Политика администрации Дональда Трампа в отношении стран «северного треугольника» (Сальвадор, Гватемала, Гондурас)
|
Введение 3
Глава 1. Регион «северного треугольника» Центральной Америки 11
1.1. Понятие «северный треугольник» Центральной Америки 11
1.2. Региональные особенности стран «северного треугольника» 14
1.3. Геополитическая значимость региона 16
1.4. Китай и Россия в «северном треугольнике»: нарастающее влияние 22
Глава 2. Интересы политики США в странах «северного треугольника» на современном этапе 36
2.1. Сохранение стран региона в орбите политического и экономического влияния Соединённых Штатов 38
2.2. Поддержание военного присутствия в Центральной Америке 43
2.3. Страны «северного треугольника» в контексте иммиграционной проблемы в Соединённых Штатах 46
2.4. Борьба с центрами международного наркотрафика в Гондурасе, Гватемале и Сальвадоре 54
Глава 3. Администрация Трампа: новые пути решения затянувшихся проблем региона 59
3.1. Строительство стены на границе с Мексикой. 60
3.2. Отмена программ предыдущих администраций 70
3.3. Сокращение финансирования стран «северного треугольника» 79
Заключение 88
Приложения 92
Список источников и литературы 101
Глава 1. Регион «северного треугольника» Центральной Америки 11
1.1. Понятие «северный треугольник» Центральной Америки 11
1.2. Региональные особенности стран «северного треугольника» 14
1.3. Геополитическая значимость региона 16
1.4. Китай и Россия в «северном треугольнике»: нарастающее влияние 22
Глава 2. Интересы политики США в странах «северного треугольника» на современном этапе 36
2.1. Сохранение стран региона в орбите политического и экономического влияния Соединённых Штатов 38
2.2. Поддержание военного присутствия в Центральной Америке 43
2.3. Страны «северного треугольника» в контексте иммиграционной проблемы в Соединённых Штатах 46
2.4. Борьба с центрами международного наркотрафика в Гондурасе, Гватемале и Сальвадоре 54
Глава 3. Администрация Трампа: новые пути решения затянувшихся проблем региона 59
3.1. Строительство стены на границе с Мексикой. 60
3.2. Отмена программ предыдущих администраций 70
3.3. Сокращение финансирования стран «северного треугольника» 79
Заключение 88
Приложения 92
Список источников и литературы 101
Актуальность темы исследования связана с тем, что на сегодняшний день отношения США со странами «северного треугольника» Центральной Америки (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) занимают важное место в повестке администрации Дональда Трампа. В первую очередь это объясняется тем, что политику США с данными странами можно охарактеризовать как “intermestic”, то есть политика в значительной степени определяется внутренними факторами и охватывает области, которые связывают между собой как вопросы внешней, так и внутренней политики. Такими важнейшими аспектами являются массовая миграция и наркотрафик. Тем не менее, для Соединённых Штатов страны региона – не только источник мигрантов и наркотиков, но и давний экономический и политический партнёр, во многом зависящий от США, но и также следующий их международному курсу.
Дональду Трампу пришлось столкнуться с теми же проблемами, решением которых до него занимались по крайней мере две предыдущие администрации: Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего. Однако они не сумели достичь значительных успехов. Принцип “Americafirst”, провозглашённый Трампом, и действия администрации в соответствии с этим принципом изменили взаимоотношения между странами и оказывают значительное влияние на их развитие. Строительство стены на границе США и Мексики, решение миграционных вопросов–стали одними из основных пунктов предвыборной кампании Трампа, добиваясь исполнения которых президент рассчитывает на переизбрание в 2020 г.
Таким образом, отношения со странами «северного треугольника» являются насущными и обсуждаемыми в США и итоги политических решений Дональда Трампа по взаимодействию со странами региона прямо повлияют как на внутриполитическую сферу, так и на возможность переизбрания Трампа на второй срок.
Цель работы заключается в выявлении ключевых изменений в политике США по отношению к странам «северного треугольника», произошедших в период управления страной Дональдом Трампом для возможности прогнозирования дальнейших действий и возможных альтернатив.
В соответствии с целью, ставятся следующие задачи:
• обозначить роль региона в мировой системе и его важность конкретно для США;
• определить основные интересы Соединённых Штатов в странах региона на современном этапе;
• выявить основные направления политики администрации Дональда Трампа в отношении стран «северного треугольника» и методы её реализации.
Объектом исследования внешняя политика администрации Трампа. Предмет исследования – политика в отношении стран «северного треугольника», основные методы и подходы.
Хронологические рамки исследования определены как 2016 – н.в., т.е. непосредственно охватывают период пребывания на посту президента США Дональда Трампа. Для полноты анализа и для логичной связи с событиями, происходящими в настоящее время, автор обращается к более ранним периодам, в частности 1990-2010 гг.
