Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ Ф. А. ЭМИНА

Работа №134657

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
51
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Литературная репутация Ф. А. Эмина. 8
Глава 2. «Нравоучительные басни» Ф. А. Эмина 17
Глава 3. Роман, басни и сатирический журнал Ф. А. Эмина 53
Заключение 72
Библиография 74

История литературы знает множество примеров того, как прижизненная популярность автора сменялась его полным забвением буквально в первые десятилетия после смерти. Подобная судьба настигла, в частности, Ф. А. Эмина, чьё творчество имело большой успех у широкой публики в 60-е гг. XVIII в. Будучи автором первых оригинальных русских романов, Эмин, со свойственной ему плодовитостью, обращался также и к другим жанрам литературы. Его творческое наследие поистине велико: всего за 7 лет интенсивной работы (с 1763 по 1770 г.) Ф. А. Эмин успел написать 7 романов (3 из них – это переводы с итальянского, португальского и испанского языков), издать сборник «Нравоучительных басен», сделать перевод «Истории польской» П.-Ж. Солиньяка, выпустить три тома «Российской истории» и «Краткое описание <...> Оттоманской Порты». Также Эмин в течение 1769 года издавал ежемесячный сатирический журнал «Адская почта». Уже после смерти автора, 1780-м г. вышло его духовно-нравственное сочинение «Путь ко спасению», которое было впоследствии многократно переиздано.
Творчество столь плодовитого и популярного в своё время писателя, внёсшего значительный вклад в развитие русской литературы, безусловно, заслуживает пристального исследовательского внимания. Этим и обусловлен выбор темы для данной работы – «Литературная позиция Ф. А. Эмина».
Актуальность работы заключается в малоизученности данной темы. Ранее внимание исследователей привлекала, главным образом, загадочная биография Ф. А. Эмина1, его издательская деятельность, участие в журнальной полемике2 и вклад в развитие романного жанра на русской почве3. Между тем, Ф. А. Эмин был значительной фигурой в литературном процессе 60-х годов XVIII века: его произведения имели большой читательский успех, некоторые из них неоднократно переиздавались. Именно этот автор считается первым русским романистом4 и одним из первых в России профессиональных писателей, который зарабатывал на жизнь литературным творчеством (должности сначала учителя в Сухопутном шляхетском корпусе, а затем переводчика в Коллегии иностранных дел, по словам самого Эмина, не приносили ему достаточный доход).5 Кроме того, Ф. А. Эмин, имея определённые писательские установки, принимал активное участие в литературных спорах своего времени6 и работал в разных жанрах, внося немалый вклад в их развитие на русской почве. Помимо этого, в общих работах, историях литературы и справочных изданиях обычно можно найти краткую характеристику «Российской истории» Эмина7 как текста, полного неточностей и ссылок на несуществующие источники8. Таким образом, литературное наследие Эмина всегда рассматривалось по жанровому принципу. При этом подходе контекстом для отдельных произведений Эмина становились сочинения его современников, предшественников или писателей более позднего времени, написанные в том же жанре. Романы Эмина сравнивались с повестями петровского времени, романами П. Орлова9, М. Д. Чулкова10, Ж.-Ж. Руссо11. «Адская почта» рассматривалась в сравнении с другими сатирическими журналами, издававшимися в то же время, а «Российская история» сопоставлялась с историческими сочинениями В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и Н. М. Карамзина12.
Среди работ последних лет наибольший интерес представляют исследования Т. Е. Автухович, которая много писала и пишет об Эмине как об авторе массовой литературы. По мысли Автухович, Эмин уже в XVIII в. стал успешно использовать стратегии и приёмы, характерные для современной беллетристики. Занимаясь широким кругом проблем и выходя за рамки изучения беллетристики, исследовательница всё же акцентирует своё внимание именно на романах Эмина13. Это, безусловно, обогащает науку об Эмине, но не меняет общей традиции изучения этого автора. Между тем, сам факт того, что литературная деятельность Эмина укладывалась в короткий срок (7 лет с 1763 по 1769 г.), но была крайне разнообразна в жанровом отношении, вызывает потребность в изучении возможных смысловых, мотивных и композиционных перекличек между произведениями этого автора. Потребность эта пока не нашла своего удовлетворения.
