Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние нетарифных мер на развитие международной торговли

Работа №134422

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
48
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР НА
МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ
1.1 Сущность и определение нетарифных мер 6
1.2 Место и роль нетарифных методов регулирования в международной торговле 14
Вывод 30
ГЛАВА 2. САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ.
2.1 Зарубежный опыт применения санитарных и фитосанитарных мер 32
2.2 Санитарные и фитосанитарные мерам в праве Всемирной торговой
организации
2.3 Применение санитарных и фитосанитарных мер в рамках Всемирной торговой
организации: статистические данные
Вывод 53
ГЛАВА 3. НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ В ТОРГОВЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
3.1 Инструментарий регулирования санитарных и фитосанитарных мер на
таможенной границе РФ
3.2 Общая характеристика применения нетарифных мер России 63
3.3 Российская практика применения санитарных и фитосанитарных мер в
отношении импорта.
Вывод 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современных условиях экономическое значение и торгово-политическая роль
мер нетарифного регулирования существенно возросли. Это произошло вследствие
воздействия многих причин. Одна из них это значительное увеличение объемов
международной торговли и коренные переменны в ее товарной структуре. Другой
причиной является решение по либерализации международной торговли (в рамках
Всемирной торговой организации), принятое в ходе Уругвайского раунда. Этот процесс
обусловлен тем, что международная торговая организация создают условия для
свободного перемещения товаров и услуг между странами членами данных организаций.
Например, при вступлении в Всемирную торговую организацию государство в процессе
либерализации внешней торговли происходит снижение таможенных тарифов (вплоть до
полной отмены), устранение дискриминации и проведение других торгово-политических
мероприятий на многосторонней основе. Так как применение тарифных мер
ограничивается существующими соглашениями внутри ВТО, то уменьшается
возможность регулирования ввоза товаров тарифами. Тем самым нетарифные меры
начинают играть все большую роль в регулирование международной торговли.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что применение нетарифных мер в
сфере международной торговли в процессе либерализации наметилась тенденция к
введения данных мер с целью защиты отдельных отраслей национальной экономики. По
оценкам международных организаций НТМ влияют от 18% до 30% на объемы
международной торговли. Активнее всего нетарифные меры применяют применяются
развивающиеся страны (более 50% от всех НТМ введенных в 2017 году).
В отличие от тарифных мер, влияние нетарифных барьеров на торговлю сложно
оценить, так как в большинстве случаев они принимают форму различных требований к
продукции. Но эти меры влияют на структуру и объемы товарных потоков между
странами и их регулирование затрудняется, так как их по своей природе ВТО относит их к
компетенции национального законодательства стран, вводимых данные меры.
Количество и разнообразие форм нетарифных барьеров с каждом годом
увеличивается. Многие меры начинают применяться с целью протекционизма.
Некоторые экономисты утверждают, что нетарифные барьеры применяются как
протекционистские меры с целью защиты национальных производителей в условиях
либерализации торговли.
В процессе либерализации торговли очень важной проблемой является защита
национального рынка от некачественной продукции, ввозимой из-за рубежа. Доля4
применения санитарных и фитосанитарных мер составляет более 30 % от всех введенных
НТМ и является наиболее часто используемые. Данное направление требует
совершенствование системы технических барьеров в торговле, фитосанитарном контроле
и усиление экологической защиты в сфере ВЭД пищевых товаров. В рамках ВТО
введение данных мер должно соответствовать принципам Соглашения по санитарным и
фитосанитарным мерам. Так как Россия состоит в членстве в ВТО и в ЕАЭС, то данные
меры применяются и регулируются федеральными службами с учетом основных
принципов Соглашения ВТО по СФС мерам и нормативно-правовых документов ЕАЭС.
В этой связи важной проблемой является то, что во всех странах действующие
фитосанитарные нормы и правила не совпадают, и в зависимости от существующей
ситуации в каждой стране действует своя система и практика применения этих норм и правил.