Методология исследования.
Эмпирические выводы, полученные в настоящей работе, были основаны на анализе базы источников путём применения научных методов исследования. В связи с комплексным характером исследования, поставленной целью вытекающими из неё задачами были применены следующие методы:
1. Общенаучные методы – дедукция, индукция, анализ, синтез, классификация, описание и обобщение.
2. Методы исторического анализа:
• историко-генетический метод (анализ событий в регионе, предшествующих рассматриваемому временному отрезку, позволяющий установить причинно-следственные связи в политике администрации Дональда Трампа);
• историко-сравнительный метод (рассмотрение политики администрации Дональда Трампа в сравнении с политикой предшествующих администраций, в частности Барака Обамы);
• хронологический метод (хронологическое рассмотрение основных событий в регионе).
3. При изучении источников применялись главные принципы исторической внутренней критики для анализа стратегий США в Центральной Америке и других нормативных документов, определяющих политику в регионе.
4. Методы политических наук:
• системный метод (культивирование, производство и транспортировка наркотических веществ, поставляемых из Южной Америки в США транзитом через государства «северного треугольника», рассматривается как единая система, которая воздействует на дестабилизацию как региона «северного треугольника», так и значительной части Западного полушария в целом);
• метод качественного контент-анализа (использовался при анализе текстов прессы США для выявления частоты публикаций о «северном треугольнике» и выяснения основных затрагиваемых проблем в отношениях США и стран региона).
Источниковая база.
Используемые в работе источники могут быть подразделены на следующие смысловые группы:
1. Источники законодательной власти:
• Законы в сфере миграционного контроля США (U.S. Code. Title 8: Aliens and Nationality );
• Международные договоры (напр. договор о Центральноамериканской зоне свободной торговли );
• Аналитические доклады Congressional Research Service .
2. Документы судебной власти (прим. судебные дела против администрации Дональда Трампа ).
3. Материалы органов исполнительной власти США (напр. Министерства внутренней безопасности США , Центрального разведывательного управления , Агентства США по международному развитию ).
4. Информационно-аналитические источники, представляющие собой доклады и статистические данные некоммерческих организаций (напр.,«Врачи без границ ), аналитических центров (напр. Институт миграционной политики ), международных правительственных организаций (напр., ООН, Всемирный банк , Межамериканский банк развития ).
3. Выступления официальных лиц США и стран «северного треугольника» (напр. обращения Дональда Трампа «О положении страны» , выступления президентов Сальвадора, Гватемалы и Гондураса на Конференции по вопросам процветания и безопасности в Центральной Америке ).
Степень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что в российской науке тема практически не изучена, что обуславливается тем, что она относительно новая, так как изменения обозначились в связи с приходом в Белый дом администрации Трампа. Также необходимо отметить в целом небольшое количество работ о Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре. Среди материалов на русском языке стоит выделить доклад Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ) «Политика администрации Д. Трампа в Латинской Америке: смена курса или преемственность?» в котором есть отдельный раздел, посвящённый вызовам для Центральной Америки.
Существует большое количество работ, освещающих отдельные аспекты политики предыдущих администраций и проблем стран «северного треугольника» в целом. Обращение к ряду работ таких работ, выпущенных ИЛА РАН, в частности работ из серии аналитических изданий «Саммит», а также работ экспертов ИЛА РАН Д.В. Морозова, ИМЭМО РАН Е.С. Громогласовой, РИСИ А.С. Шишкова стало необходимым при подготовке настоящей работы, так как расширило понимание проблем и специфики стран «северного треугольника» Центральной Америки и миграционной политики США. Проблемы миграции в Центральной Америке подробно рассмотрены в работах Н.Ю. Кудеяровой, ведущего научного сотрудника Центра политических исследований ИЛА РАН.
Исследования зарубежных экспертов, такие как статьи и обзоры более подробно освещают проблематику настоящей работы, однако также не предоставляют комплексного анализа деятельности США в регионе .
В рамках работы были использованы материалы ведущих аналитических центров США, исследующих внешнюю политику США, таких как Международный научный центр имени Вудро Вильсона (англ. Woodrow Wilson International Center for Scholars ), Совет по международным отношениям (англ. CouncilonForeignRelations) , Центр стратегических и международных исследований (англ. CenterforStrategicandInternationalStudies)
Помимо вышеупомянутых научных исследований, автор в работе широко обращалась к материалам центральноамериканской прессы и прессы США (газеты TheNewYorkTimes, Известия, Diario 1, SouthChinaMorningPost). Среди материалов прессы стоит отметить статьи Дары Линд , старшего обозревателя американского веб-канала Vox, в которых подробно рассматриваются аспекты центральноамериканской миграции в США.
