Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ДОЛГОСРОЧНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИНФРАСТРУКТУРУ

Работа №134320

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Инвестиции в инфраструктуру: содержание, организационно-правовое обеспечение 5
1.1. Инвестиции в инфраструктуру как объект исследования 5
1.2. Организационно-правовое обеспечение российского рынка долгосрочного инвестирования в инфраструктуру 12
Глава 2. Источники и способы организации финансирования долгосрочного инвестирования в инфраструктуру 18
2.1. Проектное финансирование как инструмент долгосрочного финансирования инвестиционных проектов 18
2.2. Краткая история и мировой опыт проектного финансирования в сфере инфраструктурного развития 27
2.3. Основные проблемы и меры стимулирования инвестиций в инфраструктуру России 32
Глава 3. Оценка эффективности инвестиционных проектов в формате государственно-частного (муниципально-частного) партнерства 37
3.1. Методика оценки эффективности и обоснования сравнительного преимущества проекта ГЧП 37
3.2. Обоснование социально-экономической необходимости модернизации и развития гражданского авиационного комплекса России 43
Заключение 52
Список использованных источников 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 64


Инфраструктура представляет собой комплекс взаимосвязанных подсистем, которые необходимы для функционирования материального производства и поддержания повседневной жизни общества. В рамках данного исследования рассматривается, прежде всего, так называемая производственная (или инженерная) инфраструктура , связанная со сложными и стратегически важными объектами, такими как транспортное обеспечение (дороги, железнодорожные пути, водные и аэровоздушные коммуникации), системы электро- и водоснабжения, телекоммуникационные сети.
Именно производственная инфраструктура имеет непосредственное влияние на экономическое развитие, рост производительности и уровень занятости. Более того, степень развития инфраструктурных объектов определяет конкурентоспособность страны, диверсифицирует экономику страны в целом, обуславливает ее динамику и рост, что обосновывает значимость инвестирования в такого рода объекты. Так, исследования Всемирного банка показывают, что 10%-ый рост инвестиций в инфраструктуру вызывает увеличение экономического роста в долгосрочной перспективе на 1 процентный пункт.
Кроме того, на сегодняшний день рынок долгосрочного инвестирования в инфраструктуру России находится лишь в стадии формирования, в то время как оставшаяся от советского периода обширная инфраструктура уже сейчас претерпевает высокий физический и моральный износ и недостаточное развитие, и прежде всего в сфере транспортных объектов. Последнее в свою очередь ведет к низкой производительности во многих отраслях экономики.
Все вышесказанное обуславливает необходимость диверсификации рынка инфраструктурных инвестиций в современной России, особенно в контексте обеспечения экономического роста и конкурентоспособности страны, и свидетельствует об актуальности исследования.
Цель работы заключается в исследовании организационно-правового и финансового обеспечения рынка инвестиций в инфраструктуру России, в обобщении соответствующего зарубежного опыта и российской практики и разработке подходов, стимулирующих развитие долгосрочного инвестирования объектов инфраструктуры.
Для раскрытия темы и достижения вышеизложенной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие инвестиций и, особенно, инвестиций в инфраструктуру;
2. Дать оценку законодательного и нормативного обеспечения российского рынка инвестиций в инфраструктуру, в том числе в части развития государственно-частного партнерства;
3. Исследовать источники и способы организации финансирования долгосрочного инвестирования в инфраструктуру в мировой и российской практике;
4. Выявить основные проблемы и разработать меры стимулирования инвестирования соответствующего процесса;
5. Представить в систематизированном виде методику оценки эффективности инвестиционных проектов, провести ее апробацию на условном примере.
Объектом исследования данной работы является рынок инвестиций в инфраструктуру Российской Федерации.
