Аннотация к диссертации на соискание степени магистра психологии 2
Abstract for master’s thesis 3
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 10
1.1 Понятие родительской позиции 10
1.2 Влияние детского опыта на жизнедеятельность взрослого человека 16
1.3 Психологические особенности детей 24
1.4 Основные выводы из обзора литературы по теме исследования 25
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1 Выборка исследования 28
2.2 Методы исследования 29
2.2.1 Методика изучения родительских установок PARI 30
2.2.2 Методика «Семантический дифференциал» 31
2.2.3 Опросник Т.Ахенбаха для взрослых (Adult ASR/18-59 - самоотчет) 32
2.2.4 Тест тревожности Р.Тэммл, В.Дорки, М.Амен 35
2.2.5 Методика Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» 36
2.2.6 Методика изучения самооценки и уровня притязаний детей «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур 37
2.2.7 Опросник Т.Ахенбаха для детей 1.5-5 лет (C-TRF) 38
2.3 Процедура исследования 40
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 41
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 42
3.1 Описание средних значений 42
3.1.1 Средние значения в группе матерей по методике PARI 42
3.1.2 Средние значения в группе матерей по методике Ч. Осгуда «Семантический дифференциал» 45
3.1.3 Средние значения в группе матерей по методике «Опросник Т.Ахенбаха для взрослых» 46
3.1.4 Результаты в группе детей по тесту тревожности Р.Тэммл, В.Дорки, М.Амен 51
3.1.5 Средние значения в группе детей по методике изучения самооценки и уровня притязаний «Лесенка» 52
3.1.6 Результаты в группе детей по методике Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» 53
3.1.7 Средние значения в группе детей по методике «Опросник Т.Ахенбаха для взрослых» 57
3.2 Сравнительный анализ основных показателей для матерей и детей в связи с особенностями результатов группы детей по методике Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» 58
3.3 Анализ общей взаимосвязи между результатами детей по методике «Эмоциональная идентификация» и основных исследуемых показателей матерей и детей 68
3.4 Корреляционный анализ переменных, измеренных в ходе исследования 68
3.4.1 Анализ взаимосвязей между репрезентациями матерей относительно своего детского опыта и показателями психологической адаптивности детей 68
3.4.2 Анализ взаимосвязей между родительскими установками матерей и показателями психологической адаптивности детей 70
3.4.3 Анализ взаимосвязей между показателями психологической адаптивности в группах матерей и детей 71
3.5 Сравнительный анализ групп по их социально-демографическим характеристикам 72
3.5.1 Сравнение основных исследуемых показателей для матерей и детей в связи с полом детей 72
3.5.2 Сравнение основных исследуемых показателей для матерей и детей в связи с уровнем образования матерей 74
3.6 Обсуждение полученных результатов 75
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
Практически с самого своего зарождения психология пыталась объяснить механизм развития человека с первых лет его жизни и формирования его личности. Достаточно быстро психологи пришли к выводу о значительном вкладе в этот процесс особенностей взаимодействия человека в раннем возрасте с его родителями или другими ухаживающими взрослыми. Но, в таком случае, напрашивается вопрос: какие именно особенности родителя оказываются связаны с различными личностными особенностями ребенка? Какие взаимосвязи можно проследить?
Существует множество практических исследований и теоретических работ, изучающих взаимосвязи между эмоциональными сферами родителя и ребенка. В таких работах речь идет об эмоциях, которые испытывают и транслируют близкие взрослые в общении с детьми, об умении эти эмоции однозначно выражать и о взаимосвязи этих характеристик с особенностями эмоциональной сферы ребенка. Близкой темой является изучение таких личностных особенностей матери, как чувствительность и отзывчивость, умение замечать и адекватно реагировать на сигналы ребенка. Другие работы часто фокусируются на родительских установках матерей и отцов, то есть когнитивной составляющей их представления о собственном родительстве. В нашем исследовании мы постарались частично объединить первую и последнюю тематики, чтобы наиболее подробно описать родительскую сферу матерей. Для этого мы использовали понятие родительской позиции, под которым мы подразумеваем не только осознанные когнитивные установки в отношении себя как родителя и в отношении воспитания детей, но также более глубинные образования, затрагивающие эмоциональную сферу и сформировавшиеся под влиянием собственного детского опыта матерей и их взаимоотношений и взаимодействий с собственными родителями.
Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи между родительской позицией матерей и психологическими особенностями их детей.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности употребления термина «родительская позиция» в отечественных и зарубежных работах.
2. Найти или сформулировать интегративное определение понятия «родительской позиции», которое объединяло бы различные аспекты родительства.
3. Определить ряд психологических особенностей ребенка, у которых можно предположить наличие тесной взаимосвязи с характеристиками родительской позиции матери.
4. Подобрать методы и методики исследования, наиболее удачно измеряющие выбранные характеристики у детей и матерей.
5. С помощью выбранных методов количественно измерить соответствующие психологические характеристики детей и родителей и, в результате математико-статистического анализа полученных данных, сделать выводы о наличии предположенных взаимосвязей.
Гипотеза исследования:
Специфика родительской позиции матери связана с психологическими особенностями детей: высокая психологическая адаптивность матери, положительные родительские установки, а также позитивное восприятие своего детского опыта связаны с низким уровнем тревожности и высоким уровнем самооценки, эмоционального интеллекта и психологической адаптированности ребенка.
Объект исследования: родительская позиция, психологические характеристики личности.
Предмет исследования: родительская позиция матерей, психологические характеристики ребенка.
Для изучения родительской позиции матерей использовались методика изучения родительских установок PARI, опросник Т.Ахенбаха для взрослых и методика «Семантический дифференциал» с понятиями «Мое детство» и «Мои родители». Для изучения психологических особенностей детей были использованы тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, методика изучения эмоционального интеллекта дошкольников Е.И. Изотовой «Эмоциональная идентификация», методика исследования самооценки дошкольников «Лесенка», опросник Т.Ахенбаха для детей 1.5-5 лет (отчет для матери).
Результаты нашего исследования могут быть использованы в детском и семейном консультировании для повышения эффективности вмешательства.
Целью данного исследования было изучение взаимосвязи между родительской позицией матерей и психологическими особенностями их детей. В исследовании приняло участие 26 пар мать-ребенок. В результате исследования была обнаружена взаимосвязь между родительской позиции матерей и эмоциональным интеллектом, психологической адаптивностью и показателями тревожности их детей. Гипотезы исследования были подтверждены. Необходимы дальнейшие исследования в этой области с увеличением численности выборки и использованием других методов для измерения сходных психологических конструктов. Результаты данного исследования могут быть использованы специалистами в области психологического консультирования, а также при построении программ раннего вмешательства.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. М. : Сфера, 1995.
2. Борисова А.Е., Ижванова Е.В Детский опыт матери и ее отношение к собственному ребенку// Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №4– с. 128-131.
3. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
4. Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями интеллектуального развития// Вестник Московского Государственного Областного Университета. Серия: психологические науки. – 2014. – №3. – с. 52-64.
5. Горлова Е. Л. Психологический возраст ребенка как основание для проектирования стратегий развития родительской компетентности// Национальный психологический журнал. – 2013. – №2 (10). – с.134-141.
6. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург, 2004г.
7. Захарова Е. И., Торчинова Ю. А. Условия становления материнской идентичности// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2012. – № 28. – с. 1234–1239.
8. Захарова Е.И., Якупова В.А. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО//Национальный психологический журнал. – 2015. – №1 (17). – с. 96-104.
9. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. теория и практика.– Москва: Академия, 2004.
10. Коваль В.В. Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций// Мир науки, культуры, образования. – 2012. – №2. – с. 182-183.
11. Кожина Е.В. Личные истории детства мужчин родителей// Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – с. 257-261.
12. Любимова О.М. Феноменология родительского отношения и онтогенез личности// Известия алтайского государственного университета – 2007. – №2. – с. 15-17.
13. Наследов А.Д., Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие.– СПб.: Речь, 2004.
14. Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. Методические рекомендации. В 2- частях.– СПб, 1992. с. 74-85.
15. Смирнова Е.О., Кошкарова Т.А. Анализ материнских трудностей в отношениях с ребенком (на материале младшего школьного возраста)// Психологическая наука и образование. – 2005. – №3. – с. 5-15.
...