Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления конфликтом в молодежной среде,
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия конфликт
1.2. Молодежная среда как среда конфликтного взаимодействия
1.3. Управление конфликтом
Глава 2. Теоретические основы реализации деятельности по управлению конфликтами в молодежной среде 29
2.1. Нормативно-правовые основы управления конфликтами в молодежной среде
2.2 Особенности конфликтов в молодежной среде
2.3. Способы управления конфликтами в молодежной среде
Глава 3. Управление конфликтами в молодежной среде
3.1. Анализ существующей системы управления конфликтами в молодежной среде .65
3.2.Технология управления конфликтами в молодежной среде 71
Заключение
Список используемых источников:
Феномен конфликта не является принципиально новым феноменом 21 века. Вся
мировая история изобилует историей конфликтов, история нашей страны - не
исключение: смута и стрелецкий бунт, революция и гражданская война, репрессии…
Конфликт осмыслялся с древнейших времен как на уровне обыденного сознания (через
религию, литературу и искусство), так и на уровне сознания научного, в осмыслении
феномена конфликта пройден долгий путь от понимания конфликта как абсолютно
деструктивного явления до осознания многогранности данного социального явления.
За последние несколько лет значительно возрос интерес к проблематике
конфликтов. Так, если за 2007 год в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU1
было опубликовано 1342 работы, посвященной исследованию конфликта, то в 2016 году
их количество стало составлять 7958 работ (за год). О конфликте пишут не только ученые:
за последние 10 лет Петербургская Интернет-газета «Фонтанка2» посвятила теме
конфликта более пятиста публикаций, из них более трехсот посвящены конфликту в среде
молодежи. С каждым годом количество статей и заметок, посвященных конфликту,
возрастает: если за 2007-2010 на сайте представлено около 60 публикаций, посвященных
проблематике молодежных конфликтов, в период 2010 – 2013 годов опубликовано 90
статей по заявленной проблеме, а за 2013 – 2015 года – около ста пятидесяти публикаций.
Однако, в основном, в прессе конфликт упоминается в негативном контексте, как явление,
влекущее за собой исключительно отрицательные последствия: административное или
уголовное наказание, разрыв взаимоотношений, физический и моральный ущерб. Это
формирует страх перед конфликтами как явлением социальной жизни, не позволяет
взглянуть на конфликт рационально и увидеть в нем возможности для изменения.
В современном обществе, с его нестабильностью, высокой конфликтогенностью,
значимым фактором развития общества становится развитие навыков управления
конфликтом. Особенно важным является развитие этих умений в молодежной среде, так
как она, являясь наиболее активной частью общества, зачастую, становится пассионарной3
и оказывается втянута в конфликтное взаимодействие не только на межличностном уровне, но и на уровне группы. Так, например, обострение национальных настроений на
фоне внешнеполитической ситуации приводит к увеличению числа национальных и
этнонациональных конфликтов, увеличивает возможности для деструктивного развития
конфликтов.
Важность работы с конфликтом в среде молодежи понимают и международные
общественные организации: например, в организации YMCA существует программа
Roots for reconciliation4, основной идеей которой является трансформация отношений
между странами, которые были в конфликте, через трансформацию отношений молодых
людей (и особенно молодежных лидеров) этих стран.
Основным проектом Roots for reconciliation является Peace Work Institute, цель которого
обучение молодежных лидеров разных стран различным методикам и технологиям
трансформации конфликтов, стереотипов (по отношению к другим этническим группам,
профессиям, культурам и т.д.) и социальных проблем (голод, защита природы и т.д.).
Создание социальной технологии управления конфликтами в молодежной среде
позволит разрешать часть конфликтов до перехода их в стадию эскалации, а,
следовательно, до развития их в деструктивном русле. Кроме того, развитие системы
управления конфликтами в среде молодежи, положительно скажется на уровне
социальной компетентности общества.
Управление конфликтами в молодежной среде становится темой исследования не
только конфликтологии, но и социальной работы, так как социальные работники, являясь
социальными врачевателями общества, могут и должны переводить болезненные
отношения деструктивного конфликта в рамки конфликта конструктивного, тем самым,
снижая конфликтный потенциал общества и формируя компетентность населения.
Целью работы является создание социальной технологии управления конфликтами
в молодежной среде.
