Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДВИЖЕНИЕ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В 1960-Е ГОДЫ: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ

Работа №134399

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение
Глава I. Христианские корни тактики ненасильственного сопротивления^ .11
§ 1. Роль протестантизма и протестантских духовных лидеров в движении
§ 2. Мартин Лютер Кинг и тактика ненасильственного сопротивления
Глава II. Организация черных мусульман как альтернатива протестантизму
§ 1. Становление Нации ислама и ее специфика
§ 2. Малькольм Икс
Заключение
Список использованных источников и литературы


Вторая половина ХХ века – совершенно особый период в истории
США. 1960-70-е годы стали переломным этапом в борьбе за гражданские
права; на смену жизни «молчаливого поколения» пришли организованные
протесты. Одно из самых крупных правозащитных движений того периода,
несомненно, движение афроамериканцев. Сражение шло сразу на двух
уровнях: на легальном, то есть законодательном, и моральном, то есть за умы
населения, как белого, так и черного, убеждение их в том, что равноправие
необходимо, и что до сих пор оно не достигнуто, и политика «separate but
equal» является не более чем красивым лозунгом.
Хронологическими рамками исследования являются конец 1950х- -
1960-е гг., то есть первый и основной период движения афроамериканцев за
гражданские права в его «чистом» виде, каким его традиционно
воспринимают в историографии, от образования Конференции южного
христианского руководства в 1955 г. до смерти Мартина Лютера Кинга в
1968 г. Эти рамки, однако, не столь жестки, так как предпосылки к
формированию общественно-политического движения, лежат далеко за
пределами его непосредственного активного существования. Предметом
работы является движение афроамериканцев за гражданские права в целом,
объектом – влияние религии, оказанное на него, и ее роль в его развитии.
События 1960-х гг. кардинально изменили ход развития Соединенных
Штатов Америки, правовое и социальное состояние их населения. Наследие
движения афроамериканцев за гражданские права до сих пор влияет на
развитие государства, на политику и характер национального, политического
самосознания рядовых американцев. Изучение аспектов движения, факторов,
влиявших на его развитие необходимо для понимания американской
культуры. Следовательно, изучение этого этапа в истории Америки
продолжает оставаться актуальным на сегодняшний день.
Учитывая многонациональность США, неудивительно, их население
принадлежит (и всегда принадлежало) к множеству различных конфессий.4
Идея «плавильного котла», в котором должны были слиться в единую нацию
потоки всех иммигрантов, не воплотилась в реальность. В третьей четверти
ХХ века Америка на поверку оказывалась весьма консервативным
государством, не допускающим к власти тех, кто не вписывался в давно
сложившийся элитарный класс. Только в 1960 году был избран первый
президент-католик, что многое говорит о культурной составляющей жизни
США, этой исторически протестантской страны, в этот период. В США
никогда не существовало официальной государственной религии, однако
было очевидно, что представители христианской конфессии, а точнее –
протестантских церквей более привилегированы и больше поддерживаются
властью. Нельзя говорить, однако, что принадлежность к той или иной вере
определяла для человека политические воззрения, как нельзя утверждать и
обратное, будто религия становилась лишь поддержкой для того или иного
политического направления и служила исключительно нуждам политической
риторики для подкрепления аргументов, звучащих с трибун. Религия
оставалась важнейшей частью общества, мощным рычагом влияния на умы,
и обладала значительным весом в политической сфере. С одной стороны,
играя большую роль в формировании человеческих взглядов, она могла
поддерживать те или иные политические течения.
Целью настоящей работы является изучение специфики движения
афроамериканцев за гражданские права в означенный период, роли и влияния
религий на его существование. В отличие от других движений –
феминистского или антивоенного – многие члены которых дистанцировали
себя от любых конфессий и не воспринимали их как возможных союзников,
для афроамериканцев церковь стала одной из самых основополагающих
факторов, повлиявших на возникновение движения, его состав, мотивы и
идеи. Черное население Америки не было унифицированным и не
представляло собой единое общее целое с одинаковым социальным
положением, нуждами, целями и взглядами. Однако, осознавали они это или
нет, каждого его представителя затрагивало расовое неравенство. Пути5
выхода из этой ситуации, методы борьбы и подход к сопротивлению
разнился и те или иные концепции поддерживались, в основном, двумя из
авраамических религий: христианством или исламом. На их связь и влияние
на движение на гражданские права будет установлен основной фокус
данного исследования. Не забывая о принадлежности афроамериканцев к
другим конфессиям, стоит указать на то, что последние не играли решающей
роли в формировании движения. Так, например, общины черных евреев,
долгое время находясь в относительной добровольной изоляции от белых
иудаистов, не воспринимало себя как органическую часть
афроамериканского сообщества, ставя культурную идентификацию над
расовой. Пусть отдельные представители и руководители общин и
поддерживали движение за гражданские права, это, скорее, было внешней
поддержкой, союзничеством, а не товариществом по активизму. По этой
причине, признавая их существование, автор решил оставить эту тему за рамками данного исследования.
