ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 8
1.1. Сущность понятия и структура двигательного опыта 8
1.2. Особенности формирования двигательного опыта у дошкольников 18
1.3. Влияние разновозрастного взаимодействия на формирование двигательного опыта дошкольников 24
1.4. Теоретическое обоснование методики формирования двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 34
2.1. Анализ уровня сформированное™ двигательного опыта детей младшего и старшего дошкольного возраста 34
2.2. Реализация методики формирования двигательного опыта у дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия.... 39
2.3. Динамика уровня сформированное™ двигательного опыта в условиях разновозрастного взаимодействия 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность проблемы формирования двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия обусловлена тем, что развитие системы дошкольных образовательных организаций в настоящее время происходит в двух направлениях. С одной стороны строятся крупные многокомплектные детские сады, и в то же время открываются небольшие дошкольные учреждения с 2-3 группами, рассчитанными на разновозрастное взаимодействие детей. Это и частные детские сады и группы, которые открываются при школах. Рекомендаций по организации физического воспитания и обучения детей в разновозрастных группах в соответствии с требованиями ФГОС крайне мало, а потребность в них есть. Воспитателям нужна помощь, чтобы перейти от заорганизованных, формализованных форм и методов физического воспитания к содержательной, личностно ориентированной работе с детьми, построенной на игре и разновозрастном взаимодействии детей в процессе накопления двигательного опыта.
Программа «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной предлагает такую методику. Она предполагает максимальное использование разнообразных видов
двигательной деятельности, в которых и старшие, и младшие дошкольники могут реализоваться как субъекты. При этом каждый ребёнок ощущает себя источником собственной активности, носителем побуждений и инициатив, выливающихся в интересные для него виды двигательной деятельности, и всё это реализуется в совместной деятельности детей разного возраста и взрослых.
В научно-методической литературе интерпретация понятия «двигательный опыт» чаще всего связывается с формированием двигательных умений, навыков и относящихся к ним знаний (В.И. Кузнецова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов); с двигательной активностью (С.П. Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шелков); с двигательной подготовленностью (С.О. Филиппова, Т.В.Волосникова).
Но отождествление этих понятий, как отмечают Л. Н. Волошина, О.Г. Галимская, не отражает личностный аспект двигательного опыта ребенка, а именно ценности, мотивы, потребности, интересы в процессе его освоения.
Мы согласны с этой позицией и полагаем, что деятельностный компонент двигательного опыта должен быть направлен на овладение не просто умениями и навыками, а способами деятельности. В том числе способностью ставить цель, планировать двигательную деятельность и достигать в ней определенных результатов, что позволит воссоздавать приобретенный опыт в самостоятельной двигательной деятельности.
Двигательный опыт имеет большое дидактическое значение. Его формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, учит управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельности. Эти аспекты формирования двигательного опыта детей в физкультурно-оздоровительной деятельности исследовали Е.Н. Вавилова А.Ц. Пуни, М.А. Годик, С.В. Янасис.
В последние десятилетия проблема обогащения двигательного опыта, развития двигательных умений и навыков рассматривается Л.В. Абдульмановой, И.П. Дегтяревым, В.Н. Шебеко, Н. Денисенко и др.
Полученные отмеченными выше авторами научные результаты в своей совокупности создают основу для решения проблемы формирования двигательного опыта дошкольников. Следует отметить, что двигательный опыт будет осваиваться тем эффективнее, чем яснее дети осознают цели физической культуры и личностную ценность таких занятий. Поэтому необходим поиск таких форм и методов организации работы по физической культуре в детском саду, способов взаимодействия детей разного возраста, педагогов, родителей, которые наиболее действенно могли бы обеспечить формирование достаточного двигательного опыта воспитанников.
Таким образом проявляется противоречие между постановкой актуальных задач обогащения двигательного опыта ребенка-дошкольника в условиях разно-возрастного взаимодействия и существующим уровнем методического обеспечения организации взаимообучения и взаимодействия в области физического воспитания, низким уровнем самостоятельности детей в выборе различных видов двигательной деятельности, что в результате слабо обеспечивает формирование направленности личности дошкольника на обогащение двигательного опыта.
