Тенденции регионализма и сепаратизма в современной российской политике
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1.1. Сепаратизм и регионализм в современном политическом процессе:
содержание понятий
1.2. Объективные причины активизации тенденций регионализма и
сепаратизма…………………………………………………………………..27
1.3. Влияние субъективного фактора на феномены регионализма и
сепаратизма
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Взаимодействие регионов и федерального центра в российской политике
2000-2008 гг.
2.2. Взаимодействие регионов и федерального центра в российской политике
2008-2012 гг. ………………………………………………………………...66
2.3. Взаимодействие регионов и федерального центра в российской политике
2012-2016 гг. ………………………………………………………………...74
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН СЕПАРАТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ…………………………………………………...93
3.1. Борьба с сепаратизмом в современной российской политике 2000-2008 гг.
3.2. Сепаратистские тенденции в 2008-2012 гг. ……………………………...1043
3.3. Особенности современного сепаратизма и профилактика
противодействия этой тенденции ………………………………………...111
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА С
РЕГИОНАМИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СЕПАРАТИЗМУ:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
1.1. Сепаратизм и регионализм в современном политическом процессе:
содержание понятий
1.2. Объективные причины активизации тенденций регионализма и
сепаратизма…………………………………………………………………..27
1.3. Влияние субъективного фактора на феномены регионализма и
сепаратизма
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ
2.1. Взаимодействие регионов и федерального центра в российской политике
2000-2008 гг.
2.2. Взаимодействие регионов и федерального центра в российской политике
2008-2012 гг. ………………………………………………………………...66
2.3. Взаимодействие регионов и федерального центра в российской политике
2012-2016 гг. ………………………………………………………………...74
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН СЕПАРАТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ…………………………………………………...93
3.1. Борьба с сепаратизмом в современной российской политике 2000-2008 гг.
3.2. Сепаратистские тенденции в 2008-2012 гг. ……………………………...1043
3.3. Особенности современного сепаратизма и профилактика
противодействия этой тенденции ………………………………………...111
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА С
РЕГИОНАМИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СЕПАРАТИЗМУ:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Процессы в области государственного строительства и выстраивания
отношений между федеральным центром и регионами в формирующихся или
уже сформировавшихся государствах относятся к числу важнейших
политических процессов. Современные процессы в этих сферах не позволяют
говорить о стабильности как политической карты мира, так и моделей
территориально-государственного устройства.
Такие явления как возникновение новых независимых государств, о
становлении непризнанных государств, о переосмыслении роли регионов в
самых различных странах своего места и роли в условиях глобализации и
межгосударственной интеграции сегодня вызывают повышенный интерес в
научном и политическом сообществах. Значительная часть государств
характеризуется сложной региональной структурой, которая в купе с
различными факторами, внешними и внутренними, создает потенциал для
дезинтеграции. В связи с этим существует потребность в изучении различных
феноменов, которые напрямую касаются вопросов сохранения целостности
государства, разработки эффективных стратегий государственного
строительства и выстраивания отношений федерального центра с регионами, а
также прогнозировании на основе анализа тенденций, существующих в прошлом и сегодня.
В России подобные исследования актуальны по ряду причин. Во-первых,
это распад Советского государства и последовавших за этим
дезинтеграционных процессов 90-ых годов, а также централизация, проводимая
с начала 2000-ых годов. Во-вторых, форма государственного устройства
современной России, федерализм, имеет целый ряд особенностей и проблем, с
которыми сталкивалась и сегодня сталкивается современная Россия. Проблемы
сохранения баланса политических отношений федерального центра при их
динамичном развитии и предупреждение угроз стабильности достаточно
молодой федеративной системы – это то, что сегодня крайне значимо как в5
теоретическом, так и в практическом плане. В-третьих, это современные
мировые тенденции, в рамках которых переосмысляются место и роль регионов
в системе государства, степень их зависимости и автономности от «центра». На
сегодняшний день возникает реальная необходимость в создании такой
системы отношений «центр-регионы», которая будет учитывать интересы
обеих сторон и способствовать преодолению противоречий между ними, тем
самым создавая и поддерживая баланс. В-четвертых, имеет место быть
диспропорция между большим количеством научных работ и публикаций,
касающихся феноменов «регионализм» и «сепаратизм» в России в 90-ые годы и
относительно небольшим числом исследований современного состояния
феноменов. Из всего вышеперечисленного следует, что избранная тема
научного исследования является актуальной и значимой.
