Введение 3
Глава 1. Понятие, эволюция и генезис оборота фальсифицированных лекарственных средств 14
1.1 Исторические аспекты развития рынка ФЛС 14
1.2 Понятие и виды фальсификации лекарственных средств 18
1.3 Предмет фальсификации лекарственных средств 26
Глава 2. Состояние, структура и динамика оборота фальсифицированных лекарственных средств 44
2.1 Роль государства в регуляции рынка ФЛС 44
2.2 Наиболее часто воспроизводимые фальсификаты 52
2.3 Лидеры подделок и контрафактов (в мире) 55
2.4 Вред контрафактных препаратов 57
Глава 3. Теоретические основы противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств. Инновации в законодательстве о ФЛС 59
3.1 Инновации в законодательстве о ФЛС 59
3.2 Меры по борьбе с контрафактными медицинскими препаратами 66
3.3 Уголовно–правовые меры противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств 73
3.4 Правовые коллизии, связанные с фальсификацией 86
Заключение 89
Список использованной литературы 96
Охрана прав и свобод граждан, особенно их жизни и здоровья, всегда была актуальной и важной проблемой государства. Назначенным Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» постоянное поддержание здоровья населения, которое обоснованно, в том числе, на системе важного лекарственного обеспечения, отнесено к наиболее важной составляющей национального здравоохранения и занимает там одно из самых главных мест в решении глобальных вопросов, касающихся, национальной безопасности государства.
Криминальная угроза лекарственной безопасности здоровья страны и населения связана, конечно, прежде всего, с оборотом фальсифицированных лекарственных средств (далее – ФЛС). На российском фармацевтическом государственном рынке их количество весьма крайне значительно.
В рамках стратегически важных мероприятий Росздравнадзора каждый год из обращения изымается свыше 30 (тридцати) торговых наименований 80 (восьмидесяти) серий ФЛС, 6 наименований 180 серий фальсифицированных лекарственных фармацевтических субстанций и около 1000 серий готовых лекарственных средств, которые произведены из данных субстанций. Видно, что фармацевтический рынок весьма и весьма переполнен лекарственными фальсификатами самой низкой себестоимости, которые легко конкурируют с легальной фармацевтической продукцией в России. ФЛС являются разумеется крайне опасными, прежде всего, потому, что принимаемые конечным потребителем как необходимые для жизни средства, они не оказывают ему терапевтического эффекта и, разумеется смогут его привести к безуспешному лечению, создать для него угрозу для здоровья или даже самой жизни. Несмотря на то, что проблема ущерба от оборота ФЛС предположить и подсчитать разумеется трудно, федеральные и региональные бюджеты разных уровней не получают миллиарды рублей дохода и прибыли, которые конечно же оседают в «карманах» организованной преступности (ОПГ). Таким образом, оборот ФЛС в России наносит крайне ощутимый вред здоровью, жизни, благополучию, и социальному положению населения, авторитету органов власти и управления, а также международному престижу, инвестиционному положению, экономике страны.
Сложившаяся на национальном фармацевтическом рынке сложная обстановка требует быстрой активизации противодействия конкретным данным преступлениям. Между тем, существующий ныне механизм защиты уголовно-правовой охраны лекарственной безопасности и благополучия здоровья населения нельзя никак признать совершенным ни с позиции его доктринальной научной проработки, ни с позиции правоприменительной практики России. Норма, которая предусматривающая реальную уголовную ответственность согласно УК РФ, непосредственно за обращение ФЛС, была включена законодателем в УК Российской Федерации (далее – УК РФ) ФЗ от 31.12.2014 № 532–ФЗ, однако, к сожалению, и она не отвечает полностью требованиям сложившейся на фармацевтическом рынке разрастающейся криминальной ситуации в России. Поэтому, стоит заметить, что в настоящее данное время ряд важных проблем уголовно-правовой оценки криминальных деяний в сфере с оборота ФЛС так к сожалению и не получил своего разрешения на практике.
