Введение 3
Глава 1. Блогосфера как медиафеномен 7
1.1 Интернет-журналистика в современном медийном пространстве 7
1.2 Идентификация и исторический аспект развития блогосферы 17
1.3 Специфика и тенденции развития блогосферы как вида сетевой
журналистики 28
Глава 2. Выборы в Государственную Думу в освещении блогеров 47
2.1 Особенности функционирования российского ЖЖ-сообщества: лидеры
мнений 47
2.2. Блоги как альтернативный взгляд на выборы в Государственную Думу
65
Заключение 85
Список литературы 88
Приложения
С конца ХХ века Интернет как новая реальность и социальное явление
все глубже внедряется в процессы взаимодействия современного общества,
изменяя пространственно-временные параметры этого взаимодействия.
Средства массовой информации в данном случае играют особенную роль.
Всемирная паутина преобразовывает и видоизменяет сущность
журналистики, являющейся базисом массовой коммуникационной среды.
Интернет трансформирует язык, стиль речи, изменяет установленные жанры,
соединяет разнообразные области деятельности индивидуума.
Постепенно с развитием глобального киберпространства деление на
традиционные и завоевывающие медийное поле сетевые СМИ становится все
более условным из-за стирания границ. Переход СМИ в онлайн-пространство
ведет к разрастанию аудитории традиционных изданий, а также к ее слиянию с интернет-аудиторией.
Таким образом, перемещение всех видов СМИ в Интернет
способствует созданию и развитию исключительной многоканальной
области, соединившей в себе уже сложившийся исторический опыт
традиционных СМИ и новые технологические ресурсы, доступные медиа.
Благодаря Интернету информация до аудитории доставляется едиными
средствами, а также возможна поддержка обратной связи с каждым пользователем.
Сегодня в медиасистеме сформировался достаточно сильный и
влиятельный сегмент, в состав которого вошли не только разнообразные
интернет-СМИ, но и блоги как вид альтернативной журналистики. В
политической коммуникации новые медиа, блогосфера и социальные сети
занимают значимое место, так как в полной мере выполняют функции
традиционных СМИ: информируют, агитируют, пропагандируют, влияют на
общественное мнение. К принципиально новым их свойствам относится
высокая оперативность, а также в разы преумноженная коммуникативная
функция. В современном мире нет дефицита информации, наоборот,4
наблюдается ее переизбыток. Именно поэтому неудивительно стремление
потребителей к сокращению информационного потока и выбору источников
с четко обозначенной политической позицией. Свобода слова, пока еще
относительно доступная в сетевом пространстве, позволяет блогерам
оказывать сильное политическое воздействие на аудиторию, формировать
определённое отношение к тем или иным политическим движениям и их лидерам.
Процесс «блоголизации» в Сети ведёт к существенным изменениям в
современных средствах массовой информации. В этой связи, можно сказать,
что новые медиа сегодня, выполняя и совершенствуя функции традиционных
СМИ, составляют для последних серьёзную конкуренцию.
Таким образом, актуальность данной работы обусловлена
трансформацией значения и возможностей современных средств массовой
информации в общественно-политическом процессе, а также признанием
перспектив всемирной паутины как нового развивающегося средства
массовой коммуникации. Несмотря на непрерывно растущий интерес к
блогингу можно говорить о том, что принципы освещения в блогосфере тех
или иных вопросов, в особенности политической направленности, не до
конца изучены и проанализированы.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление
специфики освещения выборов в Государственную Думу в блогосфере.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) идентифицировать понятие и особенности интернет-журналистики;
2) выявить специфику и тенденции развития блогосферы;
3) определить особенности функционирования блогов, авторы которых
являются лидерами российского ЖЖ-сообщества;
4) выделить приемы освещения выборов в Государственную Думу в блогосфере.
Объектом данного исследования выступают материалы блогосферы,5
посвященные выборам в Государственную Думу.
