Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Консерваторы и реформаторы в китайской мысли эпохи Цин

Работа №134458

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы47
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………2
Глава 1. Причины реформ ……………………………………………...4
1.1 Главные исторические событий конца эпохи династии Цин………..4
1.2 Историко-культурные предпосылки реформ………………………….9
Глава 2. Реформаторы…………………………………………………...13
2.1 Начало реформаторской деятельности………………………………...13
2.2 Кан Ю-вэй ………………………………………………………………15
2.3 100 дней реформ…………………………………………………………22
2.4 Реформаторское движение и Европейские страны…………………..26
Глава 3. Консерваторы …………………………………………………30
3.1 Лагерь Консерваторов………………………………………………….30
3.2 Ци Си…………………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………..45

Актуальность темы ВКР определяется в первую очередь относительной современностью рассматриваемого периода. Сейчас Китай центр мировой промышленности, готовый вот-вот освободиться от статуса страны третьего мира. Такое положение великой империи есть последствие событий имевших конкретное начало, которое будет рассмотрено в моей работе. В отличии от Англии, которая постепенно развивалась на всем протяжение истории, Китай долгое время был закрыт для мира. Именно тогда были пересмотрены, поддерживаемые тысячелетиями взгляды китайцев на мир. После опиумных войн 1840-го и 1856-го начался процесс капитализации Китая. Который на протяжение своей истории был закрыт для западной культуры, так как считал ее отстающей перед своей собственной. Поддерживаемая тысячелетиями идея превосходства Китая над всеми остальными странами, уничтожала всякий интерес народа к тому, что происходит за границей великой империи. Именно поэтому поражение в войнах с иностранцами оказались для поднебесной настоящим откровением, которое можно сравнить с культурным шоком. Превосходство в военном оснащение западных держав и уровень научных достижений, намного превосходил уровень китайцев.
Проникновение западной культуры в Китай имело насильственный характер. Еще одной характеристикой начавшихся в конце 19-го века преобразований, была скорость, с которой эти преобразования начали изменять, так усердно поддерживаемый неизменный ход вещей в империи. Правительству и народу поднебесной было крайне трудно отказаться от идеи своего превосходства. Признать свою отсталость и необходимость пересмотра своих культурных установок вынуждали поражения, которые одно за другим Китай терпел от западных держав. Самым обидным, и в то же время самым одухотворяющим, было поражение, полученное от младшего брата Великой империи – Японии, которая оказалась более лояльной в вопросе самоопределения в мировой политике и смогла своевременно начать принимать достижения западной культуры.
Несмотря на то, что вторжение Запада с его передовыми капиталистическими идеями, оказалось катализатором в процессе модернизации Китая, тем не менее, идеи о необходимости преобразований рождались и непосредственно в рамках культуры Великой империи. Этому способствовало, в первую очередь, общий настрой правительства. Маньчжурскую династию интересовало исключительно сохранение собственной власти и, ставя это соображение в основу своей политики, представители династии не замечали , как страна разделяется иностранными державами.
Практический аспект данных исследований заключается в возможности понять истоки новых культурных установок китайской мысли. Посредством анализа сходств и различий в идеях консерваторов и реформаторов поздней династии Цин, как ярких представителей нации, предпринятого в данном исследовании, мы рассчитываем выявить основные направления общественной мысли.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Поражение реформаторского движения стало результатом того, что идеи нового китайского национализма, выраженные в желании, в первую очередь, ограничить власть маньчжурского двора путем введения конституционной монархии, не нашли отклика у большей части китайской элиты. Последователи реформ – прозападные студенты, торговцы, мелкие буржуа и промышленники - не смогли сплотиться и стать реальной политической силой.
Китай, открывшийся миру, должен был выбрать свой путь развития. Вторжение иностранцев ясно дало понять несостоятельность Китая как державы, отвечающей стандартам современности, и показало невероятную отсталость великой империи как в техническом, так и в культурном плане. Необходимость преобразований не вызывала ни у кого сомнения. Оставалось только выбрать путь.
