Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-рецензия в интенционально-стилистическом аспекте: творческий опыт Романа Должанского («Коммерсант») и Сюзанны Клэпп («The Guardian»)

Работа №134355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Жанр рецензии в контексте арт-журналистики
1.1. Журналистский арт-текст: интенционально-речевая характеристика .... 8
1.2. Российская и британская арт-журналистика: сравнительная
характеристика
1.3. Арт-журналистика и критика в российской и британской традициях:
проблема разграничения дискурсов
1.4. Рецензия: институциональные характеристики ключевого жанра арт-
журналистики
Глава 2. Речевые средства выражения авторских интенций в рецензиях Романа Должанского и Сюзанны Клэпп
1.1. Классическая рецензия: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны Клэпп
1.2. Рецензия-аннотация: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны
Клэпп 50
1.3. Рекламная рецензия: творческий опыт Романа Должанского и Сюзанны
Клэпп 56
Заключение
Список литературы
Приложения


С появлением кинематографа в конце XIX века и его резко возросшей
популярностью в начале XX широко распространилось мнение, что театр как
вид искусства устарел, что он не выдержит конкуренции с кино и перестанет
существовать. Однако театр не исчез, он продолжает развиваться и находит
все новые формы. Вместе с театром эволюционирует и театральная критика –
культурный феномен и медиаявление, которое нуждается в научном осмыслении.
До сих пор исследователи не могут прийти к единому мнению:
включается театральная критика в медийный дискурс или нет. Еще более
спорным и менее изученным феноменом является арт-журналистика в целом.
Лишь несколько исследователей массмедиа занимаются этим феноменом,
среди них Н. С. Гаранина, Ю. Д. Кравченко, А. А. Сидякина, Н. С. Цветова.
Ситуацию в британской науке о массмедиа можно считать
аналогичной, именно поэтому для нас важны работы зарубежных
специалистов (К. Валь-Йоргенсен, Дж. Харрис, И. Уордл, Дж. Элсом). Их
идеи мы попытаемся спроецировать на опыт, реалии российской артжурналистики, чтобы точнее определить институциональные характеристики
интересующего нас явления. Британская арт-журналистика имеет очень
давнюю и мощную традицию, в теории журналистики уже предпринимались
попытки осмысления феноменологичности данного дискурса. Важно и то,
что британская традиция во многом определяет сегодняшнее состояние и
логику развития европейской арт-журналистики, а российская журналистика,
в свою очередь, испытывает решающее влияние европейской.
Не только состояние научного дискурса позволяет считать нашу работу
актуальной. Весной 2016 года театральный критик, театровед Татьяна
Москвина открыла сайт «Антикритика», где сами критики и другие деятели,
имеющие непосредственное отношение к театру, анализируют тексты своих
коллег. На сайте «Антикритика» о цели проекта говорится следующее:4
«“Антикритика” будет рассматривать конкретные тексты конкретных
критиков. И отвечать на простые вопросы: что и как пишет автор, каковы его
умственные возможности и литературные способности, насколько он
выполняет свой профессиональный долг. Перед нами критика или бездарная
болтовня? Критика или своего рода эскорт-услуги? Критика или личные
галлюцинации индивидуума, решившего навязать их живому театру?»1. Это
один из фактов, говорящих о том, что арт-критика находится в состоянии
кризиса, который ощущается представителями профессионального
сообщества в полной мере.
Мы находим важным выяснить, какие цели преследуют артжурналисты, когда пишут рецензии, каковы интенционально-стилистические
особенности их произведений, которые характеризуются осведомительной,
оценочной и побудительной интенциональностью. На практике все типы
интенции переплетены, но можно говорить о степени проявления той или
иной интенционально-стилистической характеристики. Как пишет
Л. Р. Дускаева2, если раньше для рецензента было важно оценить и
проинформировать, то сегодня на первый план выходит побудительная
интенция, т. к. целью современной арт-журналистики исследователи
называют воздействие на общественную и индивидуальную аксиологию и
формирование потребительской активности массовой аудитории.
Мы будем рассматривать театральную рецензию в арт-журналистике
как жанр, в основе которого лежит оценочная интенция. Преобладание
других видов интенций в тексте рецензии ведет к трансформации жанра.
Рецензия, автор которой ставит перед собой задачу в первую очередь
оценить художественное произведение, будет считаться нами классической.
Рецензию, в которой превалирует осведомительная интенция, мы назовем рецензией-аннотацией. Рецензия с преобладанием побудительной интенции
будет рассматриваться нами как рекламная рецензия.
Объектом исследования являются тексты арт-рецензий, посвященные
театральным спектаклям, публикуемые в неспециализированных российских
и зарубежных изданиях, предметом – речевые средства выражения
авторской интенции в текстах театральных рецензий.