Предметом изучения являются приемы выражения авторской позиции
блогеров ЖЖ-сообщества в публикациях о выборах в Государственную Думу.
Эмпирическую базу исследования составили публикации на
блогохостинге LiveJournal, затрагивающие тему предвыборных кампаний,
непосредственно самих выборов в Государственную Думу и их итогов. В
качестве авторов публикаций были выбраны популярные блогеры, среди
которых Илья Варламов, Дмитрий Чернышев, Елена Миро, Артемий
Лебедев, Валерий Петров, Олег Макаренко, Антон Носик, Аркадий Бабченко,
Олег Матвейчев, Сергей Никитинский, Лев Вершинин, Максим Кац, Сергей
Лукьяненко, Сергей Елкин, Владислав Щукин, Борис Рожин, Владислав
Наганов, Валерий Савельев, Анатолий Несмиян, Евгений Шульц, Константин
Крылов, Алексей Рощин, Эдуард Лимонов, Андрей Илларионов, Николай
Камнев, Ирек Муртазин, Олег Козырев, Максим Соколов, Дарья Митина, Михаил Делягин и др.
Хронологические рамки исследования включают период с марта
2016 года по ноябрь 2016 года, что обусловлено сроками предвыборных
кампаний, а, следовательно, и формированием инфоповодов.
Теоретической базой исследования послужили научные статьи,
работы, интервью, затрагивающие тему феномена интернет-журналистики
(А. А. Калмыков, Л. А. Коханова, М. М. Лукина, И. Д. Фомичева В. В.
Перевалов, А. Н. Лаврухин, В. В. Тулупов, А. А, Колосов, М. И. Цуканова и
др.); специфики новых медиа (Е. В. Лазуткина, А. А Мирошниченко, А.
Баранов, А. Федорова, А. А. Никитенко, Я. Н. Засурский и др.); труды
позволяющие идентифицировать блогосферу и выявить ее специфику (Д.
Скотт, Е. В. Лазуткина, В. С. Гудковский, Е. Н. Литвин, И. А. Гуляев, Е. И.
Горшкова, С. Усков, А. Чумиков, Дж. Райт, Д. Форрестер, В. Герасевич, А. В.
Попов, Д. Раус, А. А. Калашникова, М. Гударин, Е. Гундарина, А. Анненский
и др.), а также словари русского языка, учебники по курсу истории журналистики.
В работе мы использовали следующие методы исследования:
соцопрос, системный анализ публикаций в блогах, сравнительно-типологический, текстологический и индуктивный методы.
Новизна исследования характеризуется тем, что в дипломной работе
впервые подробно проанализировано освещение выборов в Государственную
Думу в блогосфере, что позволяет выявить активность блогеров в
политической коммуникации и определить уровень влияния сетевых авторов на аудиторию.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что ряд
ее положений и выводов вносят свой вклад в последующее исследование
феномена блогосферы и влияния новых альтернативных медиа на общество и
могут быть использованы во время дальнейшего изучения сетевого
пространства как прогрессивного средства массовой коммуникации.
Теоретические заключения и практические данные, а также основные
положения дипломной работы могут применять при изучении политической
коммуникации в Сети. На их основании могут быть проведены анализы и
других возможностей влияния в блогосфере.
Апробация работы. Отдельные положения выпускной
квалификационной работы были апробированы в рамках студенческой
научно-практической конференции «Искусство медиа: культура, технологии,
человек» (Санкт-Петербург, 2016). По материалам ВКР опубликованы тезисы
доклада «Альтернативная журналистика о выборах в Государственную Думу:
взгляд лидеров блогосферы» в сборнике материалов конференции
Быстрая эволюция новых информационных технологий, в том числе и
Всемирной паутины, благоприятствовала возникновению новой
коммуникативной зоны, в рамках которой стало возможно вовлечение кого-то еще в область собственных взаимодействий с окружающим миром.
