ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СКЛОНЕНИЕМ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К СОВЕРШЕНИЮ САМОУБИЙСТВА
|
Введение 3
1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 12
1.1. Жертва 12
1.2. Субъект 19
1.3. Физическая деятельность 25
1.4. Психическая деятельность 32
1.5. Время и место совершения преступления 34
2. Особенности расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 37
2.1. Тактические особенности проведения некоторых следственных действий при расследовании преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 37
2.2. Использование специальных знаний в ходе расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 47
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Приложение А 67
Приложение Б
1. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 12
1.1. Жертва 12
1.2. Субъект 19
1.3. Физическая деятельность 25
1.4. Психическая деятельность 32
1.5. Время и место совершения преступления 34
2. Особенности расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 37
2.1. Тактические особенности проведения некоторых следственных действий при расследовании преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 37
2.2. Использование специальных знаний в ходе расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства 47
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Приложение А 67
Приложение Б
Актуальность темы диссертационного исследования. В числе негативных аспектов развития информационно–телекоммуникационных технологий следует выделить процессы трансформации проявлений преступной активности, обусловленные возможностями, предоставляемыми открытым информационным пространством. Так, в Российской Федерации в последнее время отмечается увеличение фактов совершения преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних лиц к самоубийству через сеть Интернет.
Одним из подтверждений положительной динамики роста данного вида преступной деятельности выступает признание законодателем общественной опасности деструктивного воздействия суицидальных и связанных с ними установок на сознание граждан (в особенности несовершеннолетних), что обусловило принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» от 7 июня 2017 года № 120–ФЗ .
Указанный федеральный закон ужесточил уголовную ответственность за доведение самоубийства, а также установил ряд новых правовых норм, регламентирующих порядок привлечения к уголовной ответственности за склонение к самоубийству и организацию данной деятельности с использованием информационно–телекоммуникационных сетей.
Законотворческая деятельность по криминализации соответствующих деяний и усилению уголовной ответственности за уже предусмотренные преступления затронула следующие направления:
регламентация уголовно–правовой ответственности за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1 УК РФ);
регламентация уголовно–правовой ответственности за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (статья 110.2 УК РФ);
регламентация уголовно–правовой ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (статья 151.2 УК РФ);
увеличен размер наказания в виде лишения свободы, за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 110 УК РФ.
Концептуальный подход субъекта законодательной инициативы был отражен в Пояснительной записке к проекту федерального закона . В соответствии с содержанием данного документа целью разработки и принятия Федерального закона от 7 июня 2017 г. № 120–ФЗ выступило обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, создание мер, способствующих предотвращению самоубийств среди детей и борьбе с различными формами содействия суицидам, а также вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для их жизни
В контексте настоящего диссертационного исследования следует пояснить, что «криминализационным поводом», обусловившим необходимость регламентации уголовной ответственности за группу преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства , явился рост в социальных сетях и мессенджерах количества так называемых «групп смерти» и иных неформальных сообществ, в которых неизвестные лица склоняли несовершеннолетних к совершению самоубийства и (или) совершению действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья .
В научной литературе указанные нововведения оцениваются крайне позитивно. По мнению подавляющего большинства российских правоведов, законодатель проявил оперативную реакцию на возникшую угрозу интересам национальной безопасности в сфере благополучия населения, и одновременно с этим разрешил ряд квалификационных проблем. Так, в период действия Уголовного кодекса, в положениях которого предусматривалось наступление уголовной ответственности только за доведения до самоубийства, квалифицировать деяния субъекта, оказывающего деструктивное воздействие на несовершеннолетних путем склонения их к совершению самоубийства, строго говоря, было фактически невозможно, так как диспозиция ст. 110 УК РФ не отражала сути такого деяния.
Кроме того, во многих зарубежных государствах идея о необходимости криминализации деяний по склонению лиц к совершению самоубийства воплощена в жизнь уже достаточное длительное время. Так, среди стран Западной Европы уголовная ответственность за склонение к самоубийству установлена в Италии, Австрии, Польше, Швейцарии, Норвегии и др. При этом к виновным лицам применяются более строгие санкции, чем предусмотрено российским уголовным законодательством .
Аналогичным образом во многих странах постсоветского пространства, ныне выступающих государствами–участниками СНГ, уже длительное время разработан и применяется механизм привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, относящихся к анализируемой группе. Весомым достижением зарубежных законодателей выступает, на наш взгляд, правовая определенность в вопросах регламентации легальных понятий «склонение к самоубийству», «публичное оправдание самоубийства» и т.п.