Отсутствие единого взаимопонимания признаков криминальных преступлений в сфере оборота ФЛС, грамотного уголовного определения понятия «фальсифицированное лекарственное средство», лишь порождает не только трудности учета и контроля за крайней распространенностью данных преступлений, но а так же и проблему эффективного уголовно–правового противодействия этому рассматриваемому виду преступлений.
Кроме того, стоит отметить, что действующая редакция нынешней статьи 238.1 УК РФ охватывает к сожалению, далеко не весь спектр общественно опасной криминальной деятельности по обороту ФЛС в России, но а также вступает в правовую коллизию с иными нормами уголовного и административно-правовыми нормами об ответственности за действия, которые связанны с оборотом ФЛС (ст. 235.1 УК РФ, ст. 6.33 КоАП РФ). Отмеченные нами пробелы и изъяны требуют тщательного научного переосмысления и выработки мер качественного дальнейшего реформирования в области уголовно–правового противодействия обороту ФЛС в РФ.
Масштабность, постоянный прирост преступлений и развитие криминогенной обстановки в сфере оборота ФЛС требуют их тщательного и глобального научного исследования и как явления в российской действительности с выявлением всех детерминантов, так и составлением полноценных криминологических портретов личности преступников, их поведения, и определением обще-социальных и специальных мер активного противодействия.
Лекарственные препараты могут предупреждать болезнь или улучшать здоровье больных, но при условии, что они не наносят вреда, обладают полезными свойствами, имеют отличие от поддельных медикаментов достойным качеством и эффективно используются. Из четырех упомянутых выше признаков, качество определяет степень эффективности и безвредности медикамента. Лекарства, не соответствующие стандартам качества, могут пролонгировать период выздоровления человека, а также отягчить состояние больного. Именно это значит, что обеспечение соответствующего качества, например, основных лекарственных препаратов, является важным в деле эффективной реализации Российской лекарственной политики, а также и программ здравоохранения стран с развитой и развивающимися экономиками. Подлинность и качество лекарственных препаратов являлись предметами спора, начиная древних времен. Главную ответственность за надлежащее качество лекарственных препаратов несут, правительство, производители таких препаратов, дистрибьюторы и пациенты. Сложно поспорить с тем, что роль каждого из них в обеспечении надлежащего качества является незаменимой. Мы склонны полагать, что производители обязаны нести разные виды ответственности: экономическую, административную, социальную. Именно таким образом будет достигнута новая точка отсчета в этой отрасли.
Целью данной курсовой работы является наиболее глубоко изучить проблему правовых проблем фальсификации лекарственных препаратов, выявить причины и масштабы распространения таких медикаментов, рассмотреть меры по борьбе с контрафактной продукцией. Изучение данной темы является достаточно актуальным, т.к. на данный момент в нашей стране не сложилось однозначной правоприменительной практики борьбы с контрафактом, в нашем законодательстве сравнительно недавно появились соответствующие уголовные статьи, предусматривающие серьезные меры по наказанию лиц, которые занимаются производством контрафактных медицинских средств. Фальшивые лекарственные средства чреваты развитием серьезных патологий или могут привести к смертельному исходу. Именно распространенность подпольного рынка поддельных препаратов приносит ущерб, и порой этот ущерб для конечного потребителя огромен. К тому же, стоит заметить, что от контрафакта страдает и государственная система, система здравоохранения и многие другие.
Сложившееся на сегодняшний день в нынешнем уголовном праве России, российской криминологии, а также правоприменительной практике бедственное положение дел не дает оснований в полной мере рассчитывать на качественно существенное повышение эффективности принятых мер противодействия незаконному обороту ФЛС действующими в данный момент средствами а так же методами, что свидетельствует об крайне высокой и релевантной актуальности избранной нами темы диссертационного исследования.