Задачами, поставленными при написании данной работы, является: а)
изучить влияние протестантской этики на формирование движения
афроамериканцев за гражданские права; б) проанализировать воззрения
Мартина Лютера Кинга и его взгляды; в) рассмотреть тактику
ненасильственного сопротивления и истоки ее возникновения из работ
протестантских теологов и философии Махатмы Ганди; г) изучить феномен
секты черных мусульман, ее отличия от ортодоксального ислама и значение
для афроамериканского сообщества; д) проследить становление личности
Малькольма Икса и изменения его взглядов на религию в контексте борьбы за гражданские права.
Теоретической и методологической основой исследования является
принцип историзма, связующие идеи и события с порождающими их
условиями и учетом исторического контекста, принцип социального подхода
с учетом психологии представителей различных социальных слоев и групп, и
принцип научной объективности. Одним из основных методов,6
использованных в данной работе, является компаративистский метод, что
проявилось, в частности, в сравнении путей развития ветвей движения за
гражданские права и влияния на него ислама и протестантизма. Также
активно использовался историографический анализ имеющихся в
распоряжении авторов трудов, изучение периодической прессы и
журналистики, современной изучаемому периоду и, отчасти, для воссоздания
исторических портретов Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса
используются методы исторической психологии.
В 1960-е гг. движение за гражданские права широко освещалось в
периодической печати, порождало дискуссии в американской прессе и на
телевидении. Исторические труды, посвященные движению, начали
появляться на рубеже 60-х - 70-х гг., когда первые впечатления «мятежного
десятилетия Америки» из новостей превратились в источники новейшей
истории, а лидеры движения были убиты. Ранней историографии движения
афроамериканцев за гражданские права свойственен фокус на хронологии
событий, взаимодействии движения с отдельными политиками и властями;
рычаги давления и цели движения. Среди американских историков,
занимавшихся движением, выделяется Герберт Аптекер, книги которого
активно переводились и на русский язык, не в последнюю очередь благодаря
его членству в Коммунистической партии США. Его исследования, среди
которых такие книги как «История афроамериканцев. Современная эпоха»1,
«Американский негр сегодня»2 охватывают движение афроамериканцев,
однако он не уделяет большого внимания религиозной составляющей,
больше фокусируясь на непосредственном изложении событий и конкретных
методах борьбы. Примерно в том же направлении действует Клод Лайтфут в
своей работе «Восстания в гетто за освобождение негров»3. При этом стоит отметить, что ветви движения, вдохновленные не протестантизмом и идеями
Мартина Лютера Кинга о ненасильственном сопротивлении, а исламом и
речами лидеров Нации Ислама и более поздними выступлениями
Малькольма Икса (которым будет посвящена вторая глава этой работы)
долгое время оставались за пределами научных интересов большинства
историков и изучалось исключительно как социальный феномен, вызванный
бедственным положением черного американского населения. Работы,
касающиеся верований афроамериканцев вне рамок протестантского
направления и традиционных культов начали появляться уже в 90-е гг. ХХ -
начале XXI вв., отражая тенденцию к принятию концепции многообразия
американской культуры. Современные авторы развивают этот подход,
проявляя новый интерес к роли ислама на сегодняшнее черное население
Америки и формирование еще одной грани культурного разнообразия этой
страны. Подобное можно наблюдать в таких работах как «Ислам и черные
американцы: стремясь к третьему воскрешению»4 под авторством Шермана
Джексона и «Черный полумесяц: опыт и наследие африканских мусульман в
Америках»5 под авторством Майкла Гомеза. Этим исследователям
свойственна некоторая апологетика ислама, что является, как можно
предположить, ответом на волну исламофобии, возникшую после теракта 11
сентября 2001 года (обе книги написаны в первом десятилетии XXI века).