Очевидно, что наличие в правовой системе страны механизмов надлежащей правовой защиты общественных отношений, функционирующих в сфере обеспечения жизни, здоровья и благополучия населения, особенно в отношении лиц, находящихся в наиболее уязвимом положении, крайне важно. Как правило, на ранних этапах взросления человек сам по себе подвержен депрессивным состояниям и аутодеструктивному поведению личности. Если при таких условиях на несовершеннолетнего оказывается дополнительное психоэмоциональное травмирующее воздействие со стороны третьего лица, которое, руководствуясь личными мотивами, желает осуществить его склонение к самоубийству, вероятность наступления необратимых последствий многократно повышается.
С учетом того, что изменения в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ), связанные с криминализацией склонения к самоубийству, произошли относительно недавно, к настоящему моменту по–прежнему не разрешен ряд принципиально значимых теоретических и практических вопросов. Так, с точки зрения уголовного права углубленной характеристике подлежат признаки составов преступных деяний, установленных ст. 110.1 и 110.2 УК РФ. С точки зрения криминалистики требуется сформировать методику расследования данной группы преступлений.
Безусловно, реформирование уголовного законодательства вызвало определенный интерес со стороны научного сообщества. Но анализ правовой доктрины свидетельствует о том, что подавляющее большинство специальных работ направлено на уголовно–правовую характеристику криминального суицида. Вопросам уголовно–процессуального и криминалистического характера пока не уделялось достаточного внимания.
В этой связи тема диссертационного исследования является актуальной и характеризуется высокой степенью значимости и новизны.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Объектом пристального научного внимания отечественных специалистов в области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики выступали вопросы доведения до самоубийства. Проблематика, связанная с криминальным суицидом среди несовершеннолетних, в частности, получила освещение в диссертационных исследованиях Р. З. Авакяна, О. Р. Цоя, Е. К. Волконской и научных статьях А. А. Яйленко, А. М. Бычкова, Э. Л. Раднаева.
Научные работы вышеназванных авторов касались темы криминального суицида в контексте доведения до самоубийства, но, в связи с установлением ряда новых правовых норм, регламентирующих порядок привлечения к уголовной ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. 110.1 УК РФ), организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ), за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ), уголовно–правовое и криминалистическое изучение проблемы суицидального поведения, обусловленного преступной деятельностью, получило новый виток развития.
Важно отметить, что вопросы особенностей расследования преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», не стали предметом активной научной дискуссии среди отечественных правоведов и юристов, вследствие чего все еще по–прежнему являются малоизученными.
Тем не менее, среди научных публикаций последних лет, посвященных теме склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства несовершеннолетних, следует выделить научные публикации А. А. Полиди, А. А. Авешникова, М. М. Малетина, Н. Е. Крылова, Н.Н. Макеева и других. Однако в научных трудах указанных авторов не разрешен ряд принципиально значимых вопросов, связанных с расследованием исследуемой группы преступлений. В числе вопросов, требующих своего разрешения, сохраняются: использование специальных знаний при расследовании преступлений, тактика производства следственных действий, исчерпывающая криминалистическая характеристика элементов преступления и т.д.
В числе иных значимых работ, посвященных теме диссертационного исследования, следует выделить научные статьи Г. А. Пантюхиной «К проблеме расследования уголовных дел, связанных с суицидальными действиями несовершеннолетних с использованием социальных сетей», И. С. Гвоздевой, Л. Г. Шапиро «Специальные психологические знания при расследовании побуждения несовершеннолетних к совершению самоубийства с использованием сети», М. А. Малетиной ««Группы смерти» и подростковый суицид» и другие.
Особый научный интерес представляет труд А. Б Сергеева и К. А. Сергеева «Криминалистическая характеристика лица, совершающего преступные действия, квалифицируемые по п. «д» ч. 3 ст. 110. 1 УК РФ». Заслуживает внимание данная научная работа тем, что авторы на основе анализа следственной практики приходят к выводу о существенном отличии психического, психологического, интеллектуально–волевого состояния лица, которое совершает указанные преступления от состояния других лиц, ведущих противоправную деятельность. Кроме того, Н. В. Миронова составила характеристику субъектов исследуемой группы преступных деяний. В своей работе она аргументировала тезис о том, что среди субъектов преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», преобладают мужчины, достигшие совершеннолетнего возраста.
На уровне монографического исследования отдельные проблемы, поставленные в настоящей диссертации, нашли отражение в работе В. Н. Карагодина «Расследование умышленных преступлений против жизни, половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних».
На уровне диссертационных исследований проблемы, рассматриваемые в настоящей диссертации, нашли свое отражение в работах С. В. Филипповой «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства: уголовно–правовая характеристика и проблемы квалификации», М. Ю. Пучининой «Криминальный суицид несовершеннолетних: криминологические и уголовно–правовые меры противодействия».
