Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оценочные коммуникативные действия в современных аналитических телепрограммах

Работа №134548

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы117
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
Глава 1. Коммуникативные оценочные действия в современной
тележурналистике
§1.1 Целеполагание в журналистике
§1.2 Оценочные жанры в тележурналистике
§1.3 Коммуникативные оценочные действия
Глава 2. Коммуникативные оценочные действия в программе
«50 оттенков.Белова»
§2.1 Характеристика программы «50 оттенков.Белова»
§2.2 Оценочные коммуникативные действия в программе
«50 оттенков.Белова»
§2.3 Оценочные тактики в программе «50 оттенков.Белова»
§2.3.1 Тактика дискредитации
§2.3.2 Эмоционально-настраивающая тактика
Заключение
Список литературы
Приложения ...

Темой этого исследования стали коммуникативные оценочные
действия в современной телевизионной аналитике. В лингвистике под ними
понимают комплекс тактик отбора языковых средств субъектом, а также
использование этих средств для выражения авторских намерений в речи в
зависимости от социально-психологических особенностей субъекта,
особенностей конкретной речевой ситуации для воздействующего
информирования получателя сообщения. В общей типологии речевого
воздействия выделяют эксплицитные и имплицитные коммуникативные действия.
Следует отметить, что в данном исследовании коммуникативные
действия рассматриваются с позиции авторской интенции оценки. Иными
словами, востребованность этих средств приходится на те случаи речевого
общения, когда коммуникант стремится выразить свою позицию в
отношении описываемого явления или фрагмента действительности.
Актуальность данного исследования объясняется тенденцией
повышения значимости авторского начала в публицистическом дискурсе.
Журналист, создавая произведение, руководствуется определенными
целеустановками для формирования успешной коммуникации. В
современной журналистике все более популярными становятся жанры, в
которых автор эксплицитно демонстрирует свою позицию в отношении рассматриваемого вопроса.
Во-первых, это связано с усилением диалогичности текстов массовой
коммуникации, повышением степени доверия между коммуникантами, во-вторых, присутствие личностного компонента в высказывании позволяет
автору более эффективно воздействовать на аудиторию. Кроме того,
оценивание в телевизионной журналистике достигает максимального4
результата в связи с комплексным взаимодействием эксплицитных и
имплицитных коммуникативных действий.
В высказывании говорящий намеренно отражает ту или иную сторону
действительности, для этого он на основе личных коммуникативных
установок, фоновых знаний, вербальной аддитивности формирует свое обращение к реципиенту.
Новизна исследования объясняется тем, что в нем рассмотрено
функционирование коммуникативных оценочных действий в речевом
выступлении журналиста в аналитической телевизионной программе. Целью
аналитических жанров являются глубокое изучение причинно-следственных
связей в формировании социального явления, а также возможное
прогнозирование журналистом тенденций развития этого явления
действительности. Однако в связи с тем что восприятие телевизионной
журналистики напрямую связано с образом, демонстрируемым на экране в
данном жанре происходит ослабление аналитичности ввиду повышенного
внимания к фигуре коммуниканта и зрелищности телепрограммы. Это
обусловлено тенденцией подачи информации для массовой аудитории в
упрощенной развлекательной форме, поэтому оценка начинает играть
основополагающую роль в формировании телевизионного аналитического произведения.
Лингвисты обращались к изучению речевого воздействия, в рамках
которого рассматривали оценивание, однако ими не был изучен механизм
выстраивания оценочного коммуникативного действия. Также отметим, что в
науке не было единого определения коммуникативных оценочных действий,
в данном исследовании была осуществлена попытка дать полную дефиницию
рассматриваемым коммуникативным действиям. Кроме того, исследования,
касающиеся оценки в речевом поведении, затрагивают исключительно
газетно-журнальную сферу журналистики.
Тем не менее, аудиовизуальные СМИ обладают большим
прагматическим коммуникативным потенциалом ввиду одновременной5
передачи информации по нескольким каналам. Успешность данного сегмента
журналистики в коммуникации обуславливает популярность телевизионных
передач в сравнении с печатной прессой, тележурналистика занимает
прочное место среди предпочтений аудитории. Исходя из этого, можно
заявить, что данное исследование может быть полезно, чтобы
сформулировать общее представление о работе журналистов в
аналитических телепрограммах. Исследование может быть продолжено для
формулирования дальнейших рекомендаций для начинающих журналистов.
В нашем исследовании можно выделить следующие цели и задачи:
дать определение коммуникативным оценочным действиям в сфере речевого
общения, выявить оценочные коммуникативные действия в речи
телеведущей аналитической программы, выделить типы оценок,
используемых в каждом коммуникативном действии и классифицировать их
по рече-поведенческим тактикам и стратегиям.
