Введение 3
Глава 1. Публичная дипломатия как механизм геополитического влияния Республики Корея 6
1.1. Взаимосвязь «мягкой силы» и публичной дипломатии как внешнеполитических ресурсов государства 6
1.2. История феномена «Корейской волны» в качестве политики «мягкой силы» Южной Кореи 11
Глава 2. Особенности «Корейской волны» в контексте инструментов публичной дипломатии Республики Корея 19
2.1. Способы применения «Корейской волны» в роли политических инструментов 19
2.2. Эффективность «Корейской волны» в глобальном измерении 31
Заключение 37
Список литературы 39
Разнообразные программы и проекты в области информации, культуры и образования, которые используются во внешнеполитической стратегии государств и определяются термином публичная дипломатия, в настоящее время переживают новый виток развития. К ним приковано внимание правительств, ученых, негосударственных акторов и экспертов.
Причиной повышенного интереса к публичной дипломатии, в первую очередь, является признание всеми государствами того факта, что умелое и активное использование программ публичной дипломатии помогает обеспечивать реализацию такой политической задачи, как повышение престижа страны. Помимо этого, популярность программ публичной дипломатии обусловлена стремительным развитием информационных технологий, что послужило импульсом для развития нового метода влияния на иностранную аудиторию через социальные сети.
Новые концепции о «мягкой силе», бренде нации и стратегической коммуникации стали основой для переосмысления исторического опыта реализации публичной дипломатии, поводом для дискуссий об инструментах реализации современной публичной дипломатии разных стран. Например, в Южной Корее получил широкое распространение феномен «Корейской волны». Данное явление возникло в 1990-е гг. и в XXI в. рассматривается как проект, подающий большие надежды не только в сфере культуры, но и в дипломатической области для достижения определенных политических целей.
Актуальность исследования обусловлена тем, что «Корейская волна» постепенно превратилась в инструмент «мягкой силы» Республики Корея, в механизм продвижения положительного имиджа страны в иностранных государствах. Действующее правительство Республики Корея взял курс на развитие потенциала индустрии развлечений, на повышение глобальной конкурентоспособности корейской поп-музыки (K-pop), сериалов (Drama), компьютерных игр и других мультимедийных продуктов. При этом используется различный инструментарий публичной дипломатии, что позволяет быстрыми темпами добиться желаемых результатов.
«Корейская волна» имеет достаточный общественный резонанс. Однако в силу своей новизны исследователи разных стран не берут данный феномен в качестве предмета научного изучения.
Среди современных исследований публичной дипломатии выделяются следующие авторы: Дж. Най, Д.В. Алгульян, Е.П. Бажанов, А.И. Кубышкина Г.Н. Вачнадзе, И.А. Василенко, А.Э. Галумов, О.А. Манжулина, А.С. Капто, Ю.Б. Кашлев, Л.В. Матвеева, Ф. Баргхорн, С.Л. Тихвинский, Н.А. Цветковой, В.И. Фокин, К.А. Хачатуров и др. 1
Эмпирической основой настоящего исследования составили документации Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея, Министерства иностранных дел РК, KOTRA
Цель исследования состоит в выявлении особенностей «Корейской волны» как элемента публичной дипломатии южнокорейского руководства. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть взаимосвязь «мягкой силы» и публичной дипломатии как внешнеполитических ресурсов государства.
2. Описать историю феномена «Корейской волны» в качестве политики «мягкой силы» Южной Кореи.
3. Охарактеризовать способы применения «Корейской волны» в роли политических инструментов.
4. Показать эффективность «Корейской волны» в глобальном измерении.
Объект исследования — публичная дипломатия во внешнеполитической стратегии современных государств.
Предмет исследования — феномен «Корейской волны» как эффективная стратегия Республики Корея по достижению политических целей на мировой арене.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период с 1993 по 2020 г. Нижняя граница - создание Министерство культуры и спорта и выход на экран телесериала «Что Такое Любовь?»; верхняя граница – год исследования данной работы.
Методологию исследования составили исторический подход, а также системный и структурный подходы (индукция и дедукция, классификация и обобщение) с учетом принципов научности и объективности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и источников.
Первая глава состоит из двух подглав. В первой части внимание акцентировано на значении «мягкой силы» и публичной дипломатии; появление термина «мягкая сила», цели ее достижения и применение «мягкой силы» в современном обществе. Во второй части рассматривается появление феномена «Корейской волны» и распространение корейской культуры зарубежом.
Во второй главе рассматривается хронологическая цепочка развития политики Халлю, использование Республикой Корея культурных элементов как инструмент публичной дипломатии и анализ потенциальных рынков развития Корейской волны.
