Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ И «НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ»

Работа №134502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аналитическое обоснование сценария
Введение
Глава I. Содержание сценария «Вместо меня»
§ 1. Сюжет и социальная проблематика
§ 2. Персонажи и психологическая проблематика
Глава II. Форма сценария «Вместо меня»
§ 1. Структура: нелинейность повествования и построение конфликтов
§ 2. Визуальные образы и построение «несобственно-прямой речи»
Заключение
Библиография
Приложение: текст сценария «Вместо меня»


Представленная к рассмотрению дипломная работа состоит из двух
частей: практической – сценария короткометражного фильма «Вместо меня»;
и теоретической – аналитического обоснования данного сценария. Сценарий
представляет собой репрезентацию актуальной для современного
российского общества проблематики свободы выбора, насилия и
виктимблейминга, противостояния общества и личности, а также
рассматриваются способы преодоления психологической травмы в условиях давления извне.
Актуальность работы обусловлена тем, что в современном российском
обществе до сих пор негласно поддерживается «культура изнасилования» –
комплекс убеждений, которые обуславливают нормализацию насилия и
объективизацию женщин. В последнее время эта проблема постепенно
перестаёт быть табуированной темой, чаще становится предметом серьёзных
обсуждений и акций. Этому во многом поспособствовали скандалы о
сексуальных домогательствах в Голливуде: начавшийся с обвинения могула
Харви Вайнштейна, поток обвинений мужчин, злоупотребляющих своей
властью и служебным положением и использующих женщин в качестве
сексуальных объектов, повлёк за собой множественные расследования
преступлений в данной области. Индустрия кинематографа, где подобные
преступления на протяжении десятков лет считались нормой и даже
становились предметами шуток, впервые за долгое время заявила об этой
проблеме.1 Был проведен ряд акций, таких как “MeToo” и “Time’s Up”,
призванных поддержать жертв сексуального насилия, вдохновить их
высказываться и бороться за свои права, пресечь сексуальные
домогательства, виктимблейминг, недоверие к жертвам насилия и
харрасмента. И это имело определённые результаты: из
кинематографической индустрии волна гласного осуждения изнасилований и харрасмента прошла по многим сферам – политика, журналистика, наука.
Ряд обвинённых мужчин, чья власть до этого момента казалось
неограниченной, а положение непоколебимым, были осуждены и
подверглись наказанию. Несмотря на то, что вслед за Западом в России эта
проблема была поднята и озвучена, и даже были выдвинуты конкретные
обвинения, данная проблема далека от своего решения. Более того, недавние
прецеденты – такие как скандал с депутатом Слуцким или история убийства
и изнасилования Татьяны Страховой – демонстрируют, что взгляды,
поддерживающие насильника и дискредитирующие жертву, очень сильны в
российском обществе. Более того, отношение к женщине как к объекту, не
имеющему права распоряжаться своей жизнью и телом, старательно
поддерживается. Получающее всё большее распространение движение
«пролайф» принуждает молодых девушек “поднимать демографию страны”,
вне зависимости от моральной и материальной готовности рожать и
воспитывать детей. Активисты данного движения агитируют за отказ от
контрацепции и абортов: «С точки зрения борцов с абортами, оправдания у
прерывания беременности быть не может. Даже если она наступила в
результате изнасилования, или если беременная девушка не достигла
совершеннолетия, ребёнок должен родиться — потому что «он не виноват в
поступках родителей». Упор на невинность детей в противовес грешным
родителям».2 Таким образом, осуществляется одновременно отрицание
свободы выбора женщины распоряжаться своей жизнью, заведомое
осуждение “грешной” будущей матери со стороны социума за ведение
сексуальной жизни и/или виктимблейминг, в случае, если беременность
стала результатом акта изнасилования. Всё это доказывает актуальность
репрезентируемой в данной работе социальной проблематики. И
кинематограф, как искусство и медиум, обладает способностью, как
отображать социальную проблематику и общественное мнение, так и оказывать на него влияние, рассматривая и анализируя заявленные темы кинематографическими средствами.
«Игровой фильм – это фильм, в котором кинематографическое
означающее работает не на себя, но полностью направлено на то, чтобы
стереть следы своей работы, непосредственно выйти на прозрачность
означаемого, истории, в действительности создаваемой этим означающим,
которое, однако, делает вид, что только “иллюстрирует” её».3 Анализ
сценария включает в себя не только разбор непосредственных составляющих
истории: персонажей, сюжета и т. д., но и конституирование его как
означающего.4 Поэтому ключевая часть данного теоретического обоснования
будет посвящена анализу конструирования образной реальности в
представленном к рассмотрению сценарии.
Кинематографическая реальность родственна реальности психической,
а потому обладает уникальными свойствами, позволяющими ей погружать
зрителя в модель реальности персонажа, препятствующей объективизации
его как личности. Отображение модели реальности – как комплекса образов,
которыми персонаж мыслит и воспринимает себя и мир – позволяет не
просто затронуть социальную проблематику, но репрезентировать
мироощущение человека, лично столкнувшегося с заданной проблемой.
