Особенности развития творческого мышления у младших школьников (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ г. Нижний Тагил.
Выборка 30 учеников 2-х классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………6
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «творческое мышление» в отечественной науке.……………6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста ……………………12
1.3. Особенности развития творческого мышления у младших школьников ……………17
Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..26
2.1. Методы диагностики творческого мышления младших школьников …………………26
2.2. Методы обработки данных исследования творческого мышления младших школьников 28
2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования уровня творческого мышления у младших школьников ……….................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ….... 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики творческого мышления……50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Критические значения критерия u-Манна-Уитни и г-Спирмена ……54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования с использованием критерия U-Манна-Уитни …58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики с использованием критерия r-Спирмена …67
База исследования: МБОУ СОШ г. Нижний Тагил.
Выборка 30 учеников 2-х классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………6
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «творческое мышление» в отечественной науке.……………6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста ……………………12
1.3. Особенности развития творческого мышления у младших школьников ……………17
Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..26
2.1. Методы диагностики творческого мышления младших школьников …………………26
2.2. Методы обработки данных исследования творческого мышления младших школьников 28
2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования уровня творческого мышления у младших школьников ……….................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ….... 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики творческого мышления……50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Критические значения критерия u-Манна-Уитни и г-Спирмена ……54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования с использованием критерия U-Манна-Уитни …58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики с использованием критерия r-Спирмена …67
Проблема творческого мышления человека вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творческим мышлением людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Решение задачи развития творческого мышления ребёнка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение творческого мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческого мышления, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития творческого мышления детей на разных возрастных этапах.
На основании многочисленных исследований (В. Н. Дружинин, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. Г. Ананьев и др.) установлено, что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший школьный возраст, изменения, происходящие в психическом развитии младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях творческого развития на данном этапе [30, с. 9].
Проведенный анализ литературы показал, что пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру творческого мышления, не выявлена его специфика, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически не исследованы психологические механизмы развития творческого мышления личности.
Осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Проблема исследования связана с определением эффективных средств развития творческого мышления.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Особенности развития творческого мышления у младших школьников».
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста, как педагогического процесса.
Цель исследования: обоснование эффективности развития творческого мышления младших школьников с помощью дивергентных задач и проблемных ситуаций.
Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления младшего школьника влияет целенаправленная развивающая работа педагога с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «творческое мышление»;
2. Описать психологические особенности младших школьников;
3. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему развития творческого мышления в процессе обучения;
4. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик, предназначенных для изучения творческого мышления у детей младшего школьного возраста;
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования особенностей развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
― теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
― эмпирические: тест, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel и SPSS Statistics 23.
База исследования: МБОУ СОШ № .. г. Нижний Тагил.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (51 источник) и 4 приложений.
Решение задачи развития творческого мышления ребёнка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение творческого мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческого мышления, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития творческого мышления детей на разных возрастных этапах.
На основании многочисленных исследований (В. Н. Дружинин, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. Г. Ананьев и др.) установлено, что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший школьный возраст, изменения, происходящие в психическом развитии младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях творческого развития на данном этапе [30, с. 9].
Проведенный анализ литературы показал, что пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру творческого мышления, не выявлена его специфика, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически не исследованы психологические механизмы развития творческого мышления личности.
Осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Проблема исследования связана с определением эффективных средств развития творческого мышления.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Особенности развития творческого мышления у младших школьников».
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста, как педагогического процесса.
Цель исследования: обоснование эффективности развития творческого мышления младших школьников с помощью дивергентных задач и проблемных ситуаций.
Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления младшего школьника влияет целенаправленная развивающая работа педагога с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «творческое мышление»;
2. Описать психологические особенности младших школьников;
3. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему развития творческого мышления в процессе обучения;
4. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик, предназначенных для изучения творческого мышления у детей младшего школьного возраста;
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования особенностей развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
― теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
― эмпирические: тест, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel и SPSS Statistics 23.
База исследования: МБОУ СОШ № .. г. Нижний Тагил.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (51 источник) и 4 приложений.
Творческое мышление, по определению В. Н. Дружинина, это мышление, связанное с преобразованием знаний. Отличительными чертами творческого мышления являются бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененное состояние сознания; спонтанность, внезапность творческого акта, независимость от внешних ситуативных причин. Э. Вартэггом выделены показатели творческого мышления: беглость, гибкость и оригинальность мысли.
Мы придерживаемся подхода генотип-средового взаимодействия, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.
Рассмотрев психологические особенности младшего школьника, мы выделили основные новообразования этого возраста: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности, появление ориентации на группу сверстников и появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки, осознание и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознание волевых действий.