Отдельные криминологические и уголовно-правовые аспекты а так же проблемы оборота ФЛС уже рассматривали в своих работах такие именитые учёные, как Д. И. Аминов, А. Г. Блинов, А. И. Гуров, А. И. Долгова, А. Г. Заблоцкая, С. В. Изосимов, Т. М. Клименко, Е.В. Кобзева, Н. Ф. Кузнецова, В. Д. Ларичев, Н. А. Лопашенко и другие авторы. Однако, стоит сказать, что несмотря на кардинально возросший интерес современной юридической науки, общества, к проблемам всеобъемлющего обеспечения безопасности здоровья, благополучия населения и лекарственной безопасности страны, системное и тщательное исследование уголовно–правовых и криминологических вопросов комплексного противодействия обороту фальсифицированной нелегальной фармацевтической продукции до настоящего времени наших дней предпринято не было в принципе.
Новизна диссертационной работы в целом определяется также и такими результатами исследования как:
1. Результаты комплексного исторического анализа оборота ФЛС в России и уголовной, административной ответственности за его совершение, которые свидетельствуют о том, что существование данного явления в значительно-серьезных масштабах со времен начала развития фармацевтической отрасли. Появление ФЛС в России на фармацевтическом рынке (особенно, это важно для нашей экономики) обусловлено, прежде всего тем, что отсутствует должного законодательное регулирование. Только в 2004 г. в РФ было законодательно закреплено понятие ФЛС. Исторически тема борьбы для российского государства с ФЛС никогда не была первоочередной особой задачей, поэтому нормы настоящего уголовного законодательства в этой части об ответственности за уголовный оборот ФЛС в России отсутствовали, исходя из практики судов, вплоть до самого 2014 года. Действующая же в сейчас в настоящее время статья уголовно-правовой нормы (ст. 238.1 УК РФ) и представляется нам не очень совершенной, и требует очень серьезной доработки и улучшения.
2. Современное нынешнее состояние национальной системы противодействия изучаемому явлению (фальсификатам) характеризуется тем, что существует:
− отсутствие единого выверенного подхода к частному определению реальных действительных масштабов распространения и развития данного явления в стране и обществе;
− несоответствием настоящей российской нормативно–правовой базы в этой сфере современным нормам международного права в частности;
− наличием в большом количестве в действующем современном российском уголовном законодательстве и правоприменительной практике несовершенной нормы закона об ответственности за преступления в сфере оборота ФЛС;
− невозможностью разумного и равноправного планирования настоящих целевых профилактических и упреждающих мероприятий
− непринятием и отсутствием понимания масштабов проблемы Правительством РФ, МВД России, Росздравнадзором эффективных мер по защите прав производителей лекарственных средства, а также и потребителей лекарственных средств.
3. Подделанное лекарственное средство – это такой препарат, или же вещество, выдаваемое подпольно за лекарство, но фактически действительно не являющееся таковым, и состав которого так или иначе умышленно или частично, либо же полностью был изменен в эту сторону ухудшения (искажения) его качества, и (или же) сопровождаемое заведомо неполной (или же) недостоверной (в частности, ложной) информацией о его составе, а так же о его сроке годности, и, главное, условиях хранения, или других данных препаратов.
4. Классификация действительных видов ФЛС:
а) по источнику их происхождения (изготовления):
− промышленного производства, лаборатория, завод;
− кустарного производства, подпольная лаборатория;
б) по способу их фальсификации (или реализации):
− ложная недостоверная информация в инструкции касаемо применения лекарственного средства а так же и на его упаковке её несоответствие;
− фальсифицированный процент содержания лекарственного препарата прекуранта (это такие препараты, которые не включают все ингредиенты состава зарегистрированного в реестре лекарственного средства; препараты, иначе, говоря, содержащие ингредиенты, которые не указаны в инструкции к упаковке, к по применению лекарственного средства; Или же препараты, которые содержат такое активное вещество или же его ингредиенты в больших или очень больших, либо же в меньших или особо меньших количествах).