Гипотеза: Федерация может рассматриваться как поле, где регионы
являются его элементами, соединенными посредством различных политикоисторических процессов. Предполагается, что в разные исторические периоды
соединения могут ослабевать и разрываться, что ведёт к возникновению на их
месте «разрывов», конфликтных точек федерации, в которых могут возникать
тенденции регионализма и сепаратизма. Задачей государства в подобных
ситуациях становится принятие мер в отношении «разрывов».
Объект исследования - современный политический процесс в области
государственного строительства в Российской Федерации
Предмет исследования - баланс между централизмом и регионализмом и
борьба с тенденциями сепаратизма как основа федерализма.
Целями исследования являются:
- Определение характера и степени эффективности государственной политики
по отношению к тенденциям регионализма и сепаратизма в РФ;
- Предоставление практических рекомендаций в области организации
отношений федерального центра с регионами и противодействия сепаратизму.6
В соответствии с заявленными целями были поставлены следующие
исследовательские задачи:
- Проанализировать содержание понятий сепаратизма и регионализма в
современном политическом процессе
- Обозначить объективные причины активизации тенденций регионализма и
сепаратизма
- Определить влияние субъективного фактора на феномены регионализма и
сепаратизма
- Проанализировать взаимодействие регионов и федерального центра в
российской политике 2000-2008 гг.
- Проанализировать взаимодействие регионов и федерального центра в
российской политике 2008-2012 гг.
- Проанализировать взаимодействие регионов и федерального центра в
российской политике 2012-2016 гг.
- Проанализировать процесс борьбы с сепаратизмом в современной российской
политике 2000-2008 гг.
- Обозначить сепаратистские тенденции в 2008-2012 гг.
- Обозначить особенности современного сепаратизма и рассмотреть
профилактику противодействия сепаратистским тенденциям
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по
2016 год. В этот период произошла кардинальная смена парадигмы отношений
федерального центра с регионами: от децентрализации и дарования широкой
автономии целому ряду регионов к построению жесткой вертикали власти во
главе федерального центра.
Новизна исследования заключается:
- В выявлении и комплексном анализе тенденций таких феноменов как
регионализм и сепаратизм в период с 2000 по 2016 года
- В создании классификации моделей государственной политики по
отношению к тенденциям регионализма в период с 2000 по 2016 года7
- В оценке характера и степени эффективности государственной политики
по отношению к тенденциям регионализма в период с 2000 по 2016 года и
предложение актуальных проблемам рекомендаций
Теоретико-методологическую базу исследования составили системный
и структурно-функциональный методы. Также, в исследовании были
использованы методы сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического анализа феноменов регионализма и сепаратизма и их тенденций.
Основными методами исследования также явились: анализ общей и
специальной литературы, публицистики, материалов периодической печати и
электронных СМИ; обобщение имеющейся в распоряжении автора
фактографической базы данных.
В ходе написания курсовой работы были использованы труды таких
авторов современности как: Туровский Р.Ф., Бусыгина И.М., Ахметов А.А.,
Володин А.В., Стрелецкий В.Н., Ковалев В.А., Смищенко Р.С., Жуков И.К.,
Балаян Г.Б., Щербинин Д.И., Бирюков С.В., Швецов А.Н., Медведев Н.П.,
Ярлыкапов А.А., Маркедонов С.М., Добаев И.П. и др.
Научная и практическая значимость исследования: Материалы
исследования могут быть использованы политологами, историками,
государственными органами изучении моделей отношений «центр-регионы» в
рамках современной российской политики в период с 2000 по 2016 год, при
разработке политики взаимодействия федерального центра с регионами, а
также стратегии борьбы с сепаратизмом и предотвращения развития его тенденций.
Структура работы состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.
отношений между федеральным центром и регионами в формирующихся или
уже сформировавшихся государствах относятся к числу важнейших
политических процессов. Современные процессы в этих сферах не позволяют
говорить о стабильности как политической карты мира, так и моделей
территориально-государственного устройства.