Интернет сегодня выступает не только в роли распространенного
канала коммуникации в обществе, но и в качестве информационного
транслятора и сферы жизни для медиа. Интернет-журналистика хоть и
развивается в непосредственной связи с остальными видами СМИ,
представляет собой отдельную медиа-систему, обособленную как от
традиционных СМИ, так и исключительно развлекательных площадок.
Именно поэтому она имеет ряд уникальных особенностей, а ее роль в
медиапространстве продолжает расти.
Сравнительно недавно получившие популярность блоги, как вид
интернет-коммуникации, представляют собой веб-сайты или страницы
внутри блогохостингов, которые содержат записи различного содержания.
Публикации располагаются в хронологическом порядке, а у читателей есть
возможность вступать в дискуссии с автором. Первые блоги начали свое
существование в конце 1990-х гг. Тогда они носили только развлекательный,
коммуникативный, но приватный характер. Однако со временем границы
личной жизни блогеров стали стираться, что сделало блоги инструментом
общественного воздействия и взаимодействия.
За все время существования блогов среди их противников и
сторонников постоянно велись споры о полезности и важности
существования блогосферы. Негативное отношение к блогам, а также
отрицание их ценности обосновывается непониманием самого феномена блогинга.
Несмотря на то, что такие явно схожие понятия, как блоги и СМИ,
существуют в интернет-сегменте, их нельзя относить к одной области. Блоги
являются принципиально новым объектом изучения, играющим важную роль86
в информационно-коммуникативном пространстве.
В Рунете понятие блогов ассоциируется напрямую с блогохостингом
«Живой Журнал». В свою очередь площадка за 18 лет существования из
развлекательного портала трансформировалась в популярный по всему миру
сервис для общения и формирования общественного мнения. В ЖЖ-блогах
интернет-пользователи могут коммуницировать без физических и моральных
границ с самыми разными люди. Кроме этого имеющие большую аудиторию
ЖЖ-юзеры, высказывая свою точку зрения на то или иное событие, могут
влиять на общественность. При этом LiveJournal, являясь частью
блогосферы, все еще не может выступать в роли самостоятельного средства
массовой информации. Хотя возможно в скором времени произойдет
информационная революция, стирающая все условности и правила, касающиеся СМИ.
Предпринятый в рамках данного исследования мониторинг постов в
ЖЖ-блогах на тему выборов доказал, что блогеры могут влиять на
отдельных представителей аудитории. Однако реакция медиасообщества в
период предвыборной кампании заставила задуматься о том, что не все
авторы стремятся своей властью пользоваться. Единственно верного ответа
на вопрос, почему блогеры отреагировали так вяло накануне единого дня
голосования, нет. Тем не менее, мы можем выдвинуть предположения, что
сложившейся ситуации поспособствовал ряд причин. Среди них
безынициативное поведение самих политических игроков. На фоне
международной обстановки, в частности проводимой предвыборной
кампании в США, выборы в Государственную Думу выглядели чересчур
спокойными. И все же молчание блогосферы, которая уже несколько
десятилетий активно обсуждает абсолютно любые события в стране, это тоже знак.
Бездействие блогосферы подкрепилось и проведенным опросом.
Большинство респондентов, хоть и пользуются сами блогами, а также
считают, что блоги составляют традиционным СМИ конкуренцию, сами пока87
не готовы воспринимать блогосферу заменой привычным СМИ. Поэтому мы
можем сделать вывод, что блоги сегодня не приходят на смену средствам
массовой информации. Они существует параллельно с ними. Однако в
будущем ситуация может измениться, что делает тему нашего исследования
актуальной еще долгое время.
