Введение……………………………………………...……………………………3
Глава 1. Современные способы привлечения музейной аудитории……………………………………………………………..…..…...…..6
§1. Психологические особенности восприятия информации музейной аудиторией, типы зрителей…………………..……………………………..…….6
§2. Аудиовизуальные и мультимедийные технологии в музее………………10
§3. Привлечение музейной аудитории при помощи влияния на основные органы чувств человека………………………………...................................….24
Глава 2. Формы работы с людьми с ограниченными возможностями для их привлечения в музеи…………………………………………………………… 34
§1. Зарубежный опыт социокультурной интеграции людей с ограниченными возможностями в современном музее………………………..…................…..34
§2. Специфика работы русских музеев с людьми с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..40
Глава 3. Создание специальных программ для привлечения в музеи детской и подростковой аудитории……..…………………………………………….……48
§1. Зарубежный опыт взаимодействия с детьми в современном музее…………………………………………………………………………..….48
§2. Взаимодействие с детской аудиторией на примере музеев России………………………………………………………………………...…..54
Заключение…………………………………………………………….…………62
Историография…………………………………………………………………...64
Источники………………………………………………………..………………67
Музеи играют большую роль в социокультурном пространстве любого региона. У любого музея есть как минимум три основные роли: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям. Если с первыми двумя функциями музеи во всем мире более или менее справляются, то когда речь заходит о третьей, по сути, о коммуникации между музеем и публикой, то здесь все оказывается не так легко. Музеи часто проигрывают соревнование за свободное время посетителей.
Поэтому до сих пор одной из главных задач любого музея является необходимость привлекать и удерживать посетителей, а так же расширять аудиторию. Современные музеи вполне открыты для контактов с внешним миром и активно участвуют в жизни общества. И все же необходимо совершенствовать методы музейной деятельности, повышать эффективность взаимодействия с обществом и музейной аудиторией.
Целью данной работы является изучение методов взаимодействия музея и общества, исследование современных предложений по увеличению и расширению музейной аудитории.
Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия музейной аудитории и типов зрителей в целом
- более детальное изучение таких типов посетителей как люди с ограниченными возможностями и дети
- что именно делается для их привлечения этих типов зрителей современными музеями
- изучение понятий аудиовизуальные и мультимедийные технологии
- обзор новейших технологий в музейной сфере
- рассмотрение интерактивных музейных программ, основанных для привлечения музейной аудитории при помощи влияния на основные органы чувств человека, а именно: слух, обоняние и осязание.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследования освещаются понятие музейной аудитории, и различные музейные программы, для привлечения аудитории, созданные при помощи аудиовизуальных и мультимедийных технологий и с акцентом на органы чувств человека. А во второй и в третьей главах более подробно рассматриваются формы привлечения в музеи людей с ограниченными возможностями и детей соответственно.
Актуальностью выбранной темы является стремление определить, что нужно современной музейной аудитории, каким должен быть музей, чтобы люди зайдя туда один раз, захотели прийти еще раз. Теме взаимодействия музея и посетителей посвящено достаточное количество работ разных исследователей. Среди них такие отечественные специалисты как: Шляхтина Л.М.1, Юхневич М.Ю.2, Некрасова-Каратеева О.Л.3, Дмитриева О.С.4 и зарубежные исследователи: Ян Долак5 и Роджер Майлз6. В одной из глав данной работы рассматривается появление аудиовизуальных и мультимедийных технологий в музеях в конце XX – в начале ХI века, эта тема была широко раскрыта в трудах исследователя Нечаевой Т.П.7 Так же были изучены работы и других исследователей современных технологий, таких как: Старикова А.А.8, Заславец Н.Н.9 Так же в работе используются данные и примеры проектов с официальных сайтов музеев.
Происходящие в сегодняшнем мире сложные социальные процессы ставят перед музеем ряд проблем, связанных с необходимостью осмысления новых реалий. Изменения, происходящие в мире, увеличивают культурно-пространственное многообразие современного общества. Переоценка нравственных ценностей и поиск новых идеалов заставили общество по-новому взглянуть на культурное наследие.
