыболовством;
2) рассмотреть способы соблюдения и выполнения международных
обязательств по регулированию использования ресурсов Мирового океана;
3) проанализировать современные правовые подходы к соблюдению норм
международного морского права, в том числе Конвенции Организации
Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.;
4) исследовать правовые пути решения вопросов об использовании и
сохранении водных биоресурсов моря в Тихоокеанском регионе на современном этапе.
Объект и предмет предпринятого автором исследования. Объектом
исследования являются многосторонние и двусторонние правовые отношения,8
складывающиеся между государствами в процессе использования ресурсов
Мирового океана. Предметом исследования являются универсальные
международные многосторонние правовые акты, а также двусторонние
соглашения между Российской Федерацией и Японией, регулирующие
использование и сохранение ресурсов Мирового океана.
Методология и методы исследования. Методологической основой
исследования послужили широко применяемые методы юридической науки, в
том числе логический, исторический, системно-структурный,
сравнительно-правовой. Для наиболее полного раскрытия положений работы
применялись юридические приемы толкования соответствующих
международно-правовых актов, а также национального законодательства.
Научная новизна исследования. Научную новизну исследования
отражают следующие конкретные достигнутые научные результаты, выносимые на защиту:
– дан научный анализ возникновения, становления и развития
международно-правовых вопросов, связанных с правовым регулированием
использования ресурсов Мирового океана;
– поставлена и рассмотрена в аналитическом плане новая проблема –
проблема регулирования использования, управления и сохранения биоресурсов
на морском дне за пределами действия национальной юрисдикции прибрежных
государств, и, следовательно, защиты морской среды от негативного влияния
научно-технического прогресса;
– обоснована необходимость и целесообразность разработки на основе и с
учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. или
международных правовых актов, касающихся использования ресурсов
Мирового океана. Предложены связанные с этим формулировки основных
положений этой Конвенции и проекты текстов ряда статей;
– проведено комплексное исследование проблем
международно-правового регулирования морских научных исследований,9
касающихся многосторонних и двусторонних правовых отношений,
складывающихся между государствами в процессе использования ресурсов Мирового океана;
– предлагаются разработанные автором определения и толкования ряда
ключевых понятий и категорий, относящихся к правовому режиму
использования и сохранения ресурсов Мирового океана.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается
в том, что сформулированные в нем выводы и результаты могут помочь в
дальнейшем научном обосновании новой методики сближения
законодательства в области использования ресурсов Мирового океана, в том
числе сотрудничества на региональном уровне и двустороннего сотрудничества
между Российской Федерацией и Японией. В конечном счете, эти исследования
могут стать отправной точкой для дальнейших изысканий по данной теме.
Структура исследования состоит из введения, трех глав и заключения.
В введении рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности избранной
темы выпускной квалификационной работы, обоснованности структуры
работы, проблемы научной исследованности данной темы, а также
раскрываются цели и задачи настоящего исследования: первая глава –
«Международно-правовые принципы использования ресурсов Мирового
океана»; вторая глава – «Международно-правовое регулирование
регионального управления ресурсами в Тихом океане» и; третья глава –
«Сотрудничество между Российской Федерацией и Японией в области
использования ресурсов Мирового океана».
В заключении делаются выводы и даются обобщения по итогам проведенного исследования.
Анализ существующего международного правового регулирования
использования ресурсов Мирового океана, в том числе международного
регионального или двухстороннего сотрудничества в отношениях Российской
Федерации и Японии дает возможность сделать следующие выводы.
1. Одним из условий использования ресурсов Мирового океана является
обеспечение соблюдения международных обязательств прибрежными
государствами, которое играет наиболее важную роль в международном
морском праве в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г. (ст. 56 и 61–62). Из анализа конвенционного определения данного
понятия можно сделать вывод о том, что оно не предоставляет прибрежному
государству абсолютного права распоряжаться живыми ресурсами своей
исключительной зоны. Степень соблюдения прибрежным государством
положений Конвенции зависит от таких обстоятельств, как экономический рост
и сложившиеся традиции, которые связаны с рыбным промыслом.
