Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представления о границах личностного пространства у молодых людей в связи с опытом, полученным в интернет-среде

Работа №134182

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы127
Год сдачи2022
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ……………………………………………………………………..5
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕГО ГРАНИЦ В СВЯЗИ С ОПЫТОМ, ПОЛУЧЕННЫМ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ……………………………………………..12
1.1. Определение понятия личностного пространства
1.1.1. Понятие психологического пространства личности
1.1.2. Жизненное пространство личности…………………………………………………………………...16
1.1.3. Личное и личностное пространство человека……………………18
1.2. Психологические границы личности как предмет исследования…
1.2.1. Теоретические подходы к пониманию психологических границ личности…
1.2.2. Характеристики психологических границ………………………..23
1.2.3. Психологические границы личности в современном изменяющемся пространстве
1.3. Категория опыта в психологии и его специфика в интернет-среде…
1.3.1. Подходы к пониманию и определению опыта личности
1.3.2. Переживание как механизм включения опыта в личностное пространство человека
1.3.3. Цифровое пространство как новое пространство жизни личности
1.3.4. Разработанность проблематики опыта, получаемого в интернет-среде
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Процедура исследования…
2.2. Описание методов исследования……………………………………39
2.3. Процедура исследования…………………………………………….47
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ О ГРАНИЦАХ ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА В СВЯЗИ С ОПЫТОМ, ПОЛУЧЕННЫМ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ
3.1. Представления молодых людей о личностном пространстве и его границах
3.1.1. Качественный анализ личностного пространства и его характеристик
3.1.2. Качественный анализ границ личностного пространства и их характеристик
3.1.3.Исследование личностного пространства и его границ с помощью психодиагностических методик
3.2. Исследование опыта, полученного молодыми людьми в Интернет-среде
3.2.1. Описание категорий опыта, полученного в Интернете
3.2.2. Характеристика респондентами влияния опыта, полученного в Интернете, на их личностное пространство
3.3.Представления молодых людей об изменении содержания личностного пространства (в настоящий момент и в будущем)…………………………….65
3.4. Взаимосвязи представлений молодых людей о личностном пространстве с различными видами опыта в Интернете
3.5.Взаимосвязь изменений личностного пространства в представлениях молодых людей с особенностями психологических границ личности………75
3.6. Взаимосвязь изменений характеристик границ и личностного пространства с личностными характеристиками молодых людей
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Включение интернета в жизнь современного человека на сегодняшний день привносит существенные изменения во все сферы нашей жизни, а также создает принципиально новые условия формирования, существования и расширения личности. Проблема интернет-феномена привлекла внимание многочисленных исследователей (среди них – Асмолов А.Г., Войскунский А.Е., Завьялова З.С., Солдатова Г.У., Черняева К.О. и др.).
Проблема изучения «пространств» человеческой жизни в последнее время приобретает все большую актуальность в психологической науке. Накопленные знания позволяют психологам рассматривать всевозможные пространства (субъективное и объективное, психосемантическое, жизненное, психологическое, социальное, образовательное и др.) в контексте сближения современного, естественнонаучного и гуманитарного знания.
Для успешного функционирования в обществе, для решения различных жизненных задач личность должна уметь гибко реагировать на изменения, расширять собственные возможности, защищать позиции и устанавливать контакты с другими людьми. Адаптивность поведения и способность устанавливать или, наоборот, ограничивать контакты с другими людьми, связана с феноменом психологических границ личности.
Молодые люди сегодня погружены в цифровую среду практически постоянно, они учатся, общаются, работают в интернет-среде, которая делает их жизнь публичной. Научная проблема исследования: как молодые люди воспринимают свою личность и ее границы в этой изменившейся среде, какой опыт, получаемый ими через интернет, оказывает на развитие и личности наибольшее влияние? С какими личностными особенностями это связано?
Цель: описать содержание и границы личностного пространства молодых людей и выявить их взаимосвязи с опытом, полученным в интернет-среде.
