Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Категория «мягкая сила» во внешней политике Республики Корея …8
1.1. Концепция «мягкая сила» в теории международных отношений ………. 8
1.2. Становление и развитие феномена «корейская волна» …………………. 20
1.3. Современное увлечение корейской массовой культурой иностранцами и перспективы «корейской волны» в XXI веке ………………………………… 32
Глава 2. Сущность и отличительные черты «мягкой силы» Республики Корея в регионе Юго-Восточной Азии ………………………………………………. 39
2.1. Развитие сотрудничества Республики Корея со странами Юго-Восточной Азии через осуществление политики «мягкой силы» ………………………... 39
2.2. Проникновение корейской массовой культуры и интеллектуальной мысли в области развлечения и образования …………………………………………. 47
2.3. Популяризация корейского языка и культуры в Юго-Восточной Азии …53
Глава 3. Результаты и перспективы «корейской волны» для Республики Корея в странах Юго-Восточной Азии ………………………………………………. 60
3.1. Изменение международного восприятия Республики Корея …………… 60
3.2. Преимущества и возможности, извлекаемые Республикой Корея в странах Юго-Восточной Азии …………………………………………………………... 67
3.3. Риски и потенциальные опасности для Республики Корея при работе со странами Юго-Восточной Азии ………………………………………………. 75
Заключение ……………………………………………………………………... 81
Список источников и литературы ……………………………………………... 84
Приложения ……………………………………………………………………. 93
Актуальность темы исследования обусловлена теми обстоятельствами, что в современных международных отношениях «мягкая сила» выступает на первый план и позволяет решать стратегические задачи внешней политики в долгосрочной перспективе. Успешность распространения и популяризации со стороны государства своей национальной культуры, языка и иных элементов, формирование привлекательных для окружающих определенных стандартов и ценностей обуславливает выгоды как политического, так и экономического характера. В этой связи наиболее интересным и успешным является корейский опыт мирового продвижения «мягкой силы» по своим изначальным позициям и достигнутым при этом результатам.
Корейская волна как инструмент мягкой силы Республики Корея в Юго-Восточной Азии представляет собой феномен, требующий особого внимания со стороны специалистов для анализа формы и содержания «мягкой силы», ее особенностей и закономерностей в системе международных отношений. При этом Юго-Восточная Азия характеризуется наиболее значительным охватом корейской волны, именно этот регион на протяжении последних лет держит планку самого высокого показателя в части популярности корейского контента в мире.1 Данное обстоятельство обуславливает необходимость рассмотрения особенностей выражения внешней политики Республики Корея как мирового образца и примера высокотехнологичной азиатской культуры.
Наконец актуальность рассматриваемой темы определяется последними событиями в мире, а именно воздействием пандемии COVID-19 на процессы распространения корейской волны в Юго-Восточной Азии. Все выделенные обстоятельства в совокупности определяет актуальность исследования.
Объект исследования составляют международные отношения в части реализации государствами политики «мягкой силы».
Предметом исследования является общемировой феномен «корейской волны» как глобальный инструмент по реализации «мягкой силы» Республики Корея в Юго-Восточной Азии.
Цель исследования состоит в комплексном рассмотрении категории «корейской волны» как инструмента мягкой силы Республики Корея в регионе Юго-Восточной Азии, выявлении ее характерных особенностей и признаков в сфере международных отношений.
Данная цель обуславливает постановку следующих задач:
- рассмотреть содержание концепции «мягкой силы» в международных отношениях;
- проследить становление и развитие феномена «корейская волна»;
- изучить развитие сотрудничества Республики Корея со странами Юго-Восточной Азии через осуществление политики «мягкой силы»;
- охарактеризовать популяризацию корейской культуры и языка в Юго-Восточной Азии, а также изменение международного восприятия Республики Корея;
- рассмотреть преимущества и возможности, извлекаемые Республикой Корея в странах Юго-Восточной Азии;
- охарактеризовать риски и потенциальные опасности для Республики Корея при работе со странами Юго-Восточной Азии.
Методологическую основу исследования составляют комплексный и цивилизационный подходы, а также общесистемный анализ, сравнительный анализ, включенное наблюдение, анализ текстов, контент-анализ, а также иные методы. Выбор данных методов научного познания обусловлен спецификой рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы и имеющихся в доступе источников объективных сведений.
Теоретическую основу исследования составляют работы современных российских и зарубежных специалистов в сфере международных отношений, которые непосредственно изучали вопросы использования «корейской волны» как инструмента мягкой силы Республики Корея.
