Введение 3
Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ: ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ 8
1.1. Трансформация жанра рецензии и особенности современной критики 8
1.2. Ресторанная критика: история и традиции 14
Глава 2. ФОРМЫ И ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОЙ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ В ОНЛАЙН-СМИ 28
2.1. Формирование ресторанной рецензии в Сети 30
2.2. Тенденции современного развития жанра ресторанной рецензии 41
Заключение 49
Список литературы 52
Приложение 1 59
Приложение 2 62
Приложение 3 64
Приложение 4 65
Сегодня ресторанную критику всё чаще можно встретить не только на страницах специализированных журналов или в качественных изданиях, таких как «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Деловой Петербург», но и в досуговых интернет-СМИ: The Village, Afisha Daily, Time Out, в lifestyle- СМИ «Собака.ру», Where, а также в блогосфере, социальных сетях и мессенджерах. Очевидно, что на данный момент наблюдается огромный спрос на гастрономическую тематику среди аудитории различных видов СМИ.
Однако мало дать анонс об открытии заведения, читатели нуждаются в объяснении, в деталях и, что немаловажно, в авторитетном мнении: какая кухня и ценовая политика, кто владелец, какой интерьер, и стоит ли вообще туда идти. Тогда-то и появляется потребность в ресторанной критике или ресторанной рецензии.
Стоит подчеркнуть, что исследований по ресторанной критике за последние годы проводилось мало, а те, что есть, в большинстве случаев основываются на литературоведческих подходах, а не медиалогических. На данный момент не было предпринято исследования ресторанной критики как целостного явления, а также крайне мало научно обоснованных концепций, касающихся жанрового своеобразия ресторанной критики и её тематической составляющей. Кроме того, нами не было обнаружено исследований по современному развитию жанра ресторанной рецензии в сети, поскольку теория и типология онлайн-журналистики ещё не исследована учёными полностью. В этом заключается новизна данного исследования.
Издания и околомедийные продукты, разные по формату, отличаются своими подходами к написанию текстов и производству контента, а постоянно открывающиеся гастрономические заведения, нуждаясь во взаимодействии с потенциальными клиентами, используют инновационные формы связи – эти и другие факторы обуславливают актуальность анализа ресторанной критики с точки зрения развития жанра и её современной трансформации в Интернете.
Объектом нашего исследования является ресторанная рецензия как часть журналистской практики, а предметом – жанрово-тематические особенности ресторанной рецензии в сети.
Цель исследования заключается в выявлении новых форм ресторанной критики в журналистских текстах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить жанр рецензии как объект журналистской деятельности;
2) проследить содержательную близость понятий ресторанной рецензии и ресторанной критики;
3) на основе содержательного анализа печатных и онлайн-материалов выявить особенности жанра ресторанной рецензии и классические и инновационные подходы к её написанию.
Теоретической базой для работы послужили труды А. А. Тертычного, жанровая классификация которого позволила нам оттолкнуться в исследовании от сформулированного учёным определения рецензии и её разновидностей.
Кроме того, в работе представлены научные исследования А. П. Короченского, который, изучая феномен медиакритики, рассматривает теоретические проблемы и практическое развитие новой области журналистики – критики средств массовой информации.
Проблемами развития именно ресторанной критики в СМИ занимается исследователь журналистики А. Н. Тепляшина. Именно её позиции в том, что сервисная критика (к которой мы относим ресторанную) выросла в самостоятельное и довольно объемное направление, мы будем придерживаться в нашей работе. Более того, концепция Т. Е. Нерсесовой о содержательной близости в современном медиадискурсе понятий критика и рецензирование также является стержневой в этой исследовательской работе.
Рецензия как жанр медиадискурса и её тенденции к модификации рассматривается в работах Е. А. Зиновой, Митчела Дэвиса и Эмили Зальшуц.
Для более широкого понимания того, как развивалась критика в историческом контексте, большую роль сыграли работы таких известных исследователей, как Б. И. Есин и Р. П. Овсепян. А то, как функционирует современная критика в медийном пространстве, нашло отражение в трудах Л. Г. Свитич, С. Г. Корконосенко и др.
Всего было проанализировано 215 ресторанных рецензий, опубликованных в «КоммерсантЪ»-Weekend, «Деловой Петербург», «Афиша Daily», «Собака.ру», The Village, Time Out, 50 рецензий и описаний заведений на сайтах-сервисах AllCafe, Restorating, Restoclub, 30 рецензий в блоге Критика Бориса, 35 отзывов на сайте TripAdvisor, 25 постов в группе «ВКонтакте» ресторанного критика и обозревателя Надежды Бойцовой, 25 Instagram-публикаций блогера Ивана Громова, 15 Youtube-обзоров блогера olegoff и 15 сообщений из Telegram-каналов «варю компотик» и «РосГалковОбзор». Всё выше перечисленное составило эмпирическую базу исследования.