Цель исследования заключается в определение влияние нетарифных мер на
международную торговлю, (в частности санитарных и фитосанитарных мер).
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
 выявить теоретические аспекты влияния нетарифных мер на международную
торговлю, в условиях либерализации торговли;
 определить влияние отдельных нетарифных мер (например Санитарных и
фитосанитарных мер), применяемых в международной торговле;
 раскрыть общие положения о санитарном и фитосанитарном соглашении ВТО;
 рассмотреть нормативно-правовую базу и механизм реализации мер санитарных и
фитосанитарных в ЕАЭС и РФ;
 проанализировать российский опыт применения нетарифных барьеров (в частности
санитарных и фитосанитарных), как протекционистских мер;
 определить возможные перспективы нетарифного регулирования в ЕАЭС и РФ с
учетом зарубежного опыта.
Объектом исследования является система санитарных и фитосанитарных мер РФ в
рамках ВТО и ЕАЭС. Предметом исследования является опыт применения мер
нетарифного регулирования внешней торговли в таможенной практике в РФ и
зарубежных странах (например СФС мер).
Теоретической основой исследования послужили труды в области
внешнеэкономической деятельности, государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, нетарифного регулирования международной торговли следующих авторов:
И.И. Дюмулена, А. Деродоф, Р. Стерн, Р. Боулдвин, Ч. Уилсон, Ха-Джун Чанга,
Л.И.Цедилина, С.Ф. Сутырин, Ф. Бастиа, Е.А. Ерасова, В.В. Идрисовой, Д. Бхагвати и другие.
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили
официальные документы, исследовательские материалы и отчеты международных
организаций (ГАТТ/ВТО, Комиссии ЕС, ЮНКТАД, ЕАЭС, Всемирного банка), научные
статьи, статистические сборники. Были использованы положения действующей
нормативно-правовой базы ЕАЭС и РФ в области нетарифного регулирования (в
частности санитарного и фитосанитарного контроля) импорта на таможенной границе.
Структура и объем исследовательской работы. Исследовательская работа состоит
из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.
Объем работы составляет 93 страницы.
В теоретической части подробно будут рассмотрены типология и характеристика
существующих нетарифных мер в международной торговле. Рассмотрены НТМ в
условиях либерализации торговли.
Во второй главе работы подробно представлен инструментарий регулирования
санитарных и фитосанитарных мер в рамках ВТО, и опыт применения данных мер
мировыми державами (США, страны Евросоюза и другие).
Третья глава посвящен нормативно-правовому регулированию СФС мер в России и
ЕАЭС. Рассмотрены примеры применения СФС мер Россией в отношении импорта,
выявлены последствия, экономические преимущества и недостатки.
В заключении по результатам исследования представлены содержательные выводы
и предложены пути улучшения по регулированию нетарифных мер в ЕАЭС и РФ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В связи с отсутствием общепринятого и нормативно зафиксированного
определения нетарифного регулирования, научная ценность проанализированных
классификаций состоит в формировании единообразного подхода к определению объекта
исследования – понятия «нетарифные меры». В практическом плане выработка
общепринятого понятийного аппарата является необходимым условием достижения
международных договоренностей по вопросам торговой политики. В соответствии с
логикой унификации правил международной торговли основным вариантом
классификации нетарифных мер становится схема, разработанная ЮНКТАД.
2. Под нетарифными мерами подразумеваются различные подходы, инструменты, и
правила регулирования международной торговли, применение которых в конкретных
целях торговой политики может иметь неодинаковый характер. Эти меры могут быть
инструментом протекционизма, когда речь идет об ограничениях и барьерах в
международной торговле, и административными, когда говорим о безопасности,
необходимости защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды и т.д.
3. В последние годы количество и разнообразие форм нетарифных мер увеличилось
в международной торговле. В отличии от тарифов влияние на международную торговлю
НТМ сложно оценить, так как данные меры чаще всего применяют форму
регламентов/стандартов и влияют на структуру и товарооборот между странами.