Авторы ставят себе целью борьбу со двойной стигмой, жертвами которой
являются, в частности, черные мусульмане-американцы. Изучая истоки
ислама и историю исповедующих его афроамериканцев, авторы стремятся
показать, что эта религия имеет такое же право на существование, что и
условно гегемонное «белое» христианство и не является априори более
опасным и агрессивным. Еще одним любопытным направлением в западной
историографии является переосмысление и рефлексия над публикациями и позициями просегрегационистских белых церквей. К подобным работам
относится монография Дэвида Роча «Южная баптистская конвенция и
гражданские права 1954-1995»6. Историк, стараясь оставаться как можно
более беспристрастным, ищет ответ на вопрос, каким образом представители
этой, одной из самых печально известных (касательно расовой проблемы)
американских церквей совмещали в своей риторике христианские ценности и
стремление сохранить существующее в стране неравноправное положение.
Что касается отечественной журналистики и историографии, здесь
также долгое время авторы рассматривали движение за гражданские права
как часть борьбы угнетенных против несправедливых реалий
капиталистической системы (подчеркивалась поддержка движения
коммунистами Америки) без выделения особой специфики самих действий.
Во многих работах 1960-70-х годов отчетливо прослеживается стремление
вписать движение афроамериканцев в марксистскую концепцию борьбы
классов. Наиболее ярко это видно в трудах «США. Негритянская проблема»7
И.А. Геевского и «Негритянская проблема в США»8 Б.П. Лихачева.
Известный советский американист А.А. Фурсенко отходит от столь
однозначной трактовки событий в монографии «Критическое десятилетие
Америки» в главе «Расовая проблема»9, и, используя документальные
источники, западные работы и газеты того периода, подробно и ярко
описывает ход движения через призму политической истории страны, уделяя
большое внимание взаимодействию активистов с властью. Религия не
выделяется как особый фактор, играющий большое значение. То же можно
сказать и о методике ненасильственного сопротивления: в советской
историографии уделялось внимание заимствованиям из учения Ганди, однако
оставались незамеченными теологические изыскания Кинга. В работах А.И. Шаскольского «Левый радикализм в движении негритянской молодежи
США, вторая половина 1960-х - начало 1970-х гг.»10 и Л.Н. Митрохина
«Негритянское движение в США: идеология и практика» - и это в целом
типично для историографии 1960-80-х годов - особое внимание уделяется
«войне против бедности», своего рода программ, объявленной Мартином
Лютером Кингом во второй половине 1960-х гг. Это направление социальной
деятельности подается как пробуждение «сознательности» и движение
лидера афроамериканских активистов в сторону убеждений
социалистического толка. Религиозный аспект движения афроамериканцев за
гражданские права начал исследоваться лишь в последнее время, начиная с
90-х гг. Работы Л.Н. Митрохина «Баптизм: история и современность»12, и
Э.Л. Нитобурга «Церковь афроамериканцев в США»13, выпущенные на
рубеже XX-XXI вв. до сих пор остаются основными трудами по данной теме:
ссылки на них постоянно встречаются в исторических, теологических и
политологических статьях более молодого поколения исследователей, однако
в целом научный интерес к данной теме менее интенсивен по сравнению с
американскими коллегами, и в последние годы ей не было посвящено каких-либо крупных работ. Примечательно и то, что даже в нынешнем, 2018 году,
когда 4 апреля прошла пятидесятилетняя годовщина со дня убийства
Мартина Лютера Кинга, в авторитетных исторических журналах, таких как
«История», «Новая и новейшая история», «США: экономика, политика,
культура» нет ни одной заметки посвященной этому событию или движению в целом.