Предметом исследования непосредственно выступают существующие способы инвестирования.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные публикации российских и зарубежных авторов, законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические сборники Федеральной службы государственной статистики, а также базы данных Группы Всемирного Банка, аналитические отчеты влиятельных банков России (Внешэкономбанк, Газпромбанк), исследования крупнейших аудиторских и консалтинговых компаний (Ernst&Young; InfraOne).
Работа представляет собой законченное исследование долгосрочного инвестирования в инфраструктуру и состоит из 3 глав, каждая из которых последовательно раскрывает содержание работы. В первой главе рассматриваются существующие, планируемые и необходимые инвестиций в инфраструктуру, а также организационно-правовое обеспечение рынка долгосрочного инвестирования вообще, и в частности – в инфраструктуру. Вторая глава раскрывает способы организации финансирования в инфраструктуру, включая мировую практику, в частности, подробно рассмотрен механизм проектного финансирования, а также область инфраструктурных облигаций. Кроме того, во второй главе представлены возможные меры стимулирования роста инвестиций в инфраструктуру. Третья глава представляет собой систематизированную методику оценки эффективности проектов в формате государственно-частного партнерства в части определения финансовой и социально-экономической эффективностей, а также в части определения сравнительного преимущества того или иного проекта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя вышеизложенное, следует еще раз отметить об особой важности инвестирования средств в инфраструктуру, как значимого аспекта развития экономики России во всех отраслях. Инвестиции в инфраструктурные проекты повлекут за собой как создание новых предприятий с предоставлением новых рабочих мест, так и создание развитой системы для успешного функционирования и развития всех отраслей бизнеса.
В рамках данного исследования ставились задачи определения существующих на сегодняшний день инвестиций в инфраструктуру. В ходе проведённого исследования, было выявлено, что на сегодняшний день отрасль энергетики практически не нуждается в инвестициях в связи с существенными капиталовложениями на протяжении последних лет, телекоммуникационная отрасль обеспечена достаточным объемом частных инвестиций вследствие своей актуальности и востребованности в рамках высокого технологического развития мира. Однако необходимыми и в то же время перспективными направлениями инвестиций являются отрасли развития воздушных и водных транспортных систем, подразумевающее строительство новых технологически обеспеченных аэропортов и морских портов с необходимой пропускной способностью. Перспективность данного направления заключается в содержательных будущих денежных потоках не только от характерных авиационных доходов в случае аэропорта, но также и от существенной доли неавиационных доходов, включающих в себя доходы от деятельности по развитию наземных услуг, предоставляемых пассажирам на территории аэропортов: магазины, в том числе Duty Free, точки питания, паркинг, упаковка багажа, кейтеринг, услуги бизнес залов и т.д. Аналогичное развитие событий предусмотрено и в случае развития морских портов. Не менее необходимыми являются инвестиции в реконструкцию и развитие дорожного обеспечения, включая строительство высокоскоростных платных трасс.
Задача оценки законодательного и нормативно-правового обеспечения была решена в части сравнительного анализа двух федеральных законов: закона о государственно-частном партнерстве и закона о концессионных соглашениях. Так, например, с вступлением в силу федерального закона о ГЧП появилась возможность передачи объекта соглашения в залог, что, безусловно, привлечет внимание банков, так как гарантии возврата инвестиций существенно возрастают. Кроме того, были освещены различия в субъектном праве: 224-ФЗ устанавливает более жесткие требования к составу лиц на стороне частного партнера (только российские предприятия). Еще одним существенным различием является возникновение права собственности у частного партнера по истечению соглашения о ГЧП, в то время как концессионное соглашение предусматривает право собственности публичного партнера.
