ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Лонгрид как новый тип журналистского медиатекста
1.1. Лонгрид - формат или жанр: поиски релевантного определения
1.2. Лонгрид как мультимедийный формат
1.3. Жанровое разнообразие мультимедийных лонгридов
1.4. Средства языка мультимедиа в мультимедийных лонгридах
ГЛАВА 2. Особенности лонгридов из российских и зарубежных СМИ
2.1. Лонгриды, опубликованные в 2013 году
2.2. Лонгриды, опубликованные в 2014 году
2.3. Лонгриды, опубликованные в 2015 году
2.4. Лонгриды, опубликованные 2016 году ...
2.5. Лонгриды, опубликованные в 2017 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Среднее количество мультимедийных средств в лонгридах разных жанров 132
Приложение 2 Функции мультимедийных средств в лонгридах эмоциональных ирациональных жанров
Приложение 4 Мультимедийные элементы и их функции
Приложение 5 Функции и мультимедийные жанры, которые могут их выполнять
Развитие информационных технологий XXI в. оказало двойственное
влияние на журналистику и информационную сферу в целом. С одной
стороны, появились новые возможности для развития, включая новые
журналистские форматы и жанры, снизились затраты на печать
информационных продуктов в связи с возникновением интернет-платформы
для публикаций СМИ. С другой стороны, технический прогресс привел к
появлению непрерывного информационного потока, с которым аудитория не
может справиться, ввиду чего становится более избирательной при выборе
источников информации – привлечь ее внимание с каждым днем все
сложнее. В целях выживания сегодня медиапредприятия борются за
аудиторию не только друг с другом, но и с представителями гражданской
журналистики – блогерами и другими пользователями Интернета.
В условиях острой конкуренции профессиональные журналисты
вынуждены искать новые методы привлечения аудитории. В этом плане
можно наблюдать две противоположные тенденции. Некоторые специалисты
полагаются на формат коротких сообщений, утверждая, что аудитория
больше не читает длинные тексты и получает информацию из заголовков и
иллюстративного материала. Другие, напротив, считают выигрышным
формат длинных текстов, снабженных средствами мультимедийного языка –
лонгрид. Первая публикация такого формата под названием «Snow Fall»,
созданная редакцией The New York Times в 2012 г., произвела настоящую
революцию в мире мультимедийной журналистики1. В противовес мнению приверженцев коротких сообщений, «Snow Fall» с его объемным текстом
имел огромную популярность среди рядовых читателей и профессиональных
журналистов. В результате другие СМИ начали создавать подобные проекты,
теперь публикации этого типа порой так и называют по имени пионера
формата – «Snow Fall», а в редакции The New York Times, по заявлению
редактора, это слово вошло в оборот в качестве глагола: «People are now
saying: “can we Snow Fall?”». Лонгрид имеет и другие названия:
трансмедийный сторителлинг, мультимедийная история и другие.
Актуальность данного исследования связана с тем, что формирующаяся на
наших глазах мультимедийная журналистика нуждается в изучении и
теоретическом осмыслении. Несмотря на то, что последние пять лет лонгрид
сохраняет за собой статус востребованной формы представления и
оптимизации информации, до сих пор не изучено, за счет каких средств
новый формат привлекает аудиторию, оказывая на нее эмоциональное
воздействие, какие его составляющие отвечают за информирование,
иллюстрирование, «погружение» в материал.
Лонгрид – явление относительно новое, и на данный момент все еще
нет ни устоявшегося термина для данного феномена, ни единогласного
мнения о том, что это: формат или жанр. Например, А. В. Колесниченко
относит лонгрид к жанрам и отмечает, что его главной жанровой
характеристикой является тщательная проработка темы и текста,
использование большого количества источников информации и большой
объем текста3. В отличие от жанра, суть которого определяется
содержательными характеристиками материала, формат характеризует, прежде всего, структурные особенности медиапродукта, которые, по
мнению М. Н. Булаевой, образуются посредством сочетания текстовой
составляющей лонгрида с мультимедийными платформами и дают
возможность характеризовать лонгрид как формат универсальной
журналистики. Кроме того, путаницу в этом вопросе порождает отсутствие
четкой границы между понятиями «жанр» и «формат» и наличие нескольких
трактовок термина «формат»5. Из шести определений для исследования
лонгрида наиболее подходящим является то, которое трактует формат как
совокупность «внешних характеристик предмета коммуникации,
передающих его размер и особенности формы»6. Лонгриды действительно
отличаются от других медиатекстов (медиатекст – «конкретный результат
медиапроизводства, медиапродукт – сообщение, содержащее информацию и
изложенное в любом виде и жанре медиа, адресованное массовой
аудитории»7) размером, формой и внешними характеристиками, что еще
больше склоняет нас рассматривать данный феномен как формат.
