ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕНОМЕНА МОДЫ.
1.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МОДЫ.
1.2. ФУНКЦИИ МОДЫ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МУСУЛЬМАНСКОЙ
МОДЕ.
2. ИСЛАМСКИЙ ФЕМИНИЗМ ПРОТИВ ХИДЖАБА
2.1. КОРАН И ХАДИСЫ О НОРМАХ ОДЕЖДЫ
2.2. ХИДЖАБ КАК ИСТОЧНИК ОБЩЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА....... 35
3. МУСУЛЬМАНСКАЯ СКРОМНАЯ МОДА
3.1. СКРОМНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ МУСУЛЬМАНОК В КОЛЛЕКЦИЯХ
МОДНЫХ ДОМОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Мода – удивительное явление, являясь неотъемлемым элементом
культуры, она способна схватывать и очень точно репрезентировать события,
происходящие в обществе, и его трансформацию. Кроме того, мода
выполняет важнейшую коммуникативную функцию, с помощью которой
каждая из культур может заявить о себе.
Так, в связи с неуклонным ростом мусульманского населения во всём
мире, в общественном дискурсе всё чаще поднимаются вопросы,
относящиеся к одежде мусульман: правильно ли позволять людям носить
одежду, которая столь ярко отражает их религиозную принадлежность;
действительно ли мусульманки сами хотят покрываться или же это делается
исключительно из-за давления со стороны; насколько опасна исламизация
европейской моды и правы ли модные дома, создающие специализированные
мусульманские коллекции. Стоит сказать, что часто эти вопросы порождают настоящие скандалы.
В свою очередь, самих мусульманок, особенно живущих в иной
культурной среде, также волнует ряд вопросов, связанных с одеждой. Один
из важнейших вопросов этой области может звучать следующим образом:
как одеться так, чтобы выглядеть достойно, соответствовать всем нормам и
требованиям религии, но в то же время красиво и современно, а также не
слишком выделяться в обществе, где подавляющее большинство одевается
согласно европейской моде. И тогда на помощь приходят дизайнеры,
предлагая женщинам такую одежду, которая могла бы полностью
удовлетворять их требования.
Актуальность данной работы заключается в том, что она вносит свой
вклад в изучение сложного и многогранного процесса становления
мусульманской моды от первых исламских феминистов и их взгляда на
ношение скромной мусульманской одежды до специальных коллекций для
мусульманок от мировых модных домов. Мусульмане с каждым годом всё4
плотнее интегрируются в европейское и российское общество, и изучение
феномена мусульманской моды облегчает межконфессиональное понимание
и помогает налаживать диалог.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что мода
выполняет ряд социально значимых функций, а также она служит
своеобразным зеркалом, отражающим происходящие в обществе события.
Кроме того, необходимо помнить, что наше общество многонационально и
понимание мусульман, и того, как функционирует мусусульманская община
в многонациональном светском российском обществе крайне важно.
Проблемы хиджаба в публичном пространстве весьма актуальны и для нас.
Следовательно, изучение и осмысление феномена мусусульманской моды
должно быть неотъемлемой частью изучения ислама в России.
Степень изученности проблемы. Мода применительно к
европейскому обществу уже давно занимала исследователей. Можно назвать
ряд исследователей, среди которых будет Г.Зиммель, Т.Веблен, Р.Барт и
проч., чьи работы стали твердой теоретической базой для комплексного
изучения моды как социокультурного феномена. Также необходимо отметить
А.Б.Гофмана, который дал в своей работе «Мода и люди. Новая теория
модного поведения» прекрасный комплексный анализ моды и рассмотрел
различные аспекты взаимодействия моды и общества. Следует еще раз
подчеркнуть, что все данные работы выполнены на европейском материале.