Падение интереса к движению афроамериканцев за гражданские права
как к социально-политическому явлению компенсируется, впрочем,
вниманием к культурной составляющей движения, в том числе как раз к религиозному аспекту движения, который фактически игнорировался в советской историографии. Однако помимо названных выше работ Нитобурга и Митрохина, которые фокусировались на истории черной религии в целом и
уделяли внимание движению афроамериканцев как одному из этапов в
истории учения, современные исследования движения все больше лежат в
философской и культурологической, а не исторической сфере. Среди
публикаций, авторами которых являются современные исследователи, можно
найти статьи «Малкольм Икс как выразитель новых тенденций в
афроамериканской политической культуре США 1950-1960-х гг.»14,
«Организация «нация ислама» - праворадикальное крыло в движении за
гражданские права афроамериканцев (1950-1970-е гг.)»15 под авторством Р.И
Ахметшина и О.В. Бодрова, ««Нация ислама»: к вопросу о
самоидентификации афроамериканцев»16 А.А. Файнберг. Изучение Нации
ислама в целом является сферой научных интересов последней; ныне
кандидат философских наук СПбГУ, А.А. Файнберг защитила диссертацию
на тему «Феномен «черного ислама» в США», стремясь восполнить
существующий в отечественной науке пробел в изучении данного явления.
Как можно увидеть, черный ислам как сам по себе, так и в связи с движением
афроамериканцев за гражданские права в последнее десятилетие привлекает
больше исследователей. Долгое время находясь на периферии изучения
борьбы за гражданские права черных американцев, теперь ислам выходит
теперь на первый план и получает больше внимания сравнительно с
протестантским течением, которое негласно считается более или менее полно
изученным в советский период.
Особенностью изучения данного периода является широкое количество
не только напечатанных источников, но и аудио- и видеозаписей интервью и
публичных выступлений, на которые также опирается данная работа.
Использование материалов такого рода позволяет лучше изучить опыт
современников и участников событий и воссоздать более полную картину происшествий.
Помимо изучения и анализа документальных и журналистских
источников и работ американских и отечественных историков, социологов и
философов автор опирается на автобиографии и биографии лидеров, членов
и союзников движения за гражданские права афроамериканцев: Мартина
Лютера Кинга, Малькольма Икса, Билли Грэма и др., а также книги,
принадлежащие их авторству, стараясь составить исторические портреты
личностей и через них раскрыть взгляды их последователей, формировавших движение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


60-е гг. ХХ века стали переломным периодом в жизни американского
общества, еще одной вехой в истории США. Сегрегация в южных штатах,
безработица, нищета, высокий уровень преступности в гетто северных
городов были прямым наследием американской рабовладельческой системы.
Почти сто лет понадобилось с введения Тринадцатой поправки к
Конституции, отменяющей рабство и формально дающей афроамериканцам
свободу, чтобы возникло движение за уравнивание в правах черных и белых
граждан Америки; за то, чтобы они действительно могли назвать себя
гражданами. Подводя итоги данного исследования, можно заявить, что
религия – в первую очередь, два вероучения, ставшие объектом изучения –
сыграли значительную роль в истории движения, наделяя его
специфическими, только ему свойственными качествами.
Структура работы полностью соответствует поставленным задачам;
данное исследование включает в себя изучение роли протестантизма и
ислама в становлении и развитии движения, а также реконструкцию
исторических портретов наиболее ярких лидеров, ставших лицами движения:
Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса. В чем же состоит основная
особенность религиозного фактора афроамериканского движения за
гражданские права? Религия, как было констатировано в данном
исследовании, помогает определить свою идентичность, что, в свою очередь,
является весомым объединяющим фактором. Духовное братство позволяет
людям чувствовать единство между собой в первую очередь через
собственную общность, и лишь во вторую очередь – через общего врага.
В результате проделанного исследования на основании изученных
источников и литературы можно сделать следующие выводы:
1. Протестантизм и ислам распространили свое влияние среди
афроамериканцев с разным социальным статусом, и это явилось следствием
хорошо прослеживаемых закономерностей. Мультикультурность
американского, и что более важно – афроамериканского общества привела к39
тому, что существующие проблемы вызвали разнородную реакцию, которая
породила различные взгляды на саму существующую ситуацию и на пути борьбы с ней.
2. Движение за гражданские права, включающее в себя Конференцию
южного христианского руководства (КЮХР), Национальную ассоциацию
содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН) и другие
правозащитные организации возглавлялось представителями среднего класса
черного сообщества. Они были элитой черной интеллигенции: представители
разных направлений протестантизма со значительным преобладанием
баптизма, многие из них были пасторами протестантских приходов. Их
подход предполагал организацию масс благодаря христианской этики,
риторики, основанной на апелляции к высшим общечеловеческим ценностям.
