Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития творческого мышления у младших школьников (Российский государственный профессионально-педагогический университет)

Работа №134659

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2020
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ г. Нижний Тагил.
Выборка 30 учеников 2-х классов.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………6
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «творческое мышление» в отечественной науке.……………6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста ……………………12
1.3. Особенности развития творческого мышления у младших школьников ……………17
Глава 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..26
2.1. Методы диагностики творческого мышления младших школьников …………………26
2.2. Методы обработки данных исследования творческого мышления младших школьников 28
2.3. Организация, проведение и анализ результатов исследования уровня творческого мышления у младших школьников ……….................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ….... 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Результаты диагностики творческого мышления……50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Критические значения критерия u-Манна-Уитни и г-Спирмена ……54
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты исследования с использованием критерия U-Манна-Уитни …58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты диагностики с использованием критерия r-Спирмена …67


Проблема творческого мышления человека вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творческим мышлением людьми. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Решение задачи развития творческого мышления ребёнка связано с потребностью образовательных заведений в педагогах, эффективно преодолевающих данные сложности. Подготовленность психологов и педагогов работать в режиме поощрения креативности на данный момент является актуальной и востребованной.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение творческого мышления, многообразие аспектов и подходов в определении природы творческого мышления, в выделении условий реализации и развития креативных свойств личности значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к разработке проблемы развития творческого мышления детей на разных возрастных этапах.
На основании многочисленных исследований (В. Н. Дружинин, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская, С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. Г. Ананьев и др.) установлено, что особенно актуальным для развития творческого мышления является младший школьный возраст, изменения, происходящие в психическом развитии младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях творческого развития на данном этапе [30, с. 9].
Проведенный анализ литературы показал, что пока еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру творческого мышления, не выявлена его специфика, существует терминологическая неопределенность данного понятия, практически не исследованы психологические механизмы развития творческого мышления личности.
Осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее исследования.
Проблема исследования связана с определением эффективных средств развития творческого мышления.
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему исследования: «Особенности развития творческого мышления у младших школьников».
Объект исследования: творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста, как педагогического процесса.
Цель исследования: обоснование эффективности развития творческого мышления младших школьников с помощью дивергентных задач и проблемных ситуаций.
Гипотеза исследования: на развитие творческого мышления младшего школьника влияет целенаправленная развивающая работа педагога с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «творческое мышление»;
2. Описать психологические особенности младших школьников;
3. Изучить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую проблему развития творческого мышления в процессе обучения;
4. Обосновать выбор и дать характеристику диагностических методов и методик, предназначенных для изучения творческого мышления у детей младшего школьного возраста;
5. Обосновать выбор и дать характеристику методов статистической обработки данных, адекватных цели и задачам проведенного исследования особенностей развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
6. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста, обработать полученные данные с использованием методов статистики, сформулировать выводы на основе анализа и интерпретации результатов исследования.
Методы исследования:
― теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
― эмпирические: тест, методы качественного и количественного анализа результатов, включая статистические методы обработки данных, выполненные в программе MS Excel и SPSS Statistics 23.
База исследования: МБОУ СОШ № .. г. Нижний Тагил.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (51 источник) и 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творческое мышление, по определению В. Н. Дружинина,  это мышление, связанное с преобразованием знаний. Отличительными чертами творческого мышления являются бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененное состояние сознания; спонтанность, внезапность творческого акта, независимость от внешних ситуативных причин. Э. Вартэггом выделены показатели творческого мышления: беглость, гибкость и оригинальность мысли.
Мы придерживаемся подхода генотип-средового взаимодействия, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.
Рассмотрев психологические особенности младшего школьника, мы выделили основные новообразования этого возраста: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности, появление ориентации на группу сверстников и появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки, осознание и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознание волевых действий.
Развитие творческого мышления у младших школьников должно быть целенаправленным, организованным и систематическим процессом. При этом целесообразно использовать дивергентные задачи и проблемно-поисковые ситуации, которые могут быть включены в структуру урока и развивать творческое мышление детей.
Программа эмпирического исследования творческого мышления младших школьников представлена следующими методиками:
1. Методика оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой;
2. Тест «Круги» Э. Вартэга.
Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе МБОУ СОШ № ... города Нижний Тагил. В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы: 2 А класса (всего 15 человек), где проводится только специализированная работа учителя и 15 человек, учащиеся 2 Б класса, где педагог ведет целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
В ходе проведения диагностики были получены следующие данные:
 дети, с которыми проводится специальная работа по развитию творческого мышления, справились с заданием лучше. Во 2 Б классе не зафиксировано низких уровней развития творческого мышления, в отличие от 2 А, где низкий уровень показали 6% детей. Во 2 Б классе преобладает высокий уровень развития творческого мышления  67%, тогда как во 2 А классе основная масса детей показали средний уровень развития творческого мышления  67%;
 существенные различия между детьми, с которыми ведется целенаправленная работа по развитию творческого мышления с использованием дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках, и детьми, обучающимися по обычной программе, есть по показателям беглости и оригинальности мышления, по показателю гибкости мышления различия несущественны;
 по итогам сравнительного анализа данных с использованием критерия U-Манна-Уитни определено, что существует тенденция к тому, что использование в ходе учебной деятельности дивергентных задач и проблемных ситуаций для развития творческого мышления оказывает положительный эффект, а также, что перечисленные выше приемы развития творческого мышления оказывают наибольшее влияние именно на развитие оригинальности мышления младших школьников;
 по итогам корреляционного анализа данных с использованием критерия r-Спирмена определено, что уровень развития творческого мышления повышается при увеличении показателей беглости и оригинальности мышления и наоборот, а также о том, что показатели беглости мышления увеличиваются с увеличением показателей оригинальности мышления и наоборот. То есть, занятия, направленные на развитие беглости и оригинальности мышления оказывают развивающее влияние на творческое мышление в целом.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что гипотеза верна и уровень развития творческого мышления действительно повышается при целенаправленном и систематическом использовании дивергентных задач и проблемных ситуаций на уроках.
Цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2011. 7 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Эксмо, 2016. 300 с.
Литература
3. Акимов, С. С. Развитие творческого мышления учащихся, как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей [Текст] / С. С. Акимов.  СПб. : Питер, 2012.  232 с.
4. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев.  Казань : КГТУ, 2008.  314 с.
5. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская.  М. : Академия, 2002.  211 с.
6. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев.  М. : Когито-Ценр, 2015.  672 с.
7. Божович, Л. И. Дичность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович.  СПб. : Питер, 2008.  398 с.
8. Болотникова, А. А. Развитие творческого мышления учащихся средствами дополнительного образования [Текст] / А. А. Болотникова // Современное образование.  2017.  № 4.  С. 4552.
9. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Б. С. Волков.  М. : Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.  352 с.
10. Волков, Б. С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков.  М. : Академический проект, 2005.  208 с.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский.  М. : Смысл, 2005.  1136 с.
12. Галиуллина, Е. Н. Открытые задачи в начальной школе [Текст] / Е. Н. Галиуллина // Начальная школа.  2011.  № 2.  С. 57.
13. Галина, Г. Р. Проблемная ситуация как инструмент развития творческого мышления школьников [Текст] / Г. Р. Галина // Психология и педагогика.  2017.  № 4.  С. 7379.
14. Гашаров, Н. Г. Дивергентные задачи в начальном курсе математики [Текст] / Н. Г. Гашаров.  Махачкала, 2010.  113 с.
15. Гильбух, Ю. З. Феномен умственной одаренности [Текст] / Ю. З. Гильбух // Вопросы психологии.  2010.  №4.  С. 1316.
16. Гонина, О. О. Психология детей младшего школьного возраста / О. О. Гонина.  М. : Юрайт, 2014.  583 с.
17. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов.  М. : Директмедиа Паблишинг, 2008.  613 с.
18. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей [Текст] / И. В. Дубровина.  М. : Просвещение, 2003.  148 с.
19. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О. Ю. Ермолаева.  М. : Флинта, 2003.  336 с.
20. Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец.  Воронеж : МОДЭК, 2000.  736 с.
21. Зиновкина, М. М. Креативное образование 21 века. Теория и практика [Текст] / М. М. Зиновкина.  М. : МГУ, 2008.  56 с.
22. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин.  Спб. : Питер, 2009.  511 с.