Такие явления как возникновение новых независимых государств, о
становлении непризнанных государств, о переосмыслении роли регионов в
самых различных странах своего места и роли в условиях глобализации и
межгосударственной интеграции сегодня вызывают повышенный интерес в
научном и политическом сообществах. Значительная часть государств
характеризуется сложной региональной структурой, которая в купе с
различными факторами, внешними и внутренними, создает потенциал для
дезинтеграции. В связи с этим существует потребность в изучении различных
феноменов, которые напрямую касаются вопросов сохранения целостности
государства, разработки эффективных стратегий государственного
строительства и выстраивания отношений федерального центра с регионами, а
также прогнозировании на основе анализа тенденций, существующих в прошлом и сегодня.
В России подобные исследования актуальны по ряду причин. Во-первых,
это распад Советского государства и последовавших за этим
дезинтеграционных процессов 90-ых годов, а также централизация, проводимая
с начала 2000-ых годов. Во-вторых, форма государственного устройства
современной России, федерализм, имеет целый ряд особенностей и проблем, с
которыми сталкивалась и сегодня сталкивается современная Россия. Проблемы
сохранения баланса политических отношений федерального центра при их
динамичном развитии и предупреждение угроз стабильности достаточно
молодой федеративной системы – это то, что сегодня крайне значимо как в5
теоретическом, так и в практическом плане. В-третьих, это современные
мировые тенденции, в рамках которых переосмысляются место и роль регионов
в системе государства, степень их зависимости и автономности от «центра». На
сегодняшний день возникает реальная необходимость в создании такой
системы отношений «центр-регионы», которая будет учитывать интересы
обеих сторон и способствовать преодолению противоречий между ними, тем
самым создавая и поддерживая баланс. В-четвертых, имеет место быть
диспропорция между большим количеством научных работ и публикаций,
касающихся феноменов «регионализм» и «сепаратизм» в России в 90-ые годы и
относительно небольшим числом исследований современного состояния
феноменов. Из всего вышеперечисленного следует, что избранная тема
научного исследования является актуальной и значимой.
Гипотеза: Федерация может рассматриваться как поле, где регионы
являются его элементами, соединенными посредством различных политикоисторических процессов. Предполагается, что в разные исторические периоды
соединения могут ослабевать и разрываться, что ведёт к возникновению на их
месте «разрывов», конфликтных точек федерации, в которых могут возникать
тенденции регионализма и сепаратизма. Задачей государства в подобных
ситуациях становится принятие мер в отношении «разрывов».
Объект исследования - современный политический процесс в области
государственного строительства в Российской Федерации
Предмет исследования - баланс между централизмом и регионализмом и
борьба с тенденциями сепаратизма как основа федерализма.
Целями исследования являются:
- Определение характера и степени эффективности государственной политики
по отношению к тенденциям регионализма и сепаратизма в РФ;
- Предоставление практических рекомендаций в области организации
отношений федерального центра с регионами и противодействия сепаратизму.6
В соответствии с заявленными целями были поставлены следующие
исследовательские задачи:
- Проанализировать содержание понятий сепаратизма и регионализма в
современном политическом процессе
- Обозначить объективные причины активизации тенденций регионализма и
сепаратизма
- Определить влияние субъективного фактора на феномены регионализма и
сепаратизма
- Проанализировать взаимодействие регионов и федерального центра в
российской политике 2000-2008 гг.
- Проанализировать взаимодействие регионов и федерального центра в
российской политике 2008-2012 гг.
- Проанализировать взаимодействие регионов и федерального центра в
российской политике 2012-2016 гг.
- Проанализировать процесс борьбы с сепаратизмом в современной российской
политике 2000-2008 гг.
- Обозначить сепаратистские тенденции в 2008-2012 гг.
- Обозначить особенности современного сепаратизма и рассмотреть
профилактику противодействия сепаратистским тенденциям
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по
2016 год. В этот период произошла кардинальная смена парадигмы отношений
федерального центра с регионами: от децентрализации и дарования широкой
автономии целому ряду регионов к построению жесткой вертикали власти во
главе федерального центра.
