ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОМ РЕГИОНЕ 10
1.1 Общие взгляды на интеграционные тенденции в XX в. 10
1.2 Интеграционные тенденции в XXI в. 15
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ АСТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 21
2.1 Предпосылки «интеграционного бума» 21
2.2 Политические интеграционные блоки 24
2.3 Экономические интеграционные блоки 32
ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНЕ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО 42
3.1 Латинская Америка как актор международных отношений 42
3.2 Взаимодействие между интеграционными объединениями Латинской Америки и Европейским Союзом 45
3.3 Взаимодействие между интеграционными объединениями Латинской Америки и отдельными государственными акторами 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
С началом нового тысячелетия, Латинская Америка вступила в свое золотое десятилетие. За это время страны региона, объединенные сетью интеграционных проектов и инициатив, достигли впечатляющих хозяйственных результатов, ощутимо укрепили свое материальное положение, а также положение большей части населения. Латинская Америка все чаще упоминается в качестве локомотива глобального роста и расширила диапазон геополитических связей, ее начали рассматривать как одну из опор формирующегося полицентричного миропорядка.
Однако уже в начале второго десятилетия текущего столетия отчетливо стали проявляться признаки нездоровых социально-экономических связей как в отношениях между странами полушария, так внутри и между интеграционными организациями континента. Региональная интеграция столкнулась с внутренними кризисами, практически парализовавшими ее эволюцию. Дополнительным препятствием стали изменяющаяся система мирового хозяйства и смещение центров политического влияния. Возникла необходимость адекватно реагировать на изменения, происходящие на мировой арене, попутно решая накопившиеся противоречия и системные кризисы. В условиях современного миропорядка главным фактором, который определит положение Латинской Америки в глобальной системе мирового хозяйства и мирополитики, будет являться уровень достигнутой региональной интеграции.
Актуальность темы исследования. В конце XX – в начале XXI вв. мир пережил настоящий бум интеграционных процессов, развивающихся вширь и вглубь. Возникли разного рода интеграционные организации и группировки, воплощались в жизнь многочисленные программы, состоялась диверсификация организационных форм, происходил переход от низших, более простых интеграционных моделей к более сложным структурам, включивших органы, наделенные наднациональными полномочиями.
Страны Латинской Америки выбрали для себя интеграционный путь после Второй мировой войны, во многом благодаря рекомендациям Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК). В указанном регионе существует намного больше факторов, побуждающих к интеграционным процессам, чем в других странах мира – общая история, религия, схожая структура языков, национальные традиции имеют общее происхождение, тип экономик и политическое устройство и др.
В последние годы регион Латинской Америки последовательно укреплял свои позиции как один из центров влияния и хозяйственного роста в мире, проходит новый этап своего становления. И хотя на сегодняшний день ни одна из стран Латинской Америки не является центром силы в мировом масштабе, в совокупности этот регион существенно влияет на глобальную политику и экономику благодаря растущему хозяйственному потенциалу, выгодному географическому расположению, постоянно увеличивающейся численности населения и значительным запасам ценных природных ресурсов.
Процессы, проходящие на территории региона, имеют прямое влияние на общественные, политические и мирохозяйственные связи. Учитывая, что интеграция занимает важное место в политической и экономической стратегиях России, исследование латиноамериканской региональной интеграции позволит учесть данный опыт и выработать эффективную модель интеграции в Евразии, избежав кризисных моментов при создании модели интеграции, а также прогнозировать дальнейшее развитие интеграционных инициатив.
Исследование развития интеграционных инициатив в латиноамериканском регионе позволит наглядно изучить реализацию различных теорий международных отношений, определить их сильные и слабые места. Впоследствии это позволит совершенствовать теоретическую составляющую наук о международных отношениях.
Новизна данной работы заключается в подробном анализе современного взаимодействия интеграционных групп Латинской Америки и Карибского бассейна с наиболее влиятельными акторами международных отношений, определении общих тенденций развития интеграционных инициатив региона и в определении перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов.
Объект исследования настоящей диссертации – интеграционные процессы в латиноамериканском регионе.
Предмет исследования – взаимодействие латиноамериканского региона с мировым сообществом.
Цель исследования – выявление основных тенденций становления и развития интеграционных инициатив в латиноамериканском регионе.