Цель данного исследования – выявить характер зависимости речевой
формы журналистской арт-рецензии от авторской интенциональности текста.
Цель определила систему задач:
1. определить базовые теоретические понятия;
2. выявить феноменологические характеристики эмпирического материала;
3. откорректировать уже существующий алгоритм описания
интенционально-стилистических характеристик медиатекста в зависимости
от его жанровой принадлежности;
4. провести интенционально-стилистический анализ эмпирического материала;
5. типологизировать анализируемые рецензии в зависимости от
интенционально-стилистических характеристик;
6. выявить ключевые тенденции в эволюции жанра, которые
проявляются в российской и европейской арт-журналистике.
Теоретическую базу исследования составят работы Л. Р. Дускаевой,
Е. С. Кара-Мурзы, В. И. Конькова, Н. С. Цветовой, в которых представлены
общие положения современной российской интенциональной стилистики.
При разработке теории арт-журналистики, мало изученной как в России, так
и в Великобритании, мы обратимся к исследованиям Н. С. Гараниной,
Ю. Д. Кравченко, А. А. Сидякиной, Н. С. Цветовой. В основе характеристики
теории критики – работы Б. Ф. Егорова, М. С. Кагана, В. В. Перхина, а также
театроведов (Н. В. Песочинский, Л. В. Тильга, М. Ю. Дмитревская),6
рассматривающих этот феномен с разных точек зрения. Для характеристики
арт-журналистики и критики в реалиях Великобритании мы обратимся к
работам К. Валь-Йоргенсен, Дж. Харрис, И. Уордла, Дж. Элсома.
Исследования Н. С. Гараниной, Ю. Д. Кравченко, А. А. Тертычного стали
базовыми при описании жанрообразующих признаков рецензии.
При формировании теоретической базы исследования мы используем
методы сравнения, абстрагирования и обобщения. При анализе
эмпирического материала будут использованы методы сравнения и дискурс анализа, ключевым является метод интенционально-стилистического анализа медиатекста.
Эмпирической базой исследования являются рецензии Романа
Должанского и Сюзанны Клэпп, опубликованные в онлайн-версиях изданий
«Коммерсант» и «The Guardian» в период с октября 2016 года по март 2017
года. Эти издания имеют широкий тематический диапазон и не освещают
исключительно события культуры. У них широкий круг читателей, они не
ориентированы на профессионалов в области культуры и искусства. Это
позволяет предположить, что рецензии, опубликованные в рассматриваемых
газетах, относятся не к театральной критике, а к арт-журналистике.
Сравнивая работы Клэпп и Должанского, мы будем анализировать не
только тексты двух индивидуальностей с разными подходами к созданию
рецензии, с использованием различных средств; но, в то же время, мы будем
исследовать работы представителей двух разных медиасистем: российской и британской.
Мы проанализируем 45 текстов Романа Должанского, 26 из которых
являются театральными рецензиями. Из них выберем три, наиболее ярко
представляющие каждый из типов рецензии (в соответствии с
классификацией рецензий по интенциональности). Это тексты
«Патриотическое испытание. Марк Захаров поздравил зрителя с “Днем
опричника”» (2 декабря 2016 года), «Спектакль с того света. "Наследство" в
постановке Штефана Кэги» (29 декабря 2016 года), «Безблагодатный огонь.7
"Дракон" в МХТ имени Чехова» (2 марта 2017 года). Также мы
проанализируем 59 текстов Сюзанны Клэпп, 43 из которых – театральные
рецензии. Для более подробного анализа мы возьмем три рецензии,
соответствующие одному из трех типов рецензии: «Рецензия на “Гамлета” –
Эндрю Скотт – действительно милый принц» (5 марта 2017 года), «Рецензия
на спектакль “Дети” – Тонкий подход Люси Кирквуд к поколению бебибумеров» (4 декабря 2016 года), «Рецензия на “Кто боится Вирджинии
Вульф?” – Рыдающие Стонтон и Хилл» (12 марта 2017 года).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая
глава «Жанр рецензии в контексте арт-журналистики» представляет собой
интенционально-речевую характеристику журналистского арт-текста. Также
в ней представлена сравнительная характеристика российской и британской
арт-журналистики, рассмотрен вопрос о разграничении дискурсов артжурналистики и критики в двух странах. В первой главе проанализированы
лингвостилистические особенности рецензии и выработана классификация
рецензий, основанная на преобладающей в тексте авторской интенции.
