Введение 3
Глава 1. Творческая история сборников «Круглый год» и «Сказки» 11
Глава 2. Александр Блок и детская литература 27
Глава 3. «Круглый год»: уроки символизма 39
Глава 4. «Сказки»: знакомство со «страшным миром» 59
Заключение 80
Библиография 81
Исследования, обращенные к детской теме в творчестве Александра Блока, можно условно разделить на две группы – работы, посвященные детству Блока, и работы, отдельно рассматривающие его произведения для детей.
В 1937 году В. Н. Орлов с опорой на письма В. Сытина изучал творческую историю детских сборников: рассматривал их состав, указывая, какие тексты не вошли в первоначальную редакцию книг по цензурным соображениям1. Первые опыты анализа детских стихотворений Александра Блока были предприняты в критических статьях Р. В. Иванова-Разумника2 и Н. А. Павлович3, опубликованных в журнале «Детская литература» в 11-12 номерах 1940 года (эти статьи анализировала Н. Ю. Шинкарева4).
Надежда Павлович рассматривает отдельные стихотворения из сборников «Круглый год» и «Сказки» и стремится выделить общие черты, объединяющие эти тексты. При том, что статья написана под сильным влиянием идеологии, работа Павлович представляет несомненную ценность. Она отмечает изменения, которые Блок вносит в стихотворения перед публикацией в сборниках, старается показать, как поэт работает с текстами для детского читателя, объяснить, почему те или иные тексты из ранее написанных Блоком включаются в детские книги5, и описать, как проявляются черты собственно блоковского художественного мира в его стихах, адресованных детям.6
Иванов-Разумник касается вопроса о творческой истории детских сборников Блока и рассматривает его детские стихи в более широком контексте – приводит блоковский план неосуществленного замысла книги для детей7 и анализирует путаницу, возникшую в связи с приписанными Блоку стихами его матери А. А. Кублицкой-Пиоттух, опубликованными в букваре В. А. Тернавцева.8
Короткая глава, посвященная детским стихам Блока, включена в учебник по истории русской детской литературы, составленный в 1948 году А. П. Бабушкиной.9 В этой главе детские стихи Блока рассматриваются, как и все его творчество, в идеологическом ключе: как главные достоинства стихов, вошедших в детскую литературу, выделяются «народность» и «конкретность».10 Однако в этой главе делаются важные замечания, касающиеся текстологии интересующих нас текстов, например, исключения последней строфы из стихотворения «Вербочки», напечатанного в журнале «Тропинка» под заглавием «Вербная суббота».11
Отдельно стоит выделить исследования, посвященные творчеству Блока-ребенка – например, его детской прозе. З. Г. Минц опубликовала отрывки из рукописных журналов Александра Блока («Моей милой мамочке», «Корабль», «Журнал для деток» и т. д.),12 В. Н. Орлов исследовал детскую записную книжку Блока 1894 года.13 Журналом «Вестник» занималась М. И. Дикман14, а также В. Н. Быстров15 (в его работе были впервые опубликованы юношеские переводы Блока с французского языка). Однако, хотя в перечисленных исследованиях и отмечается значение этих текстов для последующего творчества Блока, они не анализируется в связи с возможным влиянием на его детскую поэзию. Л. К. Долгополов в монографии «Александр Блок. Личность и творчество» 16 в разделе, посвященном детству и отрочеству Блока, приводит конкретные примеры из текстов Блока, написанных в детстве, пытаясь проследить, какие образы, характерные для его поэтики, возникают в них – таков, например, мотив света и зари («На Востоке, на далеком, – // Загорелася заря»).17
К материалам о детстве поэта примыкают исследования, посвященные пребыванию Блока во Введенской гимназии,18 а также письма Блока, адресованные его младшему двоюродному брату А. Кублицкому-Пиоттух.19 Эти письма интересны нам с точки зрения детского языка, под который подстраивается Блок, общаясь с братом, младше его на шесть лет. Сюда же, к материалам, непосредственно не связанным с исследованием детской поэзии Блока, но важным для изучения данной темы, можно отнести статью Ю. Е. Галаниной20, в которой представлена попытка объединить разнородный материал, связанный одной темой – шуточные записки, адресованные Любови Дмитриевне Блок, и шаржи Блока – и описать конструирование Блоком домашнего «детского» мира между ним и Любовью Дмитриевной через этот игровой нарратив.