Целью диссертационного исследования выступает проведение полного и всестороннего анализа особенностей расследования преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» и разработка на его основе рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию криминалистической методики расследования группы преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»
Задачи диссертационного исследования корреспондируют указанной цели работы и включают в себя:
анализ и описание таких элементов криминалистической характеристики исследуемой группы преступлений, как «жертва», «субъект», «физическая деятельность», «психическая деятельность», «время и место»;
выявление тактических особенностей проведения некоторых следственных действий при расследовании преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства;
выявление специфики в использовании специальных знаний в ходе расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства.
Методологическая основа диссертационного исследования представлена комплексом используемых общенаучных и частнонаучных методов познания.
В числе общенаучных методов, применяемых при написании работы, следует выделить метод системного анализа, диалектико–материалистический метод, методы синтеза, индукции, дедукции. В свою очередь, комплекс частнонаучных методов исследования включает в себя: системно–функциональный метод, формально–логический, системно–структурный методы, догматико–юридический метод, метод правового моделирования и т.п.
Нормативно–правовую основу диссертационного исследования составляют положения действующего законодательства, в том числе, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», иные федеральные законы и подзаконные нормативно–правовые акты.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные и учебные работы ученых в области уголовного права, криминалистики и уголовно–процессуального права, в числе которых: О. В. Артюшин, С. В. Власова, И. С. Гвоздева, М. П. Дидрих, М. Г. Зенина, Н. Н. Ильин, В. Н. Карагодин, Н. Е. Крылова, М. А. Ментюкова, Г. А. Пантюхина, М. Ю. Пучнина, А. А. Рудых, С. А. Сашенков, А. В. Сергеев, К. А. Сергеев, Я. Ю. Соболева, Д. А. Степаненко, С. В. Филиппова, Р. Д. Шарапов, Л. Г. Шапиро, А. Д. Шляков, А. Л. Южанинова и другие.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют материалы судебной практики судов общей юрисдикции, официальные статистические и аналитические данные, опубликованные органами государственной власти и общественными организациями, информационные сообщения, опубликованные в СМИ.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обуславливаются распространенностью проблемы оказания деструктивного воздействия на психоэмоциональное состояние несовершеннолетних путем вовлечения их в различные неформальные суицидальные сообщества. Результаты диссертационного исследования направлены на дальнейшее развитие теоретических положений криминалистики об особенностях расследования преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства через Интернет, а также разработку ряда практико–ориентированных предложений и рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов.
Апробация основных положений диссертационного исследования проходила на Международной научно-практической конференции «Научная школа уголовного процесса и криминалистики СПБГУ. Уголовная юстиция России в развитии», Международной научно-практической конференции «Научная школа уголовного процесса и криминалистики СПбГУ. Становление и развитие уголовно-процессуальных и криминалистических знаний (ΧΙΧ-ΧΧΙ века)», I Международной научно-практической конференции «Инновационная парадигма развития системы права».
Одним из подтверждений положительной динамики роста данного вида преступной деятельности выступает признание законодателем общественной опасности деструктивного воздействия суицидальных и связанных с ними установок на сознание граждан (в особенности несовершеннолетних), что обусловило принятие Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» от 7 июня 2017 года № 120–ФЗ .
Указанный федеральный закон ужесточил уголовную ответственность за доведение самоубийства, а также установил ряд новых правовых норм, регламентирующих порядок привлечения к уголовной ответственности за склонение к самоубийству и организацию данной деятельности с использованием информационно–телекоммуникационных сетей.
Законотворческая деятельность по криминализации соответствующих деяний и усилению уголовной ответственности за уже предусмотренные преступления затронула следующие направления:
регламентация уголовно–правовой ответственности за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1 УК РФ);
регламентация уголовно–правовой ответственности за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (статья 110.2 УК РФ);
регламентация уголовно–правовой ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (статья 151.2 УК РФ);
увеличен размер наказания в виде лишения свободы, за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 110 УК РФ.
Концептуальный подход субъекта законодательной инициативы был отражен в Пояснительной записке к проекту федерального закона . В соответствии с содержанием данного документа целью разработки и принятия Федерального закона от 7 июня 2017 г. № 120–ФЗ выступило обеспечение безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, создание мер, способствующих предотвращению самоубийств среди детей и борьбе с различными формами содействия суицидам, а также вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных действий, заведомо для виновного представляющих опасность для их жизни
В контексте настоящего диссертационного исследования следует пояснить, что «криминализационным поводом», обусловившим необходимость регламентации уголовной ответственности за группу преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства , явился рост в социальных сетях и мессенджерах количества так называемых «групп смерти» и иных неформальных сообществ, в которых неизвестные лица склоняли несовершеннолетних к совершению самоубийства и (или) совершению действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья .
В научной литературе указанные нововведения оцениваются крайне позитивно. По мнению подавляющего большинства российских правоведов, законодатель проявил оперативную реакцию на возникшую угрозу интересам национальной безопасности в сфере благополучия населения, и одновременно с этим разрешил ряд квалификационных проблем. Так, в период действия Уголовного кодекса, в положениях которого предусматривалось наступление уголовной ответственности только за доведения до самоубийства, квалифицировать деяния субъекта, оказывающего деструктивное воздействие на несовершеннолетних путем склонения их к совершению самоубийства, строго говоря, было фактически невозможно, так как диспозиция ст. 110 УК РФ не отражала сути такого деяния.
Кроме того, во многих зарубежных государствах идея о необходимости криминализации деяний по склонению лиц к совершению самоубийства воплощена в жизнь уже достаточное длительное время. Так, среди стран Западной Европы уголовная ответственность за склонение к самоубийству установлена в Италии, Австрии, Польше, Швейцарии, Норвегии и др. При этом к виновным лицам применяются более строгие санкции, чем предусмотрено российским уголовным законодательством .
Аналогичным образом во многих странах постсоветского пространства, ныне выступающих государствами–участниками СНГ, уже длительное время разработан и применяется механизм привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, относящихся к анализируемой группе. Весомым достижением зарубежных законодателей выступает, на наш взгляд, правовая определенность в вопросах регламентации легальных понятий «склонение к самоубийству», «публичное оправдание самоубийства» и т.п.
Очевидно, что наличие в правовой системе страны механизмов надлежащей правовой защиты общественных отношений, функционирующих в сфере обеспечения жизни, здоровья и благополучия населения, особенно в отношении лиц, находящихся в наиболее уязвимом положении, крайне важно. Как правило, на ранних этапах взросления человек сам по себе подвержен депрессивным состояниям и аутодеструктивному поведению личности. Если при таких условиях на несовершеннолетнего оказывается дополнительное психоэмоциональное травмирующее воздействие со стороны третьего лица, которое, руководствуясь личными мотивами, желает осуществить его склонение к самоубийству, вероятность наступления необратимых последствий многократно повышается.
С учетом того, что изменения в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ), связанные с криминализацией склонения к самоубийству, произошли относительно недавно, к настоящему моменту по–прежнему не разрешен ряд принципиально значимых теоретических и практических вопросов. Так, с точки зрения уголовного права углубленной характеристике подлежат признаки составов преступных деяний, установленных ст. 110.1 и 110.2 УК РФ. С точки зрения криминалистики требуется сформировать методику расследования данной группы преступлений.
Безусловно, реформирование уголовного законодательства вызвало определенный интерес со стороны научного сообщества. Но анализ правовой доктрины свидетельствует о том, что подавляющее большинство специальных работ направлено на уголовно–правовую характеристику криминального суицида. Вопросам уголовно–процессуального и криминалистического характера пока не уделялось достаточного внимания.
В этой связи тема диссертационного исследования является актуальной и характеризуется высокой степенью значимости и новизны.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Объектом пристального научного внимания отечественных специалистов в области уголовного права, уголовного процесса и криминалистики выступали вопросы доведения до самоубийства. Проблематика, связанная с криминальным суицидом среди несовершеннолетних, в частности, получила освещение в диссертационных исследованиях Р. З. Авакяна, О. Р. Цоя, Е. К. Волконской и научных статьях А. А. Яйленко, А. М. Бычкова, Э. Л. Раднаева.
Научные работы вышеназванных авторов касались темы криминального суицида в контексте доведения до самоубийства, но, в связи с установлением ряда новых правовых норм, регламентирующих порядок привлечения к уголовной ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (ст. 110.1 УК РФ), организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ), за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ), уголовно–правовое и криминалистическое изучение проблемы суицидального поведения, обусловленного преступной деятельностью, получило новый виток развития.
Важно отметить, что вопросы особенностей расследования преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», не стали предметом активной научной дискуссии среди отечественных правоведов и юристов, вследствие чего все еще по–прежнему являются малоизученными.
Тем не менее, среди научных публикаций последних лет, посвященных теме склонения к совершению самоубийства или содействия совершению самоубийства несовершеннолетних, следует выделить научные публикации А. А. Полиди, А. А. Авешникова, М. М. Малетина, Н. Е. Крылова, Н.Н. Макеева и других. Однако в научных трудах указанных авторов не разрешен ряд принципиально значимых вопросов, связанных с расследованием исследуемой группы преступлений. В числе вопросов, требующих своего разрешения, сохраняются: использование специальных знаний при расследовании преступлений, тактика производства следственных действий, исчерпывающая криминалистическая характеристика элементов преступления и т.д.
В числе иных значимых работ, посвященных теме диссертационного исследования, следует выделить научные статьи Г. А. Пантюхиной «К проблеме расследования уголовных дел, связанных с суицидальными действиями несовершеннолетних с использованием социальных сетей», И. С. Гвоздевой, Л. Г. Шапиро «Специальные психологические знания при расследовании побуждения несовершеннолетних к совершению самоубийства с использованием сети», М. А. Малетиной ««Группы смерти» и подростковый суицид» и другие.