Выделяют следующие методы оценки: индекс частотности, индекс покрытия торговли,
индекс воздействия на цены. Но данные оценки не совершенны, так как при расчете не
учитывают множество других факторов способных воздействовать на торговлю. По
разным оценкам международных организаций НТМ охватывают от 18% до 30% объемов
мировой торговли.
4. Большую долю применяемых НТМ мер в международной торговле занимают
санитарно и фитосанитарные меры (более 30%). Важность СФС мер в области
международной торговли огромна. Значение их состоит в том, что они применяются в
отношении товаров, которые могут Характер этих мер могут нанести вред здоровью и
жизни людей, а последствия причинения такого вреда могут быть необратимыми. Они
часто становились причинами длительных торговые споров, которые приводили к
осложнениям взаимодействия стран. Значит при применении мер санитарных и
фитосанитарных мер крайне важно достичь баланса между необходимостью защиты
здоровья и жизни людей и животных, безопасности окружающей среды, и78
предотвращения дискриминации при использовании этих мер для протекционистских
целей. Но для государств первая задача имеет приоритетный характер.
5. Применений санитарные и фитосанитарные меры в ВТО регламентируются
соглашением по СФС мерам. Данное соглашение устанавливает основные принципы в
соответствии с которым государства-члены могут вводить СФС меры (принципы:
гармонизация, недискриминация, эквивалентность, оценка риска, прозрачность). В
Российской Федерации компетентными органа, которые устанавливают СФС мер и
контролируют товары на соответствие стандартам являются Федеральная служба по
ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека. Также Россия является членом
Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в соответствие с эти нормативно-правовая
база СФС применения регламентируется с законодательством Евразийской
экономической комиссией (ответственным департаментом по санитарному,
ветеринарному и фитосанитарному контролю).
6. В ходе рассмотренных примеров применения санитарных и фитосанитарных мер
в международной торговле, нельзя сказать однозначно, как влияют санитарных и
фитосанитарных меры на уровень международной торговли. С одной стороны СФС меры
применяются в условиях либерализации торговли их с целью защитить жизнь людей и
животных от рисков пищевых добавок, загрязняющих веществ, токсинов или патогенов в
пище; защита человеческой жизни от болезней, переносимых растениями или животными;
защита жизни растений или животных от вредителей, болезней или патогенов, которые
вводятся в форме стандартов, чтобы и отечественная и иностранная продукция
соответствовала им. С другой стороны зафиксированные опыт применения НТМ с целью
протекционизма. Но для таких случаев в рамках ВТО существуют соглашения в
соответствии с которыми должны применяться нетарифные меры.
7. Для обеспечения более продуктивной работы по устранению подобных барьеров
в рамках ЕАЭС государствам-членам стоит расширить соответствующие полномочия
Союза и ЕЭК. Также вести более активную политику по унификации нетарифных
барьеров. Например: унифицированных правил и процедур контрольно-надзорной
деятельности, в том числе единых подходов в лабораторном обеспечении СФС;
гармонизированного законодательства Сторон в области ответственности за нарушение
требований; введение на территории союза европейского консультативного сервиса по
вопросам внутреннего рынка SOLVIT. Также вступление ЕАЭС в ВТО, как члена этой
международной организации для устранения нетарифных барьеров с третьими странами.


1. «О мерах нетарифного регулирования». Решение Коллегии Евразийской
экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30
2. Раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные
меры: Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
3. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:
Федеральный закон РФ от 8.12. 2003г. № 164-ФЗ.
4. «Об обеспечении гармонизации санитарно-эпидемологических требований
ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами».
Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 г. № 761.
Книги
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Пер. с англ. 4-е изд.- «Дело
Лтд», 1994.- 720 с.
6. Гриффин Р., Пастей Международный бизнес. М: 4-е изд. Пер. с англ. под ред. А. Г.