Исследование источников и способов организации финансирования долгосрочного инвестирования в инфраструктуру как в российской, так и в мировой практике показало, что финансирование проектов ГЧП или же проектов, осуществляемых в рамках концессионного соглашения, остается понятным, надежным и перспективным механизмом, признанным во всем мире, однако многие российские кредиторы испытывают сложности с ликвидностью в среднесрочной и долгосрочной перспективе, вследствие чего избегают участия в инвестировании долгосрочных проектов. Однако законодательно закрепленные особенности предусмотренных на сегодняшний день специализированных обществ проектного финансирования обеспечивают новую альтернативу традиционному банковскому кредитованию в части привлечения финансирования посредством выпуска облигационных займов. Примечательно, что перспективным является направление покупки облигаций подобных обществ институциональными инвесторами, в частности, пенсионными фондами, что широко распространено в ряде зарубежных стран. Именно поэтому, помимо открывшихся горизонтов, уже сегодня имеет смысл говорить о дальнейшем совершенствовании законодательства в данной сфере.
Выявленные в ходе исследования основные проблемы инвестирования в инфраструктуру, такие как: проблемы разработки самого проекта, проблемы негибкой и излишне политизированной системы индексации инфраструктурных тарифов, недостроенность «экосистемы» рынка инфраструктурных инвестиций, в частности недостаток информации (с чем и столкнулся автор в ходе исследования), опыта и компетенций; обусловили разработку автором частных рекомендаций, которые могли бы способствовать развитию рынка долгосрочного инвестирования в инфраструктуру прежде всего, и долгосрочных инвестиций вообще:
1. Наиболее перспективными являются создание бюджетных фондов долгосрочного инвестирования, обеспечением которого будут являться будущие денежные потоки от налоговых поступлений, созданных за счет ввода в эксплуатацию тех или иных объектов;
2. Стимулирование институциональных инвесторов (таких как пенсионные фонды, страховые компании, а также инвестиционные фонды) посредством принятия тех или иных нормативно-правовых актов (например, законодательно-закрепленная обязанность институциональных инвесторов по достижении определенного капитала участвовать в капитале компаний, развивающих законодательно-закрепленные стратегически необходимые и важные проекты);
3. Кроме того, создание профессиональных некоммерческих сообществ (по типу саморегулируемых организаций оценщиков и аудиторов), осуществляющих деятельность по переквалификации компетенций необходимого сектора инфраструктуры также способствовало бы повышению качества подготовки проектов;
4. Поправки в налоговом законодательстве, закрепленные за стратегическими проектами, какими и являются большинство инфраструктурных, обеспечило бы большую привлекательность частных инвестиций (например, установление льготного режима налогообложения на стадии строительства объекта).
Кроме того, практическую ценность исследования представляет систематизированная автором регламентированная методика оценки эффективности (финансовой и социально-экономической) и сравнительного преимущества проектов государственно-частного партнерства. Также была обоснована социально-экономическая необходимость модернизации авиационного комплекса России посредством проведения корреляционного анализа между показателем развития отрасли и динамикой ВВП в разных странах мира (корреляция в среднем составила 91,7%). По результатам данного обоснования автором была рассчитана условная (в силу отсутствия надлежащей доступной информации) финансовая эффективность модернизации международного аэропорта г. Иркутск, как апробация методики.
Таким образом, обобщая результаты исследования, следует отметить, что успешная реализация крупных инфраструктурных проектов сопряжена с необходимостью развития организационно-правовых основ и инструментария финансирования долгосрочного инвестирования в инфраструктуру, о чем свидетельствует мировой опыт и российская практика. В свою очередь, это будет способствовать экономическому развитию страны и решению социальных задач.