Нельзя сказать, что произведения Эмина никогда не сравнивались между собой. Неоднократно сопоставлялись романы «Непостоянная фортуна» (1763) и «Письма Эрнеста и Доравры» (1766)14 как первое и последнее произведение Эмина в этом жанре (и как наиболее популярные среди читателей). Однако внимание уделялось, в основном, стилю. Исследователи приходили к выводу, что в «Письмах», по сравнению с первым романом, гораздо больше психологизма и признаков сентиментализма15. Здесь мы вновь сталкиваемся с изучением текстов одного жанра, а не с анализом их сходств и различий, например, с точки зрения представлений автора о морали. Чаще всего романы Эмина («Непостоянная фортуна», «Приключения Фемистокла» и «Письма Эрнеста и Доравры») описывались по отдельности как образцы поджанров романа (авантюрный, философско-политический, роман в письмах). Более того, первые два романа интересовали исследователей в силу того, что в них есть значительный автобиографический элемент, а последний – как не вполне умелое, но всё же первое в России подражание «Юлии, или Новой Элоизе» Руссо.
Очевидно, что представление об Эмине как писателе в научной литературе не отличается целостностью. Он всегда либо романист, либо сатирик, либо историк, но не автор всех своих произведений одновременно. Мы же предлагаем рассматривать творчество Эмина как единое целое, учитывая пересечения между его произведениями разных жанров. Этим определяется новизна данной работы. Под литературной позицией в данном случае мы будем понимать комплекс авторских установок писателя, выраженных не только в виде его саморефлексии, но и в использовании им определённых форм и приёмов непосредственно в художественных произведениях.
Таким образом, цель работы заключается в изучении особенностей литературной позиции Ф. А. Эмина, его авторского сознания. Из этой цели вытекают следующие задачи: 1) рассмотреть вопрос о литературной репутации Ф. А. Эмина; 2) проанализировать взаимосвязи между произведениями Эмина разных жанров.
В соответствии с обозначенными целями и задачами работа имеет следующую структуру: введение, три главы и заключение. Первая глава посвящена изучению литературной репутации Эмина в том виде, в котором она сформировалась у современников писателя и исследователей его творчества. Этот обзор необходим, так как сложившаяся репутация писателя свидетельствует о том, каким образом была воспринята (или не воспринята) его литературная позиция. Кроме того, в этой части работы учитываются примеры рефлексии Эмина о задачах его литературной деятельности, что позволяет сделать предварительные выводы о его авторских установках. Во второй главе подробно анализируется сборник «Нравоучительные басни Ф. Эмина», как наименее изученное произведение автора, а также как текст, в котором явственно выражена обозначенная в предыдущей главе авторская стратегия Эмина. Третья глава посвящена сопоставительному анализу сборника басен, дебютного романа Эмина «Непостоянная фортуна» и сатирического журнала «Адская почта». Этот анализ позволяет сделать выводы о том, как реализуется литературная позиция Эмина в произведениях столь различных жанров.
Таким образом, основной материал исследования – это произведения Ф. А. Эмина: «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» (1763)16, «Нравоучительные басни» (1764)17, а также журнал «Адская почта» (1769)18.