1. Гражданский кодекс Российской федерации от 30 ноября 1994 года N 51-
ФЗ. URL: https://elementy.ru/library/gk4_1225-1254.htm (Дата обращения:
20.04.2017)
2. Уголовный кодекс РФ. URL: http://www.uk-rf.com/ (Дата обращения:
17.04.2017)
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (Дата обращения:
20.04.2017)
4. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о
защите информации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей». URL:
https://rg.ru/2014/05/07/informtech-dok.html (Дата обращения: 20.04.2017)
5. Авшалумова Р. Запутались в сетях. 03.07.2009. URL:
https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2009/07/03/zaputalis-v-setyah (Дата
обращения: 22.03.2017)
6. Анненский А. Сто один пост на радио «Эхо Москвы». – 2012. – 250 с.
[Цифровая книга]
7. Баранов А. Интернет-психология. – М.: РИОР, 2015. – 264 с.
Блогосфера в 2015 году / URL: http://www.cossa.ru/149/2483/ (Дата
обращения: 22.04.2017)
8. Варламов И. Блогер или журналист? 3.01.2017. URL:
http://varlamov.ru/2169567.html (Дата обращения: 22.03.2017)
9. Вербик Д. Как писать для интернета // Вестник Волгоградского
государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика.89
Вып. №7. – 2008. – 94-97 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kak-pisat-dlyainterneta (Дата обращения 17.01.2017)
10. Волхонский В. Л., Зайцева Ю. Е., Соколова М.М. Материалы сборника
«Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet». – СПб.:
СПБГУ, 2007. URL: http://volokhonsky.ru/internet/ (Дата обращения:
14.01.2017)
11. Герасевич В. А. Блоги и RSS: интернет-технологии нового поколения.
Самоучитель. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. –256 с.
12. Горшкова Е. И. Блог как вид интернет-коммуникации: автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук :
специальность 10.02.04 <Германские языки> [Рос. гос. пед. ун-т им. А. И.
Герцена]./ Е.И. Горшкова. - Санкт-Петербург, 2013. – С. 5.
13. Гудковский В. С. Социология блога как перспективное направление
обществоведческой науки / Часть сборника. Прикладная информатика №4
(22). – М.: Синергия, 2009. – 2 с.
14. Гуляев И. А. ЖЖ. Живой журнал. Просто как дважды два / И.А. Гуляев. –
М.: Яуза, Эксмо, 2008. – С. 6, 8
15. Гундарин М. Корпоративный блог / М. Гундарин, Е. Гундарина. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2013. – 155 с.
16. Гусева В. Блог и дневник: структурный анализ и функциональный
контекст. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 136 с.
17. Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению
понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. Вып. №11-12, том 1. – 2015. – 234-239
с.
18. Иванова Н. А. Перспективы профессиональной журналистики в условиях
популяризации гражданской журналистики // Наука и современность, №4-1.
– М., 2010. – 79-83 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivyprofessionalnoy-zhurnalistiki-v-usloviyah-populyarizatsii-grazhdanskoyzhurnalistiki (Дата обращения: 16.03.2017)90
19. Интернет и традиционные СМИ в медиакультурном пространстве Канады
и России: Материалы российско-канадского научно-практическоо семинара,
г. Саратов, 2-4 февраля 2010 г. / Отв. редактор В. Т. Клоков. Саратов:
Издательство «Саратовский источник», 2010. – 258 с.
20. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч. 2: Блоги
в системе массовых коммуникаций. Сборник Лаборатории медиакультуры,
коммуникации, конвергенции и цифровых технологий / Под ред. Ивана
Засурского. – М.: Издательство МГУ, 2007. – С. 13,14.
21. Ирхин Ю. В. Коммуникативный, политический и управленческий
потенциал блогосферы // Контуры глобальных трансформаций: политика,
экономика, право, №5 (37), том 8. – 2015. – 6-17 с. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-politicheskiy-i-upravlencheskiypotentsial-blogosfery (Дата обращения: 19.02.2017)
22. Казакова А. В. Электронные СМИ: понятия и особенности / А. В.
