Введение 3
Глава 1. Концептуальные и законодательные принципы функционирования малого и среднего бизнеса 5
1.1 Правовое регулирование малого и среднего бизнеса 5
1.2 Место бизнеса в Российской Федерации 6
Глава 2. Рейтинговая оценка российского малого и среднего предпринимательства 14
2.1 Российский бизнес в международных рейтингах 14
2.2 Малый и средний бизнес в показателях рейтингов России 24
Глава 3. Малый и средний бизнес: тенденции и противоречия развития 29
3.1 Специфика функционирования среднего бизнеса 29
3.2 Перспективы и препятствия развития малого и среднего бизнеса в России 34
3.3 Основные меры поддержки развития малого и среднего бизнеса на современном этапе. 43
Заключение 49
Список литературы 53
Современная экономическая ситуация нашей страны находится на таком этапе, когда цели экономической политики включают в себятакие приоритеты, как: создание результативной экономики, способствующей повышению уровня и качества жизни населения; достойное участие России в мировом экономическом сообществе. В качестве инструмента, помогающего добиться вышеперечисленных целей, эффективно стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
В России существуют разные формы бизнеса: крупные, средние, мелкие предприятия. Одна сфера предполагает создание больших производств, в другой жевложение масштабных ресурсов не будет столь необходимым и выгодным. С одной стороны, для стабильного научно-технического прогресса требуютсякрупные финансовые средства, квалифицированный труд. Компаниитакого плана способны предлагать масштабные разработки, являются носителями НТП и нередко становятся фундаментом для экономического развития регионов. С другой стороны, в сферах,где можно обойтись без серьезных капиталовложений, таких, как: сфера услуг, торговля, мелкий ремонт техники, успешно функционирует малыйбизнес.
Малый и средний бизнес, в силу своей распространенности, выполняет массу серьезных и экономических, и социальных функций, данный вид бизнеса является основой для формирования среднего класса, который выступает индикатором общественной и экономической стабильности общества. Так же, развитие малого и среднего предпринимательства расширяет количество новых рабочих мест, что не может не способствоватьборьбе с бедностью и снижению уровня безработицы в стране.
В настоящий период, на фоне экономической ситуации, в условиях системного кризиса, такая сфера, как малое и среднее предпринимательство, получила особое внимание к себе, стала одним из приоритетных направлений в развитии. Особое внимание уделяется тем сферам деятельности, которые способны смягчить кризисные последствия сейчас, и стабилизировать финансово-экономическое положение страны в будущем. Именно малый и средний бизнес рассматривается, во первых, как сфера реальной экономической деятельности, во вторых, как инструмент постепенного снятия акцента с сырьевого сектора.
С учетом вышесказанного,вытекает необходимость изучения тенденций и перспектив малого и среднего предпринимательства и объясняется актуальность моей работы.
Цель исследования – анализ ролей, проблем и стимулов экономического развития малого и среднего бизнеса в России. В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
• Обозначить препятствия, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса;
• Выявить стимулы для ускорения развития малого и среднего бизнеса;
• Провести анализ международных и отечественны рейтинговыхоценок;
• Определить направления совершенствования управления малым и средним бизнесом на современном этапе;
Предмет анализа – малые и средние предприятия.
В первой главе приведены основы правового регулирования малого и среднего предпринимательства, а также малый и средний бизнес в структуре российской экономики. Во второй главе представлены международные и отечественные рейтинговые оценки состояния отечественного предпринимательства. В третьей главе рассматривается роль «газелей» в ускорении развития малого и среднего предпринимательства в России, и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России. В заключении подведены итоги проделанной работы.
