Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Работа №134650

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА. 15
1.1. Культурное сотрудничество в современных международных отношениях. 15
1.2. Институализация, как актуальная тенденция в международном культурном обмене. 18
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. 24
2.1. Культурные связи между СССР и североевропейскими странами. Особенности, направления и формы. 24
2.2. Культурное сотрудничество между Россией и странами Северной Европы в современных условиях: договорно-правовые основы, формы и приоритеты. 28
2.3. Роль Санкт-Петербурга как центра международного культурного сотрудничества в развитии культурного диалога России со странами Северной Европы. 39
ГЛАВА 3. РОЛЬ СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. 48
3.1. Институты культуры стран Северной Европы в Санкт-Петербурге. 48
3.2. Культурный аспект деятельности региональных культурных центров России и Стран северной Европы. 57
Заключение 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67

Международные отношения невозможно представить без культуры. Наряду с политикой и экономикой, культура играет важную роль, определяющую характер внешнеполитической государственной деятельности, и по праву рассматривается в качестве неотъемлемой и полноценной части стратегии действий той или иной страны на международной арене. Всестороннее и эффективное развитие международных культурных связей способствует защите взаимосвязанных интересов личности, общества и государства.
Сегодня Россия является успешным культурным партнером для многих стран международного сообщества. Сотрудничество в научной, образовательной, культурной сфере играет важную роль для понимания собственной культурной идентичности, осуществления реформ в стране, поиска духовных основ и ориентиров на новом этапе исторического развития.
Культурные связи России и Европейского союза позволяют сблизить позиции сторон по некоторым ключевым вопросам двустороннего сотрудничества, привнести в российско-европейские отношения более глубокое понимание и взаимоуважение, взаимное принятие идей, ценностей и культурных особенностей партнера по диалогу. Очевидно, что культурное сотрудничество способствует сближению стран через взаимопознание. В свою очередь, взаимное складывание благоприятных образов стран и населяющих их народов является важным фактором в процессе становления и развития дружественных отношений.
Институциональная основа сотрудничества является важным элементом межгосударственных отношений, в том числе в сфере культуры. Эффективное функционирование институтов, в рамках которых осуществляется сотрудничество, определяет успешное развитие межгосударственных отношений, нивелируя, насколько это возможно, их зависимость от тех или иных обстоятельств политического характера. В свою очередь успешное функционирование институтов сотрудничества определяется состоянием их правовой регламентации.
Основам сотрудничества России и ЕС посвящен раздел XI Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 г. В соответствии со статьей 901 данного соглашения в отношениях между ЕС и Россией учреждается Совет сотрудничества, который осуществляет наблюдение за применением положений соглашения. Он заседает на уровне министров раз в год, а также тогда, когда этого требуют обстоятельства. Он изучает все основные вопросы, возникающие в рамках соглашения, и любые другие двусторонние или международные вопросы, представляющие взаимный интерес с точки зрения достижения целей соглашения.
Основам культурного сотрудничества России и ЕС посвящен раздел IX Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 г. В соответствии со статьей 852 данного соглашения в отношениях между ЕС и Россией, стороны согласились содействовать развитию культурного сотрудничества с целью укрепления существующих связей между их народами и поощрять взаимное знание ими их соответствующих языков и культур на основе уважения свободы творчества и взаимного доступа к культурным ценностям.
Сотрудничество, в частности, охватывает следующие области:
- обмен информацией и опытом в области сохранения и охраны памятников и исторических мест (архитектурное наследие);
- культурный обмен между учреждениями, деятелями искусств и другими лицами, работающими в области культуры;
- перевод литературных произведений.
Среди многочисленных партнеров современной России в двустороннем культурном сотрудничестве особенная роль принадлежит североевропейским странам, всегда высказавшим стремление развивать культурный диалог с нашим государством. Культурные связи России и стран Северной Европы отражают как наиболее общие тенденции сотрудничества, так и обладают спецификой, которая определяется историческими традициями, политическими взаимоотношениями двух стран, а так же немаловажен географический фактор.