3. Нужда в программе действий, по отношению к которой и союзники,
и противники будут испытывать уважение стала причиной создания тактики
ненасильственного сопротивления, воплотившей в себе как христианский
идеал любви к ближнему, так и идею сатьяграхи, собственно
ненасильственной борьбы, почерпнутую из философии Махатмы Ганди.
Основной идеей заключалась в том, что разорвать круг ненависти и насилия
можно только добровольно отказавшись вступать в него.
4. Принадлежность к одной из ветвей протестантизма, никогда не была
обязательным условием для того, чтобы быть принятым в ряды активистов.
Лидеры движения всегда подчеркивали свое стремление найти союзников
среди всего американского населения, вне зависимости от конфессии, цвета
кожи, возраста, пола или сексуальной ориентации. Протестантизм дал
движению основной костяк организаторов, таких как Ральф Абернати и
Мартин Лютер Кинг. Идеи движения ненасильственного сопротивления
находили отклик и у сугубо светских организаций, самой крупной из
которых являлся Студенческий координационный комитет ненасильственных действий.
5. Благодаря религии движение способно было находить помощь извне,
среди тех, кого непосредственно не затрагивала сегрегация и
законодательные ограничения, но кто также разделяют определенные
духовные ценности, как это было, например, в Сельме, когда, демонстрируя
свою поддержку, на марш Сельма – Монтгомери за избирательные права
собрались протестантские, католические, православные священники из разных концов Америки.
6. Методы движения ненасильственного сопротивления не находили
отклика у многих людей, слишком долго терпевших полицейский произвол,
нападения Ку Клус Клана, унижения на улицах. Их агрессия, их многолетний
гнев перекликались с идеями Нации Ислама и речами, произносимыми с
трибун Малькольмом Иксом. Как говорил сам Икс, ислам позволяет активное
сопротивление обидчику, а потому он сам всегда будет мусульманином.
Ислам воспринимался как воинственная религия, позволяющая давать отпор
угнетателям, а не подставлять другую щеку.
7. Жизнь в гетто (население которых было основной аудиторией
Элайджи Мухаммеда), высокий уровень преступности, наркомании и
проституции, недоверие к представителям власти (абсолютным
большинством которых были белые) порождало у афроамериканцев чувство
национальной неполноценности, ощущение себя американцами «второго
сорта». От этой точки могло быть два пути: либо попытки стереть любой
намек на афроамериканское происхождение и влиться в привилегированный
слой, во всем подражая белым, либо же, напротив, провозгласить гордость за
цвет своей кожи и за наследие своей расы. Второе выглядело более
привлекательно, и именно этому способствовала мифология происхождения
человечества, излагаемая проповедниками Нации Ислама. Важна была не
столько достоверность излагаемой ими истории, сколько сам посыл: право на
гордость за принадлежность к своей расе, мысль о том, что афроамериканцы
не обязаны зависеть от белого населения как экономически, так и политически.
8. Еще одним фактором популярности учения секты было и то, что в
США в означенный период только формировались иммигрантские диаспоры
выходцев с Ближнего Востока - носителей ортодоксального ислама, а значит,
оперируя лишь базовыми понятиями доктрины, идеологи Нации ислама
могли формировать собственную догматику, пусть и не признанную
ортодоксами, адаптируя ее к реалиям Америки и к актуальным проблемам
свей аудитории, не встречая при этом авторитетной критики. В отличие от
черных иудеев, им не приходилось добиваться признания со стороны
иудейского американского сообщества; не было у них, в отличие от
протестантских проповедников, многовековой традиции и сети организаций,
на которые они могли опереться и с оглядкой на которые должны были действовать.
9. Со временем повестки и основные приоритеты двух направлений
движения трансформировались. Если движение ненасильственного
сопротивления изначально стремилось к десегрегации как способу поднятия
уровня жизни на ступень выше, чтобы стандарты белого сообщества стали
стандартами и для черного населения. Желая не на бумаге, а на деле уравнять
в правах представителей обеих рас, они стремились к созданию
интегрированных школ, получению права голосовать на тех же условиях, что
и белые американцы, права выдвигаться на выборные должности, чтобы
иметь возможность воздействовать на политические процессы изнутри
государственного аппарата. Проблема нищеты и бедственного состояния
негритянского населения поднимается уже в середине 60-х гг., после первых
крупных побед движения. Противоположным образом шла трансформация
сторонников вооруженного сопротивления социальной несправедливости.