Гипотезой исследования является следующее положение: чрезмерное
обилие оценочных компонентов в речи журналиста для эффективного
воздействия на реципиента снижает интерес аудитории к демонстрируемому
телевизионному произведению.
Объектом нашего исследования стала телевизионная аналитическая
программа «50 оттенков. Белова», предметом – коммуникативные
оценочные действия, используемые ведущей данной телепрограммы Ольгой Беловой.
Теоретической базой послужили 65 лингвистических исследований,
монографий, учебных пособий и научных статей.
Отправной точкой нашего исследования стало работа Л.Р Дускаевой
«Диалогическая природа газетных речевых жанров», в которой ученый
рассматривает диалогичность журналистского дискурса как
фундаментальное онтологическое качество; описывает формы и способы
развертывания взаимодействия смысловых позиций адресата и адресанта в газетных текстах.
Классы текстов газетно-публицистического стиля представлены как
система, в которой реализуется социальное ориентирование аудитории. Этот
подход, а также анализ гипотез об адресате, учитываемых журналистами при
создании публикаций в разных жанрах, позволили исследователю
осуществить дифференциацию газетно-публицистических текстов на едином основании.
Монография Н.Д. Арутюновой «Типы языковых значений.
Оценка. Событие. Факт» освещает широкий круг языковых и теоретических
проблем, относящихся к области семантики, синтаксиса и прагматики. В
центре внимания находится предложение (высказывание) в его связи со
структурой мышления, человеческой жизнью, ситуациями речи.
Исследователь отмечает, что процесс оценивания неразрывно связан с
интеллектуальными и психологическими особенностями коммуниканта:
субъект формирует процесс общения на основе вербальной аддитивности,
фоновых знаний, собственного эмоционального состояния.
Работа Ю.Н Караулова. «Русский язык и языковая личность» содержит
материалы по актуальным вопросам ряда активно развивающихся
направлений современного языкознания, посвященных изучению языковой
личности, формированию креативной языковой личности как фактора
коммуникативного взаимодействия, функционированию современной
языковой личности: аспекты ее проявления и факторы образования, а также
эволюции языковой личности.
Исследование О.С Иссерс. «Коммуникативные стратегии и тактики»
посвящено процессам речевого планирования и контроля, приемам
интерпретации действительности в ходе коммуникативного акта. Главный
тезис монографии заключается в том, что речевая коммуникация — это
стратегический процесс, базисом для него является выбор оптимальных
языковых ресурсов. Передача сообщений в процессе коммуникации может
быть рассмотрена как серия решений говорящего. Большинство из них
принимаются неосознанно, автоматически, однако ряд ситуаций требует осознанного поиска.
В данном исследовании были использованы следующие методы:
лексико-семантический анализ, лингвостилистический анализ и описательный метод.
В качестве эмпирического материала данного исследования была
выбрана аналитическая телепрограмма «50 оттенков. Белова», выходившая
на федеральном канале НТВ (с сентября 2015 по декабрь 2015). Телепередача
выходила в эфир в праймтайм, то есть период времени, когда наибольшее
количество зрителей находится у телеэкранов и готово воспринимать демонстрируемую информацию.
Данное исследование проводилось с сентября по декабрь 2015 года,
то есть в течение всего периода выхода телепрограммы в эфир.
Исследование состоит из двух глав, теоретической и практической, и
приложений – расшифровок выпусков телепередач

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании были рассмотрены коммуникативные оценочные
действия в речевом поведении ведущей аналитической телепрограммы «50
оттенков. Белова» Ольги Беловой.
Кроме того, были выделены 6 типов оценок, используемых в
формировании оценочного публицистического жанра. Это
инструментальная, техническая, утилитарная, оценка благоприятствования,
медицинская и гедонистическая оценка, данное выявление стало возможно
благодаря классификации оценочных концептов философа и логика Георга фон Вригта.
Также были выделены коммуникативные стратегии и тактики, к
которым наиболее часто прибегала ведущая в ходе коммуникации: тактика
дискредитации и эмоционально-настраивающие стратегии.
В качестве коммуникативной задачи в тактике дискредитации автор
видит унижение и осмеяние партнера. Когнитивной предпосылкой этого
коммуникативного события может являться мнение говорящего о том, что
его представления об объекте насмешки не совпадают с представлениями
гипотетического адресата-наблюдателя (в данном случае — зрителя) и,
следовательно, требуется их определенная коррекция.
Иными словами, говорящий руководствуется целеустановкой
намеренной трансформации модели окружающей действительности. Следует
добавить, что тактика дискредитации также нацелена на усиление или
поддержание конфронтации с оскорбляемым лицом, однако в телевизионном
шоу, то есть массовой коммуникации, она рассчитана на присутствующего
наблюдателя – телеаудиторию.
