Введение……………………….………………………………………………………………………………………..……………....3
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И КОМПАРАЦИЯ ПРАВОПОРЯДКОВ………………………………………………………………………………………………....................…..7
1.ЗАКОНОДАТЕЛЬСВО И СОЗДАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗ………………………………………………………..………….………………………………………………………………….….7
2.СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ С ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ……………………………………………………………………………….………………………………..………….….9
3.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С РОССИЕЙ И КОМПАРАЦИЯ ПРАВОПОРЯДКОВ………………………………………………………………………………………………………….….…….12
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ СОГЛАШЕНИЯ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕТВЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И ОСТАЛЬНЫХ ПРАВОВО-НОРМАТИВНЫХ АКТОВ …………………..….15
1..МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С РОССИЕЙ И КОМПАРАЦИЯ ПРАВОПОРЯДКОВ ……………………………………………………………………….………………………………………....15
2ПРАВОВАЯ БАЗА И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕС И РФ…………………………………………………………………………………………………………………………………………….20
3. СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСВЕ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И РОССИЕЙ…………………………………………………………………………………………………………………………….……26
РАЗДЕЛ 3 ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ТОРГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И РОССИИ…………………………………………………………………………………………………………………………..……....31
1. КОМПЕТЕНЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ВНУТРИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ………...31
2. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОЩЕНИЯ МЕЖДУ
РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ……………………………………………………………………………………32
3. СОЗДАНИЕ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ С ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИЯЦИЕЙ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ КАК ШАГ К ПОСТРОЕНИЮ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ………………………………...36
4. ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ОСТАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ …………………………………………………………………………………….…….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………………………………….………50
«…Не может быть полного единства нашего континента, пока органической частью европейского процесса не станет Россия-крупнейшее европейское государство…Развитие многоплановых связей с ЕС-это принципиальный выбор России»
Путин В.В., Письмо посвященное 50-летию Европейского Союза, март 2007 г.
Процесс экономической глобализации и регионализации начался еще после Второй мировой войны, одна из первых успешных интеграции была интеграция европейских стран . Их путем и амбициями пошли и другие , сформированы многие экономические объединения (универсальные и специализированные) как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд , Экономическая организация юго-восточной Азии-АСЕАН..
Объединения насколько объединяют настолько и разъединяют, так как многие из-них создаются как ответ на экономическую изоляцию, что все усложняет международную торговлю.
Когда речь идет о теме нашей диссертации, там появляется проблема интернационализации права и синхронизации всех юридических источников, так как Россия и европейские страны сегодня являются членами различных объединений, то экономических, то политических и не редко они между собой конфликтуют. Процесс глобализации параллельно течет с интернационализацией права . Проблема состоит в распределении кто и сколько будет участвовать и влиять на принятие такого «интернационализированного права».
После развала СССР, для России стало очень важно быстро перейти на рыночную экономику, наглядно перед глазами повышается потребительский способ мышления и спрос, поэтому бывшие Советские республики формируют Содружество Независимых Государств (СНГ дальше) чьим целями являются экономические объединения( в ст. 1 Устава СНГ сказано, что СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Ст. 3 Договора об экономическом союзе, который подписали все члены СНГ кроме Туркменистана и Украины определили свободное передвижение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, а в ст. 4 предусмотрели поэтапный переход на таможенный союз, общий рынок товаров, работ , услуг и рабочей силы и валютный союз. Россия в 1995 году заключила Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республики Беларусь , нормы применялись и на Казахстан а в потом присоединились Кыргызстан и Таджикистан.
Так как Европейский Союз уже существовал к этому времени, не удивляет, что Европейский Союз был эталон и пример для всех новых объединений.
Очень скоро Россия почувствовала потребность в расширению своих коммерческих интересов и вне бывших советских республик. Тому способствовало то что, бывшие республики СССР находятся на разном уровне экономического развития, поэтому Россия начала искать себе новых партнеров в сфере международных инвестиций и международной торговли, в том числе Европейский Союз являлся ее естественными выбором, так как ЕС ее первый сосед, приблизительно равный партнер по уровню культурной и социальной развитости , что оглядывается в совпадении большой части нормативных актов и торговых обычаев. В Евросоюзе живет около полмиллиарда людей , он главный торговый партнер России, на которого приходится 55% его внешнеторгового оборота.
«Опыт показывает, что региональное сотрудничество тем полнее и эффективнее, чем выше и однороднее уровень социально-экономического развития стран участниц, чем больше сходства в условиях экономической деятельности»
Предмет внимания и дискуссии этой исследовательской работе будет анализ европейской торговой юридической базы, взаимоотношения России и Европейского Союза и международные обстоятельства во время подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС(Дальше СПС), его содержание и новые сложные экономические и политические международные данные, которые вызывают естественную необходимость пересмотреть Соглашение о партнерстве и сотрудничестве и внести определенные изменения, которые будут отражать реальную картину актуальной экономической ситуации, потенциал и спрос.
