ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА КОМПАНИЙ 8
1.1. Задача оценки ценности собственного капитала компаний 8
1.2. Линейные модели оценки ценности капитала 9
1.3. Нелинейные модели оценки ценности капитала 11
1.4. Формулировка гипотез исследования 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЦЕННОСТИ КАПИТАЛА КОМПАНИЙ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА 20
2.1. Выборка 20
2.2. Методология исследования 21
2.3. Описательная статистика 25
2.4. Оценка регрессионных моделей 26
2.4.1. Модель Ольсона 26
2.4.2. Модель Дичева-Бургшталера: анализ прибыли 27
2.4.3. Модель Дичева-Бургшталера: анализ балансовой стоимости капитала 30
2.4.4. Модель Эштона 33
2.4.5. Модель Эштона: анализ подвыборок 39
2.5. Сравнение моделей 47
2.6. Анализ устойчивости 49
2.6.1. Формирование подвыборок 49
2.6.2. Модель Дичева-Бургшталера: анализ прибыли 50
2.6.3. Модель Дичева-Бургшталера: фиксированная прибыль 51
2.6.4. Модель Эштона: компании с низким потенциалом роста 52
2.6.5. Модель Эштона: компании со средним потенциалом роста 55
2.6.6. Модель Эштона: компании с высоким потенциалом роста 58
2.6.7. Сравнение моделей 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение 1 Список компаний, вошедших в выборку 70
Приложение 2 Оценка параметров модели (24) 74
Приложение 3 Оценка параметров модели (27) 75
Приложение 4 Описательная статистика подвыборки компаний с низким потенциалом роста 76
Приложение 5 Таблица собственных векторов для компаний с низким потенциалом роста 77
Приложение 6 Описательная статистика подвыборки компаний со средним потенциалом роста 78
Приложение 7 Таблица собственных векторов для компаний со средним потенциалом роста 79
Приложение 8 Описательная статистика подвыборки компаний с высоким потенциалом роста 80
Приложение 9 Таблица собственных векторов для компаний с высоким потенциалом роста 81
Приложение 10 Описательная статистика новой подвыборки компаний с низким потенциалом роста 82
Приложение 11 Таблица собственных векторов для компаний с низким потенциалом роста 83
Приложение 12 Описательная статистика новой подвыборки компаний со средним потенциалом роста 84
Приложение 13 Таблица собственных векторов для компаний со средним потенциалом роста 85
Приложение 14Описательная статистика новой подвыборки компаний с высоким потенциалом роста 86
Приложение 15 Таблица собственных векторов для компаний с высоким потенциалом роста 87
Оценка собственного капитала компании – один из важнейших аспектов деятельности любой фирмы. Изменение ценности капитала является как критерием эффективности для менеджеров, так как деятельность любой компании нацелена на повышение богатства своих акционеров, так и источником информации для рынка и инвесторов. Более того понимание ценности собственного капитала фирмы важно и для внутреннего развития, определения своего положения на фоне конкурентов и построения дальнейших планов развития. В связи с этим компаниям важно понимать, как проводить оценку ценности собственного капитала и на какие модели оценки опираться.
На данный момент существует несколько подходов к оценке ценности собственного капитала. Все они основываются на взаимосвязи между рыночными и бухгалтерскими показателями. Данные финансовой отчетности становятся для рынка своего рода количественным итогом деятельности фирмы. Проанализировав показатели за последние несколько лет, можно понять, как развивается фирма, текущие результаты можно использовать для сравнения с другими компаниями в отрасли и определить положение компании на рынке. Таким образом, можно утверждать, что бухгалтерские показатели обладают определенной ценностной значимостью для рынка, так как на их основе происходит формирование рыночной ценности капитала. Именно на основе этих данных инвесторам удается понять, какие фирмы являются успешными и могут принести доход в будущем, а какие не отличаются высокой эффективностью и не являются привлекательными для инвестирования.