Научная новизна исследования состоит в формировании актуального и комплексного взгляда на наиболее характерные аспекты политики администрации Трампа в отношении стран «северного треугольника» Центральной Америки, оценке эффективности данной политики и прогнозировании последствий уже принятых решений. В работе автор обращался к относительно новым источникам, таким как официальные документы, статистические данные, законопроекты, которые ранее подробно не анализировались.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений и списка источников и литературы. Основная часть разделена на главы, которые последовательно освещают роль стран «северного треугольника» в политике США и, в частности, в политике администрации Дональда Трампа.
В первой главе анализируется современное социально-экономическое положение стран «северного треугольника» ЦА и геополитическая значимость региона в глобальном масштабе. В главе уделяется внимание проблемам стран региона, таким как экономическая отсталость, бедность населения, коррупция и преступность. В рамках геополитической роли «северного треугольника» говорится о значении Гватемалы, Гондураса и Сальвадора как одного из основных транзитных центров международного наркотрафика и перспективы региона как связующего звена двух океанов. Также, в главе рассмотрено увеличение влияния России и Китая в регионе и значение этого для США.
Во второй главе рассматриваются интересы США в странах «северного треугольника», такие как прекращение (или по крайней мере уменьшение) незаконной миграции в США, остановка деятельности наркокартелей, а также сохранение преобладающего экономического и политического влияния, а также военного присутствия США в регионе.
В третьей главе анализируется деятельность Дональда Трампа и принятые им меры в отношении стран региона. Обращается внимание на изменение подхода к решению проблем, основанный на снижении вплоть до прекращения финансовой помощи странам региона, строительстве стены для защиты от незаконной миграции на границе США и Мексики, отмена некоторых ключевых программ предыдущих администраций в отношении граждан Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Даётся оценка принятых Трампом решений и прогнозируются возможные их последствия.
Дональду Трампу пришлось столкнуться с теми же проблемами, решением которых до него занимались по крайней мере две предыдущие администрации: Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего. Однако они не сумели достичь значительных успехов. Принцип “Americafirst”, провозглашённый Трампом, и действия администрации в соответствии с этим принципом изменили взаимоотношения между странами и оказывают значительное влияние на их развитие. Строительство стены на границе США и Мексики, решение миграционных вопросов–стали одними из основных пунктов предвыборной кампании Трампа, добиваясь исполнения которых президент рассчитывает на переизбрание в 2020 г.
Таким образом, отношения со странами «северного треугольника» являются насущными и обсуждаемыми в США и итоги политических решений Дональда Трампа по взаимодействию со странами региона прямо повлияют как на внутриполитическую сферу, так и на возможность переизбрания Трампа на второй срок.
Цель работы заключается в выявлении ключевых изменений в политике США по отношению к странам «северного треугольника», произошедших в период управления страной Дональдом Трампом для возможности прогнозирования дальнейших действий и возможных альтернатив.
В соответствии с целью, ставятся следующие задачи:
• обозначить роль региона в мировой системе и его важность конкретно для США;
• определить основные интересы Соединённых Штатов в странах региона на современном этапе;
• выявить основные направления политики администрации Дональда Трампа в отношении стран «северного треугольника» и методы её реализации.
Объектом исследования внешняя политика администрации Трампа. Предмет исследования – политика в отношении стран «северного треугольника», основные методы и подходы.
Хронологические рамки исследования определены как 2016 – н.в., т.е. непосредственно охватывают период пребывания на посту президента США Дональда Трампа. Для полноты анализа и для логичной связи с событиями, происходящими в настоящее время, автор обращается к более ранним периодам, в частности 1990-2010 гг.
Методология исследования.
Эмпирические выводы, полученные в настоящей работе, были основаны на анализе базы источников путём применения научных методов исследования. В связи с комплексным характером исследования, поставленной целью вытекающими из неё задачами были применены следующие методы:
1. Общенаучные методы – дедукция, индукция, анализ, синтез, классификация, описание и обобщение.
2. Методы исторического анализа:
• историко-генетический метод (анализ событий в регионе, предшествующих рассматриваемому временному отрезку, позволяющий установить причинно-следственные связи в политике администрации Дональда Трампа);
• историко-сравнительный метод (рассмотрение политики администрации Дональда Трампа в сравнении с политикой предшествующих администраций, в частности Барака Обамы);
• хронологический метод (хронологическое рассмотрение основных событий в регионе).
3. При изучении источников применялись главные принципы исторической внутренней критики для анализа стратегий США в Центральной Америке и других нормативных документов, определяющих политику в регионе.
4. Методы политических наук:
• системный метод (культивирование, производство и транспортировка наркотических веществ, поставляемых из Южной Америки в США транзитом через государства «северного треугольника», рассматривается как единая система, которая воздействует на дестабилизацию как региона «северного треугольника», так и значительной части Западного полушария в целом);
• метод качественного контент-анализа (использовался при анализе текстов прессы США для выявления частоты публикаций о «северном треугольнике» и выяснения основных затрагиваемых проблем в отношениях США и стран региона).