Объект: личностное пространство и его границы
Предмет: содержание личностного пространства, характеристики его психологических границ и их взаимосвязи с опытом, полученным молодыми людьми в интернет-среде
Задачи:
1. описать характеристики личностного пространства и его психологических границ;
2. выявить и описать различные виды опыта, полученные молодыми людьми в интернет-среде;
3. проследить возможные изменения характеристик личностного пространства и его границ во временной перспективе;
4. выявить взаимосвязи изменений психологических границ личностного пространства молодых людей с разными видами и значимостью опыта, полученного в интернет-среде;
5. выявить взаимосвязи психологических границ личности и их изменений с особенностями личности (способность к самоизменениям, базисные убеждения человека).
Основная гипотеза:
Представления о содержании и пространственно-временных границах личностного пространства связаны с различными видами опыта, полученными личностью в интернет-среде
Частные:
1. Особенности содержания и границы личностного пространства в представлениях молодых людей связаны с полученным опытом в сфере профессионального становления и общения в Интернете.
2. Расширение границ личностного пространства в связи с опытом, полученным в Интернет-среде, связано с проницаемостью психологических границ личности.
3. Изменение границ личностного пространства и его содержания в представлениях молодых людей связано со способностью к изменениям и базисными убеждениями человека относительно собственного Я.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования.
Для изучения содержания личностного пространства и его границ:
 Авторское полуструктурированное интервью
 Опросник «Психологические границы личности» Т.С. Леви
 Семантический дифференциал (Л.И. Вассерман)
 Рисуночная методика «Мое личностное пространство» (авторская модификация)
Для изучения личностных характеристик молодых людей
 Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности (Гришина Н.В.)
 Шкала базисных убеждений Янов-Бульман Р. (адаптация Кравцовой О.)
Методы математической статистики: (описательная статистика, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена). Математическая обработка результатов проводилась с использованием программного пакета «SPSS».
Выборка исследования составила 56 человек. В нее вошли респонденты возраста от 20 до 25 лет (45 женщин и 11 мужчин), проживающие на территории РФ, которые, в основном, являются студентами.
Ключевые понятия и их определение:
Личностное пространство — часть психологического пространства, включающая в себя область, связанную с идентичностью личности. Оно обладает всеми свойствами психологического пространства и жизненного пространства личности:
• представляет собой субъективно значимый фрагмент бытия, т.е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека (С. К. Нартова-Бочавер)
• представляет совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, охватывающих и личность, и ее психологическое окружение в едином психологическом поле (К. Левин)
• активно преобразуется (изменяется) в современной цифровой среде (Т.Д. Марцинковская)
Психологические границы личностного пространства можно определить как контуры, осознаваемо отделяющие в представлениях личности субъективно значимое и контролируемое пространство «Я» от не «Я», выполняющие функции взаимодействия с миром. Психологические границы изучались разными авторами с точки зрения защитной функции (Н.А. Кондратова), проницаемости (А. Вайштейн), текучести и объема, изменчивости (С.К. Нартова-Бочавер), структуры (Т.В. Корнилова), способа действия (Т.С. Леви).
Опыт — это отражение того, что происходило с человеком в определенные моменты времени, того, как он это воспринял или оценил, пережил, что через придание им определенного смысла меняют и внутреннее состояние человека, перестраивая сознание, отношение к другим людям и к себе. (Зиновьева Е.В.)
Опыт, полученный в интернет-среде – осмысление переживания значимых ситуаций, связанных с интернет-средой.
На этапе пилотажного исследования были выделены следующие наиболее часто описываемые респондентами категории опыта, полученного в интернет-среде:
• Опыт, связанный с профессиональным образованием и становлением
• Опыт, связанный с общением с людьми в Интернете
• Опыт самораскрытия в Интернете.
• Небезопасный опыт, связанный с Интернет-средой (фейковый, шокирующий, мошеннический контент)
Теоретическая значимость работы обоснована тем, что применительно к проблематике ВКР обобщены результаты широкого спектра научных психологических исследований, посвященных изучению понятия пространства личности, его границ, категории опыта и разработанности его проблематики в интернет-среде; выделены основные научные представления о понятии жизненного, психологического и личного пространства, его границ, их свойства, характеристики и функции. Операционализировано понятие личностного пространства, психологических границ и опыта, полученного в интернет-среде. Выявленные эмпирически особенности представлений о своем личностном пространстве и его границах во временной перспективе у молодых людей согласуются с современными идеями различных направлений психологии, расширяют существующую картину результатов научно-исследовательских работ в данном направлении.
