Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО

Работа №13445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
923
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА
ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО 10
1.1. Сущность феномена «здоровый образ жизни» в контексте исследовательских подходов 10
1.2. Характеристика комплекса ГТО, его основные требования 18
1.3. Формирования здорового образа жизни младшего школьника в контексте
физического воспитания 26
Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО 38
2.1. Организация педагогического наблюдения по формированию здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО .... 38
2.2. Формирующий этап по внедрению комплекса ГТО с целью приобщения
младшего школьника к здоровому образа жизни 41
2.3. Методические рекомендации начинающему учителю начальной школы по формированию здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60


В настоящее время общество признает особенную роль здоровья подрастающего поколения и выдвигает ряд задач системе государственного образования по созиданию и сохранению здоровья младших школьников.
Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека, в оздоровлении нации определяется необходимостью подготовки психически и физически здорового каждого отдельного человека как здорового гражданина, самодостаточного для его успешности в жизнедеятельности не простого современного общества.
Действующий Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования» рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности современного человека, подготовки молодежи к защите родины.
В педагогической практике на всех ее уровнях определилась потребность в разработке целостной системы сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание таких основ организации педагогического процесса, которые бы обеспечивали ученику возможность выбора здорового образа жизни, способствовали формированию отношения к собственному здоровью как высшей духовной ценности.
Проблема здорового образа жизни требует к себе особого внимания. Необходимо сформировать у населения осознанные потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом и ведении здорового образа жизни.
Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»» определяет цель, задачи, структуру, содержание и организацию работы по внедрению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ГТО), данное постановление является программной и нормативной основой системы физического воспитания населения (далее - Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс).
С внедрением Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» должна произойти модернизация системы физического воспитания и системы развития массового детско-юношеского и школьного спорта в образовательных организациях.
Значимость внедрения комплекса ГТО в образовательный процесс определяется повышением результативности применения возможностей спорта и физической культуры в укреплении здоровья, всестороннем и гармоничном развитии личности, воспитании гражданственности и патриотизма, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста требует определения особенностей здоровья в данном возрасте, выявления специфики педагогических воздействий и продуманной системы организации физического воспитания, кроме всех прочих оздоровительных мер, которые проводят в образовательных организациях.
Уже на начальных этапах исследования нами выделены некоторые разногласия, делающие своевременным решение задач формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО.
Это, прежде всего, противоречия между:
- необходимостью установления научно обоснованных подходов к проблеме здоровьесбережения и недостаточным осознанием и разработанностью структуры и содержания определения «здоровый образ жизни» как предмета научного изучения;
- необходимостью организации эффективного и целенаправленного формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса.
- практической необходимостью целенаправленного формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО и отсутствием специально разработанных подходов и методик.
Актуальность рассматриваемой нами темы усиливается в контексте изучения научных исследований в данном направлении: Н. К. Смирнова, Э. М. Казина, В. П. Лукьяненко, Г.Б. Мейксона, В. И. Ляха удачное решение данной проблемы определено содержанием и построением учебно¬воспитательного процесса в школе. Необходимость укрепления и сохранения здоровья человека выдвигает перед школой приоритетную задачу сосредоточения усилий на процессе формирования здорового образа жизни.
В исследовании и решении проблемы здоровья подрастающего поколения, формирования у детей здорового образа жизни принимали участие в разное время ученые разнообразных наук: физиологи и психологи: Л.С.Выготский, В.М.Бехтерев и др.; философы: М.В.Ломоносов, Дж.Локк, К.Гельвеций и др.; ученые - медики: В.Ф.Базарный, Н.А.Амосов, И.И.Брехман, В.П.Казначеев, И.И.Буянов, Б.Н.Чумаков, Ю.П. Лисицин и др.; педагоги: В.К.Зайцев, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.В.Колбанов, С.В.Попов, Я.Корчак и др.
Отдельными аспектами организации педагогического взаимодействия и педагогического процесса с целью укрепления и сохранения здоровья детей занимались педагоги XX века: Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Я.Корчак, К.Роджерс.