Особый научный интерес представляет труд А. Б Сергеева и К. А. Сергеева «Криминалистическая характеристика лица, совершающего преступные действия, квалифицируемые по п. «д» ч. 3 ст. 110. 1 УК РФ». Заслуживает внимание данная научная работа тем, что авторы на основе анализа следственной практики приходят к выводу о существенном отличии психического, психологического, интеллектуально–волевого состояния лица, которое совершает указанные преступления от состояния других лиц, ведущих противоправную деятельность. Кроме того, Н. В. Миронова составила характеристику субъектов исследуемой группы преступных деяний. В своей работе она аргументировала тезис о том, что среди субъектов преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», преобладают мужчины, достигшие совершеннолетнего возраста.
На уровне монографического исследования отдельные проблемы, поставленные в настоящей диссертации, нашли отражение в работе В. Н. Карагодина «Расследование умышленных преступлений против жизни, половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних».
На уровне диссертационных исследований проблемы, рассматриваемые в настоящей диссертации, нашли свое отражение в работах С. В. Филипповой «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства: уголовно–правовая характеристика и проблемы квалификации», М. Ю. Пучининой «Криминальный суицид несовершеннолетних: криминологические и уголовно–правовые меры противодействия».
Целью диссертационного исследования выступает проведение полного и всестороннего анализа особенностей расследования преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» и разработка на его основе рекомендаций и предложений по дальнейшему совершенствованию криминалистической методики расследования группы преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»
Задачи диссертационного исследования корреспондируют указанной цели работы и включают в себя:
анализ и описание таких элементов криминалистической характеристики исследуемой группы преступлений, как «жертва», «субъект», «физическая деятельность», «психическая деятельность», «время и место»;
выявление тактических особенностей проведения некоторых следственных действий при расследовании преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства;
выявление специфики в использовании специальных знаний в ходе расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства.
Методологическая основа диссертационного исследования представлена комплексом используемых общенаучных и частнонаучных методов познания.
В числе общенаучных методов, применяемых при написании работы, следует выделить метод системного анализа, диалектико–материалистический метод, методы синтеза, индукции, дедукции. В свою очередь, комплекс частнонаучных методов исследования включает в себя: системно–функциональный метод, формально–логический, системно–структурный методы, догматико–юридический метод, метод правового моделирования и т.п.
Нормативно–правовую основу диссертационного исследования составляют положения действующего законодательства, в том числе, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», иные федеральные законы и подзаконные нормативно–правовые акты.
Теоретическую основу диссертационного исследования составляют научные и учебные работы ученых в области уголовного права, криминалистики и уголовно–процессуального права, в числе которых: О. В. Артюшин, С. В. Власова, И. С. Гвоздева, М. П. Дидрих, М. Г. Зенина, Н. Н. Ильин, В. Н. Карагодин, Н. Е. Крылова, М. А. Ментюкова, Г. А. Пантюхина, М. Ю. Пучнина, А. А. Рудых, С. А. Сашенков, А. В. Сергеев, К. А. Сергеев, Я. Ю. Соболева, Д. А. Степаненко, С. В. Филиппова, Р. Д. Шарапов, Л. Г. Шапиро, А. Д. Шляков, А. Л. Южанинова и другие.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют материалы судебной практики судов общей юрисдикции, официальные статистические и аналитические данные, опубликованные органами государственной власти и общественными организациями, информационные сообщения, опубликованные в СМИ.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обуславливаются распространенностью проблемы оказания деструктивного воздействия на психоэмоциональное состояние несовершеннолетних путем вовлечения их в различные неформальные суицидальные сообщества. Результаты диссертационного исследования направлены на дальнейшее развитие теоретических положений криминалистики об особенностях расследования преступлений, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства через Интернет, а также разработку ряда практико–ориентированных предложений и рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов.
Апробация основных положений диссертационного исследования проходила на Международной научно-практической конференции «Научная школа уголовного процесса и криминалистики СПБГУ. Уголовная юстиция России в развитии», Международной научно-практической конференции «Научная школа уголовного процесса и криминалистики СПбГУ. Становление и развитие уголовно-процессуальных и криминалистических знаний (ΧΙΧ-ΧΧΙ века)», I Международной научно-практической конференции «Инновационная парадигма развития системы права».
По результатам проведенного исследования особенностей расследования преступлений, связанных со склонением через Интернет несовершеннолетних к совершению самоубийства, сформулированы следующие выводы и предложения.