Такое явление как мусульманская мода вплоть до последних
десятилетий ничуть не занимала исследователей, несмотря на то, что в
Арабском мире мусульманская мода стала активно развиваться примерно с
1970-х гг. Вследствие этого стоящих, глубоких трудов, затрагивающих
данный вопрос, действительно мало. Большую часть информации,
касающейся данного вопроса, можно найти в журнальных и газетных
статьях; также для анализа помогают блоги мусульманских женщин, в
которых они могут описывать различные стороны своей жизни, в том числе и
отношения с модой. Таким образом, мы располагаем в основном5
источниками, притом очень разнородными и разной степени надежности,
которые еще только предстоит осмыслить с научных позиций.
Среди немногих работ, где интересующие нас аспекты освещены
несколько более полно, стоит отметить книги двух исследовательниц
арабского происхождения: Л. Ахмед («Женщины и гендер в исламе», 1992 г.)
и Н. эл-Саадави («Скрытое лицо Евы», 1980 г.). Основной упор они делают
непосредственно на положении женщины в патриархальном исламском
обществе, но вместе с тем, они обе уделяют внимание вопросу важности хиджаба.
Объектом исследования является мода, как социокультурный феномен.
Предметом исследования является современная мусульманская мода,
её взаимоотношения с немусульманским обществом.
Цель данной работы заключается в комплексном исследовании
скромной мусульманской моды. Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
Выявить функции моды применительно к мусульманскому обществу;
Изучить историю становления скромной мусульманской моды;
Рассмотреть коранические цитаты и хадисы, сообщающие нам о нормах одежды;
Проанализировать коллекции для мусульманок от крупнейших
модных домов и понять, что именно заставило их сделать эти коллекции;
Определить отношение самих мусульманок к подобным
коллекциям, а также отношение к ним представителей иной культурной традиции.
Методологическую базу исследования составили труды российских и
зарубежных авторов, среди которых можно назвать Г.Зиммеля, А.Б.
Гофмана, А.А. Долинину, Л. Ахмед, Н. эл-Саадави, С.В. Хоружую и С.Н.
Турк и др. Кроме того, значительную часть работы составляют статьи из
различных интернет-газет, посвященные состоянию современной скромной мусульманской моды.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XXв. по 2016 г.
Данная работа включает следующие методы исследования:
ретроспективный анализ, описательный метод, а также функциональный
метод и метод анализа литературы.
Представленная работа состоит из трёх глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений. Главы делятся на несколько разделов.
В первой главе приводится общая характеристика моды, как
социокультурного феномена, рассмотрены концепции изучения моды,
социальные функции в целом, а также их применение к мусульманскому обществу.
Во второй главе приводится историческая справка касательно
отношения исламского феминизма к ношению хиджаба, а также указываются
цитаты из Корана и хадисы.
В третьей главе анализируются и сопоставляются термины «халал»,
«мусульманская мода» и «скромная мода». Приводится описание
специальных мусульманских коллекций для мусульманок.
В заключении подведён итог исследованию и сделаны необходимые
выводы относительно скромной мусульманской моды.
В списке литературы указывается полный список источников,
включающий книги, статьи и медиаресурсы. В приложении даны
необходимые иллюстрации.
Итак, мы провели комплексное исследование скромной мусульманской
моды, выявили присущие ей социальные функции, а также изучили историю
её становления с 1970-хх гг. до нашего времени.
Мы живем в век процесса глобализации и вследствие этого можем
наблюдать неизбежную интеграцию культур и формирование новой, можно
сказать, общей культуры, которая впитывает в себя особенности разных
культурных традиций. Этот процесс коснулся и исламского общества:
мусульмане интегрируются в европейскую среду, вместе с тем, они не отказываются от соблюдения различных аспектов религии, предписанных Кораном и хадисами.
Традиционная мусульманская одежда зачастую может восприниматься
негативно в европейском обществе, по причине чего могут происходить
социокультурные конфликты, лишь малая часть которых была отмечена в
данной работе. В основе этих конфликтов лежит непонимание особенностей
культуры, как со стороны европейцев относительно мусульманской
культуры, так и наоборот. В качестве примера такого непонимания можно
привести отношение к закрытости в европейском и мусульманском обществе.