Отдельно стоит выделить исследования, посвященные важному для нашей темы контексту – в частности, образам детства и детей в творчестве символистов,21 а также детской литературе эпохи модернизма, представленной журналами Поликсены Соловьевой «Тропинка», в котором печатались детские стихи Блока,22 и другими символистскими журналами.23
Переходим к рассмотрению работ, обращенных к собственно детским стихам Блока и написанных в последние десятилетия. Некоторые из них, публиковавшиеся в методических изданиях, предназначены для преподавания литературы в школе. Таковы, например, статьи из журнала «Начальная школа плюс До и После»,24 среди которых выделяется статья Ю. У. Каскиной, сделавшей акцент на отражении в детских стихах собственных детских впечатлений Блока.
Предпринимались также попытки рассмотреть детскую книгу Александра Блока как поэтическую систему. Такая цель поставлена в работе Т. В. Ковалевой «Концепция поэтической книги для детей А. А. Блока»,25 однако исследование сводится к имманентному анализу конкретных текстов сборников «Круглый год» и «Сказки». Похожую задачу ставит Л. А. Сомова в статье «Догорающие огоньки детства в творчестве А. Блока».26 Здесь представлена попытка рассмотреть детские стихи в контексте детства Блока, его высказываний о детстве в публицистике и дневниках, однако материал анализируется выборочно – почти полностью исключен из рассмотрения сборник «Сказки», выводы, к которым приходит исследовательница на примере книги «Круглый год» небогаты: «Мир детства звонкий, светлый, веселый. Иногда грустный (“Зайчик”), но всегда естественный и добрый. Словарь детских стихов “пестрый”, выразительный, гармоничный».27
О сборниках «Круглый год» и «Сказки» делает краткие замечания Бен Хеллман, рассматривая их в рамках детской литературы Серебряного века.28 Детские стихи Блока в том же контексте анализирует и В. Ю. Жибуль29. Нам представляется, что это одна из наиболее удачных попыток концептуально рассмотреть детские сборники Блока и наметить общие идеи. Важно, что Жибуль пишет о необходимости изучать детские стихи Блока (прежде всего «Сказки») в контексте «взрослого» творчества Блока и его эстетики.30 Композицию сборника «Круглый год», выстроенную как цикл времен года, Жибуль связывает с «подобием эволюции индивидуального и коллективного сознания», характерным для художественного мира младосимволистов, а «Сказки» – с «более поздним этапом осмысления человеком (и обществом, и индивидуумом) мира».31 Такой взгляд помогает посмотреть на детские сборники Блока как на принадлежащие, с одной стороны, культуре символизма в целом, с другой стороны – собственно блоковской эстетической парадигме. Кроме того, Жибуль пишет о сборнике «Сказки» в отдельной статье,32 анализируя композицию книги и вычленяя повторяющиеся мотивы, которые объединяют включенные в нее стихи, написанные в разные периоды творчества. Для нашей работы эта статья будет иметь большое значение, однако, на наш взгляд, для комплексного анализа детских книг Блока такого подхода недостаточно: необходим более развернутый выход на контекст детской литературы, детства в понимании Блока и ряда других связанных с этим проблем.
Отдельные исследования посвящены поиску связи детского мира Блока не столько с творчеством других символистов, сколько с предшественниками. Таковы, например, статьи М. В. Субботиной «“Лермонтовские” компоненты семантической структуры макрообраза “детство” в метатексте лирики А. А. Блока (из опыта мотивного анализа)»33 и О. В. Морозовой «Тема детства: чеховские “принципы художественной организации” текста в творчестве A. A Блока»34, в которых, однако, практически не делается выводов, касающихся специфических особенностей реализации темы детства у Блока. Более важными в этом отношении являются работы, в которых прослеживается влияние авторов, входивших в круг детского чтения Александра Блока, на его поэтику – прежде всего влияние Я. Полонского.35
В максимальной степени круг наших интересов при анализе детских стихов Блока охватывает статья Д. М. Магомедовой, 36 в которой рассматривается возможность двойной адресации стихотворения «Зайчик» – с одной стороны, детскому читателю, с другой – Любови Дмитриевне Блок, к которой поэт обращается в домашних записках: «заяц», «зайчичек». Получается, что в переписке с женой конструируется заячья тема, «намеченная» еще в первых стихотворениях Блока, которые он сочиняет в пятилетнем возрасте («Зая милый, зая серый…»).
