Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСЛАМСКАЯ КАТЕГОРИЯ «ХАЛАЛ» В ИНДУСТРИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ

Работа №134430

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА МОДЫ.
1.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МОДЫ.
1.2. ФУНКЦИИ МОДЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МУСУЛЬМАНСКОЙ
МОДЕ.
2. ИСЛАМСКИЙ ФЕМИНИЗМ ПРОТИВ ХИДЖАБА
2.1. КОРАН И ХАДИСЫ О НОРМАХ ОДЕЖДЫ
2.2. ХИДЖАБ КАК ИСТОЧНИК ОБЩЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА....... 35
3. МУСУЛЬМАНСКАЯ СКРОМНАЯ МОДА
3.1. СКРОМНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ МУСУЛЬМАНОК В КОЛЛЕКЦИЯХ
МОДНЫХ ДОМОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Мода – удивительное явление, являясь неотъемлемым элементом
культуры, она способна схватывать и очень точно репрезентировать события,
происходящие в обществе, и его трансформацию. Кроме того, мода
выполняет важнейшую коммуникативную функцию, с помощью которой
каждая из культур может заявить о себе.
Так, в связи с неуклонным ростом мусульманского населения во всём
мире, в общественном дискурсе всё чаще поднимаются вопросы,
относящиеся к одежде мусульман: правильно ли позволять людям носить
одежду, которая столь ярко отражает их религиозную принадлежность;
действительно ли мусульманки сами хотят покрываться или же это делается
исключительно из-за давления со стороны; насколько опасна исламизация
европейской моды и правы ли модные дома, создающие специализированные
мусульманские коллекции. Стоит сказать, что часто эти вопросы порождают настоящие скандалы.
В свою очередь, самих мусульманок, особенно живущих в иной
культурной среде, также волнует ряд вопросов, связанных с одеждой. Один
из важнейших вопросов этой области может звучать следующим образом:
как одеться так, чтобы выглядеть достойно, соответствовать всем нормам и
требованиям религии, но в то же время красиво и современно, а также не
слишком выделяться в обществе, где подавляющее большинство одевается
согласно европейской моде. И тогда на помощь приходят дизайнеры,
предлагая женщинам такую одежду, которая могла бы полностью
удовлетворять их требования.
Актуальность данной работы заключается в том, что она вносит свой
вклад в изучение сложного и многогранного процесса становления
мусульманской моды от первых исламских феминистов и их взгляда на
ношение скромной мусульманской одежды до специальных коллекций для
мусульманок от мировых модных домов. Мусульмане с каждым годом всё4
плотнее интегрируются в европейское и российское общество, и изучение
феномена мусульманской моды облегчает межконфессиональное понимание
и помогает налаживать диалог.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что мода
выполняет ряд социально значимых функций, а также она служит
своеобразным зеркалом, отражающим происходящие в обществе события.
Кроме того, необходимо помнить, что наше общество многонационально и
понимание мусульман, и того, как функционирует мусусульманская община
в многонациональном светском российском обществе крайне важно.
Проблемы хиджаба в публичном пространстве весьма актуальны и для нас.
Следовательно, изучение и осмысление феномена мусусульманской моды
должно быть неотъемлемой частью изучения ислама в России.
Степень изученности проблемы. Мода применительно к
европейскому обществу уже давно занимала исследователей. Можно назвать
ряд исследователей, среди которых будет Г.Зиммель, Т.Веблен, Р.Барт и
проч., чьи работы стали твердой теоретической базой для комплексного
изучения моды как социокультурного феномена. Также необходимо отметить
А.Б.Гофмана, который дал в своей работе «Мода и люди. Новая теория
модного поведения» прекрасный комплексный анализ моды и рассмотрел
различные аспекты взаимодействия моды и общества. Следует еще раз
подчеркнуть, что все данные работы выполнены на европейском материале.