Серия «Классика МВА»). 2006. 1088 с.
7. Данильцев А.В., Захаров А.В., Медведков М.Ю., Трудаева Т.А. Основы торговой
политики и правила ВТО: М.: Международные отношения, 2005. 448 с.
8. Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО.
Избранные решения (1952-2005 гг.). М: Wolters Kluwer Russia, 2006. 326 с.
9. Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике:
институциональный исторический опыт: М.: Институт экономики РАН. 2014. 208 с.
10. Baldwin, R. Non-tariff distortions in international trade. USA: Brookings Institution.
Washington DC, 1970. Р. 173
11. Bhagwati J. Free Trade Today. Princeton Uтiversity Press, 2002. р. 144
12. Gilpin, R. Global Political Economy: Understanding the International Economic Order,
Princeton NJ: Princeton University Press. 2001 р.440
13. Gilpin, R. The Political Economy of International Relations. Princeton NJ: Princeton
University Press. 1987. р. 472.
Статьи в журналах
14. Дюмулен И.И. Нетарифные меры в современной международной торговле:
некоторые вопросы теории, практика и правила ВТО, интересы России // Российский
внешнеэкономический вестник. 2016. №2. С. 5-29.80
15. Дюмулен, И. И. Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы
глобального экономического кризиса (2008 – 2010 гг.) и в последующий период //
Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 6. С. 3-11.
16. Ерасова Е. А., Плотников В. А. Стандартизация как условие обеспечения качества
и безопасности продукции на единых рынках интеграционных группировок (на примере
России и других стран ЕАЭС)// Управленческое консультирование. 2016. № 8 . С.37-42
17. Ерасова Е.А. Реформа технического регулирования в России и ее реализация //
Вестник СПБГУ. Серия 5. 2011. №2. С.130-141
18. Зименков Р.И. Антидемпинговая политика США // США, Канада: экономика,
политика, культура. 2004. № 11. С. 34-50.
19. Идрисова В. В. Теоретические вопросы применения нетарифных мер
регулирования во внешней торговле. // Научные труды.иИнститут экономической
политики имени Е.Т. Гайдара. , 2011.
20. Кадочников, П. А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и
ведущих странах мира // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №3. С. 3-13.
21. Мокир Д. Европейское Просвещение, промышленная революция и экономический
рост // Прогнозист, 2008, № 2 (14). С. 73-96
22. Никитин С.И. Иск ЕС в ВТО по запрету импорта свинины и перспективы исков по
«продовольственному эмбарго» // Российский внешнеэкономический вестник, 2014. №11.
С.60-65.
23. Олифер А. Проблемы и перспективы нетарифного регулирования международной
торговли // Международное сотрудничество. 2012 №3. С. 77-81.
24. Петрунин О. Подводные камни либерализации внешней торговли // Мировая
экономика и международные отношения. 2002. № 11. С. 39-43.
25. Полуэктов А. Многосторонняя система ГАТТ: до и после Уругвайского раунда //
Внешняя торговля. 1994. №4, С.16-29.
26. Пресняков В.Ю. Современная внешнеторговая политика России и инструменты ее
регулирования // Внешнеэкономические связи России. 1996. № 15. С. 51.
27. Сутырин С. Ф. Международные экономические организации в поисках ответа на
вызовы времени // Вестник СПбГУ. Серия 5. 2008. №1. С.79-85.
28. Сутырин С.Ф. Попова Л.В., Коргун И.А. Российско-корейские экономические
отношения: текущее состояние и перспективы развития// Вестник СПбГУ. Серия 5. 2014.
№ 3. С.29-31
29. Baldwin R. U.S. Trade Policy since 1934: an uneven path toward greater trade
liberalization // National Bureau of Economic Research, Working Paper 2009. № 1539781
30. Brander J.A. Spencer B. Export Subsidies and International Market Share Rivalry //
Journal of International Economics. 1985 №16. P. 83–100.