23. Качественные и количественные методы педагогических и психологических исследований : учебно-методическое пособие для студентов вузов [Текст] / Авт.-сост. И. В. Мешкова.  Нижний Тагил: НТГСПА, 2014.  156 с.
24. Крысько В. Г. Психология и педагогика [Текст] / В. Г. Крысько.  СПб: Питер, 2009.  272 с.
25. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И. Ю. Кулагина.  М. : Просвещение, 2008.  175 с.
26. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев.  М. : Смысл, 2019.  511 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков.  СПб. : Питер, 2008.  251 с.
28. Махмудов, Х. М. Дивергентные задачи как средство развития творческого мышления младших школьников [Текст] / Х. М. Махмудов // Начальная школа.  2014.  № 2.  С. 2933.
29. Михайлычев, Е. А. Математические методы в психологическом исследовании [Текст] / Е. А. Михайлычев.  М. : Высшая школа, 2008.  196 с.
30. Мухтарова, Л. А. Развитие творческого мышления у школьников начальных классов [Текст] / Л. А. Мухтарова // Гуманитарный трактат.  2018.  № 24.  С. 910.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова.  М. : Юрайт, 2013.  460 с.
32. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические рекомендации [Текст] / О. Н. Первушина.  Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2003.  121 с.
33. Рахимов, А.З. Психодидактика творчества [Текст] / А. З. Рахимов.  Уфа: ВГТУ, 2003.  112 с.
34. Реан, А. А. Психология детства [Текст] / А. А. Реан.  СПб. : Прайм ЕвроЗнак, 2003.  368 с.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.  СПб. : Питер, 2009.  720 с.
36. Селькина, Л. В. Открытые задачи как компонент содержания начального математического образования [Текст] / Л. В. Селькина // Начальная школа.  2009.  № 9.  С. 4548.
37. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко.  СПб. : Речь, 2003.  350 с.
38. Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка [Текст] / Ю. Г. Тамберг.  СПб. : Питер, 2002.  213 с.
39. Тестов, В. А. Реализация компетентностного подхода в обучении математике: проблемы и перспективы [Текст] / В. А. Тестов // Тенденции и проблемы развития математического образования.  2012.  № 1.  С. 1618.
40. Туник, Е. Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е. Е. Туник.  СПб. : Питер, 2005.  94 с.
41. Ушаков, Д. В. Психология творчества: школа Я. А. Пономарева [Текст] / Д. В. Ушаков.  М. : РАН, 2006.  624 с.
42. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций [Текст] / М. Е. Хилько.  М. : Юрайт, 2012.  194 с.
43. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст] / А. В. Хуторской.  М. : Эксмо, 2007.  164 с.
44. Шелехова, Л. В. Математические методы в педагогике и психологии: в схемах и таблицах [Текст] / Л. В. Шелехова.  Майкоп : АГУ, 2010.  192 с.
Источники из интернета
45. Вартэгг, Э. Методика Круги [Электронный ресурс] / Э. Вартэгг.  Режим доступа: https://spravochnick.ru/psihologiya/krugi_e_vartegga/ (дата обращения: 30.04.2020).
46. Кондратьева, Л. П. Методы развития творческого мышления юных поэтов [Электронный ресурс] / Л. П. Кондратьева.  Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1210 (дата обращения: 30.04.2020)
47. Крутецкий, В. А. Психология [Электронный ресурс] / В. А. Крутецкий.  Режим доступа:https://klex.ru/6zh (дата обращения: 30.04.2020).
48. Лернер, И. Я. О методе проблемного обучения [Электронный ресурс] / И. Я. Лернер.  Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007153491 (дата обращения: 30.04.2020).
49. Любкина, Л. А. Развитие творческих способностей школьников [Электронный ресурс] / Л. А. Любкина.  Режим доступа: http://neobionika.ru/prikladnoe.html (дата обращения: 30.04.2020).
50. Петровский, А. В. Общая психология [Электронный ресурс] / А. В. Петровский.  Режим доступа: https://klex.ru/l5w (дата обращения: 30.04.2020).
51. Пороцкая, Е. Л., Дьяченко, О. М. Методика «Сочини сказку» [Электронный ресурс] / Е. Л. Пороцкая, О. М. Дьяченко.  Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/dyachenko-om-razvitie-voobrazheniya-doshkolnika_0964fc3b38c.html?page=4 (дата обращения: 30.04.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