Со стороны реформаторов было выдвинуто огромное количество идей и моделей реформ, а также предложены способы их реализации. Спецификой реформаторского движения в Китае в конце XIX века было то, что его последователи по большей части были людьми, далекими от власти. Их амбиции и колоссальные планы по модернизации Китая не были подкреплены достаточным опытом в реальном управлении империей. Тем не менее, они сыграли очень важную роль в процессе трансформации культурных установок в умах простого народа. Само появление их, как силы способной противостоять правительству, олицетворяющему многовековые неизменные традиции Китая, стало надеждой на возможное изменение жизни людей в лучшую сторону. Идея необходимости преобразований появилась в момент вторжения иностранцев, когда рядовые солдаты ощутили на себе превосходство европейской военной техники, а китайские рабочие стали привлекаться к работе на современных фабриках, построенных иностранцами. Но было необходимо отразить настроение народа в конкретных требованиях. Первая такая попытка была сделана во время Тайпинского восстания, когда многие китайцы последовали европейской религиозной культуре, выраженной в католичестве. Их привлекла идея нового мира и нового спасителя, который должен был привести их к новой жизни, жизни по западному образцу. Несмотря на провал этого восстания, оно стало важным этапом в процессе ломки многовековых традиций и переходу к модернизации во всех сферах китайского общества.
Оформление теоритического базиса реформаторского движения почти полностью легло на плечи его лидера – Кан Ю Вэя. Самородок, которому не удалось вписаться в систему, неоднократно проваливавшийся на государственных экзаменах, проявив невероятную усердность, смог найти для свой собственный путь, что и вдохновляло в нем его последователей. Проведя колоссальную работу по изучению как классических китайских канонов и исторических произведений, так и разнообразной западной литературы по политике и экономике, лично испытав на себе бюрократическую несправедливость, процветавшую в государстве, он позволил себе дерзнуть и попытаться изменить сложившуюся в стране ситуацию. Начав с критики конфуцианских канонов, он дошел до критики маньчжурского правительства. Написав множество страстных меморандумов двору, разоблачающих государственный аппарат, он добился известности в передовых, либерально настроенных кругах общества. Проделанная им работа была подержана молодым императором Цзай Тянем, который, после одобрения Ци Си, смог реализовать некоторые из предложенных реформ.
Провал политической программы, часть которой была реализована в течение «ста дней реформ», заключался в том, что реформаторы, прорвавшиеся в правительство, не смогли оказать достойное сопротивление консервативному лагерю. Начав продвижение реформ, непосредственно касавшихся модели управления государства, и попытавшись добиться введения конституционной монархии, реформаторы стали рассматриваться правящей династией как угроза сохранению ее власти, что и стало причиной ожесточенного сопротивления со стороны консерваторов, приведшего к полному краху реформаторского движения.
Проделанная реформаторами работа очень сильно повлияла на модель китайского сознания. Власть маньчжурской династии больше не была непоколебима.
Консервативный лагерь, который возглавляла Ци Си, появился как реакция на возникновения реформаторов. Они не имели какой-то теоритической платформы, а просто настаивали на сохранении традиций древности, которые являлись гарантом их нахождения у власти. В желании удержаться на своих постах представители консерваторов были готовы закрывать глаза на очевидные проблемы и сопротивляться всему, что могло нарушить привычный для них ход вещей. Единственное, что они принимали, была необходимость заимствование у Запада его передовых военных и промышленных технологий. В вопросе же западных политических моделей и прогрессивных научных и культурных открытий, консерваторы были категоричны. Свои действия, или бездействие, они оправдывали тем, что в Китае существовал культ предков, и именно сохранение заветов древности на протяжении тысячелетий определяло развитие китайской культуры.