Такое явление как мусульманская мода вплоть до последних
десятилетий ничуть не занимала исследователей, несмотря на то, что в
Арабском мире мусульманская мода стала активно развиваться примерно с
1970-х гг. Вследствие этого стоящих, глубоких трудов, затрагивающих
данный вопрос, действительно мало. Большую часть информации,
касающейся данного вопроса, можно найти в журнальных и газетных
статьях; также для анализа помогают блоги мусульманских женщин, в
которых они могут описывать различные стороны своей жизни, в том числе и
отношения с модой. Таким образом, мы располагаем в основном5
источниками, притом очень разнородными и разной степени надежности,
которые еще только предстоит осмыслить с научных позиций.
Среди немногих работ, где интересующие нас аспекты освещены
несколько более полно, стоит отметить книги двух исследовательниц
арабского происхождения: Л. Ахмед («Женщины и гендер в исламе», 1992 г.)
и Н. эл-Саадави («Скрытое лицо Евы», 1980 г.). Основной упор они делают
непосредственно на положении женщины в патриархальном исламском
обществе, но вместе с тем, они обе уделяют внимание вопросу важности хиджаба.
Объектом исследования является мода, как социокультурный феномен.
Предметом исследования является современная мусульманская мода,
её взаимоотношения с немусульманским обществом.
Цель данной работы заключается в комплексном исследовании
скромной мусульманской моды. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
 Выявить функции моды применительно к мусульманскому обществу;
 Изучить историю становления скромной мусульманской моды;
 Рассмотреть коранические цитаты и хадисы, сообщающие нам о нормах одежды;
 Проанализировать коллекции для мусульманок от крупнейших
модных домов и понять, что именно заставило их сделать эти коллекции;
 Определить отношение самих мусульманок к подобным
коллекциям, а также отношение к ним представителей иной культурной традиции.
Методологическую базу исследования составили труды российских и
зарубежных авторов, среди которых можно назвать Г.Зиммеля, А.Б.
Гофмана, А.А. Долинину, Л. Ахмед, Н. эл-Саадави, С.В. Хоружую и С.Н.
Турк и др. Кроме того, значительную часть работы составляют статьи из
различных интернет-газет, посвященные состоянию современной скромной мусульманской моды.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXв. по 2016 г.
Данная работа включает следующие методы исследования:
ретроспективный анализ, описательный метод, а также функциональный
метод и метод анализа литературы.
Представленная работа состоит из трёх глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. Главы делятся на несколько разделов.
В первой главе приводится общая характеристика моды, как
социокультурного феномена, рассмотрены концепции изучения моды,
социальные функции в целом, а также их применение к мусульманскому обществу.
Во второй главе приводится историческая справка касательно
отношения исламского феминизма к ношению хиджаба, а также указываются
цитаты из Корана и хадисы.
В третьей главе анализируются и сопоставляются термины «халал»,
«мусульманская мода» и «скромная мода». Приводится описание
специальных мусульманских коллекций для мусульманок.
В заключении подведён итог исследованию и сделаны необходимые
выводы относительно скромной мусульманской моды.
В списке литературы указывается полный список источников,
включающий книги, статьи и медиаресурсы. В приложении даны
необходимые иллюстрации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, мы провели комплексное исследование скромной мусульманской
моды, выявили присущие ей социальные функции, а также изучили историю
её становления с 1970-хх гг. до нашего времени.
Мы живем в век процесса глобализации и вследствие этого можем
наблюдать неизбежную интеграцию культур и формирование новой, можно
сказать, общей культуры, которая впитывает в себя особенности разных
культурных традиций. Этот процесс коснулся и исламского общества:
мусульмане интегрируются в европейскую среду, вместе с тем, они не отказываются от соблюдения различных аспектов религии, предписанных Кораном и хадисами.
Традиционная мусульманская одежда зачастую может восприниматься
негативно в европейском обществе, по причине чего могут происходить
социокультурные конфликты, лишь малая часть которых была отмечена в
данной работе. В основе этих конфликтов лежит непонимание особенностей
культуры, как со стороны европейцев относительно мусульманской
культуры, так и наоборот. В качестве примера такого непонимания можно
привести отношение к закрытости в европейском и мусульманском обществе.
