ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 6
УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1. Характеристика предприятий автомобильного транспорта 6
1.2. Принципы и методы управления транспортными
предприятиями 9
1.3. Нормативно-правовая основа управленческой деятельности
на транспортных предприятиях 19
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ
ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ФОРТУНА» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО
«ФОРТУНА» 24
2.2. Анализ системы управления транспортными услугами в
ООО «ФОРТУНА» 33
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ УСЛУГАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ФОРТУНА» 41
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления ООО
«Фортуна» 41
3.2. Социально-экономическая эффективность мероприятий по
совершенствованию управления ООО «Фортуна» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность темы бакалаврской работы определяется тем, что транспортные предприятия - важнейшая инфраструктурная составляющая хозяйства, экономическую и социальную роль которого трудно переоценить. Современная среда, в которой действуют российские предприятия, и в частности автотранспортные предприятия, характеризуется неустойчивостью, противоречивостью и непредсказуемостью. Это состояние обусловлено тем в том, что отсутствует политико¬экономическая стабильность в стране в ситуации экономического кризиса 2014-2016 гг.
Все это говорит о необходимости адаптации национальных предприятий к требованиям и вызовам мирового рынка, нейтрализации рисков, связанных с глобализацией, и ее негативных последствий совпавших по времени с процессами трансформации экономической системы в Российской Федерации. Низкая сетевая готовность российских предприятий затрудняет реагирование на изменения в режиме реального времени. Поэтому проблема управления транспортными предприятиями в частности в условиях глобальной конкуренции, развития информационных технологий в бизнесе объективно переходит в область актуальных направлений исследований.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования управления функционированием транспортного предприятия ООО «Фортуна» и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса с учетом специфики предоставляемых услуг.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что основные проблемы устойчивого функционирования системы управления предоставлением транспортных услуг ООО «Фортуна» связаны с реформированием методов и технологий управления и обусловлены отсутствием стратегии развитии транспортного предприятия.
В связи со сложностью и недостаточной разработанностью данных проблем, практической необходимостью их научного осмысления и аналити¬ческого обобщения определены цель, задачи и направления настоящего ис¬следования.
Целью исследования является разработка путей совершенствования управления транспортным предприятием ООО «Фортуна» на основе изучения теории, нормативно-правовой базы и специфики производственного менеджмента в данной сфере.
Объектом исследования является - экономическая деятельность ООО «Фортуна» по предоставлению транспортных услуг предприятиям города Старый Оскол.
Предметом являются - управленческие процессы, связанные с организацией транспортных услуг предприятием.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- Раскрыть сущность производственного менеджмента в сфере предоставления транспортных услуг;
- Рассмотреть нормативно-правовую основу деятельности транспортных предприятий;
- Осуществить анализ управленческих процессов в ООО «Фортуна» в сфере предоставления транспортных услуг;
- - Эмпирически выявить направления совершенствования управления в сфере развития предприятия транспортной системы на территории Старооскольского городского округа;
- Обобщить изложенный материал и сделать на его основе соответствующие выводы.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, совершенствование управления в ООО «Фортуна» связано с развитием государственно-частного партнерства, совершенствования нормативно¬правовой базы и развития предпринимательства.
Методологическую базу бакалаврской работы составляют теоретические положения о сущности управления, его методах, а также деятельность органов местного самоуправления в развития транспортной системы.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной и специальной литературы, восхождение от абстрактного к конкретному, систематизация;
- эмпирические: наблюдение, беседа, сравнение, анализ и обобщение полученных данных, методы статистической обработки материалов исследования.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют разные источники, прежде всего учебная и монографическая литература по данной дисциплине, а также труды ведущих ученых в области социологии, теории управления. Это труды Я.С. Т.А. Глазько, А.А. Деркача, В.И. Ильинича, Е.А. Ильина. Л.П. Матвеева, А.В. Медведя, И.Я. Петрова, В.М. Рейзина, В.В. Тимошенкова, А.В. Царика, и др., и ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Филина, и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы и результаты могут оказать помощь преподавателям, студентам, а также специалистам, работающим в системе производственного менеджмента в сфере предоставления транспортных услуг.
Структура бакалаврской работы определялась логикой исследования и поставленными задами. Она включает в себя введение, три раздела, заключение, список литературы, приложения.
