Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СВЯЗИ С КОГНИТИВНЫМИ СТИЛЯМИ И САМОРЕГУЛЯЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Работа №134360

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости 8
1.1. Эмоциональный интеллект: понятие и концепции 8
1.2. Основные классификации когнитивных стилей 14
1.3. Саморегуляция, ее компоненты и стилевые характеристики 17
1.4. Взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляцией личности 21
1.5. Особенности развития личности в период ранней взрослости 25
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 31
2.1. Цели и задачи исследования 31
2.2. Характеристика выборки исследования 32
2.3. Описание методов и процедуры исследования 32
Глава 3. Результаты эмпирического исследования 48
3.1. Показатели эмоционального интеллекта у студентов 48
3.2. Показатели когнитивных стилей у студентов 61
3.3. Показатели саморегуляции у студентов 67
3.4. Анализ взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности у студентов 79
3.5. Моделирование взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов 91
Глава 4: Обсуждение результатов эмпирического исследования 98
Выводы 103
Заключение 105
Список использованной литературы 108


Актуальность проблемы исследования. В начале ХХ в. в психологии ученые вели поиски способностей, связанных не с общим интеллектом, а с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта и социального интеллекта (Э. Торндайк, Ч. Спирмен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях. Эмоциональный интеллект (EI) — способность человека осознавать эмоции. Наиболее распространенным пониманием эмоционального интеллекта является положение Д.В. Люсина, который рассматривает эмоциональный интеллект как способность человека к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [41].
В современной научной литературе в последнее время все чаще поднимается вопрос о современном состоянии и перспективах изучения стилевого подхода в психологии познания, связанного с изучением стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей). Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.
Природа наделила человека не только способностью адаптации, но и возможностью к саморегуляции. Саморегуляция - это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.
Таким образом, на сегодняшний день в науке назрела проблема изучения возможности и способности человека к пониманию эмоций, исходя из сформированности собственных когнитивных стилей и саморегуляции, т.е. как человек может распознавать свои и чужие эмоции, контролировать их, идентифицировать и находить подходящее словесное выражение, понимать причины и следствия эмоций.
Целью данного исследования является выявление взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Изучить компоненты эмоционального интеллекта у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
2. Выявить характеристики когнитивных стилей у студентов: полезависимость/поленезависимость и аналитичность/синтетичность с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
3. Исследовать стилевые характеристики саморегуляции и уровень субъективного контроля у студентов с учетом факторов учебно-профессиональной направленности и пола.
4. Проанализировать взаимосвязи эмоционального интеллекта, когнитивных стилей и саморегуляции личности в период ранней взрослости.
5. Выявить предикторы эмоционального интеллекта среди показателей когнитивных стилей и саморегуляции личности.
Гипотезы:
1) В эмоциональном интеллекте можно условно выделить 2 компонента: когнитивный и эмоциональный, которые по-разному взаимосвязаны с поленезависимостью и аналитичностью.
2) Такие компоненты эмоционального интеллекта, как «управление своими эмоциями» и «управление эмоциями других людей» наиболее тесно взаимосвязаны с показателями саморегуляции личности.
3) Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности у студентов имеет свою специфику в связи с учебно-профессиональной направленностью.
4) У исследуемых параметров основные различия по фактору пола связаны с более высоким показателем эмоционального интеллекта у женщин.
Объект исследования: эмоциональный интеллект, когнитивные стили, саморегуляция личности.
Предмет исследования: взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости.
Методы исследования. В ходе проведения эмпирического исследования использовались психодиагностические методы.
Методы исследования эмоционального интеллекта:
1) Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта (опросник EQ)
2) Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина
Методы исследования когнитивных стилей:
3) Тест «Скрытые фигуры» Л.Л. Терстоуна
4) Методика «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модиф.
Нафтульева и Лебедевой
Методы исследования саморегуляции:
5) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой
6) Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера.
Статистические методы: описательные статистики, T-критерий Стьюдента для выявления различий у юношей и девушек, корреляционный анализ и регрессионный анализ для двух зависимых переменных – интегральных показателей эмоционального интеллекта по методикам Н. Холла и Д.В. Люсина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании подготовленного диагностического инструментария и результатов эмпирического исследования в работе практикующих психологов.
База исследования: выборку исследования составляли студенты, учащиеся по программе магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета (61 студент) и университета им. А.И. Герцена (РГПУ) (11 студентов). Для сравнения было выбрано 3 группы студентов с трех разных по направлению факультетов:
1) факультет психологии
2) факультет филологии
3) факультет математики.