Комплекс эмоционально-настраивающих тактик используется Ольгой
Беловой в том случае, если необходимо изменить дистанцию с реципиентом,94
а также изменить отношение адресанта к кому-либо или чему-либо путем
сближения или отдаления.
Также стоит отметить, что ведущая прибегает к эмоционально-настраивающим стратегиям для того, чтобы сформировать собственный
положительный имидж у массовой аудитории, это детерминировано
задачами самопрезетанции, которые тесно связаны с интенциями говорящего.
Гипотеза, выдвигаемая в данном исследовании о злоупотреблении
оценочными действиями ведущей и негативном отражении на обратной
связи аудитории, подтвердилась. Избыточность оценочных компонентов, для
того чтобы сделать чрезмерный акцент на личности ведущей, в речевом
поведении ведет к снижению интереса и внимания со стороны широкой
публики ввиду большого количества подобных передач на современном
отечественном телевидении. Тенденция снижения серьезности подаваемой
информации в аналитической телепрограмме и чрезмерное стремление
ведущей Ольги Беловой к эмоционально-аффективному воздействию на
массовую аудиторию завершилось тем, что телепрограмма «50 оттенков.
Белова» была закрыта спустя полгода после первого эфира. Люди
пресыщены информацией, в которой основным компонентом является
оценка, а не факт, поэтому постепенно снижается востребованность
подобной аналитики у аудитории. Оценочные коммуникативные действия в
данном случае используются не для того, чтобы охарактеризовать
описываемые факты, а для привлечения внимания к персоне журналиста.
Проанализировав речевое поведение ведущей с точки зрения целеустановки,
можно прийти к выводу, что происходит подмена интенции информирования
оценкой. В результате этого формируется коммуникативный акт,
перенасыщенный оценочными компонентами, что ведет к снижению
внимания аудитории и недостижению первичной целеустановки – передачи информационного сообщения


1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие.
– М.: Изд-во Моск. ун-та. 1999. 224с.
2. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. – М.:
Высш.шк., 1990.166с.
3. Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров [Текст] //
Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель
2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 230-234.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: логико-семантические
проблемы. – М.: Наука. 1976.384с.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. –
М., 1988. 215 с.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры,
1999. 896c.
7. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. -. М.: Искусство, 1978г. 152с.
8. Байгарина Г.П. О модусно-оценочном характере информационноаналитического дискурса СМИ // IV Международный конгресс
исследователей русского языка (Москва, 20-23 марта 2010 г.) : труды и
материалы / сост. М.Л. Ремнёва, А.А. Поликарпов. М. : Изд-во Моск. Ун-та.
9. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. – М.:
Русские словари, 1996. – Т.5. – С.159-206.
10. Безяева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка:
Волеизъявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. – М.:
Изд-во Моск. ун-та, 2002. 752с.
11. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. –
М.: РИП-Холдинг,2003. 174с.
12. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.
– М.: МГУ,1991. 126с.
13. Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. – М., 1961. 75 с.96
14. Борухов Б.Л. Речь как инструмент интерпретации действительности
(теоретические аспекты). Автореф. дис. канд. филол. наук. — Саратов, 1989.
— 17 с.
15. Вакурова Н.В, Московкин Л.И. Типология жанров современной
экранной продукции. Учебное пособие. – М. 1997. 67с.
16. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М.:
Логос, 2003. 303с.
17. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Высш.шк.,
2003. 416с.
18. Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на
массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного
исследования. М., 2003.
19. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2001. 272с.
20. Диброва Е.И. Избранные работы. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. 470с.
21. Добросклонская Т.Г. Лингвистические способы выражения
идеологической модальности в медиатекстах // Вестник Московского
университета. Сер. 19. Лингвистическая и межкультурная коммуникация.
2009. № 2.
22. Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Под
ред. М.Н.Кожиной. – СПб.: Изд. 2-е, доп., испр. – СПбГУ: Филол. факультет,
2012. 274с.
23. Дускаева Л.Р. Диалогичность как функционально-стилистическая
категория // Диалогичность газетных текстов 1980-1990 гг. Дис. канд. филол.
н. Гл. 1. Пермь, 2005.
24. Дускаева Л.Р. Интенциональность речевой деятельности журналиста:
онтология и структура [Текст] / Л. Р. Дускаева // Вестник СанктПетербургского университета. Сер. 9, Филология, востоковедение,
журналистика. – 2012. - Вып. 2.
25. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. – М.:
МГУ, 1976. 307с.97
26. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд.
5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288с.
27. Иссерс О.С. Речевое воздействие. – М. : Флинта : Наука, 2009. 224с.