1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации;
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ;
5. Федеральный закон № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года;
6. Федеральный Закон № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года;
7. Федеральный закон № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года;
8. Федеральный закон от 17.07.2009 № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
9. Федеральный закон от 21.07.2014 № 265-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
10. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О рынке ценных бумаг";
11. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
12. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об акционерных обществах";
13. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 №894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта ГЧП, проекта МЧП и определения их сравнительного преимущества»;
14. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети РФ»;
15. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 06.10.2015) "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)";
16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы";
17. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации»;
18. Указ Президента Российской Федерации «О повышении эффективности авиатранспортного обеспечения Иркутской области» от 31 декабря 2014 года;
Монографии, учебники, учебные пособия
19. Еганян А. Инвестиции в инфраструктуру: деньги, проекты, интересы. ГЧП, концессии, проектное финансирование /А.Еганян. – М.: Альпина Паблишер, 2015 – 715 стр.;
20. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Инвестиции : учебник и практикум для академического бакалавриата/ - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 416 с
21. Катасонов В., Морозов Д., Петров М. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России. М.: Анкил, 2001. 308 c.;
22. Ковалев В.В., Иванов В.В., Адрианов А.Ю., Лялин В.А. и др.Инвестиции: учебник для бакалавров – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Проспект, 2014 – 588 стр.;
23. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование/И.А. Никонова – М.: Альпина Паблишер, 2012 – 145 стр.;
24. Хеннигер Э., Крюгер Т.М. Руководство по изучению учебника «Основы инвестирования» Л.Дж.Гитмана, М.Д. Джонка. Пер. с англ. – М.:Дело,1997 – 192с.
25. Э.Р. Йескомб Принципы проектного финансирования – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 448 с.;
26. Esty B. Modern Project Finance: A Casebook. Wiley, 2004. 562 p.;
27. Jeffrey Delmon Public-Private Partnership Projects in Infrastructure: An Essential Guide for Policy Makers, 2011г.;
Периодические издания
28. Бектенова, Г. С. Основные и сопутствующие риски, возникающие в процессе организации и реализации проектного финансирования / Г. С. Бектенова/м – М.: Учредитель и издатель: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2015г. – N4 - С.30 – 36;
29. Благих, Иван Алексеевич (д-р экон. наук) Проектное финансирование в инвестиционной сфере / И. А. Благих, А. А. Аркадьев // Проблемы современной экономики: Евразийский межрегиональный научно-аналитический журнал – 2012 – N 2. - С. 197 – 202;
30. В. Ефимов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту, доктор экономических наук, академик Академии транспорта // Гражданская авиация: никто не будет её развивать за нас // Журнал ассоциации «Аэропорт» ГА стран СНГ «Аэропорт партнер» №1 2016 г.;
31. Горбушина, С.Г., Веселова, Е.К. Новации организационно-правового обеспечения государственно-частного партнерства в современной России // Сборник научных статей 7 международной научно-практической конференции по вопросам банковской экономики «Банковская система: устойчивость и перспективы развития» - 2016 г., г. Пинск, Республика Беларусь – с. 34 – 37;
32. Дашиева, Э. А. О причинах кризиса и новых инструментах увеличения объемов инвестиций в экономику России / Э. А. Дашиева. //Журнал Российское предпринимательство - М.: Издательский дом "Мелап",2015г. №12 - С.1729 – 1741.;
33. Смирнов, А. Л. Проектное финансирование в России: новые стимулы развития / А. Л. Смирнов, И. И. Родионов//Журнал Банковское дело – М.: 2015г. N 3. - С.65 – 69;
34. Сысоева, А. А. Возможности российского банковского сектора при организации проектного финансирования / А. А. Сысоева//Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова – М.: Учредитель и издатель: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 2015г. N 1 – С.76 – 81;