На данный момент нет также устоявшегося термина для обозначения
феномена – во всем мире используются десятки названий: interactive guide,
interactive documentary, multimedia project, multimedia longread, digital package
и так далее. Таким образом, мы приходим к выводу, что на данный момент
рассматриваемый в исследовании новый мультимедийный формат не имеет
четкой терминологии и утвержденных формообразующих характеристик. В
рамках нашего исследования мы будем использовать термины
мультимедийный лонгрид, так как в российской практике данное наименование является наиболее распространенным, и лонгрид, ввиду того,
что мы рассматриваем данное явление в качестве формата, а не жанра.
Новизна предпринимаемого исследования состоит в том, что на
данном этапе феномен лонгрида мало изучен с научной точки зрения, нет ни
определения термина, ни исследований на тему того, является он форматом или жанром.
Объектом исследования является формат «лонгрид».
Предмет исследования – специфика формата «лонгрид».
Цель предпринимаемого исследования: выявить взаимозависимость
мультимедийных средств и текстового жанра в формате «лонгрид».
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить следующие задачи:
1. дать определение феномену «лонгрид»;
2. разграничить понятия «мультимедийная история» и «лонгрид»;
3. изучить жанровое многообразие лонгридов;
4. рассмотреть мультимедийные составляющие лонгрида;
5. выделить критерии для анализа эмпирического материала;
6. провести анализ лонгридов по выдвинутым критериям.
Эмпирической базой для данного исследования являются
20 публикаций в формате «лонгрид» в период с 2013 по 2017 г. При
определении эмпирической базы был использован метод случайной выборки,
поэтому анализируемые материалы относятся к разным зарубежным и
российским СМИ, в которых данный формат представления информации
используется на постоянной основе: The New York Times, Pitchfork, The
Guardian, Complex, BBC, The Wired, «Коммерсантъ», Forbes.
В исследовании был использован комплексный подход, сочетающий в
себе теоретические (описательный метод, метод анализа) и эмпирические
методы (сравнение и сопоставление).
В основу научно-теоретической базы данного исследования легли
работы отечественных и зарубежных исследователей в области мультимедиа
Р. Пэкера, К. Джордана, А. В. Крапивенко, В. Э. Шевченко, Т. Е. Шехтер,
О. В. Соболевой; были использованы труды по мультимедийной
журналистике Дж. Стивенса, А. Галустяна, А. А. Градюшко, М. Н. Булаевой,
А. А. Золотухина, А. А. Калмыкова, Д. Ю. Кульчицкой, М. М. Лукиной,
Н. Г. Лосевой, М. А. Пильгун; теории конвергенции СМИ таких
исследователей, как Е. А. Баранова, Ю. М. Ершов, А. Г. Качкаева,
В. С. Хелемендик; основы жанровой теории журналистики из работ
А. В. Колесниченко, Г. В. Лазутиной, С. С. Распоповой, А. А. Тертычного.
В работе также были использованы выдержки из интервью с
медиаэкспертами и практиками СМИ.
Апробация отдельных положений работы была проведена на
ежегодной молодежной научной конференции «Медиа в современном мире.
Молодые исследователи» 2017 года, а также опубликованы в научном
сборнике «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» 8. В рамках
данной конференции автором работы были представлены тезисы на тему
«Лонгрид – формат или жанр: поиски релевантного определения», на основе
которых состоялось выступление, отмеченное как лучшее и занявшее первое
место. В связи с этим в августе 2017 г. в печатном сборнике «Современная
медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых
исследователей» выйдет научная статья по теме диссертации.
Структура данной работы включает содержание, введение, две главы,
заключение, список использованной литературы и приложения.
В настоящее время формат лонгрида – это наиболее оптимальная
форма представления информации, в которой мультимедийные средства
способствуют «погружению» читателей в материал и облегчению
углубленного чтения длинных и порой сложных для восприятия текстов.
Мы рассмотрели лонгрид как формат мультимедийной журналистики,
описали формообразующие признаки и особенности, рассмотрели
требования к вербальной – текстовой составляющей формата, вывели
критерии для анализа лонгридов из нашей эмпирической базы для выявления
типичных для формата структур и выявления взаимозависимости или ее
отсутствия между жанром текста лонгрида и использованными в нем
мультимедийными средствами.