Цель обусловила постановку следующих задач исследования:
- рассмотреть особенности интеграционных тенденций в латиноамериканском регионе в ХХ в.;
- охарактеризовать региональные интеграционные инициативы и динамику их развития в XXI в.;
- изучить действующие политические объединения стран Латинской Америки;
- выявить особенности функционирования экономических интеграционных объединений в регионе;
- проанализировать взаимодействие и сотрудничество латиноамериканских интеграционных объединений с мировыми акторами;
Методологию исследования составил диалектический метод познания политических процессов и социально-правовых явлений. В ходе работы применены общенаучные, частные и специальные методы познания: логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, метод статистического анализа, конкретно-социологический и другие общенаучные, специальные и частные методы в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования найдут свое применение в формировании стратегии взаимодействия и становлении отношений между Российской Федерацией и интеграционными инициативами латиноамериканского региона. Учитывая тот факт, что регион Латинской Америки, и группа стран постсоветского пространства имеют много общих черт (упор на двустороннее взаимодействие, наличие доминирующего государство, в целом схожий уровень развития), изучение процессов латиноамериканской интеграции будет полезно при оформлении процессов интеграции на постсоветском пространстве.
Апробация исследования: По теме диссертации опубликована научная статья в рецензируемом научном журнале («Размышления о перспективах развития интеграционных процессов Латинской Америки» // Клио. - № 2 (134), – 2018. – c.103 - 109. - 0,5 п.л.).
Структура настоящей работы включает в себя: введение, три главы, разбитые на соответствующие подразделы, заключение и список использованных источников и литературы. Во введении отражены актуальность темы исследования, объект и предмет, цель, задачи, представлен краткий анализ использованных источников и литературы. В первом разделе рассматриваются общие тенденции интеграции региона. Второй раздел посвящен современному состоянию интеграционных группировок. Также в нем освещены предпосылки к усилению интеграции в регионе. Третий раздел показывает регион как актора международных отношений, исследованы взаимодействия Латинской Америки с Европейским союзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Источниковой базой диссертации стали, в первую очередь, документы, опубликованные на официальных веб-сайтах Организации Объединенных Наций (ООН), министерств иностранных дел Мексики, Бразилии, Никарагуа, Соединенных Штатов Америки, ЭКЛАК, Организации Американских государств (ОАГ), Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), Карибского Сообщества (КАРИКОМ), Боливарианского альянса для народов нашей Америки (АЛБА), Группы Рио, Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Европейского Союза (ЕС) и т.д. Документы о которых идет речь, отличаются не только по юридическому (декларативные, обязательные), но и по сферам деятельности (политика, экономика), по охвату стран-участниц (односторонние, двусторонние, многосторонние). Характеризуя источники, стоит обратить внимание на характер документов, многие из которых отмечены сильным пропагандистским подтекстом, демонстрируя, скорее, общее отношение к ситуации сложившейся в регионе, а другие наполнены весьма размытыми формулировками.
Важной частью источниковой базы являются и сами официальные сайты организаций и ведомств, к которым помимо указанных выше можно добавить сайт Всемирного банка, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Российского совета по международным отношениям (РСМД) и др. Вышеуказанные сайты содержат большое количество статистической и исторической информации, а также сведения о текущих проектах и перспективах развития политической интеграции латиноамериканских стран.
Стоит отметить, что источниковая база и литература, использованные при написании работы, содержат работы на русском, английском и испанском языках.
В связи со скоротечностью мировых процессов, быстрой сменой событий в работе большое внимание уделено информационно-новостным ресурсам, позволяющим оперировать наиболее актуальными данными. Кроме того, они позволяют взглянуть на происходящее под разными углами, поскольку в СМИ публикуются порой противоположные точки зрения. Среди многообразия периодических изданий можно отметить такие как РИА «Новости», ИноСМИ, Prensa Latina, «Российская Газета», «Diario Catarinense», BBC, «El Comercio», Polpred.com, «El País».
Отдельно необходимо выделить научные журналы, содержащие в себе огромный пласт работ по теме исследования, особый вклад в развитие работы внесли журналы: «Латинская Америка», «КЛИО», «Мировая экономика и международные отношения». «Вестник Международных отношений», «Вестник Международных Организаций» и другие.
Важным подспорьем при написании работы стал ряд научных работ, опубликованных в виде монографий. В целом литература по этой тематике отличается либо степенью углубления в экономическую составляющую проблемы, либо в цивилизационно-историческую сторону вопроса. По большей части она представляет собой исследования, касающиеся отдельных наиболее крупных стран региона, в историографии нет общего мнения о причинах возникновения проблем и единого взгляда на перспективы развития латиноамериканской интеграции.