Во второй главе «Речевые средства выражения авторских интенций в
рецензиях Романа Должанского и Сюзанны Клэпп» представлен анализ
конкретных рецензий, соответствующих каждому из выделенных нами типов
рецензии: классической, рецензии-аннотации и рекламной. Мы
проанализируем речевые средства, которые использовали авторы для
выражения генеральной интенции в текстах рецензий.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования и
формулируются основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В основу нашего исследования легло сравнение работ представителей
двух национальных арт-дискурсов: России и Великобритании. И театральная
критика, и арт-журналистика – малоизученные явления не только в России,
но и в Великобритании. Но в России особенно остро стоит проблема
разграничения арт-журналистики и критики, без которого невозможно
определить феноменальность театральной журналистики как одного из
сегментов медийного арт-дискурса. В Великобритании эта проблема давно
решена, т. к. критика рассматривается в контексте арт-журналистики и
воспринимается как один из ее вариантов.
Британская арт-журналистика имеет очень давнюю и мощную
традицию, в их теории журналистики уже предпринимались попытки
осмысления феноменологичности данного дискурса. Важно отметить, что
британская традиция во многом определяет сегодняшнее состояние и логику
развития европейской арт-журналистики, а российская журналистика сегодня
испытывает решающее влияние европейской. Но пути развития этих
феноменов в России и Великобритании разные. Несомненно, у российской
арт-журналистики есть своя специфика.
Мы сравнивали не только теоретические представления об артжурналистике, но и анализировали практику. Рассматривая работы Клэпп и
Должанского, мы обращались к российским и британским теоретическим
работам, которые позволили нам осознать феноменальность действующих
алгоритмов текстопорождения, обусловленную целой системой обстоятельств.
На предмет интенциональных составляющих мы анализировали
рецензии Романа Должанского, опубликованные в онлайн-версии газеты
«Коммерсант», и Сюзаннны Клэпп, опубликованные в онлайн-версии газеты
«The Guardian». Всего мы проанализировали 45 текстов Романа
Должанского, 26 из которых являются театральными рецензиями, и 5966
текстов Сюзанны Клэпп, из которых театральные рецензии – 43. При этом
преобладали классические арт-рецензии: четырнадцать среди текстов
Должанского и восемнадцать – Клэпп.
Помимо классических рецензий, нами было выявлено шесть рецензий аннотаций и шесть рекламных рецензий среди текстов Романа Должанского,
а также четырнадцать рецензий-аннотаций и одиннадцать рекламных
рецензий среди текстов Сюзанны Клэпп. Как видно из приведенных цифр,
рекламные рецензии среди текстов названных авторов встречаются не чаще
других типов рецензий. Однако это не противоречит высказанной идее о
преобладающей сегодня рекламной функции арт-журналистики. С одной
стороны, мы можем говорить, что высокий статус изданий («Коммерсант» и
«The Guardian») и самих авторов позволяет им выбирать, о чем писать, что,
на их взгляд, наиболее достойно внимания. Этот же факт может объяснять,
почему так часто встречаются рецензии с преобладанием положительных
оценок над отрицательными. С другой стороны, нельзя отрицать, что такие
факторы, как запрос редакции и формат издания не могут не влиять на тексты рецензий.
Мы рассматривали театральную рецензию в арт-журналистике как
жанр, речевую форму которого определяет оценочная интенция. Наш
материал доказывает, что преобладание других видов интенции в тексте
рецензии ведет к трансформации жанра.
Мы выделили три типа рецензии по признаку интенциональности.
Рецензию, автор которой ставит перед собой задачу оценить художественное
произведение, мы назвали классической. Рецензию, в которой превалирует
осведомительная интенция, – рецензией-аннотацией. Рецензия с
преобладанием побудительной интенции рассматривается нами как
рекламная рецензия. Важно отметить, что все три соответствующих
жанровых схемы в конкретной журналистской практике трансформируются.
Именно такие, трансформированные театральные рецензии мы чаще
всего встречаем в сегодняшних средствах массовой информации. Встретить67
классическую театральную рецензию на страницах газет и журналов сегодня
практически невозможно. На наш взгляд, это связано с изменением функций
арт-журналистики, когда на первый план выходит рекламная функция, а не
культуроформирующая. Зачастую современный арт-журналист
рассматривает спектакль в первую очередь как товар, который нужно
выгодно продать, заинтересовав в нем читателей.
Авторская интенциональность может выражаться по-разному. Так
осведомительная интенция передается через описание и повествование.
Побудительная интенция проявляется в информации, способной
программировать, организовывать деятельность адресата. Даже общая
положительная оценка спектакля может быть рассмотрена как проявление
побудительной интенции. Оценочную интенцию авторы могут выражать как
с помощью речевых средств (использование различных средств
выразительности, тропов и фигур), так и неречевых (заполнение сильных текстовых позиций).