Новизна исследования заключается:
- В выявлении и комплексном анализе тенденций таких феноменов как
регионализм и сепаратизм в период с 2000 по 2016 года
- В создании классификации моделей государственной политики по
отношению к тенденциям регионализма в период с 2000 по 2016 года7
- В оценке характера и степени эффективности государственной политики
по отношению к тенденциям регионализма в период с 2000 по 2016 года и
предложение актуальных проблемам рекомендаций
Теоретико-методологическую базу исследования составили системный
и структурно-функциональный методы. Также, в исследовании были
использованы методы сравнительно-сопоставительного и сравнительно-исторического анализа феноменов регионализма и сепаратизма и их тенденций.
Основными методами исследования также явились: анализ общей и
специальной литературы, публицистики, материалов периодической печати и
электронных СМИ; обобщение имеющейся в распоряжении автора
фактографической базы данных.
В ходе написания курсовой работы были использованы труды таких
авторов современности как: Туровский Р.Ф., Бусыгина И.М., Ахметов А.А.,
Володин А.В., Стрелецкий В.Н., Ковалев В.А., Смищенко Р.С., Жуков И.К.,
Балаян Г.Б., Щербинин Д.И., Бирюков С.В., Швецов А.Н., Медведев Н.П.,
Ярлыкапов А.А., Маркедонов С.М., Добаев И.П. и др.
Научная и практическая значимость исследования: Материалы
исследования могут быть использованы политологами, историками,
государственными органами изучении моделей отношений «центр-регионы» в
рамках современной российской политики в период с 2000 по 2016 год, при
разработке политики взаимодействия федерального центра с регионами, а
также стратегии борьбы с сепаратизмом и предотвращения развития его тенденций.
Структура работы состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.
Современное состояние процессов в области государственного
строительства и выстраивания отношений между федеральным центром и
регионами в рамках российской политики не позволяет говорить о
стабильности, необходимой равномерному развитию государства и федерации.
Мы становимся свидетелями постоянных, динамичных трансформаций
федеративный отношений в связи с, во-первых, попытками руководства страны
сформулировать политическую стратегию, которая отвечала бы принципам
централизма, но при этом устраивала бы всех участников федеративных
отношении и способствовала стабильному развитию всей страны, а во-вторых,
обстоятельствами, внутренними и внешними, которые могут влиять как на
федеральный центр, так и не регионы (экономический кризис, например).
Исходя из представленной в работе гипотезы, на сегодняшний день
действительно существуют «разрывы», конфликтные точки федерации, в
которых возникали и возникают тенденции регионализма и сепаратизма и в
отношении которых федеральный центр разрабатывает и принимает те меры,
которые считает необходимыми. В заключении мы приведём доказательства
подтверждения данной гипотезы, которые были сформулированы в ходе
исследования благодаря выполнению поставленных целей и задач.
В первой главе мы обозначили не только содержание феноменов
«регионализм» и «сепаратизм» и разницу между ними, что составило основу
исследования, но и те объективные причины и субъективные факторы, которые
влияют на возникновение соответствующих тенденций и их активизацию. В
связи с этим, федеральный центр должен исходить из того, что:
1) Существует необходимость в разграничении содержания феноменов
«регионализм» и «сепаратизм». Во-первых, регионализм нейтрален по
отношению к государственному целому, в рамках которого развивается, в связи
с чем данный не подразумевает никаких претензий на полную
территориальную и политическую независимость и попыток выйти из состава130
государства, поскольку подобные действия в рамках регионализма являются
абсолютно невыгодными. Феномен сепаратизма напротив, носит
деструктивный характер, целью которого является достижение независимости в
ходе ирреденты или сецессии. Во-вторых, сепаратизм - это открытое
противостояние федеральному центру, которое, в крайнем случае, может
включить в себя ведение военных действий, совершение терактов и т.п., а
регионализм - это стремление региона активно развиваться через
сотрудничество и диалог с федеральным центром в рамках консенсуса. Втретьих, в крайних своих проявлениях регионализм может трансформироваться
в сепаратизм, однако в таком случае регионализм самоликвидируется как
феномен и превращается в феномен принципиально иной - сепаратизм.