Так, для мусульманок покрывать всё свое тело нормально и
естественно, т.к. во-первых, таковы заветы религии, а во-вторых, тело – не
товар, который необходимо выставить с самой выгодной стороны. К слову,
такое отношение к телу начинает формироваться и в европейском обществе.
Но всё же пока чаще можно встретить иное мнение, которое сводиться к
тому, что требования религии к покрытию женщины могут быть приравнены
к религиозному насилию, которое вполне может трансформироваться в
бытовое. И исходя из этого, мусульманок необходимо спасать и учить
«правильной» жизни. Но как было отмечено в данной работе, на Востоке
тоже не во все времена соглашались с идей покрытия женщины. Так, первые
мусульманские феминисты высказали новую для своего времени идею о том,53
что покрытость мешает женщине освободиться и участвовать в жизни
общества наравне с мужчинами.
На наш взгляд, на помощь в разрешении подобных конфликтов может
прийти мода. Большинство мусульманских женщин не хотят нарушать
требования религии, но в то же время они не хотят конфликтов и скандалов,
и готовы выглядеть современно и даже следовать европейской моде, только с
поправкой на религиозные аспекты. Поэтому, на сегодняшний день, мода
может являться своеобразным проводником между двумя
противоположными культурными традициями, и может сглаживать
неминуемые острые углы, которые возникают вследствие социального
взаимодействия представителей разных культурных традиций.
Кроме того, мода на закрытость, скромная мода, продвигаемая в рамках
западных привычных способов формирования моды и с использованием
западных идей – еще и способ по-настоящему интернационализировать
закрытую мусульманскую одежду, устранив разницу между одеждой
мусульманки и немусульманки за счет утраты национальных традиционных
фасонов и цветов. Мода позволяет мусульманской женщине выглядеть
современно, не нарушая религиозные предписания и в то же время не
вызывая раздражения со стороны представителей иных культур. Также
скромная мусульманская мода– это еще и способ решить классическую
задачу: как одеться красиво, привлечь внимание и тем самым не
перечеркнуть абсолютно все нормы религии (запрет на роскошь, на
привлечение внимание внешним видом и т.д.), т.е. красиво, но в то же время пристойно.
По нашему мнению, европейские модные дома, создавшие коллекции
специально для мусульманок в первую очередь преследовали коммерческие
цели, а уже после заботу о женщинах. В ином случае, мир увидел бы что-то
более оригинальное, чем традиционную одежду, привычную и надоевшую
мусульманкам, но за несколько тысяч долларов. Чего не скажешь о более
мелких производствах мусульманской одежды. Часто основателями таких54
маленьких брендов, небольших компаний становятся мусульманки, которые
сами испытали трудности с подбором одежды и хотели бы помочь другим
избежать схожих проблем, но, естественно, что и в этой ситуации не
обходится без коммерческой подоплёки. Исходя из этого, можно сделать
вывод о том, что покрытость женщины или её стремление к этому очень на
руку модному бизнесу


1. Ал-Асуани А. Дом Якобяна. – M., Центр гуманитарного сотрудничества. –2008.
2. Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. – М., Ансар. –2007.
3. Бочарова И. А. Хиджаб как особенность мусульманской одежды //
Исламоведение. – 2010. – №. 2. – С.218-229.
4. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. –
М.: Книжный Дом "Университет", 2013.
5. Гурова О. Ю. Fast Fashion: быстро сшить, быстро продать, быстро
выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном
российском обществе // Экономическая социология. – 2008 – №. 5. – Т. 9.– С.58-77.
6. Гурова О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций //
Социологические исследования. – 2011. – №. 8. – С. 72-83.
7. Долинина А. А. Очерки истории арабской литературы нового времени:
Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг. – М., Наука. – 1973
8. Ечевская О. Г., Янке Е. Д. Фэшн-блогеры: новые агенты в индустрии
моды // Мир экономики и управления. – 2014. – Т. 14. – №. 2. – С. 186.
