Содержание 2
Перечень сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Формирование оборонно-промышленного комплекса России 6
1.1 Сущность оборонно-промышленного комплекса 6
1.2 История формирования оборонно-промышленного комплекса России 13
Глава 2. Современное состояние и актуальные проблемы оборонно-промышленного комплекса России 23
2.1 Анализ современного состояния оборонно-промышленного комплекса 23
2.2 Проблемы оборонно-промышленного комплекса 29
Глава 3. Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса России 34
3.1 Правовая и концептуальная база развития оборонно-промышленного комплекса 34
3.2 Создание госкорпораций, крупных отраслевых корпораций и интегрированных структур как способ повышения эффективности управления современным ОПК 45
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Приложение 1 57
Приложение 2 58
Приложение 3 59
Приложение 4 60
Оборонно-промышленный комплекс и Вооруженные Силы являются важнейшим средством для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность – это одна из особо важных потребностей государства и современного общества, а на сегодняшний день она приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач.
Из этого вытекает высокая необходимость постоянного и пристального внимания со стороны государства к вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов. Необходимость такого понимания обусловлена также событиями, происходящими в мире в наши дни.
В настоящее время, необходимо знать методы обоснования решений, способы и приемы для анализа планируемых и проводимых расходов в области экономики. Данные знания необходимы для увеличиения эффективности производства, производительности и качества работы, повышения эффективности управления в современных условиях. Особая важность при решении задач обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, поскольку здесь цена потерь от ошибочных или недостаточно обоснованных решений наиболее велика.
Осознавая актуальность исследований о важности вооруженных сил в наши дни, целью данной курсовой работы является с разных сторон рассмотреть оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации. Дабы провести, как можно более глубокий анализ, в данной работе будут рассмотрены такие существенные темы как история формирования оборонно-промышленного комплекса, влияние оборонно-промышленного комплекса на экономику, текущее состояние оборонно-промышленного комплекса, государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса и создание госкорпораций и крупных отраслевых корпораций как способ повышения эффективности управления оборонно-промышленным комплексом.
Объектом исследования в курсовой работе является оборонно-промышленный комплекс России. Предмет исследования – государственные политика в отношении оборонно-промышленного комплекса России.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении и анализе механизма проведения государственной политики Российской Федерации в отношении оборонно-промышленного комплекса. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи. Во-первых, рассмотреть с различных сторон понятие «оборонно-промышленный комплекс», рассмотреть место, занимаемое оборонно-промышленным комплексом в экономике России. Во-вторых, изучить историю формирования оборонно-промышленного комплекса. В-третьих, охарактеризовать текущее состояние и актуальные проблемы. И, наконец, в-четвертых, проанализировать политику государства и проводимые программы в отношении оборонно-промышленного комплекса.
Цели и задачи исследования определяют структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Первая глава состоит из двух взаимосвязанных параграфов. В первом параграфе рассматриваются теоретические аспекты понятия «оборонно-промышленный комплекс», его важность для Российской Федерации и экономики страны. Во втором параграфе подробно рассматривается история формирования оборонно-промышленного комплекса.
Во второй главе определяется современное состояние оборонно-промышленного комплекса в первом параграфе и актуальные проблемы во втором.
В третьей главе описывается правовая и концептуальная база развития оборонно-промышленного комплекс в первом параграфе и создания госкорпораций, крупных отраслевых корпораций и интегрированных структур как способ повышения эффективности управления современным ОПК
В заключении сделаны выводы по результатам исследования.
В современных условиях ОПК играет ведущую роль в безопасности страны, экономическом обеспечении обороны и в стимулировании прогрессивных изменений во всей национальной экономике. Функцией ОПК является поддержание оборонной достаточности и территориальной целостности российского государства.
Развитие ОПК России имеет свою историю, которая тесно связана с той политикой, которая проводилась Россией по обеспечению национальной безопасности и укреплению военно-экономического потенциала страны, являющегося, материальной основой силовых структур государства. Россия, находясь в сложной стадии перехода к новой социально-экономической формации, вынуждена строить новую стратегию своего развития: социального, военного, культурного, экономического и др.
На протяжении последних десятилетий экономическое благополучие Российской Федерации напрямую определялось поступлением доходов от минерально-сырьевой базы. В сложившейся ситуации после появления разногласий с западными партнерами появился спектр проблем, с которыми пришлось столкнуться ряду отраслей, приведя их в состояния инертного роста. Выходом из такого положения может стать толчок, который может быть дан оборонно-промышленным комплексом. В ОПК сосредоточена большая часть передовых технологий военного и гражданского назначения, сконцентрированы высококвалифицированные кадры отечественной научно-промышленной сферы. Оружие было и остается наиболее дорогим, наукоемким и, следовательно, выгодным для производства и продажи товаром. ОПК выпускает конкурентоспособную продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке. По статистическим данным, по объёму экспорта вооружений, Россия находится на 2-м месте в мире.