В числе данных исследователей следует отметить таких авторов как К.В. Асмолов2, Д.Н. Барышников3, М.Ц. Гармаханов4, А.С. Капто5, В.И. Ким6, В.А. Королев7, А.И. Кубышкин8, С.С. Кудрявцева9, Е.В. Лачина10, О.Г. Леонова11, О.А. Манжулина12, Дж. Най13, А.О. Наумов14, Е. В. Паршина15, Л.Р. Рустамова16, Г.Ю. Филимонов17, В.И. Фокин18, К.А. Хачатуров19, Н.А. Цветкова20 , Jang Won Ho21, Kim Ju Yeon22, A. Lale23, Lee Geun24, Lee Shin-Wha25 и других специалистов, в круг научных интересов которых входят теоретические и практические вопросы реализации «мягкой силы».
Эмпирическая основа исследования включает статистические данные, аналитические материалы, публикации Корейского агентства международного культурного обмена (KOFICE)26, Корейской туристической организации 27, СМИ, концепцию внешней политики Российской Федерации28 и иные источники объективных данных о состоянии и тенденциях в развитии «мягкой силы» Республики Корея.
Степень разработанности темы исследования в российской теории международных отношений следует охарактеризовать как явно недостаточную поскольку в настоящее время отсутствуют комплексные исследования по этой теме в форме монографий и диссертационных исследований. Так за последние годы были изданы диссертационные исследования, в которых анализируются общие вопросы роли мягкой силы России (В.Д. Агеева, 2016), мягкой силы РФ в Прибалтике (Н.А. Иванова, 2018), «мягкой силы» Германии (Л.Р. Рустамова, 2016), мягкой силы Китая (К.А. Тарабарко, 2017), а также многие монографии, посвященные вопросам использования мягкой силы в разных регионах мира. При этом вопросы «мягкой силы» Республики Корея рассматриваются только в рамках отдельных научных статей.
Наиболее полно вопросы реализации «мягкой силы» Республики Корея и анализа феномена «корейской волны» рассмотрены зарубежными авторами, в частности корейскими исследователями. Важнейшее место в исследованиях «мягкой силы» Республики Корея занимает Корейский фонд международного культурного обмена (KOFICE), который на постоянной основе анализирует процесс продвижения «корейской волны» в регионах и странах мира. В этой связи в зарубежной научной литературе вопросам реализации «мягкой силы» Южной Кореи и анализа феномена «корейской волны» уделено достаточное внимание.
Структура исследования определена ее целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и девяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
В завершение рассмотрения теоретического и практического материала по теме исследования представляется возможным сформулировать некоторые наиболее общие положения и выводы.
1. Рассмотрение теоретических вопросов показывает, что «мягкая сила» представляет собой крайне широкую и многостороннюю сложную категорию, которая в кратком изложении может характеризоваться как привлекательная сила, оказывающая влияние на других в свою пользу. Применительно к теории международных отношений «мягкая сила» рассматривается в узком практическом значении как политика государства по продвижению своих интересов и достижения внешнеполитических задач при использовании невоенных мирных средств и методов (культуры, языка, образования и т.д.).
2. Процесс зарождения и мирового распространения «корейской волны» стал возможным благодаря ряду ключевых факторов. Прежде всего корейская культурная экспансия стала объективным следствием бурного экономического роста Южной Кореи и производства высококачественного контента, который уже не мог оставаться в пределах страны. В этом отношении возникновение и внешний успех «корейской волны» в минимальной мере зависело от политики и официальных властей Республики Корея, инициаторами и субъектами были частные лица и компании, занимающиеся созданием телевизионного контента и развитием средств коммуникации. Первоначально вследствие культурной и географической близости «корейская волна» сначала распространилась среди азиатских стран, а позднее она смогла достичь успеха и завоевала остальные мировые рынки.
3. Рассмотрение современного состояния распространения «корейской волны» как важнейшего средства осуществления «мягкой силы» Республики Корея показывает, что в будущем возглавляемая электронными и мобильными продуктами «корейская волна» будет дальше способствовать продолжению и росту культурной корейской экспансии. Это связано с тем, что по мере того, как потребление продуктов «корейской волны» становится все более и более основанным на ресурсах всемирной коммуникационной сети, экономическая мощь национальных компаний электроники непосредственно положительно повлияет на процесс распространения корейской «мягкой силы».