Современного посетителя вне зависимости от его возраста стало очень трудно удивить. Людей, живущих в век информационных технологий, стало очень трудно привлекать в классический музей. Поэтому музеям приходится активно менять подачу информации, и возможно даже в какой-то степени отходить от своих принципов. Сейчас на выставках можно все: есть, пить, самостоятельно выбирать маршруты, слушать аудиозаписи, смотреть видеоролики и приводить экспонаты в движение. Вместо привычного экскурсовода в музеях все чаще слышан голос аудио-гида. Залы наполняются изображениями, звуками и даже запахами. Все зависит от фантазии организаторов. Новые технологии так ли иначе присутствуют на самых консервативных экспозициях, а музеи приобретают статус арт-клубов, объединяющих вокруг себя молодежь. Кроме того, большую популярность приобретают виртуальные музеи и выставки.
Именно те музеи, которые не боятся экспериментировать, начинают привлекать гораздо большее число посетителей. К тому же именно благодаря современным технологиям и новаторским идеям музейных сотрудников у такой категории посетителей, как люди с ограниченными возможностями, появилось гораздо больше доступа к музейным экспонатам, а восприятие информации стало наиболее полным. А благодаря интерактиву для детской аудитории посещение музея перестает быть похожим на еще один «скучный школьный урок», где можно только стоять и слушать, что говорит экскурсовод, а постепенно становится полноценным местом досуга, где можно не только отдохнуть, но и провести время с пользой, узнав что-то новое.
Однако, создавая очередную инновационную программу, рассчитанную на привлечение большого числа зрителей, музеям следует помнить об опасности превратиться в обыкновенный развлекательный центр и о том, как важно этого не допустить.
1. Агапова, Д. Переходный возраст: ресурсы развития детской музейной среды / Д. Агапова. // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. – М., 2015. – С.10–23.
2. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. – Т.1. – 608 с.
3. Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. – Т. 2. – 664 с.
4. Беззубова, О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса / О.В. Беззубова// Коммуникация и образование: сб. статей /под ред. С.И. Дудника. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – C.418–427.
5. Галкина, Т.В. О выявлении эффективных норм музейно-педагогической деятельности в российских и зарубежных музеях науки и техники / Т.В. Галкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2014. – № 3. – С.145–152.
6. Дедюхина, А. Руками трогать! / А. Дедюхина //Эксперт. – 2005. – № 6. – C.46–52.
7. Дмитриева, О. С. Музеи и аттракционы: альтернатива в режиссуре музейного пространства / О. С. Дмитриева // Собор лиц: сб. статей / под ред. М. Б. Пиотровского, А. А. Никоновой. – СПб., 2006. – С. 191–194.
8. Долак Ян. Посетитель на экспозиции как объект музеологического исследования / Ян Долак // Вопросы музеологии. –2013. – № 1 (7). –С. 85–92.
9. Заславец Н.Н. Современные информационные технологии в системе экспозиции музея / Н.Н. Заславец // Научно-исследовательская работа в музее. Тезисы докладов на VIII Всероссийской научно-практической конференции МГУКИ 29−30 ноября 2005 г. – М., 2006. – С. 37–45.
10. Майлз Р. Наш посетитель: кто он и каковы его потребности / Р. Майлз // Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практическое пособие /сост. В.Ю.Дукельский. – М., 2001. – С. 138-156.
11. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Выпуск 2 / Сост. Н. Копелянская. – М., 2015. – 236 с.
12. Некрасова-Каратеева, О.Л. Психологические особенности восприятия картины зрителем-ребенком в музее / О.Л. Некрасова-Каратеева, М.В. Осорина. // Художественный музей в образовательном процессе / под ред. Б. А. Столярова. – СПб.: СпецЛит, 1998. – С. 127-169.
13. Нечаева Т.П. Развитие аудиовизуальной коммуникации в музейной сфере в 80-х гг. XX – первых десятилетиях XXI в. / Т.П. Нечаева // Молодёжь третьего тысячелетия: XXXVIII Региональная студенческая научно-практическая конференция: тезисы докладов: в 2 ч. – Омск: Изд-во Ом.гос. ун-та, 2014. – Ч. 1. – С.19–21.
14. Пиотровский, М.Б. Нести радость прикосновения к вечности / М.Б. Пиотровский // Новый Меценат. – 2007. – С. 6–7.
15. Слюсарева, Н.А. Конфликт интерпретаций мифа в современной музейной практике / Н.А. Слюсарева // Ценности и смыслы. – 2015. – № 6 (40). – С. 138–146.
...