Практическая значимость работы связана с возможностью применения полученных данных при разработке программ безопасности в интернете для молодежи, в консультировании по вопросам проблем идентичности в связи с вовлеченностью в интернет-среду.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы состоит из 77 источников, в том числе включающих публикации в современных периодических изданиях и 7 источников на иностранном языке. В приложения включена разработанная для целей исследования анкета и описательные результаты количественного и качественного анализа, и иллюстративный материал.
Ключевые слова: личностное пространство, психологические границы, опыт, интернет-среда, личностные характеристики


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной работы представлено научное исследование на тему «Представления о границах личностного пространства у молодых людей в связи с опытом, полученным в интернет-среде».
В результате теоретического анализа нами были определены и операционализированы понятия личностного пространства и его границ, их свойства и характеристики, используемые в исследовании, предложена типология личностного пространства на основе контент-анализа, и рассмотрено понятие опыта, полученного в интернет-среде в контексте эмпирически выделенных категорий.
Проведенный теоретический анализ свидетельствует о том, что тема личностного пространства и его границ в интернет-пространстве среди молодых людей недостаточно освещена в современной науке и имеет высокую актуальность в связи с современными тенденциями развития виртуального пространства.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было осуществлено эмпирическое исследование, в результате которого были выявлены и описаны представления молодых людей о содержании их личностного пространства, его границ, их характеристиках и изменяемости в будущем, в связи с полученным опытом в интернет-среде, функциями психологических границ и личностными особенностями. В рамках исследования, наряду со стандартизированными методиками, для описания личностного пространства молодых людей были применены модификации проективных методик. Можно отметить, что их применение позволило получить интересные результаты, хотя и накладывает определенные ограничения при их интерпретации, и выполнение заданий вызвало большой интерес и размышления у участников исследования. Также были выявлены основные виды опыта, полученного в Интернете, оценка его влияния на личностное пространство и его границы, ее взаимосвязь с характеристиками границ и пространства. Была продемонстрирована роль личностных характеристик в восприятии и переработке опыта, получаемого в цифровой среде, и возможности сохранения или изменения своих личностных границ, среди которых важную роль играет и способность к самоизменениям, и в целом базисные убеждения личности по отношению к самому себе и окружающему миру.
Полученные результаты могут представлять интерес для научно-исследовательского поля в данной области и применяться в практических целях при индивидуальном консультировании по вопросам проблем идентичности при высокой вовлеченности в интернет-среду, для повышения обоснованности и эффективности информирования молодых людей о сущности психологической безопасности в интернете, при разработке программ безопасности в интернет-пространстве для молодежи.
На следующих этапах изучения данной темы представляет исследовательский интерес уточнение содержания личностного пространства, механизмов изменения границ, механизмов влияния опыта, полученного в Интернете, на представления о личностном пространстве и его границах в настоящем и будущем, сопоставление выявленных особенностей с аналогичными особенностями у других возрастных групп.



1. Аммон Г. Динамическая психиатрия. — М.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. — 200 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
3. Асмолов А.Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 1–26.
4. Барышева Е. И. Соотношение понятий стиль жизни и субъективное жизненное пространство личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-stil-zhizni-i-subektivnoe-zhiznennoe-prostranstvo-lichnosti (дата обращения: 14.12.2020).
5. Белинская Е.П. Взаимосвязь характеристик идентичности и стратегий совладания у пользователей социальных сетей // Образование личности. 2016. № 4. С. 52–59
6. Белинская Е.П., Вознесенская В.С. Проблема регуляции социального поведения в теориях информационного общества и реальность сетевого взаимодействия // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 48. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020)
7. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 60. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020)
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс. — М.: Прогресс,1986. 421 с.
9. Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3. С. 29.
