Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические рамки.
Глава 2 Аналитический обзор доктрины «ответственность по защите».
Глава 3. Российская доктрина в отношении «ответственности по защите».
Библиография.
Литература:
Источники:
Итоговым документом Всемирного саммита 2005 года в
международно-правовую практику вводится понятие «ответственность по
защите» (ОпЗ). Согласно положениям этой нормы, каждое из государств
имеет обязательство по недопущению на подвластных ему территориях
геноцидов, этнических чисток, военных преступлений и других подобных
бедствий. В случае, если государство по каким-либо причинам не способно
обеспечить своим гражданам защиту от вышеперечисленных бедствий или
же выступает в роли их организатора, международное сообщество в лице
Совета Безопасности ООН вправе предпринять решительные меры по
обеспечению порядка на подвластных данному государству территориях.
Крайней допустимой мерой для обеспечения безопасности гражданского
населения, согласно ОпЗ, может быть применение военной силы.
Неудивительно, что последнее положение было неоднозначно воспринято
мировым сообществом. Российская Федерация — один из главных его
критиков. В 2016 году неприятие Россией этого положения доктрины было
отражено в новой версии концепции внешней политики России. Так, одной
из целей российской внешней политики провозглашается недопущение
« осуществления под предлогом реализации концепции "ответственность по
защите" военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства,
нарушающих нормы международного права, в частности принцип
суверенного равенства государств ».1
Цель данного исследования состоит в выявлении
международно-правовой доктрины Российской Федерации в отношении ОпЗ.
Существует немало исследований, посвящённых изучению позиций разных стран в отношении данной доктрины. Тем не менее, исчерпывающих и
подробных исследований, посвящённых отношению России к данной
проблеме, на данный момент не существует. Одной из проблем тех немногих
исследований, существующих на данный момент, является то, что они
базируются на информации, достоверность которой вызывает определённые
сомнения. Так, в интервью, которое якобы давал министр иностранных дел
России Сергей Лавров корпорации BBC 9 августа 2008 года, говорится о том,
что поводом для ввода российских войск в Южную Осетию является
обязанность Российской Федерации защищать гражданское население
Южную Осетию. На основании данного заявления российского министра
некоторыми исследователями строится тезис о политике двойных стандартов
Российской Федерации в отношении доктрины ОпЗ2. Будто бы используя
положения доктрины в качестве оправдания собственных военных
интервенций, пускай и в обход официального механизма её применения,
Россия отрицает за мировым сообществом право на её применение в других
ситуациях. Ссылки на данное интервью встречаются также в работах, не
затрагивающих напрямую проблематику ОпЗ.3 Впервые данное интервью
встречается в докладе Международной кризисной группы4, возглавляемой
Гаретом Эвансом, одним из авторов доктрины ОпЗ. Авторы доклада
приводят ссылку на сайт министерства иностранных дел РФ, где должно
быть опубликовано данное интервью. Тем не менее, на момент проведения
данного исследования, ссылка не являлась рабочей. Другая ссылка, на этот раз на сайт ООН, приводится в исследовании за личным авторством Эванса,5
но и она не является рабочей. На официальном сайте BBC можно найти
ссылки на все интервью Лаврова для данной компании, начиная с 2005 года,
однако упоминаний искомого интервью нами обнаружено не было. На
некоторых непроверенных интернет-ресурсах можно обнаружить полную
расшифровку данного интервью.6
Для автора данного исследования было бы несколько самонадеянным
утверждать, что данное интервью является плодом чьего-то вымысла. Тем не
менее, стоит принимать к сведению вышеописанное недоразумение при
оценке исследований, посвящённых проблеме отношения Российской
Федерации к доктрине ОпЗ. Отдавая должное российским дипломатам, стоит
отметить, что реально декларируемым casus belli для ввода войск в Южную
Осетию являлось то, что действия грузинских властей создавали угрозу
российским миротворцам, и Россия, на основании 51 статьи Устава ООН,
реализовывала своё право на самозащиту. Впрочем, обоснованность такого
аргумента является отдельным вопросом.
Объектом данного исследования является внешнеполитическая
доктрина Российской Федерации в отношении ОпЗ. Предмет исследования
— высказывания российских официальных лиц, посвящённые доктрине ОпЗ
и юридическая практика, выражающаяся в том, каким образом Российская
Федерация голосует по резолюциям ООН, затрагивающим вопросы,
связанные с применением доктрины ОпЗ. Временные рамки исследования
— с 2005 по 2016 год. Методология исследования : анализ речевых актов представителей России на международной арене через призму политической лингвистики.