Основными задачами работы являются:
1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
2. Анализ особенностей развития и протекания конфликтов в молодежной среде;
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
4. Разработка программы управления конфликтами в молодежной среде;
Объектом данной работы являются социальные конфликты в молодежной среде.
Предметом – методы управления конфликтами в молодежной сред В работе использовалась система традиционных методов:
Анализ документов
Наблюдение;
Тестирование;
Эксперимент;
Анкетирование.
Экспертный опрос
Анализ статистических данных
Для обработки и интерпретации эмпирических данных применялись
статистические методы количественного и качественного анализа.
Гипотезы:
1. Управление конфликтами в молодежной среде носит несистемный характер.
2. Уровень конфликтологической компетентности не обеспечивает
возможность конструктивного разрешения социальных конфликтов
молодыми людьми
3. Развитие конфликтологической компетентности способствует развитию
личности
Ожидаемый результат: разработка системы и рекомендаций по созданию технологии
управления конфликтами в молодежной среде.
Структура работы:
Работа состоит из трех глав, первые две включают в себя по три параграфа каждая,
третья глава представлена двумя параграфами. Также в работу включена схема статики
конфликта, а также 6 таблиц, посвященных анализу эмпирического материала.
Первая глава состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены теоретико-методологические основы управления конфликтом в молодежной среде. Первый параграф
посвящен анализу понятия конфликт, а также анализу структурных особенностей
конфликта. Второй параграф описывает социально-демографические характеристики
молодежи, определяет понятие молодежной среды, а также выделяет специфически молодежные конфликты. Третий параграф посвящен анализу возможности управления
конфликтами в среде молодежи.
Вторая глава освещает теоретические основы реализации деятельности по
управлению конфликтами в молодежной среде и состоит из трех параграфов. Первый4
параграф посвящен анализу нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять
деятельность по управлению конфликтом. Второй параграф описывает результаты
исследования, посвященного определению особенностей конфликта в молодежной среде.
В третьем параграфе приведено описание методов, позволяющих управлять конфликтом в
среде молодежи.
Третья глава посвящена анализу существующей системы управления конфликтом в
среде молодежи, а также разработке технологии управления конфликтом. В первом
параграфе приведены результаты исследования существующих методов управления
конфликтом. Второй параграф представляет собой социальную технологию управления
конфликтом в молодежной среде.
Молодежь, являясь наиболее активной частью общества, первой принимает
изменения, необходимые обществу. Это – награда и «крест» молодых людей, так как,
зачастую, стремление к инновациям оборачивается против них, провоцируя конфликты,
негативно сказывающиеся не только на сиюминутном состоянии молодых людей, но и на
перспективах их дальнейшей жизнедеятельности в социуме. Именно поэтому
формирование системы управления конфликтом в молодежной среде является
чрезвычайно значимой задачей для формирования гуманного, безопасного для молодежи
и будущих поколений общества будущего.
Основной целью работы являлось создание социальной технологии управления
конфликтом в молодежной среде.
Для реализации выполнения цели были поставлены и выполнены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
Нами было проанализировано понятие «конфликт», выявлены конститутивные
признаки конфликта и, на основе анализа основных признаков, выведено авторское
определение конфликта. Конфликт – вид социального взаимодействия,
характеризующийся различием в рациональном понимании цели (воспринимаемом
участниками конфликта как расхождение ценностей, взглядов, интересов), а также
осуществлением социальных действий. Анализ структуры конфликта позволил выявить
его статические и динамические составляющие для дальнейшего использования в
осуществлении управления конфликтом.
Также был проведен анализ понятий «молодежь» и «молодежная среда», выявлены
основные социально-демографические характеристики молодежи, выделены
специфические конфликты молодежной среды.
В целях построения социальной технологии, был проведен анализ нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность по управлению конфликтом в
молодежной среде и сделан вывод об отсутствии четкой регламентации процесса
управления конфликтами в молодежной среде с точки зрения закона.
2. Выявление и анализ основных особенностей развития и протекания конфликтов
в молодежной среде;
Основными причинами, вызывающими состояние фрустрации, которое при
определенных условиях способно перейти в агрессию и спровоцированть конфликт,80
является различие ценностных ориентаций, нарушение личных границ, а также
депривация права на принятие самостоятельных решений.
