Введение
Глава 1. Феномен креативного пространства
1.1 Понятие креативных пространств, их особенности, цели их создания^ .7
1.2 Типы креативных пространств, их функции 12
1.3 История возникновения креативных пространств
Глава 2. Исследование тенденций развития креативных пространств в России и
рубежом 20
2.1 Европейский опыт создания креативных пространств и их влияние на развитие туризма
2.1.1 Опыт создания креативных пространств в Великобритании
2.1.2 Опыт создания креативных пространств в Германии
2.2. Российский опыт создания креативных пространств и их влияние на развитие туризма
2.2.1 Опыт создания креативных пространств в Москве
2.2.2 Опыт создания креативных пространств в Санкт-Петербурге.. _
Глава 3. Пространственное развитие города Калининграда и развитие туризма
3.1 Этапы развития пространства города
3.2 Анализ туристской и рекреационной деятельности в г. Калининграде. .43
3.2.1 Туристская инфраструктура г. Калининграда 44
3.2.2 Динамика туристских потоков и развитие туризма в г. Калининграде..48
3.2.3 Виды туризма в г. Калининграде 50
3.2.4 Предлагаемые экскурсии по г. Калининграду
Глава 4. Креативные пространства г. Калининграда и их влияние на развитие туризма
4.1 Креативные пространства г. Калининграда^
4.1.1 Арт-пространство «Ворота»
4.1.2 Креативное пространство Катарсис
4.1.3 Арт-пространство «Квартира»
4.1.4 Творческая мастерская «Альтернатива»
4.1.5 Антикафе «Сухомятка»
4.1.6 Антикафе «TimeOut»
4.1.7 Антикафе «Лабиринт»
4.1.8 Антикафе «4Rest»
4.2 Социальный опрос на тему «Креативные пространства в жизни города»..64
4.3 Авторский экскурсионный маршрут по креативным пространствам г.
Калининграда как вклад в развитие туризма
Заключение
Список литературы
Приложения
В связи с развитием и ростом городов появилась необходимость в рациональном
использовании городской среды, которое бы позволило разместить в одном месте
максимальное количество интересных и нужных жителям объектов. Примером
решения данных задач стало создание многофункциональных центров, одним из
которых является креативное пространство, объединяющее в себе несколько площадок,
пригодных для проведения культурных мероприятий, развлечений и работы. Данные
пространства проявляют себя как перспективные бизнес-центры, которые способны
оказать большое влияние на экономику города, его имидж и туристскую
привлекательность. Креативные пространства играют важную роль в привлечении к
предпринимательству молодежи и позволяют развиваться формам бизнеса с
творческим началом. Креативные пространства преобразовывают депрессивные
районы в привлекательные городские пространства, демонстрируя при этом более
высокие темпы роста, чем традиционные виды деятельности. Кроме того, такие
площадки стремятся стать культурными центрами, позволяя жителям и гостям города
знакомиться с современным искусством. Такие пространства направлены на развитие
коммуникативных и творческих способностей человека, а также на совершенствование
общественной жизни в целом. Креативные пространства сегодня претендуют на роль
одного из основных центров притяжения целевых групп города, а также гостей города.
Креативная индустрия – сфера, которая с успехом может быть использована в
туризме. Креативные пространства в разной степени влияют на культурную и
социальную жизнь горожан и туристов. Художественные выставки, музыкальные и
литературные проекты, встречи с писателями, художниками, критиками и
представителями культурной элиты, которые проводятся в креативных пространствах,
являются объектом интереса современных людей. Креативные пространства могут
повысить туристскую привлекательность города.
Тема выпускной квалификационной работы – влияние креативных пространств на
развитие туризма. Тема актуальна, так как креативные пространства – объекты,
которые могут привлечь внимание туристов, стать местными
достопримечательностями, расширить спектр тематических экскурсий, улучшить или
сформировать имидж города. Новизна исследования определяется тем, что данная тема
еще очень мало изучена.
В работе будет рассмотрено влияние креативных пространств на развитие
туризма в г. Калининграде. Явление креативного пространства в Калининграде
абсолютно новое для подавляющей части населения. Это связано прежде всего с тем,5
что креативные пространства пока не являются местами для широкой публики.
Креативные пространства Калининграда появились недавно, и только начинают
развиваться. Однако у них уже появилась своя аудитория, они стали неотъемлемыми
местами посещения горожан и туристов.
Цель работы – исследовать креативные пространства г. Калининграда, а также
изучить их с точки зрения привлекательности среди жителей города и туристов.
Задачи данной работы: дать определение понятию «креативное пространство»;
изучить типы креативного пространства; исследовать тенденции развития креативных
пространств, их зависимости от территории, преобразования территории за их счет;
изучить влияние креативных пространств на развитие туризма в городской среде;
выявить, насколько интересны данные места для туристов, как часто они посещают
креативные пространства города; выяснить, становятся ли креативные пространства
туристской составляющей Калининграда.
На основе данной работы будет предложен туристский буклет авторской
экскурсии по креативным пространствам г. Калининграда как вклад в развитие туризма города.