10. Бурмистрова-Савенкова А.В. Понятие бытийного пространства личности и методика исследования индивидуальных предпочтений в регуляции границ этого пространства / А.В. Бурмистрова-Савенкова // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т.9. №4. С. 6-18.
11. Вассерман Л.И., Кузнецов О.Н., Ташлыков В.А., Тейверлаур М., Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей. СПбНИПНИ им. Бехтерева, 2005.
12. Водинчар Е. А., Орлик Л. А. Взаимосвязь суверенности психологического пространства человека и специфики его межличностных отношений // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2016. №1 (27), с. 48-56.
13. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №2. С. 98-121.
14. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 140–153.
15. Володина Ю. А. Проблема определения границ психологического пространства личности // Вестник БГУ. 2010. №1. С.136-141.
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН СССР. — 1956, 519 с.
17. Гусельцева М.С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020)
18. Гусельцева М.С. Изучение идентичности в контексте культуры: методология латентных изменений // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.10.2020)
19. Гусельцева М.С. Трансформации идентичности в информационной культуре // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: Коллективная монография / под ред. Т.Д.Марцинковской, В.Р.Орестовой, О.В.Гавриченко. М.: Московский педагогический государственный университет. — 2019б. С. 36–43.
20. Гуссерль Э. Избранные работы. М.: Территория будущего. — 2005, 458 с.
21. Емелин, В., Рассказова, Е., Elena, R., &Тхостов, А. (2016). Информационные технологии в структуре идентичности человека: возможности и ограничения рисуночной методики. Психологические исследования, № 9 (45). С. 3.
22. Иванова И.В. Социализация молодежи в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 61. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020)
23. Келли Д. «Теория личности (теория личных конструктов)», СПб, «Речь». — 2000, 249 с.
24. Кисельникова, Н & Данина, М & Лаврова, Е &Куминская, Е. (2020). Выявление информативных параметров поведения пользователей социальной сети ВКонтакте как признаков депрессии. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 17. С. 73-88.
25. Кондратова Н. А. Жизненное пространство личности: пространство личной свободы // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В.Гришиной, С.Н.Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. 198-222 с.
26. Кондратова Н.А. Смысловой конструкт «свое — чужое» в контексте понятия «жизненное пространство личности» // Психология субъективной семантики: Истоки и развитие. М.: Смысл, 2011. С. 119–132.
27. Кондратова Наталия Александровна Теоретические предпосылки и содержание понятия «Жизненное пространство личности» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. №2. С. 18-30.
28. Кондратьева О.Н. Типология пользователей социальных сетей в метафорическом зеркале российских масс-медиа // Филологический класс. 2020. №1. С. 67-72.
29. Корниенко Д.С., Руднова Н.А. Особенности использования социальных сетей в связи с прокрастинацией и саморегуляцией // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. С. 9.
30. Корнилова, Т. В. (2013а). Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностной регуляции решений и выборов. Психологический журнал. № 34(3). С. 89-100.
31. Короткова В.О., Лобза О.В. Личностные детерминанты функционирования психических структур в цифровом пространстве // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. №4. С. 59-73.
32. Костромина С. Н. Жизненные модели современной российской молодежи // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В.Гришиной, С.Н.Костроминой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2020. 532 с.
33. Краснова О.В., Полева Н.С. Сравнительное исследование социокультурной идентичности в подростковом и зрелом возрасте // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 50. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020)
34. Кузьмина А.С. Анализ зарубежных исследований опыта человека в среде виртуальной реальности // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. №2. С. 102-112.
35. Леви, Т. С. Диагностика психологической границы личности: качественный анализ // Вопросы психологии. 2019, № 5. С. 93–101.
36. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл. — 2001. 572 с.
37. Левин К. Теория поля в социальных науках / пер. с англ. СПб.: Сенсор. — 2000. 364 с.
38. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 251—261.
39. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 3–27.
40. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. — 1999. 486 с.
41. Манукян В. Р., Муртазина И. Р., Гришина Н. В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 4. С. 35–58.
42. Марцинковская Т. Д. Психология пространства: от вселенной до личности, от экосферы до экзисферы // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В.Гришиной, С.Н.Костроминой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2020. 63-99 с.