При этом важно отметить, что финансовые результаты содержат в себе информацию как о текущих результатах деятельности, в частности в виде прибыли и убытков, так и о потенциале для дальнейшего развития в виде ценности активов фирмы. В связи с этим существует несколько направлений исследований в рамках изучения моделей оценки рыночной ценности. Один подход базируется на идее, что взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями носит линейный характер вне зависимости от каких-либо внешних или внутренних факторов[Ohlson, 1995; Feltham, Ohlson, 1995]. Сторонники другого подхода придерживаются мнения, что вклад бухгалтерских показателей, отражающих текущую результативность, и бухгалтерских показателей, определяющих адаптационные возможности фирмы не может быть всегда одинаков и будет изменяться в зависимости от финансового положения фирмы и ее потенциала роста, что приводит к нелинейной зависимости между рыночными и бухгалтерскими показателями[Dichev,Burgstahler1997; Ashton, Cooke, Tippet, 2003].
Есть ряд исследований, посвященных изучению данного вопроса и сравнению различных видов моделей между собой, проведенных на основе зарубежных рынков, как европейских, так и азиатских[Ohlson, 1995; Habib, 2005; Ataullah, Higson, Tippett, 2006]. Однако по российскому рынку количество подобных работ невелико.
Цель данной работы состоит в том, чтобы провести сравнительный анализ применения линейных и нелинейных моделей к оценке ценности капитала российских компаний.
В рамках данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить линейные и нелинейные модели оценки ценности капитала, выявить различия между моделями;
2. Определить критерий для сравнения качества моделей;
3. Протестировать разные типы моделей на выборке российских компаний;
4. Сделать выводы об объясняющей силе и качестве рассмотренных моделей.
Практическая значимость работы заключается в определении того, какие модели оценки ценности капитала в лучшей мере подходят для компаний с различным потенциалом роста.
Метод сбора данных: сбор информации о бухгалтерских показателях из финансовой отчетности компаний, публикующейся на официальном сайте, а также работа с базами данных СПАРК и Thomson Reuters Eikon, сбор информации по рыночным показателям из официального сайта Московской фондовой биржи.
Инструментарий исследования: корреляционно-регрессионный анализ, метод главных компонент, анализ финансовых коэффициентов.
Структура работы следует логике поставленных задач. В первой главе работы рассматривается задача оценки рыночной ценности собственного капитала компании, затем проводится анализ исследований, приводятся основополагающие идеи, а также предложенные модели. В этой же главе формулируются гипотезы исследования.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию на основе российского рынка. В работе оцениваются как классическая линейная модель оценки ценности собственного капитала, так и два вида нелинейных моделей. После детального анализа каждой из заявленных моделей проводится сравнение полученных результатов и на основе обозначенного критерия делаются выводы, какой тип моделей является более точным.
В заключении представлены основные выводы по данной работе, предложены рекомендации по выбору моделей оценки ценности капитала для компаний в зависимости от их потенциала роста.
Целью данной работы являлось проведение сравнительного анализа применения линейных и нелинейных моделей к оценке ценности капитала российских компаний.
Опираясь на идеи, предложенные иностранными авторами, а также на результаты исследований, проведенных по зарубежным рынкам, в рамках данной работы были сформулированы следующие гипотезы:
Н1: Средняя величина невязок, полученных на основе применения нелинейных моделей меньше, чем средняя величина невязок, полученных при применении линейной модели Ольсона.
Н2:У компаний с высоким потенциалом роста наибольший вклад в формирование рыночной ценности капитала вносит прибыль.
Н3: У компаний с низким потенциалом роста наибольший вклад в формирование рыночной ценности капитала вносит балансовая стоимость капитала.
Исследование проводилось по российскому рынку в несколько этапов. В начале была оценена классическая линейная модель Ольсона, которая в дальнейшем была использована для сравнения с нелинейными моделями.
На втором этапе оценивалась модель, предложенная Дичевым и Бургшталером. В ходе работы было установлено, что нелинейная взаимосвязь между рыночной ценностью и прибылью компании и балансовой ценностью капитала действительно существует. Также исследование показало, что при оценке компаний, показывающих высокие финансовые результаты и обладающих высоким потенциалом, рынок в основном опирается на прибыль фирмы, что подтверждает гипотезу Н2. Относительно гипотезы Н3 не было получено подтверждений в рамках рассмотрения модели Дичева-Бургшталера. Также на данном этапе были проанализированы потенциальные отраслевые и временные эффекты, которые могут быть характерны для российского рынка. По результатам исследования был сделан вывод, что отрасль, к которой относится фирма, не оказывает существенное влияние на оценку ценности капитала. Существенных временные эффекты также не были выявлены.