1. Криминализационным поводом, обусловившим введение в УК РФ ст. 110.1, ст. 110.2, явился рост в социальных сетях и мессенджерах количества так называемых «групп смерти» и иных неформальных сообществ, в которых заинтересованные лица склоняли несовершеннолетних к совершению самоубийства и (или) совершению действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
Нововведения, регламентированные Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120–ФЗ преимущество оцениваются специалистами позитивно, как необходимая реакция законодателя на существующую реальность видоизменения форм преступной активности.
2. В целях осуществления комплексной криминалистической характеристики преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает в порядке ст. 110.1 и 110.2 УК РФ (группа преступлений), обоснованы их общие типовые признаки, к числу которых относятся: жертва, субъект, психологическая деятельность преступника, физическая деятельность преступника, время и место совершения преступления.
3. В соответствии с научными исследованиями, проводимыми в сфере суицидологии проявления внешнего суицидального поведения дифференцируются на две группы: прямое (активное) и пассивное. Анализ положений правовой доктрины и судебно-следственной практики позволил сделать вывод о том, что данную модель классификации допустимо распространить и на несовершеннолетних субъектов, которые выступают жертвами изученной группы преступных деяний.
4. Понимание механизмов формирования суицидальных установок крайне важно в профилактике суицидального поведения подростков, а также в деятельности правоохранительных органов, к числу задач которых относится предупреждение и пресечение преступных деяний, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Нами осуществлена систематизация социально–демографических характеристик субъектов изученной группы преступлений, результаты которой представлены в форме наглядного иллюстрационного материала. К числу основных характеристик отнесены возраст, семейное положение, образование, судимость, место жительства, трудовая занятость.
6. Основываясь на данных об особенностях криминального поведения и мотивации преступного деяния предложена дифференциация типичных субъектов изученной группы преступлений:
субъекты, действующие в отношении одиночной цели (жертвы);
субъекты, которые взаимодействуют с неопределенным кругом несовершеннолетних лиц через Интернет путем создания групп смерти.
7. Результатом анализа типичных нравственно–психологических характеристик преступника выступил вывод о том, что для него характерно наличие серьезных проблем в семье, в учебных заведениях, в других коллективах. Субъекты изученной группы преступлений понимают тонкости психологии подростка и умело манипулируют сознанием своей жертвы (в том числе, на основании своего собственного опыта). Их характерными личностными качествами являются неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, отчужденность от позитивных социальных ценностей, проблемы в выстраивании непосредственного межличностного контакта.
8. Наиболее распространенной формой склонения несовершеннолетнего к самоубийству выступает вовлечение его в суицидальную игру, в рамках которой преступник дает своей жертве задания, направленные на создание у нее аутодеструкции личности, в целях формирования негативной оценки собственной жизни.
Для систематизации заданий, составляющих сущность суицидальной игры как формы выражения действий, направленных на побуждение к совершению самоубийства, предложено дифференцировать их в рамках пяти основных групп: задания по самоповреждению; задания, направленные на распространение символики суицидальной игры; задания, направленные на разрушение границы восприятия опасности; задания, направленные на разгадку шифров; «проверка доверия».
9. Для элемента физической деятельности субъекта «действия, направленные на побуждение несовершеннолетнего лица к самоубийству» характерна стадийность реализации.
На первой стадии преступник стремится вовлечь несовершеннолетнее лицо в активную коммуникацию, в том числе, путем вступления в неформальное сообщество суицидальной направленности, для того, чтобы вызвать у него депрессивное состояние или усилить уже существующее эмоциональное расстройство. На второй стадии действия субъекта преступления направлены на формирование у жертвы заинтересованности в участии в суицидальной игре с предложением выполнять различные задания с последующим предоставлением иллюстрационного отчета (видео и фотосъемка).
10. Результатом научно–обоснованного соотнесения модели развития суицидального поведения жертвы и модели физической деятельности субъекта сделан вывод об их нахождении в прямо взаимосвязи.
Первый этап развития суицидального поведения – суицидальные тенденции жертвы, совпадает с первоначальными проявлениями физической деятельности преступника в виде вступления в контакт с несовершеннолетним и оказанием деструктивного воздействия на его психику путем вовлечения в суицидальную игру или совершение иных деяний.
Второй этап развития суицидального поведения – суицидальные действия жертвы, совпадают с преступной активностью субъекта в форме непосредственного склонения к самоубийству несовершеннолетнего: достижение «кульминации» суицидальной игры и внушение необходимости совершения суицида.
Третий этап развития суицидального поведения – постсуицидальный кризис, находится вне рамок воздействия преступника, поскольку его намерения в отношении жертвы следует расценивать как безуспешные. Несовершеннолетний совершает неудачную попытку суицида или отказывается от идеи совершения суицида. Однако повторное воздействие на жертву и обновление цикла развития суицидального поведения не исключается.