Для современных международных отношений характерен феномен «мягкой силы». Это особая политика, применяемая государствами, стремящимися усилить свое влияние на международной арене и располагающими необходимыми ресурсами.
Республика Корея эффективно использует свои ресурсы «мягкой силы», делает упор на применении инструментов публичной дипломатии, успешно продвигая южнокорейский бренд. В этом процессе особую роль играет феномен «Корейской волны», зародившийся в 1990-е гг. и получивший широкое распространение в XXI в.
Учитывая тот факт, что для азиатских государств характерна закрытость в отношении внешнеполитических связей, решение правительства Южной Кореи открыться миру и поделиться своими ценностями через культурные проекты и образовательные программы, сериалы и поп-музыку, моду и кухню принесло стране огромную популярность. Имидж Республики Корея благодаря феномену «Корейской волны» как политического инструмента за последние два десятилетия существенно возрос, причем не только в соседних государствах, но и на других континентах.
Уникальность Южной Кореи, политика толерантности и терпимости нашла обширный положительный отклик у населения зарубежных государств, что помогло стране завоевать авторитет среди международных акторов. а политики стран-соседей.
Результатом «Корейской волны» и другого инструментария публичной дипломатии стали невероятные экономические успехи, усиление влияния страны на мировой арене и ее привлекательности в целом. Корейская волна полностью изменила восприятие и общий национальный имидж Южной Кореи. Происходя из глубоко укоренившегося древнего наследия и мощного культурного влияния на свой народ, Корея процветала, развиваясь в условиях процветания, демократии и либерализма. Первоначально корейская волна была культурным явлением для конкретного региона; тем не менее, рост и влияние намного превзошли ожидания, оказав влияние на всю Азию. Из импортера культурных продуктов Южная Корея превратилась в мирового экспортера; ее контент узнаваем и популярен. «Корейская волна» как элемент публичной дипломатии — важный двигатель будущего роста национальной экономики, обладающий бесконечным потенциалом роста.
Вышесказанное позволяет отнести Республику Корея к одному из лидеров «мягкой силы» в восточноазиатском регионе. В глобальном масштабе Республика Корея посредством популяризации культурных продуктов укрепляет национальную безопасность страны, поддерживает единство внутри своего государства, эффективно манипулирует сознанием международных масс, формируя у них лояльное отношение к себе. Другими словами, южнокорейское правительство успешно реализует стратегию глобального лидерства через «Корейскую волну».
Таким образом, цель и задачи, поставленные в начале исследования, достигнуты. Автором рассмотрены особенности «Корейской волны» как инструмента достижения политических целей Республики Корея, как элемента современной публичной дипломатии.
1. Global Korean Wave Trend 2018, KOFICE, 2018.6.25
2. Global Korean Wave Trend 2019, KOFICE
3. Korean Wave Tourism Survey Report, KTO, 2003
4. Culture and art trend analysis and prospects, KOCCA, 2012
5. 2016 Korean Wave Development Strategies 2015 Hallyu Planning Team
6. W Established the 'Korean Wave Cultural Planning Team' [Электронный ресурс] 2001. 08. 16 Maeil Economy https://www.mk.co.kr/news/home/view/2001/08/218060/ (дата обращения 01.05.2020)
7. Бокова, Ю.И. «Мягкая сила» во внешней политике Республики Корея [Электронный ресурс] 2019. — URL: http://ashpi.asu.ru/ic/?p=4303 (дата обращения: 16.03.2020).
8. Бураев, Д.И., Гармаханов, М.Ц. Корейская волна и мягкая сила. Стратегия развития и распространения // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — №8. — С. 115-120.
9. Гармаханов, М.Ц. Политическое и экономическое влияние корейской волны в начале XXI в. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. — №8. — С. 78-80.
10. Глебов, М.С. Элементы и механизмы новой публичной дипломатии во внешней политике государства // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — №68. — С. 275-293.
11. Горлова, И.И., Бычкова, О.И. Культура как «мягкая сила»: инструменты и точки приложения // Теория и практика общественного развития. — 2015. — №18. — С. 268-272.
12. Грамши А. Тюремные тетради. Часть первая. М.: Издательство политической литературы, 1991.
13. Ефанова, Е.В. Инструменты «мягкой силы» во внешней политике государства // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2018. — №3. — С. 417-426.
14. Кадосина, А.В., Филиппова, Я.Д. Корейская волна в контексте развития экономики Южной Кореи // Казанский вестник молодых ученых. — 2019. — №1(9).
15. Ким, В.И. Феномен Халлю как политический фактор «мягкой силы» Республики Корея // Вестник Российского университета дружбы народов. — 2017. — №4.
...