На основании проанализированного нами текстового материала можно
говорить о том, что российская позиция в отношении ОпЗ претерпела
значительные изменения в период с 2005 по 2016 год. Сперва доктрина
признавалась Россией неэффективной, поскольку считалось, что она вносит неразбериху в существующий механизм ООН, используя Совет Безопасности
не по его прямому назначению. Затем возникло представление об ОпЗ как о
норме, подрывающей существующую систему международных отношений и
противоречащей ценности государственного суверенитета. Изначальный
скептицизм в отношении возможности выработки единого универсального
механизма по защите гражданского населения сменился оптимизмом,
вызванным деятельностью в этом направлении партнёров России по БРИКС
в начале 10-х годов, но затем, по мере всё более активного участия
Российской Федерации в сирийском конфликте, стало утверждаться
представление о доктрине, как исключительно об инструменте стран Запада,
предназначенном для достижения политических целей, не относящихся к
делу защиты гражданского населения — смене неугодных политических
режимов. Что касается использования Совета Безопасности для
императивного принуждения государств к соблюдению тех или иных
условий, то по мнению России, такое применение допустимо лишь при
условии, когда необходимость этого будет обоснована организациями
регионального партнёрства. Не исключено, что именно неоднократное
декларирование этого принципа, стало причиной того, что Россия не стала
голосовать против резолюции 1973 по Ливии, поддержанной Лигой арабских
государств, а также нескольких резолюций по Южному Судану.
Анализ юридической практики Российской Федерации в Совете
Безопасности ООН показывает, что Россия готова всячески поддерживать
применение тех положений доктрины ОпЗ, которые направлены на
обеспечение безопасности гражданских лиц при помощи сил государства,
гражданами которого они являются, и существующих механизмов ООН
1) Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа
Гиппонского. М.: Ренессанс, 1991.
2) Алтунян А. Г. Анализ политических текстов. М.: Логос, 2006.
3) Берлин И. Мой интеллектуальный путь. М.: Логос, 2001.
4) Волков С.Ю. Развитие доктрины справедливой войны в эпоху раннего
нового времени // Вестник нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. 2009. № 3. С. 227-233.
5) Геворгян К. К читателю «Международной жизни». Концепция
«ответственность по защите» [Электронный ресурс] // Международная
жизнь: электрон. научн. журн. URL:
https://interaffairs.ru/jauthor/material/920 (дата обращения: 12.03.2017).
6) Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Ладомир, 1994.
7) Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юридический
центр-Пресс, 2004.
8) Кант И. К. вечному миру // Трактаты о вечном мире. М.: Соцэкгиз.,
1963. С. 150-192.
9) Котляр В.С. Ответственность при защите и арабская весна //
Международная жизнь. 2012. Сент. С. 99–113.
10) Конышев В. Н., Кубышкин А. И., Сергунин А. А. Защита
гражданского населения в миротворческой деятельности ООН:
проблемы и перспективы // Национальные интересы: приоритеты и
безопасность. 2015. № 26. С. 53-66.
11) Лабюк О. Е. Ответственность по защите» и право на вмешательство
// Международные процессы. 2008. №. 18. С. 59-66.
6512) Магун А. В. Демократия, или демон и гегемон. СПб.: Издательство
Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.
13) Магун А. В. Единство и одиночество. М.: Новое литературное
обозрение, 2011.
14) Морозов В. Е. Россия и другие. М.: Новое литературное обозрение,
2009.
15) Морозова Н. Н. Безопасность как речевой акт и дискурсивная
практика: к вопросу о конструировании политической идентичности //
Политическая лингвистика. 2016. №. 1 (55). С. 111-120.
16) Шмитт К. Номос земли. М.: Владимир Даль, 2008.
17) Ясносокирский Ю.А. Применение положений концепции
«ответственности по защите» к ситуации в Сирии // Инновации и
инвестиции, 2015. №. 10. С. 290-293.
18) Bellamy A. J. Responsibility to protect: the global effort to end mass
atrocities. Cambridge: Polity Press, 2009.