Объектом исследования является формирование здорового образа жизни младших школьников.
Предмет исследования - комплекс ГТО как средство формирования здорового образа жизни.
Цель исследования: изучить проблему формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО.
Задачи исследования:
1. Определить сущность феномена «здоровый образ жизни».
2. Охарактеризовать комплекс ГТО и выявить его основные требования.
3. Рассмотреть формирование здорового образа жизни младшего школьника в контексте физического воспитания.
4. Представить изучение опыта формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО.
5. Разработать методические рекомендации начинающему учителю начальной школы по формированию здорового образа жизни младшего школьника.
Гипотеза работы: формирование здорового образа жизни младшего школьника будет проходить наиболее эффективно на основе внедрения комплекса ГТО, если:
- создать условия для оздоровления детей;
- мотивировать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
- системно вести работу по внедрению комплекса ГТО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами была использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с детьми и их родителями, учителями начальных классов (в период педагогической практики); диагностические методики, методы экспертной оценки; анализ продуктов деятельности учащихся.
Методологическую основу педагогического исследования составляют современные научные взгляды на здоровье как ценность (Н. П. Абаскалова, Г. Л. Апанасенко, Р. И. Айзман, И. И. Брехман, B. П. Казначеева, Э.М. Казин, Э. П. Вайнер, М. Я. Виленский, П.А. Виноградов, Л. В. Лотоненко, Л. И. Лубышева, Н. К. Смирнов); общие концептуальные подходы педагогики, теории и методики физического воспитания роли и месте физического воспитания в целостном педагогическом процессе (Ю. Н. Вавилов, Б. А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, П. Ф. Лесгафт, В. М. Выдрин, А. В. Лотоненко и др.); психолого-педагогические и методические основы организации физического воспитания в начальной школе (М.М. Анцибер, О.А. Александров, В.И. Бондин, Г. П. Богданов).
Практическая база: исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Вислодубравская средняя общеобразовательная школа».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура выпускной квалификационной работы.
Первая глава «Теоретические основы формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО» состоит из трех параграфов и включает в себя определение сущности феномена «здоровый образ жизни» в контексте исследовательских подходов, характеристику комплекса ГТО его основные требования , формирование здорового образа жизни младшего школьника в контексте физического воспитания .
Вторая глава «Изучение опыта формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО» состоит из трех параграфов, в которых представлена организация педагогического наблюдения по формированию здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО, формирующий этап по внедрению комплекса ГТО с целью приобщения младшего школьника к здоровому образа жизни, предлагаются методические рекомендации начинающему учителю начальной школы по формированию здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО.
В заключении кратко сообщаются основные теоретические положения работы; выводы по результатам исследования материалов, полученных в ходе наблюдения и перспективной деятельности.
Список использованной литературы содержит 35 источников.
Объем работы составляет 65 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования мы пришли к убеждению, что проблема формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО является актуальной.
Целью нашего исследования было изучение проблемы формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО в формате педагогического наблюдения.
Согласно поставленной цели в выпускной квалификационной работе была изучена и проанализирована педагогическая, психологическая, научная и научно-методическая литература по теме «Формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО».
Теоретическое изучение формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО позволило нам сделать следующие выводы.
Рассмотрев сущность феномена «здоровый образ жизни» в контексте исследовательских подходов, мы определили, что содержание здорового образа жизни это целостная система предметно-вещного социокультурного, природного и духовного компонентов социально творимого энергетического, информационного и пластического обеспечения наилучшей жизнедеятельности личности и общества. Содержание здорового образа жизни включает социокультурное правовое и духовное пространство развития и деятельности личности, предметно-вещную и экологическую среду обитания человека, что, в свою очередь, зависит от промышленно-производственных, экономических, коммуникационных и агрокультурных факторов.