Источниковая база.
Используемые в работе источники могут быть подразделены на следующие смысловые группы:
1. Источники законодательной власти:
• Законы в сфере миграционного контроля США (U.S. Code. Title 8: Aliens and Nationality );
• Международные договоры (напр. договор о Центральноамериканской зоне свободной торговли );
• Аналитические доклады Congressional Research Service .
2. Документы судебной власти (прим. судебные дела против администрации Дональда Трампа ).
3. Материалы органов исполнительной власти США (напр. Министерства внутренней безопасности США , Центрального разведывательного управления , Агентства США по международному развитию ).
4. Информационно-аналитические источники, представляющие собой доклады и статистические данные некоммерческих организаций (напр.,«Врачи без границ ), аналитических центров (напр. Институт миграционной политики ), международных правительственных организаций (напр., ООН, Всемирный банк , Межамериканский банк развития ).
3. Выступления официальных лиц США и стран «северного треугольника» (напр. обращения Дональда Трампа «О положении страны» , выступления президентов Сальвадора, Гватемалы и Гондураса на Конференции по вопросам процветания и безопасности в Центральной Америке ).
Степень научной разработанности проблемы. Можно сказать, что в российской науке тема практически не изучена, что обуславливается тем, что она относительно новая, так как изменения обозначились в связи с приходом в Белый дом администрации Трампа. Также необходимо отметить в целом небольшое количество работ о Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре. Среди материалов на русском языке стоит выделить доклад Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ) «Политика администрации Д. Трампа в Латинской Америке: смена курса или преемственность?» в котором есть отдельный раздел, посвящённый вызовам для Центральной Америки.
Существует большое количество работ, освещающих отдельные аспекты политики предыдущих администраций и проблем стран «северного треугольника» в целом. Обращение к ряду работ таких работ, выпущенных ИЛА РАН, в частности работ из серии аналитических изданий «Саммит», а также работ экспертов ИЛА РАН Д.В. Морозова, ИМЭМО РАН Е.С. Громогласовой, РИСИ А.С. Шишкова стало необходимым при подготовке настоящей работы, так как расширило понимание проблем и специфики стран «северного треугольника» Центральной Америки и миграционной политики США. Проблемы миграции в Центральной Америке подробно рассмотрены в работах Н.Ю. Кудеяровой, ведущего научного сотрудника Центра политических исследований ИЛА РАН.
Исследования зарубежных экспертов, такие как статьи и обзоры более подробно освещают проблематику настоящей работы, однако также не предоставляют комплексного анализа деятельности США в регионе .
В рамках работы были использованы материалы ведущих аналитических центров США, исследующих внешнюю политику США, таких как Международный научный центр имени Вудро Вильсона (англ. Woodrow Wilson International Center for Scholars ), Совет по международным отношениям (англ. CouncilonForeignRelations) , Центр стратегических и международных исследований (англ. CenterforStrategicandInternationalStudies)
Помимо вышеупомянутых научных исследований, автор в работе широко обращалась к материалам центральноамериканской прессы и прессы США (газеты TheNewYorkTimes, Известия, Diario 1, SouthChinaMorningPost). Среди материалов прессы стоит отметить статьи Дары Линд , старшего обозревателя американского веб-канала Vox, в которых подробно рассматриваются аспекты центральноамериканской миграции в США.
Научная новизна исследования состоит в формировании актуального и комплексного взгляда на наиболее характерные аспекты политики администрации Трампа в отношении стран «северного треугольника» Центральной Америки, оценке эффективности данной политики и прогнозировании последствий уже принятых решений. В работе автор обращался к относительно новым источникам, таким как официальные документы, статистические данные, законопроекты, которые ранее подробно не анализировались.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений и списка источников и литературы. Основная часть разделена на главы, которые последовательно освещают роль стран «северного треугольника» в политике США и, в частности, в политике администрации Дональда Трампа.
В первой главе анализируется современное социально-экономическое положение стран «северного треугольника» ЦА и геополитическая значимость региона в глобальном масштабе. В главе уделяется внимание проблемам стран региона, таким как экономическая отсталость, бедность населения, коррупция и преступность. В рамках геополитической роли «северного треугольника» говорится о значении Гватемалы, Гондураса и Сальвадора как одного из основных транзитных центров международного наркотрафика и перспективы региона как связующего звена двух океанов. Также, в главе рассмотрено увеличение влияния России и Китая в регионе и значение этого для США.
