Введение 3
Глава 1. Налогово-правовой режим доходов бюджетных и автономных учреждений 6
§1. Бюджетные источники доходов бюджетных и автономных учреждений 6
§§1.1. Средства целевого финансирования 6
§§1.2. Целевые бюджетные поступления 31
§2. Внебюджетные источники доходов бюджетных и автономных учреждений 33
Глава 2. Налогово-правовой режим расходов бюджетных и автономных учреждений 41
Заключение 45
Список литературы 49
Обозначив повышение качества и доступности публичных услуг в качестве одной из стратегических целей реформирования в сфере государственного управления в 2006-2010 годах1, Правительство Российской Федерации положило начало фундаментальной реформе системы государственных (муниципальных) учреждений, выразившейся в расширении типологии учреждений, усовершенствовании их правового статуса, изменении порядка финансирования деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг. В условиях оптимизации использования бюджетных средств в государственном секторе2 был сделан переход от сметного финансирования части государственных (муниципальных) учреждений к субсидированию выполнения ими государственных (муниципальных) заданий, размещаемых на конкурсной основе.
Новый механизм финансового обеспечения ориентирован на автономные учреждения и приобретшие известную самостоятельность бюджетные учреждения, которые в конкурентной среде имеют бóльшую заинтересованность в оказании публичных услуг должного качества и количества, учитывая всё расширяющуюся практику привлечения негосударственных (немуниципальных) структур к выполнению публичных функций. Как отмечает Президент Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 – 2015 годах», если публичная услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них её и следует заказывать.
Созданию равных конкурентных условий на рынке услуг способствует экономическое обособление бюджетных и автономных учреждений от публичного субъекта, признание их самостоятельными в правовом отношении участниками гражданского оборота, выведение из бюджетного процесса, предоставление возможности вести в уставных целях коммерческую деятельность под свою ответственность, но с сохранением полученных доходов. Приобретённая финансовая автономия существенным образом ограничивается административной зависимостью от публичного учредителя, полномочия в социально значимых сферах которого и призвано осуществлять бюджетное (автономное) учреждение прежде всего. Анализ системы правовых гарантий финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений уже при первом приближении позволяет сделать вывод о преждевременности восприятия их как действительно самостоятельных хозяйствующих субъектов, сопоставимых в правовом положении с непубличными некоммерческими организациями.
В свете обнаруживаемой противоречивости и непоследовательности в отраслевом правовом регулировании отношений с участием бюджетных и автономных учреждений конституционное звучание получает проблема допустимости налогообложения прибыли указанных учреждений в соответствии с общими правилами, установленными главой 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Остроту и актуальность проблемы подчёркивают новеллы, легализующие кратковременные изъятия (заимствования) публично-правовыми образованиями средств бюджетных и автономных учреждений, находящихся на лицевых счетах, открытых в финансовых органах соответствующего уровня. Отсутствие устоявшейся судебной практики и неразработанность вопроса в теории делают его исследование особенно актуальным.
В связи с этим целью настоящего диссертационного сочинения является комплексная правовая оценка действующего порядка налогообложения прибыли бюджетных и автономных учреждений.
Исходя из легальной дефиниции прибыли как полученных доходов, уменьшенных на величину произведённых расходов, сформулируем ключевую задачу, направленную на достижение поставленной цели, – охарактеризовать налогово-правовой режим доходов и расходов бюджетных и автономных учреждений.
Обозначенные задачи предопределяют структуру настоящей работы, где первая глава посвящена определению налогово-правового режима доходов бюджетных и автономных учреждений, получаемых как из бюджетных, так и из внебюджетных источников, вторая глава, соответственно, определению налогово-правового режима расходов указанных учреждений.
Реформирование системы государственных (муниципальных) учреждений не могло не затронуть налоговый статус бюджетных и автономных учреждений. С позиции законодателя, исключение бюджетных и автономных учреждений из числа участников бюджетного процесса – обстоятельство, достаточное для признания их полноценными налогоплательщиками, экономически способными уплачивать налог с полученной прибыли наравне с другими юридическими лицами. В настоящем диссертационном сочинении указанный подход был подвергнут критической оценке.
Необеспечение должного уровня правовых гарантий финансовой самостоятельности бюджетных и автономных учреждений, а также противоречивость их правового статуса указывают на преждевременность подчинения их общему порядку налогообложения прибыли.
В целях реализации бюджетной политики, направленной на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, а также практической реализации в публичной сфере принципов сервисного государства к осуществлению деятельности по оказанию публичных услуг были привлечены непубличные некоммерческие организации, составившие конкуренцию бюджетным и автономным учреждениям на рынке публичных услуг. Создание равных конкурентных условий обеспечивается имущественным обособлением бюджетных и автономных учреждений от публичного собственника посредством перехода от сметного финансирования их деятельности к субсидированию и предоставлению возможности осуществлять дополнительную приносящую доход деятельность с сохранением полученных доходов.
Вместе с тем деятельность бюджетных и автономных учреждений имеет публичный характер. Они создаются прежде всего для осуществления полномочий органов исполнительной власти в социально значимых сферах. В связи с этим экономическая самостоятельность бюджетных и автономных учреждений ограничивается административной зависимостью от органа-учредителя, который формирует и утверждает им в односторонне-властном порядке государственное (муниципальное) задание, субсидирует и контролирует его выполнение.