В этой связи проблема исследования состоит в поиске результативных методов формирования двигательного опыта детей в дошкольном возрасте в условиях разновозрастного взаимодействия.
Цель исследования: эмпирически обосновать методику формирования двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия.
Объект исследования: процесс формирования двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия.
Предмет исследования: методика формирования двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия.
Необходимость реализовать поставленную цель и доказать выдвинутую гипотезу исследования определили постановку следующих задач:
1. Выявить состояние проблемы формирования двигательного опыта дошкольников в современных исследованиях.
2. Определить особенности формирования двигательного опыта в дошкольный период детства.
3. Апробировать и оценить результативность методики формирования двигательного опыта в условиях разновозрастного взаимодействия.
• Гипотеза исследования: формирование двигательного опыта будет осуществляться успешно, если реализуется методика формирования двигательного опыта дошкольников, основанная на разновозрастном взаимодействии воспитанников.
Методологическую основу исследования составляют психологические и педагогические положения о личности как высшей социальной ценности общества (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев); о творческой и деятельностной природе личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); о личности как о субъекте деятельности и отношений (В.Н. Мясищев, К. Роджерс, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, В.А. Петровский,); о физическом воспитании как педагогическом взаимодействии на основе субъектных отношений (Ю.Ф. Курамшин, М.А. Рунова, Л.Н. Волошина, С.О. Филиппова, В. Шебеко).
В исследовании применялся комплекс методов: анализ отечественных исследований по проблемам формирования двигательного опыта дошкольников, сохранения и укрепление их здоровья; ретроспективный анализ опыта работы мастеров педагогического труда и собственной педагогической деятельности; анкетирование, беседа, педагогический эксперимент, проектирование взаимодействия детей разного возраста в процессе физвоспитания, анализ результатов деятельности дошкольников, методы математической статистики.
Опытно - экспериментальной базой исследования стало муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка» города Белгорода. В исследовании участвовали по 10 детей подготовительной и второй младшей группы, 4 воспитателя, инструктор по физической культуре.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены теоретические представления об особенностях работы по обогащению двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия; определены особенности организации педагогического процесса в образовательной области «Физическое развитие» при условии разновозрастного игрового взаимодействия детей трёх-четырёх и шести-семи лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что внедрение апробированной в ходе исследования методики, позволит целенаправленно и эффективно совершенствовать работу в дошкольной организации по накоплению детьми двигательного опыта в условиях разновозрастного взаимодействия, что значительно повысит уровень физического развития детей.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (105 источников) и приложений. Во введении обоснована актуальность темы исследования, приведен его научный аппарат. В первой главе работы проведен анализ литературы по современному состоянию проблемы, раскрыта сущность понятия «двигательный опыт», определены особенности формирования двигательного опыта у дошкольников, теоретически обоснована методика формирования двигательного опыта детей при условии разновозрастного взаимодействия. Во второй главе описана организация и результаты эмпирического исследования формирования двигательного опыта дошкольников в условиях разновозрастного взаимодействия. В заключении формулируются основные выводы, характеризуются практические результаты исследования и намечаются направления дальнейшей работы над проблемой.
В заключении подведем итоги проведенного исследования по обогащению двигательного опыта детей в условиях разновозрастного взаимодействия. В бакалаврской работе трудно раскрыть весь комплекс теоретических и методических вопросов, относящихся к физическому воспитанию, развитию детей и накоплению ими двигательного опыта. Вместе с тем, полученные результаты позволяет отчетливо видеть те задачи, которые необходимо решать в свете поставленной проблемы.
На основе результатов исследования нами были обоснованы следующие выводы:
1. Установлено, что в теории и методике физического воспитания до-школьников недостаточно разработаны научно-практические пути формирования двигательного опыта детей в условиях разновозрастного взаимодействия. Программа «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной и методика работы с детьми разного возраста вызвала наш интерес и потребность апробировать на практике новые подходы к организации работы по физическому воспитанию дошкольников и обогащению их двигательного опыта.