Во второй главе рассматриваются интересы США в странах «северного треугольника», такие как прекращение (или по крайней мере уменьшение) незаконной миграции в США, остановка деятельности наркокартелей, а также сохранение преобладающего экономического и политического влияния, а также военного присутствия США в регионе.
В третьей главе анализируется деятельность Дональда Трампа и принятые им меры в отношении стран региона. Обращается внимание на изменение подхода к решению проблем, основанный на снижении вплоть до прекращения финансовой помощи странам региона, строительстве стены для защиты от незаконной миграции на границе США и Мексики, отмена некоторых ключевых программ предыдущих администраций в отношении граждан Гватемалы, Гондураса и Сальвадора. Даётся оценка принятых Трампом решений и прогнозируются возможные их последствия.
По итогам выполнения поставленных в ходе исследования цели и задач, можно сформулировать следующие выводы.
Страны «северного треугольника» имеют большую значимость в мировом масштабе, так как обладают большим географическим преимуществом – расположением между Тихим и Атлантическим океанами в самом узком месте на континенте, что может предоставить огромные экономические преимущества посредством развития транспортной инфраструктуры, в частности наземной, такой как «сухопутные каналы».
Для США страны региона являются одними из ближайших соседей на континенте, которые исторически находились под их сильным влиянием. Тесные экономические и политические связи с Сальвадором, Гватемалой и Гондурасом являются ключевыми для Соединённых Штатов, так как позволяют поддерживать лояльность данных стран и способствовать реализации американских национальных интересов. Военное присутствие США в Гондурасе содействует обеспечению безопасности США в Центральной Америке и имеет важное стратегическое значение в рамках присутствия во всём латиноамериканском регионе в целом.
На данный момент «северный треугольник» является основным источником нелегальной миграции для США, эта проблема начала в полной мере проявляться и вызывать серьёзную озабоченность американского правительства в период президентства Барака Обамы и достигла пика в 2014 г., во время центральноамериканского кризиса мигрантов. Планируемая на протяжении долгого времени миграционная реформа, которая могла бы совладать с таким иммиграционным наплывом, не была принята из-за разногласий в Конгрессе. Проблемы нарастающей миграции так и остались нерешенными к моменту вступления на пост президента Дональда Трампа.
Коренными причинами массовой миграции граждан стран «северного треугольника» является неблагоприятная экономическая ситуация в стране, бедность, засилье коррупции в как на местном уровне, так и в высших эшелонах власти, деятельность уличных банд, которые осуществляют фактический контроль над некоторыми территориями государств. Привлекательность региона как транзитного пункта для транспортировки наркотиков из стран Южной Америки в США, которая в полной мере реализовалась после 2006 г., лишь добавила огня рив общий бурлящий котёл структурных проблем региона.
Предыдущие администрации президентов США, в частности Барака Обамы, давали отчёт, что массовая миграция вызвана социально-экономическими, политическими проблемами и проблемами безопасности, поэтому для устранения или по крайней мере снижения миграции, необходимо повышать уровень жизни граждан стран «северного треугольника». При Бараке Обаме была разработана стратегия по сотрудничеству с Центральной Америкой, основным приоритетом которой стали именно Сальвадор, Гватемала и Гондурас. Значительно увеличилось и достигло максимума финансирование программ развития для стран региона, начали реализовываться масштабные программы по ключевым направлениям: экономическое процветание, повышение эффективности системы управления и безопасность. Сотрудничество не только между странами региона и США, но и между самими странами «северного треугольника» принесло результаты, но они оказались незначительны в краткосрочном периоде и направлены на долгосрочное применение и комплексный подход для достижения результата. Это объясняется тем, что невозможно достигнуть снижения бедности, устранения банд, повышения экономического роста и искоренения преступности в сжатые сроки.
В связи с вступлением Дональда Трампа на пост президента проявился новый, более радикальный подход к отношениям со странами «северного треугольника». Дональд Трамп, действуя с позиций бывшего бизнесмена, пользуется бизнес-логикой в построении межгосударственных отношений. По его мнению, принятые предыдущими администрациями действия не были эффективными так как финансовая помощь странам региона не принесла видимого результата, воплощённого в снижении миграции в США. Следовательно, если вкладываемые путём многочисленных программ ресурсы не приносят результата, то нужно менять стратегию деятельности, а деньги оставить на внутренние нужды США, такие как социальные программы и инфраструктурные проекты. Так, с 2017 г. получила новое развитие активно продвигаемая Трампом идея о строительстве стены на границе Мексики и США для предотвращения нелегальной миграции граждан стран «северного треугольника», которая должна стать физическим и ощущаемым барьером, препятствующим миграции, в отличии от эфемерной финансовой помощи. Соответственно, ещё одним предложением Трампа было сокращение финансовой помощи Гондурасу, Гватемале и Сальвадору.