Поэтому налогообложение прибыли бюджетных и автономных учреждений в их обновлённом статусе будет конституционно допустимым только при должной гарантированности их финансовой самостоятельности, обеспечивающей сопоставимость их гражданско-правового статуса со статусом конкурирующих с ними непубличных некоммерческих организаций.
Анализ правового регулирования отношений с участием бюджетных и автономных учреждений позволил выявить, в частности, следующие проблемы, препятствующие выводу о действительном экономическом обособлении бюджетных и автономных учреждений от публичного субъекта:
• неразвитость договорных основ взаимоотношений бюджетных и автономных учреждений и органов-учредителей при усилении роли государственного (муниципального) задания;
• недостаточная правовая регламентация отношений по субсидированию на уровне бюджетного закона;
• нечёткость критериев ведомственных методик конкурсного отбора поставщиков государственных (муниципальных) услуг и несоответствие этих критериев целям их установления – обеспечению эффективности и результативности использования бюджетных средств;
• неурегулированность института иных субсидий, потворствующая при его применении ущемлению имущественных интересов бюджетных и автономных учреждений;
• чрезмерный контроль целевого использования бюджетных средств путём санкционирования операций, осуществляемых с суммами иных субсидий и инвестиционных субсидий;
• допустимость возложения на бюджетные и автономные учреждения полномочий получателя бюджетных средств;
• распространение на бюджетные и автономные учреждения ограничений получателя бюджетных средств;
• отсутствие единообразия в определении понятий, общих для бюджетного и налогового права;
Анализ новелл в регулировании порядка субсидирования бюджетных и автономных учреждений позволил убедиться в том, что сфера их самостоятельности не только не расширяется, но и существенным образом ограничивается. В частности, в силу прямого указания закона публичный субъект вправе осуществлять заимствования денежных средств с лицевых счетов бюджетных (автономных) учреждений для последующего их размещения на банковских депозитах в целях извлечения экономической выгоды.
Несмотря на это законодатель, стремясь повысить качество предоставляемых публичных услуг, эффективность использования бюджетных средств, поставил бюджетные и автономные учреждения в равные условия с иными юридическими лицами не только в гражданском обороте, но и в определении налоговых последствий их участия в гражданском обороте.
В отличие от коммерческих организаций бюджетные и автономные учреждения лишены возможности распределять полученную прибыль либо инвестировать её, распоряжаться ею иным образом по собственному усмотрению. Доходы от приносящей доход деятельности учреждений по прямому указанию законодателя направляются на выполнение их основной уставной деятельности – оказание государственных (муниципальных) услуг. Как правило, оказание платных услуг, предоставление имущества в аренду третьим лицам, иное участие в гражданском обороте обусловлено потребностями учреждений компенсировать недостаточное субсидирование со стороны публичного субъекта.
В отличие от непубличных некоммерческих организаций бюджетные и автономные учреждения создаются органами исполнительной власти, с которыми они связаны административно-правовыми, субординационными, отношениями по выполнению обязательного государственного (муниципального) задания.
Представляется, что указанные особенности правового статуса бюджетных и автономных учреждений должны учитываться законодателем в налоговой сфере.
1. Гражданское право : учебник: в 3 т. Т. 1. /В.В. Байбак, Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев [и др.]; под ред. Ю.К. Толстого. – М. : Проспект, 2013. – 784 с.
2. Налоговое право : Учебник для вузов / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М. Альпина Паблишер, 2015. – 796 с.
3. Налоговое право. Особенная часть : Учебник для вузов / С.Г. Пепеляев, П.А. Попов, А.А. Косов и др. ; под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Просвещение, 2017. – 736 с.
4. Российское гражданское право : Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Статус, 2011. – 958 с.
5. Автономова Н.Г. Особенности обложения бюджетных учреждений налогом на прибыль // Проблемы учёта и финансов. – 2014. – №2(14). – С. 62–65.
6. Белецкая Ю.А. Порядок учета доходов в виде бюджетных субсидий, полученных организациями // Налог на прибыль : учет доходов и расходов. – 2016. – №7. – С. 36–41.
7. Борзова Е. Правовой режим имущества, приобретенного бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности // Правовые вопросы недвижимости. – 2013. – №1. – С. 5–9.
8. Гриценко Е.В. Конституционные основы и правовые формы привлечения частных субъектов к решению муниципальных задач в России в сравнительной перспективе // Закон. 2013. N 2. С. 113 - 128.
9. Грищенко А.В. Налогообложение некоммерческих организаций / А.В. Грищенко – М: Дело и Сервис, 2013. – 160 с.
10. Гусева Т.А., Полотовская Е.Ю. Государственные (муниципальные) учреждения в системе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 1. С. 55 - 61.
11. Еремина О.Ю. Качество и доступность государственных услуг в социальной сфере как показатель эффективности деятельности органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2014. N 1. С. 67 - 77.
12. Карандаев И.Ю. Особенности бюджетного финансирования деятельности бюджетных учреждений Российской Федерации в современных условиях // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 1. С. 25 - 31 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
13. Карандаев И.Ю. Финансово-правовое регулирование деятельности бюджетных учреждений в Российской Федерации : дис. к-та юрид.наук. : 12.00.01 / И.Ю. Карандаев. – М., 2015. – 238 с.
14. Колосов Б.В., Богданов М.Л. Учреждения нового типа: сущность, понятие, налогово-правовой статус // Налоги и налогообложение. – 2012. – №4(94). – С. 4–11.
15. Кузнецов И.В. Теория и практика реформирования системы государственных (муниципальных) учреждений // Современное право. – 2011. – №1. – С. 24–27.
...