Важно еще раз отметить, что устоявшихся теорий по теме
«мультимедийный лонгрид» на данный момент все еще нет, ввиду чего
наблюдаются разночтения по таким вопросам, как: 1) чем является лонгрид:
форматом или жанром; 2) какими характеристиками должен обладать
материал, чтобы его можно было отнести к данной категории. Мы учли это
обстоятельство и пришли к следующим выводам:
Во-первых, термины «мультимедийный лонгрид» и «мультимедийная
история» не являются взаимозаменяемыми. При этом мультимедийный
лонгрид – это разновидность мультимедийной истории – формат, в котором
большой по объему и глубоко проработанный текст является основой
медиапроизведения, а аудиовизуальные элементы – вспомогательными120
средствами, являющимися при этом обязательными для раскрытия темы в данном формате.
После того, как мы вывели свое определение изучаемого феномена,
включающее в себя его основные характеристики, стало очевидно, что даже в
обиходе составителей рейтингов лонгридов используется неправильная
терминология. Например, проект «Neil Leifer» журнала Sport Illustrated,
который был включен в список «35 лонгридов с отличным дизайном» по
версии платформы Tilda Publishing, несмотря на обилие мультимедийных
элементов, нельзя отнести к данному формату в силу отсутствия такого
важного постулата лонгрида, как большой объем текста.
В ходе анализ эмпирической базы были выявлены некоторые
закономерности. Чаще всего в формате «лонгрид» представляются тексты в
жанре очерка, который является пограничным между эмоциональной и
рациональной публицистикой. В целом жанры этих двух групп используют
формат с одинаковой частотностью. Однако отметим, что, помимо очерка, в
эту форму помещают жанры: портрет, комментарий, аналитическую статью,
экспертное и личностное интервью.
По средним показателям, жанры рациональной публицистики, что,
скорее всего, связано со степенью сложности их содержания, используют
больше мультимедийных средств, чем жанры эмоциональной публицистики.
Если говорить об отдельных жанрах, то больше всего мультимедийных
элементов содержится в комментарии, очерке, портрете и аналитической
статье – жанры, относящиеся к разным группам классификации А. В. Колесниченко.
Результаты анализа показали, что существует взаимозависимость
между жанров текста в формате «лонгрид» и его мультимедийным
наполнением. Рациональные жанры предпочитают информативные
мультимедийные и навигационные средства (для облегчения ориентации в121
материале), при этом активно используя в отдельных публикациях
иммерсионные (в целях аргументации и убеждения), интерактивные и
иллюстративные элементы. В пограничном жанре очерка превалируют
иллюстративные, информативные и иммерсионные мультимедийные
элементы – такое сочетание коррелирует с синтезом художественно-публицистических и аналитических черт этого жанра. Тексты эмоциональной
публицистики чаще всего совмещены с иллюстративными, интерактивными
и иммерсионными средствами (что связано с функцией отображения этих
жанров – вызовом эмоциональной реакции читателей) и почти не имеют
навигационных элементов.
Проанализировав, какие средства мультимедиа выполняют те или иные
функции в мультимедийных лонгридах, мы пришли к следующим выводам:
1) информативными средствами чаще всего становятся
видеоэлементы, текстовые мультимедийные средства и инфографика;
2) иммерсионными – видеоэлементы, синтетические средства;
3) иллюстративными – фотоэлементы, текстовые, видеоэлементы и инфографика;
4) навигационными – фотоэлементы на заставке главы материала,
видеоэлементы, анимация и панели навигации;
5) интерактивными – текстовые элементы, фотоэлементы, инфографика и анимация.
Формат лонгрида используется для оптимизации углубленного чтения
длинных текстов в интернет-журналистике. На наш взгляд, главным образом,
в достижении этой цели способствуют иммерсионные и интерактивные
мультимедийные средства, поэтому важно отметить, какие элементы могут
выполнять их функции. Ориентируясь на нашу эмпирическую базу, роль
иммерсионного средства могут выполнять видеоэлементы; инфографика;
такие фотоэлементы, как документальная фотография и слайд-шоу; аудиоэлементы – подкаст и аудиоиллюстрация; синтетические элементы –122
аудиослайд-шоу, фотоколлаж с анимацией, онлайн-счетчик.