2) Существование объективных причин развития тенденций
регионализма и сепаратизма демонстрирует необходимость постоянно
анализировать политические и экономические процессы, которые влияют на
стабильность федеративных отношений. Руководство страны должно всегда
быть готовым к тем вызовам, сложностям и угрозам, которые в силу своей
объективности будут неизбежно возникать на протяжении всего времени
существования федерации.
3) Существование субъективных факторов, влияющих на развитие
тенденций регионализма и сепаратизма, демонстрирует руководству страны
необходимость либо отвечать на них компромиссными решениями (в случае
регионализма), либо минимизировать не только степень значимости и влияния
подобных факторов, но и их существование в целом (в случае сепаратизма).
Именно субъективные факторы в сочетании с объективными причинами
развития тенденций регионализма и сепаратизма способствуют переходу
тенденций в форму состоявшихся феноменов, которые способны изменять (в
рамках развития регионализма) или даже дестабилизировать (в рамках развития
сепаратизма) федеративную систему.
Во второй главе было проанализировано взаимодействие регионов и
федерального центра в рамках российской политики в период с 2000 по 2016131
гг., что позволило обозначить те «разрывы», в которых тенденции
регионализма могут либо возникать и развиваться, либо подавляться
централистской направленностью проводимой руководством страны политикой
в отношении регионов (ярким примером является политика федерального
центра в период 2000-2008 гг.). Важно отметить выявленную в ходе
исследования особенность взаимоотношений федерального центра и регионов в
Российской Федерации: процессы развития регионалистских тенденций не
только допустимы, но и отчасти поддерживаются руководством страны
(доказательством тому являются процессы, проходящие в 2012-2016 гг.),
поскольку достижение консенсуса выгодно обеим сторонам. Кроме того, было
выдвинуто предположение, что экономический кризис сможет способствовать
сотрудничеству федерального центра и регионов. Однако эти тенденции могут
развиваться только под чётким контролем федерального центра, что даёт
возможность предположить, что отношения регионов и федерального центра
развиваются на стыке централизма и регионализма. В связи с этим существует
возможность того, что в ближайшей перспективе подобный тренд продолжит
существовать и развиваться.
В третьей главе был, во-первых, проанализирован процесс борьбы
руководства страны с сепаратизмом с 2000 по 2016 гг., во-вторых были
рассмотрены и описаны современные сепаратистские тенденции, их
особенности и профилактика противодействия этим тенденциям в период с
2000 по 2016 гг., что позволило, во-первых, обозначить те «разрывы»
(конфликтные точки), в которых существовали или существуют сегодня
сепаратистские тенденции (например, Северо-Кавказский регион), а во-вторых,
определить те методы борьбы руководства страны с сепаратизмом, которые
использовались с 2000 по 2016 гг. и развиваются сегодня. В связи с этим, была
обозначена проблема ограниченности методов противодействия сепаратизму,
поскольку только в 2010 году, спустя год после завершения режима КТО в
Чеченской Республике, в официальном дискурсе впервые стало обсуждаться
использование невоенных, несиловых, методов т.н. «мягкой» борьбы с
тенденциями сепаратизма.
В четвёртой главе исследования был сформулирован ряд актуальных
практических рекомендаций, касающихся сфер отношений федерального
центра с регионами и борьбы федерального центра с сепаратизмом и
противодействия его тенденциям, которые смогли бы помочь в разработке мер
в отношении конфликтных точек федерации.
Подводя итоги исследования, важно отметить, что одной из самых
важных проблем является слабая рефлексия научного и политического
сообществ на протекающие в рамках федеративных отношений процессы, в
связи с чем возникает отсутствие со стороны государства и общества реакции,
соответствующей тем вызовам, трендам и тенденциям, которые сегодня
существуют и динамично развиваются в современной российской политике.