Так, для мусульманок покрывать всё свое тело нормально и
естественно, т.к. во-первых, таковы заветы религии, а во-вторых, тело – не
товар, который необходимо выставить с самой выгодной стороны. К слову,
такое отношение к телу начинает формироваться и в европейском обществе.
Но всё же пока чаще можно встретить иное мнение, которое сводиться к
тому, что требования религии к покрытию женщины могут быть приравнены
к религиозному насилию, которое вполне может трансформироваться в
бытовое. И исходя из этого, мусульманок необходимо спасать и учить
«правильной» жизни. Но как было отмечено в данной работе, на Востоке
тоже не во все времена соглашались с идей покрытия женщины. Так, первые
мусульманские феминисты высказали новую для своего времени идею о том,53
что покрытость мешает женщине освободиться и участвовать в жизни
общества наравне с мужчинами.
На наш взгляд, на помощь в разрешении подобных конфликтов может
прийти мода. Большинство мусульманских женщин не хотят нарушать
требования религии, но в то же время они не хотят конфликтов и скандалов,
и готовы выглядеть современно и даже следовать европейской моде, только с
поправкой на религиозные аспекты. Поэтому, на сегодняшний день, мода
может являться своеобразным проводником между двумя
противоположными культурными традициями, и может сглаживать
неминуемые острые углы, которые возникают вследствие социального
взаимодействия представителей разных культурных традиций.
Кроме того, мода на закрытость, скромная мода, продвигаемая в рамках
западных привычных способов формирования моды и с использованием
западных идей – еще и способ по-настоящему интернационализировать
закрытую мусульманскую одежду, устранив разницу между одеждой
мусульманки и немусульманки за счет утраты национальных традиционных
фасонов и цветов. Мода позволяет мусульманской женщине выглядеть
современно, не нарушая религиозные предписания и в то же время не
вызывая раздражения со стороны представителей иных культур. Также
скромная мусульманская мода– это еще и способ решить классическую
задачу: как одеться красиво, привлечь внимание и тем самым не
перечеркнуть абсолютно все нормы религии (запрет на роскошь, на
привлечение внимание внешним видом и т.д.), т.е. красиво, но в то же время пристойно.
По нашему мнению, европейские модные дома, создавшие коллекции
специально для мусульманок в первую очередь преследовали коммерческие
цели, а уже после заботу о женщинах. В ином случае, мир увидел бы что-то
более оригинальное, чем традиционную одежду, привычную и надоевшую
мусульманкам, но за несколько тысяч долларов. Чего не скажешь о более
мелких производствах мусульманской одежды. Часто основателями таких54
маленьких брендов, небольших компаний становятся мусульманки, которые
сами испытали трудности с подбором одежды и хотели бы помочь другим
избежать схожих проблем, но, естественно, что и в этой ситуации не
обходится без коммерческой подоплёки. Исходя из этого, можно сделать
вывод о том, что покрытость женщины или её стремление к этому очень на
руку модному бизнесу
1. Ал-Асуани А. Дом Якобяна. – M., Центр гуманитарного сотрудничества. –2008.
2. Али-заде А. А. Исламский энциклопедический словарь. – М., Ансар. –2007.
3. Бочарова И. А. Хиджаб как особенность мусульманской одежды //
Исламоведение. – 2010. – №. 2. – С.218-229.
4. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. –
М.: Книжный Дом "Университет", 2013.
5. Гурова О. Ю. Fast Fashion: быстро сшить, быстро продать, быстро
выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном
российском обществе // Экономическая социология. – 2008 – №. 5. – Т. 9.– С.58-77.
6. Гурова О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций //
Социологические исследования. – 2011. – №. 8. – С. 72-83.
7. Долинина А. А. Очерки истории арабской литературы нового времени:
Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг. – М., Наука. – 1973
8. Ечевская О. Г., Янке Е. Д. Фэшн-блогеры: новые агенты в индустрии
моды // Мир экономики и управления. – 2014. – Т. 14. – №. 2. – С. 186.