Проанализировав характеристику комплекса ГТО его основные требования, мы пришли к выводу, что задачей общества является не только формирование будущей здоровой психологически и физически личности, необходимо сделать все для того чтобы личность стала частью системы этого развития. Комплекс ГТО вполне справится с этой задачей, мотивируя как общество, так и родителей. Как известно, познание непосредственно связано с поворотами, хождением, бегом. Отметим, что участие в спортивных мероприятиях увеличивает интерес к здоровому образу жизни и физической культуре, как у взрослых, так и у детей. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволяет создать такие условия для укрепления и сохранения здоровья детей, которые воспитывают волевые качества, развивают стремление к победе и уверенность в своих силах. В ходе состязаний младшие школьники учатся переживать за друзей, получают радость от своих результатов, и начинают чувствовать себя маленькими участниками большой команды спортсменов России. Так что, можно с уверенностью сказать, что нормы ГТО должны существовать в физическом воспитании младших школьников.
Изучив вопрос формирования здорового образа жизни младшего школьника в контексте физического воспитания мы определили, что процесс формирования здорового образа жизни (далее ЗОЖ) у детей младшего школьного возраста будет проходить наиболее результативно, если педагогом при организации занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. При этом педагог может выдвигать реальные задачи перед обучающимися, действенно управлять учебно - воспитательным процессом, оказывать содействие формированию у детей познавательного интереса к обучению.
Основными качествами, которые характеризуют формирование здорового образа жизни средствами физической культуры человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость, и совершенствование всех этих качеств способствует укреплению здоровья. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры неотъемлемая часть воспитания у младших школьников ведения правильного образа жизни. Именно регулярные занятия физической культурой формируют правильное отношение к своему телу, способствуют активности в различных областях жизнедеятельности человека.
Теоретический анализ проблемы формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО позволил нам перейти к проверке достоверности выдвинутой гипотезы и практическому обоснованию теоретических положений.
Проведенное педагогическое наблюдение по формированию здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО позволяет нам сделать следующие выводы.
Констатирующий этап исследования показал, что среди обучающихся преобладает низкий (40%) и средний (35%) уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ, в классе так же наблюдается низкий (30%) и очень низкий (10%) уровень ценностного отношения к здоровью, эти данные, безусловно, указывают на необходимость проведения работы по формированию здорового образа жизни младшего школьника. Данную работу мы провели на формирующем этапе педагогического наблюдения на основе внедрения комплекса ГТО.
На формирующем этапе мы разделили работу по формированию здорового образа жизни младшего школьника на два этапа. Первый этап включал в себя ознакомление учащихся с развитием комплекса ГТО. Второй этап был направлен на привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом - в школе провели внутришкольные соревнования по комплексу ГТО.
Контрольный этап зафиксировал в классе положительную динамику уровня информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ. Высокий уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ на контрольном этапе вырос на 15% по сравнению с констатирующим. Приемлемый уровень информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ с 15% вырос до 45%, что показывает положительный рост уровня на 30%. Низкий уровень с 40 % снизился до 5%, что подтверждает положительный эффект от проведенных нами мероприятий по формированию у детей здорового образа жизни.
Работа по формирования здорового образа жизни младшего школьника на основе внедрения комплекса ГТО показала свою эффективность в значительном повышении уровня информированности младших школьников о здоровье и ЗОЖ, одной из наиболее действенных форм формирования здорового образа жизни младшего школьника является внедрение комплекса ГТО, что способствует так же воспитание ценностного отношения к своему здоровью младших школьников.
Также нами были разработаны рекомендации, которые смогут послужить полезным материалом для педагогов и родителей.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что формирование здорового образа жизни младшего школьника будет проходить наиболее эффективно на основе внедрения комплекса ГТО, если: создать условия для оздоровления детей; мотивировать учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; системно вести работу по внедрению комплекса ГТО - доказана, однако исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжено в других аспектах.



1. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2016 - № 4. - С. 3 -5.
2. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир,2016. - 53 с.