2. В процессе исследования мы убедились, что организация физкультурных занятий в условиях разновозрастного взаимодействия возможна и способствует развитию двигательной деятельности, обогащению индивидуального двигательного опыта, полноценного общения детей в ходе игровых занятий. В разновозрастной группе происходит естественное саморазвитие игры, в нашем случае подвижной и игр с элементами спорта, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в физическом и психическом развитии и поведении многих детей. Организация физкультурных занятий в разновозрастной группе создаёт уникальное игровое пространство, содействует амплификации
развития, как младших, так и старших дошкольников.
3. Перспективный план, составленный нами, позволил в полной мере реализовать 4 модуля авторской программы Л.Н.Волошиной «Играйте на здоровье». Эффективность работы обеспечивалась педагогическими условиями, которым мы следовали: учёт полифункциональности физической культуры, т.е. учёт того, что занятия по физической культуре воздействуют на познавательное развитие, мотивы деятельности воспитанников, вносят коррективы в целеполагание, совершенствуют операционно-действенный компонент, контрольно-регулировочные действия, в итоге влияют на направленность личности и тип её поведения, обогащают развитие; систематичность, преемственность и непрерывность в содержании совместных занятий физической культурой детей разного возраста; организация занятий на основе выбора детьми вида двигательной деятельности; создание пространственно¬развивающей среды, обеспечивающей самостоятельную активную двигательную деятельность детей разного возраста; использование в качестве методической инструментовки управляющих воздействий индивидуально-дифференцированных заданий на основе учета физических возможностей до-школьников разного возраста и их склонностей.
4. В содержание игровых физкультурных занятий включены общеразвивающие игровые упражнения, подвижные игры общеразвивающего характера и комплексное развитие двигательных способностей. На каждом из занятий детально отрабатывались игровые упражнения, которые обеспечивали накопление необходимого двигательного опыта для игры в футбол, настольных теннис, хоккей, игр с санками. При этом важно регулировать эмоциональную и физическую нагрузку с учётом возраста и здоровья детей разного возраста.
5. Полученные результаты показали достаточно высокий уровень эффективности программы разновозрастного взаимодействия детей в процессе накопления двигательного опыта. Это доказывает, что создание игровой мотивации соответствует возрастным особенностям и старших, и
младших дошкольников и способствует увлечённому выполнению детьми физических упражнений, овладению возможными вариантами действий со спортивным оборудованием, удовлетворяют естественную потребность в двигательной активности, которая постепенно преобразуется в потребность выполнять всё более сложные и разнообразные движения.
6. Исследование, проведенное в рамках выпускной квалификационной работы, не смогло в полной мере реализовать всю программу «Играйте на здоровье» из-за ограничений по времени. Однако, мы полагаем, что в ходе решения задач исследования нам удалось достичь цели, подтвердить выдвинутую рабочую гипотезу и доказать в теоретическом и практическом плане, что формирование двигательного опыта будет осуществляться успешно, если реализуется методика основанная на разновозрастном взаимодействии воспитанников. В основе методики лежит стратегия развития потенциала каждого воспитанника в активной двигательной деятельности, организованной как игра.
1. Абдульманова, Л.В. Культуросообразное пространство становления двигательного опыта детей [Текст] // Л. В. Абдульманова/ Изд. LAP LAMBERT Academic Publishing.- 2012г.- 132с. .
2. Абдульманова, Л. В. Воспитание физической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] /Л.В. Абульманова/ - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004. -115.
3. Абдульманова, Л. В. Развитие основ физической культуры детей 4 - 7 лет в парадигме культуросообразного образования [Текст] / Л.В.Абульманова/ . - Ростов н/Д. Изд - во Рост. ун - та, 2005. - 220 с.
4. Аванесова, В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе [Текст]/ В.Н. Аванесова/ М.: Просвещение, 1979. - 185с.
5. Агаджанян, Н.А. и др. Двигательная активность и здоровье [Текст] / Н.А. Агаджанян, В.Г.Двоеносов, Н.В.Ермакова, Г.В. Морозова, Р.А.Юсупов. - Казань: Изд-во КГУ, 2005. -216 с.