Актуальность изучения проблем управления транспортными услугами предприятия обуславливается тем, что транспорту, как отрасти экономики, свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей материального производства.
Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Во-вторых, продукцию транспорта нельзя накопить, нельзя создать ее запасы, так как она выражается самим перемещение грузов и людей. В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости намного выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют половину всех расходов предприятия. Следовательно, снижение себестоимости перевозок и обеспечение качественного транспортного хозяйства предприятия связано с увеличением производительности труда, сокращением расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. Это позволит предприятию получить большую прибыль, обеспечить рациональность и ритмичность работы, сократит потери рабочего времени. Именно поэтому изучение организации управления транспортным хозяйством предприятия вызывает интерес, что подтверждает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
В настоящее время совершенствование управления производственно--хозяйственными системами, повышение уровня организации и эффективности управленческого труда во многом зависит от того, насколько рационально поставлен в учреждениях и на предприятиях процесс разработки и принятия управленческих решений.
К основным компонентам управления автотранспортным предприятием относятся формы, методы, принципы, функции, процессы, организационное управление и организационные отношения, возникающие между участниками автоперевозочного процесса в результате выполнения логистических услуг персоналом. Среди основных выявленных проблем предприятия ООО «Фортуна»: отсутствие специального отдела логистики; отсутствие анализа грузопотоков; существенные затраты на доставку груза; слабо развитая механизация процессов. Ликвидация данных проблем значительно сократит финансовые вложения в организацию транспортных перевозок ООО «Фортуна».
К мероприятиям по усовершенствованию управления автотранспортным предприятием ООО «Фортуна» относится: увеличение провозных возможностей за счет расширения парка транспортных средств; привлечение новых клиентов с помощью расширения маркетинговой деятельности; повышение качества оказываемых услуг за счет повышения квалификации менеджеров по логистике.
На основании осуществленных расчетов экономической эффективности предлагаемых мероприятий можно резюмировать - по всем вариантам проекта стратегического развития ООО «Фортуна» предполагается увеличение прибыли. При этом наибольшая прибыль достигается к четвертому году реализации стратегии развития.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2014. - № 7 (4831). - 21 января.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ в действующей редакции с последним изменениями от 30 декабря 2017 г. № 302-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс»: [сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [Текст] // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
4. О государственном стратегическом планировании [Текст]: федер. закон от 28 июня 2014 г.№172-ФЗ//Российская газета. -2014. -31июля.
5. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 мая 2003г. №58-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2003. - Ст.3216.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ //Российская газета. - 2004. -31 июля.
7. Об основах стратегического планирования в РФ [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 года №536//Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 19. - Ст.2354.
8. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. От 23.07.2015) // Справочная правовая система «Консультант плюс»: [сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45// Справочная правовая система «Консультант плюс»: [сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном межмуниципальном сообщении [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 14.01.2008 N 183 // Справочная правовая система «Консультант плюс»: [сайт]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Акатов Н.Б. Управление переходом кинновационным
саморазвивающимся организациям: теория и практика: монография [Текст] / Н.Б. Акатов. - Пермь: Перм.нац.исслед. политехн. ун-т, 2012. - 251 с.
12. Анисимов, В.А., Винслав Ю.Б. Промышленность субъектов РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования[Текст] /В.А.Анисимов, Ю.Б.Винслав//Российский экономический журнал - 2016 - №3 - С.45-54.
13. Андрейчиков, А.В. Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению "Прикладные математика и физика" или по направлениям и спец. в обл. естеств. наук, техники и технологии, систем. анализа и упр. [Текст] / А.В.Андрейчиков, О.Н.Андрейчикова. - 2-е изд. - М.: Либроком, 2012. - 242с.
14. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 365 c.- Подробнее на
Referatwork.ru: http: //referatwork.ru/spisok_literaturi/spisok_literaturi_manag ment_2009-2013_2014_2015.html
15. Балабонов, И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта[Текст]/ И.Т.Балабонов// М.: Финансы и статистика, 2016. - 565 с.
16. Булатов, А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]/ А.С.Булатов - М.: Юристъ, 2016. - 896 с.
17. Васильков, А.И., Миневский, А.И. Учет и анализ распределения косвенных затрат в промышленности [Текст]/ А.И.Васильков, А.И.Миневский // М: Финансы и статистика, 2016. - 496 с.