Интерактивными могут быть инфографика; такие фотоэлементы, как
фотолента, слайд-шоу и фотоколлаж; анимации; подкаст; интерактивные
документ и справка; аудиослайд-шоу, онлайн-счетчик и интерактивная 3Dмодель.
Важно также отметить, что использование тех или иных
мультимедийных средств во многом зависит не столько от жанра, сколько от
интенций авторов проекта, что, впрочем, в идеале должно проявляться и в
выборе жанра. Так в лонгриде «NSA files: decoded. What the revelations mean
for you», текст которого написан в жанре аналитической статьи, используется
обилие иммерсионных элементов, которые вовсе отсутствуют в других
публикациях рациональных жанров из нашей выборки.
В завершение работы отметим, что публикации в формате лонгрида с
гармоничным соотношением аудиовизуальной и текстовой составляющих
действительно является эффективным средством для оптимизации длинных
и, в частности, сложных текстов и облегчению их восприятия. Поэтому, на
наш взгляд, этот мультимедийный формат имеет перспективы для
использования его в области образования и просвещения.
1) Аддералл [Электронный ресурс]// Здоровая семья: реабилитационный
проект. URL: http://rehab-centers.ru/adderall/.
2) Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб.
пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2014. – 269 c.
3) Белоусова М. Н., Широбоков А. Н. Создание мультимедийного
контента – особый вид деятельности журналиста. Вестник
Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).
Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 30–33.
4) Бозрикова С. А. История нарративной журналистики в России
[Электронный ресурс] // URL: http://www.acad emia.edu/3684620/.
5) Брегеадзе Д. Т., Коржов С. С. Язык мультимедиа как социокультурный
феномен. МГТУ им. Н.Э. Баумана. URL:
http://mirznanii.com/a/47332/yazyk-multimedia-kak-sotsiokulturnyyfenomen.
6) Булаева М. Н. Мультимедйиный лонгрид как новый журналистский
формат // Журналистский ежегодник. 2015. Вып. № 4. С. 121–123.
7) Газета.Ру. Forbes. – URL: http://www.gazeta.ru/tags/forbes.shtml.
8) Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый
формат онлайн-журналистики // Как новые медиа изменили
журналистику. URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/multimedijny-e-longridy-kak-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki//.
9) Гладкова Г. В. Инфографика в новых форматах интернетжурналистики // 53-я международная научно-практическая124
конференция «Средства массовой информации в современном мире».
ВШЖМК СПбГУ. – СПб., 2014. С. 149 – 152.
10) Градюшко, А. А. Гибридные жанровые формы в современной
интернет-журналистике // Век информации. Медиа в современном мире
— Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. форума (22–24
апреля 2015 г.) / ред.-сост. С. Г. Корконосенко, Д. П. Гавра ; отв. ред. С.
Г. Корконосенко. 2015. № 3 (S4). – СПб.: ВШЖМК, 2015. С. 156–158.
11) Градюшко А. А. Лонгрид как формат визуализации контента в
современных интернет-СМИ / А. А. Градюшко // Визуальносемантические средства современ- ной медиаиндустрии: материалы
Респ. науч.-практ. конф., 20–21 марта 2015 г., Минск / редкол.: С. В.
Дубовик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2015. С. 44–48.
12) Дмитриев Л. А. Парадоксы художественного образа. М.: ИПК, 2002. –
64 с.
13) Ершов Ю. М. Как вас теперь называть? О категориально-понятийном
аппарате журналистики новой эры // Журналистский ежегодник. 2013.
Вып. № 2, ч. 1. С. 7–10.
14) Золотухин А. А. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история – как
новые вершины журнализма? / А. А. Золотухин, Ю. Н. Мажарина //
Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 93–96.
15) Издательский дом «Коммерсантъ». РИА Новости. Справка. URL:
http://ria.ru/spravka/20060831/53355088.html.
16) «Коммерсантъ»: Ежедневная общенациональная деловая газета.
Коммерсантъ.ru. URL: http://kommersant.ru/about/kommersant.
17) Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов
/ Под ред. М. М. Лукиной. — М.: Аспект Пресс, 2010. – 348 с.
18) Калмыков А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в
системе отечественных СМИ. Научное издание. – М.: 2009. – 84 с.125
19) Качкаева А. Г. Журналистика и конвергенция. Почему и как
традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г.
Качкаевой. – М., 2010. – 200 с.