6. Айзман, Р.И., Лысова, Н.Ф Возрастная физиология и психофизиология. Учебное пособие [Текст] / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова/ М.: Инфра-М, 2015. - 352с.
7. Акперова, Л.Ч., Здыбель, Е.Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах [Текст] / Л.Ч. Акперова, Е.Н. Здыбель // Детский сад от А до Я, 2012. — №1. — С.45-53.
8. Алямовская, В.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика физкультурных мероприятий [Текст] /В.Г. Алямовская/ М.: Сфера, 2005. - с.247.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] /Б.Г. Ананьев/. СПб.: Питер, 2010. - 582с.
10. Асмолов, А.Г. Социокультурная антропология детства в эпоху неопределённости: от контроля - к развитию [Текст] / А.Г. Асмолов //Современное дошкольное образование, 2015. - №9 (61). - С.18-21.
11. Байбородова, Л. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] /Л. Байбородова, Л. Серебренников/ М.: Издательство: Просвещение, 2013. - 176 с.
12. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] /В.К.Бальсевич / М.: Физкультура и спорт, 2003. - 208с.
13. Батербиев, М.М. Разновозрастное обучение. От идеи до реализации [Текст] /М.М.Батербиев/ Братск: МП Издательский дом Братск, 2001. -158 с.
14. Белоусова, В.В. Педагогика физической культуры: Учебник [Текст] /В.В.Белоусова/ М.: Академия, 2005. - 365с.
15. Березина, Н.О, и др. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.О.Березина, Е.Н. Бурлакова, И.А.Герасимова/ М.: Просвещение, 2012. - 264с.
16. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность. Научное издание/ под ред. О.Г.Газенко [Текст] /Н.А.Бернштейн/ М.: Наука, 1990. - Серия «Классики науки». - 458с.
17. Блонский, П.П. Педология [Текст] /П.П.Блонский/ М.: Владос, 2000. - 562с.
18. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] /Е.Н. Вавилова/ М.: Физкультура и спорт, 2006. - 456с.
19. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах [Текст] / Л.Н. Волошина, Т.В.Куриловва. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 224 с.
20. Волошина, Л.Н., Галимская, О.Г. 2013. О проблеме формирования социального опыта дошкольников в спортивно-игровой деятельности //Опыт, представления дошкольников о здоровье и физической культуре/ Под ред. Л.Н. Волошиной. [Текст] Saarbrucker. С. 47.
21. Волошина, Л.Н. Оценка эффективности программы "Играйте на здоровье!" в обогащении двигательного опыта дошкольников// Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав./ Л.Н. Волошина, Л.Я.Кокунько, Е.А.Кривцова; под ред. Л.Н.Волошиной. - Белгород: ИД «Белгород», 2012. - С. 41-51.
22. Волошина, Л.Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: монография [Текст] / Л.Н. Волошина/ - Екатеринбург : Изд-во Уральского гос. пед. ун-та, 2004. - 160 c.
23. Вовочик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы //Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева [Текст] /Е.А. Вовчик- Блакитная / М.: Академия, 2002. - С.20-22.
24. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. Серия: Анталогия мысли [Текст] /Л.С.Выготский/. М.: Юрайт, 2016. - 436с.
25. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] /П.Я. Гальперин/ М.: Издательство: КДУ , 2011. - 549с.
26. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. Учреждений [Текст] /Л.Д. Глазырина/ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
27. Гризик, Т.И, Доронова, Т.Н., Якобсон, С.Г. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС [Текст] /Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон/ М.: Просвещение, 2016. - 232с.
28. Грибанова, Н.А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения [Текст] / Н.А.Грибанова //Педагогическое образование в России, 2014. - №9. - С.16-18.
29. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 312с.
30. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников [Текст] /А.А.Гужаловский/ Мн.: Нар. асвета, 1978. —88 с.
31. Давлиев, И.А. Социально-педагогические условия воспитания подростков на семейных традициях. Дисс. к.п.н. [Текст] /И.А.Давлиев/ Казань, 1986.
32. Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии [Текст] / В.В. Давыдов / М.: Академия, 2008. - 490с.
33. Дегтяржв, И.П. Физическое развитие [Текст] /И.П.Дегтярёв/. Киев, 2007. - С. 23-48.
34. Дедулевич, М.Н., Шишкина, В.А. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н.Дедулевич, B.А.Шишкина // Вектор науки ТГУ, 2010. - С. 43-45.
35. Детство. Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] /Т.Бабаева и др./ СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 352с.
36. Дичкивская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст] /И.М.Дичкивская/ М.: Академвидав, 2004. - 264с.
37. Доронова, Т.Н., Глушакова, Г.В., Гризик, Т.И. Вместе с семьжй [Текст] /Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик / М.: Просвещение, 2010. - 192с.
38. Доронова, Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях [Текст] /Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание, 1984. - №2. - С. 45-53.
39. Егоров, Б.Б. Экспериментальная физкультурно-оздоровительная работа в детском саду [Текст] / Б.Б. Егоров // Здоровье дошкольника, 2009. - №3. -C. 4-11.
40. Евсеев, С.П., Комков, А.Г., Шелков, О.М. Реализация личностно- оринетированного подхода в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников [Текст] / С.П. Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шелков // Физическая культура, 2006. - №2. - С.16-24.
41. Ефименко, Н.Н. Физическое развитие ребёнка в дошкольном детстве: Мето-дические рекомендации. Театр физического воспитания и оздоровления до-школьников [Текст] /Н.Н. Ефименко/ М.: Дрофа, 2014. - 288с.
42. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А. Запорожец, Л. Венгер, В. Зинченко, В. Давыдов/ М.: Издательство: МПСИ, МОДЭК , 2000. - 527с.
43. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] /Ю.Ф. Змановский/ - М.:Знание, 2008.- 34с.
44. Зинченко, О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта: Дис. ... канд. пед. наук. [Текст] /О.Ю. Зинченко / - М., 2006. - 237 с
45. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС ДО. [Текст] М.: Сфера, 2017 г. - 192с.
46. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/ Е.П. Ильин/ СПб.: Питер, 2008, - 512с.
47. Комков А.Г. Формирование физической активности детей и подростков как социально педагогическая проблема [Текст]/ А.Г. Комков, Е.В. Антипова// Теория и практика физической культуры, 2003. - №3. - С. 5-8.
48. Котова, Т.Г. Дифференциация обучения студентов институтов физической культуры технике спортивных единоборств с опорой на личностный опыт двигательной деятельности Автореф. дис.... канд. пед. наук. [Текст] /Т.Г..Котова/ Тюмень., 2015. - 20с.
49. Кудрявцев, В. Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие[Текст] /В.Т.Кудрявцев, Б.Б. Егоров /. - М.: Линка-Пресс, 2000. - 293с.
50. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2010. - 464с.
51. Кучма, В.Р. Школы здоровья в России [Текст] / В.Р Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.И. Степанова и др/ - М.: Изд. Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 128 с.
52. Королева, Е.В., Абдульманова, Л.В. Управление процессами здоровьесбережения как условие повышения эффективности оздоровительной работы [Текст] / Е.В. Королёва, Л.В.Абдульманова// Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 2(39). - Новосибирск: СибАК, 2015. - С.254-260.
53. Креславская, Т.А. Организация проблемного обучения в разновозрастном классе малочисленной сельской школы: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.А. Креславская/ Тверь, 2010. - 24с.
54. Лебединцев, В.Б. Коллективные учебные занятия как средство обеспечения индивидуальных учебных траекторий учащихся малочисленных сельских школ: дис. ... канд. пед. наук [Текст] /В.Б. Лебединцев/ Красноярск, 2008. - 22с.
55. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера [Текст] /Н.Д. Левитов/ М.: Изд. Современный гуманитарный университет, 2008. - 375с.
56. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность// Избранные психологические произведения: В 2-х томах. Том 2./ Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, А.А.Леонтьева, А.В.Петровского [Текст] М.: Педагогика, 1983. - Академия педагогических наук СССР. - С.94-223.
57. Лесгафт, П.Ф Психология нравственного и физического воспитания. Избранные психологические труды [Текст] /П.Ф.Лесгафт/ М.: МОДЭК, Институт практической психологии, 1998. - 416с.
58. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта. Учебник [Текст] /Л. И. Лубышева/ М.: Академия, 2016. - 272 с.
59. Монтессори, М. О принципах моей школы [Текст] /М. Монтессори/ История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой / М.: Академия, 2001. - С. 338-342.
60. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] /В.Н. Мясищев/ М.: Изд. МПСИ, МОДЭК, 2011. - Серия Психологи России. - 400с.
61. Никифоров, Ю.Б. Эффективность физических упражнений [Текст] /Ю.Б. Никифоров/. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -150с.
62. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников [Текст] /Н.А. Ноткина/ . - СПб.: Питер, 2004.-192с.
63. Новый энциклопедический словарь. Серия «Библиотека энциклопедических словарей» [Текст] М.: Рипол Классик, 2012. - С. 327.
64. Никитина, Е. А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников [Текст] / Е.А. Никитина // Эксперимент и инновации в школе, 2011. - № 3. - С.31-36.
65. Ожева, Е. Н., Мирная, Л. В. Программа «Здоровый образ жизни» [Текст] / Е.Н. Ожева, Л.В. Мирная// Инновационные проекты и программы в образовании, 2009.-№ 4. - С. 23-38.
66. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное [Текст]/ С.И. Оже¬гов, Н.Ю.Шведова/ М.: ООО «Инфотех», 2009. - С.458.
67. Оленчук, П.Т. Здоровье дарит спорт [Текст] /П.Т. Оленчук/ М.: Академия, 2003. - 265 с.
68. Осокина, Т.И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: аннотированный перечень [Текст] / Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова. М: Сфера, 1999. - с.127.
69. Остапенко, А.А. Разновозрастное концентрированное обучение. Ретроспективный анализ опыта работы школы Центра комплексного формирования личности [Текст] / А.А. Остапенко // Школьные технологии, 2007. - №5. - С. 93-110.
70. Основная образовательная программа «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой [Текст] М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 341.
71. Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» [Текст] / под ред.Г.Г. Кравцова /Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Бережковская Е.Л., Ховрина Г.Б., Сугак Ж.П./ М.: ООО Левъ, 2015. - 259с.
72. Павлов, И.П. Рефлекс свободы [Текст] /И.П. Павлов/- М.: Изд. Северо¬Запад, Книжный клуб КниговеК, 2011. - 448с.
73. Павлова, И.С. Воспитательные и образовательные возможности разновоз-растных групп учащихся сельских малочисленных школ [Текст] /И.С.Павлова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - Т. 13. - С. 34-38.
74. Павлова, М.А., Лысогорская, М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ [Текст] /М.А. Павлова, М.В.Лысогорская/ Волгоград: Учитель, 2009. — 186 с.
75. Петровский, А. В., Ярошевский, М.Г. Психология [Текст] /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский/ М.: Академия, 2007. - 361с.
76. Помелов, В.Б. Петер Петерсен и его педагогическое учение «Йена-план- шуле» [Текст] /В.Б. Помелов// Сибирский учитель, 2014. - №4. - Изд. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - С. 64-70.
77. Пиаже, Ж., Инельдер, Б. Психология ребенка [Текст] / Ж.Пиаже, Б.Инельдер/ СПб.: Питер,2003. - 192с.
78. Потапчук, А.А., Овчинникова, Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст] / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова/ СПб.: Речь, 2009. - 176с.
79. Правдов, М.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей на физкультурных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис. д-ра пед. Наук [Текст] / М.А.Правдов/ СПб.: Речь, 2003. - 38с.
80. Пуни, А.Ц. О сущности двигательных навыков [Текст] / А.Ц. Пуни // Вопросы психологии ,1964. - №1. - С. 94-104.