Казакова // Наука и современность. - 2013. - Вып. 20. - С. 21 -24 URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-smi-ponyatie-i-osobennosti (Дата
обращения: 10.03.2016)
23. Калашникова А. А. Языковая личность в русскоязычном блоге:
когнитивно-прагматический аспект: автореферат дис. канд. филол. наук:
10.02.19. – Ростов н/Д:, 2011. – 176 с.
24. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400
«Журналистика./А.А. Калмыков,Л.А. Коханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005. URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm (Дата обращения
17.11.2016)
25. Калмыков А. А. Медиалогия Интернета / Предисл. С. В. Клягина. Изд. 2-
е - М.: ЛЕНАНЛ, 2015. – 271 с.
26. Каримов Ф. Какую платформу для блога выбрать? 18.10.2014. URL:
https://lifehacker.ru/2014/10/18/platformy-dlya-bloga/ (Дата обращения:
10.03.17).91
27. Кармозина А. Блог как средство развития коммуникативных действий. –
LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 76 с.
28. Кто все эти люди? Новое исследование активной аудитории ВК, Fb, Twi,
Inst, ОК, ММ и ЖЖ. 14.01.2016. URL:
https://habrahabr.ru/company/palitrumlab/blog/297880/ (Дата обращения:
6.03.2017)
29. Лаврухин А. Н. Информационное общество: надежды и результаты
информатизации. М., 1989. Вып. 12. – С 40-53
30. Лазуткина Е. В. Проблемно-объектный комплекс регулирования
новостной информации в блогосфере Рунета: монография./Е.В. Лазуткина. –
Астрахань: Волга, 2011. – С 55.
31.Литвин Е. Н Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай. – СПб.:
Питер, 2011. – С. 18, 136.
32. Лопатин В. В. Орфография и структура слова: к проблеме удвоенных
согласных на стыке морфем. / Современное русское языкознание и
линговдидактика: сборник научных трудов, посвященный 85-летию со дня
рождения академика РАО Н. М. Шанского. – М., 2007. – С. 77 – 79.
33. Мирошниченко А. А. Интернет-журналистика: ближайшее будущее
медиа-отрасли. [Электронный ресурс] - М.: ЗАО «Книжный мир», 2011. - 1
CD-ROM.
34. Мульченко О. 12 лучших бесплатных блог-платформ. 6.09.2016. URL:
https://freelance.today/poleznoe/12-luchshih-besplatnyh-blog-platform.html (Дата
обращения: 10.03.17)
35. Не все то журналистика, что блог / 2013 URL:
http://expert.ru/2013/12/13/ne-vse-to-zhurnalistika-chto-blog/ (Дата обращения:
16.04.2017)
36. Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А.
Грицанов. 1999. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/528
(Дата обращения: 14.11.2016)92
37. Новикова С. Блог и социальные сети как пространств политических
коммуникацй. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2011. – 124 с.
38. Перевалов В. В. Основы интернет-журналистики: учеб. пособие / В.В.
Перевалов, Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова. – М.: МГУП
имени Ивана Федорова, 2012. – С 4.
39. Олег Тиньков. URL: http://olegtinkov.livejournal.com/ (Дата обращения:
22.03.2017)
40. Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы,
инновационные образовательные технологии: материалы второй
Международной научно-практической конференции (Челябинск, март 2011
года) / [науч. ред.: к.п.н. Е. И. Семушина]. - Челябинск : Челябинский
институт (филиал) ФГОУ ВПО "Уральская академия государственной
службы" РЕКПОЛ, 2011. – С. 90-91.
41. Подпорина Н. История блогов и становление гражданской журналистики
// Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Ч. 2: Блоги в
системе массовых коммуникаций. Сборник Лаборатории медиакультуры,
коммуникации, конвергенции и цифровых технологий / Под ред. Ивана
Засурского. – М.: Издательство МГУ, 2007. – С. 28,29.
42. Подшибякин А. По живому. 1999-2009: LiveJournal в России. – М:
КоЛибри, 2010. – С.6, 144.