Многолетнее недовольство белыми создавало благодатную почву для
проповедей о «голубоглазых дьяволах», которые якобы исторически стояли
ниже черной нации. Агрессия по отношению к белым и к «дядям Томам»,
готовым с ними сотрудничать, сплачивала сообщество черных мусульман
под руководством Элайджи Мухаммеда. Вступление в организацию означало42
отказ от наркотиков, алкоголя, беспорядочных половых связей – того, что
поддерживало криминогенную обстановку в гетто. Провозглашалось, что
члены общины обязаны помогать друг другу, таким образом наиболее
незащищенные слои населения могли надеяться на минимальную
материальную поддержку. Идеи сепаратизма означали отсутствие интереса
черных мусульман к активному вмешательству в политическую жизнь
страны вне пределов существования свой организации, что в результате и
привело к падению ее авторитета. Позицию Нации ислама разделяли далеко
не все черным мусульмане; большинство из ее членов недовольных отказом
лидеров вмешиваться в активную борьбу и поддерживать массовые
выступления, вышли из организации вслед за Малькольмом Иксом. Идеи
изоляции теряют популярность у сторонников насильственного
сопротивления, как, в частности, отчетливо видно из последних речей
Малькольма Икса, где он по разрушительности и силе воздействия
сравнивает избирательный бюллетень с пулей, воспринимая это как столь же
действенный метод борьбы. Таким образом, оба рассматривавшиеся в
настоящей работе направления начали свое сближение во второй половине
1960-х гг. до того момента, как не уступили место на политической арене
молодым активистам, чьи политические воззрения уже не имели религиозного базиса.
В отдельные параграфы глав было выделено изучение личностей
Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса. Помимо того, что оба они
являются лидерами и (не единолично) идеологами двух направлений
движения, их обоих еще при жизни сделали лицами борьбы за гражданские
права. Жизнь каждого из них, в частности в том свете, в каком ее показывают
в биографиях, выглядит как классический путь представителя каждого из
направлений. Кинг, южный протестантский пастор, представитель среднего
класса, выросший в одном из самых сегрегированных штатов Америки и
отказавшийся далее терпеть происходящее, и Икс, выходец из городских
низов, в прошлом – грабитель, в тюрьме нашедший свое призвание и свою43
веру и посвятив свою жизнь борьбе против угнетения. Представители одного
и того же поколения, оба – блестящие ораторы, оба – публичные личности,
известные всей стране, оба были убиты: идеальные символы движения,
продолжающие вдохновлять людей после своей смерти. Их имена
продолжают воплощать в себе для американцев саму суть движения.
4 апреля этого года – пятидесятилетняя годовщина со дня гибели
Мартина Лютера Кинга. Этот день отмечался сообществом США как
мемориальный, как повод вспомнить о достигнутом, о пути, которое
американское общество прошло за короткий период времени благодаря ему и
другим деятелям, создателям, участникам и союзникам движения
афроамериканцев за гражданские права. Пятьдесят три года с убийства
Малькольма Икса; это, в отличие от первой, не круглая дата, однако не менее
важная. Оба эти человека были духовными лидерами движения
афроамериканцев за гражданские права; они были и остаются, бесспорно,
символами движения. Движение ненасильственного сопротивления
включало в себя множество заслуживающих уважения активистов, чей вклад
в борьбу за гражданские права сложно переоценить. Точно также и
Малькольм Икс не в одиночестве основал Исламскую мечеть и Организацию
афроамериканского единства, и сам не раз подчеркивал, что не считает себя
хорошим кандидатом на роль руководителя. Однако он был наиболее яркой
личностью в среде мусульман-афроамериканцев. И Кинг, и Икс
вдохновлялись религиозными убеждениями, и несмотря на разнящееся
мировоззрение, жизненные пути, совершенно разные типы активистов,
которые они олицетворяли, можно сказать, что религия для них как для
личностей, так и для представителей движения сыграла роль действенной
движущей силы, рычага воздействия на сообщество, а на их примере – для
сообщества в целом.


1. Правда, 6 апреля 1968. Преступление расистов в Мемфисе. 5 с.
2. Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и
Райнхольда Нибура. — М.: Юристь, 1996. — 575 с.