Кроме того, заметим, что современные тенденции нынешнего оборота ФЛС, масштабность конкретно данного явления, а также его полное несовершенство в части национального законодательства ставят для нас все новые и новые вопросы, которые требуют своего скорого разрешения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с противодействием обороту ФЛС уголовно–правовыми и криминологическими средствами и вызванные им правовые последствия.
Предмет настоящего исследования – это те нормы российского уголовного законодательства, которые предусматривают ответственность за такие деяния, которые связанны, в первую очередь, с оборотом ФЛС, а также статистические данные, и включая материалы следственно–судебной практики, которые касаются уголовной ответственности за конкретно данные составы преступления.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является наиболее полное формирование концептуального подхода к правильному разрешению уголовно–правовых и криминологических проблем противодействия и последствий оборота ФЛС и разработка оправданных научно обоснованных предложений, которые касаются совершенствования в соответствующей его части ныне действующего уголовного национального законодательства, практики применения, а также оправданных мер предупреждения рассматриваемого явления.
Наличие поставленной нами цели обусловило такую необходимость разрешения следующих задач:
1. Выявить весь отечественный опыт, касающийся уголовно–правовой регламентации оборота в рамках ФЛС в России;
2. Установить данные закономерности оборота ФЛС;
3. Раскрыть само содержание понятия ФЛС и сформулировать их дефиницию;
4. Выделить все необходимые виды ФЛС и провести их классификацию;
5. Определить само понятие преступности в сфере фармацевтической деятельности;
6. Сформулировать само понятие оборота ФЛС, как рационально общественно опасного деяния, имеющего последствия;
7. Установить такие причины и условия, которые способствуют обороту ФЛС в России;
8. Разработать такую криминологическую модель лиц, которые осуществляют оборот ФЛС, а так же определить их мотивацию их преступной активности;
9. Раскрыть само содержание понятия состава преступления, которое предусмотрено нынешним законодательством
10. Обозначить предложения по улучшению, совершенствованию уголовного закона, который предусматривает ответственность за оборот ФЛС (в частности это ст. 238.1 УК РФ);
11. Предложить возможный комплекс таких обще-социальных и специальных криминологических мер а так же эффективных мероприятий по самому противодействию обороту ФЛС.
Методологической основой, ставшей основой работы выступает диалектический метод, подразумевающий познания социально–правовой действительности, и позволяющий нам отразить эту взаимосвязь с теорией и практикой, форм и содержаний предмета диссертационного исследования, процессов развития, а так же качественных изменений самого рассматриваемого же явления, а также основывающегося на этом диалектическом методе другие известные общенаучные методы, например: познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, системный, абстрагирование и др.).
Кроме того, заметим, в ходе проведения нами диссертационного исследования, применялись такие частно-научные методы как формально–юридический, историко-правовой, сравнительно–правовой и правового моделирования), а так же в том числе и методы эмпирического уровня (обобщения российской судебной практики, уголовно– статистический и остальные).
Правовую основу диссертационного исследования составили: Конституция РФ, международные – правовые акты, действующий Уголовный кодекс РФ, иные федеральные законы и совокупность ведомственных нормативно–правовых актов, регламентирующие противодействие обороту ФЛС, уголовное законодательство зарубежных стран, международное право и др.
Теоретическую основу квалификационной работы составили фундаментальные труды отечественных и заграничных ученых, в частности в области уголовного права и криминологии Ю.М. Антоняна, А.Г. Блинова, А.Н. Варыгина, Г.В. Вериной, А.И. Долговой, А.Г. Заблоцкой, А.Г. Кибальника, М.И. Ковалева, А.Н. Красикова, П.К. Кривошеина, Л.Л. Кругликова, В.Н. Кудрявцева, Н.А. Лопашенко,С.В. Максимова, В.В. Мальцева, А.В. Наумова, П.Н. Панченко, А.А. Пионтковского, Б.Т.Разгильдиева, А.И. Рарога, Ф.Р. Сундурова, а также в области международного права, в области истории государства и права, в области психологии и других наук.