Политика консервативного лагеря была поддержана в первую очередь огромным числом сановников, чиновников, ученых-конфуцианцев и всех тех, кто имел непосредственное отношение к власти. Они, так же как и их лидеры, в первую очередь заботились о сохранении своих постов и доходов.
Ци Си, являясь лидером консерваторов, олицетворяла собой все традиционные, складывавшиеся в Китае веками, традиции. Являясь жестокой, изощрённой в разного рода закулисных заговорах и теневых махинациях правительницей, она на долгое время сконцентрировала власть над Поднебесной в своих руках. Будучи ярым защитником неприкосновенности маньчжурской династии, она всегда жестоко расправлялась с ее врагами. Встретившись с угрозой западной экспансии с перспективой последующей колонизации Китая, она была вынуждена принимать сложные решения. Доверившись предчувствию императора Цзай Тяня, Ци Си согласилась на проведение некоторых реформ по предложенному Кан Ю Вэем плану. Однако, встав перед выбором между сохранением власти или модернизацией китайского правительства, которое возможно принесет свои плоды, но наверняка урежет реальную власть маньчжурской династии, Ци Си выбрала первое.
После вторжения иностранцев Китаю пришлось начать подстраиваться под новые современные стандарты жизни. Традиционная китайская культура устарела, а новую еще только предстояло сформировать. Двигателями этого процесса стали реформаторы, теоретики, чьи идеи в последующем были поддержаны революционерами, военными, которые уже силой смогли добиться своих требований. Консерваторы, представляющие собой все старое, прикрываясь следованием заветам предков, всего лишь пытались сохранить свою власть, слепо отрицая все современные тенденции. Пройдет чуть более десяти лет после отмены плана реформирования Китая, когда все старое будет сметено во время Синхайской революции.
Проведенное нами исследование дает право заключить, что Китай, который мы знаем сейчас, зародился именно после вторжения в него иностранцев в середине XIX века. Реформаторы, появившиеся в тот момент, задали вектор развития китайской мысли, сделав ставку на заимствование у Запада достижений его культуры, венцом которой они считали плоды технического и промышленного прогресса. Консерваторы, в свою очередь выступившие защитниками традиционной культуры и выражавшие мысль о непоколебимости заветов старины, оказались неспособными сохранить власть в условиях, где современность, в лице Запада, оказалось более привлекательной для народа.


1. Contemporary Chinese Philosophy / Edited by Chung Ying and Nicholas Bunin. – Malden: Blackwell Publishers Inc., 2002.
2. Leigh K. Jenco. How meaning moves: Tan Sitong on borrowing across cultures // Philosophy East and West. Honolulu: University of Hawai`I Press, 2012 (1).
3. Nathan Talbolt. T`an Ssu-t`ung and the Ether // Studies on Asia. Lincoln: University of Nebraska Press, 1960 (1).
4. Бокщанин А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая: Древность, Средневековье, Новое время. М.: Институт востоковедения РАН, 2010.
5. Булдыгерова Л.Н. История Кита : учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2016.
6. Вестад О.А. Беспокойная империя. Китай и мир с 1750 года М.: Центрполиграф, 2014 .
7. Дельнов А.А. Китай. Большой исторический путеводитель. М.: Эксмо, 2008.
8. Джастин У. История Китая. М.: Астрель, 2008.
9. Елисеев Д. История Китая. Корни настоящего. СПб.: Евразия, 2008.
10. Ермашев И. Сунь Ят-сен // Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1964.
11. Ефремов Г.В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ятсен: 1911 – 1913 гг. М., 1974.
12. Ефремов Г.В. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1949.
13. История Китая / Под ред. А.В. Мелискетова - 3-е изд. - М.: Оникс.21 век, 2004.
14. Каретина Г.С. Традиционная культура и процесс модернизации в Китае // Россия и АТР. Владивосток: Издательство Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, 2009 (4).
15. Крюгер Р. Китай. История страны / пер. Д. Воронина. М.: Эксмо, 2008.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