В отечественной историографии наиболее полным собранием информации, касательно исторической составляющей данного исследования, являются работы М.В.Антясова «Панамериканизм: Идеология и политика», а также работа «Современный панамериканизм: Происхождение и сущность доктрин панамериканской солидарности». Они представляют собой комплексное исследование, анализирующие основные исторические процессы, способствующие формированию концепций единства и солидарности в регионе на протяжении длительного исторического периода (охватывают два столетия). Тем не менее, в обоих книгах заметен перекос в сторону освещения исторических аспектов и влияния конкретных личностей.
Важными для исследования стали работы чл.-корр. РАН В.М.Давыдова (ныне – научный руководитель ИЛА РАН). В его монографиях и статьях комплексно характеризуется исследуемый регион, анализируются его проблемы, дается характеристика текущих процессов. Переход латиноамериканских стран к современному состоянию освещает Б.Ф.Мартынов в работе «Латинская Америка в современной мировой политике», где подробно описываются многолетний опыт интеграции латиноамериканских стран, взаимоотношения с крупнейшими акторами международных отношений, а также взаимодействие стран Латинской Америки и Карибского бассейна в сфере важнейших современных глобальных проблем.
Сугубо экономической составляющей уделяется больше внимание в работе Л.Л.Клочковского «Современные тенденции мирохозяйственного развития и Латинская Америка», однако в силу того, что книга была издана в 2014 году, работа дополнялась рядом статей этого же автора, опубликованных им в ряде научных изданий («Мировая экономика и международные отношения» и другие).
Отдельным блоком выступают работы иностранных авторов, прежде всего, латиноамериканских. Среди них есть труды, посвященные в целом описанию текущих проблем интеграции региона и тому, какие события привели к ним. Среди важнейших авторов стоит назвать, прежде всего, Андреса Сербина, Карлоса Маламуда, Боузаса Роберто и Андреса Маламуда. В их книгах и статьях проанализированы текущее состояние политической и экономической интеграции региона, работа Сербина важна еще и тем, что рассматривает интеграцию не только с точки зрения нарратива политического процесса, но и помещая ее в теоретический контекст международных отношений. Целый ряд ключевых работ опубликован в периодических журналах и аналитических сборниках, в них описаны текущее состояние процессов интеграции региона под разными углами. В частности, речь идет о работах А.А.Лавут, Е.Ю. Кудрявцевой и Д.В. Разумовского.
И наконец теоретической базой работы послужили труды Баллаша Б., Смита А. и др., описанные в учебных пособиях под авторством В.Н. Харламова, И.В. Виноградова, В.Б. Буглай.
Современные исследования, посвященные интеграционным инициативам стран Латинской Америки, затрагивают региональные и глобальные трансформации ХХ-ХХІ вв. Интеграция в указанном регионе рассматривается в контексте нового тысячелетия и концептуальных подходов в отношении роли стран в новом миропорядке. К числу этих работ необходимо отнести исследования таких авторов, как: В.Л.Хейфеца, Л.В.Хадорич, И.А. Букова, Н.Г. Доронина, Г.М. Костюниной, С.А. Крылова, В.В. Кузьмина, А.А. Лавут, Д.В. Разумовского, Л.В. Хадорич, М.С. Хван, Дж. Фуентез, Л. Келли, Ч. Рейнольдс, Р. Вьеттманн, Б. Малагони, В. Ромеро, М. Изам, П.-Р. Амедиа, Р. Бъельчевски, М.Дефорт, Д.Нолте, Н. Комини и др.
Развитие отношений Европейского Союза со странами Латинской Америки в контексте политических, торгово-экономических и культурных связей, вопросы позитивного опыта сотрудничества Испании со странами Латинской Америки и проблемы, препятствующие полноценному диалогу, затрагиваются в исследованиях таких российских авторов, как В.М.Тайар, И.А. Гриценко, А.А. Канунников, А.Х. Кусова, А.А. Лавут, В. Мартынов и др. С началом XXI века латиноамериканский регион превратился в динамичну. территорию с существенным потенциалом развития, что ставит среди исследовательских кругов вполне логичный вопрос о том, нуждается «периферия» Латинская Америка ли на данном этапе и в дальнейшем в ЕС, в качестве «центра».
Вопросам взаимодействия латиноамериканских стран с основными игроками Евразийского пространства, в частности на примере Российской Федерации и КНР, основным приоритетам сотрудничества и направлениям диалога на современном этапе посвящены исследования таких авторов, как: А. Барсена, М. Симоли, Д.В. Разумовский, А. Фрейер, Р. Боуаз, А. Гонсалес Леваджи, М. Альфонсо и др.