Научная новизна нашего исследования определяется теми условиями, что нами сформирован определенный концептуальный подход к кардинальному разрешению уголовно–правовых, а так же криминологических проблем самого противодействия обороту ФЛС, были разработаны научно обоснованные предложения, позволяющие затронуть в совокупности тему по совершенствованию в соответствующей части ныне действующего уголовного законодательства, в части практики его применения, а также мер предупреждения рассматриваемого нами явления.
Результаты проведенного исследования позволили нам обосновать выводы, предложения и рекомендации, способные объективно отразить масштабы проблемы и выработать оптимальные меры противодействия обороту ФЛС.
На сегодняшний день складывается критическая ситуация на фармацевтическом рынке России. Объем оборота ФЛС с каждым годом увеличивается. Это подтверждают данные о выявленных ФЛС, приведенные нами в тексте работы.
В работе проведен исторический анализ изучаемой проблемы. Ретроспективно прослежена эволюция российского уголовного законодательства, регулирующего отношения в данной сфере и предусматривающего уголовную ответственность за совершение изучаемых деяний, что свидетельствует о сложности квалификации преступлений, связанных с оборотом ФЛС в нашей стране. Указанное деяние существовало с момента зарождения фармацевтической отрасли, норма об уголовной ответственности за его совершение отсутствовала и отсутствует сегодня. Основной закон, регулирующий обращение лекарств на территории РФ, не совершенен и не предусматривает общие начала об ответственности за оборот ФЛС.
Данная проблема является международной, однако, изучая и сравнивая российское законодательство с законодательством зарубежных стран в данной сфере, автор делает вывод, что проблема оборота ФЛС в России в недостаточной мере изучена и не осознается вся степень общественной опасности данного деяния. На этом фоне в России до сих пор не выработаны единые подходы к определению реального положения дел с оборотом ФЛС. Действующее российское уголовное законодательство закрепляет норму об ответственности за преступления в сфере обращения фальсифицированных лекарств, которая содержит ряд недостатков, что не позволяет вести эффективную борьбу с данными деяниями, планировать целевые профилактические мероприятия, обеспечивать должный уровень ответственности виновных лиц. Принимаемые правительством, Министерством внутренних дел, Росздравнадзором по защите прав производителей и потребителей меры не скоординированы и не основаны на системном подходе к решению проблемы.
На основании проведенного исследования диссертантом определено понятие ФЛС. ФЛС - это такой препарат или само вещество, выдаваемое фальсификатором за лекарство, но действительно не являющееся в действительности таковым, и состав которого был умышленно или частично и (или) полностью изменен в худшую сторону, сторону ухудшения качества, и (или) сопровождаемое заведомо некорректной, неполной или недостоверной (ложной) информацией о его химическом составе, сроке его годности, условиях его хранения и других необходимых данных препарата.
Виды ФЛС можно выделить:
1) по источнику изготовления (промышленного и кустарного производства); 2. по способу фальсификации (с ложной информации содержащейся в инструкции по применению и использованию лекарственного средства и в том числе на упаковке, с фальсифицированным содержанием лекарственного препарата (последние разделяются по составу на препараты, которые не включают в свой состав все ингредиенты зарегистрированного; это препараты, которые содержат ингредиенты, не указанные и не приведенные в содержании инструкции по применению и использованию лекарственного средства и в том числе, на упаковке; препараты, которые содержат абсолютно то же самое активное вещество или же содержащее его ингредиенты, но отличающиеся по дозировке, в больших или меньших количествах).
Оборот рынка фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств – это такое производство, включающее в себя изготовление, хранение или перевозку, сопряженную с сбытом средств и веществ, которые были фактически не являющимися лечащими средствами (лекарствами), но выдаваемые за них.