3. Баладанов, О.Ю. Актуальные проблемы сохранения, укрепления и приумножения здоровья школьников/ О.Ю. Баладанов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2016. - С. 172 - 174.
4. Белякова, Н.Т Физкультурно-оздоровительная работа/ Н.Т. Белякова.- М.: Феникс. 2014. - 174 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.:«Питер», 2013. - 304 с.
6. Васильева, Т.П. Здоровый образ жизни и стратегия его формирования у младших школьников/ Т.П. Васильева // Социокультурные аспекты экологического воспитания школьников. - М., 2000.- С.17-21.
7. Вайнер, Э.Н. Здоровый образ жизни человека как острая социально - демографическая проблема/ Э.Н. Вайнер // Материалы третьей Межреспубликанской научно - практической конференции. - Липецк, 2014. - С. 11-12.
8. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» 6 ноября 2015 г. / отв. ред. В.В. Пономарев. - Красноярск: СибГТУ, 2015. - 177 с.
9. Волошин, А.И. Путь к здоровью/ А.И. Волошин. — М.: Знание.-2013.-160 с.
10. Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / П.А. Виноградов - М.: Мысль, 2014. - 288 с.
11. Грачев, О.К. Физическая культура: учебное пособие / О.К. Грачев, под ред. Е.В. Харламова. - М.: ИКЦ «МарТ», 2015. - 464 с.
12. Дрибинский, П.Л. Преемственность как условие воспитания ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста // Аксиологические проблемы педагогики: Сб. науч. тр. / Смоленский государственный университет. — Смоленск: Изд-во Смол-ГУ, 2016.- С. 57-59.
13. Дрибинский, П.Л. Воспитание ценностного отношения к здоровью/ П.Л. Дрибинский// Воспитание школьников.- 2014.- №8.- С. 48 -52.
14. Ересько, Н.В. Организация тематической недели «Мы за здоровый образ жизни!» / Н.В. Ересько // Классный руководитель. - 2016 -№5. - С. 140-144.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2016 (Стандарты второго поколения). - 159 с.
16. Кондаков, А.М. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред.: А.М.Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35 с.
17. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника: Хрестоматия по возрастной психологии / В.А. Крутецкий . - М.: ИПП, 2012. - 691 с.
18. Кулаковский, О.А. Активные методы воспитания у школьников здорового образа жизни / О.А. Кулаковский // Образование в современной школе. - 2015 -№11. - С. 102-104.
19. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), 2014. - 164 с.
20. Неверкович, С.Д. Педагогика физической культуры и спорта : учеб. пособие / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. - М.: Академия, 2014. - 336 с.
21. Нилуашев, С. Физической воспитание и здоровье / С. Нилуашев // Физическая культура в школе. - 2014. - №3. - С. 2-4.
22. Нормы ГТО ру/ Нормативы Минспорта РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gto-normy.ru/.
23. Обозов, Н.Н. Возрастная психология / Н.Н. Обозов.- СПб.: Нева, 2012.¬328 с.
24. Обухова, Д.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Д.Ф. Обухова. -М.: Тривола, 2014.-360 с.
25. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова.- М.: «ФЛИНТА», 2016. - 353 с.
26. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушин.- М.: ИКЦ «МарТ»,
2014. - 336с.
27. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2015 г.
28. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), М. 2014. - 56 с.
29. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры/ Г.М. Соловьёв - Ставрополь: СГУ,
2015. - 111с.
30. Соловьёв, Г.М. Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры / Г.М. Соловьёв. - Ставрополь: СГУ, 2015.- 257 с.
31. Сырокваша, А.А. Проблемы оздоровления детей/ А.А. Сырокваша.- М.: Мир, 2014.- 245 с.
32. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»
33. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» // Вестник об образовании. - №3-4. - 2013 г.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
35. Худолеева, О.В. Главная забота школы / О.В. Худолеева // Физическая культура в школе. - 2014. - №5. - С. 12-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