11. Одним из наиболее распространенных мотивов, побуждающих субъекта совершить преступное деяние, является мотив самоутверждения. Совершая действия, направленные на формирование суицидальных установок у несовершеннолетнего, преступник демонстрирует свои интеллектуальные способности и превосходство, испытывая определенную форму удовлетворения от возможности влиять на характер самоосознания и самовосприятия жертвы.
12. Одним из направлений совершенствования тактики производства допроса по делам о склонении несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством сети Интернет, выступает разработка шаблонного интервью. Такая деятельность должна предполагать активное взаимодействие правоохранительных органов и специалистов в области детской и подростковой психологии. Представители правоохранительных органов контролируют соответствие шаблонного интервью требованиям уголовно–процессуального законодательства, а профильные медицинские специалисты (или педагоги) проводят анализ содержательной части допроса в аспектах недопущения причинения несовершеннолетнему психических травм, методов получения наиболее полной информации, адекватного взаимодействия следователя и несовершеннолетнего.
13. Собирание доказательственной информации в рамках производства таких следственных действий как обыск и выемка возможно с изъятием технических средств (электронных носителей информации), и без такого, путем копирования необходимых сведений.
13. Предложена дифференциация судебных экспертиз, проводимых по изученной категории уголовных дел, на общие, производство которых необходимо при расследовании всех фактов совершения преступных деяний, и специальные (ситуативные), востребованность которых обусловлена обстоятельствами конкретного уголовного дела.
При этом, к числу основных ситуативных экспертных исследований отнесены судебно–медицинская, баллистическая и почерковедческая судебные экспертизы.
14. Производство комплексной судебной психолого–психиатрической экспертизы позволяет одновременно разрешить, вопросы входящие в предмет исследования эксперта–психиатра о вменяемости лица и наличии у него болезненных изменений психики, а также определить индивидуально–психологические особенности личности подэкспертного лица.
15. Обосновывается необходимость разработки методики проведения двухсторонних экспертных психологических исследований, в целях выявления межличностного взаимодействия между предполагаемым преступником и жертвой в юридически значимой ситуации.
1. Криминализационным поводом, обусловившим введение в УК РФ ст. 110.1, ст. 110.2, явился рост в социальных сетях и мессенджерах количества так называемых «групп смерти» и иных неформальных сообществ, в которых заинтересованные лица склоняли несовершеннолетних к совершению самоубийства и (или) совершению действий, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
Нововведения, регламентированные Федеральным законом от 7 июня 2017 г. № 120–ФЗ преимущество оцениваются специалистами позитивно, как необходимая реакция законодателя на существующую реальность видоизменения форм преступной активности.
2. В целях осуществления комплексной криминалистической характеристики преступлений, уголовная ответственность за совершение которых наступает в порядке ст. 110.1 и 110.2 УК РФ (группа преступлений), обоснованы их общие типовые признаки, к числу которых относятся: жертва, субъект, психологическая деятельность преступника, физическая деятельность преступника, время и место совершения преступления.
3. В соответствии с научными исследованиями, проводимыми в сфере суицидологии проявления внешнего суицидального поведения дифференцируются на две группы: прямое (активное) и пассивное. Анализ положений правовой доктрины и судебно-следственной практики позволил сделать вывод о том, что данную модель классификации допустимо распространить и на несовершеннолетних субъектов, которые выступают жертвами изученной группы преступных деяний.
4. Понимание механизмов формирования суицидальных установок крайне важно в профилактике суицидального поведения подростков, а также в деятельности правоохранительных органов, к числу задач которых относится предупреждение и пресечение преступных деяний, связанных со склонением несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством информационно–телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Нами осуществлена систематизация социально–демографических характеристик субъектов изученной группы преступлений, результаты которой представлены в форме наглядного иллюстрационного материала. К числу основных характеристик отнесены возраст, семейное положение, образование, судимость, место жительства, трудовая занятость.
6. Основываясь на данных об особенностях криминального поведения и мотивации преступного деяния предложена дифференциация типичных субъектов изученной группы преступлений:
субъекты, действующие в отношении одиночной цели (жертвы);
субъекты, которые взаимодействуют с неопределенным кругом несовершеннолетних лиц через Интернет путем создания групп смерти.
7. Результатом анализа типичных нравственно–психологических характеристик преступника выступил вывод о том, что для него характерно наличие серьезных проблем в семье, в учебных заведениях, в других коллективах. Субъекты изученной группы преступлений понимают тонкости психологии подростка и умело манипулируют сознанием своей жертвы (в том числе, на основании своего собственного опыта). Их характерными личностными качествами являются неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, отчужденность от позитивных социальных ценностей, проблемы в выстраивании непосредственного межличностного контакта.
