Введение 3
Глава 1. Журналистика путешествий: историко-теоретический аспект 6
1.1 Трэвел-журналистика: определение понятий 6
1.2 Жанровая специфика трэвел-журналистики 14
1.3 Основные этапы становления отечественной трэвел-журналистики 24
Глава 2. Сравнительный анализ журналов-трэвелогов 34
2.1 Сравнительный анализ публикаций National Geographic 37
2.2 Сравнительный анализ публикаций «Вокруг Света» 44
2.3 Сравнительный анализ публикаций GEO 51
Заключение 62
Список литературы 64
Просвещенного читателя всегда интересует то, что происходит за пределами его родной страны. История, культура и быт разных народов, знаменитые достопримечательности, известные личности и даже особенности национальных кухонь – обо всем этом рассказывает трэвел-журналистика. С уверенностью можно утверждать, что это особая и уникальная отрасль журналистики, которая никогда не потеряет свою актуальность и останется по-прежнему востребованной среди читателей.
Актуальность работы обусловлена прежде всего тем, что на сегодняшний день одними из самых популярных и востребованных изданий считаются журналы, посвященные путешествиям, открытиям и исследованиям.
Трэвел-журналистика отличается синтетическим характером: она сочетает в себе не только развлечение аудитории, но и просвещение, донесение до читателя новых знаний и фактов о мире.
Итак, журналистика путешествий – это особое направление, которое ставит перед собой задачу собирать наиболее интересную, волнующую, актуальную информацию о быте, культуре, истории, искусстве разных стран, а затем передавать собранные данные аудитории. При этом следует отметить, что трэвел-журналистика развивается не только на страницах печатных изданий, но также, что немаловажно, на телевидении и в Интернете. Развитие технологий и расширение способов информирования аудитории оказало значительное влияние на становление прессы путешествий. Конечно, особый интерес представляют различные телевизионные программы, а также целые каналы, выделенные для передач о мире. Некоторые из передач представляют собой масштабные развлекательные шоу, которые передают запоминающуюся и зачастую шокирующую информацию о разных странах в необычном формате. Также определенную роль в развитии прессы путешествий сыграло интернет-пространство и блогосфера. Сегодня большую популярность имеют блоги о путешествиях, которые предлагают читателю ознакомиться не только с текстовой составляющей материала, но и посмотреть видео и послушать аудиозаписи. Подобная мультимедийность и возможность постоянно быть в курсе событий как нельзя лучше привлекает и развлекает современную аудиторию.
В данном исследовании мы сосредоточимся на изучении уникальности и самобытности отечественной трэвел-журналистики. Наибольший интерес для нас представляет именно печатная сфера и то, каким образом журналистика путешествий развивается на страницах современных российских журналов и газет.
Научная новизна данной работы связана с тем, что журналистика путешествий остается малоизученным сегментом медиа-пространства. В настоящее время существует не так много работ, посвященных вопросам трэвел-журналистики. Некоторые исследователи и вовсе не считают материалы о путешествиях профессиональным журналистским продуктом. По их мнению, это больше дневниковые заметки, нежели серьезные статьи.
Таким образом, основную цель ВКР мы обозначили, как анализ этапов развития и современного состояния российской трэвел-журналистики. Поставленная цель определила решение следующих задач:
1. Изучить понятийно-теоретическую базу по проблематике исследования;
2. Рассмотреть основные этапы развития российской трэвел-журналистики;
3. Дать сравнительный анализ структуры, жанрового и тематического наполнения журналов «Вокруг света», National Geographic и GEO;
4. Выявить основные методы и приемы современной трэвел-журналистики.
Таким образом, объектом данного исследования выступает отечественная журналистика путешествий. Предмет – специфика и особенности материалов журналов GEO, National Geographic и «Вокруг света».
Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные исследованиям становления и развития трэвел-журналистики в России, а также материалы о её особенностях и уникальных чертах. В частности, в качестве основополагающих трудов были взяты работы Л. М. Гончаровой, Т. Ю. Редькиной, В. А. Шачковой, Ю. В. Ростовской и других.
Эмпирическую базу исследования представляют выпуски журналов «Вокруг света», National Geographic и GEO.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по 2017 гг.
В дипломной работе использовались следующие методы исследования: сравнительный анализ, мониторинг СМИ, метод наблюдения, контент-анализ, метод социологического опроса.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.
Целью данной работы было проанализировать историю становления журналистики путешествий в России, а также выявить основные особенности современных журналов-трэвелогов.