Хронология исследования определена периодом с 1990-х годов по апрель 2017 года. Выбор именно этих временных рамок обуславливается тем, что именно 1990-е годы принято считать зарождением ресторанной критики в России1.
В ходе исследования используются общенаучные методы анализа и синтеза: системно-целостный подход для выстраивания целостной картины критической журналистики, историко-сравнительный (компаративистский) подход для наблюдения за развитием критики на разных исторических этапах, мониторинг СМИ и типологический анализ. Посредством использования описательного и сопоставительного методов охарактеризованы разновидности ресторанной критики в различных изданиях. По эмпирическому материалу проведён содержательный анализ.
Практическая значимость
В исследовательской работе показаны конкретные примеры исторических изменений как жанра ресторанной рецензии, так и её формата, понимание закономерности развития которых позволит повысить качество материалов, в частности ресторанных рецензий и позволит сделать прогноз относительно их будущего в изменяющихся условиях медиарынка, когда контент не только зависит от аудитории, но и создаётся и меняется ей же.
Апробация работы. Основные положения ВКР были обсуждены на международной конференции студентов и аспирантов "Медиа в современном мире. Молодые исследователи" СПбГУ (март, 2017г.) и опубликованы в виде тезисов в сборнике материалов конференции2.
Структура исследовательской работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность, научная новизна, цели и задачи исследования, анализируется состояние научной разработки темы, определяется база источников для работы. Первая глава представляет собой обзор теоретических аспектов исследуемой темы: даётся толкование понятия рецензии, обосновывается содержательная близость терминов рецензирование и критика, кроме того в этой главе представлены история и развитие феномена ресторанной критики, особенности восприятия аудитории гастрономических материалов и как от этого меняется формирование контента изданием. Во второй главе показаны этапы развития ресторанной критики в Интернете, изучены особенности онлайн-платформ, влияющие на упаковку контента и специфика поведения медиапользователей, которая влияет на производство информации. В заключении подводятся итоги проведённого исследования, формулируются основные выводы и делаются прогнозы относительно состояния медиарынка и жанра ресторанной рецензии.
Список литературы и источников включает в себя 61 наименование.
В ходе исследования, опираясь на работы учёных, теоретиков, медиэкспертов и на анализ эмпирического материала, мы выяснили, что ресторанная рецензия в России претерпевает кардинальные изменения за счёт гибридизации жанров, влияния пиара на журналистику, адаптации изданий к требованиям Интернета и медиапользователей.
Нами были изучены материалы изданий «КоммерсантЪ»-Weekend, «Деловой Петербург», «Собака.ру», The Village, публикации, взятые со специализированных сайтов Restorating, Restoclub, личных блогов и страниц современных ресторанных критиков и обозревателей. А также публикации в социальных сетях, Youtube-обзоры и сообщения из Telegram-каналов. Общий объём вышеперечисленных материалов составил 410 единиц.
В исследовании нам удалось проследить российский путь жанра ресторанной рецензии от её зарождения в 1990-х годах в стенах издательского дома «КоммерсантЪ» до её современного формата – колонки блогеров и отзывы в сервисах типа TripAdvisor, социальных сетях, мессенджерах. И мы, действительно, увидели и зафиксировали изменения, которые происходили и происходят с жанром ресторанной рецензии и её форматом.
Во введении данной работы была поставлена цель проанализировать жанр рецензии и на основе содержательного анализа печатных и онлайн-материалов выявить особенности жанра ресторанной рецензии и классические и инновационные подходы к её написанию. Основываясь на проделанной работе, можно считать цель достигнутой, так как мы увидели, как рецензия, перейдя в Интернет, становится мультипродуктом, вбирая в себя черты подборки, обзоров, отзывов.
Несмотря на происходящие изменения с жанром и форматом рецензий, интерес аудитории к ресторанной тематике не спадает. Как уже отмечалось, прочтение ресторанных рецензий стирает границу между той частью аудитории, которая может себе позволить походы в описываемые критиками и журналистами заведения, и теми, кто лишь наблюдает за подобным образом жизни. Гастрономические материалы «дают [читателям] ощущение сопричастности миру успеха и достатка, выполняя роль иллюзорного "социального лифта"»1. Причём эта сопричастность также выражается и в тенденции использования принципа UGC (user-generated content), когда информация создаётся самими потребителями. Эти и другие факторы ещё раз подтверждают актуальность анализа ресторанной критики с точки зрения развития жанра и её современной трансформации в Интернете. Минимальное число исследовательских работ в этом направлении сегодня является дополнительным аргументом в пользу дальнейших исследований данного проблемного поля, которые позволят глубже изучить влияние появляющихся новейших медиа и околомедийных продуктов на формирование контента, в частности в ресторанной сфере.