3. Gwaltney, L. L. "The Klan Reasserts Itself," // Alabama Baptist. 1948,
24 June.
4. Handler, M. S. Malcolm X Splits with Muhammad // The New York
Times. 1964. 9 March.
5. King, Martin Luther. Where do we go from here: Chaos or
community? — N.Y.: Harper & Row, 1967. — 209 с.
6. Little, M. Malcolm X on Afro-American history. — N.Y.: Pathfinder
press, 1982. — 74 с.
7. Malcolm X., Haley A. The autobiography of Malcolm X. — N.Y.:
Grove press, 1966. — 460 с.
8. Morin, Belman. "A bright spot'— Birmingham: A year later // The
Birmingham News. 1964. June 12.
9. The Autobiography of Martin Luther King, Jr. – N.Y.: Warner
Books, 2001. 400 с.
Литература
1. Аптекер, Г. Американский негр сегодня. / пер. В.Н. Крупнова. —
М.: Издательство иностранной литературы, 1963. — 131 с.
2. Аптекер, Г. Современная история афроамериканцев. / сокр. пер.
Н. Ф. Паисова, Н.Г. Санникова. — М., Прогресс, 1975. — 279 с.
3. Ахметшин Р.И., Бодров О.В. Малкольм Икс как выразитель
новых тенденций в афроамериканской политической культуре США 1950-
1960-х гг. // Вестник Казанского государственного университета культуры и
искусств. 2016. №3. — 39-43 с.
4. Ахметшин, Р.И. Организация «нация ислама» - праворадикальное
крыло в движении за гражданские права афроамериканцев (1950-1970-е гг.) //45
Исторические, философские, политические и юридические науки,
культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10.
— С. 33-35.
5. Геевский, И. А. США: Негритянская проблема. Политика
Вашингтона в негритянском вопросе. — М., Наука, 1973. — 347 с.
6. Зеленова О.В. Возможен ли социальный идеал: У. Раушенбуш и
Р. Нибур // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика,
право. 2015. № 4.С. — 32-35.
7. Киселев, В.С. Учение о ненасилии Мартина Лютера Кинга и
движение за гражданское равноправие в США. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата философских наук— М., 1996. — 20 с.
8. Киселев, В.С. Мартин Лютер Кинг: путь ненасилия //
Философская и социологическая мысль. 1995, № 3-4. — С. 136-159.
9. Лайтфут, К. М. Восстания в гетто за освобождение негров. / сокр.
пер. С.С. Сергеевой. — М., Прогресс, 1972. — 135 с.
10. Лихачев Б.П. Негритянская проблема в США. — М., Знание,
1968. — 46 с.
11. Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие /
пер. В. Т. Олейника. — М. Рудомино: Текст, 2004. — 194 с.
12. Митрохин, Л.Н. Баптизм: история и современность (философскосоциологические очерки). — СПб, Издательство РГХИ, 1997. — 477 с.
13. Митрохин, Л.Н. Негритянское движение в США: идеология и
практика — М, Мысль, 1974. — 199 с.
14. Нитобург Э. Л. Афроамериканцы США - African americans of the
USA: XX век : этноисторический очерк — М., Наука, 2009. — 580 с.
15. Нитобург, Э.Л. Церковь афроамериканцев в США — М., Наука,
1995. — 268 с.
16. Файнберг, А.А. «Нация ислама»: к вопросу о самоидентификации
афроамериканцев // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. — С. 161-166.46
17. Файнберг А. А. Феномен "черного ислама" в США. Автореф.
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. —
СПб, 2011. — 25 с.
18. Фурман, Д.Е. Религия и социальные конфликты в США — М.,
Наука, 1981. — 256 с.
19. Фурсенко, А.А. Критическое десятилетие Америки. 60-е годы. —
Л., Наука, 1974. — 347 с.
20. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ
Мидгард, 2006. — 263 с.
21. Шаскольский, А.И. Левый радикализм в движении негритянской
молодежи США, вторая половина 1960-х - начало 1970-х гг. — Л.:Изд-во
ЛГУ, 1982. — 96 с.
22. American African Political Thought, Vol. 6. Integration vs
Separatism: 1945 to Present. Ed. By Marcus D. Pohlmann. — N.Y., Routledge,
2003. — 2112 p.
23. Cummings, George C. L. A Common Journey: Black Theology
(USA) and Latin American Liberation Theology. — Eugene, OR, 2010. — 214 p.