Этот естественный процесс затрудняют политические несогласия, которые проявляются через многочисленные экономические санкции к России, но мы в этой исследовательской работы политические отношения оставим без внимания, оптимистично предполагая, что разум постепенно будет брать верх над политическими обидами , кроме того мы живем в мире так называемой реальной политики, где является полностью нормальным ,что между одним и тем же партнерами конфликт в одном структурном направлении, а в других осуществляется дружеское сотрудничество.
Во второй части, проанализируем различные торговые рынки, европейское законодательство в торговой сфере .Акцент работы будет все-таки на анализу европейского законодательства, поскольку от России ожидается европеизация российского законодательства . В работе расскажем о аргументах pro и аргументах contra такой идеи и об их последствиях.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом , другие международные правовые акты , внедрение России на новые рынки и то, как это отразится на российской экономике. Потом проанализируем судебную практику и на основании всего этого подведем итоги и придем к определенным выводам, на основании которых перейдем к третьей части работы.
Третья часть работе будет ориентирована на реальные шаги реализации выше процитированных потенциалов, возможностей через изменения и дополнения законодательства. Юридические выходы из сложной всемирной экономической ситуацию для России.
Глобализация и регионализация стали общепринятым международным принципом поведения всех стран, прежде всего, потому что обеспечивают "свободу конкуренции" для экспорта товаров, услуг и капиталов, что это выгодно большим экспортерам. Не надо забывать, что это два процесса идут параллельно и часто противостоять друг другу.
Пока глобализация живет, одновременно действует струя протекционизма отдельных стран Запада в части аграрной продукции, текстиля и многих других отраслей экономики ... Получается, что Европейский Союз заинтересован в экономической либерализации лишь когда речь идет об экспорте его товара, одновременно течет процесс усложнения импорта в Европейский Союз (протекционирование внутреннего рынка), для Европейский Союз либерализация носит экстравертный характер, так как она затрудняет импорт в Европейский Союз, а облегчает собственный экспорт в другие страны. Поэтому не удивляет, что Россия не спешит европеизировать свой правопорядок. То что нормативные акты Европейского Союза имеют большую силу чем даже конституции государств-членов ничем не связывает Россию, это так сказать «внутренняя репутация» актов и не имеет юридического основания требовать от третьих стран такое бесспорное внедрение в свое законодательство.
Для России будет хорошо пользоваться моментом, что самые развитие страны Европейского Союза, поддерживают децентрализацию и перенесение полномочий с Европейского Союза к государствам-членам, перенесение веса с коммунитарного к международному праву в праве Европейского Союза, а это именно те страны с которым России и нужно сотрудничать. Не надо исключать и возможные выходы развитых государств-членов из Европейского Союза. Бюджетный дефицит в менее развитых странах Европейского Союза увеличивает инфляцию и в других, что приводит к тому, что появляется все больше спорадически настроенных политических партий, поэтому Россия не смотря на общее отношение Европейского Союза к ней, должна одерживать торговые отношения с ей интересующими странами.
Европейцы слишком формально размышляют, когда Россию оценивают как страну с низким жизненным стандартом, которую не стоит считать себе равным партнёром. Это верно, если учитывать целую территорию, но ее центры , где сосредоточена предпринимательская деятельность в общем не является менее развитой чем европейские страны. Такое распределение ресурсов является не справедливым, но это так сказать-внутренняя проблема государства, которая не должна касаться европейских контрагентов.
С другой стороны, даже если Россия создаст совместимые нормативные правила, схожие условия хозяйствования и стандарты внешнеэкономической деятельности, это не означает, что уровень товарооборота будет увеличиваться. Гармонизация нормативных правил необходима если хотим увеличить внешнеторговый оборот, но гармонизация сама по себе не гарантирует увеличение товарооборота , чтобы так было, надо партнерски принять новое соглашение учитывая новые обстоятельства и мировой статус России, а это Европейский Союз не готов «понять».
Правительство РФ полагает, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является рамочным, с чем соглашается и автор работы, так как после анализа норм можем однозначно прийти к выводу, что всю его юридическую « обязательность« можно обойти придумыванием разных обстоятельствах. Это соглашение просто дает принципы и направления развития сотрудничества, не регулирует конкретные отношения.
Процесс экономической глобализации идет вместе с региональной экономической интеграцией, увеличивается число общих рынков, таможенных союзов, зон свободной торговли, организаций по вопросам экономического сотрудничества, об этом докладывает и Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) 2007 г. которая говорит, что региональное сотрудничество имеет существенное значение для развивающихся стран, так как способствует их интегрированию в глобальную экономическую систему, но это порождает проблемы соотношения регионального и общего международного права, поэтому о полной глобализации не может идти речь, так как «все игроки» не договорились о правилах игры.
На нынешний момент происходить скорее экономическая деглобализация , так как все участники экономических международных отношений не могут найти общий знаменатель , все стороны продвигают лишь свои узкие интересы, но питаясь их представить как глобальные.