В распространении информации, вовлечении и активизации контактов важную роль играют города. Они рассматриваются сегодня в качестве новых акторов международных отношений, и обнаруживают все особенности и тенденции развития мировой политики.3 В сфере международной культурной интеграции они выступают в качестве своеобразных лабораторий, в которых испытываются новые формы взаимодействия культур, тесного общения представителей различных цивилизаций. Для российской действительности последнего десятилетия XX в. характерным стало развитие внешних связей субъектов Российской Федерации. Право на самостоятельные внешние связи законодательно закреплено в Конституции России, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями. Реализуется предоставленное право через деятельность Государственного Совета при Президенте РФ, функционирование соответствующего департамента МИД РФ, осуществляющего координацию внешних связей регионов, в работе органов государственной власти и управления субъектов Федерации.
Санкт-Петербург в международном общественном мнении известен, прежде всего, как «Северная столица» или «Окно в Европу». Среди основных идентификаций, образов города, отраженных в политических декларациях, публицистике, художественном творчестве подчеркивается западная, европейская природа города, который сыграл особенную роль в развитии политического и культурного диалога с европейскими странами.
Выбор культурных партнеров северной столицы России в представленном исследовании отличается географическим подходом к вектору культурного сотрудничества города. Он исходит из того, что географическая приближенность исследуемого североевропейского региона играет важную роль в становлении международного культурного сотрудничества между Санкт-Петербургом и государствами Швеции, Финляндии и Дании. На сегодняшний день у стран Северной Европы имеются постоянные представительства в Санкт-Петербурге. Это генеральные консульства Дании, Финляндии и Швеции. Но, к сожалению, Санкт-Петербург не имеет своих представительств в этих североевропейских странах.
В данном исследовании предпринята попытка проанализировать процессы международного культурного сотрудничества Санкт-Петербурга с определенным отдельным европейским регионом, в связи с чем представляется необходимым очертить его географические рамки, а также уточнить смысл таких ключевых характеристик, как «Северная Европа», «северные» и «скандинавские» страны. Понятие «северные страны» способно вызывать ошибочные ассоциации с более широким географическим ареалом; помимо этого, в европейских языках характеристика «северный» также имеет различную степень корреляции со значением, употребляемым автором.4
Термин «Северная Европа» вошел в обиход вследствие двух факторов: коллективного определения региональных рамок самими жителями Северной Европы, а также в результате восприятия стран региона как определенной общности остальным миром.5
В терминологии, принятой в отечественной исторической науке, под «Северной Европой» и «северными странами» подразумеваются пять стран, а именно Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия и Исландия.6 Таким образом, данное определение указывает на более широкий географический регион, чем «Скандинавия». При употреблении термина «скандинавские страны» географическая область сужается за счет исключения из состава участников нескандинавской Финляндии, однако и в этом случае необходимо определить точку отсчета: имеем ли мы в виду две страны, находящиеся собственно на Скандинавском полуострове (Норвегия и Швеция), используем ли наиболее традиционное значение слова (три скандинавские страны – Швеция, Дания, Норвегия), либо подразумеваем под «скандинавскими» четыре страны, включая и Исландию, опираясь на языковое родство их народов.
В исследовании проводится анализ взаимоотношений Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации с тремя континентальными странами Северной Европы – Швеции, Дании и Финляндии. Эти страны объединяются под общим именем «страны Северной Европы». Исландия и Норвегия не рассматривались в рамках данного исследования в качестве равноправного участника процесса международного культурного сотрудничества России и Северной Европы, поскольку в Санкт-Петербурге не представлены культурные международные центры этих государств, а так же характер официальных внешних культурных связей не так тесен, как с Финляндией, Швецией и Данией.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в исследовании, определяется важностью культурного сотрудничества стран Северной Европы и России в современных международных отношениях. Вопросы международного культурного сотрудничества в наши дни представляются особенно актуальными в свете современных проблем интеграции, глобализации и идентичности. Современная конъюнктура международных отношений выявила необходимость углубления взаимодействия государств как на национальном, так и на региональном уровне. Наряду с традиционными участниками международных отношений доля внутригосударственных административно-территориальных единиц (регионов) в межгосударственных связях с каждым годом только увеличивается.