Использованием приёма «несобственно-прямой речи», представляющего
собой немаркированную передачу мыслей, чувств, ощущений персонажа,
кинематограф способен буквально вынудить зрителя видеть и проживать
происходящее через призму восприятия этого персонажа.
Объектом данного исследования является модель реальности и
мировосприятие персонажа. Предметом исследования являются нарративные
приёмы и механизмы, которыми осуществляется конструирование
психологической модели реальности персонажа. Целью теоретической части данной дипломной работы является анализ содержания и нарративных механизмов предоставленного сценария.
Для осуществления данной цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Проанализировать сюжетные построения сценария и социальную
проблематику, затронутую в нём;
2. Охарактеризовать главную героиню сценария и рассмотреть
способы преодоления психологической травмы, описанные в сценарии;
3. Разобрать структуру созданного сценария;
4. Рассмотреть методику создания психологической модели
реальности персонажа через визуальные образы и приём «несобственно-прямой речи».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух частей:
сценария и аналитического обоснования. В свою очередь аналитическая
часть состоит из двух глав. В первой анализируется и разбирается
содержание сценария: рассматриваются сюжет и персонажи, социальная и
психологическая проблематики. Вторая глава содержит анализ формы
сценария: структуры и визуальных образов, созданных и описанных в сценарии.
Аналитическая часть данной дипломной работы основывалась на ряде
философских и психоаналитических текстов. В частности, был сделан упор
работы «Бытие и ничто» и «Экзистенциализм – это гуманизм» Жана-Поля
Сартра, «”Я” и “Оно”» и «Жуткое» Зигмунда Фрейда, а также «Стадия
зеркала как образующая функцию Я» Жака Лакана. Также автор опирался на
кинотеоретические тексты: «Поэтическое кино» Пьера Паоло Пазолини,
«Кинематограф: творческое применение реальности» Майи Дерен,
«Метафоры видения» Стэна Брекиджа. Кроме того, активно использовались
материалы по сценарному мастерству, такие как: «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Психология для сценаристов» Уильяма Индика, «Спасите котика» Блейка Снайдерса и др

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части данной дипломной работы был проведён
подробный анализ написанного сценария: была рассмотрена
непосредственная история и связанная с ней социальная проблематика, а
также образ главной героини и её психологическое состояние. Был проведён
анализ структурных построений сценария и конструирование визуальной
реальности сценария. Были разобраны созданные в сценарии
фантазматические образы, произведённые манипуляции временем и
пространством, а также использование «несобственно-прямой речи» для
отражения мировосприятия главной героини.
Построение модели реальности персонажа позволяет передать
чувственно-психологический опыт личности, помещённой в заданные
сюжетом условия. Кинематограф обладает уникальными средствами,
позволяющими не просто передать психологическое состояние персонажа, но
буквально погрузить зрителя в его сознательные и бессознательные
мыслительные процессы. «Кинематографическая реальность с легкостью
проникает в реальность психическую. Именно об этой реальности говорится
в психоанализе <…> В конечном счете, можно сказать, что кино показывает
нам, как конституируется человеческий субъект, а вместе с ним и реальность».
В процессе проведения данного исследования была выстроена
психическая модель реальности главной героини сценария «Вместо меня»,
при помощи которой зритель/читатель помещался в визуальный внутренний
монолог героини, осмыслявшей и преодолевавшей свой внутренний
конфликт. Её противоречия, бессознательные части личности, внутренняя
фрустрация и нанесённая травма, переданные через визуальные образы,
стали осязаемы и доступны для зрителя. Фантазматические образы,
присутствовавшие в её бессознательном и являющиеся психической
реакцией на травматический опыт, до определённого момента
воспринимались зрителем как реальные – т.к. происходящее
репрезентировалось через призму реальности главной героини.
Таким образом, при помощи визуального отображения
психологической модели реальности персонажа конституируется
человеческий субъект. Именно поэтому рассмотрение и анализ заявленной
проблематики кинематографическими средствами представляется важным и
необходимым исследованием. Передача психической реальности человека,
подвергнутого объективизации, как актом изнасилования, так и
последующим социальным давлением, деобъективизирует его в глазах
зрителя. Это осуществляется построением модели реальности при помощи
визуальных образов, погружения в мировидение персонажа,
конструирования драматического конфликта, характеризации персонажа, а
также постановки психологической и социальной проблематики


1) Aitken I. European Film Theory and Cinema: A Critical Introduction.
Edinburgh University Press, 2001.
2) Bordwell D., Thompson K. Film History: An Introduction. NY:
McGraw-Hill, 2003.
3) Brakhage S. Metaphors on Vision // Sitney A. The Avant-Garde Film:
A Reader of Theory and Criticism. NY: Anthology Film Archives, 1978.
4) Chatman S. Story and Discourse. Cornell University Press, 1980
5) Cooper P., Dancyger K. Writing the Short Film 3rd edition. Focal
Press, 2005.
6) Deren M. Cinematography: The Creative Use of Reality // Sitney A.
The Avant-Garde Film: A Reader of Theory and Criticism. NY: Anthology
Film Archives, 1978.
7) Gallo G. Screenwriter’s Compass. Focal Press, 2012.
