Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге: правовые проблемы
|
Введение……………………………………………………………………….3
Глава первая. Организация социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации……………………………………………………………6
§1. Система социальной защиты инвалидов в Российской Федерации…..6
§2. Виды социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации…16
§3. Организация социальной защиты инвалидов в Санкт-Петербурге…..25
Глава вторая. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты инвалидов……………………………………………………37
§1. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры…………………………….37
§2. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки инвалидам органами здравоохранения в Санкт-Петербурге…………………………………………….46
§3. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки инвалидам органами труда и занятости в Санкт-Петербурге…………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...71
Список литературы…………………………………………………………..75
Глава первая. Организация социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации……………………………………………………………6
§1. Система социальной защиты инвалидов в Российской Федерации…..6
§2. Виды социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации…16
§3. Организация социальной защиты инвалидов в Санкт-Петербурге…..25
Глава вторая. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты инвалидов……………………………………………………37
§1. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры…………………………….37
§2. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки инвалидам органами здравоохранения в Санкт-Петербурге…………………………………………….46
§3. Проблемы законодательства Санкт-Петербурга в сфере предоставления мер социальной поддержки инвалидам органами труда и занятости в Санкт-Петербурге…………………………………………………..61
Заключение…………………………………………………………………...71
Список литературы…………………………………………………………..75
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Также в соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Таким образом, состояние здоровья также не может быть основанием для какой-либо дискриминации.
Как указано в распоряжении Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 2599-р «Об утверждении Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года», в Российской Федерации количество лиц, официально признанных инвалидами, на протяжении последних 10 лет находится на уровне около 9 процентов общего количества населения. В данном распоряжении указано, что по данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» общая численность инвалидов в Российской Федерации по состоянию на январь 2017 г. составила 12 млн. 314 тыс. человек, из них:
- инвалиды I группы - 1 млн. 507 тыс. (около 12 процентов);
- инвалиды II группы - 5 млн. 763 тыс. (около 47 процентов);
- инвалиды III группы - 4 млн. 416 тыс. (около 36 процентов);
- дети-инвалиды - 626 тыс. (около 5 процентов).
В наше время на 1000 человек населения приходится примерно 84 инвалида, что на 8,7 процента меньше, чем в 2009 году, когда было зарегистрировано наибольшее количество инвалидов в России.
В то же время численность лиц, впервые признанных инвалидами, в последнее десятилетие, по данным официальной статистики, неуклонно снижается: в 2010 году впервые было признано инвалидами 893 тыс. человек, в 2011 году - 842 тыс. человек, в 2012 году - 805 тыс. человек, в 2013 году - 754 тыс. человек, в 2014 году - 729 тыс. человек, в 2015 году - 695 тыс. человек.
В Санкт-Петербурге же общее количество инвалидов – 644 761 чел. (на 31.12.2015 - 662 775 чел.).
Наличие значительного количества лиц с ограниченными возможностями, трудности их интеграции в различные сферы общественной жизни поставило на повестку дня сложные и многообразные проблемы. Их решение требует не только практического, но и научного анализа, связанного с необходимостью осуществления комплекса мероприятий по предоставлению инвалидам необходимой социальной защиты.
Одной из первостепенных правовых проблем в области социальной защиты инвалидов является наличие дефектов законодательства. Объектом исследования в настоящей работе стали правовые пробелы, возникающие при организации социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования являются механизмы устранения дефектов в законодательстве Санкт-Петербурга в области социальной защиты инвалидов.
Целью настоящей работы является выявление указанных дефектов, пробелов законодательства Российской Федерации и законодательства Санкт-Петербурга в области социальной защиты инвалидов.
Исследование проведено посредством анализа таких письменных источников как законодательные и нормативно-правовые акты различного уровня, учебные пособия, статьи российских авторов.
Также в соответствии со ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Таким образом, состояние здоровья также не может быть основанием для какой-либо дискриминации.
Как указано в распоряжении Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года № 2599-р «Об утверждении Стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года», в Российской Федерации количество лиц, официально признанных инвалидами, на протяжении последних 10 лет находится на уровне около 9 процентов общего количества населения. В данном распоряжении указано, что по данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» общая численность инвалидов в Российской Федерации по состоянию на январь 2017 г. составила 12 млн. 314 тыс. человек, из них:
- инвалиды I группы - 1 млн. 507 тыс. (около 12 процентов);
- инвалиды II группы - 5 млн. 763 тыс. (около 47 процентов);
- инвалиды III группы - 4 млн. 416 тыс. (около 36 процентов);
- дети-инвалиды - 626 тыс. (около 5 процентов).