20) Колесниченко А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной
российской прессе // Медиаскоп. 2015. Вып. 1. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1691.
21) Колесниченко А. В. Практическая журналистика: Учеб. пособие. – М.:
МГУ, 2008. – 192 с.
22) Колотилов В. Интерактивные статьи, которые учат по-новому
рассказывать истории [Электронный ресурс]. URL: http://mediakritika.
by/article/2212/interaktivnye-stati-kotorye-uchat-po-novomurasskazyvatistorii.
23) Конвергенция[Электронный ресурс]// Business Times. URL:
http://btimes.ru/dictionary/konvergentsiya.
24) Константинов Ф. В. Органы чувств [Электронный ресурс] //
Философская энциклопедия. В 5-х т. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2902/.
25) Короткова Е. Н. Мультимедийные средства массовой коммуникации:
контент и технологии [Электронный ресурс]// URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-sredstva-massovoykommunikatsii-kontent-i-tehnologii.
26) Крапивенко А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений.
Бином. Лаборатория знаний. 2012. – 271 с.
27) Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров [Электронный ресурс]//
Основы творческой деятельности журналиста: Под ред. Корконосенко
С. Г. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. URL:
http://evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_02.
28) Кульчицкая Д. Ю. Истоки мультимедийности в традиционных
журналистских жанрах // Вестник Московского университета. Серия
10. Журналистика. 2012. № 3. С. 94–100.126
29) Кульчицкая Д. Ю. Отображение предметно-чувственного мира в
журналистских произведениях: от печати до мультимедиа. Автореф.
дис. канд. филол. н. – М., 2013. 204 с.
30) Кульчицкая Д. Ю. Развитие идеи мультимедийности в журналистике //
Меди@льманах. 2011. № 2. С. 17–18.
31) Кульчицкая Д. Ю. Репортажные техники в журналистике. М.: МГУ,
2014. – 47 с.
32) Лазутина Г. В. Жанр и формат в терминологии современной
журналистики // Вестник Московского университета. Серия 10.
Журналистика. 2010, № 6. С. 14–21.
33) Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества:
Учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011. – 320 с.
34) Лукина М. М., Лосева Н. Г. Медиаконвергенция и мультимедийная
журналистика: Материалы к обучающим семинарам / под ред.
С. Д. Балмаевой. Екатеринбург, 2010. С. 112 – 137.
35) Лукина М. М. Сегодня модно использовать разные медийные
платформы. Но это недолжно быть самоцелью // Медиатренды. 2011.
№ 2 (19). 25 февр. С. 2.
36) Мунасипова Д. Д. Специфика жанра мультимедийных статей. ВКР.
МГУ, 2015. На правах рукописи. 98 с.
37) Марченко А. В. Лонгрид – формат или жанр: поиски релевантного
определения // материалы 16-й международной конференции
студентов, магистрантов и аспирантов (15–17 марта 2017 года)/ Под
ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. — СПб.: С.-Петерб. гос.
ун-т, 2017. C. 508–510.
38) Мельник Г. С. Медиатекст как объект лингвистических исследований
[Электронный ресурс]// URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediatekstkak-obekt-lingvisticheskih-issledovaniy.127
39) Пильгун М. А. Тransmedia Storytelling: перспективы развития
медиатекста [Электронный ресурс]// Медиаскоп. 2015. Вып. 3. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1773.
40) Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., 1977. – 256 с.
41) Поликахин А. В. Гипертекст: сущность, состояние, проблемы,
перспективы. М., 1993. – 205 с.
42) Скрипюк И. И. Психология восприятия экранного продукта. // 53-я
международная научно-практическая конференция «Средства массовой
информации в современном мире». ВШЖМК СПбГУ. – СПб, 2014.
С. 139–142.
43) Скроллинг [Электронный ресурс]. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/210269.
44) Словарь новых медиа [Электронный ресурс]. URL:
http://mediatoolbox.ru/dictionary/#rec2557596.
45) Соболева О. В. Понятие и основные характеристики гипертекста //
Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2011. № 12 (55).
C. 163–164.
46) Сухачева А. Snow Fall от The New York Times: формат истории
будущего // Новый репортер. URL:
http://newreporter.org/2012/12/25/snow-fall-ot-the-new-york-times-formatistorii-budushhego/.
47) Тертычный А. А. Жанры периодической печати [Электронный ресурс]:
Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. URL:
http://evartist.narod.ru/text2/01.htm.
48) Тимченко И. С. Теория и практика международной журналистики.