9. Зиммель Г. Мода//Избранное. – Т. 2. – Созерцание жизни. – М.: Юрист,
1996. – С. 266-287.
10.Зиммель Г. Психология моды //Научное обозрение. – 1901. – №. 5. – С. 44-
65.
11.Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.,
Норинт. – 2004.
12.Надирова Г.Е. Движение исламского возрождения в ХХ-XXI веке:
политические и экономические аспекты. // Вестник КазНУ. – 2012. – №2
(59). – С.74-85.56
13.Османов Н. О. Коран: Перевод с арабского и комментарии. – СПб., Диля.
– 2011.
14.Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь: на русском,
английском, немецком, французском и чешском языках. – М., Норма. –
1998.
15.Тарасенко О. В. Хиджаб в исламской религии // Вестник Московского
государственного лингвистического университета. – 2010. – №. 581. –
С.218-229.
16.Турк С. Н. Движение за эмансипацию женщин в Египте (Начальный этап;
вторая половина XIX–первая четверть XX в.): дис. на соискание науч.
звания канд. ист. наук: спец. 07.00. 03 / Турк Светлана Нальбиевна. –
Краснодар. – 2003. – С.27-41.
17.Хоружая С. В., Турк С. Н. История феминистского движения в Египте:
генезис и современные тенденции // Научный журнал КубГАУ – 2017. –
№. 128. – С. 3-20.
18.Ahmed L. Women and gender in Islam: Historical roots of a modern debate. –
Yale., Yale University Press. – 1992.
19.Davis F. Clothing and fashion as communication //The psychology of fashion. –
1985. – С.20-41.
20.El Saadawi N. The hidden face of Eve: Women in the Arab world. – London.,
Zed Books. – 2007.
21.Goldschmidt A. Biographical Dictionary of Modern Egypt. – Boulder., Lynne
Rienner Publishers.
22.Mokalled S. N. Faces of feminism in early twentieth century Egypt. –
Clemson., Clemson University. – 2016. – P.49-60.
23.Moors A. et al. 'Islamic Fashion in Europe: religious conviction, aesthetic style,
and creative consumption. – London., Bloomsbury Academic. – 2010.
24.State Of The Global Islamic Economy Report. – Toronto., Thomson Reuters. –
2017.57
25.Voicu C.G. Nabawiya Musa’s Autobiography: a Muslim in the Egyptian
Memoirs – Iassy., Apollonia. – 2009.
26. Book Pertaining to Clothes and Decoration URL:
http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/024_smt.html Дата обращения
30.04.2018.
27. D&G’s hijab range is aimed at people like me – so why do I feel
excluded?URL:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/jan/11/dolce-gabbana-hijabcollection-muslim-women-western-fashion Дата обращения 28.01.2018.
28.Dina Torkia’s blog URL: http://www.dinatorkia.co.uk/style/designer-abbayaswhats-new/ Дата обращения 8.02.2018.
29. DKNY's Ramadan collection shows that Muslim dress means more than the
burqa URL: http://www.independent.co.uk/voices/comment/dknys-ramadancollection-shows-that-muslim-dress-means-more-than-the-burqa-9579469.html
дата обращения 04.02.2018
30.Dolce & Gabbana launches line of hijabs URL:
https://nypost.com/2016/01/05/dolce-gabbana-launches-line-of-hijabs/ Дата
обращения 26.02.2018.
31.Fatema Mernissi, Nawal El Saadawi, and Amina Wadud: A Survey of Islamic
Feminism
URL:https://geostrategicandgeopoliticalstudiesinstitute.wordpress.com/2013/03
/14/fatema-mernissi-nawal-el-saadawi-and-amina-wadud-a-survey-of-islamicfeminism-by/ Дата обращения 13.04.2018.
32. Halal Fashion Shows Signs of Growth and Market-Leading Innovation URL:
https://halalfocus.net/gies-halal-fashion-shows-signs-of-growth-and-marketleading-innovation/ дата обращения 24.01.2018.