На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы:
Стремление государств региона к интеграции связано и с процессами глобализации, и с интеграцией новых концепций, переходом от концепции преференциальных соглашений к идеям открытого регионализма, с учетом как положительного, так и негативного опыта, выработанного в рамках интеграционных инициатив прошлого, что дополняется вовлечением государств Латинской Америки в ВТО, и политикой односторонней торговой либерализации странами региона. Тем не менее, как показывает характеристика данного периода, учитывая нацеленность на слияние двух моделей, невозможно сделать однозначное допущение о доминировании в указанный период времени одной, определенной модели – в данном случае, наиболее логичным видится предположение о наличии характерных черт из разных моделей интеграционного развития государств региона. С другой же стороны, достаточно положительным является эффект для латиноамериканских государств в форме экономической интеграции и создания блоков «Север-Юг», повторяющий в отдельных компонентах подобный опыт в Юго-Восточной Азии, включая формирование таких инициатив как НАТО, МЕРКОСУР, реформирование Андского сообщества. Также, в качестве одного из принципов открытого регионализма и приверженности латиноамериканских государств данной концепции стоит отметить фактор и возможность свободного членства государств региона в данных объединениях, что, с другой стороны, не отменило практику заключения двусторонних соглашений о свободной торговле между государствами региона и другими акторами, и может быть связано с медленными темпами развития региональных объединений, попыткой минимизировать отдельные негативные проявления, связанные с торговлей в рамках преференциальных соглашений, включая совокупное стремление расширить рынки сбыта за счет получения нового допуска на рынки Центральной Америки, Юго-Восточной Азии, ЕС, СНГ, что, в конечном итоге подтверждается заключенными соглашениями о свободной торговле между странами Латинской Америки и внерегиональными акторами.
Было выявлено, что на сегодняшний день в Латинской Америке существует достаточно большое количество разнообразных экономических и торговых объединений, в той или иной степени затрагивающих либо целый континент, либо отдельные конкретные государства. Среди этих объединений существуют и относительно новые, так и «старые», функционирующие уже не один десяток лет.
Многие из них так или иначе дублируют функции друг друга – снижение, либо отмена торговых пошлин, акцизов, либо же затрагивают такие вопросы, вроде миграции трудоспособного населения, охраны окружающей среды, экологии, борьба с бедностью и т.д. Тем не менее, располагая таким перечнем различных сообществ и интеграционных объединений, можно сказать, что отличия у них все-таки есть – в количестве участников, в спектре вопросов, который затрагивается тем или иным объединением. Так или иначе наличие великого множества интеграционных объединений приводит к тому, что некоторые из них либо теряют свою актуальность, либо служат своеобразной отправной точкой для создания более крепкого интеграционного объединения, которое бы учитывало, как позитивный, так и негативный опыт предыдущих организаций иили охватывало бы больший круг вопросов, требующих успешного решения. Яркий пример подобного подхода – последовательная трансформация договора между Аргентиной и Бразилией (к которому затем проявили интерес и иные стороны) в МЕРКОСУР, а – на базе опыта сотрудничества в подобной организации – формирование УНАСУР, которая охватывает и больший спектр вопросов, и обладает большим количество участников.
Кроме того, нельзя забывать и о том, что в современных условиях глобализации, информационного взаимодействия и бурного роста экономик некоторых стран, Латинская Америка представляет собой немалый интерес для других экономических объединений и всего мирового сообщества в целом. Многие интеграционные и торговые объединения не ставят во главу угла лишь торговлю внутри того или иного объединения – большое внимание уделяется и экспорту. Интерес в сотрудничестве есть как внутри Латинской Америки, так и за ее пределами. Это приводит к двум основным направлениям взаимодействия региона с мировым сообществом в целом. Первый из них – это экономическое и политическое сотрудничество Латинской Америки с Европейским Союзом как на уровне стран, так и на уровне объединений, которые находятся в данных регионах. Данное сотрудничество ведется уже не один десяток лет и основные цели подобного сотрудничества между регионами заключаются в нормализации политического диалога, в экономическом взаимодействии и в работе по решению острых, глобальных проблем, с которыми сталкиваются и которые решают как отдельно Латинская Америка и ЕС, так и конкретно отдельные региональные объединения – борьба с бедностью, с незаконной миграцией, борьба с наркотиками, вопросы здравоохранения, медицины, вопросы обеспечения безопасности, вопросы экология, сохранение окружающей среды и многое другое. В этом аспекте стороны уже достаточно давно ведут активное сотрудничество.