Происходящие трансформации с ресторанной рецензией нельзя считать деградацией жанра, поскольку все проанализированные в этой работе изменения жанра и формата дают нам возможность назвать этот процесс органичной эволюцией сетевой журналистики. От длинных ресторанных рецензий до коротких гастрономических обзоров и пользовательских отзывов с функцией выставлений рейтинга. От сайтов-сервисов Allcafe.ru, Restoclub.ru, Restorating.ru, изданий Time Out, «Собака.ru», «Афиша-Еда» (eda.ru), The Village, блогов (Критик Борис – borisstars.ru) к социальным сетям с разнообразными пабликами, например, «Обзоры шавермы в Питере и области», и к мессенджерам с кулинарными каналами.
Большое значение сейчас в Интернете, в частности в ресторанной сфере, имеют лидеры мнений – в том числе блогеры с сотнями тысяч подписчиков. Они могут практически не разбираться в гастрономии и публиковать свое субъективное мнение, основанное на эмоциях и вкусовых предпочтениях, однако аудитория им будет верить больше. Когда информации, особенно в Сети, настолько много, что в ней можно запутаться, вполне логично, что люди стремятся к получению референтного и авторитетного мнения.
То, что ближайшее будущее в производстве и распространении информации, в частности гастрономической критики, стоит именно за социальными сетями, подтверждает недавнее привлечение редакционного директора Mail.ru Group Сергея Паранько к коллективу «ВКонтакте», где тот «попытается развить "экосистему" для медиа внутри ВК»2. Поэтому, чтобы онлайн-изданиям не терять аудиторию так же, как теряли печатные СМИ, переходя в Интернет и просто перепечатывая материалы из газеты на сайт, не адаптируя его для Сети, нужно ориентироваться на особенности потребительской среды. Это касается как особенностей клипового восприятия аудиторией онлайн-материалов, так и упаковки контента: чем интерактивнее он будет, тем дольше читатель пробудет на ресурсе. Поэтому пользователю мало одного текста с описанием блюд и интерьера ресторана, ему нужны и галерея с фотографиями, и комментарии других посетителей, и возможность оставить свой рейтинг этому заведению.
На подобные тенденции к визуализации, интерактивности и на сам факт перехода аудитории от десктопного сайта к мобильному сайту, в соцсети и мессенджеры ориентируется и жанр ресторанной рецензии, который всё время модифицируется и трансформируется, подстраиваясь под развитие технологий, под требования потребителя и контент-маркетинга, делая чтение адаптивным, комфортным, доступным и соответствующим ожиданиям аудитории.
1. Алексеев Д. Критика ресторанной критики // Взгляд [Электронный ресурс] URL: http://www.vz.ru/columns/2008/2/26/147629.html
2. Алексей Амётов / Полевое исследование Mail.ru // [Электронный ресурс] URL: https://media.mail.ru/ametov_text/
3. Амзин А. Новые и экспериментальные форматы журналистике // [Электронный ресурс] URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/novy-e-i-e-ksperimental-ny-e-formaty/
4. Андреев А. Рецензия и критика // ЛитКритика [Электронный ресурс] URL: http://www.litkritika.by/wordpress/recenziya-i-kritika-anatolij-andreev.html
5. Анна Масловская присоединилась к команде «Афиши Daily» // Афиша Daily [Электронный ресурс] URL: https://daily.afisha.ru/eating/262-anna-maslovskaya-prisoedinilas-k-komande-afishi-daily/
6. Арсений Ашомко/ Полевое исследование Mail.ru // [Электронный ресурс] URL: https://media.mail.ru/ashomko_future/
7. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. 2-ое изд., испр. 896 с.
8. Барнева Е. В., Петрова О. А., Шишкин Н. Э. Журналистское мастерство, 2009 // [Электронный ресурс] URL: http://media.utmn.ru/library.php?book=1371
9. Беловодская А. Современные медиажанры: рецензия (от теории к практике). Сборник заданий. Вильнюс, 2016. 106 с.
10. Биргер Г. Круглый стол ресторанных критиков: «Принять стакан пива и не отвергнуть бога» // Афиша Daily [Электронный ресурс] URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/eating/kruglyy-stol-restorannyh-kritikov-prinyat-stakan-piva-i-ne-otvergnut-boga/
11. Бойко Анна Любимая работа – это не работа // StartUp Women [Электронный ресурс] URL: http://startupwomen.ru/entry/story_anna_maslovskaya
12. Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. М., 1982. 436 с.
13. Бояринов Д. Тайм-аут навсегда // Colta [Электронный ресурс] URL: http://www.colta.ru/articles/media/5787
14. Бояркова Г. Рестораторы не поделили денежный пирог // Фонтанка [Электронный ресурс] URL: http://www.fontanka.ru/2016/12/14/194/
15. ВКонтакте собрался делать экосистему для медиа и нанял редакционного директора Mail.ru Group // Roem [Электронный ресурс] URL: https://roem.ru/14-04-2017/247735/vk-paranko/
...