Благодаря тесному географическому положению Санкт-Петербург активно включен в процесс установления культурных контактов с государствами Северной Европы. Таким образом, актуальность темы и её специфика определяются феноменом международных культурных контактов, возрастающей ролью культурных связей Санкт-Петербурга в развитии межкультурного диалога, а также выбором партнеров Северной столицы - стран Северной Европы. 
Объектом исследования являются культурные связи Санкт-Петербурга со странами Северной Европы, а в частности Швецией, Данией и Финляндией, а также современные условия их развития в рамках деятельности зарубежных Институтов Культуры.
Предметом исследования в данной диссертационной работе является содержание и направления сотрудничества Северных стран с Россией, а в частности деятельность культурных центров и государственных институтов международного культурного сотрудничества Швеции, Финляндии и Дании на территории Санкт-Петербурга по налаживанию и осуществлению культурных связей.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые выявляется роль Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации в развитии культурных связей со странами Северной Европы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. В это время появляются первые культурные центра стран Северной Европы в Санкт-Петербурге, успешно развиваются новые направления и формы сотрудничества. На государственном и муниципальном уровне проводится политика открытости, которая находит отражение в многочисленных документах, двусторонних договорах, заключенных между участниками диалога.
Вместе с тем, обращение к предпосылкам становления и развития советско-североевропейских культурных связей делает необходимым выход за нижние рамки исследования – при анализе становления культурного сотрудничества между Советским Союзом и Швецией, Данией и Финляндией, складывавшихся в период c начала 1950-х — конца 1960-х гг.
Цель данной работы - рассмотреть и дать оценку институциональным основам международного культурного сотрудничества России и стран Северной Европы в Санкт-Петербурге.
Для достижения цели, определенной для данного исследования, были поставлены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования.
2. Определить исторические условия становления и развития международных культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Северной Европы.
3. Изучить документально-правовые основы культурного сотрудничества России и Швеции, Дании и Финляндии.
4. Выявить основные факторы, влияющие на развитие культурного сотрудничества и процессов институализации в культурном диалоге Санкт-Петербурга и стран Северной Европы.
5. Дать анализ деятельности североевропейских и региональных культурных центров в Санкт-Петербурге.
Методология исследования двустороннего культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и стран Северной Европы предполагает использование различных методов, которые позволяют с учетом междисциплинарного подхода всесторонне рассмотреть культурное взаимодействие. В основу диссертации был положен компаративный метод. Он позволил выявить особенности современного этапа развития связей Санкт-Петербурга со странами Северной Европы, а так же специфику сотрудничества с каждой страной в отдельности. Компаративистика позволила обобщить типологические особенности, дать классификацию связей, форм и методов их реализации, выявить общее и особенное в развитии контактов, их динамику, отметить особенности деятельности культурных центров. 
При рассмотрении становления отношений между СССР и Странами Северной Европы был использован принцип историзма, позволяющий рассмотреть диалог стран с учетом особенностей исторического развития и взаимодействия, выявить специфику и тенденции современного периода культурного сотрудничества России и Швеции, Дании и Финляндии.
При изучении культурных контактов на современном этапе в работе была использована уже сложившаяся и апробированная методика исследования межкультурного диалога. Предмет исследования требует обращения к методам институционального и функционального анализов. Деятельность Институтов Культуры, выполняемые ими функции в рамках определенной компетенции - всё это явилось предметом диссертационного исследования. Применение указанных методов научного анализа позволило выявить их роль в развитии культурных связей Санкт-Петербурга и стран Северной Европы в условиях современных международных отношений. 
Кроме того, в исследовании используется контент-анализ при оценке динамики культурного взаимодействия.
Обзор исследований и различных методов работы над темой диссертации демонстрирует большое разнообразие используемого категориального аппарата, поэтому он нуждается в особых комментариях. Прежде всего, это относится к понятию «культурное сотрудничество», вынесенному в название работы. Обращение к теме культурного сотрудничества Санкт-Петербурга со странами Северной Европы в различных сферах показывает, что более корректной является именно данная формулировка. Она отражает процесс культурного взаимодействия, которое выражается в соприкосновении культур, но не переходит в отношения взаимной зависимости.