На третьем этапе была рассмотрена нелинейная модель Эштона сначала для общей совокупности наблюдений, а затем для отдельных подвыборок, сформированных на основе потенциала роста компаний. В результате оценки моделей мы убедились, что существует нелинейная взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями, однако не было получено достаточных оснований для того, чтобы принять гипотезы Н2 и Н3.
На финальном этапе работы было проведено сравнение всех оцененных моделей. Сравнение моделей проводилось на основе расчета невязок модели. В результате анализа гипотеза Н1 о том, что нелинейные модели более точно отображают взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями, была подтверждена при тестировании моделей на общей совокупности наблюдений. При анализе подвыборок, сформированных на основе простого подхода путем разделения всей совокупности на три равные части, было установлено, что нет существенных отличий в результатах, полученных по линейным и нелинейным моделям для всех подвыборок.
После был пересмотрен подход к распределению наблюдений на подвыборки и проведен анализ устойчивости результатов. Результаты, полученные по нелинейным моделям, в большинстве случаев значительно улучшились после изменения подхода к формированию подвыборок. Результаты, полученные на данном этапе, в целом соответствуют полученным ранее итогам. Исключение составляет только сравнение модели Эштона, оцененной для каждой из подвыборок с линейной моделью. По результатам анализа был сделан вывод о том, что существует нелинейная взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями, и в зависимости от потенциалов роста компаний меняется степень, с которой данная нелинейность выражена. Так было установлено, что нелинейные модели более точно отражают взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями у компаний с низким и высоким потенциалом роста. Для компаний со средним потенциалом вполне приемлемым может считаться результат полученные по линейной модели Ольсона. По итогам оценки модели Эштона была подтверждена гипотеза Н1, однако для принятия гипотез Н2 и Н3 не было получено достаточных оснований. В отношение модели Дичева-Бургшталера также как и в первом случае подтвердились гипотезы Н1 и Н2.
Суммируя все полученные результаты, можно утверждать, что во многом они являются ожидаемыми и соответствуют тем выводам, которые были сделаны в ходе исследований на основе зарубежных рынков. Так во всех работах подчеркивалось, что для получения лучших оценок ценности собственного капитала функциональная зависимость между рыночной капитализацией и ее бухгалтерскими детерминантами должна носить нелинейный характер [Ashton,Cooke, Tippet, 2003; Dichev, Burgstahler, 1997; Ataullah, Higson, Tippett, 2006; Habib, 2005]. Большая точность результатов подтвердилась и при работе с моделью Дичева-Бургшталера и при работе с моделью Эштона. В ходе оценки модели Дичева-Бургшталера часть выводов, относительно более весомого вклада прибыли в рыночную ценность у компаний с высоким потенциалом роста совпала с высказанными в ранних работах идеями. В то время как результаты, касающиеся балансовой стоимости капитала, не соответствовали тому, что наблюдается на зарубежных рынках [Dichev, Burgstahler, 1997; Habib, 2005]. Говоря о модели Эштона, следует отметить, что в данном исследовании, как и в ранних работах [Zhang, 1999] было выявлено, что нелинейный характер взаимосвязи более сильно проявляется «на краях» совокупности наблюдений и менее заметен у наблюдений, попадающих в «среднюю подвыборку». Тем не менее, в зарубежных работах также были сделаны четкие выводы о том, какая из балансовых переменных вносит больший вклад в рыночную ценность у компаний с разным потенциалом роста, в то время как по данным российского рынка таких выводов сделать не удалось.