АТР также в последнее время стал интересен как для отдельных стран, так и для целых структур в Латинской Америке и этому также есть причины: бурно растущая экономика Китая, Индии закономерно требует достаточного количества сырья и полезных ископаемых, которые может предоставить Латинская Америка. АТР же может предложить взамен современное оборудование, передовые технологии, инвестиции для усовершенствования инфраструктуры. Подобный взаимный интерес Латинской Америки и АТР приводит к тому, что уже сегодня налаживается сотрудничество между региональными интеграционными организациями, между торговыми организациями.
По сути, все это создает весьма плодотворную почву для сотрудничества региональных организаций в Латинской Америке с такими регионами, как Европа (Европейский Союз), и Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай, Индия, США, Россия).
Было показано, что среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна отсутствует единство по вопросам реализации внешней политики, что затрудняет проведение более глубокой интеграционной политики стран региона.
В ходе исследования проблем, с которыми столкнулись интеграционные инициативы стран Латинской Америки и Карибского бассейна, удалось выявить, что накопление этих проблем привело к заметному снижению темпов интеграции. Отсутствие же заметного и образцового центра силы в регионе, ровно, как и наличие разделительных политико-экономических линий, не позволяет запустить поэтапный процесс интеграции хотя бы издалека приближенный к сценарию европейской интеграции, с поправками на культурно-исторические особенности континента. В дальнейшем решение структурных проблем, объективно мешающих процессу сближения стран Латинской Америки и Карибского бассейна, должно стать главной целью для развития дальнейшей интеграции между странами региона. Попутно с решением данных проблем многие страны региона смогут оздоровить свои торгово-финансовые отношения не только между собой, но и в сфере межрегионального сотрудничества.
В ходе работы было выявлено, что, будучи вовлеченным в мирохозяйственные отношения, латиноамериканский регион должен сосредоточиться на решении внутренних проблем для создания в регионе ситуации, при которой будет возможно проведение поэтапного процесса взаимной интеграции всего региона. Параллельно регион должен сформировать и адаптировать стратегии и планы к постоянно изменяющимся реалиям системы международных отношений. Только в таком ключе развития достижение политической интеграции станет основной повесткой дня для всех стран региона.
Экономическое и политическое сотрудничество Латинской Америки с Европейским Союзом как на уровне стран, так и на уровне объединений, которые находятся в данных регионах ведется уже не один десяток лет и основные цели подобного сотрудничества между регионами заключаются в нормализации политического диалога, в экономическом взаимодействии и в работе над решениями острых, глобальных проблем, с которыми сталкивается и которые решает как отдельно ЛА, ЕС так и конкретно отдельные региональные объединения – борьба с бедностью, с незаконной миграцией, борьба с наркотиками, вопросы здравоохранения, медицины, вопросы обеспечения безопасности, вопросы экология, сохранение окружающей среды и пр. ЛА является одним из наиболее приоритетных направлений для такой европейской державы, как Испания, а именно: для ее финансов, кредитов, инвестиций и капиталовложений в целом, не преуменьшая роль социальной, политической, энергетической, информационной, телекоммуникационной, здравоохранительной сферы и их роли во взаимодействии между двумя сторонами. В этом контексте принципиальным видится также понимание того, что не только испанские компании проявляют интерес к региону, но и компании из Латинской Америки видят в Испании помощника в выходе латиноамериканской продукции на рынки Европейского Союза. В конечном итоге, Испания в своей внешней политике уже долгое время, в процессе прилагаемых для выхода из кризиса усилий, примеряет на себя роль посредника, проводника между рынками Европейского Союза и рынками Латинской Америки, используя общие исторические корни для ретрансляции европейских ценностей, принципов демократии, социальных и экономических стандартов, опыта на страны Латинской Америки, уделяя также важное внимание вопросам охраны окружающей среды, борьбы с болезнями, вопросами здравоохранения, экономической безопасности.