В наше время на 1000 человек населения приходится примерно 84 инвалида, что на 8,7 процента меньше, чем в 2009 году, когда было зарегистрировано наибольшее количество инвалидов в России.
В то же время численность лиц, впервые признанных инвалидами, в последнее десятилетие, по данным официальной статистики, неуклонно снижается: в 2010 году впервые было признано инвалидами 893 тыс. человек, в 2011 году - 842 тыс. человек, в 2012 году - 805 тыс. человек, в 2013 году - 754 тыс. человек, в 2014 году - 729 тыс. человек, в 2015 году - 695 тыс. человек.
В Санкт-Петербурге же общее количество инвалидов – 644 761 чел. (на 31.12.2015 - 662 775 чел.).
Наличие значительного количества лиц с ограниченными возможностями, трудности их интеграции в различные сферы общественной жизни поставило на повестку дня сложные и многообразные проблемы. Их решение требует не только практического, но и научного анализа, связанного с необходимостью осуществления комплекса мероприятий по предоставлению инвалидам необходимой социальной защиты.
Одной из первостепенных правовых проблем в области социальной защиты инвалидов является наличие дефектов законодательства. Объектом исследования в настоящей работе стали правовые пробелы, возникающие при организации социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге.
Предметом исследования являются механизмы устранения дефектов в законодательстве Санкт-Петербурга в области социальной защиты инвалидов.
Целью настоящей работы является выявление указанных дефектов, пробелов законодательства Российской Федерации и законодательства Санкт-Петербурга в области социальной защиты инвалидов.
Исследование проведено посредством анализа таких письменных источников как законодательные и нормативно-правовые акты различного уровня, учебные пособия, статьи российских авторов.
По итогам исследования мы пришли к следующим выводам.
1. В Российской Федерации действует разветвленная система социальной защиты инвалидов,в которую входят все отрасли права. Также необходимо отметить и то, что в российское законодательство активно имплементируются нормы международных правовых актов по защите прав инвалидов. Система социальной защиты инвалидов является динамической структурой и постоянно совершенствуется федеральным законодателем. На наш взгляд, можно предположить, что система социальной защиты инвалидов, являясь относительно новым образованием, будет в дальнейшем так же меняться и совершенствоваться, поскольку «система считается возникшей тогда, когда между элементарными носителями новой формы движения образуется взаимосвязь». Думается, что система социальной защиты инвалидов в Российской Федерации должна еще утвердиться и обрести достаточную правовую устойчивость.
2. В действующем законодательстве Российской Федерации разнообразие видов социальной поддержки таково, что в их предоставлении задействованы различные государственные органы. Основной трудностью в данном случае является отсутствие систематизации мер социальной поддержки инвалидов в действующем российском законодательстве.
Выходом из данной проблемы видится кодификация социального законодательства Российской Федерации в связи с тем, что социальная политика в отношении инвалидов должна носить системный, комплексный характер.
3. В Санкт-Петербурге полномочия по организации оказания мер социальной поддержки широко распределены между рядом исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им профильным организациям. Такой подход к организации социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге носит двойственный характер. С одной стороны, мы можем наблюдать дифференциацию подходов к предоставлению социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге, учитывающую особенности и направленность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в конкретной сфере. С другой стороны, следствием такого широкого распределения полномочий в области социальной защиты инвалидов в Санкт-Петербурге является наличие некоторых правовых пробелов при реализации отдельных мер социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге. Таким образом,в Санкт-Петербурге есть необходимость выявления полного спектра актов, которые необходимы к принятию, либо которые необходимо откорректировать, дабы обеспечить всесторонний подход к регулированию социальной защиты прав инвалидов в Санкт-Петербурге. Примерами таких актов, которые подлежат корректировке, являются Закон Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 226-78 «О лекарственном обеспечении отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга», Социальный кодекс, Территориальная программа Санкт-Петербурга.
4. Законодательство Санкт-Петербурга о социальной поддержке инвалидов требует корректировки и дополнения в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры.
