ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
1.1 Историческая справка 5
1.2 Киот. Функция, форма и характерные признаки. 8
1.3 Аналоги 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ 13
ГЛАВА II. РЕСТАВРАЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 16
2.1 Паспорт реставрации памятника истории и культуры 16
2.2 Приложение к паспорту 31
2.2.1 Лабораторные исследования 32
2.2.2 Картограмма состояния 39
2.2.3 Фотофиксация общего вида и фрагментов до реставрации, в процессе и после реставрации
В настоящее время в обществе сформировался ложный стереотип представления о реставрации как о работах направленных на воссоздание первоначального облика памятника, или возвращение его в прежнее состояние. Это невозможно. Главной задачей реставратора является остановка процессов разрушения и сохранения авторской материальной структуры памятников. Это центральные положения реставрации, они зафиксированы в основополагающих
для реставрации документах.
«Фундаментальная роль консерватора-реставратора состоит в сохранении культурной ценности для пользы нынешнего и будущих поколений. Консерватор-реставратор вносит свой вклад и содействует пониманию и уважению
культурной ценности в физическом единстве ее эстетического и исторического
значений.
- Консерватор-реставратор берет на себя ответственность и осуществляет диагностические исследования, консервацию и реставрацию культурной ценности, а также документацию всех процедур.»
«Реставратор несет ответственность не только перед культурной ценностью, но также перед владельцем или законным хранителем, автором или создателем, обществом и последующими поколениями» 1
Главной целью музейной реставрации является консервация, а именно
сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности. Вмешательство в авторскую работу производится только в тех случаях, когда существуют видимые признаки обратимых процессов разрушения.
1 Бобров Ю. Г. Определение профессии реставратора. // Реставрация памятников истории и искусства
в России в XIX — XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М.: Академический проект;
Альма Матер, 2008. — (Gaudeamus) — с. 7–8 (The conservator-Restorer. a definition of the profession.
ICOM-CC, Copenhagen, 1984)R4
«Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза» (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест «Венецианская хартия») 2
Тема выпускной квалификационной работы: «Реставрация и консервация киота из церкви Успения Святой Богородицы из скита Столбушино, Псковской области.»
Киот имеет внутри две позолоченные рамы, выполненные с использованием форм барокко. На время поступления в реставрацию киот и рамы находились в аварийном состоянии. Деревянная основа имеет повреждения. Левкас,
который служит грунтовочным слоем для полимента и позолоты, местами утрачен, местами отошёл от деревянной основы.
В ходе предварительных работ были проведены натурные и лабораторные исследования. По их завершении была разработана методика, на основе которой проводились реставрационные мероприятия. Методика предполагает минимальное вмешательство в материал памятника. Прежде всего, требовалось
трепетное отношение к сохранившемуся авторскому слою позолоты.
Цель работы состояла в проведении консервационно-реставрационных
мероприятий для спасения памятника и приведения его в экспозиционное состояние. Поставленная цель включала в себя следующие задачи:
• поиск имеющейся документации по памятнику, а также поиск его аналогов.
• анализ и атрибуция
• выявление степени сохранности и степени искажения предшествующими
реставрациями
• применение полученных знаний на практике — консервация и реставрация материалов памятника
• воссоздание утраченных фрагментов
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были проведены
все реставрационные мероприятия по консервации памятника истории и культуры. Проведены историко-архивные и библиографические изыскания. Изучены возможные методологии и ходы проведения реставрационных мероприятий,
освоено составление реставрационной документации.
В результате проведенных реставрационных мероприятий авторский слой
был расчищен и укреплен. Восполнены утраты основы, подведен реставрационный грунт и выполнена его тонировка. Проведено исследование покрытия и
фотофиксация. Весь процесс реставрации и состояние объекта на момент окончания работ зафиксированы в реставрационном паспорте.
1. Бобров Ю. Г. Определение профессии реставратора. // Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX — XX веках. История, проблемы:
Учебное пособие. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2008. — 604
с. — (Gaudeamus) (The conservator-Restorer. a definition of the profession.
ICOM-CC, Copenhagen, 1984)
2. Научно-практическая конференция 24-26 ноября 1998 г. Охрана культурного
наследия в документах. Международные хартии, кодексы этики, руководящие принципы 1960-1990-е гг. «Реставрация и реставраторы в России сегодня». — Москва: Типография Россельхозакадемии — 58 с.
3. Киот // Православная энциклопедия «Азбука веры» (https://azbyka.ru/kiot)
4. Экспликация выставки "Домашнее убранство иконы" в Музее имени Андрея Рублева
3 июня - 26 сентября 2015.
5. Каптиков А. Ю. Региональное многообразие архитектуры русского барокко.
Учебное пособие. — М.: Доп. Темплан, 1986.
6. Преображенская Г. А. Резное дерево в храме: Технология. Консервация.
Иконография / Мин. культуры РФ. Гос. музей истории религии. — СПб.,
2011. — 424 с
7. Исследования в реставрации. Материалы международной научно-методической конференции. Москва 4–6 декабря 2001 г., Министерство культуры РФ,
Государственный исследовательский институт реставрации, Москва, 2002 г.