4. Рассмотрение вопросов развитие сотрудничества Кореи со странами Юго-Восточной Азии через реализацию политики «мягкой силы» показывает, что правительство Южной Кореи наращивает свои усилия по продвижению «корейской волны» получая поддержку со стороны правительств государств региона, формируя широкую сеть корейских культурных центров в основных значимых городах государств и т.д. В этой связи можно видеть, что несмотря на смещение вектора «корейской волны» с востока на запад, Юго-Восточная Азия по-прежнему остается приоритетной площадкой реализации политики «мягкой силы» Республики Корея ввиду огромного количества населения и соответственно рынка товаров и услуг.
5. Анализ вопросов изменения международного восприятия Республики Корея как результата «корейской волны» показывает эффективность внешнеполитической стратегии «мягкой силы» Республики Корея, которая по своим характеристикам не имеет прецедента в мире. Результат «корейской волны», который в непрерывном режиме измеряется различными социологическими и экономическими исследованиями, коренным образом меняет международное восприятие всего корейского и во многих сферах социальной жизни задает современные стандарты, служит средством приобщения к высокотехнологичной и привлекательной модели жизни для жителей разных стран.
6. Извлекаемые в результате «корейской волны» в Юго-Восточной Азии преимущества и возможности Республики Корея надлежит охарактеризовать как материальные и нематериальные блага, облегчающие реализацию товаров и услуг, способствующие капитализации, а также повышению прибыльности и конкурентоспособности корейских предприятий, создающих благоприятный фон для развития туризма и в целом реализации интересов Республики Корея в данном регионе. При этом извлекаемые в результате «корейской волны» в Юго-Восточной Азии преимущества и возможности не могут быть оценены лишь в материальном выражении поскольку реальный эффект от повышения привлекательности образа Республики Корея, корейской культуры, продукции в мире и в данном конкретном регионе огромен, по сути, создает качественно новое социальное измерение и тем самым определяет будущее.
Тем самым реализация «мягкой силы» Республикой Корея показывает те политические, экономические и иные возможности, которые может достичь страна, не имеющая в своем распоряжении огромной армии, вооружений, в том числе ядерных, не обладающая большой территорией или народонаселением, большими запасами природных ресурсов и т.д. По сути, феномен «Корейской волны» четко показывает, как из минимального стартового набора получить максимум и играть ведущую роль в системе международных отношений. Юго-Восточная Азия в свою очередь представляет регион, где традиционно сильное японское и американское влияние уступает свое место корейскому влиянию, что обогащает культурную жизнь людей и активно развивает международное сотрудничество.
Источники
1. Концепция внешней политики Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.
2. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом: утв. Президентом РФ 03.11.2015 № Пр-2283 // СПС «Консультант Плюс».
3. Совместное заявление для СМИ по итогам специального заседания министров по культуре и искусству АСЕАН-Республика Корея (24 октября 2019 г. Кванджу, Корея) // URL: https://asean.org (дата обращения: 11.02.2022).
4. Global Korean Wave Trend 2018, KOFICE
5. Global Korean Wave Trend 2019, KOFICE
6. Korean Wave Tourism Survey Report, KTO, 2003
Литература
7. Ангина Е.В., Новикова Е.Ю. «Халлю»-туризм («Корейская волна») как новое направление развития туризма в Республике Корея // Вестник РМАТ. 2017. № 1. С. 140-145.
8. Асмолов К.В. Современная ситуация и проблема феномена «Корейской волны». - URL: http://makkawity.livejournal.com/819307.html (дата обращения: 27.02.2022)
9. Барышников Д.Н. Эффективность дипломатии. — СПб.: ВВМ, 2009. — 150 с.
10. Бокова Ю.И. «Мягкая сила» во внешней политике Республики Корея // Дневник Алтайской школы политических исследований. 2017. № 33. С. 93-97.
11. Володин В.М., Рожкова Л.В., Сальникова О.В. «Мягкая сила» в мировом сообществе и внешней политике России. Право и управление. XXI век. 2017. № 3. С. 68-80.
12. Воробьева И. Корейская волна // Прямые инвестиции. 2013. № 12. С. 14-19.
13. Гармаханов М.Ц. Политическое и экономическое влияние корейской волны в начале XXI в. // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 8. С. 78-80.
14. Глущенко Л.С. Причины популярности «корейской волны» в КНР // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 122-123.
15. Жидков В.О. Элементы южнокорейской мягкой силы // Дискурс-Пи. 2014. № 2-3. С. 172-177.
...