3. Выявление способов управления конфликтами в молодежной среде;
Основными способами управления конфликтами в молодежной среде являются
способы целенаправленного воздействия на конфликт с целью предостращения его
деструктивного развития на каждом из уровней. В работе выявлены основные
методы управления конфликтом, используемые организациями, работающими с
конфликтом в молодежной среде. Основным направлением дейстельности данных
организаций явилась организация профилактических воздействий, и мероприятий,
направленных на урегулирование и разрешение конфликта.
4. Разработка рекомендаций для создания технологии управления конфликтами в
молодежной среде;
Последний параграф представляет собой технологию реализации управления
конфликтом в среде молодежи. Описаны стандартные для построения социальной
технологии пункты, такие как степень разработанности проблемы, объект и предмет,
цели и задачи, методы анализа данных, критерии для принятия решений, методы терапии,
стандарты предписанных действий, алгоритм действий, критерии эффективности
технологии.
Нашли подтверждение гипотезы, выдвинутые в начале исследования: выявлен
мозаичный характер организации управления в сфере конфликта в среде молодежи.
Отсутствие конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта обусловлено низким
уровнем развития конфликтологической компетентности населения, поэтому необходима
разработка комплексных программ развития компетентности не только в молодежной
среде, но и среди дошкольного и младшешкольного возраста, а также развитие
компетентности взрослого населения.
Также в ходе работы была выявлена необходимость более детального изучения
влияния социально-демографических характеристик подгрупп молодежи на возможности
построения программ управления конфликтом в рамках работы с каждой из
предполагаемых подгрупп. Это станет темой дальнейших исследований.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника
(процедуре медиации)", «Проспект», Москва 2014
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ,
«Проспект», Москва 2014
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р г.
Москва
4. Распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р Москва Основы государственной
молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
5. С.И Аксёнов., Р.У. Арифулина, Е.А. Белова, Е.В., Быстрицкая, Д.А., Занозин,
Е.С.Киселёва «Оптимизирующая молодёжная среда как условие развития
личности» // Вестник московского государственного областного университета ,
Издательство: Московский государственный областной университет (Москва)
6. Аллахвердова О.В. Медиация как социально-психологический феномен // Вестник
Санкт-Петербургского университета. 2007, выпуск 2 (ч.1),
7. О.В. Аллахвердова , А.Д. Карпенко, Медиация – конструктивное разрешение
конфликтов, Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий в
разрешении конфликтов СПбГУ Санкт-Петербургский Центр разрешения
конфликтов, СПб, 2008
8. Аллахвердова О.В. «Социальная компетентность в разрешении конфликтов» /
«Социальная компетентность и технологии её формирования в современном
обществе (сфера социальной работы). Под ред. Проф. В.Н. Келасьева и проф. И.Л.
Первовой Санкт – Петербург, 2010
9. А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов «Конфликтология. Учебник ля ВУЗов». 6-е изд. –
СПб, Питер, 2015
10. «Словарь конфликтолога» А.Я. Анцупов , А.И. Шипилов. Издательство «Питер»
2006
11. О.И. Белый «Определение понятия «молодежь» // Теория и практика
общественного развития 2012. № 12
12. Бесемер. Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. – Калуга, 200482
13. Бриль Михаил Сергеевич, Гуриева Светлана Дзахотовна Изменение социальных
представлений об агрессии у детей в зависимости от типа их взаимодействия
между собой // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2012. №1 С.62-79.
14. М.С. Бриль Социальные представления об агрессии в поликультурной среде //
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук,
Санкт-Петербург, 2012
15. Брылина И.В. Конфликтология в социальной работе. Учеб. пособие./ Том.
политехн. ун-т., 2009
16. М. Вебер Основные социологические понятия // Избранные произведения : пер.с
нем. М.: Прогресс 1990. С. 455–491
17. И.И.Выдрина Состояние российского законодательства о молодежи и молодежной
политике, Всероссийский научно-аналитический журнал
18. Гришина Н. В. «Психология конфликта». 3-е изд. — СПб.: Издательство «Питер»,
2015
19. И.А.Гундаров Обычные и «Цветные» революции и эволюции (исторические уроки
майдана) // История и современность. 2015. №2 (22) С.45-61
20. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. –
М., РАН, 1993.
21. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.:
Питер, 2009. С. 77.
22. Т.М. Зайкова Пассионарная теория этногенеза и закономерности исторического
развития // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. №1-2 С.25-27.
23. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М., Аспект Пресс,
1995.
24. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание /
пер. с англ.; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая
реформа», 2002
25. Зубок Ю.А. Конфликты специфические (молодежные) // Социологическая
энциклопедия.С. 485.
26. Е.Н. Иванова «Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология» // СПб.; Фонд
развития конфликтологии, 2015
27. Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. – СПб.: СанктПетербургское философское общество, 200983
28. Ильинский И.М. Образование, молодёжь, человек М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та,
2006.
29. Н.Г.Казарина Связь конструктивного и деструктивного поведения в конфликте с
типом фрустрационных реакций у младших школьников //В сборнике: От истоков
к современности 130 лет организации психологического общества при Московском
университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах.
Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 351-353
30. «Конфликтология» / Под ред. А. С. Кармина // СПб.: Издательство «Лань», 1999
31. Карпенко А.Д., Андреева О.И., Сатикова С.В. Интегративные переговоры. В курсе
обучения специалистов в области переговорного процесса. – СПб.: Роза мира, 2007
32. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии : учеб. пособие / М. М. Кашапов. —
Ярославль : ЯрГУ, 2006
33. И.К.Каширская , И.Слободская Представления подростков о конфликте и способах
поведения в конфликтной ситуации //Профессиональные представления. 2015. № 1
(7). С. 77-83
34. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения,
социализационная траектория // СoцИс. 2003. № 1
35. Козер Л. Функции социального конфликта. – М., Идея-пресс, 2000.
36. Кон И.С. Психология ранней юности (Проблемы формирования личности). – М.,
1989.
37. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура
взаимоотношений: практическое руководство / под общей редакцией Карнозовой
Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012
38. А.С. Константинова Технология «рееr mediation» в деятельности общественных
студенческих организаций
39. Левичева В. Ф. Движения молодежные // Социология молодежи.
Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008
40. Социология молодежи : учебник для академического бакалавриата /под ред. Р. В.
Ленькова. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 416 с. — Серия :Бакалавр.
Академический курс
41. И.Ю. Леонова влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в
конфликте//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия:
Психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 43-49.84
42. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов
молодежи. Автореф. канд. дис. Л., 1968.
43. Социология молодежи: Учебник / Отв. Ред. Проф. В.Т. Лисовский. – СПб, 1996.
44. МакДональд Д.У. «Дипломатия второго уровня», «Конфликты. Теория и практика
разрешения. Опыт зарубежных исследователей». Алматы, 2002,№3
45. «Социокультурные проблемы молодёжи» Материалы II Международной научнопрактической конференции, 2007
46. «Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей»
Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным
участием Барнаул, 21–22 мая 2009 г
47. Пределы роста: доклад Римского клуба / Медоуз Д.Л., Рэндерс Дж. и др. М., 1991
48. Методическое пособие для сотрудников службы конфликтологического
консультирования и медиации – СПб, составитель – Служба конфликтологического
консультирования и медиации, 2011
49. Митчелл К. Человек нуждающийся и разрешение конфликта: основополагающие
вопросы теории базовых человеческих потребностей. // Конфликты: теория и
практика разрешения. Опыт зарубежных исследований./ Под ред. Е.Ю.Садовской,
И.Ю.Чупрыниной. В 3 т. Т.3. – Алматы, 2002
50. Митяева А. «Развитие профессионального отношения к конфликту у работников
социальных служб» //Конфликтология №1, 2009
51. Мокшанцев Р.И. «Конфликтология в социальной работе» - Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2008 г.
52. А.В.Новосельцева, С.Г.Литке «Разрешение педагогических конфликтов
посредством применения метода «карта конфликтов», современные проблемы и
направления развития системы подготовки кадров, сборник научных трудов по
материалам I международной научно-практической конференции. НОО
Профессиональная наука». 2016, стр. 79-88
53. «Развитие медиации в России: теория, практика, образование» сборник статей под
ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко – Москва – Берлин, Инфотропик Медиа 2012
54. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» – М., Мир и Образование, 2013
55. Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность. / Под.
ред. Омельченко Е., Гончаровой Н.. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 200685
56. Л.А.Осьмук Конвенциональное мышление и конвенциональные отношения в
ситуации «столкновения цивилизаций». // Конфликтология, Издательство: Фонд
развития конфликтологии (Санкт-Петербург), 2014, с. 122
57. Л. Паркинсон «Семейная медиация» - М. Издательство ООО «Межрегиональный
центр управленческого и политического консультирования», 2010
58. С. А. Пашин Экспертное заключение. Актуальные проблемы правового
регулирования медиации //Вестник восстановительной юстиции, №8, 2011
59. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и
реализация / Дж. Равен ; пер. с англ. — М. : Когито-Центр, 2002
60. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик,
разрешение. – СПб., 2001.