19) Bellamy A. J. The responsibility to protect and the problem of regime
change [Электронный ресурс] // e-International Relations, 2011. URL:
http://www.e-ir.info/2011/09/27/the-responsibility-to-protect-and-the-proble
m-of-regime-change/ (дата обращения: 17.04.2017).
20) Chandler D. R2P or not R2P? More statebuilding, less responsibility //
Global Responsibility to Protect, 2010. Vol. 2. №. 1. P. 161-166.
21) Cohen J. L. Whose sovereignty? Empire versus international law // Ethics
& International Affairs, 2004. Vol. 18. №. 3. P. 1-24.
22) Engelbrekt K., Nygren B. Russia and Europe: building bridges, digging
trenches. Routledge Contemporary Russia and Eastern Europe Series, 2014.
23) Evans G. R. Russia, Georgia and the responsibility to protect
[Электронный ресурс] // The Amsterdam Law Forum, 2009. URL:
66http://amsterdamlawforum.org/article/view/58/115 (дата обращения:
21.04.2017).
24) Evans G. Ending mass atrocity crimes: The responsibility to protect
balance sheet after Libya. [Электронный ресурс] // e-International
Relations, 2011. URL: http://www.e-ir.info/wp-content/uploads/R2P.pdf
(дата обращения: 23.04.2017).
25) Hehir A. The responsibility to protect: ’Sound and fury signifying nothin’
? // International Relations, 2010. Vol. 24. №. 2. P. 218-239.
26) Ignatieff M., Gutmann A. Human rights as politics and idolatry.
Princeton University Press, 2003.
27) International Commission on Intervention, State Sovereignty,
International Development Research Centre (Canada). The responsibility to
protect: report of the International Commission on Intervention and State
Sovereignty. [Электронный ресурс]: 2001. URL:
http://responsibilitytoprotect.org/ICISS%20Report.pdf (дата обращения:
19.05.2017).
28) Jackson R. H. The global covenant: human conduct in a world of states.
Oxford University Press, 2000.
29) Marks S. P., Cooper N. Part II Human Rights: Law, Policy, and
Implementation: The Responsibility to Protect: Watershed or Old Wine in a
New Bottle? // Jindal Global Law Review, 2010. P. 86-232.
30) Mill J. S. A few words on non-intervention // New England Review
2006. Vol. 27. №. 3. P. 252-264.
31) Rae H. Russia and the Responsibility to Protect. [Электронный ресурс]:
Asia Pacific Centre for the Responsibility to Protect, 2016. URL:
https://r2pasiapacific.org/filething/get/2628/AP%20R2P%20Policy%20Brief
%206%201%20Russia%20and%20the%20Responsibility%20to%20Protect.
pdf (дата обращения: 10.05.2017).
6732) Saxon Z., Pratt L. From Cause to Responsibility: R2P as a Modern Just
War // U. Notre Dame Austl. L. Rev, 2015. Vol. 17. P. 135-172
33) Russia vs Georgia: the fallout [Электронный ресурс]: Europe Report,
22.08.2008. № 195. URL:
https://www.crisisgroup.org/europe-central-asia/caucasus/georgia/russia-vsgeorgia-fallout (дата обращения: 10.05.2017).
34) Singer P. One world: The ethics of globalization. Yale University Press,
2004.
35) Slaughter A-M. How to Succeed in the Networked World // Foreign
Affairs, 2016. vol. 95. P. 76–89.
36) Soros G. The People's Sovereignty // Foreign Policy, Jan. 2004. P.
66-67.
37) Thakur R., Weiss T. G. United Nations ‘Policy’: An argument with three
illustrations // International Studies Perspectives, 2009. Vol. 10. №. 1. P.
18-35.
38) Von Elbe J. The evolution of the concept of the just war in international
law // The American journal of international law, 1939. – Vol. 33. №. 4. P.
665-688.
39) Walker R. B. J. International relations as political theory. Cambridge
University Press, 1993.
40) Walzer M. Just and unjust wars // New York: Basic Books, 1991.
41) Ziegler C. E. Russia on the rebound: using and misusing the
Responsibility to Protect // International Relations, 2016. Vol. 30. №. 3. P.
346-361.
42) Zyberi G. An institutional approach to the responsibility to protect. –
Cambridge University Press, 2013.
68Источники:
1) Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.)
[Электронный ресурс]: URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/c
ontent/id/2542248 (дата обращения: 10.04.2017).