43. Познер В. О том, почему блогер не журналист. 14.03.2016. URL:
http://pozneronline.ru/2016/03/14893/ (Дата обращения: 17.03.2017)
44. Пользователи Рунета не любят телевизор // URL:
http://www.rosbalt.ru/style/2009/11/03/685784.html (Дата обращения
14.12.2016).
45. Попов А. В. Блоги. Новая сфера влияния / - М.: Манн, Иванова и Фербер,
2009. – С. 26-29.
46. Потопчук К., Федорова А. Власть над сетью. Как государство действует в
интернете. – М.: Алгоритм, 2014. – 352 с.93
47. Прудская Н. Блог в системе социальных отношений // Интернет и
интерактивные электронные медиа: исследования. Ч. 2: Блоги в системе
массовых коммуникаций. Сборник Лаборатории медиакультуры,
коммуникации, конвергенции и цифровых технологий / Под ред. Ивана
Засурского. – М.: Издательство МГУ, 2007. – С. 71.
48. Пуля В., Корнев М. 10 трендов новых медиа в 2016 году // URL:
http://mediatoolbox.ru/trends2016/ (Дата обращения: 13.04.2017)
49. Развитие интернета в регионах России // URL:
https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016 (Дата
обращения: 13.01.2017)
50. Райт Дж. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения
продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов
в бизнесе / Дж. Райт, пер. с англ., ред. Ю. А. Логинова. – М.: Эксмо, 2008. –
С. 24, 29.
51. Раус Д. Ваш блог в Интернете. Как заработать миллион: Пер. с англ.
/Д.Раус. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – С. 21.
52. Русский орфографический словарь РАН. / Отв. ред. В.В. Лопатин. – 2001
– 2007. – Режим доступа: www.gramota.ru
53. Рыбина Т. И. Проблемы правового статуса блогера // Наука и
совеременность. Вып. №40. – Барнаул.: Алтайский государственный
университет. – 2015. – 40-44 с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemypravovogo-statusa-blogera (Дата обращения: 12.02.2017)
54. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М. М.,
Фомичева И. Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова,
2005. – 87 с. (Рекомендовано Ученым Советом факультета журналистики
МГУ).
55. Скотт Д. Новые правила маркетинга и PR: Как использовать социальные
сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного
контакта с покупателем / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. – С.
71, 98.94
56. Тулупов В. В., Колосов А. А., Цуканова М. И., Сапунов В. И., Бобряшов
А. А. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет.
Учебник / Под ред. В.В. Тулупова, А.А. Колосов и др. – СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2006 – 320 с.
57. Усков С. Форумы, блоги, соцсети и другие ресурсы в интернете. – М.:
Э.РА, 2013 – 112 с.
58. Ферье. А. Новые правила ЖЖ. 05.04.2017. URL: http://artyomferrier.livejournal.com/298329.html (Дата обращения: 23.04.3017)
59. Форрестер Д. Блог как способ заработать / Д.Форрестер, пер. с англ. и
редакт. М.А. Райтмана. – М.: Эксмо, 2010 – С. 31-32,176.
60. Чем отличается блоггер от журналиста. 20.02.2013. URL:
http://jyrnalist.ru/chem-otlichaetsya-blogger-ot-jurnalista/ (Дата обращения:
22.03.2017)
61. Чумиков А. PR в Интернете: Web 2.0 и Web 3.0 / Александр Чумиков,
Михаил Бочаров, Мария Тишкова. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – С. 19.
62. Шакиров А. И. Трансформация журналистского текста в условиях
глобализации общества // Ученые записки Казанского университета. Серия
гуманитарные науки, №6, том 156. – 2014. – 17-25 с.
63. Экгардт Л. В. Особенности региональной интернет-журналистики (на
примере интернет-СМИ Тверской области. Вестник Челябинского
государственного университета. 2010. № 34 (215). Филология.
Искусствоведение. Вып. 49. С. 137–140