18. Высочина, М.В. Выбор метода оценки соответствия процесса принятия управленческих решений требованиям качества[Текст]/М.В.Высочина// Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - № 1 (34). - С. 111-118.
19. Герасимов, Б.И. Функции управления: состав, содержание, параметры [Текст]/Б.И. Герасимов// Проблемы теории и практики управления. - 2016 - №7 - С.32-45.
20. Горшкова, Л.В. Адаптация организационной структуры к неустойчивой внешней среде[Текст]/Л.В. Горшкова, В.П.Поплавская// Проблемы теории и практики управления. - 2016 - №9 - С.38-50.
21. Демьянова, О.И. Развитие инструментализации производственной деятельности [Текст] /О.И. Демьянова//Проблемы теории и практики управления. - 2016 - №11 - С.26-45.
22.Забулонов А.Б. Реинжиниринг: практические подходы к реорганизации [Текст] //Менеджмент в России и за рубежом. - 2016 - № 1- С.105-110 .
23. Косякин С.И., Акатов Н.Б. Оценка организационного совершенства в управлении инновационным саморазвитием компании[Текст]/
С.И.Косякин, Н.Б.Акатов // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9. - С. 475-480.
24. Кравченко, И.А. Кризисы в развивающейся организации[Текст] / И.А. Кравченко//Фундаментальные исследования - 2012 - №4 - С. 88-90.
25 . Остапец О.Г. Организационно-правовые основы государственного управления транспортом в Российской Федерации [Электронный ресурс] /
О.Г. Остапец. - Режим доступа:
http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/01_2015/03.pdf
26. Нестеров, С.Ю. Проблемы, тенденции развития логистических систем в Центрально-Черноземном регионе [Текст]/ С.Ю. Нестеров // Транспортное дело России - 2008. - № 5 - С. 8-9.
27. Нестеров С.Ю. Совершенствование новых форм организации автотранспортных перевозок / Социально-экономические аспекты инновационного развития систем в условиях возрастающей глобализации: сборник трудов международной научно-практической конференции [Текст]/ под ред. проф. Безруковой Т.Л. М.: изд-во «КноРус», 2010. - С. 360-362.
28. Окороков, В.И. Понятие современного менеджмента и условия его эффективности [Текст]/ В.И.Окороков, Р.В. Окороков//Проблемы теории и практики управления. - 2017 - №3 - С.45-54.
29.Османова, З.О. Адаптивность и адаптивная реакция в контексте изменений во внутренней и внешней среде предприятия [Текст]/З. О. Османова //Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66-2). - С. 1147-1151.
30. Петров, Ю.М. Стабилизационная и стимулирующая экономическая политика России после обвального ухудшения условий торговли [Текст]/ Ю.М. Петров//Российский экономический журнал - 2016 - №4 - С.12-34.
31. Производственный менеджмент. Теория и практика: учебник для бакалавров [Текст]/ И.Н. Иванов, А.М. Беляев. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 574.
32. Сергеев А.В. О совершенствовании моделирования транспортных маршрутов [Текст] / Сергеев А.В., Сергеева Н.А. // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4. - С. 95-96.
33. Торосян С.Г. Формирование эффективного механизма реализации инновационных программ: автореферат дисс...канд.экон.наук [Текст]/ С.Г. Торосян. - М., 2011. - 25 с.
34. Шумилова А.В. Формирование системы механизмов стратегического управления производственной организацией (на примере предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области): автореферат дисс...канд.экон.наук [Текст] /А.В. Шумилова. - М., 2014. - 26 с.
35. Цвиринько, И.А. Методологические проблемы управления
логистическими бизнес-процессами в автотранспортных системах: диссертация доктора экономических наук: 08.00.05. [Текст]/ СПб., 2014. - 255 с.
36.Черненко, Н.Г. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности предприятия [Текст]/ Н.Г.Черненко// Высшая школа - 2016. - № 15- С. 14-16.
37. Шликите, И. А. Проблемы и перспективы развития системы мониторинга социально - экономического развития региона г. Белгорода [Текст] / И. А. Шликите // Проблемы экономики и управления. - 2014. - №4. - С. 63 - 67.
38. Шеховцева, Л.С. Методология формирования стратегических целей развития региона [Текст] / Л.С. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №3. - С.67-75.