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что компании малого и среднего бизнеса играют одну из первостепенных ролей в современных условиях развития экономики.Итоги, вытекающие из проведенной работы, касающиеся препятствий и проблем, сдерживающих рост и развитие предпринимательства,можно выделить следующие:
1. На 2016 г. по количеству занятых (около 25%) и по вкладу в ВВП (20%) российский малый и средний бизнес в разы отстает от стран ЕС и КНР;
2. В анализе значительная часть уделена рейтинговым оценкам, как национальным, так и зарубежным, на основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что тенденции России по всем рейтингам положительные, она продвигается вверх, но все же еще достаточно слаба и занимает не самые лучшие позиции. Правительство ставит цель стремительного роста в рейтингах. Так, в последнем исследованииDoingBusiness Россия заняла 52 место, по сравнению с предыдущими периодами, наблюдается значительный рост, а следовательно и постепенное улучшение инвестиционного климата бизнес-среды;
3. Основные препятствия малого и среднего бизнеса, можно обозначить следующими пунктами:
• Проблематичность доступа к финансовым ресурсам
• Административные барьеры;
• Высокий уровень налогообложения, постоянно изменяющееся налоговое законодательство;
• Коррупция;
• Проблемы кадрового обеспечения специалистами;
• Сложности с арендой и выкупом в собственность земель и помещений.
4. Анализ развития среднего бизнеса в России, проведённый с использованием индекса Берча, показывает, что крупный бизнес опережает средний по ряду показателей, но независимо от этого, именно компании-газели, являлись генератором основной части добавленной стоимости России;
Несмотря на экономическую ситуацию, сложности развития, в том числе санкции, цена нефти, острая зависимость национальной валюты и ее стоимость, многие внешнеполитические, и т.п. сложности, малому предпринимательству уделяется большаядоля внимания правительства и компетентных органов, с целю улучшить бизнес-климат, уравновесить условия работы бизнеса в нашей стране, так 04.12.2015 в послании президента Федеральному собранию, была представлена программа помощи российскому бизнесу, которая должна повлиять на развитие предпринимательства. Проводится большая работа, направленная на поддержание сектора МСП, ведь он является крайне важной составляющей в развитии и поддержки экономики нашей страны. В 2015 г. произошел плановый сдвиг акцента в исполнении дорожных карт по улучшению предпринимательского климата с нормотворчества к право применению, а так же распространение на регионы, что не могло непоспособствоватьпродвижению позиций России к лучшим показателям в рейтингах. Безусловно, на данный момент Россия отстает по многим показателям от европейских ведущих стран, многие параметры страны все еще на критически низких уровнях, как показывают рейтинги, но, тем не менее, страна растет и движется к намеченным целям в повышении результативности экономики, а в частности и МСП, что не может не говорить о в какой-либо результативной степени эффективности применяемых правительством мер.
1. Агентство стратегических инициатив. Отчет DoingBusiness 2016& Дата обращения 20.03.2016
2. Агентство стратегических инициатив http://asi.ru/. Статья НА ПМЭФ-2015 ПРЕДСТАВЛЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТКЛИМАТА В РЕГИОНАХ. Дата обращения 02.04.2016
3. Ведомости, 22 мая 2014г.
4. Ведомости. 31 мая 2012
5. Госсовет 2015: Доклад о мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ
6. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. И.Е.Рихина. М.: КНОРУС, 2014. – 240 с.
7. Журнал «Ведомости» май 2016 года. Статья «Цифры. Тенденции. События
8. Индексы развития государств мира: Справочник М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2014. - 247 с.
9. Коммерсант, Деньги, №43. 04.11-10.11.2013, с.17
10. Коммерсант, 14 октября 2013г.
11. Методология обработки данных: (http://www.imd.ch/wcc)
12. Министерство экономического развития. http://economy.gov.ru/minec/main+++. Дата обращения 16.02.2016
13. Никифорова В.Д., Валахов Д.Д., Никифоров А.А. Российская экономика и ее институты: прошлое и настоящее. СПб.: Нестор-История, 2013, 316 с.
14. Официальный сайт организации «Деловая Россия» http://www.deloros.ru/
15. Полунин Ю., Юданов А. Хрупкая сила среднего бизнеса // Эксперт. 2013. №20;
...