Мы выявили наличие пробелов регионального законодателя в части определения перечня социально значимых объектов. Региональному законодателю следует рассмотреть возможность определения социально значимых объектов в Социальном кодексе непутем установления конкретного перечня объектов, а установлением признаков, присущих социально значимым объектам, что приведет к устранению возможных пробелов законодательства Санкт-Петербурга в указанной сфере.
5 Законодательство Санкт-Петербурга о медицинском обеспечении инвалидов можно охарактеризовать в качестве передового по сравнению с другими регионами, однако оно также требует корректировки и дополненияв части устранения правовых пробелов.
Выявлены проблемы, связанные с лекарственным обеспечением лиц с ограниченными возможностями по отдельным нозологиям. Основой проблемой в указанной области является нехватка лекарственных препаратов в аптечных организациях города. Выходом из сложившейся ситуации видится законодательное установление в Санкт-Петербурге регионального резервного запаса лекарственных препаратов по отдельным видам нозологий. Так, в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в первом чтении находится проект закона Санкт-Петербурга «О регулировании отдельных вопросов организации оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных сахарным диабетом, в Санкт-Петербурге» (док. 2841), в котором также предлагается предусмотреть механизм резервного запаса для лиц больных данной нозологией. Указанная мера будет способствовать учету региональных особенностей при проведении закупочных процедур лекарственных средств для лиц с ограниченными возможностями в связи с болезнью сахарным диабетом.
Предложен также механизм корректировки Социального кодекса путем установления категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки. Так, в Санкт-Петербурге проживают дети, страдающие заболеванием «синдром Шерешевского-Тернера» и нуждающиеся в содействии по получению необходимого лекарственного обеспечения, однако Социальным кодексом в отношении указанных категорий не установлены меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки.
6. Законодательство Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости инвалидов можно охарактеризовать как прогрессивное. В Санкт-Петербурге законодательно установлены меры по социальной поддержке инвалидов в области квотирования рабочих мест сверх предоставленных Санкт-Петербургу на это полномочий. Однако не следует и забывать о балансе интересов между работником и работодателем. На наш взгляд, результат трудоустройства инвалидов не может быть эффективным, если в работе учитываются интересы только инвалидов без учета позиции работодателей. Считаем, что для соблюдения баланса интересов между работником и работодателем в указанной сфере в законодательстве Санкт-Петербурга необходимо предусмотреть механизмы преференций для работодателей, реализующих у себя на производстве систему квотирования для инвалидов. На наш взгляд, такие преференции могут носить налоговый или субсидиарный характер.
7. В Санкт-Петербурге нет комплексного законодательного акта, который регулировал бы содействие в получении профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в Санкт-Петербурге. Считаем необходимым подготовить комплект нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных органов и иных организаций в указанной области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге. Тематика указанных нормативных актов должна охватывать организацию профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями, прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования инвалидов в Санкт-Петербурге.
1. В Российской Федерации действует разветвленная система социальной защиты инвалидов,в которую входят все отрасли права. Также необходимо отметить и то, что в российское законодательство активно имплементируются нормы международных правовых актов по защите прав инвалидов. Система социальной защиты инвалидов является динамической структурой и постоянно совершенствуется федеральным законодателем. На наш взгляд, можно предположить, что система социальной защиты инвалидов, являясь относительно новым образованием, будет в дальнейшем так же меняться и совершенствоваться, поскольку «система считается возникшей тогда, когда между элементарными носителями новой формы движения образуется взаимосвязь». Думается, что система социальной защиты инвалидов в Российской Федерации должна еще утвердиться и обрести достаточную правовую устойчивость.
2. В действующем законодательстве Российской Федерации разнообразие видов социальной поддержки таково, что в их предоставлении задействованы различные государственные органы. Основной трудностью в данном случае является отсутствие систематизации мер социальной поддержки инвалидов в действующем российском законодательстве.
Выходом из данной проблемы видится кодификация социального законодательства Российской Федерации в связи с тем, что социальная политика в отношении инвалидов должна носить системный, комплексный характер.