2) UN Security Council Resolutions Referencing R2P [Электронный ресурс]:
URL: http://www.globalr2p.org/resources/335 (дата обращения:
10.05.2017).
3) Interview by Minister of Foreign Affaires of the Russian Federation Sergey
Lavrov to BBC, Moscow, August 9, 2008 [Электронный ресурс]: URL:
http://www.warandpeace.ru/en/commentaries/view/26041/ (дата
обращения: 10.05.2017).
4) Стенограмма выступления Министра иностранных дел России
С.В.Лаврова на расширенном заседании Комитета Совета Федерации
по международным делам, Москва [Электронный ресурс]: URL:
http://www.webcitation.org/66DDVwglR (дата обращения: 10.05.2017).
5) Записка Генерального секретаря [Электронный ресурс]: 02.12.2004.
А/59/565 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N04/602/33/PDF/N046
0233.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
6) Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года [Электронный
ресурс]: 16.09.2005. A/RES/60/1 URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005_ch1.
shtml (дата обращения: 10.05.2017).
697) Доклад Генерального секретаря: «Выполнение обязанности защищать»
[Электронный ресурс]: 12.01.2009. A/63/677 URL:
https://daccess-ods.un.org/access.nsf/Get?OpenAgent&DS=А/63/677&Lang
=R (дата обращения: 10.05.2017).
8) Доклад Генерального секретаря: «При большей свободе: к развитию,
безопасности и правам человека для всех» [Электронный ресурс]:
21.03.2005. A/59/2005 URL:
https://daccess-ods.un.org/TMP/3341509.69982147.html (дата обращения:
10.05.2017).
9) Генеральная Ассамблея 87-е пленарное заседание [Электронный
ресурс]: 07.04.2005 A/59/PV.87 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/298/46/pdf/N0529
846.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
10) Совет Безопасности 5209-е заседание [Электронный
ресурс]:21.06.2005 S/PV.5209 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N05/392/43/PDF/N053
9243.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
11) Совет Безопасности 5225-е заседание [Электронный ресурс]:
12.07.2005 S/PV.5225 URL:
https://daccess-ods.un.org/TMP/3341460.22796631.html (дата обращения:
10.05.2017).
12) Совет Безопасности 5619-е заседание [Электронный ресурс]:
12.01.2007 S/PV.5619 URL:
http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/PV.5619&referer=
http://www.un.org/depts/dhl/resguide/scact_veto_table_en.htm&Lang=R
(дата обращения: 10.05.2017).
13) Совет Безопасности 5933-е заседание [Электронный ресурс]:
11.07.2008 S/PV.5933 URL:
70https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N08/419/49/PDF/N084
1949.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
14) Генеральная Ассамблея 100-е пленарное заседание [Электронный
ресурс]: 28.07.2009. A/63/PV.100 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/427/87/PDF/N094
2787.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
15) Генеральная Ассамблея 101-е пленарное заседание [Электронный
ресурс]: 28.07.2009. A/63/PV.101 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N09/428/49/PDF/N094
2849.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
16) Ситуация в Ливии. Совет Безопасности 6498-е заседание
[Электронный ресурс]: 17.03.2011. S/PV.6498 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N11/267/20/PDF/N112
6720.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
17) Совет Безопасности 6531-е заседание [Электронный ресурс]:
10.05.2011. S/PV.6531 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N11/330/34/PDF/N113
3034.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
18) Совет Безопасности 6627-е заседание [Электронный ресурс]:
04.10.2011. S/PV.6627 URL:
http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/PV.6627&referer=htt
ps://www.google.ru/&Lang=R (дата обращения: 10.05.2017).
19) Совет Безопасности 7180-е заседание: Положение на Ближнем
Востоке [Электронный ресурс]: 22.05.2014 S/PV.7180 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N14/407/08/PDF/N144
0708.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
20) Совет Безопасности 7785-е заседание: Положение на Ближнем
Востоке [Электронный ресурс]: 08.10.2016. S/PV.7785 URL:
71https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N16/315/25/PDF/N163
1525.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017).
21) Совет Безопасности 7532-е заседание: Доклады Генерального
секретаря по Судану и Южному Судану [Электронный ресурс]:
09.10.2015. S/PV.7532 URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N15/306/44/PDF/N153
0644.pdf?OpenElement (дата обращения: 10.05.2017)