Предметом данной исследовательской работы является влияние креативных
пространств на развитие туризма. Объект – это непосредственно креативные пространства Калининграда.
Защищаемые положения: креативные пространства – новый этап в развитии
городской территории, креативные пространства города Калининграда являются
привлекательными для жителей города и туристов, тем самым влияют на развитие
туризма; креативные пространства города Калининграда необходимо использовать в
разработке тематических экскурсий.
Методы, используемые в работе: географический, аналитический, исторический,
социологический, метод интервьюирования, метод анкетирования.
Теоретико-методологическая база исследования включает авторитетные работы
в области основ креативной экономики, территориального развития, культурной
политики, урбанистки, публикации по вопросам социологии и психологии
коммуникации, креативного класса, творческих кластеров и прочее. Также она
включает публикации СМИ, в которых рассматривался и обсуждался вопрос
становления и развития сферы креативных индустрий мирового масштаба
Эмпирическая база исследования содержит опыт развития креативных
пространств в Великобритании, Германии, России. Важнейшей составляющей6
эмпирической базы исследования стали социальные медиа изучаемых творческих
пространств, публикации, характеризующие их деятельность.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение,
четыре главы, заключение, список литературы и приложения.
Явление креативного пространства достаточно новое для подавляющей части
населения, однако уже вызвало заинтересованность общества, и играет важную роль в
экономической составляющей городов. Креативные пространства не только влияют на
культурную и социальную жизнь горожан путем проведения на их территории
выставок, музыкальных и литературных проектов, концептуальных встреч с
писателями, художниками, критиками, конференций, различных фестивалей. Они
также являются важным туристским механизмом, формирующим новый образ города,
способствующим привлечению в него туристов.
В работе были исследованы и изучены с точки зрения привлекательности среди
туристов креативные пространства г. Калининграда. Для этого были выполнены
следующие задачи:
1. Дано определения понятия «креативное пространство»;
2. Изучены типы креативных пространств;
3. Исследованы тенденции развития креативных пространств, их зависимость
от территории, преобразование территории за их счет;
4. Изучено влияние креативных пространств на развитие туризма в городской среде;
5. Выявлено, насколько интересны данные места для туристов;
6. Выявлено, что креативные пространства становятся туристской
составляющей Калининграда.
Выполнив перечисленные задачи, было доказано, что креативные пространства
города Калининграда являются новым и перспективным направлением в развитии
туризма, они способствуют привлечению туристов в город, а также их возможно
использовать в разработке тематических экскурсий.
На основе данной работы был предложен туристский буклет авторской
экскурсии по креативным пространствам г. Калининграда как вклад в развитие туризма
города. Проведение такой экскурсии позволит повысить культурный уровень туристов.
Побывав на подобной экскурсии, турист не только узнает, что такое креативное
пространство, но и расширит свой кругозор.
По мнению автора, проведенная работа наглядно демонстрирует, что
креативные пространства в г. Калининграде не включены в туристскую деятельность,
однако интерес к креативным пространствам зафиксирован, а значит, очевидно,
существует потенциал для их развития. Предложив экскурсию по креативным
пространствам, автор сделал шаг к их становлению в качестве фактора развития туризма в г. Калининграде
1. Абанкина Т. В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга»//
Отечественные записки. М., 2005. С.115 – 123.
2. Абанкина Т. В. Оптимизация сети: технологии управления и модели финансирования
организаций культуры в свете реформ // Справочник руководителя учреждений
культуры. М: Изд. Дом МЦ ФЭР, 2006. № 2. С.9.
3. Барбур Л. Развитие творческих индустрий: манчестерская модель/ Пер.с англ. //
Творческие индустрии в России: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге.
Спб., 2004. С.80-83.
4. Большая российская энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
5. Быстрова Т. Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных
территорий// Академический вестник УралНИИпроект РААСН, 2014. №2. С. 9.
6. Высоковский А. А. Креативность как ресурс // Отечественные записки. М., 2005.
С.160-167.
7. Денисенко Е. Новая экосистема для «класса икс»// Эксперт Северо-Запад, 2010.
№ 14. С.1.
8. Жарков Г.В. Существуют ли социологические индикаторы креативности? // Тез.
докл. Научно-практ. конф. «VII Ковалевские чтения». СПб., 2012. С. 704-707.
9. Желнина А.А. Творчество для «своих». Креативные индустрии в городе: вызовы,
проекты и решения // Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВЩЭ
СПб.: Левша, 2012. С.2-6.
10. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии в России. М.: Институт культурной
политики, 2004. С.98.
11. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной
культуре: анализ зарубежного опыта: дис.: М., 2008. С.50.
12. Зеленцова Е.В. Творческие индустрии: теории и практики. М.: Классика – XXI,
2010. С.107-109.
13. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь. М.: Логос, 2002. № 3. С. 22-25.
14.Коровин А.В. Факторы, определяющие креативность городского пространства //
Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием,
посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. Красноярск, 2013. С. 84.
