Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования концептов в фольклорных текстах 6
1.1 Понятие «концепт» в современной лингвистике 6
1.2 Подходы к изучению понятия «концепт» 10
1.3 Структура концепта 16
1.4 Методы анализа, используемые при изучении концептов 20
1.5 Специфика колыбельных как фольклорного текста 24
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Исследование концептов в английских колыбельных 30
2.1 Концептуальный анализ английских колыбельных 30
2.2 Классификация концептов английских колыбельных 38
2.3 Влияние колыбельных на современную культуру 60
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
В связи с возрастанием роли антропоцентрического, культурологического и когнитивного подходов к исследованию языка как источника сведений о концептуальных структурах сознания, возрастает число исследований, посвященных концептам. Такие исследования занимают все более важное место в современном языкознании.
Концепты могут получать разное формально-материальное выражение в языке с помощью слова, выражения, текста. Исследование национально детерминированных концептов обычно осуществляется на базе слов с глубоким семантическим потенциалом. Одна из стратегий описания базовых концептов культурно-языкового сознания содержится в описании отдельных концептов на конкретно избранном языковом материале.
Культурный фонд языка является одним из продуктивных источников исследования лингвокультурных концептов. Колыбельные песни представляют собой структурно-семантически организованную систему. Они фиксируют константы сознания и культуры, значимые для всех носителей этого языка, определяют систему оценок окружающего мира, являются единицами, позволяющими выделить и проанализировать базовые концепты.
В структуре лингвокультурного концепта центральное место занимает ценностный элемент, служащий детерминирующим ядром культуры.
Актуальность данной работы заключается в возрастающем интересе исследователей фольклора к жанру колыбельной песни. Английская фольклористика не располагает обширным фондом колыбельных текстов. Это связано, в первую очередь, с тем, что они в своё время не были собраны. Теперь, когда носителей традиционной культуры с каждым годом становится меньше, возможность сбора подлинных текстов представляется всё более маловероятной. Тем ценнее для исследователей уже записанные колыбельные и важнее их тщательный анализ.
Актуальность работы также определяется значимостью проблемы взаимосвязи языка и культуры, интересами исследователей к соотношению лингвистики и культуры.
Характерной чертой современной гуманитарной науки является поиск смысловых и языковых доминант национальной личности. В иерархии мировоззренческих этических концептов ментальности общества одно из важных мест занимают, с нашей точки зрения, концепты.
Они обладают национальной спецификой и являются зеркалом, в котором отражаются ментальные, правовые, демографические, культурные стороны жизни современного общества.
Объектом исследования в работе являются 55 колыбельных песен английского языка.
Предмет исследования: лингвокультурологические аспекты концептов.
Цель работы заключается в исследовании особенностей концептов в колыбельных песнях английского языка в рамках лингвокультурологического аспекта.
Исходя из цели исследования, формируются следующие задачи работы:
- изучить теоретические особенности концепта в лингвистике;
- проанализировать подходы к изучению концепта;
- рассмотреть структуру концепта;
- провести концептуальный анализ английских колыбельных;
- провести систематизацию концептов английских колыбельных песен;
- определить значение колыбельных песен для современного общества.
Теоретическая значимость состоит в определенном вкладе в дальнейшее развитие теории концептологии, в теорию сравнительно-сопоставительного языкознания и лексикологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и основные положения работы могут использоваться в курсах лекций по сравнительному языкознанию, когнитивной лингвистике и лексикологии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Библиография состоит из 66 наименований, 8 из которых – англоязычные.
Колыбельная песня является первым этапом формирования в человеке чувственного восприятия. Активная речевая деятельность, наличие музыкального ритма, повторов, а также родственная связь с адресантом подсознательно воспринимаются младенцем как чувственные образы, которые в будущем постепенно станут образами мыслительными. Из этого следует, что колыбельные есть не только древнейшая форма народной лирики, но и необходимый для гармоничного взросления человека компонент развития.
В данной работе был проведен концептуальный анализ традиционных английских колыбельных. Значительная часть работы посвящена исследованию подходов к изучению понятия "концепт" и различных определений понятию, которые дают исследователи в различных разделах лингвистической науки. Бала обнаружена некоторая система в имеющихся определениях: концепт – идеализированное образование, отличающееся высокой степенью абстрактности; будучи объемной в смысловом отношении единицей, концепт приоткрывает завесу в языковую картину мира народа. Итак, по результатам теоретического исследования концепт – это условная ментальная единица, предоставляющая неоценимую помощь в комплексном изучение языка, сознания и культуры. Концепт является ментальной проекцией элементов культуры в сознании индивидуума и общества и oпредмeчиваeтся в языке/речи.
Для достижения целей исследования были использованы анализ словарных дефиниций имен концептов и их синонимов, а также контекстуальный анализ текстов песенного дискурса.
В результате концептуального анализа английских колыбельных было обнаружено 13 ведущих концептов: животные, природа, призыв ко сну, подарок, сон, сновидения, усталость, мечта, забота, ангел, мать, ребенок. После систематизации выявленных основных концептов по тематическому признаку часть из них была отнесена к двум основным группам: группа "природа" и группа "сон". Важнейшей для тематического состава колыбельных оказалась группа "природа". Наиболее часто встречающийся концепт – ребенок. Данные выводы вполне закономерны, если учитывать специфику колыбельной как фольклорного текста и ее назначение.
Дальнейшие исследования в данной сфере могут быть посвящены сравненительному концептуальному анализу корпуса английских колыбельных с русскими. Это позволит внести дальнейший вклад в сопоставительное языкознание, фольклористику, теорию концептологии.
1. Абиева, Н.А. Картина мира и языковая номинация // Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков, 2010. Вып. 4. С. 158-172.
2. Александрова А. Е. Концептуальная область возраста в лингвокультурологическом и лингвометодическом аспектах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. №18. С. 108-113
3. Алексеев, Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Политиздат, 2008. 126 с.
4. Алефиренко, Н.Ф. Методологические основания исследования проблемы вербализации концепта // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки, 2004, № 2. С. 60-66
5. Алпатов, В.М. О сопоставительном изучении лингвистических традиций: (К постановке проблемы) // Вопросы языкознания, 2010, № 2. С. 195.
6. Анашкина, Н.Ю. Отражение национальной картины мира в произведениях английского детского фольклора // Человек. Язык. Искусство: Материалы международной научно-практической конференции / МПГУ, М., 2012. С. 256 - 258.
7. Анашкина, Н.Ю. Функции языка фольклора в процессе межкультурной коммуникации //Информация - Коммуникация - Общество: Материалы международной научной конференции / СПбГЭТУ «ЛЭТИ». СПб., 2013. С. 235.
8. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высш. шк., 2014. С. 225.
9. Апресян, В.Ю. Языковая картина мира и системная лексикография // Языки славянских культур. М., 2015. С.187.
10. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания, 2005, № 1. С. 327.
11. Арутюнова, Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке, 2010. С. 219.
12. Арутюнова, Н.Д. Введение. Логический анализ: ментальные действия. М.: Просвещение, 2013. 200с.
13. Архипов, И.К. Картина мира, живой язык и классификация его системы // Вопросы романо-германской филологии (лексикология, грамматика и текстология), 2014. С. 3-7.
14. Аскольдов-Алексеев С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 2007. С. 279.
15. Бабий, С.Н. Личность и языковая картина мира // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе, 2014. С. 215.
...