24. Evanzz, K. The Judas Factor: The Plot to Kill Malcolm X. — N.Y.:
Thunder's Mouth Press, 1992. — 186 p.
25. Frady, M., Martin Luther King, Jr.: A Life. – L., Penguin Books,
2005. — 216 p.
26. Friedman, M. J. Free at Last: The U.S. Civil Right Movement —
N.Y.: A J. Cornell Publications, 2010. — 68 p.
27. Gomez, M.A. Black crescent: the experience and legacy of African
Muslims in the Americas —Cambridge: Cambridge university press, 2005. — 385
p.
28. Jackson, S. A. Islam and the Blackamerican: looking toward the third
resurrection — N.Y.: Oxford university press, 2005. — 235 p.
29. King, Martin Luther. Where do we go from here: Chaos or
community? — N.Y.: Harper & Row, 1967. — 209 p.47
30. Lomax L. E. When the word is given...: A report on Elijah
Muhammad, Malcolm X, and the Black Muslim world — N.Y.: New American
library, 1964. — 192 p.
31. Miller, Steven P. Billy Graham and the Rise of the Republican South
— Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2009. — 320 p.
32. Pollock, John. Billy Graham: The authorized biography. — L.:
Hodder & Stoughton, 1966. — 359 p.
33. Roach, D.C. The Southern Baptist Convention and civil rights, 1954-
1995. – Ann Arbor: ProQuest, 2009. — 254 p.
Электронные ресурсы
1. Байярд Растин. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://ru.knowledgr.com/00125557/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D1%8F%D1%
80%D0%B4%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD (Дата
обращения: 02.04.2018).
2. Вашингтон: прощание с Билли Грэмом [Электронный ресурс] :
2018, 28 февраля // служба новостей. – Режим доступа: https://www.golosameriki.ru/a/cn-us-billy-graham/4274393.html (Дата обращения: 08.03.2018).
3. Есть у меня мечта… [Электронный ресурс] : Кинг, Мартин
Лютер. / Пер. с английского С.Д.Шифриной, Ж.Г.Ямпольской. – Режим
доступа: http://www.agitclub.ru/museum/action/king1963/king3.htm – (Дата
обращения: 13.02.2018).
4. Письмо из Бирмингемской тюрьмы. [Электронный ресурс] :
Кинг, Мартин Лютер. / Пер. с английского С.Д.Шифриной, Ж.Г.Ямпольской.
Режим доступа: http://www.agitclub.ru/museum/action/king1963/king2.htm –
(Дата обращения: 14.02.2018).
5. Adam Clayton Powell explains Black Power 1968 [Электронный
ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rUss0PNA8Qk
— (Дата обращения: 21.02.2018).48
6. A Declaration of Independence March 12, 1964. [Электронный
ресурс] : Malcolm X. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=
(Дата обращения: 19.03.2018).
7. Conversation with Four Historians on the Response of White
Evangelicals to the Civil Rights Movement. [Электронный ресурс] : Taylor, J. A.
– Режим доступа: https://www.thegospelcoalition.org/blogs/evangelicalhistory/a-conversation-with-four-historians-on-the-response-of-white-evangelicalsto-the-civil-rights-movement/ (Дата обращения: 13.02.2018).
8. History of 'We Shall Overcome' [Электронный ресурс] – Режим
доступа: https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2015/05/we-shallovercome/392837/ (Дата обращения: последнее посещение 20.02.2018)
9. Interview with Malcolm X after return from Mecca, Hajj in 1964
Complete. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=fdSXtnBqPBA (Дата обращения:
19.03.2018).
10. Malcolm X exposes Elijah Muhammad (1964). [Электронный
ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HnGnO23nxTg
(Дата обращения: 19.03.2018).
11. Malcolm X returns from mecca (hajj). Complete press conference.
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=y5tBDYQ1Zic (Дата обращения:
15.03.2018).
12. The Ballot or the Bullet. [Электронный ресурс] : speech of April 3,
1964 / Malcolm X. – Режим доступа:
http://www.edchange.org/multicultural/speeches/malcolm_x_ballot.html (Дата
обращения: 19.03.2018).
13. The Hate That Hate Produced. [Электронный ресурс] : Lous Lomax,
Mike Walles. – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=BsYWD2EqavQ (Дата обращения:
21.03.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