Для понимания проблемы важным и характерным является такое понятие как Институт Культуры, или культурный центр. Зарубежный культурный центр в практике международных отношений - это организация, которая занимается вопросами развития культурных связей, реализуя комплексный набор функций, позволяющий способствовать формированию позитивного образа страны в массовом сознании зарубежных стран, обеспечивать информационное сопровождение внешнеполитических акций своей страны, используя образовательные, культурные проекты в качестве основного инструмента своей деятельности.
Зарубежные Институты Культуры являются как государственными, так и общественными институтами, одной из функций которых является распространение информации за рубежом о культуре, образовании, истории и современной жизни своей страны. Таким образом, в исследовании понятие Институт Культуры используется применительно к деятельности специализированных культурных центров, чья практика является продолжением деятельности дипломатических служб страны.
Степень научной разработанности темы. Специальных исследований, посвященных изучению комплексного и всестороннего культурного сотрудничества стран Северной Европы с Санкт-Петербургом практически не проводилось. Отдельные аспекты темы затрагивались исследователями, к работам которых мы обращаемся в нашей диссертации. Учитывая сложность и многоаспектность самой проблемы культурного сотрудничества, большое теоретическое значение для анализа феномена культурных связей приобретают работы, непосредственно посвященные проблеме диалога культур, культурного взаимодействия. Настоящие исследования охватывают широкий круг вопросов, относящихся к нашей теме, и написаны авторитетными исследователями, стоявшими у истоков отдельных направлений и этапов культурного сотрудничества.
Отдельного внимания заслуживают научные исследования С. Хантингтона7, в которых автор обращается к актуальным вопросам современного сотрудничества и показывает особую значимость межцивилизационного диалога в XXI веке.
Проблемами международного культурного обмена занимались Галенская Л. Н., Цыганков П. А., Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. и другие.8
Стоит отметить, что до сих пор остается открытым вопрос относительно выработки и принятия единого понятийного аппарата и теоретических основ внешней культурной политики. Поэтому наибольший интерес с точки зрения степени разработки проблемы представляет группа материалов, посвященных теоретическим аспектам международных культурных связей, внешней культурной политики, культурной дипломатии и сотрудничества. Среди исследовательских работ отечественных авторов стоит отметить труды Н.М. Боголюбовой и Ю.В. Николаевой, В.И. Фокина, Павловой С.Н., Трофимова В.В. Савиной И.А., Головиной Г.В.9, в которых предприняты попытки теоретически осмыслить такое явление, как культурное сотрудничество.
Институализация международного культурного сотрудничества рассмотрена в работах Боголюбовой Н.М., Николаевой Ю.В., Галкиной Е.В. и Рыженковой И.Г.10
Самостоятельное значение для написания исследования имеют и работы, посвященные деятельности различных культурных институтов и организаций в современном мире, где авторы предприняли попытку оценить их роль в культурном сотрудничестве.11
Отдельное внимание отечественные исследователи уделяли анализу становления и регулирования внешнеполитической деятельности на региональном уровне в Российской Федерации, месту регионов и полномочиям субъектов Федерации в международной сфере и политической практике внешних связей. Работы Бусыгиной И.М., Плотникова О.В., Толстых В.Л., Ларичева А.А., Барыгина И.Н.12 и других авторов использовались для понимания теоретико-правовых и концептуальных особенностей включения российских регионов в международную деятельность.
В российской научной практике существуют и работы, посвященные анализу отдельных направлений культурного взаимодействия. Его примером служат работы  Николаевой Ю.В. «Русско-французские культурные связи 1801-1812гг.», Владимировой С.С. «Становление русско-австрийских культурных связей эпохи Просвещения, 60-90-е годы XVIII века.», а так же Шентюрк Н. «Российско-Турецкие культурные связи».13 Следует также отметить диссертационное исследование Боголюбовой Н.М. «Русско-европейские театральные связи во второй четверти XIX века»14, в котором автор на материале различных документальных источников выявляет основные направления и формы театральных связей, отмечая специфическую ценность данного вида творчества для формирования позитивного образа страны в зарубежной аудитории.