Несмотря на то, что есть целый ряд отечественных учёных современности,
которые занимаются изучением как самих феноменов регионализма и
сепаратизма, так и их тенденций (Фарукшин М.Х., Авдонин В.С., Баранов А.В.,
Дахин А.В., Макарычев А.С., Туровский Р.Ф., Бусыгина И.М., Ахметов А.А.,
Стрелецкий В.Н., Ковалев В.А., Смищенко Р.С., Жуков И.К., Балаян Г.Б.,
Щербинин Д.И., Бирюков С.В., Швецов А.Н., Медведев Н.П., Ярлыкапов А.А.,
Маркедонов С.М. и др.), заинтересованность в широкой дискуссии проблем,
конфликтных точек, особенностей, трендов и путей дальнейшего развития
российского «нового федерализма» на сегодняшний день отсутствует.
строительства и выстраивания отношений между федеральным центром и
регионами в рамках российской политики не позволяет говорить о
стабильности, необходимой равномерному развитию государства и федерации.
Мы становимся свидетелями постоянных, динамичных трансформаций
федеративный отношений в связи с, во-первых, попытками руководства страны
сформулировать политическую стратегию, которая отвечала бы принципам
централизма, но при этом устраивала бы всех участников федеративных
отношении и способствовала стабильному развитию всей страны, а во-вторых,
обстоятельствами, внутренними и внешними, которые могут влиять как на
федеральный центр, так и не регионы (экономический кризис, например).
Исходя из представленной в работе гипотезы, на сегодняшний день
действительно существуют «разрывы», конфликтные точки федерации, в
которых возникали и возникают тенденции регионализма и сепаратизма и в
отношении которых федеральный центр разрабатывает и принимает те меры,
которые считает необходимыми. В заключении мы приведём доказательства
подтверждения данной гипотезы, которые были сформулированы в ходе
исследования благодаря выполнению поставленных целей и задач.
В первой главе мы обозначили не только содержание феноменов
«регионализм» и «сепаратизм» и разницу между ними, что составило основу
исследования, но и те объективные причины и субъективные факторы, которые
влияют на возникновение соответствующих тенденций и их активизацию. В
связи с этим, федеральный центр должен исходить из того, что:
1) Существует необходимость в разграничении содержания феноменов
«регионализм» и «сепаратизм». Во-первых, регионализм нейтрален по
отношению к государственному целому, в рамках которого развивается, в связи
с чем данный не подразумевает никаких претензий на полную
территориальную и политическую независимость и попыток выйти из состава130
государства, поскольку подобные действия в рамках регионализма являются
абсолютно невыгодными. Феномен сепаратизма напротив, носит
деструктивный характер, целью которого является достижение независимости в
ходе ирреденты или сецессии. Во-вторых, сепаратизм - это открытое
противостояние федеральному центру, которое, в крайнем случае, может
включить в себя ведение военных действий, совершение терактов и т.п., а
регионализм - это стремление региона активно развиваться через
сотрудничество и диалог с федеральным центром в рамках консенсуса. Втретьих, в крайних своих проявлениях регионализм может трансформироваться
в сепаратизм, однако в таком случае регионализм самоликвидируется как
феномен и превращается в феномен принципиально иной - сепаратизм.
2) Существование объективных причин развития тенденций
регионализма и сепаратизма демонстрирует необходимость постоянно
анализировать политические и экономические процессы, которые влияют на
стабильность федеративных отношений. Руководство страны должно всегда
быть готовым к тем вызовам, сложностям и угрозам, которые в силу своей
объективности будут неизбежно возникать на протяжении всего времени
существования федерации.
3) Существование субъективных факторов, влияющих на развитие
тенденций регионализма и сепаратизма, демонстрирует руководству страны
необходимость либо отвечать на них компромиссными решениями (в случае
регионализма), либо минимизировать не только степень значимости и влияния
подобных факторов, но и их существование в целом (в случае сепаратизма).
Именно субъективные факторы в сочетании с объективными причинами
развития тенденций регионализма и сепаратизма способствуют переходу
тенденций в форму состоявшихся феноменов, которые способны изменять (в
рамках развития регионализма) или даже дестабилизировать (в рамках развития
сепаратизма) федеративную систему.