Выявив существенные особенности международных обязательств в
области использования ресурсов во всех водах к берегу от внешних границ в
переделах исключительной экономической зоны прибрежных государств, автор
предлагает определить это понятие как «необходимость сбалансированного,
справедливого решения, отвечающего общим интересам всех государств,
ведущих промысел в открытом море, где не распространена юридическая сила
прибрежных государств». На базе положений Конвенции требуется
установление всеобъемлющего режима с целью обеспечения более
эффективного решения вопроса о сохранении и устойчивом использовании
морского биологического разнообразия в районах за пределами действия
национальной юрисдикции. Также требуется установление единого правового
механизма регулирования добычи живых ресурсов, связанных с их
подвижностью, а также запрещение превышения объема добычи живых
ресурсов (рыболовство) в открытом море.72
Обязательственные отношения, которые возникают по поводу
осуществления добычи энергетических или промышленных ресурсов, таких как
полезные ископаемые в спорных водах, в которых по-прежнему не решается
вопрос делимитации их пространств прибрежными государствами, являются
имущественными отношениями, осложненными смешанными публичным и
частным элементами, и входят в предмет национально-правового
регулирования Сторон.
Исследование нормативного закрепления понятия «генетические
ресурсы» в качестве нового вида ресурсов Мирового океана, а также анализ
содержания ст. 2 Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., сравнивая
положения ст. 133 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяют
сделать вывод о необходимости выработки предложений по адаптации общих
положений Конвенции, направленных на защиту морской окружающей среды
от конкретных угроз, и обеспечению морского биоразнообразия. Для
обеспечения сохранения морского биоразнообразия предлагаются
дополнительные меры по реализации соглашения в соответствии с Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. Самой острой проблемой является
регулирование эксплуатации морского дна в отношении биологических
ресурсов, которые не зависят от микроорганизмов и кислорода, существующих
в непосредственной близости от глубокого морского дна. В отношении
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. нет единого мнения государств по
вопросу того, относится ли вышеуказанная сфера к вопросам рыболовства.
2. Проведенный анализ правовых актов, регулирующих использование и
сохранение ресурсов в Тихом океане, позволяет выделить их специфические
черты, связанные со своеобразием деятельности, осуществляемой в рамках
межправительственных рыбохозяйственных организаций, и проблемы в
законодательном регулировании этого вида деятельности. Вместе с тем, по
мнению автора, формулировка положений многосторонних и двусторонних
договоров о взаимоотношениях между государствами, регулирующих73
использование ресурсов в Тихом океане, не содержат унифицированных
правовых норм, касающихся управления и ответственности за нарушение
договоров. Поскольку они осуществляются по принципу переговоров, их
положения приводят к двусмысленности и, зачастую к неопределенности правовой нормы.
3. Правовой статус двустороннего договора между Россией и Японией в
области использования и сохранения ресурсов Мирового океана
характеризуется следующими чертами:
– объектом отношений между Россией и Японией, возникающих на
основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., выступает, прежде всего,
деятельность рыболовства в исключительной экономической зоне двух
государств или за ее пределами. Договор является консенсуальным, обладает
выраженным характером, что влияет на его содержание и порядок реализации;
– в силу сложившейся традиции переговоры и обсуждения применяются
как главные средства решения международных споров в течение всего периода
русско-японских отношений и их территориального спора;
– характер соглашений, заключенных между Россией и Японией
предусматривающих противодействие незаконной рыболовной деятельности, и
регулирующих совместное использование живых ресурсов в водах у обоих
государств, не предусматривает правовые формы ответственности за
совершенные правонарушения
использования ресурсов Мирового океана, в том числе международного
регионального или двухстороннего сотрудничества в отношениях Российской
Федерации и Японии дает возможность сделать следующие выводы.
1. Одним из условий использования ресурсов Мирового океана является
обеспечение соблюдения международных обязательств прибрежными
государствами, которое играет наиболее важную роль в международном
морском праве в соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г. (ст. 56 и 61–62). Из анализа конвенционного определения данного
понятия можно сделать вывод о том, что оно не предоставляет прибрежному
государству абсолютного права распоряжаться живыми ресурсами своей
исключительной зоны. Степень соблюдения прибрежным государством
положений Конвенции зависит от таких обстоятельств, как экономический рост
и сложившиеся традиции, которые связаны с рыбным промыслом.