8) Graf A., Scheunemann D. Avant-Garde Film. Rodopi, 2007.
9) Hutchinson P. Moguls and starlets: 100 years of Hollywood’s
corrosive, systemic sexism // The Guardian. URL:
https://www.theguardian.com/film/2017/oct/19/moguls-and-starlets-100-
years-of-hollywoods-corrosive-systemic-sexism 10/19/2017; accessed
05/13/2018
10) McEwan M. Rape Culture 101. Shakesville. URL:
http://www.shakesville.com/2009/10/rape-culture-101.html; 10/09/2009
accessed 05/01/2018
11) McGregor L. Understanding Point of View in Film and Video // The
Beat [Электронный ресурс]. URL:
https://www.premiumbeat.com/blog/understanding-pov-in-film-andvideo/ 03/28/2017 accessed 05/19/2017
12) Skoller J. Shadows, Specters, Shards. Making History in Avant-Garde
Film. University of Minnesota Press, 2005.33
13) Snyder B. Save the Cat! The Last Book on Screenwriting You’ll Ever
Need. MWP, 2005.
14) Tobias R. B. 20 Master Plots (And How to Build Them). CI, Ohio:
Writers Digest Books, 2003.
15) Wollen P. Signs and Meaning in the Cinema. Indiana University
Press, 1972.
16) Делёз Ж. Кино. Пер. с фр. / Под ред. Скуратов Б. М.: Ад
Маргинем Пресс, 2016.
17) Индик У. Психология для сценаристов: Построение конфликта в
сюжете. Пер. с англ. Шураева А. / Под ред. Пискотина Р. М.: АНФ,
2015.
18) Кандалинцева Л. Е. Проблема свободы и выбора во французском
экзистенциализме // Философия и общество. Выпуск №2(23)/2001
19) Коршунов В. Виды нелинейной композиции сценария [фрагмент
лекции]. // Cinemotion [Электронный ресурс]. URL:
http://www.cinemotionlab.com/novosti/vidy_nelineynoy_kompozicii_sce
nariya/ 19.10.2015 (Дата обращения: 25.04.2018)
20) Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она
раскрывается в психоаналитическом опыте // Лакан Ж. Инстанция
буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. Пер с фр.
Черноглазова А. К. М.: РФО, 1997.
21) Мазин В. Кино, двойник психоанализа. Интервью с Виктором
Мазиным // Сеанс [Электронный ресурс] URL:
http://seance.ru/blog/interviews/mazin_interview/ 29.12.2015 (Дата
обращения 13.05.2018)
22) Мазин В. Техника и призраки: Виктор Мазин о «жутком» у
Фрейда [фрагмент лекции] // Theory&Practice [Электронный ресурс]
URL: https://special.theoryandpractice.ru/unheimlichkeit (Дата
обращения 12.05.2018).34
23) Макки Р. История на миллион долларов. Пер. с англ Виноградова
Е. / Под ред. Качинская Т. М.: АНФ, 2017.
24) Метц К. Воображамое означающее. Пер с фр. Калугин Д.,
Мовнина Н./Под ред. Черноглазов А. СПб: Издательство Европейского
университета, 2013. С. 69.
25) Митта А. Н. Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну,
Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хитчкоку, Тарковскому. М.:
АСТ, 2016.
26) Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической
онтологии. Пер. с фр./ Под ред. Колядко В. И. М.: Республика, 2002.
27) Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. 1946. Пер. с фр.
Грецкий М. [Электронный ресурс].
28) Сегер Л. Скрытый смысл: Создание подтекста в кино. Пер. с
англ. Десятова М./ Под ред. Власов А. М.: АНФ, 2018.
29) Сухарчук Д. За жизнь или за выбор: к чему ведёт движение
против абортов // Wonderzine [Электронный ресурс] URL:
http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/217827-pro-life-prochoice 29.03.2017 (Дата обращения 13.05.2018)
30) Пазолини П. П. Поэтическое кино [Электронный ресурс]. URL:
http://www.kinovoid.com/2015/05/poeticheskoe-kino-pazolini.html (Дата
обращения: 05.05.2018)
31) Труби Д. Анатомия истории. 22 шага к созданию успешного
сценария. Пер. с англ. Мезин Н., Шураева А./ Под ред. Быстрова Ю.
М.: АНФ, 2016.
32) Филд С. Киносценарий. Основы написания. Пер. с англ. Кручина
Е., Кононов А. М.: Эксмо, 2000.
33) Фрейд З. «Я» и «Оно» // По ту сторону принципа наслаждения.
Тотем и табу. «Я» и «Оно». Неудовлетворённость культурой: Пер. с
нем. / Под ред. Кузьменко И. Белгород, 2012.35
34) Фрейд 3. Жуткое // Художник и фантазирование: Пер. с нем. /
Под ред. Додельцева Р. Ф. М.: Республика, 1995.
35) Фрумкин Г. М. Сценарное мастерство: Учебное пособие. М.:
Академический Проект, 2008.
36) Хренов А. Маги и радикалы: век американского авангарда. М.:
Новое литературное обозрение, 2011.
37) Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