35. Тарачев, В.А. (д-р экон. наук), Петрикова, Е.М. (д-р экон. наук) Облигации проектного финансирования как инновационный инструмент снижения инфраструктурных ограничений экономического роста в стране / В.А. Тарачев, Е.М. Петрикова/ Журнал «Финансы и кредит», №48, декабрь 2014 г. – С.2-17.;
36. Хармат, А. М. Оптимизация процессов проектного финансирования в коммерческих банках: от заявки до предоставления финансирования / А. М. Хармат // Журнал Банковские услуг - М.: 2015г. N 6 - С.18 – 24;
37. Чернышев, И. Критерии выбора типов ГЧП при инвестировании объемов МТК / И. Чернышев // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция : Аналитический журнал – 2014 - N 4. - С. 153 – 158;
Статистические сборники и отчеты
38. Аналитический доклад InfraOne «Параметры привлечения внебюджетных инвестиций в транспортно-инфраструктурные проекты в России: анализ и прогноз до 2020 года», 2014г.; URL: http://www.infraone.ru/images/analitika/Parametry_privlechenija_vnebjudzhetnyh_investicij_v_transportno-infrastrukturnye_proekty_v_Rossii_analiz_i_prognoz_do_2020.pdf (дата обращения 15.04.2016);
39. Аналитический доклад InfraOne «Текущее состояние российского рынка инфраструктуры», 2015г. URL: http://www.infraone.ru/analitika (дата обращения 15.04.2016);
40. Аналитический обзор Газпромбанка «Инфраструктура России: Большому кораблю – большое плавание», 2014г.; URL: http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/209/gpb_infrastructure_09072014.pdf (дата обращения 15.04.2016);
41. Доклад Ernst&Young: Курс 2030: исследование развития инфраструктуры в России, 2014 г. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-russia-infrastructure-survey-2014-rus//EY-russia-infrastructure-survey-2014-rus.pdf (дата обращения 15.04.2016);
42. Доклад Внешэкономбанка «Как запустить конвейер долгосрочных инвестиций в инфраструктуру? Роль институциональных инвесторов», 2013г (дата обращения 15.04.2016).
43. Доклад Газпромбанка: «Инфраструктура России: Инвестиции сократить нельзя увеличить», 2015 г.; URL:http://www.gazprombank.ru/upload/iblock/482/GPB_Infrastructure_update_250615.pdf (дата обращения 15.04.2016);
44. Исследование ООО «АвиаПорт»: Аэропорты в роли догоняющих, 2014 г.,
URL: http://www.rmsforum.lv/admuploads/file/5_panteleev.pdf (дата обращения 21.04.2016);
45. Статистический сборник «Россия в цифрах», 2015г. – Федеральная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135075100641 (дата обращения 28.04.2016);
46. Статистический сборник «Транспорт в России», 2009 г. – Федерльная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1136983505312 (дата обращения 28.04.2016);
47. GLOBAL PROJECT FINANCE REVIEW // Thomson Reuters, 2014 URL:http://dmi.thomsonreuters.com/Content/Files/4Q2014_Global_Project_Finance_Review.pdf (дата обращения 28.04.2016);
48. Open Data for Economic Growth in Russia, The World Bank, 2014;
URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/21320 (дата обращения 28.04.2016);
49. Pension Fund Investment in Infrastructure: A Comparison between Australia and Canada, OECD, July 2013;
50. Raffaele Della Croce, Stefano Gatt «Financing infrastructure – International trends» // OECD Journal: Financial Market Trends Volume 2014/1 ,
URL: https://www.oecd.org/finance/Financing-infrastructure-international-trends2014.pdf (дата обращения 25.04.2016);
51. The World Bank Annual Report 2015;
URL: http://www.worldbank.org/en/about/annual-report (дата обращения 25.04.2016);
52. The World Economic Forum : Global Competitiveness Report 2014-2015, WEF;
URL: http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015 (дата обращения 25.04.2016)
Электронные ресурсы
53. База данных Всемирного банка
URL: http://data.worldbank.org/ (дата обращения: 21.03.2016);
54. Ресурсы справочно-правовых систем КонсультантПлюс URL: http://consultant.ru/, Гарант URL: http://garant.ru/ (дата обращения: 21.03.2016);
55. Официальный сайт Государственной службы государственной статистики
URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 21.03.2016)
56. Официальный сайт ЦБ РФ, URL: http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?prtid=gkoofz_mr (дата обращения: 08.05.2016);
57. Центр раскрытия корпоративной информации Интерфакс. URL: http://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 08.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