31. Brander J.A. Intra-industry Trade in Identical Commodities // Journal of International
Economics. 1981. № 11. P. 1–14.
32. Brander J.A., Krugman P.R. A Reciprocal Dumping Model of International Trade //
Journal of International Economics. 1983. № 15. P. 313–323.
33. Bhagwatti, J. After Seattle: free trade and the WTO // International Affairs. 2001.
№77(1), р. 15-29.
34. Cadot O., Dovis M. NTM harmonization, profits, and productivity: Firm-level evidence
from Morocco - 2013. - ISSN: 16941225.
35. Chang, H.J. Kicking Away the Ladder: Development Strategy in Historical Perspective.//
London: Anthem Press. 2002
36. Chang, H.J. Globalization and the Myth of Free Trade. // Remarks from “Foreign Policy
In Focus” Conference Special Report. 2003 Р.2-20
37. Deardorff A.V. Stern Robert M. Tariff And Defensive Responses: A Computational
Analysis // International Economic Journal, Korean International Economic Association. 1987 №
1(2). P. 1–23.
38. Deardorff A.V., Stern R.M (1997). Measurment of Non-Tariff Barriers // OECD
Departmenr Working Paper. 1997. No. 179 p. 117
39. Gilpin, R. No one loves a political realist.// Security Studies, 1996. №5:3, р.3-26.
40. Henson S.J., Mitullah W. // Kenyan Exports of Nile Perch: Impact of Food safety
Standards on an Export-Oriented Supply Chain // Washington, D.C.: The World Bank. 2004. Р.
3-48.
41. Jaffee, S., Henson S.J. Standards and AgroFood Exports from Developing Countries:
Rebalancing the Debate // Washington, D.C.: The World Bank. 2004 Р.2-44.
42. Laird S., Vossenaar R. PorquÈ nos preocupan las bareras no arancelarias // Informacion
Comercial EspaÒola. - November 1991 г.. - Special Issue on Non-tariff Barriers. - стр. 31-54.
43. Rodrik, D. Rethinking Growth Policies In The Developing World. // Draft of the Luca
d’Agliano Lecture in Development Economics. Torino, Italy. 2004
44. Staiger R. Non-tariff measures and the WTO // WTO working paper. 2012. р.2-45.
Отчеты и статистические данные:
45. Реестр ограничительных мер в отношении Российских товаров // Портал
внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ).
Информация по состоянию на 01.03.201882
46. Agreement on the Application of Sanitary and Phytosanitary Measures (SPS
Agreement)// WTO. 1994.
47. Annual Report 2017// WTO. 2017
48. Classification of Non-Tariff Measures // UNCTAD. 2013.
49. Сourse on non-tariff measures and data collection. // UNCTAD. 2014.
50. Non-tariff measures to trade: Economic and policy issues for developing countries //
UNCTAD. 2013.
51. Quantification of non-tariff measures. // UNCTAD. 2002.
52. World Trade report // WTO.2012
Интернет-ресурсы и электронные базы данных
53. URL: http://www.ved.gov.ru/ (Дата обращения 23.03.2018) - портал
внешнеэкономической информации (Министерство экономического развития РФ) .
54. URL: https://www.wto.org/ (Дата обращения 20.04.2018) - сайт Всемирной торговой
организации.
55. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (Дата обращения 15.04.2018) - сайт
Евразийской экономической комиссии.
56. URL: http://www.yuri-kuzovkov.ru/ (Дата обращения 19.02.2018) - Кузовко Ю.А.
Трилогия Неизвестная история.
57. URL: http://meatinfo.ru / (Дата обращения 31.03.2018) - сайт проекта Meatinfo.ru.
58. URL: http://www.customs.ru/ (Дата обращения 21.04.2018) - сайт Федеральной
таможенной службы России
59. URL:http://www.fsvps.ru (Дата обращения 20.03.2018) - сайт Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
60. URL: http://rospotrebnadzor.ru/ (Дата обращения 24.03.2018) - сайт Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