61. «Теория и практика профилактической социальной работы», под ред. Самойловой
В.А,, Бородкиной О.И.. – Санкт-Петербург, Скифия принт, 2008 г.
62. Сталберг, Дж Л.Лав «Третий голос. Успешная медиация конфликта». /ООО
«Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования»,
Москва, 2014
63. Г.В. Севастьянов Современные тенденции развития АСР в России // Развитие
медиации в России: теория, практика, образование: сб.ст. / под.ред. Е.И.
Носыревой, Д.Г. Фильченко, М.: - Инфотопик Медиа; Берлин,
64. Уварова О.А. «Школьная служба восстановительной медиации (примирения).
Система подготовки медиаторов». –Волгогрвд: Учитель, 2014
65. Фишер. С., Абди Д., Лудин Д,, Смит Р., Уиллиамс С., Уиллиамс С. Работа с
конфликтом: навыки и стратегии практической работы с конфликтом. – Алматы,
Ресурс примирения, 2005
66. Фишер Р. и Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. – М., 1992.
67. « Экспериментальная психология» /Под ред. Фресса П. и Пиаже Ж. Вып. 5. М.:
Прогресс, 1975
68. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с
69. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. – С. 24–25
70. Г. Фридман, Д. Химмельстайн «Вызов конфликту. Понимающий подход в
медиации» - М. Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и
политического консультирования», 2014
71. Хасан Б.И. Сергоманов П.А. «Разрешение конфликтов и ведение переговоров»
Учебное пособие Издательство «Москва» 200186
72. Б.И. Хасан Отношение к конфликту и переговороспособность // Человек.RU. 2016.
№ 11 (11). С. 46-55;
73. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник
материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. – М: Фонд
«Новая Евразия»
74. Д.С. Хаустов Теорема Томаса и особенности конструирования социальной
реальности через массовые коммуникации // Социологические исследования,
Издательство: Федеральное государственное унитарное предприятие
"Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и
книгораспространительский центр "Наука" (Москва), 2012 г., С. 29-37
75. Холостова Е.И., Кононова Л.И. «Технология социальной работы», «Дашков и К»,
2013 г
76. Цой Л.Н. «Практическая конфликтология Книга первая» -М 2001
77. Черкасова Т.В. «Медиаторская интервенция в российских регионах позволит
разрешить, урегулировать, управлять молодёжными конфликтами:
социологический анализ проблемы» //«Экономика и социум» №1(6) 2013
78. Черкасова Т.В. «О социальных конфликтах молодежи и путях их
урегулирования» //Социс. 2004. №3
79. Ц. Шамликашвили «Основы медиации как процедуры урегулирования споров.
Учебное пособие» / М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр
управленческого и политического консультирования», 2013
80. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования
конфликтов. Кишинев, 1997
81. Г. Шварц «Управление конфликтными ситуациями. Диагностика, анализ и
разрешение конфликтов» / «Издательство Вернера Регена», Санкт – Петербург,
2007
82. В.Шейнов «Управление конфликтами», Питер, 2014 с. 443
83. Шипунова Т. В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы //
Управленческое консультирование. 2009. №2 С.153-170.
84. Эриксон «Детство и общество», электронная версия книги
85. Ann P. Daunic, Stephen W. Smith, T. Rowand Robinson, M. David Miller and Kristine
L. Landry, «School-wide Conflict Resolution and Peer Mediation Programs: Experiences
in Three Middle Schools» // Intervention in School and Clinic, 200087
86. David W. Johnson, Roger T. Johnson, «A Review of the Research Conflict Resolution
and Peer
87. Frith S. The Sociology of Youth. London: Open University Press, 1984
88. Mediation Programs in Elementary and Secondary Schools: A Review of the Research» »
// Review of Educational Research, Jan 1, 1996
89. Vijay K. Verma From The Project Management Institute Project Management Handbook,
Ed: Jeffrey Pinto. 1998 isbn 0-7879-4013-5 Conflict management
90. Hilary Cremin, Peer Mediation. – Open University Press, 2007
91. Hamlall, Vijay; Morrell, Robert Conflict, Provocation and Fights among Boys in a South
African High School//Gender and Education, v24 n5 p483-498 2012; Stimulation of
conflict July 23, 2006admin Human Resource Management
http://www.citeman.com/855-stimulation-of-conflict.html
92. N. Miller, M.B. Brewer Grous in contact: The psychology of desegration. – N.Y.
Academic Press,1984
93. Информация о применении медиации ровесников в мире URL:
http://10ber.uralschool.ru
94. А. Коновалов «Развитие школьных служб примирения в России» URL:
http://www.8-926-145-87-01.ru/
95. Данные мониторинга школьных служб примирения за 2014 год URL: http://www.8-
926-145-87-01.ru/
96. Технология молодёжной переговорной площадки: URL:
http://mtgpvu.ru/upload/iblock/5c6/youoceaxhk%20gdogfpijgpsf%20rnfiroyo.pdf
97. Peer mediation. What Works in Preventing School Violence URL:
http://www.indiana.edu/~safeschl/PeerMediation.pdf
98. Peer mediation/ F.A.Q. / URL: http://www.peermediators.org/about/faq
99. Student/Peer Mediation: A Multi-Purpose Tool by Jim Eisele May 2003
http://www.mediate.com/articles/eiseleJ2.cfm
100. Student Mediators Step in When Trouble Brews by American News Service
November 2000 URL: http://www.mediate.com/articles/studentmed.cfm
101. Jamie Walker (Berlin) Das verfahren der mediation und die haltung des mediators
im pädagogischen kontext ( Процесс медиации и позиция медиатора в
педагогическом контексте) Перевод Г.Ф.Похмелкиной Общая редакция О.Б.
Кетовой URL: http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_56.html88
102. B. А. Бобахос. И. Левикова «Современные тенденции молодежной
культуры: конфликт или преемственность поколений?» URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/962/513/1216/007_Levikova.pdf
103. А. Бандура «Теория социального научения», электронная версия книги URL:
http://fanread.ru/book/8489576/
104. Г. Бейтсон «Экология разума» // URL:
https://profilib.com/chtenie/107302/gregori-beytson-ekologiya-razuma-28.php
105. Большой словарь иностранных слов by EdwART, 2009. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/20939
106. Интернет-газета «Фонтанка» (URL:http://www.fontanka.ru)
107. Конституция РФ (URL:http://www.garant.ru/doc/constitution/)
108. Лариса Андреевна Петровская «Общение – компетентность – тренинг.
Избранные труды» URL:
http://thelib.ru/books/l_a_petrovskaya/obschenie_kompetentnost_trening_izbrannye_trud
y-read.html
109. Р. Мертон. Самоисполняющееся пророчество (Теорема Томаса) URL:
http://socioline.ru/node/828
110. Проект Roots for reconciliation URL:
https://www.facebook.com/Rootsforreconciliation/; http://rfr.ymcaeurope.com/;
https://prezi.com/inr1enpz0qv_/ymca-europe-roots-for-..
111. Г. Севастьянов - Хрестоматия альтернативного разрешения споров,
https://profilib.com/chtenie/150590/g-sevastyanov-khrestomatiya-alternativnogorazresheniya-sporov-132.php
112. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации, О
целевой программе Санкт-Петербурга "Молодежи - доступное жилье" (с
изменениями на 28 декабря 2012 года) URL: http://docs.cntd.ru/document/8349540
(07.05.2015)
113. Проект Федерального закона №428343-4 "О государственной молодежной
политике в Российской Федерации" URL: http://www.lawmix.ru/lawprojects/29250
114. Стратегия действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017
URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=822401188&nh=1&spack=010LogLength
115. Толковый словарь Ушакова URL: http://tolkslovar.ru/k8099.html89
116. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" URL:
http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3bijlHR8W
117. Стандарты восстановительной медиации (URL: http://www.8-926-145-87-
01.ru/wp-content/uploads)
118. Т.В. Черкасова «Управление конфликтами в молодежной среде как
социальная проблема» // Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора социологических наук, Москва, 2004
119. Профессиональный стандарт Специалист по социальной работе от 22
октября 2013 г. № 571н. Код 03.001 URL: http://classinform.ru/profstandarty/03.001-
spetcialist-po-sotcialnoi-rabote.html
120. Петростат: URL:
http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/b66f0c804eb132bf
b010b1189c529309/kpprav_g.pdf