33.Interview with Nawal el-Saadawi URL:
http://www.theglobaldispatches.com/articles/nawal-al-saadawi. Дата
обращения 21.02.2018.58
34. Luxury Muslim fashion is a hit URL:
https://www.thenational.ae/opinion/luxury-muslim-fashion-is-a-hit-1.188469
Дата обращения: 30.04.2018.
35. Meet Egypt's most radical woman URL:
https://www.theguardian.com/world/2009/mar/06/egypt-gender. Дата
обращения 2.03.18.
36.Muslim Fashion Is A $254 Billion Market—But Big Brands Can’t Crack
It URL: https://www.fastcompany.com/40559445/these-startups-nailedmuslim-fashion-burberry-and-dkny-did-not Дата обращения 21.04.2018.
37. Pierre Bergé Slams Designer "Islamic Fashion URL:
http://www.vogue.co.uk/article/pierre-berge-comments-designer-religiouscollections дата обращения 16.04.2018
38.The hijab has liberated me from society's expectations of women URL:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2012/may/28/hijab-societywomen-religious-political Дата обращения 12.03.2018.
39.URL: http://yand.world/about Дата обращения 10.04.2018.
40.URL: http://yand.world/about/mission Дата обращения 10.04.2018.
41.YSL Partner Slams Designers Who Cater to Muslim Women as 'Enslavement'
URL: https://jezebel.com/ysl-partner-slams-designers-who-cater-to-muslimwomen-a-1767981402 дата обращения 4.02.2018
42.Исламская мода завоёвывет подиумы во всём мире URL:
https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2017/03/a_10599239.shtml#page2 Дата
обращения 19.03.2018
43. Кадыров вступился за хиджабы URL:
https://www.gazeta.ru/social/2017/01/26/10493369.shtml#page1 Дата
обращения 12.03.2018.
44.Религия и мода: зачем дизайнеры выпускают коллекции
для мусульманок?URL: https://bazaar.ru/fashion/geroi/religiya-i-moda59
zachem-dizaynery-vypuskayut-kollektsii-dlya-musulmanok/ дата обращения
2.05.2018.
45. Россияне становятся жертвами быстрой моды URL:
http://style.rbc.ru/fashion/2006/09/26/19385.shtml Дата обращения
20.04.2018.
46.Ставропольский скандал вокруг хиджабов набирает обороты URL:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=973000&tid=100234 Дата обращения
12.03.2018.
47. Ставропольский скандал вокруг хиджабов набирает обороты URL:
https://www.gazeta.ru/social/2017/01/20/10484681.shtml#page2 Дата
обращения 12.03.2018.
48.Тренды: дизайнеры мусульманской одежды URL:
http://www.sobaka.ru/fashion/stuff/40135 Дата обращения 10.04.2018.
49.Хадис 516. Разные мнения относительно ношения золотых украшений и
шелковых одежд URL: https://e-minbar.com/bulugh-al-maram/book-
02/chapter-17/raznye-mneniya-otnositelno-nosheniya-zolotyh-ukrashenij-ishelkovyh-odezhd Дата обращения 03.05.2018.
50.Хадисы о женщинах URL: https://hadis.info/xadisy-o-zhenshhinax-xadisy-1-
100/45498/ Дата обращения 14.04.2018.
51.Хадисы об одежде URL: https://fatwaonline.net/?view=question&id=2943
Дата обращения 14.04.2018.
52.Хадисы об одежде URL: https://fatwaonline.net/?view=question&id=39570
Дата обращения 14.04.2018.
53.Хадисы об одежде
URL:http://alfurkan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=882:
ayaty-i-xadisy-onxidzhabe&catid=20:hidjab&Itemid=50 Дата обращения
14.04.2018.60
54. Чем быстрая мода опасна для окружающей среды URL:
http://www.dw.com/ru/чем-быстрая-мода-опасна-для-окружающей-среды
/a-43424648 Дата обращения 18.04.2018

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