Выявив существенные особенности международных обязательств в
области использования ресурсов во всех водах к берегу от внешних границ в
переделах исключительной экономической зоны прибрежных государств, автор
предлагает определить это понятие как «необходимость сбалансированного,
справедливого решения, отвечающего общим интересам всех государств,
ведущих промысел в открытом море, где не распространена юридическая сила
прибрежных государств». На базе положений Конвенции требуется
установление всеобъемлющего режима с целью обеспечения более
эффективного решения вопроса о сохранении и устойчивом использовании
морского биологического разнообразия в районах за пределами действия
национальной юрисдикции. Также требуется установление единого правового
механизма регулирования добычи живых ресурсов, связанных с их
подвижностью, а также запрещение превышения объема добычи живых
ресурсов (рыболовство) в открытом море.72
Обязательственные отношения, которые возникают по поводу
осуществления добычи энергетических или промышленных ресурсов, таких как
полезные ископаемые в спорных водах, в которых по-прежнему не решается
вопрос делимитации их пространств прибрежными государствами, являются
имущественными отношениями, осложненными смешанными публичным и
частным элементами, и входят в предмет национально-правового
регулирования Сторон.
Исследование нормативного закрепления понятия «генетические
ресурсы» в качестве нового вида ресурсов Мирового океана, а также анализ
содержания ст. 2 Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г., сравнивая
положения ст. 133 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяют
сделать вывод о необходимости выработки предложений по адаптации общих
положений Конвенции, направленных на защиту морской окружающей среды
от конкретных угроз, и обеспечению морского биоразнообразия. Для
обеспечения сохранения морского биоразнообразия предлагаются
дополнительные меры по реализации соглашения в соответствии с Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г. Самой острой проблемой является
регулирование эксплуатации морского дна в отношении биологических
ресурсов, которые не зависят от микроорганизмов и кислорода, существующих
в непосредственной близости от глубокого морского дна. В отношении
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. нет единого мнения государств по
вопросу того, относится ли вышеуказанная сфера к вопросам рыболовства.
2. Проведенный анализ правовых актов, регулирующих использование и
сохранение ресурсов в Тихом океане, позволяет выделить их специфические
черты, связанные со своеобразием деятельности, осуществляемой в рамках
межправительственных рыбохозяйственных организаций, и проблемы в
законодательном регулировании этого вида деятельности. Вместе с тем, по
мнению автора, формулировка положений многосторонних и двусторонних
договоров о взаимоотношениях между государствами, регулирующих73
использование ресурсов в Тихом океане, не содержат унифицированных
правовых норм, касающихся управления и ответственности за нарушение
договоров. Поскольку они осуществляются по принципу переговоров, их
положения приводят к двусмысленности и, зачастую к неопределенности правовой нормы.
3. Правовой статус двустороннего договора между Россией и Японией в
области использования и сохранения ресурсов Мирового океана
характеризуется следующими чертами:
– объектом отношений между Россией и Японией, возникающих на
основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., выступает, прежде всего,
деятельность рыболовства в исключительной экономической зоне двух
государств или за ее пределами. Договор является консенсуальным, обладает
выраженным характером, что влияет на его содержание и порядок реализации;
– в силу сложившейся традиции переговоры и обсуждения применяются
как главные средства решения международных споров в течение всего периода
русско-японских отношений и их территориального спора;
– характер соглашений, заключенных между Россией и Японией
предусматривающих противодействие незаконной рыболовной деятельности, и
регулирующих совместное использование живых ресурсов в водах у обоих
государств, не предусматривает правовые формы ответственности за
совершенные правонарушения
Подобные работы
- Проблемы правового регулирования отношений между
Российской Федерацией и Японией в области использования
ресурсов Мирового океана
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И СОХРАНЕНИЯ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ МИРОВОГО ОКЕАНА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование деятельности в морских портах Российской Федерации: соотношение международного и национального права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Конституционо-правовые основы интеллектуальной собственности
(12.00.02)
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1999 - Конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФЕДЕРАЛИЗМА
Диссертация , муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ
Магистерская диссертация, электроэнергетика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В
АРКТИКЕ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022