43. Марцинковская Т.Д. Психологические аспекты технологического общества // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. С. 12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020).
44. Марцинковская Т.Д., Преображенская С.В., Карпук В.А. Сетевое и реальное пространство и время: переживание гармонии и кризиса // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №4. С. 131-144.
45. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер. — 2008. 351 с.
46. Мельников М. В., Моисеева З. Ф. Граница между личным и публичным пространством и ее особенности на примере социальной сети Instagram // Теория и практика общественного развития. 2016. №10. С. 117-119.
47. Москвичева Н. Л. Цифровая среда как жизненное пространство личности: опыт исследования жизненных моделей молодежи // Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н.В.Гришиной, С.Н.Костроминой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. 532 с.
48. Нартова-Бочавер С. К. // Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
49. Нартова-Бочавер С.К. // Психология суверенности: десять лет спустя. М.: Смысл. — 2017. 200 с.
50. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: монография. М.: Прометей. — 2005. 312 с.
51. Осорина, М. В. (2017). Ментальные пространства как психическая реальность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 7(1). С. 6–24.
52. Павлова Н.Д., Кубрак Т.А., Гребенщикова Т.А. Исследование динамики субъектности сетевых сообществ по ее проявлению в дискурсе // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 70, C.5.
53. Полева Н.С. От идентификации к идентичности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 58. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.10.2020)
54. Райх В. Анализ личности. - М.: КСП; СПб.: Ювента. — 1999. 333 с.
55. Риппинен Т.О., Слободская Е.Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 18–25.
56. Розенберг Н. В. «Жизненный мир» как культурно-исторический мир повседневности в феноменологии Э. Гуссерля // Вестник ТГУ. 2008. №8. С. 251-255.
57. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Академии наук СССР. — 1957. 328 с.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика. — 1989. 328 с.
59. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика. — 1973. 224 с.
60. Семенцова К.С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2012. №1. С. 91-97.
61. Сильченкова И. А. // Границы личного пространства в интернете // Исследования науки и технологий: классические основания и актуальные тенденции. Сборник научных статей по итогам V Социологической Школы СПбГУ, под редакцией: Е.С. Богомягкова, М.В. Ломоносовой. 2016. С. 125-138.
62. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность подростков в интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014, №3 (15). С. 36-48.
63. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Факультет психологии. – Москва: Смысл. — 2017, 374 с.
64. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория: пер. с англ./Общ. ред. А.В. Казанской. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Литера», Издательство Агентства «Яхтсмен». — 1996. 576 с.
65. Фрейд, З. О нарциссизме / Очерки по психологии сексуальности. – Минск: Поппури. — 2003. 480 с.
66. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа. — 2001. 446 с.
67. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М.: КСП+. — 1997. 719 с.
68. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Академический проект. — 2006. 207 с.
69. Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 52. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 07.11.2020)
70. Щукина М.А., Яковлева И.В., Крайнюков С.В., Тютюнник Е.И., Бондарева М.О., Аверьянова О.Ю. Особенности визуальной самопрезентации участников деловой коммуникации в виртуальной образовательной среде // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 59. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.12.2020)
71. Bradshaw, J. On The Family. A New Way of Creating Soild Self-Esteem / J. Bradshaw. – United States, Ed.: 2, 1996.
72. Evans, G. W., & Howard, R. B. (1973). Personal space. Psychological Bulletin, 80(4), 334–344.
73. Gifford R. Environmental psychology. Principles and Practice (3-rd edition). Optimal books, 2002.
74. Hall E.T. Hidden Differences: Studies in International Communication. Hamburg: Grunder&Jahr, 1985.
75. Janoff-Bulman R., Berger A. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // Loss and trauma: General and close relationship perspectives. Philadelphia: Bronner-Routledge, 2000. P. 29–4.
76. N. Вrown, N.W. The Destructive narcissistic pattern / N.W. Brown. – Westport, Connecticut, London, 1998.
77. Sommer, Robert. “Studies in Personal Space.” Sociometry, vol. 22, no. 3, 1959, pp. 247–260. JSTOR.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