Во второй главе было проанализировано взаимодействие регионов и
федерального центра в рамках российской политики в период с 2000 по 2016131
гг., что позволило обозначить те «разрывы», в которых тенденции
регионализма могут либо возникать и развиваться, либо подавляться
централистской направленностью проводимой руководством страны политикой
в отношении регионов (ярким примером является политика федерального
центра в период 2000-2008 гг.). Важно отметить выявленную в ходе
исследования особенность взаимоотношений федерального центра и регионов в
Российской Федерации: процессы развития регионалистских тенденций не
только допустимы, но и отчасти поддерживаются руководством страны
(доказательством тому являются процессы, проходящие в 2012-2016 гг.),
поскольку достижение консенсуса выгодно обеим сторонам. Кроме того, было
выдвинуто предположение, что экономический кризис сможет способствовать
сотрудничеству федерального центра и регионов. Однако эти тенденции могут
развиваться только под чётким контролем федерального центра, что даёт
возможность предположить, что отношения регионов и федерального центра
развиваются на стыке централизма и регионализма. В связи с этим существует
возможность того, что в ближайшей перспективе подобный тренд продолжит
существовать и развиваться.
В третьей главе был, во-первых, проанализирован процесс борьбы
руководства страны с сепаратизмом с 2000 по 2016 гг., во-вторых были
рассмотрены и описаны современные сепаратистские тенденции, их
особенности и профилактика противодействия этим тенденциям в период с
2000 по 2016 гг., что позволило, во-первых, обозначить те «разрывы»
(конфликтные точки), в которых существовали или существуют сегодня
сепаратистские тенденции (например, Северо-Кавказский регион), а во-вторых,
определить те методы борьбы руководства страны с сепаратизмом, которые
использовались с 2000 по 2016 гг. и развиваются сегодня. В связи с этим, была
обозначена проблема ограниченности методов противодействия сепаратизму,
поскольку только в 2010 году, спустя год после завершения режима КТО в
Чеченской Республике, в официальном дискурсе впервые стало обсуждаться
использование невоенных, несиловых, методов т.н. «мягкой» борьбы с
тенденциями сепаратизма.
В четвёртой главе исследования был сформулирован ряд актуальных
практических рекомендаций, касающихся сфер отношений федерального
центра с регионами и борьбы федерального центра с сепаратизмом и
противодействия его тенденциям, которые смогли бы помочь в разработке мер
в отношении конфликтных точек федерации.
Подводя итоги исследования, важно отметить, что одной из самых
важных проблем является слабая рефлексия научного и политического
сообществ на протекающие в рамках федеративных отношений процессы, в
связи с чем возникает отсутствие со стороны государства и общества реакции,
соответствующей тем вызовам, трендам и тенденциям, которые сегодня
существуют и динамично развиваются в современной российской политике.
Несмотря на то, что есть целый ряд отечественных учёных современности,
которые занимаются изучением как самих феноменов регионализма и
сепаратизма, так и их тенденций (Фарукшин М.Х., Авдонин В.С., Баранов А.В.,
Дахин А.В., Макарычев А.С., Туровский Р.Ф., Бусыгина И.М., Ахметов А.А.,
Стрелецкий В.Н., Ковалев В.А., Смищенко Р.С., Жуков И.К., Балаян Г.Б.,
Щербинин Д.И., Бирюков С.В., Швецов А.Н., Медведев Н.П., Ярлыкапов А.А.,
Маркедонов С.М. и др.), заинтересованность в широкой дискуссии проблем,
конфликтных точек, особенностей, трендов и путей дальнейшего развития
российского «нового федерализма» на сегодняшний день отсутствует.
Подобные работы
- Тенденции регионализма и сепаратизма в современной российской политике
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Принципы разделения, тенденции развития и пути совершенствования государственной власти в новейшей истории России
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - «КАТАЛОНСКИЙ СЕПАРАТИЗМ:
ПЕРСПЕКТИВЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ В 21 ВЕКЕ»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Понятие и общая характеристика государственного устройства РФ.Особенности российского варианта федеративного устройства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Основные тенденции развития российского федерализма
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Проблема сепаратизма в Испании в конце XX - начале XXI веков:
на примере Страны Басков и Каталонии
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Национальные проблемы в Испании 1980-2010 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТАИЛАНДА: 1990-е-2000-е гг
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Сепаратистские тенденции в странах Европейского союза
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024