Важнейшим элементом любой рецензии является выражение авторской
оценки как проявление основной ее интенциональности – оценочной. Ведь
высказанная и доказанная оценка – это, то ради чего пишется рецензия. Даже
в трансформированном жанре рецензии-аннотации, где доминирует
осведомительная интенция, мы находим элементы оценочности.
Воздействующий потенциал рецензионного текста, как убеждает наш
материал, в значительной степени зависит от профессионализма отбора
речевых средств и приемов. Тогда как отбор во многом определяется
характером авторской интенциональности, соответствуя речевой форме
журналистского произведения.


1. Elsom J. Post-war British theatre criticism. London: Routledge & Kegan
Paul, 1981.
2. Harries G., Wahl-Jorgensen K. [Cardiff University, UK]. The culture of arts
journalists: Elitists, saviors or manic depressives? // Journalism 2007, Vol.
8(6): 619–639.
3. Mark Shenton: These are a few of my favourite critics // The Stage. URL:
https://www.thestage.co.uk/opinion/2016/mark-shenton-these-are-a-few-ofmy-favourite-critics/
4. Susannah Clapp // The Guardian. URL:
https://www.theguardian.com/profile/susannahclapp
5. The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/stage/2016/dec/04/thechildren-review-lucy-kirkwood-royal-court-baby-boomers
6. The Guardian. URL:
https://www.theguardian.com/stage/2017/mar/05/hamlet-almeida-reviewandrew-scott-robert-icke
7. The Guardian. URL:
https://www.theguardian.com/stage/2017/mar/12/whos-afraid-of-virginiawoolf-review-imelda-staunton
8. Антикритика. URL: http://www.antikritika.ru/introduction
9. Газета «Коммерсант». URL: http://www.kommersant.ru/doc/3157949
10.Газета «Коммерсант». URL: http://www.kommersant.ru/doc/3184803
11.Газета «Коммерсант». URL: http://www.kommersant.ru/doc/3229634
12.Гаранина Н. С. Стиль русской театральной критики: учебнометодическое пособие. М., 1970.
13.Говорухина Ю. Русская литературная критика на рубеже ХХ-ХХI
веков. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/govor/01.php69
14.Григорьев А. А. Критический взгляд на основы, значение и приемы
современной критики искусства. // Аполлон Григорьев. Сочинения в
двух томах. Том второй. М., 1990.
15.Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура /
Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей. СПб., 2012.
16.Егоров Б. Ф. Национальное своеобразие русской критики //
Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция.
Стиль. Л., 1980.
17.Журналистика сферы досуга: учебное пособие. / Под общ. ред.
Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.
18.Каган М. С. Искусствознание и художественная критика. Избранные
статьи СПб., 2001.
19.Кара-Мурза Е. С. Полиинтенциональность медиатекста (на материале
путеводителя как досугового издания) / Медиатекст как
полиинтенциональная система: сб. статей. СПб., 2012.
20.Коньков В. И. Иерархия коммуникативных интенций в речевой
структуре газетного текста / Медиатекст как полиинтенциональная
система. СПб., 2012.
21.Кравченко Ю. Д. Жанр рецензии и его современная трансформация /
Ю. Д. Кравченко // III Международный конгресс исследователей
русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность»:
сб. тезисов. М., 2007.
22.Лапшина Г. С. Искусство глазами журналиста: монография /
Г. С. Лапшина. М., 2016.
23.Малый академический словарь. URL: http://enc-dic.com/academic/K/
24.Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / отв. ред.
Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012.
25.О «Коммерсанте» // Газета «Коммерсант». URL:
http://www.kommersant.ru/about70
26.Перхин В. В. «Открывать красоты и недостатки…» Литературная
критика от рецензии до некролога. Серебряный век. СПб, 2001.
27.Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для
студентов вузов. М., 2009.
28.Саенкова Л. П. Литературно-художественная критика и журналистика:
историко-культурный контекст // Веснік БДУ. Сер. 4. 2009. № 1.
29.Сидякина А. А. Художественно-просветительские периодические
издания / Журналистика сферы досуга. Уч. пособие. / Под общей
редакцией Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.
30.Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. Т. 1: учебник для
академического бакалавриата / по ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.
31.Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2011.
32.Уордл И. Театральная критика. М., 2013.
33.Цветова Н. С. Категория автора в интенциональном поле медиатекста /
Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей. СПб., 2012.
34.Цветова Н. С. Категория авторства в свете интенциональной
стилистики (статья находится в печати).
35.Цветова Н. С. Современная российская арт-журналистика: путь к
покупателю. / Журналистика XXI века: путь к человеку. СПб., 2013.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