В каждой группе по 24 человека. Таким образом, в первую группу вошли 72 студента, 45 девушек и 27 юноши, средний возраст 21,5лет.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной дипломной работы являлось изучение особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. Задачами дипломной работы являлись: изучение научно-теоретических основ эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости; проведение эмпирического исследования эмоционально-личностных особенностей личности в период ранней взрослости, а именно их эмоциональный интеллект, когнитивные стили и саморегуляцию; проведение анализа взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости; формулирование выводов по дипломной работе.
Эмпирическую часть исследования обеспечивал комплекс психодиагностических методик и методов математической статистики: Методы исследования эмоционального интеллекта: Методика Н. Холла Тест на эмоциональный интеллект, Тест Эмоциональный интеллект Д.Люсина. Методы исследования когнитивных стилей: Тест «Скрытые фигуры» (Методика Л.Л. Терстоуна), Методика «Свободная сортировка объектов» (Гарднер). Методы исследования саморегуляции: Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой, Опросник «Уровень субъективного контроля» Роттера в модификации Нафтульева и Лебедевой. Статистические методы: t-критерий Стюдента, S-критерий Шеффе.
В исследовании принимали участие студенты, обучающиеся по специальностям «математика», «психология», «филология», всего 72 человека. С целью проверки гипотезы дипломной работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе был проведен анализ литературы по проблеме изучения особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости. На втором этапе был подобран методический инструментарий и дано обоснование психодиагностическим методикам исследования. На третьем этапе проделана количественная и качественная обработка данных, проведен анализ взаимосвязи между изучаемыми параметрами. Так же были определены методы, для выявления взаимосвязи между изучаемыми параметрами.
Гипотеза о наличии взаимосвязи между общим уровнем эмоционального интеллекта и сочетанием поленезависимости с преобладающим полюсом аналитичности была подтверждена на примере группы математиков (были выявлены положительные взаимосвязи индекса поленезависимости с общим уровнем эмоционального интеллекта, а также количества групп с межличностным эмоциональным интеллектом). Люди с высоким показателем поленезависимости ориентированы на внутреннюю цель и менее склонны быть подвержены внешнему давлению, что способствует упорядочиванию внешних условий и управлению эмоциями своими и чужими для решения практической задачи.
Также была подтверждена гипотеза о различиях в структуре взаимосвязей эмоционального интеллекта с когнитивными стилями и саморегуляцией. Так, на примере студентов-математиков, на общий эмоциональный интеллект влияют преимущественно такие параметры саморегуляции, как гибкость и интернальность в области семейных отношениях. В то время как для студентов-филологов, на общий эмоциональный интеллект оказывает влияние интернальность в области производственных отношений.
Результаты исследования дают возможность для более точной психологической дифференциации, описания и интерпретации психологического портрета человека в соответствии с его принадлежностью к тому или иному когнитивно-стилевому полюсу и уровню саморегуляции. Данный материал может применяться в практике для организации обучения и консультирования по проблемам индивидуальных различий и особенностям восприятия, организации и переработки информации людьми, индивидуальных различий в саморегулировании. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных программ, учебных курсов и спецкурсов, представленных в виде лекций.
Особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта с личностными свойствами могут быть учтены при разработке и построении индивидуальных или групповых адаптационных и развивающих программ для студентов. Гендерные различия, установленные в процессе исследования, позволяют индивидуализировать развивающие программы в соответствии с полом.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 2008. 368с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
3. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии, 2007. № 5. 57 — 65 с.
4. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии, 2006. № 3. 78 — 86 с.
5. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1974. - 446 с.
6. Бодалев А. А. Общая психодиагностика - СПб.: «Речь», 2000. 440 с.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: «Филин», 2004. – 87 с.
8. Бойко В.В. Психоэнергетика. Краткий справочник.: «Питер» 2008. – 250с.
9. Бреслав, Г. М. Психология эмоций - М.: «Академия», 2004. – 544 с.
10. Веккер Л.М. К постановке проблемы воли. Вопросы психологии. – 1957.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 227 c.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 2003. 348 с.
13. Габдреева Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса. Психологическая служба в вузе. - Казань: 2003. 105-174 с.
14. Гарднер Х. Структура разума: теория множественного интеллекта - М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512с.
15. Гафурова Р.Р. Эмоциональный интеллект и его формирование в процессе обучения в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://diplomba.ru/work/108764#1, свободный. – Загл. с экрана.
16. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. – М.: Прогресс, 2004
17. Головей Л.А. Психологическая зрелость личности - СПб., «Скифия-Принт», 2014
18. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Академия, 2004
... Всего источников – 84.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