Развитие творческого мышления у младших школьников должно быть целенаправленным, организованным и систематическим процессом. При этом целесообразно использовать дивергентные задачи и проблемно-поисковые ситуации, которые могут быть включены в структуру урока и развивать творческое мышление детей.
Программа эмпирического исследования творческого мышления младших школьников представлена следующими методиками:
1. Методика оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой;
2. Тест «Круги» Э. Вартэга.
Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе МБОУ СОШ № ... города Нижний Тагил. В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы: 2 А класса (всего 15 человек), где проводится только специализированная работа учителя и 15 человек, учащиеся 2 Б класса, где педагог ведет целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
В ходе проведения диагностики были получены следующие данные:
дети, с которыми проводится специальная работа по развитию творческого мышления, справились с заданием лучше. Во 2 Б классе не зафиксировано низких уровней развития творческого мышления, в отличие от 2 А, где низкий уровень показали 6% детей. Во 2 Б классе преобладает высокий уровень развития творческого мышления 67%, тогда как во 2 А классе основная масса детей показали средний уровень развития творческого мышления 67%;
существенные различия между детьми, с которыми ведется целенаправленная работа по развитию творческого мышления с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках, и детьми, обучающимися по обычной программе, есть по показателям беглости и оригинальности мышления, по показателю гибкости мышления различия несущественны;
по итогам сравнительного анализа данных с использованием критерия U-Манна-Уитни определено, что существует тенденция к тому, что использование в ходе учебной деятельности дивергентных задач и проблемных ситуаций для развития творческого мышления оказывает положительный эффект, а также, что перечисленные выше приемы развития творческого мышления оказывают наибольшее влияние именно на развитие оригинальности мышления младших школьников;
по итогам корреляционного анализа данных с использованием критерия r-Спирмена определено, что уровень развития творческого мышления повышается при увеличении показателей беглости и оригинальности мышления и наоборот, а также о том, что показатели беглости мышления увеличиваются с увеличением показателей оригинальности мышления и наоборот. То есть, занятия, направленные на развитие беглости и оригинальности мышления оказывают развивающее влияние на творческое мышление в целом.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что гипотеза верна и уровень развития творческого мышления действительно повышается при целенаправленном и систематическом использовании дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Мы придерживаемся подхода генотип-средового взаимодействия, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.
Рассмотрев психологические особенности младшего школьника, мы выделили основные новообразования этого возраста: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности, появление ориентации на группу сверстников и появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки, осознание и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознание волевых действий.
Развитие творческого мышления у младших школьников должно быть целенаправленным, организованным и систематическим процессом. При этом целесообразно использовать дивергентные задачи и проблемно-поисковые ситуации, которые могут быть включены в структуру урока и развивать творческое мышление детей.
Программа эмпирического исследования творческого мышления младших школьников представлена следующими методиками:
1. Методика оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой;
2. Тест «Круги» Э. Вартэга.
Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе МБОУ СОШ № ... города Нижний Тагил. В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы: 2 А класса (всего 15 человек), где проводится только специализированная работа учителя и 15 человек, учащиеся 2 Б класса, где педагог ведет целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
В ходе проведения диагностики были получены следующие данные:
дети, с которыми проводится специальная работа по развитию творческого мышления, справились с заданием лучше. Во 2 Б классе не зафиксировано низких уровней развития творческого мышления, в отличие от 2 А, где низкий уровень показали 6% детей. Во 2 Б классе преобладает высокий уровень развития творческого мышления 67%, тогда как во 2 А классе основная масса детей показали средний уровень развития творческого мышления 67%;
существенные различия между детьми, с которыми ведется целенаправленная работа по развитию творческого мышления с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках, и детьми, обучающимися по обычной программе, есть по показателям беглости и оригинальности мышления, по показателю гибкости мышления различия несущественны;
по итогам сравнительного анализа данных с использованием критерия U-Манна-Уитни определено, что существует тенденция к тому, что использование в ходе учебной деятельности дивергентных задач и проблемных ситуаций для развития творческого мышления оказывает положительный эффект, а также, что перечисленные выше приемы развития творческого мышления оказывают наибольшее влияние именно на развитие оригинальности мышления младших школьников;
по итогам корреляционного анализа данных с использованием критерия r-Спирмена определено, что уровень развития творческого мышления повышается при увеличении показателей беглости и оригинальности мышления и наоборот, а также о том, что показатели беглости мышления увеличиваются с увеличением показателей оригинальности мышления и наоборот. То есть, занятия, направленные на развитие беглости и оригинальности мышления оказывают развивающее влияние на творческое мышление в целом.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что гипотеза верна и уровень развития творческого мышления действительно повышается при целенаправленном и систематическом использовании дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