Иные инициативы Трампа, направленные на избавление от нелегальных мигрантов, уже проживающих в США посредством прекращения программ DACA и TPS, позволяющие сотням тысяч сальвадорцев, гватемальцев и гондурасцев легально находится в США, так и не были реализованы спустя 2,5 года после вступления в должность, так как такая инициатива наткнулась на широкое общественное противостояние и сейчас продолжает рассматриваться уже в суде. Мегапроект строительства стены также получил сопротивление Конгресса и стал причиной рекордного за историю США шатдауна. Первоначальное сокращение помощи хоть и было одобрено Конгрессом, но консенсус по кардинальному сокращению финансирования вряд ли будет достигнут так как многие конгрессмены видят в этом лишь способ ещё большего ухудшения положения стран «северного треугольника» и миграции населения в США.
Политика Трампа по отношению к странам «северного треугольника», является движимой принципом “AmericaFirst”, ксенофобскими настроениями, уже распространенными в США и подогреваемыми гиперболизированной демонизацией действующих в Соединенных Штатах банд центральноамериканцев, таких как MS-13. Проводимая политика, основанная на данных принципах вряд ли будет способствовать достижению национальных интересов США в долгосрочной перспективе.
Возможное возведение стены может поспособствовать лишь поверхностному решению проблемы, оставляя нерешёнными её корневые истоки, т.е. сами причины миграции – социальный, политический и экономический кризис в странах «северного треугольника». Также необходимо понимать, что иммиграционная реформа США – это отдельная инициатива, и её реализация не должна быть подменой поддержки потенциальных мигрантов в своих странах. Более того, критерием успешности политики США в «северном треугольнике» не должно быть количество мигрантов, пребывающих в Соединённые Штаты, так как оно может варьироваться в зависимости от сезонных и других факторов, а должны быть видимые улучшения в качестве жизни населения. Строительство стены может привести и к другим последствиям: мигранты будут отправляться в другие ближайшие страны (сейчас они уже принимают мигрантов, но в небольшом по сравнению с США количеством), с более стабильным политической экономической системой, такие как Мексика, Панама и Коста-Рика. Однако есть вероятность, что такие страны не смогут справится с большим наплывом мигрантом и послужат расшатывающим фактором, таким образом создав ещё одни очаги нестабильности на континенте.
Сокращение финансовой помощи от главной страны донора – США, безусловно снизит эффективность уже реализуемых на местах программ, которые имеют пусть и не мгновенных успехов, но всё же показывают результаты и работают на постепенное улучшение ситуации в регионе и могут создать условия на местах, более выгодные для граждан, чем кардинальное решение об эмиграции в США.
Политика депортаций показала свою несостоятельность как в 1990-х гг., так и в период президентства Обамы, лишь повысив нестабильность и преступность в странах региона. Возможное прекращение TPS и DACA для граждан стран «северного треугольника» означает последующую депортацию иностранных граждан на родину. Более того, депортированные уже не смогут отправлять переводы из США, а значит в страны региона будет поступать меньше денег которые могли бы стимулировать экономику стран «северного треугольника» и снижать нагрузку на бюджет США в части, выделенной для стран региона.
Страны «северного треугольника» на данный момент не способны справится со своими проблемами самостоятельно, поэтому им необходима прежде всего финансовая помощь со стороны международного сообщества и США, ведь от внутренней обстановки в данных странах зависит и внутренняя обстановка в Соединённых Штатах. Решением проблем региона, которыми отказываются заниматься США, могут привлечь и уже привлекают в регион других акторов, в частности Китай, который медленно завоёвывает центральноамериканские рынки и чьё присутствие на «заднем дворе США» может вызвать серьёзные проблемы у США. Российское присутствие, может и не столь выделяющееся на фоне китайского также может стать более заметным в скором времени.
Нельзя сказать, что страны треугольника безысходны в своём положении, в случае грамотного использования своего основного преимущества – выгодного географического положения – можно добиться успеха. Представляется возможным, что открытие межокеанского «сухопутного канала» поможет активизировать экономическую деятельность в регионе и создать столь необходимые рабочие места. Торговое сотрудничество с Китаем также может быть выгодным в перспективе.
Реализуемые проекты в Сальвадоре показали, что снижая уровень насилия в стране можно добиться значительного уменьшения потока мигрантов, которые имеют работу и чувствуют себя в безопасности у себя на родине. Опыт Мексики, где уровень жизни значительно вырос за последние годы, тоже показателен так как он способствовал сокращению миграции. Основные усилия должны быть направлены на развитие и поощрение потенциала молодёжи, которая составляет превалирующую долю населения и её процент продолжает расти, сейчас молодёжь зачастую не видит перспектив, которые бы могли помочь реализоваться в жизни, кроме как миграция или вступление в преступные группировки, лишь немногие получают хорошее образование, занимаются предпринимательством.