Вопросами сотрудничества государств Северной Европы, в том числе и в области культурны занимались такие исследователи, как Водопьянов В.С. «Сотрудничество государств Северной Европы в сфере культурны и образования.»; Буторина О.В. «Интеграционные процессы на Севере Европы.»; Ершов С.Б. «Культурное сотрудничество на Севере Европы.»; Катцова М.А. «Развитие сотрудничества стран Северной Европы в 1918-1929г.»15
Существует так же ряд исследований, посвященных изучению культурных связей Санкт-Петербурга с различными регионами. Например Рязанцева Н.Б. «Культурные связи Санкт-Петербурга со странами Балтии в 1991 - 2000 годы.»; Исаева Е.В. «Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века.», а так же Николаева Ю. В. «Культурные связи Санкт-Петербурга и Италии: особенности современного периода.» 16
Отдельные работы посвящены изучению становления и истории сотрудничества между Россией и странами северной Европы. Например Фокин В.И. «Международный культурный обмен в СССР в 20-е –30-е годы.» ; Репневский В.А. Эволюция политики СССР/РФ в отношении Финляндии, Норвегии и Швеции (70 – 90-е гг. ХХ века). 17
Развитию отношений между Россией и странами Скандинавии посвятили свои работы следующие авторы: Александров А.А. «Российско-финляндские отношения в контексте европейских интеграционных процессов на современном этапе.»; Кирпичников А.Н., Лебедев Г.С. «Русско-скандинавские связи в эпоху образования Древнерусского государства IX-XI вв.»; Свердлов M. Б., Шаскольский И. П. «Культурные связи России и Швеции в IX-XVI вв.»; Кондратов Н.А. «Предпосылки развития межгосударственных связей России со странами Северной Европы.»18
Приведенные исследования показывают возрастающий интерес к проблеме международного культурного сотрудничества, а также позволяют отметить, что тема настоящего исследования не получила последовательного и глубокого рассмотрения в российских и зарубежных научных исследованиях, что определяет новизну данного диссертационного исследования и его значение для общего понимания вопросов двустороннего культурного сотрудничества.
Таким образом, можно отметить, что в настоящее время научных исследований, посвященных анализу деятельности субъектов Российской Федерации, включая Санкт-Петербург, в сфере международного культурного сотрудничества со странами Северной Европы нет.
Источниковая база диссертационного исследования сформирована в процессе решения поставленных задач. Некоторые из источников впервые вводятся в научный оборот. Весь комплекс источников можно разделить на несколько групп:
Первую группу составляют документы на федеральном уровне: такие как Постановление Государственного комитета по культурным связям CCCР с зарубежными странами; Концепция внешней политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества; а так же Соглашения о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности между правительствами Дании, Швеции, Финляндии и Российской Федерации. 19 Данные документы дают представление о государственной политике СССР по отношению к деятельности общественных объединений в России, о законодательной базе взаимоотношений между Россией и странами северной Европы, о важности сохранения культурных контактов России со странами Северной Европы на государственном уровне и правительственных программах в области культурных контактов. Так же сюда можно отнести документы на региональном уровне. К ним относятся Справки и статистические данные, составленные Администрацией и Комитетом культуры Санкт-Петербурга. Они указывают на приоритет внешней политики Санкт-Петербурга, координацию международных программ, участие Санкт-Петербурга в международных проектах и программах культурного обмена.
Ко второй группе источников относится информация и статистические данные с официальных сайтов дипломатических представительств стран Северной Европы, Культурных центров стран Северной Европы в Санкт-Петербурге и других Интернет-ресурсов. Официальные сайты Генерального Консульства Швеции, Датского Культурного Института и Института Финляндии позволили почерпнуть актуализированную информацию о развитии двусторонних культурных связей. Отдельно следует отметить важность официальных письменных ответов по теме диссертации полученных от координатора по вопросам культуры и СМИ Генерального Консульства Швеции. Полученная информация позволила в полной мере дополнить картину актуальных событий и мероприятий, проводимы консульством в рамках культурного обмена государств.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что её материалы, выводы и обобщения могут быть использованы при изучении культурных контактов Санкт-Петербурга со странами североевропейского региона на современном этапе развития и в работах более общего характера, отражающих контакты с другими странами мира.