План лекционных занятий [Электронный ресурс]. URL:
http://jf.spbu.ru/stu/5179/5193-2242.html.
49) Ткачук Н., Горбунова А. Длинные формы. Культура чтения в эру
цифровой журналистики// Частный корреспондент. URL:
http://www.chaskor.ru/p.php?id=38013&preview=1.128
50) Хелемендик В. С. К вопросу о понятиях «Взаимодействие СМИ» и
«Конвергенция СМИ» // Академия медиаиндустрии. URL:
http://www.ipk.ru/index.php?id=2230.
51) Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной
журналистики // Медиаскоп. 2014. Вып. № 4. URL:
http://www.mediascope.ru/node/1654.
52) Шестеркина Л. П., Лободенко Л. К. Базовые подходы к созданию
универсального медиатекста в интернет-СМИ [Электронный ресурс]//
Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2013. Вып.
№ 2. Т. 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/bazovye-podhody-ksozdaniyu-universalnogo-mediateksta-v-internet-smi.
53) Шехтер Т. Е. Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.,
2010. – 204 с.
54) Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. М., 2004. – 415 с.
55) Шлыкова О. В. Феномен мультимедиа. Технологии эпохи электронной
культуры: Монография. – М.: МГУКИ, 2003. – 268 с.
56) Щербатых К. И. Роль невербального языка в привлечении внимания
массовой аудитории (к постановке проблемы). // 53-я международная
научно-практическая конференция «Средства массовой информации в
современном мире». ВШЖМК СПбГУ. – СПб., 2014. С. 160–164.
57) 10 лет «Газете.Ru». Газета.Ru. – URL:
http://10.gazeta.ru/history/3235566_.shtml.
58) 36 потрясающих примеров использования эффекта параллаксскроллинга на лендингах// Lpgenerator. URL:
http://lpgenerator.ru/blog/2014/04/09/36-potryasayushih-primerovispolzovaniya-parallaks-skrollinga-na-lendingah/.
59) 16th Annual Webby Awards Nominees & Winners// The Webby Awards.
URL: http://webbyawards.com/winners/2012/web/general-website/music/.129
60) Berkey-Gerard M. Assignment: What is Multimedia Journalism? [Electronic
resource]. URL:
http://mbgjournalism.wordpress.com/2009/10/08/assignment-what-ismultimedia-journalism/.
61) Burnett R. Multimedia: back to the future! // Perspectives on Multimedia:
Communication, Media and Information Technology / Ed. by R. Burnett,
A. Brunstrom, A. Nilsson. John Wiley and Sons Ltd, 2004. P. 2–3.
62) Burger J. Desktop Multimedia Bible, 1993. – 608 p.
63) Chapman N., Chapman J. Digital multimedia. John Wiley and Sons Ltd,
2009. – 736 p.
64) History of the BBC – 1920s. BBC. URL:
http://www.bbc.co.uk/timelines/zxqc4wx.
65) Krum R. Cool infographics. Effective Communication with Data
Visualization and Design.Wiley, 2013. – 36 p.
66) Multimedia. Merriam-Webster Collegiate Dictionary, 1996. – 939 p.
67) Definition of «narrative» [Electronic resource]// Oxford English Dictionary
(online). URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/narrative.
68) Packer R., Jordan K. Multimedia. From Wagner to virtual reality. NY:
Norton&Company, 2002. – 496 p.
69) Rue J. The “Snow Fall” effect and dissecting the multimedia longform
narrative [Electronic resource]. URL:
http://multimediashooter.com/wp/2013/04/21/the-snow-fall-effect-anddissecting-the-multimedia-longform-narrative/.
70) Sternberg J. How Complex Straddles the Ad Network-Publisher DivideDigiday [Electronic resource]// digiday.com. URL:
http://digiday.com/media/how-complex-straddles-the-ad-network-publisherdivide/.
71) Stevens. J. What is a multimedia story? [Electronic resource]// URL:
https://goo.gl/TZkBdF.130
72) The BBC's programmes and services in the UK and around the world
[Electronic resource]// BBC. URL:
http://www.bbc.co.uk/aboutthebbc/insidethebbc/whatwedo.
73) The top 500 sites on the web. URL:
http://www.alexa.com/topsites/category/Regional/Europe/United_Kingdom/
News_and_Media/Newspapers.
74) Zerba A. Redefining Multimedia Toward a More Packaged Journalism
Online [Electronic resource]. 2004. URL: