Введение 3
ГЛАВА 1. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 8
1.1Концепция инклюзивного образования 8
1.2Инклюзивное образование как форма социальной интеграции и социализации детей с особенностями 15
1.3 Правовое регулирование инклюзивного образования 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33
2.1 Инклюзивное образование как направление социальной работы 33
2.2 Региональные практики инклюзивного школьного образования в России 38
ГЛАВА 3. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ШКОЛАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 61
3.1Программа и дизайн исследования 61
3.2Сравнительный анализ инклюзивного образования в государственных и негосударственных школах Санкт-Петербурга 71
Заключение 76
Список литературы 81
Приложения 87
Приложение 1. Гайд интервью с администрацией 87
Приложение 2. Гайд интервью с педагогами 88
Приложение 3. Гайд интервью с родителями учеников с особенностями 89
Приложение 4. Интервью с родителями учеников без особенностей 90
Приложение 5. Интервью с педагогом из государственной школы 91
Приложение 6. Интервью с педагогом из негосударственной школы 93
Приложение 7. Интервью с администрацией из государственной школы 95
Приложение 8. Интервью с администрацией из негосударственной школы 97
Приложение 9. Интервью с родителями детей с особенностями из государственной школы 99
Приложение 10. Интервью с родителями детей с особенностями из негосударственной школы 101
Приложение 11. Интервью с родителями нормотипичных детей из государственной школы 103
Приложение 12. Интервью с родителями нормотипичных детей из негосударственной школы 105
Каждый год в Российской Федерации увеличивается количество детей с особенностями, на 01.02.2023 числится 716 962 ребенка с особенностями развития. Однако в системе образования России дети с особенности чаще всего получают образования в специализированных учебных заведениях, необходимо улучшать инклюзивное образование, которое создает возможность развития социальной интеграции, лучшей адаптации детей с особенностями и получать равное образование с типичными детьми.
Единый образовательный процесс детей с особенностями в Российской Федерации регулируется такими правовыми актами, как Конституция РФ, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государственная программа "Доступная среда", Конвенция ОНН о правах ребенка. В этих правовых нормах прописано, что необходимо существование инклюзивного образование, так как в этих законодательных актах прописано, что каждый ребенок, несмотря на физические и интеллектуальные особенности, имеет право на получение образования в обычных общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование означает, что все учащиеся посещают регулярные занятия в школах в своем районе, соответствующие их возрасту, и получают поддержку в обучении, внесении вклада в школьную жизнь и участии во всех аспектах школьной жизни. Речь идет о реформе школ, о необходимости создания доступной среды в учебных заведениях, чтобы школьная среда удовлетворяла потребности всех детей без исключения. Такой образовательный подход позволяет учитывать потребности детей и предоставлять услуги в соответствии с их потребностями. Развитие инклюзивного образования одна из задач государства всеобщего благосостояния, но успех зависит от отношения людей к детям с особенностями и готовности школ оказывать образовательные услуги этим детям.
В России до конца двадцатого века дети с особенностями обучались в школах-интернатах, что приводило к изоляции от других детей и частично от родителей, в следствие чего появились трудности интеграции в обществе. Первые шаги к формированию инклюзивного образования в России начались с 1980 года, а в 1991 году появилась школа «Ковчег» в Москве, это первая школа в России, где было внедрено инклюзивное образование. Получается, что первые инклюзивные школы в России появились в 1980—1990 годах, однако на данный момент остались еще препятствия для получения образования детей с особенностями в общеобразовательных учреждениях, такие как:
• отсутствие доступной среды. В большинстве школ отсутствуют пандусы, лифты, сенсорные комнаты и другие средства доступа в школу
• педагогическая подготовленность к учащимся с особенностями. Многие педагоги не имеют четкого представления о педагогических трудностях данных детей, в связи с чем, они не могут изменить свои методические приемы, которые должны позволять детям с особенностями получать образование в общеобразовательной школе.
• стереотипное представление о детях с особенностями. Принято считать, что такие дети необучаемые, неусидчивые, неконтролируемые, не идущие на контакт, и что таким детям необходимо обучаться только в специализированных учреждениях.
Проблема и важность инклюзивного образования рассматривалась такими авторами, как Л.М Шипицина, Д.Б. Эльконин, Ю.Л. Загуменнов, С.Н. Сорокоумова, Л.И. Акатов. Кроме того, в их работах рассматриваются разные модели инклюзивного образования.
В последние годы в России был разработан инклюзивный подход к обучению детей с особенностями, независимо от национальности, социального статуса, физических и психологических особенностей. Получается, что инклюзивное образование — это условие гуманизации общества. Инклюзивное образование, помимо решения исключительно образовательных задач, вносит большой вклад в улучшение качества жизни людей. Инклюзивное образование обязательно означает создание адаптивной и гибкой образовательной среды, способной удовлетворить образовательные потребности всех учащихся.
Цель работы: изучить систему инклюзивного образования в Российской Федерации
Задачи:
1. Изучить концепцию инклюзивного образования
2. Изучить процесс социализации и социальной интеграции в инклюзивных школах
3. Изучить правовое регулирование инклюзивного образования в Российской Федерации
4. Изучить роль социальной работы в инклюзивном образовании
5. Проанализировать практики инклюзивного образования в российских регионах
6. Сравнить инклюзивное образование в государственных и негосударственных школах на базе школ Санкт-Петербурга
Объект исследования: участники процесса инклюзивного образования, в том числе администрация и педагоги школ, родители нормотипичных учеников и учеников с особенностями.
Предмет исследования: мнение участников процесса о условиях реализации инклюзивного образования для детей с особенностями.
Методы исследования:
1. Экспертное интервью с администрацией школ и педагогами
2. Глубинное интервью с родителями детей с особенностями и с родителями нормотипичных детей
2. Анализ информации, предоставленной на сайтах школ.
В качестве эмпирических источников ВКР выступили результаты социологического исследования на тему: Сравнение развитие инклюзивного образования в государственных и негосударственных школах», проведенного экспертного интервью с администрацией школ и педагогами и глубинного интервью с родителями учеников с особенностями и без особенностей.
Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объём работы 87 страниц. Перечень источников включает в себя 54 наименования.
В России инклюзивное образование постепенно внедряется в школы, благодаря усилиям государства и общественности. Важно отметить, что инклюзивное образование не только помогает детям с особыми потребностями, но также способствует развитию терпимости, взаимопониманию и взаимодействию между детьми разных возрастов, национальностей и культур.
Анализ концепций инклюзивного образования показал, что инклюзивное образование представляет собой систему, которая основывается на гибкости учебной программы, учета контекстуальных особенностей и потребностей каждого из учеников, что позволяет им получать образование наиболее эффективно. Для успешной реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо обеспечить определенные условия, среди которых физическая доступность учебных заведений, наличие соответствующего оборудования и технологий, нормативных требований. Инклюзивное образование является масштабной концепцией, охватывающей множество аспектов, направленных на создание оптимальных условий для обучения и включения каждого из студентов, независимо от их способностей и потребностей.
Анализ региональных практик показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.
Теоретическое осмысление темы данной работы позволило сделать следующие выводы:
• различные подходы региональных правовых актов показали, что законодательная база инклюзивного образования очень обширная. На мой взгляд, следует сделать узкую, но эффективную законодательную базу, так как законы есть, а развивает инклюзивное образование маленькое количество школ. И с каждым годом данная база развивается и меняется в соответствии со временем. Кроме того, все образовательные учреждения, занимающиеся инклюзивным обучением, в своей работе опираются на Федеральный государственный образовательный стандарт и в соответствии с ним разрабатывают собственные программы.
• на путь развития инклюзивного образования Россия встала совсем недавно. С 2016 года инклюзивное образование стало приоритетным вопросом в государственной образовательной политике. В каждом регионе переход к инклюзивному образованию проходит в разном темпе. Происходит развитие правовых актов, благоприятного общественного мнения, формирование адаптированной социальной среды. Выявлена тенденция, что за в последнее время происходит сокращение обучающихся, воспитанников в школах – интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ действующих практик инклюзивного образования позволяет сделать выводы:
• ученикам с особенностями лучше усваивать образовательную программу в негосударственных школах, так как педагоги используют инновационные способы преподавания, проходят курсы повышения классификации в области инклюзивного образования;
• школьное пространство не удовлетворяет полностью потребности детей с особенностями в негосударственных школах. В государственных школах лучше оборудовано пространство для детей с особенностями;
• ученики с особенностями, которые обучаются в негосударственных школах, более адаптированы к окружающей среде;
• взаимодействие между детьми лучше происходит в негосударственных школах, несмотря на отсутствие уроков, которые подготавливают учеников к появлению одноклассника с особенностями;
• трудности в формирование инклюзивного образования есть во всех школах. Они связаны с нехваткой ресурсов для реализации инклюзивного образования.
На основании проведенного исследования можно выделить наиболее важные рекомендации для реализации инклюзивного образования.
Для государственных школ:
1. подготовка учителей: все учителя должны проходить профессиональную подготовку, которая будет ориентирована на работу с учениками с различными потребностями. Учителя должны быть готовы использовать различные методы обучения и технологии, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям студентов.
2. организационная культура: школа должна создать дружелюбную и поддерживающую среду, которая представляет собой пример для учеников. Она должна вырабатывать и уважать права всех учеников и сотрудников.
3. принимающая среда со стороны родителей нормотипичных детей: необходимо проводить мероприятия, на которых родителям подробно расскажут, что такое инклюзивное образование, объяснять, что их ребенок продолжить получать качественное образование, развеют их стереотипы об особенностях детей.
4. формирование команды: школа может создать команду специалистов, которые будут работать вместе, чтобы обеспечить максимально эффективное обучение учеников. Команда может состоять из учителей, педагогов-психологов, специалистов по инклюзии и других специалистов.
Для негосударственных школ:
1. доступность здания и учебных материалов с помощью таких вещей, как портативные тросы, скамьи, пандусы и доступ к мультиязычным ресурсам. Создавать пространство для поддержания сенсорной стабильности учеников с особенностями;
2. обеспечение измеряемости и отчетность, которая предоставить педагогам возможность сбора и анализа информации о прогрессе учеников с целями улучшения методики преподавания;
3. развитие и расширение процедур обратной связи и сбора данных, такие как фокус-группы, опросы и другие формы мониторинга. Это позволит школе получать обратную связь от родителей учеников, обучающихся и членов сообщества по поводу того, как школа справляется с инклюзивным образованием и что еще можно сделать;
4. проведение супервизий для педагогов, на которых они могут обсудить их трудности в процессе инклюзивного образования и решить эти трудности. Помогут улучшить процесс преподавания в инклюзивном классе.
Инклюзивное образование является важной составляющей развития образовательной системы в России и дальнейшее развитие инклюзивного образования будет способствовать созданию более справедливого и равноправного общества.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) — Москва : АСТ : Астрель, 2023. — 63 с.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 7.06.2012 г.№ 24480)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г. № 30384)
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02.2015 г. № 35850)
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 3.02.2015 г. Регистрационный N 35847)
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2015 г. №4000)
8. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.07.2019 № МН-1193/МБ //Кодификация.РФ [Электронный ресурс] (дата обращения 14.02.2023)
9. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы- 2003. - С. 77-80
10. Алехина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С.В. Алехина. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
11. Брейдак, Т.А. Роль социального педагога в сопровождении процесса инклюзивного обучения / Т.А. Брейдак // Социальная педагогика. – 2015. – №1. – С.26.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 5. / Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
13. Завалкина, А. А., Игнатович, С. С. К вопросу о развитии негосударственного сектора инклюзивного образования в Российской Федерации/ А. А. Завалкина, С. С. Игнатович.// Теория и практика управления образованием, 2022 – С.13-25
14. Загуменнов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - С. 39-44
15. Иванов А.В. Игры и праздники в образовательной среде школы: методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. - 160 с.
16. Кованенко С. В. Сетевое взаимодействие учреждений при организации инклюзивного образовании детей с умеренной умственной отсталостью / С. В. Кованенко // Сборник материалов научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика» / под ред. Е. Ю. Коноваловой. – Красноярск, 2017. – с. 36 – 39
17. Кузьмина О.С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований/ О.С.Кузьмина// Международный научно-исследовательский журнал- 2016. - №4.- С.71.
18. Назарова Н. М, Ленин Г. Н. История специальной педагогики / / специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2007. - Т. 1.
19. Никитина М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития / М.И.Никитина //Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей,-СПб., 1997.-Ч. 2.-С. 152-156..
20. Седовина, Т.Н. Уроки по пониманию инвалидности в школе: пособие для учителя / Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева. – Архангельск: Лоция, 2016. – 128 с.
21. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010. - С 19-23
22. Холостовой Е.И. Российская энциклопедия социальной работы/Е.И.Холостовой.//М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 1032 с
23. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума "Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения" 2010. - С. 63-65
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия. 2006. - С. 55-57
25. Anusuya, K. Yadav. Social work and inclusive education for children with special needs / К. Anusuya // International journal of advanced research. – 2016. – №4(12). – P.1347.
26. Arianti Ria , Sowiyah, Handoko, Rini Riswanti . Learning of children with special needs in inclusive schools // Journal of Social Research – 2022 -№2(1) – P. 142-147
27. Damyanov, К. Social work and inclusive educator of children and pupils with special educator needs / K. Damyanov // Trakia Journal of Sciences. – 2010. – №1. – P.27
28. Esperanza, D.; Santo, S.; José, M.; Pavón, M.; Río, C.J. Actitud del docente hacia la educación inclusiva y hacia los estudiantes con necesidades educativas especiales. Innov. Educ. 2018, 18, 1665–2673.
29. Gunnlaugur, Magnússon. Inclusive education and school choice lessons from Sweden. / Magnússon Gunnlaugur// European journal of special needs education. – 2020. -№1-P.25
30. Suchada Bubpha. Models of Inclusive Education: One Size Does Not Fit All/ Bubpha Suchada // International Journal of Technology and Inclusive Education – 2014 – №3(2) – P. 328-334
31. Susan J. Peters, Integration and Socialization of Exceptional Children / Susan J. Peters // Anthropology & Education Quarterly – 1990 - pp. 319-339
32. ЧОУ «РОСТ» [Электронный ресурс]. – URL: http://rostschool.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)
33. ЧОУ средняя школа имени С.Т.Шацкого [Электронный ресурс]. – URL: https://shatsky-school.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)
34. ГБОУ №619 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.school619.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)
35. ГБОУ №691 [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--691-8cd3cgu2f.xn--p1ai/ (дата обращения: 01.02.2023)
36. ЧОУ «Лидер» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.school-lider.spb.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)
37. ГБОУ №1 [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.tatar.ru/vahit/page2213.htm/page2708681.htm (дата обращения: 01.03.2023)
38. ГБОУ №109 [Электронный ресурс]. – URL: https://school109.my1.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
39. ГБОУ №1371 [Электронный ресурс]. – URL: https://sch1371z.mskobr.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
40. ГБОУ №1465 [Электронный ресурс]. – URL: https://sch1465.mskobr.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
41. ГБОУ №147 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.147spb.edusite.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
42. ГБОУ №15 [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--15-6kc3bfr2e.xn--80aswg/ (дата обращения: 01.03.2023)
43. ГБОУ №156 [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.tatar.ru/sovetcki/page2440.htm/page879791.htm (дата обращения: 01.03.2023)
44. ГБОУ №232 [Электронный ресурс]. – URL: https://232spb.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
45. ГБОУ №46 [Электронный ресурс]. – URL: https://shkola46.ru/novosti-remaster/index.php (дата обращения: 01.03.2023)
46. ГБОУ №593 [Электронный ресурс]. – URL: https://school593.ru/ (дата обращения: 01.02.2023)
47. ГБОУ №73 [Электронный ресурс]. – URL: http://maou73.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
48. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс] URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost (дата обращения: 17.02.2023)
49. ЧОУ Абсолют [Электронный ресурс]. – URL: https://www.absolute-school.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
50. ЧОУ Интеграция [Электронный ресурс]. – URL: https://www.inschool.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
51. ЧОУ Тет-а-тет [Электронный ресурс]. – URL: https://xn----7sbbtbzhx3bbbb0e.xn--p1ai/#p1 (дата обращения: 01.03.2023)
52. ЧОУ Хорошая школа [Электронный ресурс]. – URL: http://goodschool.spb.ru/ (дата обращения: 01.03.2023)
53. Inclusive Education and its Benefits [Electronic resource]. – URL: https://nbacl.nb.ca/module-pages/inclusive-education-and-its-benefits/ (date of treatment: 13.01.2023).
54. The alliance for inclusive education [Electronic resource]. – URL: https://www.allfie.org.uk/ (date of treatment: 29.01.2023).