15. Кулаков В.И. Тувангсте и Кёнигсберг // SLAVIA ANTIQUA Tom XI, 1999. С. 215-
233.74
16. Липецкая М.С. Проект «Стратегия социально-экономического развития
муниципального образования «Город Калининград» на период до 2025 г. Калининград,
2007.
17. Лэндри Ч. Креативный город / Пер. с англ. М.: Классика XXI, 2005. С.399.
18. Мильков Д. Э. Развитие творческих индустрий: аспект международного
сотрудничества // Культурное разнообразие, развитие и глобализация. М.: РИК, 2003.
С. 103-107.
19. Миролюбова Т.В. Инновационная экономика и культурная политика: региональный
подход // ИнВестРегион, 2011. №1. С.65.
20. Паспорт городского округа «Город Калининград» // Администрация городского
округа «Город Калининград», сентябрь, 2014.
21. Стеклова И. А., Рагужина О.И. Креативные пространства как надежда провинции //
Теория и практика общественного развития. Пенза, 2013. № 12.
22. Стратегия социально-экономического развития городского округа «Город
Калининград» на период до 2035 г // Приложение к решению городского Совета
депутатов Калининграда, 2013.
23. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные
пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый.
Краснодар: 2013. № 10. С. 650-652.
24. Тейлор Б. Актуальное искусство 1970-2005. М.: Слово, 2006. С.230.
25. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое
литературное обозрение, 2011. С.4-9.
26. Федоров Р. Г. Развитие хостел-движения в России и за рубежом // Актуальные
вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель,
2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С.115-117.
27. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. / Пер. с англ. М.:
Классика XXI, 2005, 35 с.
28. Черняева Н. А. Культурная география и проблематика «места» // Гуманитарные
науки, 2005. № 35. С.63-66.
29. Cunningham S. D., Higgs P.L. Creative industries mapping: where have we come from
and where are we going? The IUP Journal of Marketing Management, 2014, p. 12-16.
30. Department for Culture, Media and Sport. Creative Industries Programme. Creative
Industries Mapping Document. – London, 2001.
31. Evans G. Creative cities, creative spaces and urban policy. London, 2009.75
32. Florida R. The Rise of Creative Class: and how it transforming work, leisure, community
and everyday life. N.Y.: Basic Books, 2002. P.434.
33. Garnham N. Concepts of Culture: Public Policy and the Cultural Industries (1987) //
Studies in Culture: An Introductory Reader, ed. Ann Gray and Jim McGuigan. London:
Arnold, 2007. P. 54-61.
34. Getz I., Lubart T.I. An emotional experiential perspective on creative symbolic
metaphorical processes: Consciousness and Emotion. Oxford: Blackwell, 2008. P. 89–118.
35. Hesmondhalgh D. The Cultural Industries. NewYork: SAGE, 2002. P. 167-170.
36. Howkins J. The Creative Economy / J. Howkins. – NY. : The penguin press, 2001
37. LloydP. Creativespace. U. K.: Capstone, 2009. P. 214-226.
38. Roberts K. The Leisure Industries: Developments and Future Challenges. London:
Gollancz, 2004. P. 230-232.
39. Seltman G. Renaissance of an Industrial Region: «Internationale Bauausstellung Emscher
Park» — achievements and future model for others. 2007.
40. Абрамов. Д. Креативное пространство: что, как и зачем. [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.slideshare.net/dmitryabramov9/ss-34706403/
41. Всемирная Информ-Энциклопедия: Калининградская область. [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.kaliningrad.wie.su/
42. Зеленцова Е. В. На пути к креативной экономике. [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.creative industries.ru/rus/publications/creative_industries_way/
43. Интервью с Тоби Хаямом // LookAtMe. Интернет-издание о креативных
индустриях. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/arcitectureradar/84141-tobi-hayam/
44. Информационный сайт об антикафе. [Электронный ресурс]. – URL:
http://vantikafe.ru/
45. Информационно-туристический центр «Королевский замок». [Электронный
ресурс]. – URL: http://www.kaliningradinfo.ru/
46. Калининградское бюро путешествий. [Электронный ресурс]. – URL: https://kbptravel.ru/
47. Калининградстат. Официальная статистика г. Калининграда. [Электронный ресурс].
– URL: http://www.kaliningrad.gks.ru/
48. Креативное пространство «ТКАЧИ». [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.tkachi.com/
49. Официальный сайт администрации городского округа «Город Калининград».
[Электронный ресурс]. – URL: http://www.klgd.ru/76
50. Пекар В., Пестерникова Е. Креативный город. [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.bgorod.in.ua/
51. Сайт афиш выставок. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.expolife.ru/
52. Сайт, посвященный Германии. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.magazinedeutschland.de/
53. Сайт, посвященный креативной фотографии. [Электронный ресурс]. –
URL:http://www.lomography.ru/
54. Сайт словарей и энциклопедий. [Электронный ресурс]. –
URL:http://www.dic.academic.ru/
55. Туристский сайт Калининграда. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.tourismkaliningrad.ru/
56. Эксперты: Креативные пространства — это всегда временное решение.
[Электронный ресурс]. - URL:http://top.rbc.ru/spb_sz/25/02/2013/846831.shtml