Обще-социальные факторы, такие факторы, которые способствуют обороту в рамках рынка ФЛС: бурное развитие которого обеспечено участием частного предпринимательства; низкий (или отсталый) технологический уровень современных отечественных национальных фармацевтических производственных предприятий; юридическая и экономическая самостоятельность, правовой нигилизм аптечных организаций; неконтролируемый рынок: большое число присутствия иностранных производителей и фирм, которые занимаются реализацией на рынке ФЛС; отсутствие контроля в части увеличения оптовых и разнообразных розничных организаций, которые производят продукт; полное отсутствие реального льготного финансово–кредитного обеспечения и государственной поддержки производства и фармацевтических предприятий; большой объём, ассортимента, выбора, и потребности в спросе лекарственных средства; высокая интенсивность заболеваемости населения страны; зависимость эффекта здравоохранения от действующего функционирования в сфере оборота лекарств; А так же высокая зависимость и контроль ценообразования на лекарственные средства от важных эпидемий связанных с повышением заболеваемости населения; и подавляющее преобладание неконтролируемого на рынке товарооборота частного предпринимательства.
В работе достаточно полно изучены детерминанты данного вида деяния, которые достаточно объективно отражают всю совокупность противоречий развития общественных и экономических отношений в стране. В работе автором выделены экономико-социальные, нормативно–правовые, политические, организационные комплексы причин, способствующих распространению деяний, связанных с оборотом ФЛС на фармацевтическом рынке страны. Среди них необходимо выделить главные причины: несовершенство российского законодательства, регулирующего данную сферу; большое число посреднических компаний, увеличение частной мелкой торговли, слабые надзорные и контрольные функции государства за оборотом лекарственных средств и другие.
В результате исследования автор пришел к выводу, что совершать данное деяние, могут фактически лица, наделенные специфическими свойствами в виде знаний в области фармацевтики, как правило, это работники фармацевтических предприятий. Достаточно высокий социальный статус таких лиц подразумевает наличие у них специальных познаний и определённого опыта работы. Криминологический сложившийся тип типичного субъекта преступления, его лица, которое занимается незаконным оборотом ФЛС, и представляет из себя великовозрастного мужчину в среднем в возрасте примерно около 40 лет, и незаконно действующего, нарушающего закон в составе организованной преступной сформированной группы, а так же непосредственно контролирующего сам процесс оборота ФЛС начиная с процесса производства и до конца его реализации на "чёрном" рынке. Как мы заметили, как правило, им является такой человек, который так или иначе имеет законченное высшее медицинское или же, например (и что более очевидно) фармацевтическое образование, он был или в данный момент трудоустроен, обладает ранее заработанной репутацией (возможно, профессиональной) и определенным социальным статусом, и обладает перечнем широких возможностей для занятия ФЛС, как правило это ранее не судимый субъект, с обладанием деформацией разной степени в области развития нравственного и чаще всего правового компетенции и сознания, обладающий гипертрофированными потребностями и чаще всего обостренными материальными потребностями.
Складывающаяся на данный момент во всем мире обстановка в развивающейся, и, однако, слабо контролируемой, сфере оборота и реализации лекарственных (биологических, а так же биологически активных) средств, ставит перед нами, мировым сообществом, учёным сообществом и в первую очередь правоохранительными органами приоритетную к исполнению задачу по ускорению активизации полноценной борьбы с их непосредственным оборотом на стремительно развивающемся фармацевтическом лекарственном национальном рынке. Правовой же основой для непосредственной активизации этой приоритетной борьбы и решения задачи должны служить сами законодательные акты, а так же главную роль должны играть акты, которые контролируют данную сферу деятельности. Недостатки непосредственно самого Федерального закона к сожалению никак не способствуют установлению стабильности в ключевой задаче - понимании и его применении в эффективном свете на практике. Учитывая всю важную социальную значимость данной проблемы широкого распространения рынка ФЛС нам необходимо будет сформулировать все основополагающие важнейшие понятия, так как не в первый раз поскольку их неточность напрямую способствует такому пагубному возникновению непреодолимых трудностей в самой практической научной и законотворческой деятельности при широком раскрытии и обстоятельном расследовании данной разновидности деяния. Для наиболее правильной и четкой квалификации таких деяний, связанных напрямую с оборотом ФЛС, по нашему мнению, было бы намного целесообразно внести такие важные и не терпящие отлагательства изменения в (УК РФ) национальное уголовное законодательство.