Подводя итог можно сказать, что все выдвинутые гипотезы были проверены, цель работы достигнута. По результатам исследования можно сделать вывод, что при оценке бизнеса менеджеры должны уделять особое внимание выбору модели, по которой данная оценка будет производиться, так как существует нелинейная взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями. Более того, подобная нелинейная взаимосвязь проявляется по-разному в зависимости от результативности и успешности фирмы. В связи с этим перед проведением оценки ценности своего бизнеса руководителям необходимо оценить состояние своей компании, сравнить результаты с показателями конкурентов и с показателями по рынку в целом, учесть динамику развития фирмы и определить какие перспективы имеются у компании, каким потенциалом роста она обладает исходя из имеющихся активов. При определении потенциалов роста следует также учесть во внимание конъюнктуру рынка и показатели, которые являются усредненной нормой для рынка в данный момент. Подобный анализ поможет менеджерам понять, какую модель оценки ценности, линейную или нелинейную лучше использовать, так как согласно полученным результатам, если компания обладает средним потенциалом роста, то достаточно применения классической линейной модели, в то время как у прочих компаний взаимосвязь между рыночными и бухгалтерскими показателями более носит более сложный характер.
1. Бухвалов, А. В. Эмпирическая фундаментальная оценка российских компаний: в поисках стратегической ценности/ А. В. Бухвалов, Е. А. Акулаева // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 12 (2), – С. 3–12.
2. Венчаков, А. С. Концептуальные основы оценки стоимости бизнеса организации и финансовая стратегия его роста: автореферат диссертации … канд. экон. наук: 08.00.10 / Венчаков Артем Сергеевич. – Тольятти, 2013. – 24 с.
3. Интерфакс : [сайт]. URL: https://www.interfax.ru/business/543640(дата обращения: 28.03.2021)
4. Коммерсант : [сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4206781(дата обращения: 16.05.2021)
5. Московская биржа : [сайт]. URL: https://www.moex.com/(дата обращения: 10.10.2020)
6. СПАРК : [сайт]. URL: https://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 15.10.2020)
7. Центральный банк России : Обзор рисков финансовых рынков. Информационно.-аналитический. материал. – Банк России, cop. 2000–2020. –2019. – № 9 – URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/24100/orfr_2019-9_october.pdf (дата обращения: 16.05.2021)
8. Черемушкин, С. В. Максимизировать богатство, а не стоимость / С. В Черемушкин.// Корпоративные финансы. – 2008. – № 33 (321), – С. 45–58.
9. Artigue, H. The principal problem with principal components regression/H.Artigue, G.Smith// Cogent Mathematics & Statistics.– 2019. – Vol. 6, Issue 1, – P. 1-12.
10. Ashton, D. An Aggregation Theorem for the Valuation of Equity Under Linear Information Dynamics /D. Ashton, T.Cooke, M. Tippet// Journal of Business Finance &Accounting.– 2003. – Vol. 30, No. 3-4,– P. 413–440.
11. Ataullah, A. Non‐linear equity valuation/ A. Ataullah, H. Rhys, M. Tippet // Accounting and Business Research. – 2009. – Vol. 39, No. 1,– P. 57–73.
12. Ataullah, A. Real (Adaptation) Options and the Valuation of Equity:Some Empirical Evidence/ A. Ataullah, A. Higson, M. Tippet // ABACUS. – 2006. – Vol. 42, No. 2,– P. 236–265.
13. Belsley, D. Regression Diagnostics: Identifying Influential Data and Sources / D. Belsley, E. Kuh,R.Welsch // Journal of Quality Technology. – 1983. – Vol. 15, No. 3,– P. 149–153.
14. Bernard, Victor L. The Feltham-Ohlson Framework: Implications for Empiricists / Victor L.Bernard // Contemporary Accounting Research. – 1995. – Vol. 11, No. 2,– P. 733–747.
15. Brealey, R.A. Principles of corporate finance / Richard A. Brealey, Stewart C. Myers, Franklin Allen. ─ 9th ed. ─ Boston [etc.] : McGraw-Hill/Irwin, 2008. ─ 976 p.
16. Burgstahler, D. C. Earnings, Adaptation and Equity Value / D. C. Burgstahler, I. D. Dichev // The Accounting Review. – 1997. – Vol. 72, No. 5,– P. 187–215.