9. Зиммель Г. Мода//Избранное. – Т. 2. – Созерцание жизни. – М.: Юрист,
1996. – С. 266-287.
10.Зиммель Г. Психология моды //Научное обозрение. – 1901. – №. 5. – С. 44-
65.
11.Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.,
Норинт. – 2004.
12.Надирова Г.Е. Движение исламского возрождения в ХХ-XXI веке:
политические и экономические аспекты. // Вестник КазНУ. – 2012. – №2
(59). – С.74-85.56
13.Османов Н. О. Коран: Перевод с арабского и комментарии. – СПб., Диля.
– 2011.
14.Осипов Г. В. Социологический энциклопедический словарь: на русском,
английском, немецком, французском и чешском языках. – М., Норма. –
1998.
15.Тарасенко О. В. Хиджаб в исламской религии // Вестник Московского
государственного лингвистического университета. – 2010. – №. 581. –
С.218-229.
16.Турк С. Н. Движение за эмансипацию женщин в Египте (Начальный этап;
вторая половина XIX–первая четверть XX в.): дис. на соискание науч.
звания канд. ист. наук: спец. 07.00. 03 / Турк Светлана Нальбиевна. –
Краснодар. – 2003. – С.27-41.
17.Хоружая С. В., Турк С. Н. История феминистского движения в Египте:
генезис и современные тенденции // Научный журнал КубГАУ – 2017. –
№. 128. – С. 3-20.
18.Ahmed L. Women and gender in Islam: Historical roots of a modern debate. –
Yale., Yale University Press. – 1992.
19.Davis F. Clothing and fashion as communication //The psychology of fashion. –
1985. – С.20-41.
20.El Saadawi N. The hidden face of Eve: Women in the Arab world. – London.,
Zed Books. – 2007.
21.Goldschmidt A. Biographical Dictionary of Modern Egypt. – Boulder., Lynne
Rienner Publishers.
22.Mokalled S. N. Faces of feminism in early twentieth century Egypt. –
Clemson., Clemson University. – 2016. – P.49-60.
23.Moors A. et al. 'Islamic Fashion in Europe: religious conviction, aesthetic style,
and creative consumption. – London., Bloomsbury Academic. – 2010.
24.State Of The Global Islamic Economy Report. – Toronto., Thomson Reuters. –
2017.57
25.Voicu C.G. Nabawiya Musa’s Autobiography: a Muslim in the Egyptian
Memoirs – Iassy., Apollonia. – 2009.
26. Book Pertaining to Clothes and Decoration URL:
http://www.iium.edu.my/deed/hadith/muslim/024_smt.html Дата обращения
30.04.2018.
27. D&G’s hijab range is aimed at people like me – so why do I feel
excluded?URL:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2016/jan/11/dolce-gabbana-hijabcollection-muslim-women-western-fashion Дата обращения 28.01.2018.
28.Dina Torkia’s blog URL: http://www.dinatorkia.co.uk/style/designer-abbayaswhats-new/ Дата обращения 8.02.2018.
29. DKNY's Ramadan collection shows that Muslim dress means more than the
burqa URL: http://www.independent.co.uk/voices/comment/dknys-ramadancollection-shows-that-muslim-dress-means-more-than-the-burqa-9579469.html
дата обращения 04.02.2018
30.Dolce & Gabbana launches line of hijabs URL:
https://nypost.com/2016/01/05/dolce-gabbana-launches-line-of-hijabs/ Дата
обращения 26.02.2018.
31.Fatema Mernissi, Nawal El Saadawi, and Amina Wadud: A Survey of Islamic
Feminism
URL:https://geostrategicandgeopoliticalstudiesinstitute.wordpress.com/2013/03
/14/fatema-mernissi-nawal-el-saadawi-and-amina-wadud-a-survey-of-islamicfeminism-by/ Дата обращения 13.04.2018.
32. Halal Fashion Shows Signs of Growth and Market-Leading Innovation URL:
https://halalfocus.net/gies-halal-fashion-shows-signs-of-growth-and-marketleading-innovation/ дата обращения 24.01.2018.