При тесном содействии с правительствами стран (которые уже проявили инициативу в рамках Альянса за процветание), международными институтами, такими как ООН, и негосударственными организациями можно добиться положительного результата, который будет выгоден и США в том числе, так как необходимость миграции из стран с комфортными экономическими, политическими и социальными условиями и безопасной обстановкой будет уменьшаться.
Страны «северного треугольника» имеют большую значимость в мировом масштабе, так как обладают большим географическим преимуществом – расположением между Тихим и Атлантическим океанами в самом узком месте на континенте, что может предоставить огромные экономические преимущества посредством развития транспортной инфраструктуры, в частности наземной, такой как «сухопутные каналы».
Для США страны региона являются одними из ближайших соседей на континенте, которые исторически находились под их сильным влиянием. Тесные экономические и политические связи с Сальвадором, Гватемалой и Гондурасом являются ключевыми для Соединённых Штатов, так как позволяют поддерживать лояльность данных стран и способствовать реализации американских национальных интересов. Военное присутствие США в Гондурасе содействует обеспечению безопасности США в Центральной Америке и имеет важное стратегическое значение в рамках присутствия во всём латиноамериканском регионе в целом.
На данный момент «северный треугольник» является основным источником нелегальной миграции для США, эта проблема начала в полной мере проявляться и вызывать серьёзную озабоченность американского правительства в период президентства Барака Обамы и достигла пика в 2014 г., во время центральноамериканского кризиса мигрантов. Планируемая на протяжении долгого времени миграционная реформа, которая могла бы совладать с таким иммиграционным наплывом, не была принята из-за разногласий в Конгрессе. Проблемы нарастающей миграции так и остались нерешенными к моменту вступления на пост президента Дональда Трампа.
Коренными причинами массовой миграции граждан стран «северного треугольника» является неблагоприятная экономическая ситуация в стране, бедность, засилье коррупции в как на местном уровне, так и в высших эшелонах власти, деятельность уличных банд, которые осуществляют фактический контроль над некоторыми территориями государств. Привлекательность региона как транзитного пункта для транспортировки наркотиков из стран Южной Америки в США, которая в полной мере реализовалась после 2006 г., лишь добавила огня рив общий бурлящий котёл структурных проблем региона.
Предыдущие администрации президентов США, в частности Барака Обамы, давали отчёт, что массовая миграция вызвана социально-экономическими, политическими проблемами и проблемами безопасности, поэтому для устранения или по крайней мере снижения миграции, необходимо повышать уровень жизни граждан стран «северного треугольника». При Бараке Обаме была разработана стратегия по сотрудничеству с Центральной Америкой, основным приоритетом которой стали именно Сальвадор, Гватемала и Гондурас. Значительно увеличилось и достигло максимума финансирование программ развития для стран региона, начали реализовываться масштабные программы по ключевым направлениям: экономическое процветание, повышение эффективности системы управления и безопасность. Сотрудничество не только между странами региона и США, но и между самими странами «северного треугольника» принесло результаты, но они оказались незначительны в краткосрочном периоде и направлены на долгосрочное применение и комплексный подход для достижения результата. Это объясняется тем, что невозможно достигнуть снижения бедности, устранения банд, повышения экономического роста и искоренения преступности в сжатые сроки.
В связи с вступлением Дональда Трампа на пост президента проявился новый, более радикальный подход к отношениям со странами «северного треугольника». Дональд Трамп, действуя с позиций бывшего бизнесмена, пользуется бизнес-логикой в построении межгосударственных отношений. По его мнению, принятые предыдущими администрациями действия не были эффективными так как финансовая помощь странам региона не принесла видимого результата, воплощённого в снижении миграции в США. Следовательно, если вкладываемые путём многочисленных программ ресурсы не приносят результата, то нужно менять стратегию деятельности, а деньги оставить на внутренние нужды США, такие как социальные программы и инфраструктурные проекты. Так, с 2017 г. получила новое развитие активно продвигаемая Трампом идея о строительстве стены на границе Мексики и США для предотвращения нелегальной миграции граждан стран «северного треугольника», которая должна стать физическим и ощущаемым барьером, препятствующим миграции, в отличии от эфемерной финансовой помощи. Соответственно, ещё одним предложением Трампа было сокращение финансовой помощи Гондурасу, Гватемале и Сальвадору.
Иные инициативы Трампа, направленные на избавление от нелегальных мигрантов, уже проживающих в США посредством прекращения программ DACA и TPS, позволяющие сотням тысяч сальвадорцев, гватемальцев и гондурасцев легально находится в США, так и не были реализованы спустя 2,5 года после вступления в должность, так как такая инициатива наткнулась на широкое общественное противостояние и сейчас продолжает рассматриваться уже в суде. Мегапроект строительства стены также получил сопротивление Конгресса и стал причиной рекордного за историю США шатдауна. Первоначальное сокращение помощи хоть и было одобрено Конгрессом, но консенсус по кардинальному сокращению финансирования вряд ли будет достигнут так как многие конгрессмены видят в этом лишь способ ещё большего ухудшения положения стран «северного треугольника» и миграции населения в США.