28. Кабанова М.Р. Категория модальности в функции авторской
оценки//Функциональная характеристика языковых единиц и категорий. —
Днепропетровск, 1988. — С. 49-54.
29. Кайда Л.Г. Авторская позиция в публицистике: Дис.доктора филол.
наук. М., 1992.
30. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. – М.: Наука, 1988.
311с.
31. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Издательство
ЛКИ, 2010. 264с.
32. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и
актуальное членение предложения. – М.: Едиториал УРСС, 2002. 240с.
33. Кожина М.Н. Проблемы специфики и системности функциональных
стилей речи: Дис. д- ра филол. наук. М., 1970.
34. Кожина М.Н. Стилистика русского языка — М. : Флинта : Наука, 2008.
464с.
35. Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах
массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.
36. Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой
информации // Русская речь в средствах массовой информации:
Стилистический аспект. СПб, 2007.
37. Коньков В.И. Бульварная пресса как тип речевого поведения // Логос.
Общество. Знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб.:
Изд-во СПбГУ, 1997.
38. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб.: СПбГУ,
1995. 387с.
39. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской
стилистики. — М.: Гардарики, 2005. 287с.98
40. Костомаров В.Г. Невербальные носители смысла и стилистики //
Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2005.
41. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой
практикой масс-медиа. — М., 1994. 248с.
42. Кузнецов Г.В., Цвик В.Л.,. Юровский А.Я. Телевизионная
журналистика — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. 304с.
43. Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка. – М.: Академия,
2007. 254с.
44. Лекант П.А Синтаксис простого предложения в современном русском
языке. – М.: Высш.шк., 2004. 247с.
45. Масленникова А.А., Третьякова Т.П. Роль оценки в построении
художественного текста//Анализ стилей зарубежной художественной и
научной литературы. — Л., 1987. Вып. 5. — С. 25-31.
46. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.:
Аспект Пресс, 2007. 204с.
47. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2014. 264с.
48. Озеров Н.Н. Краткий очерк синтаксиса русского языка. – М.: Языки
славянских культур, 2006. 112с.
49. Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации //
Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект.
СПб, 2007.
50. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. – 2-
е изд., испр. и доп. – М.: Рип - холдинг, 1998. 306с.
51. Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л.,
1975, 72с.
52. Салимовский В.А. Функциональная стилистика как речеведение //
Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010.
Вып.2.
53. Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом
пространстве. – М.: Языки славянских культур, 2008. 624с.99
54. Саппак В.С. Телевидение и мы. Четыре беседы . – М.: «Искусство»,
2007. 168с.
55. Солганик Г.Я. Очерки модального синтаксиса. – М.: Флинта: Наука,
2010. 132с.
56. Химик В.В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный
феномен. – СПб, 2000. 126с.
57. Черемисина М.И. Сравнительные конструкции русского языка. – М.:
URSS: КомКнига, 2006. 269с.
58. Чернышова Т.В. Негативная оценочность как фактор конфликтности
публицистического текста // Интернет-ресурс [URL:http://siberiaexpert.com/publ/negativnaja_ocenochnost_kak_faktor_konfliktnosti_publicistiches
kogo_teksta_t_v_chernyshova/3-1-0-65]
59. Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: Текстопорождающие
практики и коды. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. 279с.
60. Шалимова Г.С. Актуализация коммуникативных и экспрессивных
средств синтаксиса современной газеты. Дис. канд. филол. наук. М.,1976
61. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка – М.: Эдиториал УРСС,
2001. 620с.
62. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе.
– М.: Просвещение, 1966. 156с.
63. Швец А. В.Публицистический стиль современного русского языка. –
Киев, 1979. 142с.
64. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале
русского языка). - М.: Наука, 1973. 280с.
65. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях (к
постановке проблемы). – М.: Наука, 1977. 168с.100
Словари
1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: «Советская
энциклопедия», 1990. 688с.
2. Стилистический энциклопедический словарь русского языка /Под ред.
М.Н. Кожиной. – М.: Флинта: Наука, 2003. 696с.
3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А . П . Е в г е н ь е в о й . — 4-е изд., стер. — М.: Рус.
яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — 702 с.
4. Словарь лингвистических терминов. /Под ред.А.С. Ахмановой. –– М.:
«Советская энциклопедия»,1969.608с.
Список источников
1. Выпуск программы «50 оттенков Белова» от 05.09.2015
2. Выпуск программы «50 оттенков Белова» от 12.09.2015
3. Выпуск программы «50 оттенков Белова» от 19.09.2015
4. Выпуск программы «50 оттенков Белова» от 26.09.2015
5. Выпуск программы «50 оттенков Белова» от 03.10.2015

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