Формирование военно-промышленных производств и их дальнейшая интеграция в единый, оборонно-промышленный комплекс, протекало постепенно, в течение многих десятилетий. По завершению этого процесса сформировалась устойчиво функционирующая система, способная реагировать на различные, но необходимые, реформирования, которые происходят с ОПК в последнее время. В то же время, происходило объединение не только предприятий, непосредственно производящих продукцию для военных нужд, но и большое количество научно-исследовательских, конструкторских бюро и учебных заведений. Они все были связаны необходимостью обеспечения национальной безопасности по средствам создания материальной основы силовых структур государства.
В современных условиях возрастающее влияние ОПК на темпы и качество экономического роста, обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования его организационной, научно-производственной и финансовой структуры. Выработки комплексных решений для развития ОПК, исследований свойств и особенностей экономических механизмов его регулирования, адаптации этих механизмов к быстро изменяющимся условиям, которые обеспечат национальную безопасность. Имея установленные на государственном уровне стратегические приоритеты развития ОПК страны, предприятия ОПК должны обеспечить их реализацию, конкретизируя целевые установки с учетом своих внутренних возможностей.
Стратегическое значение ОПК для обеспечения военно-экономической безопасности и социально-экономического развития страны предопределяет его место среди ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации.
Стратегия развития такой сложной системы, как ОПК, должна определять политику, охватывающую интересы не отдельного предприятия (корпорации) или отдельной оборонной отрасли либо их совокупности, а государственные интересы в области обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Именно такой вектор развития ОПК сложился в России. Минпромторг России в соответствии с утвержденными положениями получил функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ОПК. Формирование и реализация государственной политики в области развития ОПК Российской Федерации осуществляется в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации «Основами государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Основами военно-технической политики на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», планами мероприятий по их реализации, нормативными правовыми актами, стратегиями развития отраслей ОПК, долгосрочными федеральными программами, поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации с учетом Стратегии национальной безопасности РФ, Военной доктрины РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ.
В настоящее время, особое внимание в России уделяется созданию ГК, крупных отраслевых корпораций и интегрированный структур как способу повышения эффективности управления ОПК. Проведенный в данной работе анализ подтвердил, что усилия государства по созданию крупных интегрированных структур в ОПК приводят к повышению эффективности и результативности работы, входящих в эти структуры предприятий.
1) Материалы совещания Президента Российской Федерации В.В.Путина в ОАО «Военно-промышленная корпорация Машиностроение» по вопросам качества продукции ОПК, 26 октрября 2015 года. Режим доступа: http://government.ru/department/79/events/ (дата обращения: 03.11.2016)
2) «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для ОПК и безопаности РФ» Федеральный закон от 21.07.2014 №213-ФЗ // Российская газета 23.07.2014 №63
3) «О некоммерческих организациях» (в ред. От ФЗ-274 от 8 июля 1999 года) ФЗ №-7 [Электронный ресурс]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.12.2016)
4) «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014. ФЗ №488-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.12.2016)
5) «Основные положени стратегии развития ПАО “ОАК” до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uacrussia.ru/ru/ (дата обращения: 03.11.2016)
6) Письмо Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 года №2141-ЭН/Д06 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// economy.gov.ru/ (дата обращения: 11.03.2017)
7) Постановление правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №733 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства РФ по военно-промышленным вопросам» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.03.2017)
8) Постановление Правительства РФ от 20 апреля 2006 года №224 «О мерах по реализации Указа Президента РФ №140 “Об открытом акционерном обществе “Объединенная авиастроительная корпорация”» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.03.2017)
9) Приказ Федерального агенства по промышленности №59 «Об утверждении временных положений о структурных подразделениях Федерального агенства по промышленности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 04.04.2017)
10) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена указом Президента №537 - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 06.04.2017)
11) Указ Президента РФ от 28 февраля 2006 года №140 «Об открытом акционерном обществе “Объединенная авиастроительная корпорация”» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 15.04.2017)
12) Указ Президента РФ от 12 мая 2008 года №721 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.04.2017)
13) Указ президента РФ от 25 мая 1999 г. №651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 01.05.2017)
14) Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.05.2017)
15) Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.05.2017)
...