Результаты исследования полезны при оценке роли городов, субъектов РФ в современных международных культурных отношениях, а так же при подготовке специальных образовательных курсов, при организации культурных мероприятий, связанных с деятельностью культурных центров.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты современного международного культурного обмена. Вторая глава посвящена историческим традициям и актуальным тенденциям международного культурного сотрудничества России и стран Северной Европы. В третьей главе автор рассматривает роль культурных центров Швеции, Дании и Финляндии в Санкт-Петербурге в развитии международного культурного сотрудничества России и Северной Европы. В Заключении приводятся основные выводы работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Культурным связям России в сфере международных отношений в условиях глобализации отводится возрастающая значимость, что зафиксировано в «Основных направлениях работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами», утвержденных министром иностранных дел Российской федерации Ивановым И.С. 23 февраля 2001г.1
Внешняя культурная политика, являясь неотъемлемой составной частью государственной политики России на международной арене, один из самых гибких и поэтому наиболее действенных инструментов в механизме внешнеполитической деятельности.
Рассмотрев основные понятия, касающиеся проблемы исследования, можно сделать вывод, что институализация международного культурного сотрудничества сегодня является закономерной тенденцией, которая стала отражением процессов демократизации, интеграции, возрастающей роли культуры в современных международных отношениях.
Появление новых организаций в международном культурном взаимодействии способствует развитию культурного сотрудничества, профессионализации контактов и более глубокой культурной интеграции.2
Наличие разветвленной сети зарубежных культурных центров в России отражает заинтересованность многих стран в сотрудничестве с нашей страной.
Безусловно, культурные центры являются одним из примеров современного культурного сотрудничества, развивающегося в различных направлениях и формах. Их пример свидетельствует о стремлении к институциональному закреплению и оформлению вопросов внешней культурной политики как в России, так и за рубежом.
Завершая анализ культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Северной Европы мы можем сформулировать общие и частные выводы.
Культурный потенциал Санкт-Петербурга столь значителен, что его возможности иногда трудно предвидеть. В международном гуманитарном сотрудничестве это позволяет городу устанавливать контакты по множеству направлений, среди которых культура занимает важнейшее место. В этой связи тема «Институциональные основы международного культурного сотрудничества России и Стран Северной Европы в Санкт-Петербурге » представляет значительный практический и теоретический интерес. Она свидетельствует о том, что Петербург не просто крупный российский мегаполис, но и важнейший культурный центр мирового уровня.
Данная работа была посвящена исследованию институциональных основ и основных форм культурного сотрудничества Санкт-Петербурга и стран Северной Европы на современном этапе. Можно сделать вывод, что в настоящее время в Петербурге создана эффективная система государственных агентств и культурных центров, занимающихся реализацией внешней культурной политики Швеции, Дании и Финляндии. Их деятельность направлена не только на продвижение своей культуры за рубежом, но и на информирование российских граждан не только о культуре, но и о политике и экономике своих государств. 
Посредством культурных мероприятий и совместных проектов российских, шведских, финских и датских партнёров культурные центры стремятся донести до широких кругов общественности культурные и научные достижения своих стран, как государств с развитой культурой, богатыми историческими традициями и высоким потенциалом в сфере современного и народного искусства.
Страны Северной Европы сегодня играют все более активную роль в установлении международных контактов России. Они обладают большим культурным разнообразием, экономическим потенциалом, политическим весом. Контакты со странами этого региона подтверждают достойное место России в мировом сообществе.
Культурное сотрудничество России и стран Северной Европы осуществляется на прочной базе международно-правовых норм, на основе взаимной выгоды народов и государства. Эти обмены проникнуты духом максимальной взаимности и обоюдного уважения. Такой подход способствует установлению прочных и постоянных связей, которые не страдают от той напряженности, которую мы наблюдаем в современных международных отношениях.