Страны развивающегося мира, вместе с развитыми странами становятся мощными игроками на всей мировой арене, прежде всего, ввиду повышения их экономического и политического веса. Такие акторы, как КНР, исходя из потребностей своей растущей экономики и населения нуждаются в латиноамериканском рынке, тогда как сама Латинская Америка все больше нуждается в тех возможностях, которые может предоставить азиатский регион во главе с Китаем, главной из которых являются инвестиции. Одновременно с этим, представляется, что основная цель сотрудничества по оси «Латинская Америка – Азиатско-Тихоокеанский регион (Китай), в общем смысле слова, заключается в объединении потенциалов регионов и структур, представляющих их, для совместного развития, что должно привести к полноценному подключению развивающихся стран к непосредственному решению вопросов глобального масштаба, в том числе, к постепенному оформлению картины многополярного мира. В отношениях же с Российской Федерацией в качестве одного из наиболее важных достижений последних лет и одним из важнейших стратегических успехов является достигнутое соглашение о создании механизма для политического диалога и сотрудничества по линии «РФ – СЕЛАК». Благодаря встречам глав государств и временных председателей стран латиноамериканского региона с представителями российской политической элиты и различным договоренностям, и соглашениям, можно говорить о наличии хороших перспектив для дальнейшего развития многосторонних отношений по актуальным сферам.
Законодательные документы
1. Асунсьонская декларация URL: http://repository.un.org/bitstream/handle/11176/178575/A_52_347-RU.pdf?sequence=5&isAllowed=y (дата обращения: 16.05.2019)
2. Вторая Гаванская декларация (1962 год). URL: http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/1962/esp/f040262e.html (дата обращения: 05.03.2019)
3. Заявление «Группы Рио» для ГА ООН от 25 марта 1999 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/087/65/PDF/N9908765.pdf?OpenElement (дата обращения: 14.05.2019)
4. Резолюция ООН N A/68/L.39 «Территориальная Целостность Украины». URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N14/273/46/PDF/N1427346.pdf?OpenElement (дата обращения: 13.05.2019)
5. Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-i/index.html (дата обращения: 01.02.2019)
6.
7. Acta para la Integración Argentino-Brasileña (1986) // [Electronic resource] URL: https://es.wikisource.org/wiki/Acta_para_la_Integraci%C3%B3n_Argentino-Brasile%C3%B1a_(1986) (accessed: 20.04.2019)
8. Acuerdo de Integración Subregional Andino (Acuerdo de Cartagena) (1969). URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/treaties/text.jsp?file_id=220449 (accessed: 15.02.2019)
9. Carta de la Organización de los Estados Americanos. URL: http://www.ordenjuridico.gob.mx/TratInt/Derechos%20Humanos/PI0.pdf (accessed: 20.02.2019)
10. Declaración de Caracas «En el Bicentenario de la Lucha por la Independencia Hacia el Camino de Nuestros Libertadores» el 3 de diciembre de 2011 // [Electronic resource] URL: http://www.fao.org/3/a-bl905s.pdf (accessed: 18.04.2019)
11. Declaracion de Rio de Janeiro, emitida por los cancilleres de los grupos de contadora y de apoyo. Río de Janeiro, Brasil, a 18 de diciembre de 1986 // [Electronic resource] URL: https://revistadigital.sre.gob.mx/images/stories/numeros/n14/declaracionderiocontadoraapoyo.pdf (accessed: 18.04.2019)
12. Documentos para la historia de México URL: http://www.cervantesvirtual.com/obra-visor/coleccion-de-documentos-para-la-historia-de-mexicotomo-primero--0/html/ (accessed: 20.03.2019)
13. Documents of Inter-American Cooperation. - Vol.1 – Philadelphia, 1955. – 326 P.
14. El Pacto Andino (1969-1999). URL: http://www.mma.gov.br/estruturas/222/_arquivos/anexo_ii___pesquisa_derivados_sonja_140708_222.pdf (accessed: 15.02.2019)
15. Estatuto Consejo Suramericano de Economía y Finanzas – CSEF. URL: http://www.unasursg.org/images/descargas/ESTATUTOS%20CONSEJOS%20MINISTERIALES%20SECTORIALES/ESTATUTO%20CONSEJO%20DE%20ECONOMIA%20Y%20FINANZAS.pdf (accessed: 21.01.2019)
16. EU-LAC Common Values and Positions. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_PRES-02-133_en.htm (accessed: 15.02.2019)
17. Inter-American Democratic Charter / Adoptada el 11 de septiembre de 2001 en el período extraordinario de sesiones de la Asamblea General de la Organización de los Estados Americanos // [Electronic resource] URL: https://www.oas.org/charter/docs_es/resolucion1_es.htm (accessed: 18.04.2019)
... Всего источников – 164.