3. В Санкт-Петербурге полномочия по организации оказания мер социальной поддержки широко распределены между рядом исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им профильным организациям. Такой подход к организации социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге носит двойственный характер. С одной стороны, мы можем наблюдать дифференциацию подходов к предоставлению социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге, учитывающую особенности и направленность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в конкретной сфере. С другой стороны, следствием такого широкого распределения полномочий в области социальной защиты инвалидов в Санкт-Петербурге является наличие некоторых правовых пробелов при реализации отдельных мер социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге. Таким образом,в Санкт-Петербурге есть необходимость выявления полного спектра актов, которые необходимы к принятию, либо которые необходимо откорректировать, дабы обеспечить всесторонний подход к регулированию социальной защиты прав инвалидов в Санкт-Петербурге. Примерами таких актов, которые подлежат корректировке, являются Закон Санкт-Петербурга от 17 декабря 1997 года № 226-78 «О лекарственном обеспечении отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга», Социальный кодекс, Территориальная программа Санкт-Петербурга.
4. Законодательство Санкт-Петербурга о социальной поддержке инвалидов требует корректировки и дополнения в части обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры.
Мы выявили наличие пробелов регионального законодателя в части определения перечня социально значимых объектов. Региональному законодателю следует рассмотреть возможность определения социально значимых объектов в Социальном кодексе непутем установления конкретного перечня объектов, а установлением признаков, присущих социально значимым объектам, что приведет к устранению возможных пробелов законодательства Санкт-Петербурга в указанной сфере.
5 Законодательство Санкт-Петербурга о медицинском обеспечении инвалидов можно охарактеризовать в качестве передового по сравнению с другими регионами, однако оно также требует корректировки и дополненияв части устранения правовых пробелов.
Выявлены проблемы, связанные с лекарственным обеспечением лиц с ограниченными возможностями по отдельным нозологиям. Основой проблемой в указанной области является нехватка лекарственных препаратов в аптечных организациях города. Выходом из сложившейся ситуации видится законодательное установление в Санкт-Петербурге регионального резервного запаса лекарственных препаратов по отдельным видам нозологий. Так, в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга в первом чтении находится проект закона Санкт-Петербурга «О регулировании отдельных вопросов организации оказания медицинской помощи и обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных сахарным диабетом, в Санкт-Петербурге» (док. 2841), в котором также предлагается предусмотреть механизм резервного запаса для лиц больных данной нозологией. Указанная мера будет способствовать учету региональных особенностей при проведении закупочных процедур лекарственных средств для лиц с ограниченными возможностями в связи с болезнью сахарным диабетом.
Предложен также механизм корректировки Социального кодекса путем установления категории лиц, в отношении которых устанавливаются меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки. Так, в Санкт-Петербурге проживают дети, страдающие заболеванием «синдром Шерешевского-Тернера» и нуждающиеся в содействии по получению необходимого лекарственного обеспечения, однако Социальным кодексом в отношении указанных категорий не установлены меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки.
6. Законодательство Санкт-Петербурга в сфере труда и занятости инвалидов можно охарактеризовать как прогрессивное. В Санкт-Петербурге законодательно установлены меры по социальной поддержке инвалидов в области квотирования рабочих мест сверх предоставленных Санкт-Петербургу на это полномочий. Однако не следует и забывать о балансе интересов между работником и работодателем. На наш взгляд, результат трудоустройства инвалидов не может быть эффективным, если в работе учитываются интересы только инвалидов без учета позиции работодателей. Считаем, что для соблюдения баланса интересов между работником и работодателем в указанной сфере в законодательстве Санкт-Петербурга необходимо предусмотреть механизмы преференций для работодателей, реализующих у себя на производстве систему квотирования для инвалидов. На наш взгляд, такие преференции могут носить налоговый или субсидиарный характер.
7. В Санкт-Петербурге нет комплексного законодательного акта, который регулировал бы содействие в получении профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов в Санкт-Петербурге. Считаем необходимым подготовить комплект нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных органов и иных организаций в указанной области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге. Тематика указанных нормативных актов должна охватывать организацию профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями, прохождение профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования инвалидов в Санкт-Петербурге.
Подобные работы
- МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Роль малого и среднего предпринимательства в
политическом процессе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению социальной поддержки населения в муниципальном образовании
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование системы управления социальной сферой субъекта Российской Федерации (Балтийский Гуманитарный Институт)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Территориальные особенности реализации программы «Доступная среда» в Санкт-Петербурге
Магистерская диссертация, экономическая география. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Правовые проблемы субсидирования производителей товаров, работ и услуг (на примере Санкт-Петербурга)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017