В первой части исследования был подробно рассмотрен терминологический аппарат направления трэвел-журналистики, а также изучена жанровая специфика. Кроме того, была проанализирована история возникновения и развития этого направления от Древней Руси до наших дней. Практическая часть исследования посвящена сравнительному анализу трех журналов («Вокруг света», National Geographic и GEO) и выявлению их специфических черт.
В результате проведенного исследования выяснилось следующее. Современная трэвел-журналистика может считаться самостоятельным типом прессы, поскольку обладает рядом специфических черт, отличающих ее от других направлений. Также выяснилось, что пресса путешествий нацелена на выполнение различных уникальных функций, что также позволяет рассматривать ее как отдельный тип.
Одна из особенностей журналистики путешествий сегодня – это тенденция к смещению в сторону развлекательного контента. Исходя из анализа публикаций в трех журналов, выяснилось, что большинство материалов стремятся выполнить рекреативную функцию. Публикации отличает легкая и развлекательная манера повествования. Кроме того, большое внимание в современных трэвелогах уделяется оформлению и иллюстративным материалам. Сегодня фотография выступает в качестве важнейшего элемента прессы путешествий, как сопровождающий элемент к трэвел-тексту или как самостоятельный материал.
Следует также отметить еще одну важную особенность трэвел-журналистики. Современная пресса путешествий представляет собой уникальное гибридное направление, которое сочетает в себе развлекательную и просветительскую функции. Несмотря на то, что это направление можно обозначить, скорее, как досуговую журналистику, оно также предоставляет качественные и серьезные публикации на научные темы. Таким образом, современные журналы-трэвелоги выступают в роли уникальной прессы, которая занимается с одной стороны просвещением, предоставляя аудитории информацию о достижениях науки и техники, мнения экспертов и профессионалов своего дела, а с другой развлекает рассказами корреспондентов об их путешествиях и открытиях.
Анализ публикаций из трех журналов показал, что стержнем современной трэвел-журналистики является образ автора, вокруг которого выстраивается повествование. Для большинства материалов характерна эмоциональность, личностность и ярко выраженная индивидуальность автора. Предпочтение отдается чувственному познанию мира, что выражается в преподнесении информации аудитории через призму восприятия журналиста, его опыт и мировоззрение. Кроме того, в материалах зачастую четко прослеживается авторская позиция относительно той или иной проблемы, что позволяет сказать, что журналистика путешествий довольно субъективна.
Итак, сегодня трэвел-журналистика формирует имидж разных стран, налаживает кросс-культурные мосты и разбивает стереотипы о разных народах. С одной стороны, пресса путешествий несет культурно-просветительскую информацию, тем самым интеллектуально и эмоционально обогащая аудиторию. Несомненно, сегодня этот тип прессы является одним из основных способов развлечения современного читателя. Подводя итог исследованию, хотелось бы отметь, что трэвел-журналистика заслуживает пристального внимания как активно развивающееся направление с большим потенциалом.
1. Аскералиева Ш. С. Влияние travel-журналистики на формирование картины мира. Спб, 2016
2. Бобров А. А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции. М, 2016
3. Быкадырова А. С. Бортовой авиажурнал как тип корпоративного издания / Журнал RELGA, выпуск № 19, 2010
4. Вихорева Л. Г. Информационный потенциал аудитории трэвел-СМИ в Интернете. М, 2015
5. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. М., 2001
6. Громова Л. П., Шуляк Ю. Ю. Функциональные особенности журналов путешествий: ретроспективный взгляд. / Известия Южного Федерального университета, выпуск № 3, 2015
7. Елкина И. И. Автор и адресат трэвел-медиатекста. Великий Новгород, 2016
8. Истомина К. Д. Границы досуговой журналистики. К проблеме определения понятия. Пермь, 2015
9. Калинин И. В. Трансформация трэвел-медиатекста в российских сми: к проблеме идеологизации контента. Спб, 2016
10. Киселева П. А. Обзор типологических моделей туристической журнальной прессы. Тамбов, 2017
11. Комарова Е. В. Журнал «Вокруг света» (2001–2011 гг.) в свете типологии периодических изданий. Нижний Новгород, 2013
12. Копытов О. Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий. Томск, 2009
13. Кубатьян Г. Жизнь в дороге. Путешествия вокруг света в поисках приключений. http://kubatyan.blogspot.ru/
14. Литке М. В. 150 лет журналу «Вокруг света»: становление и развитие типологической модели. Томск, 2012
15. Литке М. В. Научно-популярные и научно-познавательные журналы: проблема типологической классификации. Томск, 2014
...