Надо держать в голове, что все больше увеличивается спрос на российские энергоресурсы и параллельно растут цены на них, что укрепляет экономику России, поэтому Европейский Союз с санкциями к России долго не продержится. Поэтому в 2006 г. В Сочи состоялся саммит где рассматривалось принятие нового соглашения с названием «Соглашение о стратегическом партнерстве», но его блокирует Польша, которая и в 2008 г. Блокирует переговоры обусловливая свою поддержку тем, чтобы Россия поддержала ,чтобы Грузия и Украина вошли в НАТО ( в заключение позволим обращение внимания на переплетение политики и права). Экономическое проявление этого находим в том , что Страны-участницы Европейского Союза занимаются массово производством пшеницы , хотя это не рентабельно в сравнении с пшеницей из Северной и Южной Америки (державы поддерживают это производство субсидиями) .
Вход России в Всемирную торговую организацию было бы хорошо если бы ее товары действительно стали конкурентоспособными с европейскими, что не случай. С другой стороны, не стать членом таких объединений, означает быть аутсайдером, что ограничивает разные таможенные, экономические льготы и преференции. Проблема соглашений как ГАТТ состоится в том, что производится свободный ввоз товаров из бедный стран в богатые но не позволяется ввоз из бедный стран в богатые, особо аграрного товара. Вторая проблема, это ожидание Европейского Союза, чтобы Россия экспортировала сырье (нефть, газ, метали) а в Россию импортировала на готовые изделия, получается не эквивалентный торговый обмен.
Создавать зону свободной торговли между Россией и Европейским Союзом имеет смысля лишь если товары из России станут конкурентоспособны и она сможет действительно стать страной экспортером.
Касательно Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, хотя о нем говорится как о двустороннем международном договоре, юридически оно является многостороннем (ст. 101 Соглашения-« государства-члены трактуются его сторонами также как и само Сообщество»), так как его подписал не только Европейский Союз (тогдашние европейские сообщества, Европейское объединение угля и стали и ЕВРОАТОМ (было 18 субъектов) а и его страны-члены по отдельности, что России дает возможность строить отношения и с ними не зависимо от мнения европейских бюрократов.
Самое составное слово Соглашения (партнерство) представляет собой более высокий степень сотрудничества нежели только « торговля» или «экономически договор», этот статус предназначен не только за предоставление сторонам «режима наибольшего благоприятствования» применительно к торговле а и к отдельным видам услуг, учреждению компаний, банковской деятельности, страховых услуг, но этот широкий перечень требует более тщательной разработки .
1) Ануфриевна Л.П. "Право ВТО: теория и практика применения: Монография" (("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016);
2) Белов В.А. «Международное торговое право и право ВТО» ,Юрайт, Москва, 2016, Калиниченко П.А.Статья: Европейская ассоциация свободной торговли: правовой статус и отношения с Россией ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 2); Вельяминов Г.М "Международное право: опыты".("Статут", 2015);
3) Бегаев Д.С., Правовое регулирование торговых отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом, Сантк-петербург, 2003 г.
4) Бирюков М.М., Европейское право, Москва 2006 г. Омега-л, Калиниченко П.А. Статья: Европеизация российской судебной практики (на примере влияния права Европейского союза на решения российских судов) ("Lex russica", 2013, N 11)
5) Вересова Евгения Андреевич, Правовое регулирование сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом, Выпускная квалификационная работа, 2002 г., Санкт-Петербургский государственный университет;
6) Валеев Р.М., Г.И. Курдюков "Международное право. Общая часть: Учебник" ("Статут", 2011);
7) Емелбянова Н.Н., Россия и Евросоюз соперничество и партнерство, Москва, международные отношения 2009 г.;
8) Ершов А.Д. , Международные таможенные отношения, Филиал Российской таможенной академии, 2000 г., Московский журнал международного права;
9) Энтин, М.Л. В Поисках партнерских отношений:Россия и Европейский Союз в 2004-2005 годах, Россия-ТНева, 2006. Санкт –Петербург;
10) Дэйвис Г. Право внутреннего рынка ЕС. Киев, 2004.;
11) Кущенко В.В., Особые режимы внешнеэкономической деятельности, Право и Практика, Москва, книжный мир 2004;
12) Кашкин С.Ю. ,Интеграционное право в современном мире, , Проспект, Москва, 2015. Г;
13) Кузьмин,В. Затянутость часовые пояса. Саммит Россия-ЕС в Хабаровске: совместно преодолеет финансовый кризис//Российская газета, 22 мая 2009 г., номер 4916(92);
14) Кашкин С.Ю. Конституционная экономика и принципы права ЕС, Право и экономика. 2005. Номер 5;
15) Мамедов А.А. Статья: Международное право в управлении экономикой в условиях глобализации ("Международное публичное и частное право", 2014, N;
16) Марченко М.Н. Верховенство права ЕС по отношению к национальному праву государств-членов , Журнал российского права 2009. Номер 5;
17) Маркеев А.И. Правовое регулирование инновационной деятельности: Учебное пособие" (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015);
... Всего источников – 38.