На практике, не менее активно таким образом должны будут себя проявлять себя и меры следующие виктимологической профилактики уголовных преступлений в активно развивающейся сфере широкого оборота ФЛС. Наиболее на наш взгляд действенными на практике правового применения представляются нам на наш взгляд следующие действительно действующие меры: такие как формирование повышенного и внимательного отношения граждан нашей страны к детальному изучению всех особенностей непосредственного производства разнообразных лекарственных средств а так же вопросов их сбыта; самостоятельная регуляция и самовоспитание в оценке жизненно-важной степени приобретенного заболевания и размера и величины стоимости последующего медикаментозного лекарственного лечения. Необходимо формировать оценочное мнение в использовании очень часто и широко рекламируемых в СМИ препаратов а так же лекарств БАД и возможных пагубных для организма непроверенных методик лечения.
Также важно сохранение записей о курсах лечения и аннотаций использованных лекарственных препаратов для проведения при необходимости химической экспертизы на предмет определения фальсификата; формирование культуры соблюдения правильного образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
Представленные меры способны укрепить правопорядок и законность путём сокращения объективных возможностей совершения деяний новыми лицами и их удержания от нарушения правовых запретов. Думается, что реализация хотя бы части указанных мероприятий будет способствовать повышению эффективности противодействия обороту ФЛС.
Резюмируя представленную работу, следует сказать, что проблема подделки лекарственных препаратов известна человечеству с древних времен. К сожалению, лишь в конце 20-ого столетия подделка медикаментов превратилась в глобальную проблему. В первый раз на эту проблему медицинское сообщество в лице ВОЗ обратило внимание в 1987 году, когда контрафактные препараты стали появляться в огромных масштабах, сначала в развитых государствах Азии, Южной Америки, а затем в развитой Европе. Эта проблема фальсификации лекарственных средств актуальна сегодня во всем мире. По данным ассоциации международных фармацевтических производителей на долю подделок приходится 8-10% фармацевтического рынка развитых стран. При общем годовом объеме мирового в $200-300 млрд. на долю контрафактных медикаментов приходится $14-21 млрд. Производство медикаментов становится одним из самых выгодных видов бизнеса после торговли оружием, наркотическими веществами. Подводя итог, следует заметить, что Российская Федерация встала на путь нормализации отношений в области повышения качества лекарственных препаратов, и значительному снижению фальшивых медикаментов. На наш взгляд, усиление карательных мер в уголовном законодательстве суть позитивное изменение, которое позволит контролировать деятельность в сфере фармацевтики.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 Российская газета. с изм. и допол. в ред. от 21.04.2014
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31.12.2001 № 195 //Российская газета. - 2001 г. с изм. и допол. в ред. от 17.11.2016
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ //Собрание законодательства РФ. с изм. и допол. в ред. от 28.03.2017
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ //Собрание законодательства РФ. с изм. и допол. в ред. от 28.03.2017
5. Уголовный кодекс Российской Федерации (Особая часть) от 13.06.1996 № 63–ФЗ //Собрание законодательства РФ. с изм. и допол. в ред. от 17.04.2017
6. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 № 390 // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 05.10.2015
7. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 № 61 //Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 03.07.2016
8. Федеральный закон от 08.01.1998 № 3–ФЗ (в ред. от 13.07.2015, 262–ФЗ) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 2, ст. 219; 2015. – № 29 (ч. I).
9. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 № 3 //Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 03.07.2016
10. Федеральный закон «Об основах охраны граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323 //Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 03.04.2017
11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 //Российская газета. – 2010. – 01.12.2010
Специальная литература
12. Алегин А. П. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка //Российский следователь. – 2011. – №. 5. – С. 24-27.