Метод исследования включает в себя элементы культурно-исторического, сравнительно-сопоставительного и социологического методов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вывод, который необходимо сделать, подводя итоги данной работы, заключается прежде всего в том, что, несмотря на внешнее разнообразие, творчество Ф. А. Эмина обладает некоторым внутренним единством. В нём отчётливо прослеживаются две тенденции: дидактическая и развлекательная, которые, вне зависимости от жанра конкретного произведения, соединяются внутри него. Одним из частных проявлений этого свойства творчества Эмина оказывается то, что, будучи в первую очередь романистом, он приспосабливал данный опыт для своей дальнейшей литературной деятельности. Благодаря этому развлекательность произведений Эмина оказывается развлекательностью романного типа. Это мы наблюдаем и на примере «Нравоучительных басен», и в сатирическом журнале «Адская почта». Одновременно с этим, писатель неизменно стремился к нравоучению, видя в любой словесной деятельности прежде всего способ исправления нравов, что, в частности, сказалось в его романах. Роман, вопреки расхожему мнению современников, оказывается для Эмина не развращающим жанром, а жанром, способным вместить в себя и прямые назидания, и в равной мере положительные и отрицательные примеры поведения. Благодаря дидактике, проникающей в роман, у читателя остаётся возможность самостоятельно анализировать поступки героев и, исходя из здравого смысла, решать, что хорошо, а что плохо, т. е. воспитывать себя. Такие же примеры положительного и отрицательного поведения (хотя, безусловно, чаще отрицательного) Эмин даёт читателям басен и журнала, однако способ подачи в данном случае оказывается иной. Короткий занимательный нравоучительный рассказ становится продуктивной жанровой формой в творчестве Эмина, хорошо отвечая его авторским замыслам и реализуя в себе одновременно, в пределах одного текста, и дидактическую, и развлекательную функцию. Подобная позиция достаточно типична для XVIII столетия, но в России именно Эмин выразил её, вероятно, первым. Кроме того, нельзя не отметить и чёткую установку Ф. А. Эмина на злободневность. Он всегда оказывался в авангарде литературной жизни своей эпохи, участвуя в процессе разработки актуальных на тот момент жанровых форм и типов литературы: романа, басни, сатирического журнала, что неизменно делало его произведения популярными среди читающей публики. Вероятно, по той же причине уже к концу XVIII века творчество Эмина стало казаться читателям неактуальным и недостойным серьёзного внимания.


1. Бартелеми Ж.–Ж. Любовь Кариты и Полидора / Перевел с франц. Денис Фонвизин. СПб., 1763. 147 с.
2. Басни, в стихах и прозе, выбранные из лучших писателей. М., 1788. 86 с.
3. Бидпай. Политические и нравоучительные басни Пильпая, философа индийского / Пер. Б. А. Волков. СПб., 1762. 280 с.
4. Ванька Каин / Сост, автор вступ. ст. и примеч. С. Ю. Баранов. М., 2008. 640 с.
5. Геллерт Х. Ф. Басни и сказки. СПб., 1788. 146 с.
6. Гольберг Л. Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Голберга / Пер. Д. И. Фонвизин. М., 1765. 225 с.
7. Гольберг Л. Басни нравоучительные с изъяснениями господина барона Голберга / Пер. Д. И. Фонвизин. М., 1787. 227 с.
8. Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., 1764. Сентябрь. С. 276.
9. Золотницкий В. Т. Новые нравоучительные басни, с прибавлением особливых к ним изъяснений. СПб., 1763. 143 с.
10. Карамзин Н. М. Рыцарь нашего времени // Карамзин Н. М. Избранные сочинения: В 2. т. Т. 1. М., 1964. С. 755–782.
11. Курганов Н. Г. Письмовник, содержащий в себе науку российского языка со многим присовокуплением разного учебного и полезнозабавного вещесловия. СПб., 1788. 312 с.
12. Курганов Н. Г. Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей. СПб., 1769. 424 с.
13. Левшин В. А. Нравоучительныя басни и притчи М., 1787. 97 с.
14. Ломоносов М. В. Краткое руководство к красноречию // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7. М.; Л., 1952. С. 222–223.
15. Майков В. И. Нравоучительные басни. Ч. 1. М., 1766; Ч. 2. М., 1767.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