В диссертационном исследовании мы уделили особое внимание тем проявлениям культурных связей, которые находят своё подтверждение в современной жизни Санкт-Петербурга и определяются традициями развития гуманитарного диалога города с географически близким североевропейским регионом.
В настоящей работе мы обращаемся к примерам культурных контактов, которые непосредственно представлены в культурной жизни северной столицы, выраженных в деятельности культурных центров стран Северной Европы. Их активность, особенности библиотечного, архивного обмена, музейных собраний и различных выставок, масштаб мероприятий, организованных партнерами, показывают интерес к Санкт-Петербургу и его значение для развития культурного диалога в самом североевропейском регионе.
История развития культурных контактов нашего города со странами Северной Европы показывает, что именно в Петербурге они получили свое признание на государственном уровне. Культурный обмен с нашими партнерами подкреплен обширной нормативно-правовой базой межгосударственных соглашений по сотрудничеству в научной и культурной сфере и российского законодательства, предоставившего по этому вопросу право осуществлять самостоятельные связи на уровне субъектов Российской Федерации.
Рассматриваемая в диссертации тема дает представление о формах культурного сотрудничества Санкт-Петербурга с Североевропейскими странами на современном этапе.
Наиболее характерными являются традиционные формы по линии культурных центров стран Северной Европы в Санкт-Петербурге, побратимские связи городов, а так же различная фестивальная деятельность. Активность культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Северной Европы сегодня является отражением общих тенденций современных международных отношений и отличается особым вниманием к культурному, научному, образовательному потенциалу города. Отметим, что традиции северной столицы, особая роль города в развитии международных культурных контактов, деятельность признанных культурных центров Санкт-Петербурга позволяют предположить, что культурные контакты будут продолжаться и придадут сотрудничеству России со странами североевропейского региона особое содержание.


I. Источники
1. Документы
1. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Раздел Декларации. // Официальный сайт Организации Объединенных наций. [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml
2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. Раздел IV. Многостороннее сотрудничество. // Основополагающие документы. // Официальный сайт Министерства Иностранных Дел Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL:http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550
3. Основные направления работы МИД России по развитию культурных связей России с зарубежными странами. Дипломатический вестник. Выпуск №5, 2001. - C.20-39.
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о сотрудничестве в области культуры и искусства. // Бюллетень международных договоров. Выпуск № 5, май 2015. - С. 70-73.
5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности. // Бюллетень международных договоров. Выпуск № 4. 1994. - C.31-35.
6. Соглашение о партнерстве сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией и Европейскими сообществами и их государствами-членами. Раздел XI. Институциональные, общие и заключительные положения. Статья 90. 1994. - 48 с.
7. Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания в области культуры, науки и образования. // Дипломатический вестник. Выпуск № 23 - 24. 1993. - С. 28 - 31.
8. Справка Ассоциации по связям советских и зарубежных городов «К итогам связей советских городов с городами капиталистических и развивающихся стран в 1981 г.» // ГАВО. – Ф. 71. – Оп. 4. Д. 1704. Ленинград, 1981. – C. 73–83.
9. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". // "Российская газета" от 23 июля 2012 г. N 166.
10. European Union National Institutes for Culture Strategic Framework. Bruxelles. December 2015. – 3 p.
II. Литература
1. Монографии. Статьи из научных изданий и сборников.
1. Александров А.А. Международное культурное сотрудничество: государственная стратегия Российской Федерации. // VI Конвент Российской Ассоциации Международных Исследований (РАМИ). // Право и управление. XXI век. // Журнал "Научная Жизнь." Выпуск №4 (17). 2010. – С. 70-72.
2. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Зарубежные культурные центры как самостоятельный актор внешней культурной политики. // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Выпуск №2. 2008. - C.87-94.
3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Институализация международного культурного сотрудничества: исторические предпосылки и особенности современного периода // НПЖ Приволжский научный вестник. Выпуск № 11(15). 2012. - С. 91-94.
4. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Выпуск №2(7). 2011. - С. 30-35.
5. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. // СПбКО, Санкт-Петербург, 2009. - 416 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