13. Алексеева А. П. «Противодействие» преступности и его отличие от других смежных понятий //Российский криминологический взгляд. – 2006. – №. 4. – С. 159-163
14. Мельников А. Девиация поведения личности //Известия. - 2010. - 06.04. - С. 3.
15. Али, С.А Фальсифицированные лекарственные средства и аналитические методы их обнаружения //Химико-фармацевтический журнал. - 2012. - №1. - С. 32.
16. Антонян Ю. М. и др. Некоторые отличительные особенности личности неосторожных преступников //Личность преступников и индивидуальное воздействие на них: Сб. научных-М.: Просвещение. – 2013.
17. Антонян Ю. М. Преступность в России: причины и перспективы //Материалы международной научно–практической конференции ВНИИ МВД России. – 2010. – С. 11.
18. Апазов А.Д. Состояние и перспективы развития лекарственного рынка России //Лекарственный рынок России. - 2009. - №1. - С. 51.
19. Арсанукаев, И. С Современный потребительский рынок: криминологический аспект //Российский следователь. - 2011. - №8. - С. 20.
20. Баева Е. Е. Изучение мнения потребителей лекарственных средств //Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – №. 3. – С. 66-69.
21. Безверхов А. Г. Системный подход в науке уголовного права //Системность в уголовном праве: матер. ІІ Российского конгресса уголовного права (г. Москва, 31.05.—01.06. 2007 г.)—М.: ТК Велби. – 2007. – С. 50-54.
22. Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности // Норма, 2008.– 448 с.
23. Волженкин Б. В. Уголовная ответственность юридических лиц // Санкт-Петербургский юридический институт генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010. – С. 40-44
24. Гаврилов Б. Я. Латентная преступность: понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики //М.: Проспект. – 2009. – С. 120
25. Гаврилов Э. П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика //М.: Экзамен. – 2012. – Т. 350. – №. 1.
26. Гурьянова М. Н., Балахонова Е. Г. История фальсификации лекарств в Российском государстве //Фармация. – 2014. – №. 2. – С. 21-22.
27. Дворянкин О. А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект //М.: Весь мир. – 2006. – Т. 464.
28. Демидов Ю. Н. Приоритетные национальные проекты и их защита от социально-бюджетной преступности: лекция //Домодедово: ВИПК МВД России. – 2009. – С. 57.
29. Демидов Ю. Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере //М.: Щит-М. – 2004. – С. 44-61.
30. Дикусар Е. А., Поткин В. И., Стёпин С. Г. Фармацевтическая Химия //Вестник фармации №. – 2013. – Т. 2. – С. 60.
31. Евстратов А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации //Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. – №. 5.
32. Егоров А. В. О совершенствовании мер борьбы с незаконным оборотом лекарственных средств //Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2014. – №. 4.
33. Ерофеев В. В. Преступления в сфере потребительского рынка: вопросы квалификации: учебно–методическое пособие //Сиб. ин-т МВД России, Улан-Удэн. фил. заоч. обучения.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ. – 2011.
34. Крыловецкая С. В. Фальсифицированные лекарственные средства: решение проблемы //Новая Аптека. – 2012. – №. 3. – С. 7-9.
35. Мешковский А. П. Реализация плана действий по борьбе с фальсифицированными медикаментами //Фарматека. – 2014. – №. 11. – С. 75-79.
36. Семен Х., Щелкунов Г. Развитие рынка ФЛС в России // Ремедиум. – 2013. – С. 56–61
37. Тельнова Е. А. О задачах Росздравнадзора по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в здравоохранении //Вестник Росздравнадзора. – 2012. – №. 6. – С. 21
38. Чакалева И. А. Об основных механизмах решения проблемы фальсификации лекарств //Экономический вестник фармации.-М. – 2002. – №. 3. – С. 49.