8. Наиболее распространенной формой склонения несовершеннолетнего к самоубийству выступает вовлечение его в суицидальную игру, в рамках которой преступник дает своей жертве задания, направленные на создание у нее аутодеструкции личности, в целях формирования негативной оценки собственной жизни.
Для систематизации заданий, составляющих сущность суицидальной игры как формы выражения действий, направленных на побуждение к совершению самоубийства, предложено дифференцировать их в рамках пяти основных групп: задания по самоповреждению; задания, направленные на распространение символики суицидальной игры; задания, направленные на разрушение границы восприятия опасности; задания, направленные на разгадку шифров; «проверка доверия».
9. Для элемента физической деятельности субъекта «действия, направленные на побуждение несовершеннолетнего лица к самоубийству» характерна стадийность реализации.
На первой стадии преступник стремится вовлечь несовершеннолетнее лицо в активную коммуникацию, в том числе, путем вступления в неформальное сообщество суицидальной направленности, для того, чтобы вызвать у него депрессивное состояние или усилить уже существующее эмоциональное расстройство. На второй стадии действия субъекта преступления направлены на формирование у жертвы заинтересованности в участии в суицидальной игре с предложением выполнять различные задания с последующим предоставлением иллюстрационного отчета (видео и фотосъемка).
10. Результатом научно–обоснованного соотнесения модели развития суицидального поведения жертвы и модели физической деятельности субъекта сделан вывод об их нахождении в прямо взаимосвязи.
Первый этап развития суицидального поведения – суицидальные тенденции жертвы, совпадает с первоначальными проявлениями физической деятельности преступника в виде вступления в контакт с несовершеннолетним и оказанием деструктивного воздействия на его психику путем вовлечения в суицидальную игру или совершение иных деяний.
Второй этап развития суицидального поведения – суицидальные действия жертвы, совпадают с преступной активностью субъекта в форме непосредственного склонения к самоубийству несовершеннолетнего: достижение «кульминации» суицидальной игры и внушение необходимости совершения суицида.
Третий этап развития суицидального поведения – постсуицидальный кризис, находится вне рамок воздействия преступника, поскольку его намерения в отношении жертвы следует расценивать как безуспешные. Несовершеннолетний совершает неудачную попытку суицида или отказывается от идеи совершения суицида. Однако повторное воздействие на жертву и обновление цикла развития суицидального поведения не исключается.
11. Одним из наиболее распространенных мотивов, побуждающих субъекта совершить преступное деяние, является мотив самоутверждения. Совершая действия, направленные на формирование суицидальных установок у несовершеннолетнего, преступник демонстрирует свои интеллектуальные способности и превосходство, испытывая определенную форму удовлетворения от возможности влиять на характер самоосознания и самовосприятия жертвы.
12. Одним из направлений совершенствования тактики производства допроса по делам о склонении несовершеннолетних к совершению самоубийства посредством сети Интернет, выступает разработка шаблонного интервью. Такая деятельность должна предполагать активное взаимодействие правоохранительных органов и специалистов в области детской и подростковой психологии. Представители правоохранительных органов контролируют соответствие шаблонного интервью требованиям уголовно–процессуального законодательства, а профильные медицинские специалисты (или педагоги) проводят анализ содержательной части допроса в аспектах недопущения причинения несовершеннолетнему психических травм, методов получения наиболее полной информации, адекватного взаимодействия следователя и несовершеннолетнего.
13. Собирание доказательственной информации в рамках производства таких следственных действий как обыск и выемка возможно с изъятием технических средств (электронных носителей информации), и без такого, путем копирования необходимых сведений.
13. Предложена дифференциация судебных экспертиз, проводимых по изученной категории уголовных дел, на общие, производство которых необходимо при расследовании всех фактов совершения преступных деяний, и специальные (ситуативные), востребованность которых обусловлена обстоятельствами конкретного уголовного дела.
При этом, к числу основных ситуативных экспертных исследований отнесены судебно–медицинская, баллистическая и почерковедческая судебные экспертизы.
14. Производство комплексной судебной психолого–психиатрической экспертизы позволяет одновременно разрешить, вопросы входящие в предмет исследования эксперта–психиатра о вменяемости лица и наличии у него болезненных изменений психики, а также определить индивидуально–психологические особенности личности подэкспертного лица.
15. Обосновывается необходимость разработки методики проведения двухсторонних экспертных психологических исследований, в целях выявления межличностного взаимодействия между предполагаемым преступником и жертвой в юридически значимой ситуации.
Подобные работы
- Доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства или содействие к совершению самоубийства и организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2023 - Самоубийство несовершеннолетних (в контексте ст. ст. 110-110.2 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая характеристика склонения и доведения до самоубийства.
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Уголовно-правовая характеристика доведения до самоубийства
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Преступления в сфере Интернет
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДОВЕДЕНИЯ ДО САМОУБИЙСТВА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