33.Interview with Nawal el-Saadawi URL:
http://www.theglobaldispatches.com/articles/nawal-al-saadawi. Дата
обращения 21.02.2018.58
34. Luxury Muslim fashion is a hit URL:
https://www.thenational.ae/opinion/luxury-muslim-fashion-is-a-hit-1.188469
Дата обращения: 30.04.2018.
35. Meet Egypt's most radical woman URL:
https://www.theguardian.com/world/2009/mar/06/egypt-gender. Дата
обращения 2.03.18.
36.Muslim Fashion Is A $254 Billion Market—But Big Brands Can’t Crack
It URL: https://www.fastcompany.com/40559445/these-startups-nailedmuslim-fashion-burberry-and-dkny-did-not Дата обращения 21.04.2018.
37. Pierre Bergé Slams Designer "Islamic Fashion URL:
http://www.vogue.co.uk/article/pierre-berge-comments-designer-religiouscollections дата обращения 16.04.2018
38.The hijab has liberated me from society's expectations of women URL:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2012/may/28/hijab-societywomen-religious-political Дата обращения 12.03.2018.
39.URL: http://yand.world/about Дата обращения 10.04.2018.
40.URL: http://yand.world/about/mission Дата обращения 10.04.2018.
41.YSL Partner Slams Designers Who Cater to Muslim Women as 'Enslavement'
URL: https://jezebel.com/ysl-partner-slams-designers-who-cater-to-muslimwomen-a-1767981402 дата обращения 4.02.2018
42.Исламская мода завоёвывет подиумы во всём мире URL:
https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2017/03/a_10599239.shtml#page2 Дата
обращения 19.03.2018
43. Кадыров вступился за хиджабы URL:
https://www.gazeta.ru/social/2017/01/26/10493369.shtml#page1 Дата
обращения 12.03.2018.
44.Религия и мода: зачем дизайнеры выпускают коллекции
для мусульманок?URL: https://bazaar.ru/fashion/geroi/religiya-i-moda59
zachem-dizaynery-vypuskayut-kollektsii-dlya-musulmanok/ дата обращения
2.05.2018.
45. Россияне становятся жертвами быстрой моды URL:
http://style.rbc.ru/fashion/2006/09/26/19385.shtml Дата обращения
20.04.2018.
46.Ставропольский скандал вокруг хиджабов набирает обороты URL:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=973000&tid=100234 Дата обращения
12.03.2018.
47. Ставропольский скандал вокруг хиджабов набирает обороты URL:
https://www.gazeta.ru/social/2017/01/20/10484681.shtml#page2 Дата
обращения 12.03.2018.
48.Тренды: дизайнеры мусульманской одежды URL:
http://www.sobaka.ru/fashion/stuff/40135 Дата обращения 10.04.2018.
49.Хадис 516. Разные мнения относительно ношения золотых украшений и
шелковых одежд URL: https://e-minbar.com/bulugh-al-maram/book-
02/chapter-17/raznye-mneniya-otnositelno-nosheniya-zolotyh-ukrashenij-ishelkovyh-odezhd Дата обращения 03.05.2018.
50.Хадисы о женщинах URL: https://hadis.info/xadisy-o-zhenshhinax-xadisy-1-
100/45498/ Дата обращения 14.04.2018.
51.Хадисы об одежде URL: https://fatwaonline.net/?view=question&id=2943
Дата обращения 14.04.2018.
52.Хадисы об одежде URL: https://fatwaonline.net/?view=question&id=39570
Дата обращения 14.04.2018.
53.Хадисы об одежде
URL:http://alfurkan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=882:
ayaty-i-xadisy-onxidzhabe&catid=20:hidjab&Itemid=50 Дата обращения
14.04.2018.60
54. Чем быстрая мода опасна для окружающей среды URL:
http://www.dw.com/ru/чем-быстрая-мода-опасна-для-окружающей-среды
/a-43424648 Дата обращения 18.04.2018