Политика Трампа по отношению к странам «северного треугольника», является движимой принципом “AmericaFirst”, ксенофобскими настроениями, уже распространенными в США и подогреваемыми гиперболизированной демонизацией действующих в Соединенных Штатах банд центральноамериканцев, таких как MS-13. Проводимая политика, основанная на данных принципах вряд ли будет способствовать достижению национальных интересов США в долгосрочной перспективе.
Возможное возведение стены может поспособствовать лишь поверхностному решению проблемы, оставляя нерешёнными её корневые истоки, т.е. сами причины миграции – социальный, политический и экономический кризис в странах «северного треугольника». Также необходимо понимать, что иммиграционная реформа США – это отдельная инициатива, и её реализация не должна быть подменой поддержки потенциальных мигрантов в своих странах. Более того, критерием успешности политики США в «северном треугольнике» не должно быть количество мигрантов, пребывающих в Соединённые Штаты, так как оно может варьироваться в зависимости от сезонных и других факторов, а должны быть видимые улучшения в качестве жизни населения. Строительство стены может привести и к другим последствиям: мигранты будут отправляться в другие ближайшие страны (сейчас они уже принимают мигрантов, но в небольшом по сравнению с США количеством), с более стабильным политической экономической системой, такие как Мексика, Панама и Коста-Рика. Однако есть вероятность, что такие страны не смогут справится с большим наплывом мигрантом и послужат расшатывающим фактором, таким образом создав ещё одни очаги нестабильности на континенте.
Сокращение финансовой помощи от главной страны донора – США, безусловно снизит эффективность уже реализуемых на местах программ, которые имеют пусть и не мгновенных успехов, но всё же показывают результаты и работают на постепенное улучшение ситуации в регионе и могут создать условия на местах, более выгодные для граждан, чем кардинальное решение об эмиграции в США.
Политика депортаций показала свою несостоятельность как в 1990-х гг., так и в период президентства Обамы, лишь повысив нестабильность и преступность в странах региона. Возможное прекращение TPS и DACA для граждан стран «северного треугольника» означает последующую депортацию иностранных граждан на родину. Более того, депортированные уже не смогут отправлять переводы из США, а значит в страны региона будет поступать меньше денег которые могли бы стимулировать экономику стран «северного треугольника» и снижать нагрузку на бюджет США в части, выделенной для стран региона.
Страны «северного треугольника» на данный момент не способны справится со своими проблемами самостоятельно, поэтому им необходима прежде всего финансовая помощь со стороны международного сообщества и США, ведь от внутренней обстановки в данных странах зависит и внутренняя обстановка в Соединённых Штатах. Решением проблем региона, которыми отказываются заниматься США, могут привлечь и уже привлекают в регион других акторов, в частности Китай, который медленно завоёвывает центральноамериканские рынки и чьё присутствие на «заднем дворе США» может вызвать серьёзные проблемы у США. Российское присутствие, может и не столь выделяющееся на фоне китайского также может стать более заметным в скором времени.
Нельзя сказать, что страны треугольника безысходны в своём положении, в случае грамотного использования своего основного преимущества – выгодного географического положения – можно добиться успеха. Представляется возможным, что открытие межокеанского «сухопутного канала» поможет активизировать экономическую деятельность в регионе и создать столь необходимые рабочие места. Торговое сотрудничество с Китаем также может быть выгодным в перспективе.
Реализуемые проекты в Сальвадоре показали, что снижая уровень насилия в стране можно добиться значительного уменьшения потока мигрантов, которые имеют работу и чувствуют себя в безопасности у себя на родине. Опыт Мексики, где уровень жизни значительно вырос за последние годы, тоже показателен так как он способствовал сокращению миграции. Основные усилия должны быть направлены на развитие и поощрение потенциала молодёжи, которая составляет превалирующую долю населения и её процент продолжает расти, сейчас молодёжь зачастую не видит перспектив, которые бы могли помочь реализоваться в жизни, кроме как миграция или вступление в преступные группировки, лишь немногие получают хорошее образование, занимаются предпринимательством.
При тесном содействии с правительствами стран (которые уже проявили инициативу в рамках Альянса за процветание), международными институтами, такими как ООН, и негосударственными организациями можно добиться положительного результата, который будет выгоден и США в том числе, так как необходимость миграции из стран с комфортными экономическими, политическими и социальными условиями и безопасной обстановкой будет уменьшаться.