17. Dechow, Patricia M. An empirical assessment of the residual income valuation model / Patricia M.Dechow, Amy P. Hutton, Richard G. Sloan // Journal of Accounting and Economics. – 1999. – Vol. 26,– P. 1–34.
18. Dong, Y. Earnings Momentum, Adaptation Value, and Nonlinearities in the Valuation of Chinese Equity Stocks/ Y. Dong, M. Lubberink, D. Ma, M. Tippet // Journal of Accounting, Finance and Business Studies. – 2019. – Vol. 5, No. 2,– P. 333–361.
19. Feltham, Gerald A. Valuation and Clean Surplus Accounting for Operating and Financial Activities/ Gerald A.Feltham, James. A. Ohlson// Contemporary Accounting Research. – 1995. – Vol. 11, No. 2,– P. 689–731.
20. Habib, A. Is the Relationship Between Equity Value and Accounting Information Non-Linear? Empirical Evidence from Japan/ A. Habib // Journal of Asia-Pacific Business. – 2005. – Vol. 6, No. 2,– P. 41–67.
21. Herath, H. S. B. Non-linear Equity Valuation: An Empirical Analysis/ H. S. B.Herath, A. W. Richardson, R. R. Roubi, M. Tippet // Journal of Accounting, Finance and Business Studies.– 2015. – Vol. 51, No. 1,– P. 86–115.
22. Khan, M. S. R. Explaining the Growth Potential of a Market Leader and Challenger: Evidence from Japan’s Telecommunications Services Industry / M. S. R.Khan, N. Rabbani.–Business Perspectives & Research, 2021. –DOI: 10.1177/2278533721989522
23. Liu, J. The Feltham-Ohlson (1995) Model: Empirical Implications / J.Liu, J. A. Ohlson // Journal of Accounting, Auditing & Finance.– 2000. – Vol. 51, Is. 3,– P. 321–331.
24. Lo, K. The Ohlson Model: Contribution to Valuation Theory, Limitations, and Empirical Applications / K. Lo, T. Lys // Journal of Accounting, Auditing & Finance. – 2000. – Vol. 15, Is.3,– P. 337–367.
25. Lee, Shih-Cheng An Empirical Investigation of the Ohlson Model–A Panel Cointegration Approach/ Shih-ChengLee, Jiun-Lin Chen,Ming-Shann Tsai// Australasian Accounting, Business and Finance Journal. – 2014. – Vol. 8,No. 2,– P. 35–51.
26. Ohlson, James. A. Earnings, Book Values, and Dividends in Equity Valuation / James. A. Ohlson// Contemporary Accounting Research. – 1995. – Vol. 11, No. 2,– P. 661–687.
27. RT : [сайт]. URL: https://russian.rt.com/business/article/345607-itogi-2016-ekonomika-rossiya(дата обращения: 01.04.2021)
28. ThomsomReutersEikon : [сайт]. URL: https://eikon.thomsonreuters.com/index.html(дата обращения: 08.11.2020)
29. Silvestri, А. A Test of The Ohlson Model on The Italian Stock Exchange / Antonella Silvestri, Stefania Veltri // Accounting & Taxation. – 2012. – Vol. 4, No.1,– P. 83–94.
30. Suwardi, E. The Evolution in the Value Relevance of Accounting Measures in Indonesia/ E.Suwardi// Gadjah Mada International Journal of Business. – 2020. – Vol. 22,No. 1,– P. 49–73.
31. Vorobeva E. A. The relationship between accounting indicators and market value of Russian companies with different growth potential / E. A.Vorobeva, E. D. Nikulin // Russian Management Journal. – 2018. – Vol. 16, No. 4. – P.563–576.
32. Zhang, G. Accounting Information, Capital Investment Decisions, and Equity Valuation: Theory and Empirical Implications/ G.Zhang// Journal of Accounting Research. – 2000.– Vol. 38, Issue 2, – P.271-295.
33. Zheng, X. Firm Valuation Based on an Improved Ohlson Model / X. Zheng, Y.Zhai, Z. Wang, J. Song, S. Wu // (2020), Transformations in Business & Economics. – 2020. – Vol. 19, No. 2 (50), – P.74-91.