81. Роджерс, К., Фрейберг, Д. Свобода учиться [Текст] / К.Роджерс, Д. Фрейберг/ М.: Смысл, 2002. - 568 с.
82. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - Серия: Мастера психологии.
83. Рудик, П.А. Психологические проблемы в физическом воспитании и спорте: Автореферат диссертации на соискание учёной степени докт. пед. наук [Текст] / П.А. Рудик/ Л.:1962. - с. 46.
84. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей [Текст] /М.А.Рунова/. - М.: Академия, 2000. - с. 368.
85. Рунова, М.А. Движение день за днём. Двигательная активность - источник здоровья детей: Метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей [Текст] /М.А. Рунова/ М.: Сфера, 2007. - с. 247.
86. Сафронова, С.Н. Развитие компетенций учащихся на основе использование элементов разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка: Автореф. дис. ... на соискание степени канд. пед. наук [Текст] /С.Н. Сафронова/ Новосибирск, 2002. - 24с.
87. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов/ под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарёва [Текст] СПб.: Детство-Пресс, М.: ТЦ Сфера, 2008. - 656с.
88. Теория и методика физической культуры: Учебник /под ред. Ю.Ф. Курамшина [Текст] М.: Советский спорт, 2003. - 464с.
89. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте [Текст]/В.С. Фарфель/ М.: Советский Спорт, 2010. - 200с.
90. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры изд.- 5-е. / Под. ред. Н.В.Зимкина [Текст] 1975. - 496 с.
91. Физическое воспитание и развитие дошкольников / С. О.Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др. / под ред. С.О.Филипповой [Текст] М.: Академия, 2010. - 224с.
92. Физическое развитие дошкольников. Ч.1. Охрана и укрепление здоровья / под ред. Н.В.Микляевой [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 144с.
93. Физическое развитие дошкольников. Ч.2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / под ред. Н.В.Микляевой [Текст] М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176с.
94. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32с.
95. Фельдштейн, Д.И. 2013. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования)/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. [Текст] /Д.И. Фельдштейн / М. - Воронеж, 2007. - С.8.
96. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А. Фомин/ М.: Академия, 2007. - 275с.
97. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. 2003. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании//Теория и методика физического воспитания и спорта / Под ред. Ж.К. Холодова [Текст]. М.: 2003. - С. 65.
98. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] /В.Н. Шебеко/ Минск: Вышейшая школа, 2015. - 249с.
99. Шишкина, В.А. Оценка двигательного развития дошкольников [Текст] / В.А. Шишкина // Наука о детстве и современное образование: Материалы Междунар. юбилейной науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца. - Редкол. Л.А. Парамонова, В.И. Слободчиков и [др.]. Рос. академия образования, Департамент образования г. Москвы, Институт развития дошкольного образования РАО, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. - М.: «Школьная книга», 2005. - С. 150-151.
100. Шляхова, Н.С., Абдульманова, Л.В. Педагогические условия формирования двигательного опыта у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.С. Шляхова, Л.В. Абдульманова// Сборник материалов Ежегодной междуна-родной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей
младшего возраста», 2016. - № 5 М.:ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика.- С.241-260.
101. Щетинин, М.П. Объять необъятное: Записки педагога [Текст] /М.П. Щети¬нин/ М.: Педагогика, 1986. - 238с.
102. Щур, В.Г., Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей /Психология личности: теория и эксперимент [Текст] /В.Г. Щур/ М., Просвещение, 1982. - С.6.
103. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Эльконина Д.Б.; 4-е изд. [Текст] /Д.Б. Эльконин/ М.: Академия, 2007. - 194с.
104. Якобсон, С.Г., Соловьева, Е.О. Дошкольник. Психология и педагогика воз¬раста [Текст] / С. Г.Якобсон, Е.О.Соловьева / М.: Дрофа, 2008. - 176с.
Електронный ресурс
105. Оксфордский толковый словарь по психологии/ под ред. А. Ребера, 2002. [Электронный ресурс] - URL: [vocabylary.ru] (дата обращения 10.05.2017)