Таким образом, мы видим, что исследователи, обращавшиеся к детским стихам Александра Блока, в основном рассматривали лишь те или иные аспекты данной темы. Среди названных выше работ отсутствуют целостные, комплексные исследования, охватывающие поэтику и контекст детских сборников Блока с учетом детского творчества поэта, его детских воспоминаний, особенностей его адресации к ребенку, связанных с символистской эстетикой. Именно в таком комплексном анализе поэтики и контекста сборников «Круглый год» и «Сказки» и заключается цель настоящего исследования. Задачи, стоящие на пути к этой цели, последовательно решаются в каждой из его глав.
Первая глава посвящена творческой истории сборников – в ней освещаются этапы работы Блока над составлением книжек для издательства И. Д. Сытина, история дарственных надписей на сборниках, состав каждого из них, авторские изменения, которые вносятся в ранее написанные тексты для публикации их в детских книгах. Во второй главе рассматривается сотрудничество Блока с детским журналом «Тропинка», круг его детского чтения и его рецензии на детские произведения символистов. Третья и четвертая главы посвящены композиции, лирическому сюжету и биографическому контексту сборников «Круглый год» и «Сказки». Стихотворения, составляющие сюжетное и композиционное единство каждого из сборников, анализируются в контексте лирической трилогии Блока, его детских воспоминаний и текстов Блока-ребенка.
Проанализировав историко-литературный и биографический контекст детских книг Александра Блока «Круглый год» и «Сказки», мы попытались рассмотреть лирический сюжет сборников, адресованных разному возрасту.
В результате проведенного исследования удалось прийти к выводу, что способ организации детских сборников Блока аналогичен художественным принципам составления его лирической трилогии, над которой он уже работал, подготавливая книжки для детей. Отбирая тексты для детских сборников, Блок, кроме того, ориентировался на собственные детские воспоминания и читательские впечатления. Обобщая полученные наблюдения, можно с известными оговорками выдвинуть гипотезу о том, что эти сборники – «адаптированное» для детей трехтомное собрание Блока: «Круглый год» по преимуществу включает мотивы первого тома, «Сказки» – второго и отчасти третьего. Так же, как и во «взрослой» лирике Блока, смысловое и тематическое единство сюжета детских книг достигается благодаря скрепляющим символам-интеграторам,1 которые не только создают целостность каждого сборника, но и связывают их между собой (в частности, благодаря включению общих поэтических мотивов).
1. А. А. Блок – Л. Д. Менделеева-Блок: переписка 1901–1917. М.: ИМЛИ РАН, 2017. 730 с.
2. Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: Художественная литература, 1980.
3. Александр Блок и Евгений Иванов: В 2 кн. СПб: Изд-во «Пушкинский Дом», 2017.
4. Александр Блок. Письма к жене. М.: Наука, 1978. 415 с.
5. Бекетов А. Н. Беседы о зверях. М.: И. Д. Сытин, 1899. 62 с.
6. Бекетов А. Н. Питание человека в его настоящем и будущем. М.: Посредник, 1893. 31 с.
7. Бекетова М. А. Воспоминания об Александре Блоке. М.: Правда, 1990. 669 с.
8. Блок А. А. Записные книжки: 1901–1920. М.; Л.: Худож. лит., 1965. 664 с.
9. Блок А. А. Круглый год. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1912. 44 с.
10. Блок А. А. Полн. собр. соч.: В 20 т. М.: Наука, 1997-2014.
11. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Худож. лит., 1960-1963.
12. Блок в неизданной переписке и дневниках современников (1898-1921) // Литературное наследство. М.: Наука, 1982. Т. 92. Кн. 3. С. 153-539.
13. Блок. А. А. Сказки. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1912. 40 с.
14. Блок Л. Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе. Bremen: Kafka-Presse, 1979. 108 с.
15. Веригина В. П. Воспоминания об Александре Блоке // Труды по русской и славянской филологии. IV. Тарту, 1961. C. 310—371.
...